С помощью внутришкольного контроля не происходят изучение. Виды контроля в школе, его методы и основные формы проведения

Эти упражнения и игры помогут участникам определить причины и опасность для человека такого явления, как "зависимость", в том числе, зависимость от психоактивных веществ.

“Что такое зависимость" (20 мин.)

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие "зависимость"; дать определение зависимости.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.
Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово "зависимость". После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать "галочками"). В результате обсуждения, тренер подводит группу к правильному определению понятия "зависимости", разъясняет его смысл.

"Ассоциации" (15 мин.)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубоко содержания работы и дискуссий.
Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.
В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания","зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.
1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.
2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои ассоциации к этим словам.

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

"Провокационные тезисы"

Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень информированности.

Провокационные тезисы:

  • Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества, свободного от наркотиков.
  • Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.
  • Наркоманам нельзя помочь.
  • Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.
  • Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.
  • Тому, кто стал наркоманом, не повезло.
  • Наркотики нужно легализовать.
  • Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.
  • От марихуаны не развивается зависимость.

"Мифы" (30 мин.)

Цель: информировать участников, развеять мифы.

Материалы: таблички с надписями "да" - "нет".

Таблички прикрепить на противоположные стены. Зачитайте спорное утверждение, предложите участникам встать возле одной из табличек ("да" или "нет"). Каждый участник должен отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Мифы:

  • Наркомания - вредная привычка.
  • Достаточно 1 раз уколоться - и станешь наркоманом.
  • Все наркоманы и проститутки - конченые люди.
  • Марихуана безвредна.
  • Наркомания неизлечима.
  • Нельзя дружить с наркоманом.
  • У каждого есть своя собственная зависимость.
  • "Чистые наркотики безвредны".
  • Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.
  • Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчастью.
  • Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.
  • Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

Дискуссия "Мой друг зависим от наркотиков" (15 мин.)

Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в со-зависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос "Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?". Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

"Сюрприз" (25 мин.)

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков.
Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.
Ведущие кладут в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит - "нельзя", "плохо", "запрещено", не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.
Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке - это "плохо", "нельзя", но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.
После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков.

"Семья" (45 мин.)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.
Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно заранее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи.
Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

"Марионетка" (30 мин.)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.
Обсуждение:
Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"?
Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?

"Вопросы" (15 мин.)

Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе планирует информационный блок на 3 дня.
Каждый пишет на листке бумаги вопрос(ы), на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросам отдаются ведущему.

Внутришкольный контроль в системе управления образовательным учреждением

Введение

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.

Если регулирование поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической функции в роли основного поставщика нужной и необходимой информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Несмотря на наличие многочисленных исследований по тематике внутришкольного управления в публикациях недостаточно раскрыты научно-педагогические основы управления школой, осуществления контроля администрацией в современных условиях. В связи с расширением сферы самостоятельной деятельности школы возросла актуальность регулирования внутришкольных отношений на основе личностно-правового подхода к управлению.

Актуальность указанных проблем, их недостаточная изученность в условиях изменившихся общественно-производственных отношений, назревшая необходимость оценки теоретической и практической значимости данного вида управленческой деятельности обусловили выбор темы дипломной работы.

Целью исследования явилось решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного контроля в современных условиях.

Объект исследования – внутришкольное управление, история, развитие и практика осуществления внутришкольного контроля.

Предмет исследования – процесс совершенствования контрольно-инспекционной деятельности в современной школе.

Гипотеза исследования. На основе анализа литературы по социальному управлению, психолого-педагогической и юридической литературы, законодательно-нормативных документов я выдвигаю следующие предположения:

1. Результативность контрольно-инспекционной деятельности в школе повысится, если в основе ее организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.

2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.

3. Развитию демократических принципов управления будет способствовать привлечение органов школьного самоуправления к разработке локальной правовой базы управления школой и контролю над их соблюдением.

4. Эффективность контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.

Задачи исследования:

1. Выявить структуру, типологию власти и на их основе разработать

подходы к моделированию внутришкольного контроля.

2. Раскрыть сущность локальной правовой базы управления школой

и выработать требования к ее формированию.

3. Раскрыть сущность внутришкольного контроля в современных условиях.

4. Определить принципы, цель, задачи, функции, методы, процедуру внутришкольного контроля.

5. Охарактеризовать педагогические условия повышения эффективности внутришкольного контроля.

Методологической основой исследования являются: общенаучная теория систем, теория управления социально-педагогическими процессами, теория гносеологии и моделирования, признание приоритетности общечеловеческих ценностей и человека высшей ценностью, теория формирования личности в творческой деятельности и общении.

Теоретической основой исследования явились теории и концепции: о педагогических системах (В.П. Беспалько, Е.И. Казакова, Л.И. Новикова и др.); о природе педагогической деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); об управлении, в том числе педагогическими системами (В.Г. Афанасьев, Ю.В. Васильев, Ю.М. Киселев, М.И. Кондаков, A.M. Моисеев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль, Т.И. Шамова и др.); о внутришкольном контроле (Н.В. Горбунова, В.П. Давыдов, Н.С. Жбанкова, Ю.А. Конаржевский, М.К. Рункова, В.Ф. Сауткин, Н.С. Сунцов, Н.А. Шубин и др.). Методология исследования также определилась законодательно-нормативными документами, демократическим государственно-общественным характером управления образованием.

Источники исследования:

Официальные законодательно-нормативные документы, правовые акты, регулирующие отношения в области образования;

Педагогическая периодика, материалы Министерств образования Российской Федерации, отделов образования рай/гор/администраций

г. Георгиевска, нормативные документы общеобразовательных школ;

Антология педагогической мысли, историко-педагогическая литература по проблемам управления, развития школьного образования, юридическая литература;

Отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники по вопросам управления и педагогики;

Ежегодные статистические материалы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В дипломной работе приведено комплексное исследование научно-педагогических основ управления современной школой, организации контрольно-инспекционной деятельности администрации школы:

· рассмотрена модель внутришкольного контроля на основе правовой базы управления школой;

· рассмотрена необходимая и достаточная правовая база управления школой, ее структура, содержание и обоснованность в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов;

· раскрыты принципы, цели, задачи, содержание, технология организации внутришкольного контроля и инспектирования, их толкование в условиях современных отношений в системе образования;

· проведена систематизация и классификация основных функций школы, уточнены функции инспектирования и контроля;

· основной предмет внутришкольного управления представлен как процесс формирования, организации, упорядочивания отношений социального партнерства государства, общества, семьи, школы;

· выявлены тенденции нововведений в функциях и структуре внутришкольного управления.

