Мусороперерабатывающий завод в вене физические методы. Мусоросжигательный завод от Fridensraih Hunderwasser

Мусоросжигательный завод Шпиттелау построен в 1989 году по проекту Фриденсрайха Хундертвассера. Все проекты архитектора были для государства очень дорогими, и этот объект - не исключение. Завод украшает дорогое убранство в виде зеркальных золотых шаров на трубах, которые выполняют не просто функцию декора, но и являются эффективными фильтрами, удаляющими из дыма тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты.

Хундертвассер согласился работать над проектом только после того, как ему обещали строгое соблюдение мер экологической безопасности на этом предприятии. В результате получился настоящий дворец, к которому интересно приехать вместе с детьми.

Завод утилизирует более 265 тысяч тонн мусора каждый год. Кроме того, он выполняет важную функцию - подаёт тепло в 60 тысяч квартир Вены.

В вестибюле завода периодически организуются выставки и проводятся интересные мероприятия! Архитектурный комплекс является важной частью пейзажа города, которой вдохновляются все творческие личности, приезжающие в Вену. Чтобы посетить Венский мусоросжигательный завод, нужно доехать до станции метро "Шпиттелау Банхст".

Современные технологии, экология, искусство - австрийские специалисты следуют принципу своего соотечественника, архитектора Хундертвассера. 20 лет назад он завершил дизайн-проект котельной, которая со временем стала символом передовых технологий в Вене. Теперь это мусоросжигательный завод, которым хочется любоваться снаружи и изнутри. Но к этому местные жители тоже приложили руку.

Пластик в один контейнер, бумага - в другой. Сортировать мусор для жителей Вены - рутина.

«Дети учатся этому в школе. В школах существует специальная программа. Детям в игровой форме объясняют, как сортировать мусор», - объясняет Хельмут Гретч, местный житель.

Но все равно остается то, что нельзя переработать и приходится сжигать. Эти трубу и кепку на крыше знает каждый турист. Творение архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, мусоросжигательный завод Шпителлау. Да, он может выглядеть и так, а еще находиться почти в центре города. Именно здесь сжигают до трети всех отходов почти двухмиллионной австрийской столицы.

«Раньше дымило очень сильно. Моя мама не могла сушить вещи на балконе, ветер дул в нашу сторону, вещи постоянно были грязные. Но сейчас все изменилось», - рассказывает Георг Бареш, сотрудник мусоросжигательного завода Шпиттелау.

Из трубы клубится не дым, а обычный пар – работает сложная система фильтров. Недавно была очередная модернизация. Все управление - из одной комнаты, больше похожей на Центр управления полетами. Десятки мониторов. Станция сама себя обеспечивает электроэнергией.

«Турбины вырабатывают больше, чем нам нужно, и остальное мы поставляем в городскую сеть», - поясняет инженер Андреас Радоститц.

Остальное - 8 мегаватт в час. Но и это еще не все. Почти все здания вокруг удается отапливать с помощью тепла, которое получают во время сжигания мусора в Шпиттелау - всего 60 тысяч домохозяйств, включая Главное управление полиции, университет и самый крупный госпиталь Австрии.

А еще на завод завязана система охлаждения лабораторий клиники. Самое удивительное, что газ в Шпителау используют лишь раз в году, чтобы разжечь топку после профилактики. Все остальное время мусор горит сам. Нужно лишь вовремя его подкладывать и регулировать подачу воздуха. Самая грязная часть в переработке - разгрузка. Но и здесь все продумано.

Когда работа здесь прекращается, то стальные ворота закрываются на ночь. Конструкция такова, что закрываются они герметично, так, чтобы запах не отравлял воздух в окрестностях завода. И раз в году прямо на этой площади проводят концерт. Шесть тысяч человек собираются здесь и наслаждаются музыкой.

Даже воздух с запахом из бункера, в котором складируется мусор, направляют не в небо, а в камеру сгорания. Кажется, что еще можно придумать? Оказывается, можно. Пепел превращают в шлакобетон.

