Как убрать назальный оттенок при ринолалии. Назальный оттенок речи, актуальная проблема☝

Речевая среда и речевая активность формируют у детей чутье языка, или языковую интуицию - автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных продуктивных моделей языка.

Для овладения речью ребенок нуждается в речевой сфере. Это - во-первых, а во-вторых, необходима речевая активность самого субъекта, учащегося.

Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее. Из данной закономерности выводятся группы методов развития речи учащихся.

Более последовательно и глубоко вопрос об умениях, которыми должен овладеть ученик, готовя сочинение, разработан К. Б. Бархиным, вычленившим общие и специфические для устных и письменных сочинений умения. Такими общими, с точки зрения К. Б. Бархина, умениями являются: сбор материала, составление «рабочего» плана речи или статьи, приведение в порядок и известная обработка фактического материала. Книга К. Б. Бархина «Культура слова» богата методическими указаниями о том, как следует прививать учащимся умение работать над устными и письменными высказываниями .

М. А. Рыбникова также строила свою систему работы на обучении детей умению писать сочинения: «Разумная методика письменных работ требует подготовки к работе, к постановке темы, заблаговременного привлечения материала, предварительных языковых упражнений и т. д.». В разработанной М. А. Рыбниковой методике показано, как следует направлять мысль учеников на осмысление ими особенностей построения рассказа, описания и т. д.

Об «осмысленных навыках и преподавании теории составления сочинений» ставила вопрос М. Н. Салтыкова, по мнению которой, написать сочинение -- значит передать в систематизированном виде ряд фактов и мыслей, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением и оценкой точки зрения автора.

В. А. Добромыслов указывал, что ученики должны овладеть разнообразными видами сочинений, что учитель должен принимать во внимание композиционную сложность сочинений.

Вопрос об обучении детей приемам работы над сочинением остро ставился в методической литературе 50-х годов. А. П. Романовский подчеркивал необходимость прямого показа того, как нужно работать: «Такой метод значительно повысит интенсивность процесса обучения и сократит его путь, избавив учащихся от излишних ошибок и заблуждений» .

Такого рода указания можно найти почти в каждой работе, посвященной методике обучения сочинениям.

Особенность разработанной системы Т. А. Ладыженской состоит в том, что в ее основу положена идея развития у учащихся определенных умений связной речи. Вычленение этих умений позволяет определить критерий, с помощью которого можно установить сложность сочинений и последовательность в работе над ними.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений разных видов. Обучение сочинению - это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение - это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Сочинение -- один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Известный методист А.Д. Алферов писал, что сочинения -- это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, -- то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки .

Имитационные методы.

В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и обобщения, вывод правил, и даже творчество - пересказ и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация и т.д.

В арсенал методов «по образцу» можно использовать более мелкие, частные развивающие упражнения:

составляющие предложений по типу данного или по модели, которая может быть составлена учащимися;

отработка произношений, пауз, упражнений;

различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным;

работа над усвоением форм речевого этикета.

Как мы видим, имитационный метод при всей его о популярности сам по себе не может быть достаточным: обучения «по образцу» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммутативные методы. Из коммутативной функции языка выводится вторая группа обучения развития речи учащихся: коммутативные методы.

Коммутативные методы относятся на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все 4 ступени:

ситуативную;

мотивационную;

восприятие собеседником;

обратную связь.

Рассматриваемый метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений, сочинений и др.

Рассмотрим семь групп таких умений, в своей последовательности создающих методику активизации учебной деятельности:

умения, связанные с темой сочинения с ее пониманием, определяемся ее границ, раскрытием;

умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и пр.;

  • - умение собирать, накапливать материал, отбирать важное и главное в соответствии с темой и замыслом;
  • - умение систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом, завершением;

умение в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы;

умения составлять текст, в устной речи - импровизировать, в письменной - записывать без ошибок, располагать на листах, делить его на образцы;

умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Однако необходимо еще и умение критически анализировать свою и чужую речь, элементарно рецензировать сочинения других учащихся, а также объяснять допущенные ошибки, выявить их причины, способы проверки.

Казалось бы, два метода - «по абзацам» и коммутативный - в достаточной степени обеспечивают практику активизации речевой деятельности младших школьников. Но для полноты нам нужен еще один метод, который бы опирался на закономерности языка, на изучаемый в школе материал, который ученики могли бы сознательно применить, конструируя предложения.