Практическая значимость исследования определяется:

– обоснованием необходимости обновления и развития школьных систем управления и самих школ, их адаптации к современным социально-общественным требованиям, к работе в условиях национально-региональной системы образования;

– внедрением механизмов научных основ внутришкольного управления: понятийного аппарата, закономерностей, принципов, методов и функций управления, которые помогут руководителям школ перейти от «собирательства» примеров управления школами к сознательному проектированию, конструированию системы внутришкольного управления;

– расширением базы, условий управления качеством образования на разных управленческих уровня.


1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский, например, считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания; данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

П.И. Третьеков рассматривает внутришкольный контроль, как вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР школы на диагностической основе.

А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе!

Я придерживаюсь трактовки, что внутришкольный контроль – это:

1. оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;

2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

3. вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР на диагностической основе общегосударственным требованиям.


I .Понятие и определение внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль обеспечит качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.

Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.

Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.

Руководителю образовательного учреждения очень важно учитывать и искоренять недостатки, которые сложились в управленческой деятельности:

·не всегда контроль нацеливается на конечный результат;

·не просматривается система;

·отсутствует достаточно продуманное планирование контроля;

·формализм, отрыв от других функций контроля;

·излишне регламентированное деятельность учителей;

·недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков учащихся;

·оценка делается без учета ее конечных результатов, что заслоняет главное – оптимальность и результативность деятельности;

·недостаточно владеют содержанием новых учебных программ;

·практически устраняется от оказания необходимой помощи в ликвидации недостатков;

·учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;

·монологический тип общения, необъективность в осуществлении контроля.

II .Условия эффективности внутришкольного контроля

Динамический процесс внутришкольного контроля требует определенных условий для его полноценного осуществления.

Первое условие – создание целостной системы информации. Эта информация должна включать два блока.

Первый блок – «социальный заказ» школе, то есть «должного» то, к чему должен стремиться школьный коллектив. Этот блок включает в себя наиболее важные задачи характерные для всех школ и определенные на федеральном уровне (см. «Федеральную программу развития образования в России»).

Второй блок – это информация об особенностях и состоянии работы конкретного педагогического коллектива, то есть о «существующем» (реальном) состоянии дел в школе, что невозможно без качественного педагогического анализа, на основе которого выстраивается присущая конкретной школе система учебно-воспитательной работы.

Второе условие – высокая компетентность, культура проверяющего. Руководитель должен иметь высокую научно-теоретическую и методическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школ, должен быть убежденным, целеустремленным.

Третье условие – изучение деловых и профессиональных качеств учителей, своих заместителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств.

Четвертое условие предполагает способность руководителя не только вскрывать недостатки УВП, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи и их проявления.

Пятое условие – действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Шестое условие – придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе.

Седьмое условие – продуманная система морально-материального стимулирования, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, формирование и развитие нравственной зрелости коллектива, обобщающим показателем чего является уровень реализации педагогическим коллективом производственных и воспитательных функций.

Восьмое условие – обеспечение научной организации труда в педколлективе и создание должных социально-психологических условий: настроения, традиций, ценностных ориентаций и т.д., способствующих развитию благоприятных межличностных отношений в коллективе, так необходимых при организации само- и взаимоконтроля.

III .Этапы и требования к внутришкольному контролю

Внутришкольный контроль необходимо осуществлять в несколько этапов.

Мобилизационный этап – четкое определение цели и объектов контроля (педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями: что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе его выполнения).

Экспериментальный этап – включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе (например, учителя разрабатывают систему заданий по формированию умственной самостоятельности учащихся).

Итоговый уточняющий этап – анализ предварительно полученной информации, коррекции педагогической деятельности (учителя уточняют степень сформированности конкретных умений учащихся, опираясь на научно обоснованные критерии, переосмысливают систему собственной деятельности).

Экстраполяционный этап (с учетом полученной информации) – включение дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленность педагогов на ее осмысление; обеспечение взаимосвязи руководства, взаимоконтроля в процессе прогнозирования поиска (учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания в означенной области, ориентируются на «скачок вперед»).

Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а экстраполяционный этап нацеливает их на постоянный творческий поиск. То и другое вместе помогает выявить сложившиеся стандарты и стереотипы во взаимодействии педагогов с учащимися (как негативные, так и оправданные), наметить пути дальнейшей оптимизации управления (через контроль над процессом воспитывающего обучения школьников).

Тенденции политического, экономического и культурного развития общества требуют реализации новых подходов к изучению состояния преподавания, качества знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся.

В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива.

Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:

1.Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.

2.Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, членов профсоюзных комитетов, руководителей методических объединений и творческих групп.

3.Гласность и объективность контроля – непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.

4.Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителей и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.

Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду:

  • Нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональность путей их достижения;
  • Повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей за самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;
  • Создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;
  • Разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.
IV .Структура и методы внутришкольного контроля

Под структурой внутришкольного контроля понимают устойчивую связь всех его элементов, в которой определен порядок и способ взаимодействия руководителя системы и педагогов (цель, метод, вид, форма)

Цель, метод, вид и форма контроля тесно связаны между собой. Существует несколько видов контроля.

Ориентировочный контроль заключается в уточнении уровня деятельности учителей (общее знакомство с системой взаимодействия педагога с учащимися).

Предупредительный контроль – это проверка возможностей педагога (учитель заранее осведомлен о целях контроля, что повышает его ответственность).

