Назвать более развитую систему образования чем болонская. Основные особенности болонской системы

Российской Федерации - вопрос, к рассмотрению которого необходимо подходить с учетом истории формирования, становления и развития высшей школы за пределами государства. В частности, конец ХХ века стал во многом определяющим для российской национальной системы образования, поскольку в этот период происходили кардинальные перемены на всех ступенях сформировавшейся к тому моменту высшей школы.

Точки соприкосновения европейского и российского образования

Реформационный процесс был вполне закономерен и ожидаем, поскольку оптимизация политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности государства должна была повлечь за собой перестройки и в кругу остальных общественных отношений. Важные шаги в первую очередь должны были произойти в содержательной и методической части, а не только на идеологическом уровне. Естественно, что происходящие перемены способствовали и модернизации управленческой системы вузов, а также внесению существенных изменений в нормативно-законодательную базу.

На протяжении существования и развития России как единой современной державы европейские образовательные системы являлись образцовыми. Впервые механизм функционирования сферы образования в странах Старого Света нашел свое отражение и в отечественных высших заведениях ещё в середине 18 столетия. Этим можно объяснить нередкие проявления традиций в российских вузах, свойственных европейским школам. Схожесть проявляется и в структуре, и в тенденциях развития, и в содержательной деятельности.

Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера.

Переход на новый уровень и зарождение Болонской системы

С распадом СССР и переходом российского государства к рыночной экономике действия руководства по обеспечению внутренних и внешних потребностей страны в профессионально подготовленных кадрах стали более активными и продвигались в направлении создания коммерческих вузов. Только таким образом отечественная система высшего образования смогла бы конкурировать с другими представителями международного рынка образовательного спектра услуг.

Следует отметить, что Болонский процесс в России практически перевернул с ног на голову отечественную систему образования. До направленности на европейскую систему образовательный механизм выглядел абсолютно по-другому. Чтобы обеспечить качество профессионального образования, в стране утверждали государственные образовательные стандарты сначала первого, а затем и второго поколения. Целью установления данной стандартизации руководство страны считало создание единого образовательного пространства и установление эквивалентной равности документов об образовании с таковыми других развитых государств.

О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования

Болонский образовательный процесс начал свое зарождение ещё с мая 1998 года. Тогда в Сорбонне было подписано многостороннее соглашение «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Декларацию, которую впоследствии стали считать вступлением к Болонскому договору, приняли министры Франции, Великобритании, Италии и Германии.

Её задачей было создание и разработка правильной действенной стратегии развития общеевропейской модели образования. Фундаментальными элементами этого договора стала цикличность обучения, применение кредитно-модульной системы.

Соглашение в Болонье

Процесс (Болонский он стал называться потому, что подписание соответствующего договора произошло в Болонье) создания нового европейского образования был направлен на гармонизацию и слияние отдельных образовательных систем каждого государства в цельное пространство высшей школы. Датой, которая дала отсчет этому важному шагу в истории мирового образования, считают 19 июня 1999 года. В тот день представители образовательной сферы и министры более чем 20 европейских держав договорились о подписании соглашения, именуемого после Болонской декларацией. 29 участниц - страны Болонского процесса - оставили договор открытым, и на данный момент к «Зоне европейского высшего образования» могут присоединиться и другие государства.

Внедрение Болонского процесса в России

Как уже упоминалось, образовательная система постсоветской России остро нуждалась в совершенствовании. В период перехода к самостоятельному независимому государству сфера высшего образования перестала отвечать современным запросам, в её развитии не просматривалась даже малейшая динамика. В полной мере не использовался потенциал богатейшего внутреннего резерва. Реформирование данной сферы помогло избавиться стране от идеологии советского тоталитаризма и внедрить в общество активно набирающий обороты во всем мире демократический процесс.

