Примеры итоговых комплексных работ. Комплексная работа как инструмент диагностики умений обучающихся работать с текстом в начальной школе (из опыта работы)

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

    личностных;

    метапредметных;

    предметных.

Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией (с текстом).

Поэтому актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы , позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

    с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

    с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

    с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.

Основная часть

Дополнительная часть

5-6 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий

Проведение комплексной работы

Комплексная работа может проводиться в первом классе два раза в год: по итогам первого полугодия, итоговая; во 2-4 классах три раза в год: стартовая, по итогам первого полугодия, итоговая.

Правила проведения комплексной работы

    Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.

    Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.

    Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.

    Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта (но фиксировать свою помощь, детям, которые не обращаются за помощью дополнительно начисляется 1 балл).

    Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков

(в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).

    В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом (основная часть + дополнительная), полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись краткого ответа

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись развернутого ответа

    2 балл - полный правильный ответ;

    1 балл - частично правильный или неполный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ.

Результаты выполнения комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Обязательно в конце каждой части (основной и дополнительной) проводить самооценку работы на линеечке Цукерман по критерию «Правильность».

Приведём пример таблицы анализа итоговой комплексной работы авторов Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы, 1 класс».

Анализ итоговой комплексной работы, 1 класс, 20____-20____ учебный год

Класс 1 «___» ФИО учителя: _________________________ Дата проведения работы:________________
Уровни При самооценке:

П – повышенный Н – норма

Б – базовый - занизили - завысили

Н – низкий

Количество человек

Количество обучающихся в классе

Выполняли работу

Выбор варианта работы: 4 вариант – для детей с высокой учебной мотивацией

1 и 2 вариант (равноценны ) – выполняются основной массой обучающихся

3 вариант – для детей с низкой учебной мотивацией

Основная часть + дополнительная часть

Предметные результаты

Уровень выполнения задания

Русский язык

Базовый уровень

Низкий уровень

задание № 2

Умение правильно списывать с печатного образца.

задание № 6 (2)

Умение соотнести и определить количество букв, звуков

задание № 6 (1)

Умение находить буквы мягких согласных

Математика

задание № 4

Сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, высказать суждение

задание № 5 (1)

Выполнять пересчёт предметов в пределах 10, записывать результат с помощью цифр

задание № 5 (2)

Выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел.

задание № 9

Выбирать решение задачи, выполнять вычисления.

Чтение

задание № 3

Умение на основе сопоставления текста восстановить содержание.

Задание № 1

Скорость чтения про себя.

Окружающий мир

задание № 7

Умение классифицировать объекты природы.

Дополнительная часть

Метапредметные результаты

Уровень выполнения задания

Повышенный уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

Регулятивные УУД

задания № 10

Учиться высказывать своё предположение (дать комментарий).

задание № 9

Переводить текст на язык математики

Познавательные УУД

задание № 11

Ориентироваться в своей системе знаний: определять лексическое значение слова.

задание № 10

Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

задание № 7

Перерабатывать полученную информацию: анализиро вать и делать выводы.

задание № 8 (1)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа со схемой).

Коммуникативные УУД

задание № 10

Оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне1-2 предложений).

Самооценка работы (уровень на шкале)

Анализ комплексной работы представляет собой обработку основной части и дополнительной. В анализе должны быть представлены номера заданий и какие УУД в них проверялись. Необходим словесный комментарий по следующему плану:

Выбор варианта работы:

1 вариант –

2 вариант –

3 вариант –

4 вариант –

    Количество детей, выполнивших основную часть без ошибок.

    ФИ детей, которые выполнили основную часть на низком уровне. Указать причины.

    Задания, которые вызвали наибольшее количество ошибок, причины.

    Задания, которые выполнены успешно.

    Количество детей, выполнивших все задания дополнительной части.

    Количество детей, которые выполнили 3 задания.

    Количество детей, которые выполнили менее трёх заданий (указать Ф.И.)

    Какие УУД сформированы на низком уровне, причины.

    Какие УУД сформированы на высоком уровне.

    Насколько объективно дети проводят самооценку своей работы.

    Общие выводы, предполагаемая коррекционная работа.

Хочется отметить положительные стороны проведения комплексной письменной работы:

    позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем;

    наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста;

    создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося;

    помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут;

    является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам.