«Мы можем делать из такого бетона стены мусорохранилищ. В других странах, таких, как Швейцария или Германия, его разрешено использовать в строительстве дорог», - рассказывает Георг Бареш.

Впрочем, некоторые вещи сжигать просто жалко, и для них в Вене есть специальные места в пунктах приема мусора. Потом они попадают в специальный магазин.

Все, что есть в этом магазине, люди когда-либо выбросили. Но вещи в хорошем состоянии и вполне могут пригодиться кому-то еще. Например, ботинки для горных лыж, или кофемашины, телевизоры, музыкальные инструменты. Самое удивительное, что на электротехнику, например, проигрыватель виниловых дисков, распространяется годовая гарантия.

Утилизация мусора в Вене - сложная система. "Зеленые" технологии, конечно, очень важны. Но не менее важно, чтобы сам житель города, понимал: хочешь чистоту вокруг - не надо мусорить там, где живешь.

В Вене есть необычная достопримечательность, расположенная в самом центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Тревел-блогер из Санкт-Петербурга Александр Шевченко показал необычное здание завода в стиле модерн со всех сторон.

(Всего 10 фото)

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

«Эйнштейн сказал, что, если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что, ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в год. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды.

2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год).

3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

Вдруг в России громко зазвучали протесты рядовых граждан, не желающих жить рядом с мусорными полигонами, дышать ядовитыми испарениями. Дошло даже до петиции с требованием объявить Московскую область зоной экологического бедствия. Специалисты и журналисты пишут статьи с анализом положения, с цифровыми выкладками, от которых жить не хочется, с выводами: " ".

На самом деле все куда как просто. Например, построить мусоросжигательные заводы (МСЗ). Хотя это словосочетание приводит наших граждан в содрогание. Почему-то все уверены: это "кошмар и ужас", трубы будут извергать на всю страну такое, что никто уже света белого не увидит. В эти дни в Казани противники строительства МСЗ проводят пикеты и угрожают голодовкой…

Вот что такое "мусоросжигательный завод" для нашего сознания и подсознания. Перед взором сразу же возникает угрюмый пустырь далеко за окраинами, горы отходов, чадящие трубы, редкие вороны, чёрный горизонт. А вот в столице Австрии мусоросжигательный завод находится почти в центре города, у станции метро, в одном из самых дорогих жилых районов.

Построен он по проекту легендарного австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Красивые золотые шары на трубе – не только архитектурное украшение, а ещё и мощнейшие фильтры. - У нас изначально заложены очень жёсткие экологические параметры, - рассказывал нам Хайнц Тицек, эксперт Венского магистрата по охране окружающей среды. - Транснациональные корпорации живут по стандартам Европейского Союза. Там все расписано – от предельно допустимых норм до количества замеров в сутки. Если власть закроет глаза на нарушение, ЕС возбудит дело против государства Австрия. Ведь воздух не признает границ. На лечение заболеваний, связанных с дыханием, плохим воздухом, Евросоюз тратит 380 миллиардов евро в год. Природоохранные стандарты ЕС -закон.

На фотографии не парк с диковинными круглыми прудами, а предприятие по очистке городских сточных вод, прямо говоря – канализации. Находится оно в черте города. Дунай выходит из города таким же чистым, каким входил в него, спускаясь с гор, с отрогов Альп.

Никакого секрета нет, а есть всем известные технологии, - объяснял нам Карл Вёгерер, менеджер по связям с общественностью. – После процесса очистки 80 тысяч вот таких приборчиков аэрации обогащают кислородом, возвращают воду в её первоначальное состояние. У нас народ очень бдительно следит, чтобы природу не загрязняли. А у вас?

