Кубановедение 5 кл. VII. Применение нового знания

Взяв карандаш в руки, начинающие художники с удивлением обнаруживают, что не знают, как перенести на бумагу вазу или яблоко. Они стоят на постановке, простые и знакомые, но как нарисовать их «как в жизни»? Привычные предметы будто под воздействием заклинания непередаваемости. Чтобы его снять, нужно обучение. Для помощи в этом Николаем Ли был написан учебник «Рисунок. Основы учебного академического рисунка».

Об авторе

Книга Николая Ли «Основы академического рисунка».

Анатомия книги

«Основы учебного академического рисунка» состоит из параграфов, каждый из которых дает необходимую теоретическую справку. Продуманный план поэтапной подготовки и практики направляет художника. Каждый из этапов плана-инструкции идет с расшифровкой и указаниями, полезными в обучении. Комплексно представляется анатомия человека, с важными акцентами.


На рисунке изображен карандаш в перспективном изображении с точками схода.

Но самое главное - все наполнено большим количеством иллюстраций, которые напоминают неопытному художнику советы преподавателя. Они помогают проверить себя, сравнив с образцами, которые всегда под рукой. В художественном обучении ни одна теоретическая справка не даст того же эффекта, как сравнение с мастерски исполненным образцом.


Пропорции головы.

Одна тема плавно переходит в другую, позволяя последовательно освоить основной курс. Начиная с формулировки задач обучения, мы шаг за шагом погружаемся в предмет. Понятия с объяснениями, которые потом пригодятся на всех этапах практической подготовки (перспектива, форма, объем, пропорция и т. д.) для удобства подкрепляются иллюстрациями. Затем автор предлагает обратить внимание на композицию. Любая картина имеет свою композицию, ее надо заранее продумывать.


Конструктивное построение объемных тел.

Порядок тем

Все это каркас, на который будут по слоям надеваться практические навыки. Если не сформировать его, то здание не будет ровным и крепким, ошибок на картине не избежать. Только после этого начинается изучение геометрических тел. От куба переходим к призме (больше граней - сложнее фигура), за ней следуют тела с более сложными формами, добавляются методы передачи светотени. Попрактиковавшись, можно переходить дальше - к группе тел, которые сменятся бытовыми предметами, затем сложными архитектурными построениями.


Последовательность рисования гипсовой головы.


Рисунок гипсовой головы Дианы.

Все ближе к человеку. Сначала пробуем перенести на бумагу части (голова, нос, ухо), параллельно вспоминая анатомию, пластику тела. Только как завершение - целая фигура. Как в цепочке, звенья цепляются друг за друга, образуя цельное украшение, наполненное практическими умениями.


Последовательность выполнения рисунка гипсовой фигуры Венеры Медицейской.

Но, пользуясь учебником, достигнуть лучших результатов можно под руководством преподавателя. Он может проверить, отрегулировать ошибки, слабые стороны ученика, прежде чем ученик перейдет к более сложным заданиям. Самоучке это сделать сложнее. Он не может сразу оценить «свежим взглядом» свои пробы.


Учебник предназначен для студентов художественных и архитектурных вузов и факультетов, а также для учащихся профессиональных учебных заведений художественного профиля и рекомендуется в качестве теоретического,...

Читать полностью

В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты. Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции. Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.
Учебник предназначен для студентов художественных и архитектурных вузов и факультетов, а также для учащихся профессиональных учебных заведений художественного профиля и рекомендуется в качестве теоретического, методического и практического руководства для преподавателей и учителей художественных школ и училищ.

Скрыть

Основы учебного академического рисунка - необходимый материал для любого начинающего художника. В книге Николая Ли представлен великолепный материал, настоящий клад для любого художника или того, кто только еще собирается им стать. Начиная от простых геометрических форм, авторы переходят к анатомии человека - вершине изобразительного искусства.

Если ваша давняя мечта научиться рисовать как настоящий художник, но нет времени для того, чтобы идти в художественную школу, или денег, чтобы нанять репетитора, не отчаивайтесь! Вы можете самостоятельно заняться обучением дома в свободное и удобное для вас время. Главное – это тщательно подготовиться, потому что вашим учителем будете вы сами.

