Оборудование для современной школьной библиотеки. Современная школьная библиотека - новая реальность

Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

Во всем мире библиотекарь — это самый уважаемый человек, образованный, эрудированный. А школьная библиотека — это кабинет не только информационный, но и духовно питающий. Это сердце, мозг школы, это своего рода кабинет психологической разгрузки, где должно быть уютно и комфортно, светло и красиво. В ней должно быть все самое лучшее, чтобы дети тянулись в библиотеку, а значит, получали достойное образование и развивались духовно.
А на деле?

Какой должна быть школьная библиотека?

В библиотеке (БИЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной Интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к Интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники этого самого БИЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…», а сами БИЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…». И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки на любых носителях должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».

Что ж, в стандарте емко выражена суть того, что должно соответствовать понятию «современная школьная библиотека». Все остальное должно быть отражено в нормативных документах, отвечающих на вопросы, чего и сколько должно быть в образовательном учреждении для обеспечения заявленного образовательного стандарта.

Что нужно сделать, чтобы в современной школе появилась и прочно укоренилась качественно новая современная школьная библиотека?
На мой взгляд, следующее:

1. Школьная библиотека — важнейшая часть школьной инфраструктуры, важнейший компонент педагогической системы общеобразовательного учреждения. Без хорошей библиотеки школа не может реализовать свою образовательную деятельность. Библиотекарь не должен быть «прослойкой» между учителем и техническим работником. Необходимо введение квалификации «библиотекарь-педагог». Библиотекарь, так же как и учитель, учит детей умному, доброму, вечному, защищает и развивает интересы учащихся. Необходимо материальное стимулирование библиотекаря, у него должна быть нормальная зарплата, а не то нищенское пособие, которое существует в настоящее время. На государственном уровне должно быть общественное признание библиотекаря. Да и сам библиотекарь должен быть профессионалом, личностью, не только использующей все формы и методы традиционной библиотечной деятельности, но и внедряющей инновации в своей работе. Именно в библиотеке может и должно развиваться все инновационное.

2. В последние годы мы только и говорим о том, что наши дети мало читают. ДЕТИ ЧИТАЮТ. Вопрос в другом — что они читают? Что мы можем им дать при бедности наших фондов? Часто при визите в библиотеку и виде убожества книг у ребенка исчезает желание посещать ее. Нет книг, которые бы заинтересовали ребенка. Старые, грязные, обветшавшие, они отталкивают его от книги вообще. Все это приводит к тому, что дети редко посещают библиотеки.

Для успешной реализации идей нового стандарта библиотечные фонды должны быть укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также дополнительной литературой на всех видах носителей информации.

3. Должны быть созданы все условия для работы с информацией — это и достаточное количество компьютеров, принтеров, сканирующих и тиражирующих устройств для записи и обработки информации различными способами. В библиотеках должны внедряться программы по автоматизации библиотечного обслуживания учащихся.

4. Библиотека должна быть обеспечена не только современной мебелью и техникой, но и расходными материалами, канцелярскими принадлежностями. Помещение библиотеки должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, обладать достаточной площадью и освещенностью. Создание такой комфортной библиотечной среды приведет обязательно к заинтересованности не только библиотекой, но и книгой.

5. И самое главное, руководители школы должны нести не формальную ответственность за библиотеку — комплектование библиотечных фондов и обеспечение библиотеки всем необходимым для работы. Для того чтобы решить эти проблемы, необходимы финансовые средства, которых у школы на библиотеку нет. А значит, библиотекари работают на голом энтузиазме, что ведет к некачественному обслуживанию учащихся школ и не соответствует требованиям к результатам работы школьных библиотек в условиях реализации планов.

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Библиотека - это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное - этот потенциал раскрыть Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой..

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал программу «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным в учебе. Зачастую это зависит именно от богатства школьной библиотеки. Следовательно, важно узнать, какие подвижки в библиотечном деле в школе наблюдаются?

Современное положение дел в школе

Разумеется, многие взрослые люди вспоминают о том, какие учебники и книги были в их детстве, во время обучения в школе. Чаще всего это были книжки, повидавшие многое с подранными корешками и вылезающими страничками. Кто-то обвинял самих учеников в том, что они неправильно обращаются с книгами, а кто поднимал глаза вверх, чтобы посмотреть на реакцию государства. Собственно, реакции не последовало до сих пор.

