Еркеш шакеев о благотворительности классный час. Классный час «Добру откроются сердца

Классный час

Тема: «Добру откроются сердца »

Цели: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить знакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе; пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Возраст обучающихся: 2 класс, 8 лет

Степень вовлеченности в благотворительность: слышали о благотворительности и участвовали

Оборудование кабинета: экран, компьютер, электронная презентация, рисунок светлого и чёрного сердечек, листы бумаги А-4 по числу учащихся, простые карандаши, ручки, ножницы, карточки с заданиями для работы в группе.

Сценарий классного часа

1. Организационный момент .

Ребята, скажите, что может быть мягче подушки? (ответы учащихся)

Это наши руки, ладони.

2. Мотивация

Ладонь, длань, долонь - так в старину называли внутреннюю сторону руки. Многие пословицы и поговорки связаны с ладонью.

«Ладонь легка - дружба крепка». Как вы это понимаете? (ответы учащихся)

Так что же умеют наши руки? (ответы учащихся)

Наши руки - часть живой природы, а значит, наши руки умеют сажать цветы, кормить животных.

Слайд 2

Русский писатель Лев Кассиль говорил: «Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека».

3. Постановка целей

О чём пойдёт речь, вы сейчас узнаем с помощью подсказки.

2 ученицы читают стихотворение

Добро - это ты! Добро - это я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро - это праздник в семье,

Добро - это песня ручья по весне,

Добро - это радости море и смеха,

Добро - это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом - Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро - это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о том, какое добро могут творить наши руки.

4. Основная часть

Послушайте отрывок стихотворения русского поэта Якова Полонского «Нищий».

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Ребята, что вы можете сказать об этом человеке?

Какое человеческое качество присуще этому старику?

(доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие, благотворительность).

(Слова вывешиваются на светлом сердечке)

Слайд 3

А сейчас послушайте еще один отрывок из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова с таким же названием «Нищий».

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

Какое чувство вызывает это стихотворение?

(Безразличие, жестокость, злоба, коварство, жадность, черствость души)

Слова вывешиваются в черном сердечке.

Такие люди, к сожалению, есть, но наша задача быть другими. А как быть с этими пороками, если они есть? (Ответы детей)

Да, их нужно уничтожать, бороться с ними.

Ребята, давайте эти слова порвем и выбросим. Им не место в нашей жизни.

Народная мудрость гласит: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

В нашей Донецкой Народной Республике возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность».

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Слайд 4

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

А кто может быть благотворителем? (Ответы детей)

Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, людям с ограниченными возможностями, людям преклонного возраста. Для Давайте вспомним, что сделано в нашей Республике: Слайд 5

установлены пандусы около магазинов, аптек, разных организаций.

для инвалидов, воспитанников детских домов организуются различные поездки, праздники, встречи и т.д.

для помощи больным людям организуется сбор денег. Жертвуют деньги и пожилые, и молодые, кто сколько может. И многим людям уже была оказана медицинская помощь.

А когда люди начали заниматься благотворительностью? (Ответы детей)

5. Рассказ о роли благотворительности в истории и современном обществе

Благотворительная деятельность имеет давнюю историю:

Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей - сирот. Слайд 6

Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Слайд 7

Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Слайд 8

Императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность. Слайд 9

В 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

Может вы знаете конкретных людей, которые сейчас занимаются благотворительностью? (Ответы детей)

Сейчас очень много организаций, отдельных людей, которые делают благие дела, чтобы помочь жителям Донбасса в такое для нас страшное время, например: Слайд 10

Общественная организация "Фонд Единый Донбасс" выплатил летом 2017 года 40 000 руб. семье из нашего города, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, — сразу два ребенка больны тяжелой формой детского церебрального паралича. Помощь предназначена для послеоперационной реабилитации ребят.

Фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы». За два года этот фонд спас жизни более 500 малышей, которые страдали разными тяжёлыми болезнями.

И таких фондов очень много. Огромную поддержку нам оказывает Российская Федерация.

Взрослые работают, могут помочь денежными средствами. Но вы не зарабатываете, как же вы можете помочь окружающим? (рассуждения учащихся)

(Например, детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность - это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению. В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

6. Работа в группах с произведениями, в которых прослеживаются благие намерения .

1 группа: сказка «Гуси-Лебеди» Какие добрые поступки совершила девочка, героиня сказки? (ответы учащихся).

2 группа: сказка «Курочка Ряба» Какое доброе дело сделала Курочка? (ответ: курочка снесла золотое яичко, чтобы не плакали дед и бабушка)

3 группа: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» чему учит? (забота и уважение к старым людям).