Метод конструирования.

Метод конструирования - это отчетливо выраженный синтетический метод. Он связан с первыми двумя.

В системе обучения «по абзацам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям.

Конструирование связано и с коммутативным методом, поскольку последний обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет, социальные и личностные функции речи.

Метод конструирования располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений. Они выполняют подготовительную или вспомогательную функцию и вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах (таблица 2).

Таблица 2. Методы развития письменной речи учащихся

Назначения,

Приемы, типы

упражнений

опирается

Имитационный

(обучение по образцам)

  • - повышает самостоятельность и познавательную активность учащихся;
  • - помогает в усвоении форм речевого этикета;
  • - влияет на формирующееся языковое чутье детей.
  • - различные виды речевых упражнений;
  • - пересказ прочитанного текста;
  • - письменные измышления разнообразных типов;
  • - работа над текстами различных жанров.

На литературные образцы.

Коммутативные

(коммуникативно-

творческий

Является средством общения, коммуникации, а также самовыражения.

На создание речевых

ситуаций, выбор их из потока жизни;

Ролевые игры, экскурсии, наблюдения и др.

способы накопления материала;

Любые виды деятельности, которые могут вызывать потребность

высказываний.

На потребность в общении.

Конструирования

(синтетический

Формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности учащихся, их

  • - словарная работа;
  • - работа над словосочетанием;
  • - работа над предложением;
  • - логическая работа;
  • - упражнения, опирающиеся на теорию текста.
  • - на закономерности языка;
  • - на изучаемый в школе материал;
  • - на дополнительный материал к уроку.

Используются следующие группы приемов и типов речевых упражнений, входящих в систему развивающего обучения, для активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.

1. Словарная работа:

толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;

работа со словарями - толковыми, словообразовательными, синтаксическими, орфографическими;

  • -исправление ошибок словоупотребление в устной речи и в письменных сочинениях.
  • 2. Работа над словосочетаниями, составление словосочетаний с конкретными словами:

для текста или словосочетаний заданного типа;

  • - проверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
  • - введение, включение словосочетаний в предложения;
  • - обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.
  • 3. Работа над предложением:

составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов по теме сочинения, рассказа;

составление предложений заданного типа по схемам моделям;

распространение предложений, перестройка на структуры;

выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;

свободное составление предложений, фраз;

редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

  • 4. Логическая работа:
    • - работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
    • - построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
    • -исправление логических ошибок, неоправданных повторов, нарушений последовательности мысли и т.д.

Так же для активизации речевой деятельности используются речевые разминки или упражнения - задачи, развивающие:

речевой (в том числе интонационный) слух;

навыки интонирования.

Благодаря этим умениям и навыкам создаются условия для развития речевых способностей.

Речевая разминка - это сквозная линия, которая включает такие группы упражнений, как дыхательные, произносительные (на произношение звуков и определенной интонации), артикулярные, текстовые.

Эти упражнения позволяют сделать более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона, громкости, что так важно в речевой деятельности.

Желательно речевую разминку проводить систематически, чтобы «собрать» ребят в начале урока (настроить на восприятие нового материала), или в середине (изменять вид деятельности), или в конце урока (когда дети утомлены, возможно, более трудными заданиями).

На проведение речевой разминки рекомендуется затрачивать не более 5 минут одного урока. Часто используются игровые формы проведения некоторых заданий: кто быстрее проговорит скороговорки, кто интереснее расскажет, кто убедительнее докажет свою точку зрения и т.д. Так же можно использовать:

раскрашивание (в начальных классах);

тихое музыкальные сопровождения (умело подобранное);

тексты, мимику, помогающие произношению текста;

парную работы при выполнении тех заданий, которые считаются трудными.

В методику работы по речевой разминке включаются 3 этапа:

1. Учитель показывает на одном - двух примерах, как выполняется задание (или произносить все слова, если это требуется, - в зависимости от задания и подготовки класса);

Ученики хором, где это возможно, индивидуально или в паре выполняют задание;

Учитель обсуждает с ребятами, как они выполнили работу. Развивать навыки самооценки.

Так же для активизации речевой деятельности мы использовали развивающие ортологические пятиминутки. Эти упражнения охватывают слова, которые часто произносятся неправильно (в частности, с нарушением ударения). Упражнения помогают сделать попытку объединить слова по какому-то признаку в легко запоминающиеся группы.