Современные школьники при невероятном развитии России на данный момент, все еще пользуются теми самыми учебниками, которые были у предыдущих поколений. Конечно, школьная программа регулярно меняется, в нее вносятся свои изменения, однако это никак не помогает детям.

Многие библиотекари свидетельствуют о том, что если в программе появляется новый учебник, то на каждую школу их предоставляется 5-10 штук. Небольшое количество, с учетом, что в одной параллели обычно обучаются больше сотни детей. Следовательно, в каждом классе лишь одному ученику достанется новый учебник. Чаще всего, это дети из неблагополучных семей, которые не имеют абсолютно никакой возможности приобрести учебную книгу самостоятельно. Все остальным детям, и, конечно, родителям, в преддверии нового учебного года, необходимо будет приобретать книги.

Кстати, современная школьная библиотека предоставляет и не слишком большой выбор классической литературы. Так, найти произведения классиков, таких как Пушкин, Достоевский, Толстой, удается далеко не всегда. Даже если в библиотеке и есть необходимая литература, на всех учеников ее не хватает.

Разумеется, подобная ситуация складывается не во всех школах. В элитных гимназиях и учебных заведениях, обладающих дополнительным финансированием государства, в этом плане все гораздо лучше. Чаще всего, в таких библиотеках и книги новенькие, и предоставляются они в том количестве, которое необходимо детям. В провинции дела обстоят гораздо хуже. Дело в том, что зачастую дети даже не могут найти книгу по школьной программе по литературе.

К чему это может привести в будущем? Для начала, важно отметить, что уже происходит заметное снижение количества читающих детей. Многие школьники настолько увлечены интернетом и его культурой, что обогащение литературными знаниями их мало волнует. К тому же, благодаря распространению в интернете разнообразных кратких содержаний, ребенок вообще может не читать величайшие произведения литературы, узнав об их смысле при помощи пары страниц текста.

Далее, благодаря скудности предоставляемого детям учебного материала, можно столкнуться с общим понижением успеваемости. Значит, что дети просто не будут испытывать желания учиться по старой и некрасивой литературе, которую даже неприятно взять в руки.

Для изменения сложившейся ситуации необходима не только инициатива, идущая со стороны взрослых, учителей, но и помощь государства. Все-таки, при правильном и равноценном финансировании, дети в провинциальных школах также смогут рассчитывать на хорошие учебники.

Популярность библиотек снижается еще и за счет того, что постепенно в обучение все больше вводятся компьютерные методы обучения. Во многих школах обязательным предметом, который должен присутствовать у каждого ребенка на уроке, стал планшетный компьютер. Сейчас легко можно скачать любой ученик в интернете и с его помощью изучать материал на уроке на планшетном компьютере. По всем параметрам, ситуация для российских библиотек удручающая.

Взгляд в будущее на разрешение проблемы

Школьная библиотека сегодня вполне имеет будущее, если на него уже сейчас обратится внимание правительства.

Так, например, при достойном финансировании учебных заведений, можно будет наконец избавиться от старых книг, приобрести новые и порадовать ими детей. Разумеется, важно, чтобы финансирование доходило и до сельских школ, где ситуация еще хуже, чем в городах. Там положение спасают учителя, которые приносят в школу свои библиотеки или приобретают необходимую литературу за свои средства.

Также очень важно, чтобы и детей привлекли к работе в библиотеке. Во многих школах проводятся специальные лекционные занятия в начале учебного года для того, чтобы рассказать детям, как работать с книгой, обращаться с ней, как вести себя в библиотеке? Это помогает не только повысить культурное воспитание ребенка, но и научить его правильному обращению с печатным изданием. Таким образом, жизнь книги и ее служба будет продлена.

Возможно, стоит внести какие-то регулярные сборы со стороны родителей, для того чтобы обогащать фонд библиотеки. В таком случае, можно приступить к реорганизации храма знаний в рамках каждой школы уже сейчас, не ожидая помощи от государства. Конечно, сложно рассуждать о перспективе развития библиотечной культуры в будущем, зная, что к этому нет никаких подвижек. Если только инициатива многих учителей подтолкнет Министерство образования к изменению сложившейся проблемы.