7. Практическая работа.

Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали, то о каких добрых делах вы мечтаете. Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг светлого сердечка.

Учащиеся образуют круг, подняв руки вверх.

На ваших руках всегда будет солнце, всегда будет царить добро и любовь к окружающему миру - ведь нам сейчас так этого не хватает! Отпустите руки, возьмитесь за руки и подарите друг другу тепло ваших рук и улыбку.

8. Заключительная часть .

Наш урок хотелось бы закончить словами из стихотворения С. Я. Маршака

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

9. Подведение итогов .

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чем он заставил вас задуматься?

Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Пусть вашим девизом будет: «Наши руки творят добро». Слайд 11

И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

(Исполнение песни детьми) Слайд 12

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях. Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа. Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ. Оформление: записать на доске тему классного часа, эпиграф.

кл час.docx

Картинками

Классный час на тему: Благотворительность, 7­8 класс Методическая разработка конспекта классного часа для 7­8 классов на тему: Благотворительность, меценатство, добрые поступки. Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета. Пословица В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений ­ это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни ­ наслаждение, а деньги ­ лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги ­ это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности ­ православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях. Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа. Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ. Оформление: записать на доске тему классного часа, эпиграф. План классного часа I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал». II. Обсуждение ситуации. III. Информационный блок. 1. Меценаты, спонсоры и благотворители. 1

2. Подвиг купца Третьякова. 3. «Спонсор» МХТ. IV. Интерактивная беседа. V. Современные Тимуры. VI. Подведение итогов. Ход классного часа I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал» Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске ­ «Творить благо». Ниже записаны еще три слова ­ спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким­то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно. Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним. II. Обсуждение ситуации Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом? Примерные ответы детей: ­ Она завидовала. ­ Она не поверила, что он на такое способен. ­ Она не знала, кто такой меценат. ­ Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей. 2

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.) ­ Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».) В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима? Примерные ответы детей: ­ Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил. ­ Он подарил радость малышам. ­ Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей. ­ Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали. III. Информационный блок 1. Меценаты, спонсоры и благотворители Ученик 1. Благотворительность ­ это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек. Ученик 2. Меценаты ­ это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат ­ это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами. 2. Подвиг купца Третьякова Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков. До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков. Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность ­ он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника. 3

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель ­ создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» ­ таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи ­ это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова. 3. «Спонсор» МХТ Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович­Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович­Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов. Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась. Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова. IV. Интерактивная беседа Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.) Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность? Примерные ответы детей: ­ Им тоже хотелось прославиться. ­ Они любили искусство. ­ Они жалели художников. ­ Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству. ­ Они просто сочувствовали людям. Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами? Примерные ответы детей: 4

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду. Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник ­ Рождество Христово. Рождественские дни ­ время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности? Примерные ответы детей: ­ Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей. ­ Можно купить продукты для соседской старушки. ­ Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку. ­ Можно заступиться за слабого, которого все обижают. Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто­то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, ­ и этот праздник станет еще более радостным для вас. VI. Подведение итогов Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что­то заставило вас задуматься? Примерные ответы детей: ­ Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители. ­ Узнал о том, кто создал Третьяковскую галерею. ­ Услышал о Савве Морозове, который помогал Художественному театру. ­ Задумался о том, что другим купцам жалко было отдавать такие большие деньги, вот их никто теперь и не знает, а Третьякова и Морозова люди с благодарностью вспоминают. ­ Если бы сейчас были тимуровцы, я бы стал членом их команды. 6

Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета.

Пословица

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений - это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности - православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа.

Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ.

Оформление : записать на доске тему классного часа, эпиграф.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. Меценаты, спонсоры и благотворители.

2. Подвиг купца Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ.

IV. Интерактивная беседа.

V. Современные Тимуры.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием.

Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.)

Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».)

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали.

III. Информационный блок

1. Меценаты, спонсоры и благотворители

Ученик 1. Благотворительность - это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек.

Ученик 2. Меценаты - это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат - это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

2. Подвиг купца Третьякова

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи - это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ

Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович-Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович-Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.)

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

Им тоже хотелось прославиться.

Они любили искусство.

Они жалели художников.

Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

Да, потому что им было обидно, что русские художники живут в нищете.

Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в Европе.

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за будущее России. Павел Михайлович Третьяков, Савва Тимофеевич Морозов, как и другие русские меценаты, не делали себе рекламы, не любили, чтобы их восхваляли, превозносили. Они стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые занимались благотворительностью, в жизни руководствовались пословицей, которую мы взяли эпиграфом к классному часу: «Бог дает богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой отчет имеется в виду?