Предварительный контроль , который осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется календарно-тематическое планирование, оборудование кабинетов, документация. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе учителей при переходе к изучению особо сложных для усвоения тем.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Этот вид контроля очень важен в период аттестации педагогов.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

Тематический контроль – это изучение системы работы учителя по определенному вопросу (осуществление обратной связи на уроке; предупреждение аритмии, обучение школьников постановку вопросов к изучаемой информации, к ответу товарищей). Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности учителя, всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников, низкий уровень качества ЗУН и т.д.).

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь, например, при переходе учащихся из начальной школы в среднюю и из средней - в старшую.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму контроля наиболее целесообразно использовать в случаях, когда наблюдаются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена: например в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки. Выделяются два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах.

В свою очередь, любой из акцентированных видов контроля может быть активным (проведение контрольных работ или устный опрос учащихся по заранее составленным программам) и опосредованным (качество работы учителя изучается путем анализа ученических работ и документации). Активный и опосредованный виды контроля в школе осуществляются в единстве.

Каждый вид контроля в процессе его реализации обретает определенную форму. Здесь имеет место и персональная форма контроля, когда в течение длительного времени посещаются уроки одного учителя с целью изучения его структуры деятельности и перевода в более творческое состояние, и персонально-фронтальная форма контроля, при которой деятельность учителя подвергается всестороннему анализу, но с обязательным утверждением его возможностей, и сравнительно-персональная форма контроля, предусматривающая длительное посещение уроков двух учителей родственных предметов, но с непременным обогащением приемов воздействия того и другого. В процессе сравнительного анализа результатов деятельности нескольких учителей возможно создание ситуации критической самооценки (СКС). Однако при этом нет места противопоставлению учителей, работа которых подвергается анализу. Это хорошо должны понимать руководители школы, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, которые возможны в результате сравнений, а, наоборот, обеспечивалась взаимопричастность педагогов на пути достижения единой цели – эффективного обучения и воспитания школьников. В школе целесообразно осуществлять и такие виды контроля, как персонально-тематический , когда посещаются все уроки учителя в параллельных классах; тематически-обобщающий , когда посещаются кроки всех учителей работающих в параллельных классах; комплексно-обобщающий , когда проверяются все виды работы учителя с учащимися.

Как правило, директор школы передает основной объем функций контроля своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и зданий школы, ведения документации строгой отчетности (трудовых книжек педагогов, журналов и личных дел учащихся, финансовой документации и т.д.).

В ведении заместителей директора школы находятся определенные процессы функционировании и их непосредственные исполнители, а также органы управления этими процессами. Они контролируют выполнение учебных программ, соблюдение режима учебных занятий, посещаемость учащихся, работу классных руководителей, а также ведение школьной документации (классных журналов, планов работы учителей и др.), работу методических объединений, проблемных групп, школьной библиотеки и т.д., состояние воспитательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы школы.

Конкретное распределение функций контроля между директором и его заместителями может существенно варьироваться в различных школах.

Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярно. Однако он может быть недостаточно компетентным, так как в подчинении одного руководителя обычно находятся учителя, преподающие разные предметы и ведущие разнообразную учебно-воспитательную деятельность.

Коллективный контроль , осуществляемый учительским коллективом, имеет не столь жесткие формы, как административный, - это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Деятельность учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых методов преподавания, проверить исполнение индивидуального плана развития учителя и его участие в реализации коллективно принятых решений. Его цель – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.

Взаимоконтроль . Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из учителей изучает, как идет его освоение коллегами. Взаимоконтроль может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус, например, между руководителями методических объединений.

Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

Общественный контроль – это контроль по изучению общественного мнения о школе, оценка образовательного учреждения родителями и общественностью (жители микрорайона, сельского схода, общественными организациями, социологическими измерениями и т.д.).

Ученический контроль – это изучение мнения выпускников о школе, выявление их уровня удовлетворенности полученным образованием.

Используемые в школе методы контроля делятся на две группы – методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.

Методы контроля результатов деятельности . Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено многочисленностью процессов в школе, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.

Результаты многих процессов и, прежде всего образовательного сложно выявить и измерить.

Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности: полнота, прочности, обобщенности, системности и других качеств знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база отработана еще слабо. Для оценки уровня интеллектуального развития используют школьный тест умственного развития (ШТУР). Используют также экспертные оценки по показателям сформированности мотива обучения, уровню развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и др.

Методы контроля состояния процессов . Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение школьной документации.

Контроль состояния процессов позволяет прогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение за работой учителя на уроке.

В школах широко практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычно наблюдение и анализ осуществляются по главным результатам, фиксируемым педагогом в качестве основной цели. В качестве требуемых результатов выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом школы, а также цели устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущего контроля.

Однако метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и прежде всего планов. Это могут быть планы работы школы, ее структурных подразделений, органов управления школой (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические планы и поурочные планы и т.п. Ход образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся, отчетах учителей, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и личных делах учащихся, протоколах и решениях органов управления школой, в тетради замены заболевших учителей и другой школьной документации.

Для фиксирования хода других процессов также используются специальные документы: планы самообразования учителей, тетради заявок и учета работы персонала по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечному обслуживанию школьников, медицинские карты детей, содержащие информацию о состоянии их здоровья и результатах профилактики заболеваемости (прививках, диспансеризации) и т.д.

V . Педагогический аспект контроля.

Диспропорции между постановкой цели (задачи), принятием решения по достижению цели и его выполнением ведет к опасности инфляции целей, задач и решений. Выход из этого возможного состояния заключается в осуществлении контроля за мерой исполнения решений и проверке соответствия решений поставленным целям.

Контроль:

является средством получения достоверной информации;

направлен на своевременное вскрытие и устранение причин недостатков в процессе создания духовных благ;

вскрывает недостатки в принятии решений, планировании, регулировании, организации.

Поэтому факт контроля воспитывает работников школы в духе честности, инициативы, оперативности, творчества, ответственности, бережливости, дисциплинированности и активности.

Требования к контролерам всех рангов:

  1. лучше меньше, да лучше;
  2. авторитетность;
  3. честность и правдивость;
  4. четкость, аккуратность, достоверность;
  5. образованность;
  6. выдержка и самообладание, трезвость суждений и неторопливость в выводах;
  7. знание всех основ законодательства, экономики, делопроизводства;
  8. способность к общению с людьми.
VI .Реализация различных форм контроля.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

  1. Обоснование проверки.
  2. Формулирование цели.
  3. Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки.
  4. Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме.
  5. Оформление основных выводов по результатам проверки:
- раскрываются основные причины успехов (недостатков);

Принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.;

Определяются сроки следующего контроля (при необходимости).

6. Обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании кафедры, методическом совете, профкоме, малом педсовете, собрании учащихся, родителей и т.д.).

Рассмотрим примеры реализации различных форм контроля.

Классно-обобщающий контроль.

  1. Обоснование контроля.
Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса.

В анализе работы школы за предыдущий учебный год обязательно присутствует следующая информация: все классы делятся на три группы по уровню качества знаний учащихся. Общим знаменателем для такого деления служит среднее качество знаний учащихся в целом по школе или по ступеням обучения.

Классы с самым низким качеством знаний обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль. Классы с самым высоким качеством знаний также могут быть поставлены на классно-обобщающий контроль, но его цели будут другими.

Выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение (или: обобщение опыта работы в классе преподавателей, классного руководителя, родителей).
  1. Предварительный сбор информации.
а) о состоянии учебы в предыдущем учебном году (таблицу составляет классный руководитель).

б) предметы, по которым учащиеся имели по одной- две «тройке» или имели «двойку» (таблицу составляет классный руководитель).

в) состояние посещаемости учащимися уроков (таблицу составляет классный руководитель).

г) состояние дисциплины учащихся на уроках по результатам малого педсовета и анкетирования учащихся (таблицу составляет проверяющий).

4. Схема контроля.

5.Выводы по результатам предварительного контроля:

а)причины низкой успеваемости в классе следующие;

б) управленческие решения по итогам проверки. (Приложение 7)

6. Обсуждение итогов предварительного контроля:

На малом педсовете;

На ученическом собрании;

На родительском собрании;

В индивидуальной беседе с классным руководителем, учащимися, родителями (если это необходимо).

Фронтальный контроль.

1. Обоснование контроля.

Причинами контроля могут быть:

Низкое качество знаний учащихся в целом по школе по определенному предмету (по анализу предыдущего учебного года);

Апробирование нововведенного предмета;

Плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета и т.д.

2. Формулирование цели контроля.

Фронтальная проверка преподавания нововведенного предмета «Уроки на смекалку» в 1-7-х классах.

3.Схема предстоящей проверки.

4.Общие выводы по результатам контроля:

Степень соответствия состояния преподавания предмета целевым установкам;

Общие методические требования к преподаванию предмета;

Необходимые корректировки в программах предмета;

Аргументы в пользу преподавания одним учителем по школе или всеми учителями математики;

Подготовка программы курса к рецензированию научными работниками (методистами, психологами).

5. управленческие решения по итогам проверки.

6. Обсуждение результатов проверки:

На заседании научно-методического консультационного центра;

На заседании методического совета;

На заседании кафедры математики;

На родительских собраниях.

Тематический контроль.

  1. обоснование контроля.
Обязательный тематический контроль имеет место в связи с:

а) работой школы над выделенной на год (или несколько лет) методической проблемой;

б) необходимым текущим контролем (состояния школьной документации, охраны труда, санитарно-гигиенического состояния помещений и др.).

тематический контроль может быть запланирован, например, в связи с выявленным неумением многих учащихся пользоваться правилами пунктуации и т.д.

  1. формулирование цели контроля.
Школа начинает работать над проблемой «Учет возрастной психологии детей 5-7-х классов в методике обучения и воспитания». Для этого надо определить степень готовности коллектива к решению проблемы, т.е. уровень теоретической подготовленности педагогов и родителей, объем уже имеющегося педагогического опыта учителей по данной проблеме.

Для того, чтобы собрать такую информацию, необходим предварительный тематический контроль.

3.Схема предстоящего контроля.

4. Возможные выводы по результатам предварительного контроля.

Определение:

- программы работы психолога по формированию убежденности у учителей и родителей в необходимости решения данной проблемы;

-программы теоретического обучения учителей и родителей по данной проблеме;

-сроков и структуры последующего контроля.

5. Обсуждение результатов контроля на педагогическом совете и родительских собраниях.

Персональный контроль.

Прежде чем вносить в план эту форму контроля, надо использовать такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация.

Обзорный контроль.

Такой контроль необходимо осуществлять каждый год, поскольку он дает информацию о важных вопросах системы работы школы: о состоянии на конец учебного года учебных кабинетов, учебно-технического оборудования, обеспеченности учащихся учебной литературой и т.д.

VII .Нововведения во внутришкольном контроле.

В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы.

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а)для контроля за образовательной подсистемой :

*Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.

*Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

*Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

*Принятие решения о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

*Организация исполнения решения (коррекционной работы);

б) для контроля за работой с кадрами :

*Разработка стандартов контроля: требования к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

*Аттестация работников школы;

*Диагностика состояния здоровья работников школы;

*Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

*Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами.

*Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

*Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования,- уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.

*Диагностика учебных возможностей учащихся;

*Аттестация учащихся;

*Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;

*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

*Организация коррекционной работы;

*Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе;

*Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

*Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешним по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования;

*Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

*Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

VIII .Технология современного планирования.

Технология современного планирования внутришкольного контроля в условиях демократизации и гуманизации жизни школы развивается и совершенствуется. Объектов контроля может быть великое множество, классифицировать их можно по различным принципам: по характеру исполнения, по обхвату объектов контроля, по методам их логической последовательности, по периодичности и т.д.

Формы внутришкольного контроля могут быть следующими:

Ø по признаку исполнения (коллективная форма, взаимоконтроль, самоконтроль, административный регулярный и внеплановый контроль);

Ø по характеру объектов контроля;

Ø по используемым методам: наблюдение, проверка документации, тестирование, оперативный анализ (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, преподавателями вузов и т.д.);

Ø по признаку логической последовательности: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;

Ø по периодичности проведения: эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти), периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.) (Приложение14)

Планирование внутришкольного контроля необходимо рассматривать как процесс моделирования объектно-субъектных отношений в управлении школой, так как современные подходы к перестройке и обновлению функции контроля предполагают участие в этом процессе всего педагогического коллектива. Именно каждый педагог, определенные педагогические профессиональные объединения, коллектив в целом должны представить к итоговому педсовету свое видение состояния учебно-воспитательного процесса, всей жизнедеятельности образовательного учреждения, выделив проблемы, противоречия, приоритеты и ценности своей деятельности и работы школы. Целесообразно создать условия для творческого осмысления каждым членом педколлектива состояния школы на сегодняшний и «завтрашний» лень, воспользовавшись следующей таблицей.