Любой ребенок заслуживает достойного и качественного образования. Однако представить подобное без книг просто невозможно. Поря уяснить, что библиотека – важная часть обучения детей по всей стране.

09.04.2018

15.02.2018

09.02.2018

26.01.2018

20.11.2017

03.05.2017

27.03.2017

Все статьи 26.05.2015

Пространство школьной библиотеки должно быть подвижным и гибким, а не заставленным тяжелой мебелью

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.

Маргарет Салливан

Все меняется. Начнем с того, что Интернет, электронные книги и приложения уже стали частью повседневной жизни ваших учеников. Как превратить библиотеку в учебный центр, максимально соответствующий реалиям сегодняшнего, столь быстро меняющегося цифрового мира? Я работаю дизайнером школьных библиотек в течение долгих лет, и поверьте, ответить на этот вопрос нелегко.

Недавно я поняла, что многие из тех вещей, которые были важны в моей работе еще пять лет назад, сегодня уже не имеют такого значения. Например, теперь меня мало интересует, сколько у вас книг, каковы размеры пространства, какое дерево использовать для отделки, сколько учеников в каждом классе, и даже куда поставить абонементный стол. Все эти вопросы были заменены гораздо более актуальными. Например, такими: какие электронные ресурсы и инструменты понадобятся вашим ученикам, каковы учебные цели вашей школы, каким образом нам следует учесть их при разработке библиотеки?

Мне бы хотелось сказать, что я знаю, как создать идеальную школьную библиотеку, которая будет служить вам и вашим ученикам годы. Но правда заключается в том, что не существует единой модели, которая подошла бы всем. Важно осмыслить учебный план и оценить имеющиеся ресурсы, чтобы понять, что именно оптимальным образом будет работать на ваших учеников. Я постараюсь дать ряд рекомендаций, которые помогут в создании наилучшего учебного пространства. Вот пять идей относительно дизайна, которые стоило бы иметь в виду, планируя «библиотеку мечты».

1. Сделайте пространство подвижным и гибким

Многие библиотекари — даже те, кто работает в новых медиацентрах, — вынуждены применять устаревшие методики обучения, а все потому, что библиотечные пространства оказались недостаточно гибкими. Не позволяйте этому случиться с вашей библиотекой.

Учащиеся должны учиться использовать множество ресурсов в своем исследовании, формулировать конструктивные вопросы, оценивать различные точки зрения. Кроме того, ученики XXI века учатся демонстрировать свое понимание новыми способами, через создание собственных видео и мультимедийных презентаций. Поэтому каждая школьная библиотека нуждается в гибком и подвижном учебном пространстве, которое способно поддерживать множество различных форм обучения и преподавания, а не только хранить учебные материалы. Это пространство должно быть оснащено беспроводными технологиями и не быть заставлено тяжелой мебелью: неподвижными столами и стульями или, хуже того, встроенными рабочими местами.

Учебные модели меняются, и школьные библиотеки должны брать инициативу на себя. Во многих школах становятся популярными совместное и проектное обучение, а также обучение равными по статусу (peer-to-peer tutoring) и индивидуальные занятия (one-on-one learning). Классы отходят от «менталитета кафедры» и адаптируются к различным стилям обучения своих учеников. Библиотеки должны следовать той же логике и меняться в соответствии с теми способами обучения, которые предпочитают учащиеся. Гибкость пространства имеет первостепенное значение; традиционная библиотечная мебель часто выглядит громоздкой и делает многие конфигурации невозможными.

Интерактивные доски (например, SMART Board 600i, ActivBoard 500 Pro, eBeam Engage) — это лишь одни из тех удивительных современных инструментов, которые библиотекари вводят в пользование. Эти новые устройства позволяют пользователям делиться информацией с мониторов своих ноутбуков с учителями и другими учениками; они идеально подходят для проведения семинаров, ученических презентаций, дистанционного обучения, просмотра веб-сайтов, выступлений и да, даже для просмотра лекций. Педагоги могут использовать интерактивные доски, чтобы сделать доступным лекционный материал для тех студентов, которые отсутствовали на занятиях или нуждаются в дополнительном времени.

