Работа с педагогами форма актуальность результаты. Методические рекомендации "формы и методы методической работы

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

Групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Центральным звеном в организации всей методической работы, является педагогический совет.

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ. Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ.

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.



В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы. Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников.Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются» .

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ .

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игры;

Составление задания для участников;

Подготовка оборудования.

«Круглый стол» - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников - литературная или педагогическая газета. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Следующая форма- работа над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей .

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог -- это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования .

Формы самообразования многообразны:

Работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

Участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

Получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

Работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта .

Наставничество - необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов. Наставничество - индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в ДОУ и в более полном овладении необходимыми навыками для плодотворного выполнения работы.

Наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставничество распространяется на начинающих молодых специалистов сроком не более 2-х лет после окончания среднего специального учебного заведения, сроком не более 1-го года после окончания высшего учебного заведения; студентов, принятых по контракту.

Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющими высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь

Ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;

Развитие у молодого специалиста необходимых умений и навыков ведения педагогической деятельности.

Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в МДОУ.

Методы работы.

Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методисту в работе с кадрами.

Практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса. Некоторые методы в совокупности со стандартными методами организациями методической работы позволят подбирая конкретные ситуации воспитательного процесса с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

Наиболее сложный метод активизации – это ситуации - проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа. Каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Методист предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение методист организует обсуждение всех предложенных моделей.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.

Работа с инструктивно – директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Методист готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

1. Частично-поисковый метод - воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему.

2. Метод объяснения - этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

3. Метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

4. Метод дискуссии - по форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых" невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия.

Заключение.

Для руководителя дошкольного учреждения актуален поиск и выбор оптимального варианта работы детского сада. Коллектив каждого педагогического учреждения должен иметь свое лицо, должна быть индивидуальность в системе работы дошкольного учреждения.

Для этого необходимо использовать новые формы и методы работы с педагогами для повышения их заинтересованности в работе и творческой самоотдачи; искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольного учреждения. Чтобы конечный результат был всегда высок и эффективен.

В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической помощи воспитателю только со знанием конкретных особенностей каждого педагога. Ведь от работы руководителя с педагогами, зависит работа воспитателей с детьми. Главное - научить педагогический коллектив думать сообща над улучшением путей и средств воспитания. Воспитатель должен иметь педагогическую свободу, самостоятельность выбора наиболее эффективного в сложившейся ситуации варианта действия, обладать нравственными качествами доброты и отзывчивости, широтой и искренностью, порядочностью, с уважением относиться к окружающим.

И главная задача руководителя в этом плане - способствовать творчеству педагогов.

В работе с педагогами необходимо обеспечивать обратную связь, откровенный обмен мнениями, анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения. Необходимо также учить культуре дискуссии, сплачивать коллектив, повышать уровень отношений между сотрудниками.

Список литературы.

1. Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя [Текст] / Е.Ю. Аншукова // Управление ДОУ. – 2004. − №3. − С. 29.

2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.

3. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]: методическое пособие / Н.А. Виноградова Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192с.

4. Виноградова, Н.А., Интерактивное обучение педагогов практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.А.Виноградова, Е.А. Шилова // Детский сад: от А до Я. -2007.- №4. - С.90-98.

5. Голицина, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н.С. Голицина. - М.: Скрипторий 2003, 2008. - 104с.

6. Жукова,Р.А. Педсоветы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.

7. Липчанская, И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ [Текст]: методические рекомендации / И.А. Липчанская. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н.Лосев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -85с.

9. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст] / Л.И. Лукина.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

10. Скоролупова, О. А. Планирование как один из этапов работы в ДОУ [Текст] / О.А. Скороупова. - М.: Скрипторий 2003, 2009. - 101 с.

11. Сыромятникова, Л.М. Педагогические советы в ДОУ [Текст] / Л.М. Сыромятникова.- М.: Планета, 2011.

12. Тавберидзе, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой [Текст] / В.А. Тавберидзе, В. Калугина. - М.: Школьная пресса, 2008. - 154 с.

Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района, ДО; организация теоретических и научно - практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

  • - целями и задачами ДО;
  • - количественным и качественным составом коллектива;
  • - сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • - особенностями образовательного процесса;
  • - материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
  • - реальными возможностями;
  • - передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • - педсовет;
  • - семинары, семинары-практикумы;
  • - открытые просмотры эффективны;
  • - медико-педагогические совещания;
  • - консультации;
  • - работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

  • - за счет посещения курсов повышения квалификации;
  • - обучение в учебных заведениях;
  • - участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ:

  • - участие в работе совета педагогов;
  • - обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
  • - консультирование и др.