IX .Примерные планы – задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности.

1.План задание для проведения личностно профессионального контроля.

Тема: организация факультативных занятий в школе.

Цель: получить объективную информацию об эффективности организации факультативных занятий в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

§ проанализировать ведение документации руководителями факультативов;

§ оценить результаты проведения факультативных занятий;

§ выявить степень удовлетворенности учащихся организацией факультативных занятий.

Основание проведения контроля: план работы общеобразовательного учреждения.

Способы сбора информации:

1. Документальный контроль.

2. Посещение и анализ факультативных занятий.

3. Опрос учащихся.

4. Проведение срезов знаний, умений и навыков.

Форма проведения: инспекционный контроль.

Методы проведения:

§ Документальный контроль;

Контроль - это одна из основных функций управления, завершающая стадия его цикла. Он является частью систематической , иным лицом или органом исполнения задания, приказа, решения и других распоряжений для успешного разрешения проблем и . Школьный контроль является неотъемлемой частью процесса принятия и реализации управленческих решений в школе.

Внутришкольный контроль (ВШК) является основной функцией, компонентом педагогического менеджмента. Он позволяет получить и переработать информацию о ходе и , являясь, таким образом, основой управленческих решений в школе. Составляющими внутршикольного контроля являются:

  • наблюдение,
  • изучение,
  • анализ,
  • диагностика,
  • прогнозирование развития образовательной организации.

ВШК обеспечивает оценку эффективности деятельности участников образовательных отношений от педагога до административно-управленческого персонала.

Основные виды контроля в школе

Существуют несколько подходов к классификации видов контроля в школе. ВШК можно разделить на три типа: предварительный, текущий и итоговый. Также его можно классифицировать, основываясь на сочетании его форм и методов: обзорный, предварительный, персональный. Большинство образовательных организаций ориентируются на два вида внутришкольного контроля по ширине объекта: тематический и фронтальный.

Если рассматривать классификацию видов контроля в школе, исходя из его определения как важнейшей функции педагогического менеджмента, то можно разделить его по степени вовлеченности носителя контроля в процесс контроля, определения и реализации контролируемых результатов. В процесс входят текущий контроль в школе, проверка, ревизия и аудит.

Также организацию внутришкольного контроля в школе можно классифицировать по принадлежности предприятию носителя контроля на внутренний контроль, внешний контроль, добровольный контроль, контроль согласно уставу, договорной контроль, контроль, согласно законодательству.

Виды контроля в школе могут дифференцироваться по объекту контроля на контроль объекта, решения, результата, по регулярности на регулярный, нерегулярный, специальные проверки и по объёму на полный, сплошной, выборочный. Помимо этого используется классификация по отношению к времени реализации контролируемых решений и действий на предварительный, текущий, последующий.

Если рассматривать виды контроля в школе с точки зрения чистого менеджмента, то можно использовать следующую классификацию:

  • по типу - традиционный, опережающий, стратегический;
  • по сферам - административный, финансовый, маркетинговый, производственный;
  • по объектам - ресурсы, основная деятельность, имидж организации, информация;
  • по субъектам - администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники;
  • по интенсивности - пассивный и активный, по месту осуществления - летучий и стационарный;
  • по стадиям осуществления - предварительный, текущий, и итоговый.

Форма внутришкольного контроля может устанавливаться в зависимости от выбора проверяемых объектов. В таком случае ВШК делится на персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Также его можно проводить по уровню управления, осуществляя внешний, административный, коллективный контроль, взаимоконтроль и самоконтроль. ВШК систематизируется по периодичности проведения на предварительный, текущий и итоговый. Ещё одной формой проведения внутришкольного контроля является деятельность по логической последовательности. Данная форма делит ВШК делится на входной, предварительный, текущий, эпизодический, периодический. Также контроль может разделяться по характеру проведения на плановый, оперативный, спонтанный, эпизодический.

Вне зависимости от выбранного вида и формы внутришкольного контроля он должен отвечать своей основной задаче - изучению и анализу образовательной деятельности в школе с целью координации всей её работы, согласно стоящим перед ней целям и задачам, предупреждению возможных ошибок, оказанию необходимой помощи участникам образовательных отношений.

Внутришкольный контроль

Формы и методы проведения ВШК

Решетникова И.В.,

зам.директора по УВР

Зугресской ОШ № 9

07.12.2016

Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим

Дэниел Уэбстер (американский политический деятель конца Х IX века)

Вопрос планирования, организации и проведения ВШК – один из наиболее сложных в системе работы администратора, предусматривающий четкое понимание как самим администратором, так и членами педагогического коллектива целесообразности, системности, рациональности проведения тех ли иных контролирующих мероприятий, а также обязательный учет требований соблюдения психологического комфорта в коллективе школы. Как проверить все сферы жизнедеятельности школы, как спланировать ВШК, как учесть все особенности коллег, смотивировать их на совместную результативную работу? Думаю, с такими или подобными вопросами сталкивался каждый из нас, особенно в начале работы как администратора.

Вашему вниманию предлагаю свое видение по планированию и осуществлению ВШК.

И вначале, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Козленок, который научился считать до 10».

Почему животные негодовали на козленка за то, что он себя и их считал? (не понимали целесообразности этого действия)

Что заставило животных изменить свое отношение? (общая цель – чтобы корабль не потонул, нужно посчитать присутствующих на нем).

По сути, школа – это своеобразный корабль, который без четкого понимания направления и инструментария движения может просто погибнуть. И именно контроль является тем инструментарием, который позволяет школе двигаться в нужном направлении.