Болонский договор, подписанный Россией в 2003 году, позволил вступить российскому государству в единое пространство высшего образования Европы. Неудивительно, что с введением европейских стандартов в данной сфере научный и преподавательский состав страны разделился на два лагеря. Появились и противники, и сторонники новых позиций, но, между тем, перемены и соответствующие преобразования происходят и по сей день. Болонский процесс образования все сильнее врастает в отечественную образовательную систему.

Беспрерывно укрепляющиеся отдельные положения декларации, подписанной в Болонье, способствуют продолжению реконструкции российской образовательной системы с целью:

  • приведения её в соответствие с европейскими общественными системами высшей школы;
  • повышения уровня доступности, популярности и демократичности вузов среди местного населения;
  • повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений России и уровня их профессиональной подготовки.

Первые сдвиги в системе высшего образования

Болонский процесс в России уже через несколько лет функционирования помог достигнуть заметных результатов. Основной заслугой данной системы является:

  • выстроена зона высшего образования в соответствии с европейскими стандартами, основной задачей которых является развитие мобильности учащихся с перспективой трудоустройства;
  • гарантирована конкурентоспособность каждого высшего учебного заведения в борьбе за контингент учащихся, государственное финансирование в сравнении с иными образовательными системами;
  • университеты наделены важной ролью центральных объектов-носителей правильного общественного сознания в ходе развития культурных ценностей народов Европы.

Кроме того, в течение последних лет заметно укрепились нынешние и осуществляется постепенное завоевание более высоких позиций интеллектуального, научно-технического и социально-культурного ресурса Европы, где система Болонского процесса способствует повышению престижности каждого вуза.

Подготовка России к принятию Болонского процесса

На данный момент численность государств, принявших Болонскую декларацию, продолжает расти. Сегодня реализация Болонского процесса - задача как минимум для 50 современных государств на территории Европы. Однако стоит обратить внимание и на предварительную Концепцию модернизации российского образования. Этот документ, подготовленный Министерством образования, был одобрен российским правительством и Государственным советом. Действовал этот документ до 2010 года.

Концепция являлась основополагающим направлением державной политики в образовательной сфере, при том, что не содержала ни малейшего намека на Болонскую декларацию или на другой какой-либо документ процесса. Между тем, сравнивая тексты Концепции и положений, содержащихся в Болонском процессе, найти существенные различия будет нелегко.

Так же, как оценено по достоинству высшее образование в Болонском процессе, в Концепции отмечена важность признания того, что образование является неотъемлемым фактором становления новейшего уровня экономики и общественного уклада. По сути, такому документу вполне под силу конкуренция с иными образовательными зарубежными системами.

Описание предшествующей Концепции

Признавая за российской системой образования способность конкурировать со структурами образования передовых стран, Концепция говорит о необходимости широчайшей поддержки со стороны социума, а также общественно-экономической политики, возвращение должного уровня ответственности государства, его важной роли в образовательной сфере.

Составление Концепции модернизации российского высшего образования стало подготовительным этапом в процессе вхождения российского государства в Болонскую систему. Несмотря на то что тогда это не являлось главной задачей документа, он стал определенным прологом ко вступлению страны на новый путь образовательной сферы. Среди важных установок, стоящих перед главами соответствующих ведомств, стоит упомянуть о разработанных моделях федеральных государственных образовательных стандартов квалификационных уровней «бакалавр», «магистр», касающихся спектра технических и технологических специальностей.

По сравнению с государствами, которые подписали Болонское соглашение в 1999 году, Россия имела более выгодное для себя положение. Обратившись к документам Болонского процесса только в начале 21 века, Россия уже имела возможность взять на заметку опыт европейских стран. К тому же основные принципы обучения, системы сотрудничества и контрольный механизм над осуществлением процесса были давно сформированы и даже прошли этапы проверки.

Пополнить ряды передовых государств с Болонской системой образования Россию побудила надобность организации соответствующего механизма для уверенной конкуренции с европейскими, налаженными до «автоматизма» образовательными укладами.