Остановимся подробнее на педсоветах.

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ. Он создается во всех дошкольных учреждениях, где имеется более трех педагогов. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет - центральное звено в организации всей методической работы, "школа педагогического мастерства".

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Функции педагогического совета:

  • · определяет направления образовательной деятельности ДОУ;
  • · отбирает и утверждает образовательные программы для
  • · использования в ДОУ;
  • · обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
  • · рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • · выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
  • · рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
  • · заслушивает отчеты заведующего о создании условий для
  • · реализации образовательных программ.

Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

Виды педагогических советов:

  • · установочный - проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • · тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • · итоговый - проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педагогические советы подразделяются на виды. Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех составляющих: установочный педсовет, два тематических и еще один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации, разработанной в ДОУ программы развития.

Педсоветы различают и по формам организации :

  • · традиционный - это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
  • · педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • · нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.
  • · Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами.

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся:

  • · на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • · доклад с содокладами;
  • · заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.

Доклад можно построить следующим образом:

Вступление - указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.

Основная часть - изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.

Заключение в форме:

  • · выводов, если они требуются, т.е. если целью является убеждения;
  • · рекомендаций, если они требуются, т.е. если защищается некий план действий;
  • · резюме - краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов : коллективный просмотр занятий и других мероприятий; использование видеоматериалов; показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников.

В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

  • · имитация конкретной ситуации . Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • · обсуждение двух противоположных точек зрения . Старший воспитатель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • · обучение практическим умениям . Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • · имитация рабочего дня воспитателя . Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • · разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • · работа с инструктивно-директивными документами . Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • · анализ высказываний детей, их поведения, творчества . Старший воспитатель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • · интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры , которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах воспитателям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог - это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.

Особенности дискуссии:

  • · предполагает конструктивное взаимодействие,
  • · поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

  • · Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
  • · Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • · Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
  • · Нельзя превращать реплику в доклад.
  • · Каждый имеет право на свое мнение.
  • · Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.
  • · Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии - дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг - рассадить участников по кругу. Главное - создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т.е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.

В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы .

Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения.

Признаки-условия для педагогического совета - деловой игры

  • · наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • · имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);
  • · реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;
  • · соблюдение игровых правил и условий;
  • · наличие игрового стимулирования: соревнование
  • · в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет - деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

Одна из форм деловой игры - "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Деловые игры - это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ (10 групп и более) для активизации итоговых педагогических советов.

Конференция в научном мире - это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.

Педагогический совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до 10-15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.

Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность - обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.

Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет - круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут - разновидность педсовета-дискуссии.

Диспут (от лат. disputable - рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

  • · Диспут - свободный обмен мнениями.
  • · На диспуте все активны. В споре все равны.
  • · Каждый выступает и критикует любое положение,
  • · с которым не согласен.
  • · Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
  • · Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет - научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее - КТД) - все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.

Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий-этапов:

  • · поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • · сбор-старт;
  • · выборы совета дела (деятельности);
  • · коллективное планирование деятельности;
  • · работа микроколлективов;
  • · проверка готовности;
  • · проведение КТД;
  • · коллективный анализ
  • · стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педсовета:

  • · информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
  • · информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
  • · вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;
  • · обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;
  • · заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;
  • · принятие советом педагогов решения голосованием.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола - это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.

Надо помнить, что протоколы - обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т.е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов "за", "против", "воздержались".

В связи с тем, что в детских садах заседания совета педагогов носят тематический характер, возможно принятие общих решений по заявленным в повестке дня вопросам.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются :

Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства ДОУ.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми - к нему необходимо тщательно готовиться.

Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:

фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;

  • · "круглый стол" полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • · "треугольник" позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • · работа в "малых группах", т.е. по 3-4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);

для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, "Готовимся к педсовету".

