Мотивом а называется то что побуждает ее. Деятельность как форма социального бытия человека

ЕГЭ 2018 Обществознание Задание 20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом_______(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования_______(В), социальной группы, общества в целом.

_______(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _______(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _______(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.


В данной ниже форме приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Выберите напротив каждой буквы нужное слово.

А сейчас подумаем над решением задания 20.

Разделу «Духовная культура человека и общества» посвящены задания с четвертого по шестое - это обязательно. Но в других заданиях эта тема также представлена. Например, там, где нужно поработать с графическими данными (с диаграммой, которая отражает результаты социологического опроса), или там, где нужно вставить в текст пропущенные слова. Или в задании на нахождение черт отличия и черт сходства. Или на выделение утверждений теоретического, фактического и оценочного характера. Все эти задания могут быть по любому из разделов обществознания.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года как раз двадцатое задание составлено на основании материала раздела «Человек, общество, духовная культура». Его я и предлагаю сейчас решить.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.

____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определенному виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    потребность;

    деятельность;

  1. социальный;

    естественный;

    подлинный (разумный);

    индивидуальный;

  2. идеальный (духовный).

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

Каким образом выполняются такие задания?

Вы видите, что после каждого пропуска стоит буква. Пропущено шесть слов или словосочетаний. Они обозначены буквами: А, Б, В, Г, Д и Е.

Под текстом даны термины, из которых надо сделать выбор. Причем если пропусков шесть , то терминов девять . Это значит, что три термина являются лишними . Вставлять их можно только по одному разу. И в табличке под каждой буквой вы должны записать соответствующую цифру.

Обратите также внимание на то, что слова в списке даны в именительном падеже . Причем, если речь идет о прилагательных, они даны в мужском роде, но в тексте могут употребляться и в женском роде. Это тоже нужно учитывать. Ну, по крайней мере, по контексту мы можем догадаться, что нужно вставлять: существительное или прилагательное. Это может облегчить поиск нужного слова.

Итак, внимательно читаем.

Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.

Нам надо выбрать ЕЁ. Мотив ЕЁ побуждает. Можно, в общем-то, сразу догадаться, что речь идет о мотиве действий или деятельности. Ищем что-то подходящее. Под номером два находим деятельность. Выбираем два.

В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.

С помощью деятельности человек удовлетворят свои потребности. Именно потребность является одним из самых распространенных мотивов деятельности. Выбираем один.

Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.

Так, по возрастающей: меньше, больше, больше - значит, человека. Но у нас в списке терминов нет человека, зато есть индивид. Выбираем восемь.

____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития, воспроизводства.

Это биологические потребности. Иначе можно назвать их «естественные потребности». Выбираем пятерку.

____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.

Общество по-другому называют «социум». Общественные потребности называют социальными. Выбираем четвертый ответ.

____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования.

Познание относится к духовным потребностям. В данном случае вам предлагается оба варианта названия этой группы потребностей - идеальная (духовная). Выбираем девятку.

В итоге в таблицу записываем: 2, 1, 8, 5, 4, 9.

Удачи на экзамене!

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) предмет; 4) структура; 5) средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает человека выполнять ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность , которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность деятельности, связь деятельности со свойствами независимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность деятельности человека внешним миром и опредмечивание потребности, превращение ее в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения .

В качестве цели деятельности выступает идеальное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и способы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.

Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим индивидом.

В этот процесс неизбежно включается опыт, накопленный человечеством, который данный индивид усваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну, а целую систему подчиненных друг другу целей.

Понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важное место. Немотивированной деятельности, так же, как и нецеленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности.

Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели . Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристику и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.

Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.

Жизнь во всех своих формах связана с движением, и, по мере её развития, двигательная активность приобретает всё более совершенные формы. Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Благодаря продуктивному, творческому характеру деятельности, человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассмотрим структуру деятельности в виде следующей схемы.

деятельность

МОТИВЫ- то, что человека побуждает к деятельности

ДЕЙСТВИЯ –относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу

ЦЕЛИ- то, на что направлена непосредственно деятельность

ДЕЙСТВИЕ

Моторные

(двигательные)

Центральные

(мыслительные)

Сенсорные

(чувствительные)

Исполнение

Регулирование

Ориентировка

Контроль

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает потребность человека, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми разнообразными:

    органическими;

    функциональными;

    материальными;

    социальными;

    духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (производство продуктов питания, жилища, одежды и т.д.).

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности (занятия спортом).

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности человека определяется по ее доминирующему мотиву (поскольку всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт, причем мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие. Действием называют часть деятельности, имеющую самостоятельную, осознанную человеком цель.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:

    сенсорные - действия по восприятию объекта;

    моторные – двигательные действия;

    волевые – действия, связанные с проявлением волевых усилий;

    мыслительные ;

    мнемические – действия памяти;

    внешние предметные – действия направлены на изменение состояния или свойств внешнего мира;

    умственные – действия, выполняемые во внутреннем плане сознания.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией . При возникновении каких – либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Рассматривая проблему деятельности человека, выделяют:

    сенсомоторные процессы;

    идеомоторные процессы;

    эмоционально-моторные процессы.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта:

1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...