Позитивные перемены

Благодаря вхождению России в общеевропейское образовательное пространство, выпускники отечественных вузов получают специалистов и магистров. Все страны Болонского процесса признали такие документы в качестве единого образца, подтверждающего получение высшего образования, в том числе и приложения к диплому, принятое и ЮНЕСКО. Таким образом выпускникам российских вузов предоставляется возможность стать полноправными членами программ

Характерные черты Болонской системы в России

Из основополагающих пунктов и положений, которые привнес в российскую образовательную систему Болонский процесс, можно выделить несколько:

  • разделение системы высшего образования на два уровня: (для получения диплома бакалавра необходимо пройти 4-5-летнюю подготовку; магистры учатся 1-2 года);
  • включение в учебные рабочие планы структуры часовых кредитов, которые представляют собой комплекс лекционных, семинарных занятий и самостоятельной работы студента (только пройдя программу по каждой дисциплине, рассчитанную на определенное количество часов, можно перейти на следующий курс обучения);
  • оценивание качественной составляющей полученных знаний по мировым стандартизированным схемам;
  • возможность непрерывно продолжать обучение практически в любом в случае, например, переезда из России;
  • акцентирование внимания на проблемы общеевропейского уровня и содействие их изучению.

Преимущества для студентов

Отсюда следует, что выпускники российских университетов получат дипломы об образовании, не только подтверждающие их квалификацию в родной стране, но и будут котироваться среди работодателей по всей территории Европы. В свою очередь, иностранные студенты имеют огромные шансы трудоустроиться здесь. Кроме того, самым успешным учащимся будет предоставлена возможность прохождения обучения на протяжении семестра или года в университетах за рубежом благодаря характерным программам мобильности. Возможной стала и смена выбранной специальности при переходе, например, с бакалавриата на магистратуру.

Среди преимуществ непосредственно учебного процесса стоит назвать накопительную систему кредитов дисциплин, именно она позволит применить их для ускоренного получения второго высшего образования или углубленного изучения приоритетного иностранного языка, причем как в стенах вуза, так и в других странах.

Заключение

Развитие Болонского процесса во многом предопределялось условиями общих реформ, затрагивавших практически все жизненные сферы российского государства. Формирование установленной модели образовательной системы значительно усложняли различия двумя столь непохожими культурами обучения Высших школ: отечественной и европейской. Несовпадения можно было наблюдать во всем: в продолжительности обучения, квалификационных составляющих, направлений специальной подготовки. Отличия можно было с легкостью заметить даже в том, как организован учебный процесс.

Болонский договор, внесший кардинальные изменения в образовательную систему России, подразумевал переход к двухуровневой системе высшего образования от одноуровневой. До подписания соглашения вузы обучали студентов беспрерывно, на протяжении 5 лет. Дипломированных и высококвалифицированных профессионалов готовили на основе разработанной образовательной программы. Её дисциплинарный подход подразумевал выбор конкретной единицы измерения выполненной работы учащихся и преподавателей, которой являлся Расчет необходимого количества учебной нагрузки лежит в основе образовательных программ высшего образования.

О болонской системе образования, в последнее время, ведется очень много споров и разговоров: кто-то поощряет новшества, связанные с ее внедрением и видит приличное число плюсов от ее влияния на студентов, а кто-то, напротив, настроен очень скептически.

Но есть и те и, надо сказать, таких немало, кто и вовсе не знает, что это такое, зачем оно надо и стоит ли вообще думать об этом странном процессе. Конечно, в первую очередь эти вопросы затрагивают будущих студентов – отправляясь в ВУЗы за новыми профессиональными знаниями, они зачастую и вовсе не знают, что и по какой схеме там работает. Давайте разбираться.

С приходом нового тысячелетия в мир образования ворвалось новое, на тот момент еще толком никому неизвестное, понятие – болонская система, которая должна была сильно модернизировать и, в некоторых местах, в корне изменить систему высшего образования в Европе, а также в некоторый странах постсоветского пространства.