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы: чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему; какие уроки можно извлечь из полученного опыта; как повлиять на отдельных пассивных педагогов. В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Алгоритм подготовки педсовета

  • 1. Определение целей и задач.
  • 2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  • 3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  • 4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме - за 2 месяца).
  • 5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
  • 6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  • 7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  • 8. Систематизация и подготовка окончательного материала.
  • 9. Семинарские занятия по теме педсовета.
  • 10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  • 11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  • 12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  • 13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  • 14. Подготовка проекта решения педсовета.
  • 15. Анализ работы педсовета.
  • 16. Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  • 17. Оформление копилки с материалами педсовета.
  • 18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу.

Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар .

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное.

Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре - практикуме . Как слепить зайца, чтобы он был похож нанастоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ опытного педагога - методиста.

Для того, чтобы организовать специальные практические занятия, заведующий изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов - эталонов.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями . Данным методом методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев.

Перед началом беседы необходимо продумать ее цель, вопросы для обсуждения. Непринужденный разговор располагает воспитателя к откровенности.

Данная форма методической работы требует от методиста большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением.

Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов . В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников.

При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы.

Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие: подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести: правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др.), помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой - либо деятельности детей), составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач, методов и приемов, используемого материала.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения. При этом роль старшего воспитателя состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, организованную деятельность напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи.

В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон.

Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления - педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДО.

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников.

Так же с педагогическим коллективом используем следующие формы работы:

  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
  • Мастер – класс; передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
  • Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повы шениепедагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
  • Методическое объединение. Цель которого; повышение профессионального уровня педагогов.
  • Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.

В течение учебного года в ДОУ проводим различные смотры – конкурсы: подготовка к новому учебному году, «Лучший уголок здоровья», выставка групповых фотогазет « Ах, лето», «Лучший уголок по ОБЖ» и т.д.

Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы. В нашей работе используется одна из современных тенденций – микрогрупповая работа. Объединение педагогов в проблемные группы на определённый фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлечённых педагогических проблем в пользу реальных затруднений.

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

— одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Деятельность воспитателей и специалистов нашего детского сада четко скоординирована, созданы условия для профессионального роста. Имеем тесные контакты с СИПКРО и ЦСО, на базе которых за последние 4 года более 80% наших педагогов прошли различные курсы повышения квалификации.

И в заключении одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада «Звездочка» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача методической службы — создать условия для успешного решения этой задачи.

Главная > Документ

Эффективные формы методической работы

Учитель остается учителем, пока он учится.

К. Ушинский

Люди учатся всю жизнь. По данным социологов 20% своих знаний они получают через формальное индивидуальное обучение в ССУЗах, вузах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а так же при взаимодействии с другими людьми. Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. В современной школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров. На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность? – На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества; – на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности; – на повышений методического мастерства учителя; – на активное участие в управлении качеством педагогов; – на аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию; – на повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся; – на создание банка инновационных идей и технологий; – на разработку творческих авторских программ. Поэтому методическая служба должна создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне учителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы. Формы методической работы: – диспут, дискуссия, – педсовет, методсовет, – организация методического дня, недели, – творческий отчет, – конкурсы, – фестиваль педагогических идей, – деловая игра, – «Круглый стол», – педагогический консилиум, – презентация, – аукцион, – мозговой штурм, – эксперимент, – творческая стажировка, – доклады, выступления, – семинары, семинары-практикумы, – обсуждение проблем, – научно-практические конференции, – самообразование, самоотчеты, – выставки, смотры, – анкетирование, – наставничество, – мастер-классы, – творческие группы, – предметные и межпредметные МО, – методические оперативки, – психолого-педагогические чтения, – микроисследование, – методические консультации, – защита авторских проектов и разработок, – кафедры, – совещание при директоре, – конференции, – научно-исследовательские лаборатории. В книге В. М. Лизинского «О методической работе в школе» описаны и сгруппированы более 40 различных форм. От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы? Прежде всего от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива. Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив. Предположим, что одна из них – повышение уровня образованности педагогического коллектива. Какие формы методической работы будут наиболее эффективны? – семинары, семинары-практикумы – организация методического дня, недели, – методические консультации, – психолого-педагогические чтения, – анкетирование, – методические оперативки, – предметные и межпредметные МО, – доклады, выступления. И особую роль будет играть самообразование учителя –- как одна из важнейших форм методической работы. Главный эффект самообразования – это сокращение или поддержание высокого интеллектуального и физического уровня. Один из отечественных классиков НОТ П. М. Керженцев в качестве одного из принципов самообразования определил ясность и конкретность цели. Когда появляется цель, то обычно в письменном виде составляется план – что и какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. В организации самообразования фактор времени играет весьма значительную роль: – если интерес человека направлен в сторону повышения своей компетенции, то время на него находится; – если самообразовательная мотивации низкая, то времени на него нет или не хватает. Поэтому одним из важнейших признаков является наличие хорошо работающей системы методической работы, способствующей стимулированию самообразования педагогов и обеспечивающей их профессиональные устремления. Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими: – общение с высоко классными учителями, мастерами своего дела; – решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение технологии, апробация учебника); – критический обзор периодической печати; – критический обзор существующих форм ведения урока; – реферат; – самоаттестация; – анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач. В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности. В современных условиях результативной является инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Но она может создать ряд острых проблем вплоть до отставания методической деятельности от бурно протекающих в образовании различных процессов. Особенно это относится к тем методическим службам, которым характерно традиционное функционирование, с консервативной структурой методической службы, где нет предметной методической проработки новых идей и не всегда проводится их апробация на эффективность. Традиционный подход, как показывают исследования, оправдывает ожидания в оказании методической помощи только 54% учителей. Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций? «Мозговой штурм» используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности. Одной из эффективных форм методической работы так же является и «Фестиваль педагогических и методических идей». Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации учебного процесса, самодеятельности и творчества. Цель таких фестивалей – познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов. В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе и от его квалификации, от его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.