В то же время имеются некоторые трудности, связанные с проведением письменной комплексной работы:

    проверка такой работы занимает достаточно много времени;

    не у всех комплексных работ имеется электронная версия обработки результатов;

    подготовка к комплексной работе подразумевает наличие системы работы с текстом (смыслового чтения) в течение всего учебного года, что не всегда возможно.

Учитывая все положительные стороны и сложности, связанные с комплексными письменными работами, такие работы необходимы, так как они являются современным диагностическим инструментом для ребёнка, родителя и учителя.

Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Крылова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

5 КЛАСС

Пингвины.

Пингвины - это единственное семейство единственного отряда пингвинообразных надотряда плавающих птиц; включает шесть родов и 16-17 видов. По размерам пингвины различны. Самый крупный - императорский пингвин (массой 35-40 килограмм) - достигает в длину 117 сантиметров. Самый мелкий - малый пингвин имеет длину 40 сантиметров.

Телосложение у пингвинов плотное, тело немного сжато в спинно-брюшном направлении. Передние конечности видоизменены в эластичные ласты, которые благодаря особому устройству скелета во время плавания под водой вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев-ластов. У некоторых видов пингвинов грудная мускулатура составляет четверть всей массы тела, что значительно больше, чем у многих летающих птиц. Ноги короткие, толстые, имеют по четыре пальца, соединенных плавательными перепонками. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Оперение очень густое, аптерии отсутствуют. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки. Окраска у большинства видов сходная: темная (черная) спина и белое брюхо. Черно-белая расцветка делает их почти невидимыми для хищников как сверху, так и снизу. Как и у большинства птиц, у пингвинов обоняние или слабое, или вовсе отсутствует.

Пингвины распространены главным образом в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Они обитают на морских побережьях. Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни. Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми четырьмя конечностями.

Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники и небольшие «островки» мхов. Из людей можно встретить только экспедиторов.

Все пингвины - моногамы, пары у них постоянны. В море они держатся стаями, на суше во время размножения - колониями, размер которых может достигать сотен тысяч пар. Одни виды делают на поверхности земли простые гнезда, другие гнездятся в норах или углублениях скал. Обычно в кладке бывает два яйца, реже одно, очень редко три. Насиживают яйца обычно оба родителя. Насиживание, как правило, длится около месяца (30-39 дней), у императорского пингвина 62-66 дней, у королевского пингвина 54 дня. Только что вылупившийся птенец императорского пингвина весит 315 г, пингвина Адели 80-90 г. Птенцы покрыты густым пухом и до конца второй недели жизни слепы. У птенцов температура тела выше, чем у взрослых птиц. В воду птенцы идут только после линьки. Смертность птенцов очень высока: от голода, холода и хищников (поморников) часто погибает до 70% всех вылупившихся птенцов.

Примерно до трехнедельного возраста с птенцами постоянно держится одна из взрослых птиц. Затем родители покидают птенцов и только изредка возвращаются их кормить. С этого времени птенцы начинают объединяться в тесные группы - ясли. В яслях может быть от 3 до 64 птенцов, но обычно их около десятка.

Взрослые пингвины кормятся мелкими рыбами, некрупными головоногими моллюсками и планктонными ракообразными. Считается, что их зрение лучше, когда они под водой. Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых. Они питаются рыбой - серебрянкой антарктической, анчоусами или сардинами (семейство Сельдевые), а также ракообразными, такими как криль, или маленькими головоногими, на которых они охотятся, проглатывая прямо под водой. Если разные виды делят между собой одну среду обитания, то их рацион, как правило, различается: пингвины Адели и антарктический пингвин предпочитают криль разного размера.

Линька у пингвинов происходит раз в году. Новые перья вырастают под старыми, выталкивая их, и старое оперение сходит с тела лохмотьями. Во время линьки пингвины живут на суше, в укрытом от ветра месте, и ничего не едят.

В не гнездовое время стаи пингвинов странствуют по морю, удаляясь от мест гнездования на много сотен (до 1000) километров.

Естественных врагов у пингвинов немного: в море - морской леопард и касатка, на суше для птенцов - поморник. В последнее время из-за хозяйственной деятельности человека ареал пингвинов сильно сократился. Галапагосский пингвин занесен в Международную Красную книгу. Самые древние останки пингвинов найдены в Новой Зеландии в отложениях нижнего миоцена.