Официальной датой начала всех реформаций считается 1999 год, когда 29 стран-участниц подписали Болонскую декларацию. С тех пор к процессу присоединилось еще 19 стран, включая Россию, Украину и Белоруссию, которая подписала соглашение последней – в 2015 году.

С тех пор высшее образование в странах участницах стало приводиться к единым стандартам, что позволило трансформировать его в общее европейское пространство.

Зачем это было нужно?

Сразу напрашивается вопрос, что побудило всю европейскую общественность так активно модернизировать и унифицировать уже существующую систему высшего образования? Ведь, как считалось долгое время, российская и европейская системы считались одними из самых сильных в этом плане, что изменилось? А причины таковы:

  • Весь мир подвержен прогрессу, развитию, глобализации и расширению культурных и экономических связей, было бы странно, если высшее образование оставалось неизменным. В результате, оно также было включено в процессы глобализации.
  • Со временем европейская система стала сильно уступать американской и, чтобы не утратить свои позиции и потенциальных студентов (что чревато утечкой ценных кадров), было принято решение о ее преобразовании.

Что же оно такое?

Каковы особенности болонской системы образования, что же она собой представляет и как отражается на учебном процессе? В общих чертах это выглядит примерно так: согласно ей, весь учебный процесс разделен на два основных цикла образования.

Первый цикл – предварительный, который может длиться 3-4 года и заканчивается получением степени и диплома бакалавра. Эта ступень уже считается законченным высшим образованием и человек, получивший документы, подтверждающие наличие степени бакалавра, уже вполне имеет право устраиваться на работу как полноправный специалист.

Второй цикл – это еще год или два обучения, которые заканчиваются получением степени магистра, которая, в большей мере, предполагает продолжение обучения, а также развитие собственной научной деятельности. Как видно, сроки обучения в разных странах и даже ВУЗах одной страны могут существенно варьироваться, что объясняется не полной унификацией европейской системы образования.

Также некоторые престижные ВУЗы сохранили за собой определенного рода традиции, которые предполагают определенные различия в системах обучения.

Следующий момент болонской системы – это особая система оценивания, именуемая системой кредитов или ECTS. Здесь под кредитом поднимается особая единица измерения, которая характеризует объем академической работы, выполненной студентом в различных формах: самостоятельное обучение, практики, лекции и так далее.

За семестр студент должен получить определенное число кредитов, что характеризует количество им пройденного материала. Если кредиты – это количественная оценка, то есть и качественная, которая помогает определить уровень знаний студента. Она разделена по принципу 7-бальной шкалы.

Все эти общепризнанные системы оценивания позволяют студенту, обучающемуся в ВУЗе, участвующем в болонском процессе, начинать свое образование в одном университете, а продолжить в другом.

Плюсы и минусы

Вопросы болонской системы образования имеют множество сторон, ее преимущества и недостатки активно обсуждаются населением различным стран, в том числе, в России, мнения которых резко разнятся. Давайте попробуем разобраться.

Итак, плюсы

  • С глобальной точки зрения болонский процесс способствует укреплению экономических, культурных и политических связей европейских стран.
  • Два цикла образования позволяют студенту делать выбор: раньше пойти работать или же продолжить свою профессиональную подготовку в стенах ВУЗа. Кроме того, система кредитов – это реальный шанс начать образование в одной стране, а продолжить – за рубежом, где, например, можно существенно улучшить профессиональные навыки выбранной специальности. Кроме того, это открывает перспективы для поиска работы в разных странах.
  • Формирование конкурентоспособного рынка подготовленных специалистов.

Недостатки системы

  • Система, в большей мере, ориентирована на развитые страны Европы, а отличия в развитии экономики разных стран процесса просто не учитываются. Мобильность студентов, которые учатся по данной системе, очень привлекательна для лучших кадров: естественно, что учащиеся с высшими оценками стремятся переехать в наиболее развитые страны с высшей оплатой труда, а менее благополучные районы так и остаются без «светлых умов».
  • Считается, что дипломы, полученные в ВУЗах, работающих по болонской системе, уравниваются: можно получить диплом, к примеру, в Украине, а отправиться работать в Европу. Но на практике, почему-то, дела обстоят иначе. К примеру, дипломы полученные на территории РФ, чаще всего, не котируются в Европе, ровно, как и наоборот, что создает немалые трудности для молодых специалистов.
  • Сокращение срока обучения до 4-х лет сильно сказывается на качестве подготовки выпускников.