Мы ответили, что экология, по опросам социологов, находится на предпоследних местах в перечне проблем, беспокоящих россиян. И тут Вёгерер произнес, на наш взгляд, очень значимые слова:

Как так? Оказывается, опять же просто. Очищенная вода уходит в Дунай не напрямую, а через турбину. И дает 11 процентов энергии, потребляемой предприятием. Это немало, если учесть, что очистные сооружения расходуют 1 процент всей энергомощи Вены. Но в планах – полное самообеспечение. - Сейчас мы начали проект стоимостью в 250 миллионов евро, срок окупаемости – 12 лет, - рассказал Карл. – Углубляем котлованы механической очистки, чтобы в специальных контейнерах осаждался ил, который в процессе брожения будет вырабатывать метан. Сжигаем метан – получаем электричество. После запуска установки в 2020 году не только себя обеспечим, но и будем продавать излишки.

Мы вспомнили нашу присказку о бесполезности попыток валять конфетки из отходов жизнедеятельности.

У нас тоже так говорят! - рассмеялся Карл. – Только немножко по-другому: из дерьма – золото.

Однако, если вспомнить, что "электра" у древних греков – сплав золота и серебра, то так оно и получается буквально.

Все у них просто. И – выгодно. Если бы мы жили в технологически отсталой стране третьего мира, ситуация была бы понятна. Но вот что сказали на всю Россию в программе "Время" - "В нашей стране есть не только нефть и газ, Эрмитаж и балет, длинные новогодние праздники и День Победы. Оказывается, мы великая промышленная и технологическая держава. Именно об этом сегодня узнали мы и одновременно весь мир. И это не метафора". А коли так, то в чём проблема? Надо построить высокотехнологичные мусоросжигательные заводы - и будем дышать, как в Вене.

Сергей Баймухаметов

Фото Дины Баймухаметовой

Завод по сжиганию мусора (District Heating Plant Spittelau, Шпиттелау, Австрия)

Spittelauer Lände 45, 1090 Vienna

Можно ли представить себе что-то более серое, унылое и мрачное, чем завод по сжиганию мусора? У любого из нас почти наверняка не хватит воображения, чтобы это сделать. Дымящие трубы, унылые фасады, неаппетитные потеки на стенах — вот та картинка, которая встает перед глазами любого нормального человека.

Если он конечно не Фриденсрайх Хундертвассер.

Австрийский художник, дизайнер и архитектор, создавший за свою жизнь 37 абсолютно уникальных зданий по всему миру, сумел построить в Вене мусороперерабатывающий завод похожий на что угодно — дворец из волшебной сказки, фантастически огромную детскую площадку, телебашню футуристического дизайна, — но только не на промышленное здание с утилитарными функциями.

Хундертвассер относился к тому типу людей, о которых принято говорить, что «они сделали себя сами». Он родился в бедной еврейской семье в Вене, в 1928 году. Годом раньше была написана книга Адольфа Гитлера «Mein Kampf», а десятью годами позже случилась печально известная «Хрустальная ночь». Тогда (9—10 ноября 1938) в Вене было уничтожено больше 40 синагог, разрушено и разграблено бесчисленное количество еврейских домов, и началась массовая депортация евреев страны, вошедшей к тому времени в состав Германского Рейха.

Откуда у ребенка, пережившего нацистскую оккупацию, потерявшего в годы антисемитских гонений 69 (!) родственников, мог взяться свободный, независимый и бунтарский дух? Вопреки нелегкому детству, или благодаря ему? Как он стал приверженцем ярких красок, ассимметричных линий и «человечности» в архитектуре? В качестве протеста против насаждаемого в годы его взросления «арийского порядка»? Или скудость красок и однообразие окружения его детства потребовали компенсации в творчестве?

Так или иначе, почти сразу после окончания Второй Мировой, Хундертвассер, начавший рисовать еще в шесть лет, поступает в Венскую академию художеств. Он не получит диплома, но именно здесь придумает себе звучный псевдоним. Из Фридриха Стовассера он станет Хундертвассером, заметив созвучие первой части свой фамилии «Сто» славянскому числительному, и переведя его на немецкий язык. А чуть позже и Фридрих превратится в Friedensreich — «богатый миром».