Для усвоения «трудных» слов можно использовать самые различные приемы: хоровые проговаривания по слогам, составление словосочетаний, предложений и связных текстов, игры-соревнования (какая из команд наберет больше очков за правильно произнесенные слова).

Интересны в этом отношении монофоны - краткие учебные рассказы, все слова в таком тексте начинаются на одну и ту же букву.

Упражнения с монофонами способствуют активизации произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего и способствуют становлению мастерства речи.

Таким образом, благодаря таким развивающим упражнениям младшие школьники, лучше усваивают и запоминают трудные слова, развивают навыки четкого произношения, учатся владеть голосовым аппаратом, что в свою очередь помогает обогащать речь школьников.

Ученики учатся говорить, разговаривая; учатся слушать, слушая; учатся читать, читая; и учатся писать во время письма. Они не учатся языку, когда выбирают правильный ответ из нескольких возможностей (один из недостатков тестирования) или пассивно сидят, слушая выступление другого человека.

Учителю нужно специально создать такую среду, в которой от детей, во-первых, ожидают общения и, во-вторых, у них существует постоянная причина для общения. Тогда использование языка становится непринужденным и является интегральной частью всех занятий в классе... Очень разговорчивым детям нужно помочь научиться слушать, чтобы дети менее разговорчивые и настойчивые получили шанс высказаться... Учителя должны уметь хорошо отвечать, и важно, чтобы они не слишком много говорили... Учителям не нужно практиковаться в разговоре, а вот детям это необходимо.

Грамматические правила должны быть одним из разделов в изучении языка. Но люди учатся тому, что и как говорить, повторяя языковые нормы в естественных разговорных ситуациях, а не в результате того, что их научили грамматическим правилам.

Учить речи успешно можно только тогда, когда учителю удастся включить сложные грамматические формы языка в выполнении для учащихся речевых и речепорождающих упражнений.

Овладение полноправным языком научного стиля, например, при разборе предложения, возвышает ребенка в его собственных глазах, поскольку является показателем его умственного развития, дает ему ни с чем несравнимое чувство удовлетворения, ибо язык становится для ученика надежным орудием познания, позволяющим легко, и радостно приобщаться к сокровищнице человеческих знаний.

Таким образом, в систему развивающего обучения мы включили разнообразные упражнения по развитию речи. Все эти упражнения носят учебный, тренировочный характер.

Все три группы методов помогают активизировать учащихся и вместе создают базу для системы развития речи. В системе развития речи все стороны обретают внутренние связи, язык представляется перед школьниками как единый функционирующий механизм.


Методика развития связной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Учителя школ для детей с тяжелыми нарушениями речи ищут возможность как можно более конкретно и наглядно обучать эту категорию детей письменной речи. Работа у доски, связь со всеми разделами программы по языку , использование уроков рисования, труда и др. - все это позволяет познакомить учащихся с письменной речью как качественно новым видом речи. Такая работа может быть разнообразной: это и самостоятельное описание отдельных сюжетных картин, составление рассказа по сюжетной серии из 2-4 картин, и самостоятельное описание предметов, и самостоятельное описание событий выходного дня, прогулок, событий в классе и др. Устно все эти темы прорабатываются в 1-2-х классах. Знакомство с каждым из этих видов письменных работ происходит на определенном этапе обучения, а затем уже многие из упражнений повторяются из года в год.

Известно, что новый вид письменной речи воспринимается легче, если элементы его встречались раньше. Если учащимся 2-го класса, которые в течение первого полугодия выполняли подготовительные упражнения (расстановка картинок в нужной последовательности и т. п.), предложить восстановить деформированный текст, то особых затруднений это не вызовет.

Первичное знакомство с каждым новым видом письменной работы отвечает следующим требованиям :

Продуманность подготовительных упражнений;

Наглядность и конкретность;

Вариативность работы с образцом;

Опора на самостоятельность;

Строгая последовательность ознакомления с каждым новым видом письменной работы.

Вначале детям предлагается записать названия предметов, которые они видят. В числе этих предметов могут быть и неизвестные (их названия можно узнать у учителя). Работа проводится следующим образом: демонстрируется предмет, несколько учеников проговаривают его название, а учитель записывает сказанное на доске; далее дети рассматривают новый предмет, узнают его название и тоже записывают. Затем написанное закрывается. Ученикам предлагается самостоятельно записать эти слова в тетрадь. Учащиеся самостоятельно проверяют свои работы по записям на доске и под руководством учителя проводят работу над ошибками, если они есть.