Коротко о болонском процессе

Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.

Основные принципы болонского процесса

Болонский процесс - движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

· введение двухуровневого обучения;

· введение кредитной системы;

· контроль качества образования;

· расширение мобильности;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке – это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.

Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования. Оно обозначает стремление к сопоставимости систем образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования.

Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

§ первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);

§ вторую ступень - магистр (два года).

Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

Вторая ступень должна вести к получению степени магистра и/ или степени доктора (Ph.D), как это принято во многих европейских странах.

С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

§ одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;

§ почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;

§ в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

Эта трехуровневая система оказалась гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).

Нельзя допустить, чтобы переход на бакалавриат означал высшее образование для бедных в три года. Россия не должна отказываться от принципа фундаментальности нашего образования, который выгодно отличает нашу систему образования. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета нашей системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса.

Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.

Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

Достижению большей совместимости и сравнимости систем высшего образования способствует и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время существуют значительные расхождения в системах научных степеней. В Европе их три, в России четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор.

Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.

1. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

2. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования.

3. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

4. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов. Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут "привлекать таланты со всего мира".

5. Болонский процесс поможет российской педагогической общественности по-новому определить роль и место министерства образования в системе высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и соблюдая разумную подотчётность государственным структурам. Он будет способствовать утверждению новых форм аттестации: помимо нередко формальной государственной станет применяться ещё и корпоративная, гораздо более взыскательная, обеспечивающая признание успешности работы конкретного вуза со стороны профессионального сообщества.

6. Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.

7. По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса "найти общий знаменатель европейского образования". Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

8. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

9. Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Это, несомненно, в конечном счёте, окажет влияние и на методические системы преподавания иностранных языков в России, до сих пор, пусть и в имплицитной форме, испытывающие на себе влияние последствий семидесятилетней жизни за железным занавесом. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.

10. Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

11. Возрастёт общий культурный уровень страны. Академическая мобильность значительно увеличит возможности российских студентов, преподавателей и администраторов вузов по ознакомлению с культурными ценностями европейских стран. Во время пребывания за рубежом российские студенты познакомятся с национально-культурными особенностями, памятниками культуры.

12. Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. Благодаря Болонскому процессу университеты России вместе с университетами других европейских стран смогут участвовать "в обогащении понятия европейской гражданственности", исходить из общих европейских ценностей, развивать культурное измерение Европы. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение. Будут подрываться идейные основы межнациональной розни, агрессивности на национальной почве.

С началом нового тысячелетия система высшего образования в большинстве стран Европы и бывшего СССР в результате болонского процесса претерпела изменения. Официальным началом существования болонской системы обучения считается дата 19 июля 1999 г, когда представителями из 29 стран была подписана Болонская декларация. Сегодня переход на Болонскую систему одобрили 47 стран, став участниками процесса.

Болонская система образования ставит своей целью привести высшее образование к единым стандартам, создать общее образовательное пространство. Очевидно, что изолированные образовательные системы всегда становились преградой для студентов и выпускников вузов, для развития науки в европейском регионе.