Однако пока у членов команды не будет понимания, зачем все держать под контролем, не будет слаженности в работе, даже возможен определенный бунт. Вопросы непринятия учителями контроля, конечно, можно объяснить с точки зрения психологической самозащиты. Какие ассоциации у вас возникают со словом контроль? (положительные или отрицательные, что-то не приятное, вызывающие дискомфорт). Попробуем увидеть слово «контроль» с положительной стороны (прием «Ассоциации»):

К – качество, креативность, команда

О – оптимизм, оценка,

Н – надежда, нормы, надежность

Т – труд, толерантность

Р – рациональность,

О – организация, ответственность

Л – лидерство, любовь Ь

Все названные вами слова в большей мере несут в себе положительный заряд и вселяют веру, что не все уж так плохо.

А теперь немного теории. Основной теоретический блок уже был предоставлен Викторией Владимировной, поэтому остановлюсь лишь на ключевых позициях.

Внутришкольный контроль – это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на повышение качества результатов учебно-воспитательного процесса, стимулирование роста профессионального мастерства педагогов и успехов учащихся.

Планируя ВШК, администратор должен четко различать виды, формы и методы контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля. Выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы М/О заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.). По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы). Так, например, если М/О ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.). Такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Форма контроля – это способ организации контроля.

При способе организации контроля по проверяемым объектам в образовательных учреждениях применяют шесть различных форм контроля:

    персональный;

    классно-обобщающий;

    предметно-обобщающий;

    тематически-обобщающий;

    обзорный;

    комплексно-обобщающий.

При этом фронтальный контроль предусматривает такие формы контроля, как персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий;

обзорный; комплексно-обобщающий. Тематический контроль реализуется в таких формах, как персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий.

Перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

    наблюдение ;

    анкетирование,

    анализ;

    беседа ;

    изучение документации ;

    хронометраж ;

    устная или письменная проверка знаний;

    подготовка и обработка диагностических схем для составления отчетности.

ВШК, в моем понимании, - это инструментарий управления школой. Его эффективность напрямую зависит от правильности и целесообразности выбора объектов контроля. Этого возможно добиться, если ВШК будет осуществляться на мониторинговой основе, поскольку мониторинг не только сбор статистических данных, но и их анализ, и построение работы всего коллектива над ликвидацией выявленных недостатков в тесной взаимосвязи всех участников УВП.

Работа по ВШК начинается не с постановки цели контроля, выбора форм и методов контроля, а с изучения законодательной базы функционирования образовательной организации, определения миссии школы, методической проблемы школы. Именно эти позиции определяют направления деятельности педагогического коллектива и приоритетные объекты контроля.

Качественное функционирование школы зависит от таких составных: «Условия функционирования и развития образовательной сферы», «Образовательные процессы», «Образовательные результаты».

Предлагаю определить, какие из направлений вашей работы можно отнести к каждому аспекту деятельности школы.

      • Государственная политика в сфере образования

        Охват детей обучением

        Обеспечение образовательных потребностей детей

        Система воспитательной работы

        Материально-техническое обеспечение УВП

        Учебно-методическое обеспечение УВП

        Кадровая политика школы

  • Школьный центр тестовых технологий

«Образовательные процессы» предполагают следующие направления работы:

      • Реализация Республиканских образовательных программ

        Реализация школьных программ, проектов

        Психологическое сопровождение УВП

        Эмоционально-ценностная ориентация учащихся, учителей, социализация учащихся

        Состояние здоровья, физического развития участников УВП

        Внедрение информационных технологий

  • Внедрение технологий измерения качества образования

«Образовательные результаты» предполагают следующие направления работы:

      • ЕГЭ, ГИА, поступление в вуз

        Олимпиады, МАН, конкурсы

        Международные сравнительные исследования

        Аттестация учителей, уровень профкомпетентности

        Профессиональные конкурсы учителей

        Результаты учебных достижений учащихся

        Уровень сформированности метапредметных компетентностей

        Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг среди учеников, родителей, общественности

  • Результаты воспитательной работы

Обозначенные направления являются так называемыми индикаторами эффективности работы школы, каждый имеет свои составные, что и определяется администрацией школы как объекты контроля. Формируется своеобразная программа мониторинга функционирования школы, в которой определяются объекты контроля, инструментарий, частота измерений, форма анализа, ответственный администратор,

Пример:

Индикатор

Составные индикатора

Инструментарий

Частота измерений

Форма анализа

ответственный администратор

Ответственные педагоги

«Условия функционирования и развития образовательной сферы»

Охват детей обучением

Кол-во детей школьного возраста по микрорайону

2 раза на год

Ситуативный анализ

Кол-во детей мик-на, обучающихся в школе

сбор статис. информации, изучение документации по м-ну

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Педагоги, согласно списку ответсвенных за м-н

Кол-во детей мик-на, обучающихся в других учебных заведениях

сбор статис. информации, изучение документации по м-ну

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Педагоги, согласно списку ответсвенных за м-н

Кол-во детей, обучающихся индивидуально

Анализ документации

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР, социальный педагог

Классные руководители

Социальный статус семей детей, обучающихся в школе

Социальный опрос, работа с документами

2 раза на год

Ситуативный анализ

ЗД по ВР, социальный педагог

Классные руководители

Социокультурные условия розвития образовательной среды

Микро-исследование

1 раз на год

Аналитическая справка

ЗД з ВР

Классные руководители

«Образовательные процессы»

Внедрение образовательных инноваций

Наличие новых учебных курсов и программ

Экспертная оценка

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Современные инновационные технологии в обучении и воспитании

Изучение документации, наблюдение, обобщение ППО

2 раза в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Обеспечение гармоничного развития личности ребенка средствами учебных предметов

Экспертная оценка

1 раз в год

Экспертиза

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Формувание ключевых компетентностей и УУД средствами учебных предметов

Диагностика уровня сформованности компетентностей

2 раза в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Вариативность образования

Анализ школьной документации

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

Обеспечение внутренней и внешней документации

Экспертная оценка, посещение уроков

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Учителя-предметники

«Образовательные результаты»

ЕГЭ, ГИА, поступление в вуз

Результаты ГИА, ЭГИ по предметам, по школе, в сравнении с другими школами города

Анализ статистических данных

1 раз в год

Ситуативный анализ, годовой анализ работы школы

ЗД по УВР

Сравнительный анализ годового оценивания и ГИА

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Сравнительный анализ годового оценивания и переводных экзаменов

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители 6,7,8,10 классов

Поступление в техникумы

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление в вузы

1 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление на бюджетную форму обучения

2 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Поступление на контрактную форму обучения

2 раз в год

Ситуативный анализ

ЗД по УВР

Классные руководители выпускных классов

Конечно, при составлении данной программы следует учитывать результаты годового анализа работы школы, конкретные задачи, поставленные на учебный год перед коллективом как со стороны государства, Управления образования, так и принятые на августовском педсовете.