Примерные ответы детей:

Отчет по деньгам, куда они их потратили.

Отчет о том, как добыл человек это богатство.

Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет и заберет богатство.

Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель. Многие «новые русские» сейчас покупают яхты, роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они отчитаться перед Богом за свое богатство?

Примерные ответы детей:

Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются за нечестно нажитый капитал.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве благотворительности?

Примерные ответы детей:

Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Дать денег на развитие науки.

Помочь талантливой молодежи.

Дать денег больному на сложную, дорогую операцию.

V. Современные Тимуры

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду.

Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник - Рождество Христово. Рождественские дни - время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности?

Примерные ответы детей:

Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей.

Можно купить продукты для соседской старушки.

Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку.

Можно заступиться за слабого, которого все обижают.

Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто-то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, - и этот праздник станет еще более радостным для вас.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?

Примерные ответы детей:

Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители.

Классный час для учащихся 3 классов

Возраст участников (9-10 лет)

Дети и родители организуют в городе приюты для бездомных животных.

Урок благотворительности.

Цели:

1. Дать первоначальное представление об идеях благотворительности.

2. Раскрыть понятия «добро», «благотворительность».

3. Познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе.

4. Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование кабинета:

1. плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;

2. портреты благотворителей;

3. пословицы и поговорки;

4. отдельные карточки с различными качествами людей

Ход урока:

    Организационный момент. Сообщение темы.

Ребята,как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»

Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.

Учитель читает стихотворение

Добро – это ты и я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

На уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.

2. Основная часть.

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)

Кому же и почему предпочитают помогать? (ответы детей)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Можно ли человека заставить быть добрым?

Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые умирают, да дела их живут.

Худо тому, кто добра не делал никому.

За добрые дела добром платят.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).

А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)

Рассказ учителя

Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют - МЕЦЕНАТЫ.

Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат , который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.

(Демонстрация фотографий с пояснением)

Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)

Павел Михайлович Третьяков

Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.

Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза

Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.

Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.

Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим?

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.

Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)

Методические комментарии.

Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.

МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ХВАСТЛИВОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ ДОБРОТА ХИТРОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.

Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)

«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков - снесла золотое яичко)

Ребята, а мы с вами можем оказывать какую - ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь , а не помощь один раз по настроению.

Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

3. Рефлексия учащихся

Что нового узнали на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Кто такие меценаты, что такое благотворительность?

Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?

Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.

А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.

Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

Исполнение песни детьми

Информационные источники

1. VI Государственная Третьяковская Галерея. История и коллекции.

Изд-во “Искусство”, 1986 г.

2. Международный конкурс «Уроки благотворительности»: материалы методических разработок уроков благотворительности.- Самара: Артель, 2012

МБОУ СОШ № 3 , г.Рассказово

Учитель начальных классов

Классный час

Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Во все времена школа решает социальные задачи воспитания. Работа каждого педагога, на мой взгляд, должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей собственной жизнедеятельности. Школа помогает обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут наши дети.

Классные часы как одна из форм учебно-воспитательной деятельности классного руководителя и подготовка к ним помогают развивать кругозор учащихся, повышают их интерес к окружающему миру, развивают разговорные навыки и индивидуальную креативность учащихся, заставляют их не только изучать проблему, но и анализировать сложившуюся ситуацию.

Привлекая детей во внеклассную работу, каждый учитель реализует три основные цели:

практическую - предложенный материал должен быть доступен для

понимания и исполнителей и слушателей;

образовательную - необходимо предлагать информацию познавательного

характера, расширять кругозор учащихся и их

представление о проблеме

воспитательную - учитель создаёт условия для проявления

индивидуальных чувств и способностей ребят

Цель данного внеклассного мероприятия (Урок благотворительности) – воспитание у ребенка гуманных чувств, развитие способности к сопереживанию и к сочувствию вообще и в частности .

Конечно, речь идет о развитии общей эмоциональ­ности школьников. Ведь эмоциональный человек более активно воспринимает происходящее вокруг, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережнее относиться к людям, животным и природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Детям свойственна бурная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное. Именно их потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы и реализованы нами, учителями, для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания.

Целесообразно проводить такого рода мероприятия для классов одной параллели. Обычно подготовительная работа требует высокой организованности не только детей, но и самого преподавателя. С учётом загруженности учащихся, подготовку классного часа необходимо проводить за 1 – 2 недели до его проведения. Прежде всего, советую составить организационный план с указанием сроков проведения предварительных собеседований с классным активом, которые помогают классному руководителю собрать необходимую информацию по предполагаемой теме разговора на классном часе.