В первую очередь необходимо понять, какими именно знаниями вы должны овладеть. Решающее значение в самостоятельном обучении имеют правильно подобранные книги. В учебных заведениях для художников-живописцев преподают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, анатомия и перспектива. Если вы самостоятельно решили изучать курс рисования, то вам понадобится набор следующих учебников.

Рисунок

Основы учебного академического рисунка. Николай Ли.

Автор подает весь курс академического , последовательно раскрывая все материалы учебной программы художественного училища. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело. Из этой книги вы узнаете основы линейной перспективы, метод конструктивного построения в рисунке, понятие о пропорциях предметов и их значение в рисунке, а также знания пластической анатомии тела человека.

Рисунок. Наброски и зарисовки. В. К. Кузин

Выполнение набросков и зарисовок играет важную роль в развитии выразительности рисунка, цельности видения, умения передать пропорции и основные черты позы. Данная книга ознакомит вас с художественными возможностями линии и пятна, а также с различными материалами, которыми можно выполнять наброски. Здесь полно примеров набросков выдающихся художников. Кроме того, вы узнаете роль набросков в создании композиции, и освоите техники и схемы построения набросков и зарисовок.

Игра света и тени для художников. Бёрн Хогарт

Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Вы получите обширное представление о том, что такое светотеневой рисунок на плоскости, и какую роль играет свет в моделировке формы. У вас будет представление о том, какие есть категории света и тени, и как влияет свет на выразительность композиции. А также поймете, чем отличаются друг от друга плоский рассеянный свет, лунный свет, скульптурный свет, пространственный свет, фрагментарный свет, ослепляющий свет, выразительный свет. В целом, в этой пособии вы обнаружите сотни определений света и получите более глубокое представление о его функции в рисунке.

Живопись

Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин

Эта книга, выпущенная еще во времена СССР, является универсальным руководством по академической живописи. Она дает широкое представление о влиянии освещения на цвет и раскрывает такие основные понятия в живописи как собственный и отраженный свет, цветовая температура, светотень, локальный цвет предмета. Этот учебник познакомит вас с особенностями чувствительности нашего зрения к цвету и различными видами цветовых контрастов. Вы узнаете, какие материалы необходимы при работе с акварельными красками, а также особенности взаимодействия различных пигментов с бумагой. Здесь описана подробная методика работы классического способа моделировки формы предметов при помощи акварельных красок, а также дается понятие о перспективе и планах в живописи. Значительная часть книги посвящена написанию архитектурных сооружений, поэтому ее полезно будет прочитать даже архитекторам.

Основы живописи. Могилевцев В. А.

Эта книга рассчитана на профессиональное обучение портретной живописи. Здесь изложены базовые знания об академической живописи маслом в жанре портрета. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы). А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. В каждом из разделов автор подробно описывает все этапы работы от замысла, создания эскиза до детализации и обобщения готового портрета. Кроме этой книги у Могилевцева есть еще две отличные книги “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок”, которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку.

Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг

В данной книге вы найдете описание материалов для живописи маслом, рецепты грунта, методы создания подрамника, обтяжки его холстом и проклейки грунтом. Автор демонстрирует все этапы работы: от наброска до создания готового живописного полотна. Из этой книги вы узнаете как работать с мастихином, чем отличаются пастозные и лессировочные краски, что такое воздушная перспектива и . Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Кроме того автор дает понятие о цветовых контрастах и способах применения их в живописи, а также дает советы, как избежать многих ошибок при работе с красками начинающим .

Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик.

Если вам больше по душе акварель, то эта книга позволит с легкостью освоить пейзажную живопись. Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров. При помощи нее вы освоите технику написания деталей пейзажа, которые порой представляют сложность для начинающих – это вода, архитектурные детали, камни, одиночные деревья. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды. Он раскрывает секреты своей палитры, демонстрирует возможности применения маскирующей жидкости, дает множество мелких практических советов.

Анатомия

Изображение человека. Готтфрид Баммес

Безусловно, самый лучший автор, которого можно найти для изучения пластической художнику. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Первая книга является подробным курсом анатомии и дает полное представление о строении, пропорциях человеческого тела, изображении статичной и динамичной человеческой фигуры. Вторая книга посвящена больше именно процессу рисования фигуры на плоскости и позволит вам освоить различные способы моделирования формы человеческого тела.