Следующий этап – составление помесячного (понедельного) плана внутришкольного контроля – своеобразная выборка направлений работы на месяц и определение персонального охвата педагогов по каждому вопросу, при этом необходимо предусмотреть охват каждого педагога (не допустить, чтобы один учитель постоянно был под проверками, а кто-то относительно отдыхал). Каждому месяцу учебного года присваивается соответствующий номер (например, сентябрь – 1, октябрь – 2 и так далее). Перечень направлений работы школы и ВШК ранжируется по неделям и записывается по порядку. Определяются объект контроля, вид контроля, методы и формы контроля, сроки реализации, ответственный администратор (согласно функциональным обязанностям) и обязательно формы презентации результатов контроля. При этом составляется вот такая таблица

Вид контроля

Методы, формы контроля

Сроки контроля

Ответственный

Формы презентации результатов контроля

Отметки о выполнении

    Сентябрь

1.1

Учебные планы

Учебно-воспитат. процесс

ТК

Изучение документации

До 01.09.16

Директор

Педсовет, приказ об утверждении УП

1.2

Выполнение лицензионных требований по охране труда, БЖД, кадрового обеспечения школы

Учебно-воспитат. процесс

ТК

Изучение документации

До 01.09.16

Директор

1.3

Выполнение порядка приема на обучение

по программам начального, основного, среднего общего образования

ТК

Изучение документации

1 неделя

ЗД по УВР

1.4

Календарно-тематическое планирование по предметам, факультативам, спецкурсам

Учебно-методическая деятельность

Фр.К

Изучение документации

1 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. при ЗД по УВР

1.5

Проверка личных дел учащихся

Школьная документация

Фр.К

Изучение документации

2 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. при ЗД по УВР

1.6

Проверка уровня адаптации обучающихся 1-х классов к учебному процессу

Учебно-методическая деятельность

КОК

Посещение уроков, изучение документации, псих. тестирование

4 неделя

ЗД по УВР

Круглый стол

1.7

Планирование воспитательной работы по классам

Фр.К

Изучение документации

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при директоре

1.8

Планирование работы кружков, секций

Внеурочная уч.-воспит. деят-сть

Фр.К

Изучение документации

4 неделя

ЗД по ВР

1.9

Оформление социальных паспортов классов

Школьная документация

ФрК

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.10

Система работы классных руководителей с детьми, состоящими на контроле всех уровней

Профилактическая работа

ПК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.11

Занятость обучающихся в сфере дополнительного образования

Внеурочная уч.-воспит. деят-сть

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.12

Работа классных руководителей 1-11 классов по профилактике правонарушений

Внеурочная уч.-воспит. деятельность

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.13

Организация питания обучающихся

Оздор. функция школы

ТК

Изучение документации, собеседование

4 неделя

ЗД по ВР

Справка на совещ. при ЗД по ВР

1.14

Организация работы педагогического коллектива в рамках месячника «Всеобуч»

ФрК

Изучение документации

4 неделя

ЗД по УВР

Справка на совещ. директоре

Далее составляется график внутришкольного контроля: в соответствующие колонки – недели месяца – вносятся номера вопросов на контроле напротив фамилии учителя, которого планируется проверить. Именно при составлении графика видны неточности планирования, которые нужно будет скорректировать. Распределение педагогов в графике осуществляется по м/о, что помогает отследить и охват м/о различными видами контроля.

График внутришкольного контроля

пп

Ф.И.О. учителя

сентябрь (1)

октябрь (2)

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Бессчастнова Е.А.

1,2,4

2

Клименко Л.И.

3

Турбина Н.Л.

6,7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

4

Остапец А.О.

6,7,9-13

13,14,15,16,17

………….

13

Печникова Т.К.

1,2

13,15

14

Дорофеева О.Н.

7,9-13

13,14,15,16,17

15

Преображенская Н.В.

7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

16

Лидовская Е.И.

7,9-13

1,2

13,14,15,16,17

………….

26

Максимова Г.А.

1,2

14,15,20

27

Харебина С.Ю.

7,8, 9-13

13,14,15,16,17

28

Дорошко С.А.

0,14

Что смущает в данной таблице? – загруженность 4-х недель каждого месяца, отсутствие контроля на 3 неделе сентября. Производятся соответствующие коррективы и в графике, и в плане ВШ контроля.

Работа трудоемкая, требующая внимания и слаженной работы всех членов администрации школы. Желательно такие планы и графики составлять на год, тогда минимизируется опасность забыть провести контрольную сверку (например, адаптация 1,5 классов – 1 этап – сентябрь, и если нет кричащих проблем есть риск не проверить успешность работы коллектива по данному вопросу в марте-апреле; а ведь за полгода может многое измениться и не всегда в лучшую сторону). ВШК в полном объеме вывешивается на компьютере в библиотеке, каждый учитель имеет возможность с ним ознакомится. На стенде в учительской вывешивается план и график ВШК на четверть.

И возвращаясь к вопросу взаимодействия администрации и коллектива по реализации плана ВШК. Направления работы, вопросы контроля, формы и методы контроля рационально обсудить еще в августе, на первом инструктивно-методическом совещании или педсовете. Также важным помощником в реализации задач ВШК можно считать Положение о ВШК, которое разрабатывается администрацией, обсуждается на школьных м/о, корректируется и утверждается на педсовете. Такой подход позволяет объединить усилия всего коллектива по созданию оптимальных условий функционирования школы.