Разрабатывая план школьной библиотеки, обязательно постарайтесь донести до сообщества роль библиотекаря как коллективного педагога. Вкупе с осознанием различных стилей обучения и применением новых технологий это станет отправной точкой для ярких инновационных идей по созданию интерактивных учебных пространств.

2. Помните: библиотека — не книжный склад

Настало время прекратить складировать книги и начать продвигать их. Воспользуйтесь советом торговой книжной компании Barnes & Noble. Сделайте книги и журналы в библиотеке более привлекательными (и более заметными!) для учеников, используя экраны, подвижные светильники, вывески и освещение.

Вместо того чтобы фокусироваться на том, сколько полок вам необходимо, подумайте, каким образом печатные коллекции могли бы расширить и улучшить ваши электронные ресурсы. Печатные книги остаются важнейшим инструментом, особенно для начинающих читателей. И традиционная книга является тем ценным источником, который может обогатить опыт любого учащегося, особенно в таких предметах, как словесность, обществознание, искусство и история. В сущности, печатные материалы остаются основополагающим библиотечным ресурсом, особенно в тех школах, которые не имеют отдельного компьютера для каждого ученика.

Но, решив вдохнуть новую жизнь в печатные коллекции, не уклоняйтесь от использования электронных книг и цифровых устройств для чтения. В конце концов, какой формат «цифровые от рождения» предпочитают больше всего? Печатную книгу, которая хранится в шкафу, высота которого два метра, и требуется лестница, чтобы ее достать? Или электронную книгу, которую можно загрузить на устройства Kindle, Nook или Sony Reader быстрее, чем найти лестницу? К тому же, сейчас появилась другая альтернатива ридеру — Ectaco’s jetBook, сконструированная специально для общеобразовательных школ.

3. Настаивайте на мощной инфраструктуре

Не экономьте на электрическом оснащении библиотеки. Несколько розеток на стене — теперь этого не достаточно. Медиацентры должны оснащаться по последнему слову высоких технологий, пользователям требуются мощности, чтобы поддерживать весь растущий арсенал электронных устройств. Помните, что необходимо планировать с заделом на будущее, потому что возврата не будет. Когда цементный пол зальют, вопрос электрического оснащения библиотеки будет решен на годы.

Ограниченные возможности в будущем будут контролировать способы использования пространства. Я видела много новых библиотек, где студенты могут удобно пользоваться компьютерами лишь в небольшой зоне. Ноутбуки и переносные устройства, визуальные и аудиоинструменты, принтеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование — они развиваются в невероятно быстром темпе, но рано или поздно любой из них нужно заряжать. Поэтому приобретите несколько восьмиканальных источников питания (наподобие Smith System I-O Post), которые можно установить на расстоянии вытянутой руки в центре конфигурации из сдвинутых столов или посреди лаундж-кресел.

Также неразумно экономить на оформлении окон. Современные школьные библиотеки купаются в естественном свете, который является замечательным способом уменьшить потребность в искусственном освещении. Естественное освещение украшает, улучшает процесс обучения и создает для него изысканное пространство. К сожалению, прямой солнечный свет может ослеплять, мешает видеть изображение на мониторе, повышает нагрузку на школьные системы отопления и кондиционирования. Чтобы управлять солнечным светом в течение дня, попробуйте использовать специальные жалюзи (например, от Hunter Douglas), которые радикальным способом фильтруют свет, или используйте традиционные шторы и жалюзи.

Постарайтесь как можно быстрее войти в контакт с ИТ-отделом и администрацией школы, чтобы отыскать наилучший способ внедрить безопасную беспроводную сеть в библиотеке, а еще лучше частное сетевое облако. Найдите время, чтобы выслушать их проблемы и опасения и разработайте соответствующие инструкции, однако без колебаний продвигайте технологии, которые упростят доступ учащихся к сети и улучшат процесс обучения.

Хочу вас предупредить: обновленная библиотека будет бороться против вас каждый рабочий день, если вы не примете активное участие в планировании ее инфраструктуры. Возможно, это прозвучит банально, но поверьте мне — результат стоит усилий.

04.12.2015, ПТ, 11:25, Мск

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ - информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Онлайн-игра - особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, - отмечает Алексей Габов. - В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка - это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры - процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое - игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация - отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...