Профессиональное образование лиц ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование лиц с овз

Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы

преподаватель Э.Р.Ястребова

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

«Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте», - сказал Дмитрий Медведев на V съезде Всероссийского общества инвалидов.

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

В связи с этим, с целью повышения уровня педмастерства и реализации принципов педагогики сотрудничества осуществляла изучение актуальных нормативных и методических документов в образовании, анализировала публикации в журналах «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Вестник образования», «Стандарты и мониторинг», «Образовательная политика» и др., программно - методические материалы. Посещала уроки коллег, обменивалась опытом работы с преподавателями в реабилитационно-образовательном режиме с анализом результатов деятельности.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний посещала обувные предприятия, изучала материалы по компетентностно-ориентированному подходу в профессиональном обучении, а также специальную литературу по специальности, журнал - «Кожевенно - обувная промышленность», источники Интернет и др.

С целью самосовершенствования и накопления педагогического опыта принимала участие в смотрах-конкурсах методической работы, в городских и областных семинарах, научно-практических конференциях, выставках, Территориальных методических объединениях по экономике.

С целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, развития интереса к будущей профессии, повышения качества их подготовки к практической самостоятельной деятельности на преподаваемых мною дисциплинах и междисциплинарных курсах:

1) использовала образовательно - реабилитационные технологии обучения и воспитания: личностно - ориентированного образования, мультимедийные технологии,индивидуализацию, рейтинговую систему оценивания знаний. Развивала у студентов профессиональный и творческий интерес к избранной специальности, применяла элементы интенсивных педтехнологий (опорные конспекты, индивидуализация обучения, проблемное обучение, саморазвивающее обучение). С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетала фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы, что дает возможность дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, полнее и посильно использовать учебное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления студентов проводила динамические паузы, чередуя виды деятельности, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и на обучаемость в целом.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья имеет исключительное значение при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

2) С целью повышения мотивации познавательной деятельности студентов, тренировки памяти, сообразительности, развития интереса к изучаемому предмету и активизации мыслительной и познавательной деятельности, на занятиях отдавала приоритет практической деятельности студентов. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов: подготовка к отдельным вопросам по изучаемым дисциплинам, составление презентаций, мини-проекты, выполнение курсовых и дипломных проектов. Также, применяла в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих специалистов. Внедрение такой формы обучения позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что обогащает содержание дисциплины и профессионального модуля.

В целях активизации обучения использовала следующие приёмы:

формулировка цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

добавление в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (например, вместо банального решения задач по экономике организовать соревнования, со стимулирующим рейтингом - это очень действенно, учащиеся стараются решить быстрее других задачу и, соответственно получить балл);

создание необычной атмосферы во время деятельности, сделать учебное занятие нестандартным (например, попросить группу решить задачу учебного занятия совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.д.);

проблемное изложение материала, позволяющее активизировать логическое и творческое мышление учащихся, что в свою очередь, учит дискутировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, дает возможность высказать каждому свое видение ситуации, решение проблемы и т.д.;

создание ситуации успеха - за счет доброжелательного отношения преподавателя, создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, осуществления индивидуального подхода, дифференцированного подбора заданий, что дает возможность каждому учащемуся поверить в себя.

Считаю, что занятие можно построить так, чтобы организуя целенаправленную передачу обучающимся нового материала, в то же время обеспечить их индивидуальное развитие, самостоятельную учебную деятельность, либо построить занятие таким образом, чтобы студенты самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы. Очень важная задача - сформировать у них стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, умение объяснить, доказать. Для этого на занятиях использую различные задания, например: имея текст учебника найти ответы на поставленные вопросы. Это простое задание, а вот усложненное - используя текст учебника составить опорный конспект. Либо даю опорный конспект новой темы и по нему веду объяснение, ребята видят целостность материала, взаимодействие вопросов и тут же указываю на междисциплинарные связи - где это будет использоваться, для чего, на каком этапе. Это обеспечивает долгосрочное запоминание учащимися изучаемого материала, т.к. каждый студент достигает в усвоении темы собственного результата, который фиксируется преподавателем во время индивидуальной проверки задания.

3) В работе со студентами на занятиях использовала рекомендации психологической службы по вопросам структуры психологической компетентности; особенностей психического и личностного развития инвалидов раннего юношеского возраста; способов и форм развития познавательной активности в процессе теоретического обучения и др.