Основные задачи Болонского процесса

  1. Введение системы сопоставимых дипломов, чтобы все выпускники стран-участниц имели равные условия при трудоустройстве.
  2. Создание двухуровневой системы высшего образования. Первый уровень – это 3-4 года обучения, в результате которого студент получает диплом об общем высшем образовании и степень бакалавра. Второй уровень (не обязательный) – в течение 1-2 лет студент изучает определенную специализацию, в результате получает степень магистра. Решение, остается за студентом. Болонская система образования определила ступени с учетом потребностей рынка труда. У студента есть выбор – приступить к работе уже через 4 года или продолжить обучение и заняться научной и исследовательской деятельностью.
  3. Введение в вузах универсальных «единиц измерения» образования, общепонятной системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Болонская система оценивания насчитывает баллы в течение всей образовательной программы. Один кредит – это в среднем 25 учебных часов, затраченных на лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов. Обычно в вузах расписание составляется таким образом, чтобы за семестр была возможность накопить 30 кредитов. Участие студентов в олимпиадах, конференциях исчисляется дополнительными кредитами. В результате студент может получить степень бакалавра, имея 180-240 часов кредитов, а диплом магистра, заработав еще 60-120 кредитов.
  4. Система кредитов дает в первую очередь студентам свободу перемещения. Поскольку Болонская система оценивания полученных знаний понятна в каждом вузе стран-участниц процесса, то перевод из одного вуза в другой не будет проблематичным. Кстати, кредитная система касается не только студентов, но и преподавателей. К примеру, переезд в другую страну, относящуюся к болонской системе, не скажется на стаже, все годы работы в регионе будут учтены и аккредитованы.

Плюсы и минусы болонской системы

Вопрос плюсов и минусов болонской системы образования поднимается во всем мире. Америка, несмотря на свою заинтересованность общим образовательным пространством, пока что не стала участницей процесса из-за недовольства системой кредитов. В США оценивание исходит из гораздо большего количества факторов, и упрощение системы не устраивает американцев. Определенные недостатки болонской системы просматриваются и на постсоветском пространстве. Болонская система образования в России была принята в 2003 году, на два года позже стала актуальной болонская система образования в Украине. Во-первых, в этих странах диплом бакалавра еще не воспринимается как полноценный, работодатели не спешат сотрудничать . Во-вторых, такой плюс как мобильность студентов, возможность путешествовать и учиться заграницей для большинства учащихся относителен, поскольку это предполагает большие финансовые затраты.

Идея о создании единого пространства образования в Европе витала в воздухе давно (с 70-х годов двадцатого века).

Но осуществляться она стала с 1998 года, когда министрами образования 4 стран (Германии, Франции, Италии, Великобритании) подписали Сорбонскую декларацию.

А в 1999 году уже 29 министров подписали совместную «Болонскую декларацию».

Болонский процесс развивался поэтапно , и на каждом рубеже увеличивалось количество стран-участниц, ставились новые цели.

Страны присоединялись к соглашению добровольно, приняв на себя обязательства :

  • с 2005 года выдавать к дипломам приложение единого образца;
  • до 2010 года провести реформу национальной системы образования (она должна соответствовать положениям декларации).

На данный момент 47 стран участвуют в Болонском процессе и среди них много государств, ранее входивших в СССР (Россия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Прибалтики).

Цель Болонской декларации – создать единую систему образования и активизировать в мировом масштабе.

Болонская система образования

Обеспечивается свободное передвижение студентов и преподавателей (создается и вводится одинаковая форма приложения к диплому).

Вводится 2 цикла обучения: предварительный (не меньше трех лет) и выпускной (на его этапе студент получает степень магистра или доктора ).

Во всех вузах действует единый кредитный зачет (накопительный), который служит доказательством квалификации студента. При смене работы или месте жительства в пределах стран, подписавших декларацию, стаж сохраняется .

За стандартами европейского образования следят независимые аккредитационные агентства.

В результате развивается европейское сотрудничество и совместные программы обучения, осуществляется система, контролирующая качество образования (для этого привлекают даже работодателей).

Поднялся на более высокий уровень.

Так как родиной Болонского соглашения является Италия, то будет интересно узнать, как осуществляется образование именно в этой стране.

Система образования в Италии

Итальянское образование имеет сложную структуру .

Сейчас проводится реформа, которая должна ее упростить в соответствии с европейскими стандартами.

Государство держит систему образования под своим жестким контролем.

Дошкольные учреждения

Именно с них начинается обучение в Италии. Их в стране не хватает.