Цветоведение

Искусство цвета. Иоханнес Иттен

Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Она познакомит вас с физической природой цвета, расскажет об основах цветовой гармонии и даст полное представление о системе цвета. Вы узнаете не только о цветовом конструировании, всех типах цветового контраста, цветовой гармонии и теории цветовой выразительности, которые являются базой во многих учебниках по цветоведению, но и расширите свое представление о цвете боле глубокими познаниями. Автор углубляется в изучение семантики цвета, субъективного восприятия цвета, пространственного воздействия света на цвет. Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде.

Композиция

Основы композиции. Н. М. Сокольникова.

Несмотря на то, что этот учебник рассчитан на учащихся 5-8 классов, на мой взгляд, это полезная книга как для начинающего, так и для опытного художника. Здесь в простой форме изложены основы композиции и очень удачно подобраны примеры, которые доступно передают логику композиционного размещения объектов на плоскости. Книжка знакомит читателя с элементарными правилами и средствами композиции, значением диагоналей в передаче движения, силовыми линиями формата, средствами выделения сюжетно-композиционного центра, правило золотого сечения, симметрии и асимметрии. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются.

Вот с таким набором учебников, вы можете справиться с процессом обучения рисованию самостоятельно! Все эти книги можно легко скачать в интернете, но еще лучше будет приобрести их оригиналы для настольного чтения. Напоследок, еще один совет – старайтесь обращаться в первую очередь к методической литературе авторов-академиков и избегать поверхностных брошюр в мягкой обложке с броскими названиями, которые, как правило, не дают системных знаний.

Урок №25

Тема урока: Античная мифология и Причерноморье.

Класс: 5

Предмет: кубановедение

Цель урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя сюжет мифов о Причерноморье, научить определять, что правда, а что вымысел в данном источнике. Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением творчески предоставить полученную информацию. Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.

Линии 4–5 . Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое

самоопределение. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков и коренного населения Кубани..

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции:

Греческая колонизация Северного Причерноморья.

Учебное оборудование:

Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2013.

Тип урока: урок-практикум в форме презентации мифов.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Презентация мифов/по группам/

III . Подведение итогов урока. Саморефлексия учащихся.

IV . Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент (1 мин)

(просмотр слайда)

Проблема урока: почему мифы древних Греков были тесно связаны с Северным Причерноморьем?

II. Поиск решения проблемы:

Презентация мифов по группам (25 мин):

- Мифы об Ахилле

- Миф об Ифигении

- Боспор Киммерийский и миф об Ио

- Мифы о Геракле

-Мифы об амазонке

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Из уроков истории мы уже знаем, что в VIII- V веках до н.э. в началась Великая греческая колонизация. Вспомните, что стало причинами переселения греков на новые земли?

Как назывались греческие поселения?

Что можете сказать об уровне развития колоний?

1-й факт:

греческие колонии

успешно развивались.

– Рассмотрите карту на с. 157. Какие сведения мы можем получить из этой карты? 6

Почему в греческих мифах очень часто упоминается Северное Причерноморье?

– Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:

Почему мифы древних греков тесно связаны с Северным Причерноморьем??

Называют причины:

Развитие ремесла и торговли

Рост населения

Мало плодородных земель,

Угроза голода

Борьба демоса и аристократов

Они назывались колонии.

– Они процветали, успешно развивалось хозяйство.

Используя легенду карты, могут сказать, что греки начинают расселяться на другие земли, туда где есть удобная гавань, плодородная земля

Выявляют противоречие: с одной стороны, греческие города-государства

были хорошо развиты, но с другой – люди уезжали в поисках новых земел ь . 1

По-разному формулируют проблему урока. 1

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3 . Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5 . Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Определять понятия.

3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.

4. Выявлять причинно-следственные связи.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить информацию в разных источниках (текст учебника, карта).

7. Доказывать.

8. Классифициро-вать (устанавливать иерархию).

II. Версии.

– Какие у вас будут версии решения проблемы? 2

Фиксируем на доске версии:

1)греки по разному воспринимали новые земли;

2) нужда в новых рынках сбыта была выше страха;

3) местные племена были не всегда враждебны.

Предлагают свои версии . 2

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3. Организовывать работу в группе.

4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения.

III . Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, давайте с вами послушаем рассказ о названиях Черного моря в греческих мифах.

(использовании информации для учителя)

– Чем отличались названия Черного моря в начале рассказа от названия в конце?

Работают со словарём . Отвечают, используя § 13, 19.