Сначала это монопроект , т.е. ученик получает индивидуальное задание поискового характера. Классный руководитель определяет сроки отчётности о выполнении задания. Результат монопроекта – это собранный материал по определённой теме. В данном случае я поручила ребятам собрать информацию по следующим направлениям:

1. Факты из истории появления и развития меценатства в России.

2. Современные примеры благотворительности среди «звёзд».

3. Фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная

возможность нашего класса включиться в их программу или

одновременную акцию.

4. Помощь школе и микрорайону

Надеюсь, что предложенная разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим пособием молодым специалистам.

Желаю творческих идей и успехов в этом направлении своей работы.

Подготовка к классному часу

1. Сообщение ребятам о тематике классного часа.

2. Утвердить актив класса (количество детей) по подготовке мероприятия.

3. Распределить обязанности творческой группы актива.

Собрать материал по тематике классного часа для создания презентации;

а) факты из истории появления и развития меценатства в России.

б) современные примеры благотворительности среди «звёзд».

в) фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная возможность

нашего класса включиться в их программу или одновременную акцию.

г) помощь школе и микрорайону

Назначить учащихся, отвечающих за техническое обеспечение

мероприятия, т.е. установка мультимедийного проектора, экрана,

демонстрация презентации, фотографирование выступающих для отчёта

о проведенном мероприятии на сайт школы;

Написать объявление в «Классный уголок» о времени и месте проведения

«Урока благотворительности»

4. Определить дату предварительного собеседования по результатам

проделанной работы. Просмотреть материал.

5. Создать презентацию для визуального сопровождения подачи информации

6. Поручить родительскому совету закупить постеры, демонстрирующие

тематику классного часа «Урок благотворительности» и пригласить

представителя Благотворительного фонда «Кто, если не Я?».

Ход мероприятия

(по три ведущих стоят с обеих сторон экрана)

Учитель:

Ныне в обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Маленький ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино… Это не отменяет задачу вырастить человека - это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо с «младых ногтей», т.е. с раннего возраста. Сейчас. (слайд №1)

Ученик 1.

Очень здорово, что большинство из нас, задумывается над тем, кого бы порадовать, выходит за пределы ближнего круга и обращает свое внимание и на тех, кому по-настоящему его недостает. Список «очень нуждающихся людей в нашей помощи» известен каждому, вот только жаль, что чаще всего , наши благие порывы не всегда реализуются.

Ученик 2.

Кому же и почему предпочитают помогать?

Больным детям, например. Потому что, когда болеет ребенок, у нас возникает ощущение высшей несправедливости. У детей, по всем жизненным законам, впереди должно быть гораздо больше, чем позади, и их беда усугубляется и их невинностью. Когда удается спасти тяжело больного ребенка, это не просто помощь ему, конкретному, это победа над смертью вообще. Именно поэтому на лечение детей собираются, часто «всем миром», такие фантастические и, на первый взгляд, абсолютно неподъемные суммы.

Ученик 3.

(слайд №2)

Что же делать?

Помогать, начиная с ближнего круга. Не надо обязательно искать тех, кому помощь нужнее всего. Универсальных критериев их выявления не существует. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить . Надо просто реагировать на окружающую действительность. Все ли мы знакомы со своими соседями по подъезду? Может быть, рядом с вами живет одинокая больная старушка, которой некому принести молока.

Ученик 4. (слайд №3)

Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Прикасаясь к проблемам, в которых и так много сложного и часто даже трагичного, не надо усугублять ситуацию своим к ней отношением, надо стараться нести свет, как это делали многие меценаты России, имена которых история будет помнить во все времена.

Ученик 5. (слайд №4)

Действительный тайный советник, сын известного мецената – генерала от инфантерии, сенатора, обер-камергера П.Б. Шереметева – Николай Петрович Шереметев стал основателем Странноприимного дома (богадельни) в Москве. Ныне здесь находится Московский институт скорой помощи им. Н.В Склифосовского. Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич - продолжил дело отца, будучи попечителем Странноприимного дома, он прославился на поприще меценатства и благотворительности.
Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство», «золотой век» которого пришелся на вторую половину XIX-XX веков, когда на историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов.

Ученик 6. (слайд №5)

Винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев, которого Н.Г. Чернышевский назвал «наш Монте-Кристо», основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников – первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Ученик 1. (слайд №6)

Третьяковская галерея носит имя своего основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие картины русских художников, работы старых русских мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался от дворянства, которое ему хотел пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание «Почетный гражданин Москвы». Он бескорыстно помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в коммерческих училищах. Коллекция его младшего брата – Сергея Михайловича Третьякова – предпринимателя, общественного деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах Третьяковской галереи. С 1925 года она находится в Музее изящных искусств.