  • 1.8. Образование как функция общества. Принципы государственной политики в области образования
  • 1.9. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
  • 1.10.Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению.
  • 1.11. Инновации в системе профессионального образования
  • 1.12. Основные этапы становления и развития педагогики
  • 1.13.Основные этапы в истории педагогической мысли:
  • 1.14. Становление научной педагогики. Дидактика я.А.Коменского.
  • 1.19. Педагогический процесс как целостная система
  • 1.20 Педагогическая система: сущность понятия, структура и содержание
  • 1.23Системы по
  • 5 .Структура и содержание по по операционно-комплексной системе.
  • 2.1. Учреждение профессионального образования как субъект управления.
  • 2.2. Мониторинг качества образования
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения
  • 3.2. Личностно ориентированный подход: сущность, особенности реализации в педагогическом процессе
  • 3.5. Основные методы педагогических исследований, их классификация и характеристика
  • 4.3. Виды обучения, их характеристика.
  • 4.4 Законы и закономерности обучения
  • 4.6. Теория развивающего обучения.
  • 4. Дидактическая система развивающего обучения д.Б.Элькона-в.В.Давыдова:
  • 4.9. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений, навыков и качеств личности
  • 4.12. Формы обучения, их характеристика, классификация.
  • 4.13 Урок как основная форма обучения
  • 4.14. Методы обучения: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 5.3 Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности
  • 6.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • 6.2. Условия развития гуманистической системы воспитания в учреждении образования
  • 6.5. Целеполагание в процессе воспитательной деятельности
  • 6.6. Принципы гуманистического воспитания
  • 6.8. Экологическое и эстетическое воспитание. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.
  • 6.9. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.
  • 6.10 Методы гуманистического воспитания
  • 6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики
  • 6.18. Учреждение образования как воспитательная система
  • 6.19. Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса
  • 6.20. Приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
  • 6.21. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования: цели, приоритетные направления, содержание деятельности
  • 6.22. Социально-психологический климат и стили педагогического управления
  • 6.23. Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
  • 6.24. Методы определения уровня воспитанности личности
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы

    Индивидуальная методическая работа – это самообразование педагога, которое позволяет выбрать удобный для него режим учебы и вопросы, необходимые для изучения. Педагогическое самообразование обеспечивает самостоятельное целенаправленное приобретение знаний в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии и овладение методикой обучения и воспитания. Индивидуальная методическая работа, которая является основной формой совершенствования педагогического мастерства, осуществляется по следующим основным направлениям :

    1)изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;

    2)создание комплексного методического обеспечения преподавания предметов и профессий;

    3)изучение и внедрение современных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс;

    4)анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;

    5)участие в работе педагогического совета, методических комиссий, семинаров, педагогических чтений, творческих объединений педагогов и т.д.

    Методическая самостоятельная работа планируется каждым педагогическим работником на год. Цели и содержание методической работы педагогических работников должны быть взаимосвязаны с целями учебного заведения.