В начале рассказа море называли Понт Аксинский, то есть Море не гостеприимное, а затем его назвали Понт Эвксинский - гостеприимное море.

Личностные УУД

1. Аргументирован-но оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?

Фиксируем на доске план действий:

Надо узнать:

1. Причины греческого отношения к новым землям.

2.Мифы о Причерноморье.

3. Что правда, а что вымысел в греческих мифах?

Определяют, каких знаний недостаточно и где их надо найти.

– Причины, по которым греки по- разному воспринимают Черное море?

взаимодействие греков с местным

населением; каково было значение греческой колонизации для самих греков и для

местного населения.

V . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Греческие мифы и Причерноморье

Предлагает ребятам поработать в группах.

Группа 1: Презентация мифа

1. Миф об Ахилле

Группа 2: Презентация мифа

2. Миф об Ифигении

Группа 3:

Презентация мифа

3.Миф о Боспоре Киммерийском и об ИО

Группа 4: Презентация мифа

Миф о Геракле

Группа 5

Презентация мифа

5. Миф об амазонках

По окончании выполнения презентаций применяем самооценку 5 работы в каждой группе.

Оценивается ответ представителя от каждой группы, представляющий свой проект. Остальные учащиеся следят за правильностью ответа каждого представителя группы.

Класс в течение нескольких минут

самостоятельно выполняет задание

в группах. 3

Представляют свои рассказы, в которых указывается причина связи греческих мифов и Причерноморья

Выполнение задания№ 1 в рабочей тетради

Название мифа/

Главные действующие персонажи

Исторические события, которые легли в основу легенды

Делают вывод о том, что греческая колонизация способствовала взаимному восприятию народов Средиземного

и Чёрного морей достижениями цивилизации Эллады.

VI. Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 3

Примерный вывод по проблеме: греческие мифы очень тесно связаны Причерноморьем, потому что греки очень долго жили в колониях на берегах Черного моря

VII. Применение нового знания.

– Ответить на вопросы Почемучки:

Почему греки долго не решались освоить побережье Черного моря?

Почему Северный Кавказ приравнивали к царству мертвых?

Почему греки изменили свои представления о Северном Кавказе?

Аргументированно высказывают своё мнение.

Работают в группах.

VIII. Домашнее задание.

–Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили материал, на следующем уроке выполните мини-проверочную работу.

– Дома повторите основные понятия

этой параграфа, а также основные этапы изученной истории Кубани

Как называется новый параграф, который мы будем изучать на следующем уроке?

– Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь?

– Прочитайте дома этот параграф и проверьте свои предположения.

Информация для учителя.

Д ополнение информации об амазонках с использованием – видео, - фотоприложений с этнографического комплекса Атамань.

Черное море. Сколько секретов оно таит в своих водах.. Таинственную красоту Черного моря воспели и Гомер, и Пушкин. В VIII веке до нашей эры древние эллины называли Черное море Аксинос Понтос, что в переводе с греческого значит «Негостеп­риимное море». Через сто лет греки переименовали Черное море в Эвксинос Понтос - Гостеприимное море.

Видимо, для изменения названия одного и того лее моря у древнегреческих мореплавателей имелись веские причины. Со­хранилась легенда, в которой отражается попытка местных жителей объяснить происхождение названия: «Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо, ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Селение горцев богатело с каждым годом. Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю. У берегов Тавриды появи­лось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеру, мужчины приготовились отразить натиск. Они поня­ли: битва будет не на жизнь, а на смерть, греков было несчетное количество. Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантс­кие орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. В страхе закричали эллины и закрыли головы щитами. Птицы своими железными клювами стали дробить щиты. Обрадова­лись горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду со скал огромные валуны. Взбунтовалось море, зашторми­ло, поднялись высокие волны. Такие огромные, что соленые брыз­ги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. В страхе эллины повернули свои корабли обратно.

Но мало кто возвратился к родным берегам. С тех пор гре­ки и стали называть это море Понтом Аксинским Негостепри­имным морем. И наказывали своим детям: «Никогда не подни­маться против жителей Тавриды, никогда не пытаться пройти по Понту Аксинскому».

Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фе­люг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дара­ми для горцев. И договорились горцы с греками и поклялись: никогда не поднимать оружия против друг друга! С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады. И счастливо зажили под солнцем предгорий у берегов Понта. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским -Негостепри­имным? Нет, это доброе, гостеприимное море! И назвали греки море Понтом Евксинским. Так и повелось с тех пор. Кто идет к

Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом - оно для них всегда Гостеприимное. А для врагов оно - Понт Ак­синский - Негостеприимное».