Ученик 2. (слайд №7)

Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре. Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц: психиатрической клиники, которой присвоила имя умершего супруга и Ракового института на Девичьем поле, переименованного потом в Онкологический институт имени П.А. Герцена.


Ученик 3. (слайды №8 и №9)

Что же такое «русское меценатство»? В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа: "Да любите друг друга". Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ Божий, становился "христолюбцем". Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которым она приносилась, потому, как две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад". Русская благотворительность основывалась и на бесславии – "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне"

Ученик 4.

Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов , связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России. В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей. Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека. И поэтому русскими меценатами, прежде всего, строилось много церквей.

Ученик 5. (слайд №10)

А что мы знаем о современной благотворительности? Существует много благотворительных фондов, которые организовывают и оказывают помощь нуждающимся людям. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» сравнительно молодой. Он создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

Ученик 6. (слайд №11)

Каждый из нас тоже может помочь нуждающимся детям, приобретая сувениры или значки этого благотворительного фонда. Мы тоже можем подарить детям праздник! Все средства, полученные от их продажи, направляются Благотворительным фондом «Кто, если не Я?» на реализацию программы .

(Представитель фонда в конце классного часа занимается продажей значков.)

Ученик 1. (слайды №12 и №13)

А знаешь ли ты, что Чулан Хаматова и Дина Корзун активно занимаются благотворительностью. С 2005 года они вместе проводят акцию «Подари мне жизнь». В рамках этого проекта актрисы собирают средства для детей, больных раком крови, привлекают к сотрудничеству политиков, актеров, представителей бизнеса.12 июня популярная актриса Ч. Хаматова привезла детям, лечащимся в областной клинике игрушки, а потом отправилась на одну из площадок, где отмечался День Города. Со сцены она попросила публику поддержать благотворительную акцию по сбору денег на дорогостоящие препараты и реабилитацию для маленьких онкологических больных. За полчаса жители Тамбова опустили в «жертвенные ящики» больше 17 тысяч рублей.

Ученик 2. (слайд №14)

А знаешь ли ты, что в нашей школе есть много ребят из социально-незащищённых семей, что в нашем микрорайоне есть многодетные семьи? А в детском саду рядом со школой все дети любят играть разными игрушками? А знаешь ли ты, что школьная библиотека всегда рада семейным подаркам – книгам, которые вы уже прочитали и что в каждом кабинете английского языка принимают учебники, по которым вы закончили обучение?

Ученик 3. (слайд №15)

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим? Задумайтесь об этом. А придя домой, поговорите об этом со своими друзьями, братьями и сётрами, родителями, бабушками и дедушками.

Ученик 4. (слайд №16)

Одна песня может озарить мгновенье,
Один цветок может разбудить мечту,
Одно дерево может подарить нам лес,
Одна птица может начать весну.

Ученик 5.

Одна улыбка начинает дружбу,
Один хлопок веселит нашу душу.
Одна звезда ведет корабль в море,
Одно лишь слово может покорить другого.

Ученик 6.

Один луч света озаряет дом,
Одна свеча прогоняет сумрак.
Один лишь смех побеждает грусть,
Один лишь шаг начинает путь.

Ученик 1.

Одна надежда поднимает дух,
Одно прикосновение может выразить заботу.
Один голос может сиять мудрость,
Одно сердце может знать природу,
Одна жизнь может все изменить,

Все вместе

Ты свободен и вправе выбирать, как жить!”

Звучит песенка мамонтёнка «Пусть мама услышит, пусть мама придет,
»

муз. В.Шаинский
сл. Д. Непомнящий

По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.

Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!",- я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.


На, на, на, на, на, на, на, на, нааа...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети

Использованная литература и статьи

для обсуждения форм благотворительности и беседы с классом о возможностях каждого помочь нуждающимся.

    Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.

    Журнал «Моя Москва»

    Татьяна Тульчинска «Все вместе»

    Ключевский В.О. Добрые люди. М.: Издание Ступина, 1915.С.5.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

    Коллекции и коллекционеры. Я познаю мир. М.: Астрель, С.212.

Домашний адрес : 127 204 г. Москва, Челобитьевское ш. 14, к.1, кв.53

Домашний телефон: 8 499 761 00 81

Мобильный телефон: 8 903 576 03 54

Адрес электронной почты:

Тип и версия операционной системы: Windows

Полное название работы:

Классный час. Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Реферат:

Материалы созданы на основе статей из журналов и Интернета. Разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим мини-пособием молодым специалистам.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие. Воспитание нравственности. Уроки благотворительности.


Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...