    Индивидуальную методическую работу с педагогическими работниками проводит директор, заместители директора, методист, председатели методических комиссий и руководители других методических подразделений по оказанию им помощи в совершенствовании педагогического и профессионального мастерства, в разработке учебно-программной документации, проектировании учебных занятий, создании учебно-методических комплексов, в разработке авторских учебных программ, методических пособий и т.д.

    Деятельность педагога по научно-методическому обеспечению:

    1.Разрабатывать учебно-программную документацию.

    2.Составлять учебно- методические комплексы, разрабатывать основные их компоненты.

    3.Внедрять в образовательный процесс совр. пед. технологии, автоматизированные обучающие системы, Эл. Средства обучения, тренажерные комплексы.

    4.Создавать и развивать материально-техническую базу учреждения образования (кабинета).

    5. активное участие в работе пед совета, мед комиссий и др объединениях.

    2.5. Формами коллективной методической работы являются педагогические советы, методические советы, методические комиссии, творческие группы, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории и т.д.

    Педагогический совет организуется как постоянно действующий коллегиальный орган для обсуждения и решения актуальных вопросов по всем направлениям (учебная работа, воспитательная и идеологическая р-та, учебно-произ-я дея-ть, админ-но-хозяй-я, внебюджетная, организ-управле-я, инновац-я) деятельности УО. Он определяет цели, формы и содержание, но в то же время методическая служба учебного заведения влияет на решения педагогического совета. Состав педагогического совета определяется приказом по учебному заведению ежегодно. Порядок работы педагогического совета определяется Положением о педагогическом совете, утвержденным приказом Министерства образования. Материалы о работе педагогического совета оформляются в книге протоколов педагогического совета и хранятся в учебном заведении 10 лет. Решения педагогического совета обязательны для выполнения всеми членами педагогического коллектива.

    Метод.комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей (мастеров производственного обучения) определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп профессий). В случае недостаточного количества педагогических работников для создания в учебном заведении методической комиссии, могут создаваться кустовые методические комиссии педагогических работников соответствующих предметов (профессий) из нескольких учебных заведений. В случае необходимости могут создаваться межпредметные (межпрофессиональные) методические комиссии. Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избираемые из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогических работников учебного заведения. Состав методических комиссий, председатели утверждаются директором и оформляются приказом по учебному заведению. Руководители учебного заведения являются членами методических комиссий по профилю их преподавательской деятельности.

    Заседания методических комиссий проводятся ежемесячно. Планы работы комиссий являются составной частью плана методической работы учебного заведения и составляются на год. Материалы о работе методических комиссий оформляются протоколами, которые отражают решения и рекомендации по обсуждаемым вопросам. Рассматривают вопросы: анализ-т качество деятельности всех членов комиссии, организ-т и проводят предметные недели, выявление иннов-го опыта, его обобщение, сисием-я и передача. С целью создания условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, организации общего обсуждения актуальных проблем педагогики, дидактики, методики в рамках методических комиссий могут проводиться открытые уроки, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, научно-практические конференции и т.д.

    Педагог-е мастерские – это своеобразные авторские классы, когда педагоги, мастера своего дела передают свой практический опыт другим членам педагогического коллектива. В учебном заведении могут работать одна, две и т.д. педагогических мастерских. Из года в год эти мастерские могут меняться: вырастают в коллективе новые мастера - появляется возможность создания новой творческой мастерской. Педагогические мастерские – это школы взаимного роста.

    Творческие группы создаются для:

    1.разработка новой учебно-программной документации;

    3.разработка тестовых заданий для контроля качества профессионального образования и т.д.

    К наиболее актуальным проблемам, по решению которых могут быть созданы творческие группы, могут быть отнесены следующие: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; технологии развивающего обучения; развитие технического творчества учащихся; разработка учебно-программной документации. По итогам работы творческих групп составляются отчеты, предложения, методические рекомендации, которые заслушиваются на заседании методических комиссий, педагогического и методического советов, на которых дается оценка результатов деятельности группы и принимается решение о внедрении предложений, рекомендаций в педагогическую практику.

    Экспериментальные лаборатории создаются на базе любого кабинета, для начинания какого-нибудь исследования (инновационного). Затем проводится апробация результатов исследования и общий результат выносится на обсуждение на пед. совет (эффективно ли проведённое исследование можно ли внедрять его во всём учреждении образования).

    Последние материалы раздела:

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....