Одним из ведущих индикаторов работы школы по созданию оптимальных условий функционирования и развития образовательной сферы по праву считается «Кадровая политика». Определить эффективность данного индикатора можно путем проведения персонального контроля. Хорошо известная фраза «Кадры решают все» актуально звучит и в образовательной сфере, поскольку от уровня профессионализма, предметной компетентности, психологической грамотности зависит уровень учебных достижений обучающихся, их индивидуальное становление, эффективность деятельности школы. Для самого учителя персональный контроль – средство самоуправления, стимул его становления. Следует отметить, что персональный контроль может быть как тематическим, так и фронтальным. Это будет зависеть от задач, определяемых для персонального контроля.

При планировании персонального контроля следует учитывать такие способы управленческой деятельности, как дифференциация и индивидуализация. Эффективность персонального контроля существенно повысится, если в течение учебного года проводится анализ продуктивности деятельности каждого педагога, даются конкретные методические рекомендации, после чего регулярно заслушиваются отчеты педагогов об их выполнении.

При проведении персонального контроля рекомендуется дифференцировать педагогов на следующие группы:

    учителя высокого уровня профессионализма, новаторы;

    учителя-профессионалы, но нуждаются в новых идеях;

    учителя, нуждающиеся в методическом контроле;

    учителя с недостаточной добросовестностью, педагогической инфантильностью;

    вновь принятые учителя;

    молодые учителя.

Программа персонального контроля:

Группы педагогов

Цель контроля

Вопросы контроля

Методы контроля

Частота контроля

Выход на результат

Исполнитель контроля

1.Учителя-новаторы

распространение педагогического опыта, определение уровня педагогического искусства (новые идеи, технологии)

умение обобщать свой опыт

Тестирование, экспертиза педагогической деятельности, изучение документации

2 раза в год

Презентация опыта (представление на присвоение звания)

Сам педагог (самоконтроль), администрация

2. Учителя-профессионалы, но нуждаются в новых идеях

Определение уровня продуктивности педагогической деятельности

уровень овладения современными педагогическими технологиями

собеседование, посещение уроков по приглашению учителя

1 раз в четверть

анализ реализации методической проблемы

ЗД по УВР, рук-ли МО

3. Учителя, нуждающиеся в методическом контроле

Оказание методической помощи, повышение профессиональной квалификации

способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности

посещение уроков, собеседование, тестирование, изучение документации

1 раз в четверть

Аналитическая справка

ЗД по УВР, рук-ли МО

4. Учителя с недостаточной добросовестностью, педагогической инфантильностью

Определение уровня профессионализма, оказание методической помощи

посещение уроков, мероприятий, собеседование, изучение документации

1 раз в месяц

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР

5. Вновь принятые учителя

Установление уровня профессионализма вновь принятого педагога, прогнозирование его педагогического потенциала

результаты работы учителя и средства их достижения

анкетирование, изучение документации, посещение уроков

1 раз в четверть

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР

6. Молодые учителя

Оказание методической помощи, прогнозирование педагогического потенциала молодого учителя.

качество учебно-воспитательного процесса на уроке

посещение уроков, собеседование, Школа молодого учителя, документация

1 раз в месяц

Аналитическая справка

Директор,

ЗД по УВР, ВР, рук-ли МО

Ориентировочные вопросы персонального контроля:

    соблюдение законодательства в области образования;

    соблюдение требований ГОС,

    осуществление государственной политики в области образования; использование методического обеспечения;

    соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

    выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

    уровень овладения учителем современными педагогическими технологиями, эффективными формами, методами и приемами обучения;

    уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

    результаты работы учителя и средства их достижения;

    повышение профессиональной квалификации, формы обучения;

    создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

    умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

    способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; (умение делать выводы, принимать управленческие решения ).

    умение скорректировать свою деятельность;

    умение обобщать свой опыт;

    умение составлять и реализовывать план своего развития;

    степень самостоятельности учащихся;

    уровень сформированности предметных, ключевых компетентностей, УУД обучающихся;

    качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

    дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

    наличие системы контроля и учета знаний;

    уровень требований к знаниям учащихся;

    стиль взаимоотношений с учащимися;

    дисциплина на уроке;

    методы активизации познавательной деятельности школьников на уроке;

    работа с родителями (индивидуальная, родительские собрания);

    работа со школьной документацией;

    совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

Методы персонального контроля:

    собеседование или тестирование по вопросам теоретической и методической подготовки педагога;

    ознакомление с документацией педагога в соответствии с его функциональными обязанностями (календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, планирование воспитательной работы, планирование самообразовательной деятельности над методической проблемой, планирование работы факультативов, кружков, внеклассной работы по предмету; классные журналы, личные дела обучающихся класса, материалы по ОТ и БЖД и т.д.);

    изучение состояния ведения тетрадей, дневников;

    материалы мониторинга по предмету с аналитическими выводами;

    посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

    экспертиза педагогической деятельности;

    тестирование, анкетирование обучающихся;

    проведение административных контрольных работ;

    анализ самообразовательной деятельности педагога;

    презентация материалов работы педагога за изучаемый период;

    анализ участия педагогам в различных формах методической работы, профессиональных конкурсах и т.д.

При проведении персонального контроля педагоги должны знать сроки контроля и критерии оценки их деятельности; цель, содержание, методы контроля, формы презентации результатов контроля, с чем они знакомятся в начале учебного года. Также учителя должны быть своевременно ознакомленным с выводами и рекомендациями администрации.

Результаты персонального контроля оформляются в виде аналитической справки. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и рекомендации. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. Под итоговым материалом педагогическим работником ставится подпись, удостоверяющая то, что он поставлен в известность о результатах проверки, здесь же он может выразить своё несогласие. Справка по персональному контролю заслушивается на совещании при директоре, на педсовете, материал включается в раздел годового анализа работы школы за учебный год. На основании справки издается соответствующий приказ.

«Рефлексия» (Слайд Мудрец). .

Шел мудрец, а навстречу ему три человека. Они везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве Храма.

Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора?

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....