Для детей до 3 лет работают платные ясли.

С 3 лет детки посещают детский сад. Обучающие занятия в нем необязательны , так как при поступлении в школу не требуется умения читать и считать.

Хотя, по своему усмотрению, многие воспитатели практикуют развивающие уроки.

Итальянская школа

Обучение делится на три ступени :

    1. Начальная школа дает знание по общеобразовательным предметам (учатся дети 6-11 лет) и состоит из двух ступеней.
    1. (11-15 лет) имеет программы со специализированным уклоном (музыкальным, языковым).
  1. Средняя старшая школа. Этот ступень необязательна. Она аналогична нашему профессиональному образованию. Многие ученики предпочитают заменить этот этап работой (трудовая деятельность в стране разрешается с 14 лет ).

Школьники сами определяют программу образования: обычная в лицеях разных профилей (готовят к вузам) или обучение, включающее профессиональную подготовку (в колледже).

Школьное образование всех ступеней бесплатно . В Италии много частных школ, но они аттестаты не выдают, и их выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Высшее образование

Начинается с 18-19 лет.

В систему высшего образования входят университеты, и академии.

Итальянские университеты имеют многовековую традицию.

Бесплатное обучение в Италии можно получить в гос. вузах (в стране более 60 госуниверситетов).

Но при этом надо будет заплатить обязательный налог на обучение (500-3000 евро за год)

Университет Болонья

Это старейший вуз Европы (основан в 1088 году) и с самого основания стал центром юриспруденции.

Сейчас в университете получают образование 100 000 студентов по разным специальностям.

Работают 24 факультета, вуз имеет свои региональные центры по всей стране и даже имеется филиал в Аргентине.

Программы обучения проходят на итальянском и английском.

Университетом предлагаются 128 разных курсов бакалавра (надо пройти трехлетнюю программу и достичь 180 кредитов), при вузе действуют разных направлений, научные центры, докторантуры.

Получить образование в стране можно и в негосударственных вузах, которые имеют такие же права, как государственные.

Учеба в Италии на степень магистра имеет несколько видов: двухлетнее обучение с квалификационной работой в конце, программа, ориентированная на узкоквалифицированных специалистов, годичная программа для получения дополнительной профессиональной квалификации.

Третья ступень образования – докторантура и аспирантура.

Большое внимание в Италии уделяется образованию в сфере искусства.

Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи .

Почти все вузы не имеют ограничений по набору студентов (квота существует только для граждан не членов ЕС) и обучение не имеет обязательного характера (студенты сами выбирают время сдачи экзаменов).

Болонская система образования в России

Участие России в Болонском процессе началось в 2003 году .

После этого (2004 год) были одобрены основные направления развития образования в стране и предусмотрен переход на Болонскую систему.

Законодательством закреплен переход вузов России на подготовку кадров по уровням (2007 год).

В новых стандартах предусматривается расширение свободы вузов и теперь программы можно разрабатывать с учетом региональных потребностей.

Процессы несколько тормозятся, так как часто натыкаются на непонимание должностных лиц.

Болонская система образования в Украине

Присоединение страны к этой системе датируется 2005 годом .

В связи с этим, в системе образования Украины произошло много изменений.

Было внедрено независимое тестирование в школах, упрощены системы уровней в вузах.

В реализацию положений болонской декларации вовлекли специалистов из лучших украинских университетов.

В 2006 году их силами была сформирована группа промоутеров, которая проводит регулярные учебные тренинги по европейскому образованию. Налажены контакты с европейскими рабочими группами.

Тем не менее, мнение о Болонской системе в Украине неоднозначно.

Некоторые высокопоставленные лица считают, что ее внедрение не помогло решению проблем образования в стране, а только их усугубило.

Украина и Россия ввели Болонскую систему, но дипломы этих стран за границей признавать не спешат и при трудоустройстве в других странах требуется дополнительное обучение.

И все же единое европейское образование – вещь перспективная!

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...