Фамилия, имя ___________________________________________

Школа ______________ Класс_________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

К какому из перечисленных ниже стилей ты бы отнес прочитанный текст? Обведи в кружок правильный, по твоему мнению, ответ.

1- деловой 3- научно-познавательный

2 - разговорный 4 - художественный

Задание 2. . Найди в 1 абзаце русский эквивалент предложения и выпиши его.

The penguins can’t fly and run but they swim and dive very well.

__________________________________________________________________

Задание 3. Пингвины включают 6 родов. А был ли период в истории человечества, когда люди жили родами?

_________________________________________________________________

Задание 4. Выразите длину императорского пингвина в метрах

__________________________________________________________________

Задание 5. Подберите синонимы к словам:

Крупный-

Обитает -

Задание 6. Определите количество абзацев.- __________________________

Задание 7. К какому отряду относятся пингвины?_________________________________

Задание 8. Прочитайте 3 абзац текста и назовите основные отличия человека от пингвинов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Закончи предложение, выбрав правильный ответ из предложенных.

The penguins live in … .

    Africa

    Antarctica

    America

    Great Britain

Задание 10. На сколько сантиметров длина крупного пингвина больше длины мелкого пингвина?___________________________________________________

Задание 11. Сделайте морфемный разбор слова императорский

Задание 12. Перечислите естественных врагов пингвинов, о которых идет речь в тексте

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Какие океаны соединяются у берегов Антарктиды.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Сколько слогов в слове: Антарктида -_____________________________

Задание 15. Решите уравнение: 315-(х-17)=35

__________________________________________________________________

Задание 16. Пингвины живут колониями. Какой народ основывал колонии на берегах Средиземного и Черного морей?_______________________________

Задание 17. Продолжи предложение.

The penguins are … … … .

    black and white

    red and blue

    green and yellow

    orange and brown

Задание 18. Подберите антонимы к словам:

Самый мелкий - ________________________________________________________

Передние конечности - __________________________________________________

Задание 19. Почему пингвины имеют черно-белую окраску?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 20. Выпишите грамматическую основу из предложения: Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых.

______________________________________________________________

Задание 21. Вычислите: (315*66-1000):5=

Задание 22. Одной из биологических потребностей пингвинов является пища. Перечисли биологические потребности человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 23. Пингвины питаются моллюсками, а зачем добывали моллюсков древние финикийцы?_______________________________________________

Задание 24. Выбери правильный вариант согласно тексту.

Usually the penguins have … .

    no eggs

    ten eggs

    six eggs

    one or three eggs

Задание 25. Сделайте фонетический разбор слова яйцо

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 26. Почему в кладке у пингвинов малое количество яиц?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 27. Взрослый пингвин съедает 1кг и 500г пищи, а детеныш того, что съедает взрослый пингвин. Сколько грамм съедает детеныш?

_______________________________________________________

Задание 28. Есть императорские, королевские пингвины. А как будет называться пингвин в честь правителя Египта?_________________________

Задание 29. Если известно, что пингвины – моногамны, то что означает семья для человека? Назови основные ресурсы семьи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 30. Императорский пингвин весит 40 кг, а его детеныш от массы взрослого пингвина. Сколько весят четыре взрослых пингвина и три детеныша вместе?

Задание 31. Как ты считаешь, ущемлены ли права «ребенка» (птенца). Назови основные права ребенка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 32. Выпишите из текста предложение с обобщающим словом.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 33. Прочитай предложение. Отметь буквой Т (TRUE ), если оно соответствует тексту или буквой F (False ), если не соответствует.

The penguins have long and thick legs .

Задание 34. В Древнем мире этот народ считался лучшими мореплавателями. Они первыми приплыли в Южное полушарие и увидели пингвинов. Назовите этот народ._________________________________________________________

Задание 35. Какой вид пингвинов занесен в Международную Красную книгу?____________________________________________________________

Задание 36. Где найдены самые древние останки пингвинов?

__________________________________________________________________

Задание 37. Назовите материк, на котором отсутствует постоянное население. ________________________________________________________

Задание 38. Представители, каких царств живой природы встречаются в Антарктиде? ____________________________________________________

Задание 39. Найди ошибку в предложении и подчеркни и исправь ее.