Именно это богатство — весь мир — и станет его главным сокровищем на всю жизнь. В свои двадцать он отправляется путешествовать, учится в Италии и Франции (учеба в Париже продлилась ровно один день), изучает традиции живописи и народного искусства в Японии, на островах Океании и в африканских странах. Строит для себя дома по всему миру: в Австрии, Венеции, Нормандии, Новой Зеландии. В некоторых из них никогда даже не успеет побывать — ветер странствий гонит его дальше по свету — к новым впечатлениям и новым идеям. Единственное его постоянное пристанище — корабль «Regentag», на котором Хундертвассер пересечет практически весь земной шар. Сам он шутил, что не побывал разве что в Антарктиде.

В начале 60-х Хундертвассер уже всемирно известный художник. А архитектурная слава приходит к нему только в начале 80-х годов, когда по заказу городских властей Вены он строит в родном городе необыкновенный жилой дом, до сих пор носящий его имя.

Чуть позже, в 1988, он получает заказ на преобразование венского завода по переработке отходов в Шпиттелау (Spittelau).

Здание завода существовало с 1971 года, но в 1987 году пострадало от пожара и нуждалось в реконструкции. Не совсем понятно, каким образом тогдашнему венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришла в голову мысль поручить реконструкцию именно Хундертвассеру, приверженцу «органического» зодчества и борцу за экологию. Архитектор, заявлявший «я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», был категорически против идеи сжигания мусора, вместо его утилизации. Он, разумеется, отказывался принимать участие в проекте. Но бургомистр оказался настойчив. Во-первых, он пообещал, что производство будет абсолютно экологически чистым. Во-вторых, заверил, что польза, приносимая заводом, не ограничится только переработкой мусора. Благодаря использованию новейших технологий, тепло от сжигания отходов можно пустить на обогрев десятков тысяч венских квартир и близлежащего госпиталя.

В конечном счете архитектор согласился. Но настоял на установке дополнительных фильтров, удаляющих из продуктов переработки тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты. В результате стоимость строительства увеличилась едва ли не вдвое, но зато трубы завода украшают зеркальные золотые шары, которые выполняют не только декоративную, но и очистительную функцию. Остальные инженерные вопросы Хундертвассер предоставил решать специалистам, а сам сконцентрировался на дизайне здания.

Идеальной постройкой в представлении архитектора всегда было та, в которой отсутствуют прямые линии и ровные поверхности. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому, хотя в архитектуре завода невозможно обойтись без создания простых вертикальных стен, они настолько ярко раскрашены — в излюбленной манере Хундертвасера, — и на них столько пестрых пятен и неровных линий, что визуально каждая стена кажется причудливо изогнутой и деформированной.

В проектах Хундертвасера никогда не было двух одинаковых окон. И создавая ассиметричные фасады завода, художник остался верен себе — в Spittelau окна, так же, как во всех других его зданиях, совершенно очевидно «имеют право на самоопределение» . То есть у каждого из них собственные пропорции, цвет и размер — абсолютно похожих нет.

Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны с разноцветной плиткой, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами (где разместилось прекрасное видовое кафе) — все это характерно для «почерка» великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму.

Как и все творения Хундертвасера, несмотря на невероятный дизайн, завод безупречно выполняет свою практическую функцию.

Возобновивший работу после реконструкции в 1992, Spittelau утилизирует до 265 000 тонн отходов ежегодно, при этом самостоятельно вырабатывая электроэнергию для производственных нужд. Тепло от сжигания мусора подается в 60 тысяч венских квартир.

Он умер в 2000 году в Тихом океане на борту пассажирского лайнера «Queen Elisabeth II» и был похоронен в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в «Саду счастливых умерших». А уникальный экологически безопасный завод продолжает оставаться интереснейшей туристической достопримечательностью Вены, одновременно позволяя ей сохранять статус одной из самых чистых европейских столиц. Вместе с другими творениями Хундертвассера, разбросанными на всех пяти континентах District Heating Plant Spittelau является яркой иллюстрацией того, что желание великого архитектора сбылось в полной мере!

http://realty.mail.ru/articles/16849/udivitelnye_zdanija_skazochnyj_musoroszhigatelnyj_zavod/

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...