Руководствуясь системно-ролевой моделью формирования личности, в рамках изучения преподаваемых мною дисциплин и профессиональных модулей на занятиях регулярно проводила целенаправленную воспитательную работу.

4) В течении года, используя рейтинговую технологию оценивания учебных достижений студентов, проводила ежемесячный мониторинг учебной деятельности по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний, СОК), вела мониторинг каждого обучающегося по темам, по каждой дисциплине и профессиональному модулю, используя поощрительные баллы за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Данный метод подведения итогов позволяет сделать анализ и определенные выводы, в связи с чем, корректировала учебно-воспитательную работу в соответствии с интеллектуальными, психологическими и физическими возможностями студентов.

5) Проводила самообследование в группах по всем преподаваемым мною дисциплинам и профессиональным модулям. Контрольные срезы проводила с целью выявления и объективной оценки качества усвоения обучающимися содержания конкретной дисциплины и профессионального модуля. В качестве метода исследования использовала разработанные мною тестовые задания. Задания соответствуют требованиям к минимуму содержания образования и направлены на выявление основных компетентностей, предусмотренных требованиями к подготовке студентов среднего профессионального образовательного учреждения.

Используя рекомендации психологической службы и результаты рейтинга, выявляла конкретные для каждого студента пробелы в знаниях, их причины и проводила дополнительные занятия с учетом индивидуальных особенностей и затруднений обучающихся в соответствии с намеченными маршрутами реабилитации.

Основная задача внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы заключается в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Основным принципом организации внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности.

В связи с этим, проводила внеаудиторную образовательно-реабилитационную работу: дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, для студентов, выполняющих внеаудиторную самостоятельную работу, для повышения рейтинговых баллов; для студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам; консультации для формирования профессиональной части портфолио.

Использовала следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Самостоятельное изучение темы;

Подготовка докладов и рефератов;

Подготовка презентации по теме;

Поиск дополнительной информации (работа с дополнительной литературой, интернет);

Составление вопросов по теме, кроссвордов, задач;

Составление опорных конспектов по теме;

Индивидуальные самостоятельные задания по решению профессиональных проблем, составление тестов и подбора на них ответов в разных вариантах;

Задания для работы со справочной литературой и нормативной документацией;

Самостоятельная работа со справочной литературой, по выполнению курсовой работы по ПМ.04 Управление структурным подразделением организации;

Самостоятельная работа с ГОСТами, нормативными документами при выполнении практических работ, дипломного проекта и т.д.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Достаточно устойчивые результаты при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, национально-регионального компонента, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Литература

Ресурсы интернет:

Процессы гуманизации, происходящие в обществе, и связанные с изменением нормативно-правового поля особым образом высвечивают проблемы создания безбарьерной образовательной среды для всех категорий граждан. Особую актуальность приобретают различные аспекты подготовки к профессиональной деятельности молодых людей с ментальными нарушениями. Для них получение профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности . Это детерминировано тем, что большинству выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ или школ-интернатов только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, обеспечивает коррекцию и компенсацию их психофизического развития и возможность трудоустройства в сфере материального производства в современных условиях экономического развития общества (Г.В. Васенков).

Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями представляет собой совокупность педагогических средств, направленных на формирование:

базовых учебных действий по различным образовательным областям и учебным предметам;

готовности к осознанному профессиональному выбору с учетом познавательных и личностных способностей и возможностей в условиях специально организованной профориентационной работы;

широкого поля занятий в сфере будущей профессиональной деятельности через использование потенциальных возможностей дополнительного образования;

целостного представления о профессиональном труде, включая знания о содержании труда, условиях его реализации и опыт социального взаимодействия в трудовом коллективе.

Различные авторы, рассматривая вопросы профессионально-трудовой социализации лиц с ОВЗ, отмечают четыре существенные особенности профессионально-трудовой социализации. Первая особенность. Социализация рассматривается как ведущая цель, основной процесс и ключевой результат учебно-профессиональной работы. Вторая особенность. Ограниченные возможности здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников с ментальными нарушениями, дают право педагогу в своей практической деятельности определять меру включения школьников в освоение профессии. Третья особенность. Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями осуществляется в специально созданных условиях, в которых осуществляется постоянно расширяющаяся целесообразная активность обучающихся. При этом особым образом фиксируется работа педагога в направлении максимального раскрытия трудовых умений и задатков молодых людей. Четвертая особенность. Организация учебно-профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта имеет преднамеренный характер, что обеспечивает будущую трудовую успешность воспитанников. Преднамеренность задает направленность учебно-трудового процесса, закрепляя организующую роль педагога в познании особенностей современного производства и социальной жизни в целом .