Ответ учащихся на проблемный вопрос о изменении в названии Черного моря в период древнегреческой колонизации

Конкурс: «Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ» Номинация: кубановедение; основы православной культуры. Учебный предмет: «Кубановедение». Тема урока: «Эпоха камня на территории края». Класс: 5. Название образовательного учреждения с указанием территории: Краснодарский кр., г.Сочи, Лазаревский район, п. Макопсе, ул. Свободы, 30 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 79. Учитель кубановедения: Вакуленко Оксана Николаевна. Предмет: Кубановедение. Класс: 5. Тема: Эпоха камня на территории края. Цель: 1. Продолжить знакомство учащихся с историей древнейших людей на Кубани. Углубление и расширение представлений об этапах каменного века на Кубани. 2. Развивать мышление, речь, интеллект; умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события. 3. Воспитывать любовь и уважение к истории и культуре своей малой Родины. Задачи:  Сформировать у учащихся представление о периодизации истории развития человечества.  Выяснить, какими орудиями труда пользовался древний человек, где они были обнаружены.  Продолжить формирование умений работать с картой, первоисточниками. Основные понятия: палеолит, мезолит, каменный век, родовая община, кровная месть. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Оборудование: карта “Кубанские земли и Причерноморье в эпоху каменного века”, индивидуальные задания-карточки, учебник Б.А. Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца 18 века», компьютер, мультимедийный проектор, материалы компьютерной презентации в программе Microsoft Office PowerPoint 2003, технологическая карта урока. № п/ п Этап урока Дидактическая цель Методы и формы обучения и контроля 1. Организационный Мотивация к работе на уроке Словесный 2. Повторение предыдущего материала Контроль за усвоением пройденного материала Словесный (беседа); письменный, устный контроль 3. Изучение нового материала Познакомить с содержанием нового материала Информационнорецептивнорепродуктивный, эвристическая беседа, работа с книгой 4. Закрепление материала Первичное закрепление материала о жизни древних людей в эпоху камня на территории края Практический, форма самостоятельной работы детей 5. Итог урока. Контроль Подвести итог урока. Оценить работу учащихся на уроке Устный контроль 6. Домашнее задание Инструктаж о выполнении домашнего задания инструктаж ХОД УРОКА I. Организационный момент. 1 – 2 мин. (Эмоциональный настрой детей) Дорогие ребята! Приходилось ли вам путешествовать по необъятным просторам Кубани, переходить бурные горные реки, карабкаться по горам? Ночевали ли вы в палатке или просто под бесконечной глубиной ночного неба, ели ли вы неприхотливую пищу, пропахшую дымком походного костра? Что интересовало вас, с какой целью вы входили в мир природы, в данный момент не так уж и важно, но каждый ваш поход был путешествием в мир удивительный и прекрасный! Сейчас мы с вами совершим путешествие в первобытное общество, где вы должны будете показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества. II. Повторение предыдущего материала – 10 мин. Ответ одного учащегося у доски: 1. Облик древнего человека (Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая. Люди еще не умели разговаривать. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени). 2. Когда появились древние люди на Кубани. (500 – 750 тысяч лет назад). Ответ второго учащегося у доски устно и работа по карте. 1. Как человек овладел огнем? (Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе, молния зажигала кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Как человек овладел огнем? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой! На стоянках людей запылали огни. Мясо, испеченное на углях, оказалось вкусней и питательней сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.) 2. Откуда пришли первые люди на Кавказ? (На Северо-Западный Кавказ первобытные люди пришли из Передней Азии через Закавказье и Карпатский регион). Работа по карточкам. (6 человек). 1 вариант. 1. Назовите профессию человека, который изучает историю первобытного строя (Археолог) 2. Назовите занятия первых людей (Охота и собирательство) 3. Дайте определение понятию «собирательство» (сбор кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков). 2 вариант. 1. Как называется наука, изучающая историю первобытного строя (Археология). 2. Дать определение понятию «стоянка» (место поселения древних людей). 3. Дать определение понятию «собирательство» (сбор кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков). Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам - в конце урока. III. Изучение нового материала. (20 мин.) Использование ИКТ. Показ презентации Тема нашего сегодняшнего урока “ Эпоха камня на территории края ”. Слайд 1. Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 2. Запишите план в тетрадь. План изучения нового материала: 1. Эпоха палеолита: - Выживание людей в условиях оледенения. 2. Эпоха мезолита: - Новые открытия 3. Появление родовой общины. Слайд 3. Первый, самый продолжительный период древнего каменного века ученые назвали «палеолит». В этот период происходит биологическое формирование человека, от самых древних видов, которые начали применять грубые орудия труда, до появления человека современного типа. Навыки совместной охоты, изготовление различных орудий из камня, использование огня – всё это вошло в арсенал человеческого сообщества в палеолите. Слайд 4. Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка, были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание. Слайд 5. В условиях длительной и холодной зимы, люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами. Изменились и орудия труда - они стали более совершенными. Слайд 6. Главным занятием людей стала охота на крупного зверя. Орудиями были уже не ручные рубила, а остроконечники, скребла, кремневые ножи и наконечники копий. Вместо древнего копья - обожженной на костре палки, человек вырубал рубилом длинную жердь, к которой кожаными ремнями привязывали каменный остроконечник. Для рыбной ловли изобрели костяной гарпун. Умение изготавливать орудия труда – было главным отличием древнейшего человека от животных. Работа по карте у доски. Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому побережью, но и по северному склону Кавказского хребта. Одна из наиболее изученных стоянок - Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у основания камнями. Мужчины занимались охотой, главным образом на зубров, женщины - собирательством. Съедобные растения могли надолго обеспечить питанием людей во время неудачных охот. Помимо Ильской стоянки, к эпохе палеолита относится также и Ахштырская стоянка. Найдите на карте данные стоянки. На данных стоянках были найдены орудия труда, что доказывает нахождение древнего человека на Кубани в эпоху палеолита. Слайд 7. На обширных степных просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизонов, оленей, диких лошадей и ослов. Все они становились добычей человека. Охота шла, как правило, на крупного зверя - мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок. Слайд 8. Для успеха в охоте люди шли на хитрость - они гнали стада животных к обрыву, или к ловушке – яме, которая была искусно замаскирована. На дне ямы находились врытые колья. Зверь, падая вниз, попадал на них, а охотники добивали его камнями. Работа с книгой. Чтение рассказа «Охотники на бизонов» Слайд 9. Около 10 000 тысяч лет назад в связи с похолоданием мамонты исчезли. Люди стали больше охотиться на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов. Переходным этапом в эпохе камня является – мезолит. Слайд 10. Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община-коллектив родственников ведущих совместное хозяйство. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «Кровная месть». Главными считались женщины, как продолжательницы рода. IV. Закрепление материала (7 мин.) - Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. Слайд 11. Выбери правильный ответ и запиши в тетрадь. (Проверка). - Анаграммы: Слайд 12. Составьте анаграмму и дайте определение полученному слову. (Палеолит - первый, самый продолжительный период в эпоху каменного века.) Слайд 13. Составьте анаграмму и дайте определение полученному слову. (Мезолит - переходный период в эпоху камня.) Назовите главное отличие человека от животного. (Умение изготавливать орудия труда – было главным отличием древнейшего человека от животных). V. Итог урока. (1 мин.) Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории Кубани в эпоху камня. (Выставление оценок). VI. Домашнее задание (1 мин.) Вам дома нужно будет составить 5 анаграмм со словами, относящимися к теме сегодняшнего урока по аналогии с показанными в классе. Источники информации: Литература 1. Родная Кубань «Страницы истории. Книга для чтения» под редакцией В.Н.Ратушняк Краснодар, 2006 ОИПЦ «Перспективы образования». 2. Кубановедение. Поурочное планирование и методические рекомендации. Истории Кубани 5 класс под научной редакцией А.Г.Еременко Краснодар, 2005 3. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях» Хачатурова Э.А. и др. Краснодар, 2002 4. «История Кубани с древнейших времен до конца 20 века». Под редакцией Щетнева В.Е. Краснодар, 2004 Адреса в Интернет 1. 2. 3. 4. fca.narod.ru/kuban.html kuban-XXI.h1.ru/history/11.shtml revolution.allbest.ru/moskow/00013586_0 html budetinteresno.narod/arheolog_hist. htm

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....