The penguins don’t live in big groups._______________________________

Задание 40. Благодаря каким приспособлениям пингвины плавают?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 41. Продлите ряд видов деятельности человека: игра, учеба…..

__________________________________________________________________

Задание 42. С чем связано географическое распространение пингвинов.

__________________________________________________________________

Задание 43. Закончи предложение подходящим по смыслу английским словом.

First two weeks little baby penguins can`t … . __________________________

Задание 44. Назовите самого крупного пингвина .___________________________

Комплексная контрольная работа. 4 класс.

Цель комплексной проверочной работы – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».
Структура комбинированной работы включает один текст и 20 заданий к нему на межпредметной основе.
Содержание текста комплексной работы не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой – текст включает разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им нередко предстоит работать именно с такими текстами.
Задачи комплексной работы
– установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Описание : проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно как раз и позволяет определить сформированонсть умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: “Чтение: работа с информацией” и “Программу формирования универсальных учебных действий”.

Около 100 тысяч видов грибов растет на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях.
Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще всего находим в ельниках, сосновых борах, дубравах и березовых лесах, рыжики – под соснами и елями.
Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или запиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай использовать прочитанный текст.
1. Сколько абзацев в тексте?
1) 1
2) 2
3) 3

2.В предложении – Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. - найди глаголы. Эти глаголы…
1) 3л, 1спр
2) 2л, 2спр
3) 3л, 2спр

3.В каких лесах не встретишь белый гриб?
1) в ельниках
2) в осинниках
3) в дубравах

4. Число – сто тысяч- записывается
1) 10 000
2) 10000
3) 100000

5.Какой абзац можно озаглавить «Дружба грибов и деревьев»?
1) 1
2) 2
3) 3

6. Дополни предложение словами из текста – Если грибницу гриба перенести на грядку, то плодовые тела ________________________________________________

7. В России 200 видов съедобных грибов, но грибники собирают из них только десятую часть. Сколько видов съедобных грибов практически не употребляют в пищу?
1) 2000
2) 20
3) 180

8. Из первого предложения второго абзаца выпиши грамматическую основу.
______________________________

9. Среди каких деревьев можно отыскать рыжики?
1) сосны
2) березы 3) дубы

10. Как следует поступить при отравлении грибами?
1) вывести больного на свежий воздух
2) вызвать врача и отвезти в больницу
3) уложить в постель и напоить горячим чаем

11. В последнем предложении текста найди и выпиши прилагательное И.п, мн.числа
_____________________________________

12. В крае 400 видов лишайников, что на 450 видов меньше, чем видов грибов. Сколько видов грибов в крае?
1) 50
2) 850
3) 350

14. Когда Кирилл собирал в лесу грибы, то все ядовитые грибы он сбивал, потому что эти грибы приносят вред. Как ты считаешь, правильно ли Кирилл поступал? Запиши свой вариант ответа.
1) нет, потому что ______________________________________
2) да, потому что _______________________________________

15. Из предложенных чисел выбери число, которое при делении на 7, в остатке получится 3.
1) 164
2) 289
3) 740

16. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) дубы
2) сосны
3) ели

17. Что получает грибница от деревьев?
1) сахар
2) воду
3) питательные вещества

18. Где можно встретить грибы?
1) только на камнях и растениях
2) только в лесу
3) можно встретить практически везде

19. Из третьего абзаца выпиши предложение с однородными членами.
__________________________________________

20. Каждый из 6 детей нашли по 8 рыжиков. Половину всех грибов мама засолила, а оставшиеся грибы разложила в 4 пакета и заморозила. Сколько грибов было в каждом пакете?
1) 24
2) 20
3) 6

1. 3)3
2. 1)3л,1спр
3. 2) в осинниках
4. 3)100000
5. 2)2
6. образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.
7. 3)180
8. грибы дружат и селятся
9. 1)сосны
10. 2)вызвать врача и отвезти в больницу
11. плодовые
12. 2)850
13. 3)бледная поганка, ложный опенок, желчный гриб
14. 1)нет, потому что____________________________________________________________________________.(ответ в свободной форме: например: мухоморами лечатся лоси)
15. 1)164
16. 3)ели
17. 1)сахар
18. 3)можно встретить практически везде
19. Такая дружба выгодна и грибу, и дереву.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...