Задачами трудовой подготовки учащихся с ОВЗ являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному груду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве) . Эти задачи являются основополагающими для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Особую значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе. Это создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации .

Как показывает практика, решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ментальными нарушениями должно осуществляться в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с умственной отсталостью. Общение с педагогами-практиками и наш опыт доказывают, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, спроектированные адекватно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, способны обеспечить ученику освоение трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, решение разноаспектных проблем развития. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации.

На школьном уровне проблемы организации профессионального обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью связаны со сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными рыночными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; определяются возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и физического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями; сопряжены с ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ и школ-интернатов (Г.В. Васенков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Л.С. Мирский и др.).

При переходе обучающихся с умственной отсталостью на следующую ступень обучения высвечиваются системные проблемы их профессиональной подготовки, связанные с проектированием и систематизацией организационно-педагогических условий в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности (профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях среднего профессионального образования, психоневрологических интернатах, альтернативных формах профессионального обучения и др.). Основной комплекс проблем связан с неготовностью к психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ инженерно-педагогических кадров при высоком уровне их профессиональных умений. Мини-анкетирование, выполненное в феврале-мае 2016 года в рамках серии научно-практических семинаров по вопросам профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ, показало недостаточную готовность мастеров профессионально обучения к выявлению особенностей психофизического развития подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, незнание основ специальной психологии и педагогики, трудности при реализации на практике технологий профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; затруднения при проектировании и реализации адаптированных образовательных программ и учебно-методических комплексов, при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с атипичным развитием. Недостаточная компетентность взрослого - организатора профессионально-трудовой подготовки усложняет процесс социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Выходом из сложившейся ситуации может стать обязательное требование к освоению мастерами профессионального обучения дополнительных специальных компетенций по работе с лицами с ОВЗ в процессе повышения квалификации или профессиональной переподготовки; включение в штатное расписание педагога-координатора по работе с лицами с ОВЗ из числа дефектологов профильной специализации и др. Только в этом случае процессы интеллектуального, личностного и социального продвижения воспитанников с ограниченными возможностями в профессиональном развитии могут рассматривается как процесс их социализации.

Список литературы:

  1. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников: дисс. ... докт.пед.наук. – Москва, 2006. – 422 с.
  2. Дуброва Т.И. Развитие интеграционного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - Выпуск № 11. – С. 55-58.
  3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / Под ред. Е.М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
  4. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - №8. – 60 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые из этих проблем.

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.

Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.

Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].

Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:

Распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;

Проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;

Оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;

Объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;

Созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.

Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.

Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:

Диагностической,

Проектировочной,

Коррекционно-профилактической,

Контрольно-аналитической,

Организационной

И задачи профессионального совершенствования.

Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.

В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов .

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.

В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».

Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.

Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.

Список литературы

  1. Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
  2. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.

О среднем и высшем профессиональном образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Система столичного среднего профессионального образования является многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных слоёв населения Москвы. Подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных отраслей городского хозяйства ведут 75 профильных и 13 педагогических колледжей, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Обучение в колледжах ведётся по:

  • 100 профессиям начального профессионального образования;
  • 133 специальностям среднего профессионального образования;
  • 157 профессиям профессиональной подготовки;
  • более чем 200 программам дополнительного профессионального образования для взрослых (повышение квалификации, переподготовка) для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы Москвы.

Профессиональное образование

Большое количество колледжей, входящих в систему Департамента образования г.Москвы создает специальные образовательные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Получение высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Список учреждений, рекомендаций и интернет -ресурсов по реализации дистанционного обучения представлен в справочнике Дистанционное обучение .

Факультеты разрабатывают программы, способствующие быстрой адаптации студентов к новым условиям, позволяющие справиться с наиболее типичными проблемами. Подробнее с программой обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете дистанционного обучения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский городской психолого-педагогический университет" можно ознакомиться .

Высшие учебные заведения

  • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....