Следующим по степени трудности видом работы является составление предложений по отдельным картинкам, причем подбираются такие картинки, где были бы предметы, уже известные детям. Хорошо, если вначале изображено одно действие (кошка лежит на диване; мама варит обед; бабушка вяжет шапку). Составляется 4-6 предложений, и на этом же уроке анализируются ошибки, если они есть у учащихся. Работая так, дети постепенно приучаются серьезно относиться к написанию каждого слова и фразы.

Следующая задача - научить детей восстанавливать деформированный текст по картинному плану. Желательно брать тексты, которые позже послужат образцом для самостоятельного составления рассказов по сериям. Главное - приучить учеников к последовательности изложения , к вдумчивому рассматриванию картины. Дети вспоминают, что раньше они лишь списывали текст с помощью картинок, а теперь надо самостоятельно составить рассказ по этим же картинкам. Картинки расставляются учениками в нужной последовательности, задается несколько вопросов на выяснение содержания. Трудные для написания слова пишутся на доске. Нецелесообразно устно составлять рассказ, так как при такой форме в значительной мере теряется самостоятельность выполнения задания.

Основные направления работы по развитию письменной речи :

Работа с деформированным текстом

Дети с тяжелыми нарушениями речи лишены полноценной речевой практики, а потому большую роль в развитии их письменной речи играет образец. Имея перед собой образец восстановленного текста, ориентируясь на него, они производят определенные мыслительные операции. Цель этого важного этапа развития письменной речи - обучать детей связно и последовательно излагать свои мысли. Он способствует более результативному формированию грамматического строя речи, а в конечном итоге - умению писать сочинения и изложения. Работа будет более эффективной, если проводить ее систематически.

Понимание речи опережает возможности выражения мысли, поэтому лексика деформированного текста может быть богаче планируемой. Это позволяет вести словарную работу. Однако тексты должны быть понятны детям, соответствовать их возрасту и развитию, чтобы слишком много времени не уходило на объяснение трудных слов.

Основными видами работы с деформированным текстом во 2-4-х классах являются: восстановление текста по картинному плану; восстановление текста по демонстрации действий и инсценировкам; восстановление текста по личным впечатлениям.

Рекомендуемые виды работы с деформированным текстом способствуют развитию навыков последовательного изложения, обогащению словаря, развитию логического мышления. Могут решаться и иные задачи, их реализация зависит от этапа обучения, уровня речевого развития, от навыков пользования письменной речью.

Восстановление деформированного текста по картинному плану

Чтобы подготовить детей к данному виду работы, целесообразно заранее выполнить ряд упражнений. Учитель располагает картинки в заданной последовательности (1-й класс). Вначале дети не рассматривают каждую картинку в отдельности, чтобы не переключалось внимание. Учитель вначале ставит вопрос, который выявляет понимание учениками сюжета всей серии, затем предлагает рассмотреть каждую картинку, обращая при этом внимание на главное , связанное с сюжетной линией. Работа в начальный период включает:

1) расстановку картинок по порядку и их нумерация;

2) чтение с доски верного варианта текста и сопоставление его с деформированным;

3) нумерация частей деформированного текста в соответствии с пронумерованными картинками;

4) чтение деформированного текста в правильной последовательности с ориентировкой на картинки.

Перечисленные подготовительные упражнения учитель использует в работе по восстановлению деформированного текста. Позже достаточно будет вывесить картинный план, по которому учащиеся самостоятельно восстанавливают текст (после обязательной словарной работы).

В 3-4-х классах работа усложняется, предлагается картинный план с одной пропущенной картинкой, затем с двумя (остаются лишь опорные). И наконец, дети восстанавливают текст по самостоятельно сделанным зарисовкам, которые и представляют собой картинный план. Рассмотрим пример фрагмента урока по первоначальному знакомству с упражнениями по восстановлению деформированного текста. Текст составлен по серии картинок «Утро». На одной стороне доски записан правильный текст, на другой половине доски записан текст иного содержания. Оба варианта временно закрыты. Учитель в беспорядке вывешивает картинки и предлагает расставить их правильно, т. е. проводит уже знакомую игру, попутно объясняя слова: будит, тянет, раньше, теперь, которые написаны на доске. Затем учитель открывает образец, дети читают хором. Затем, посмотрев на первую картинку, дети читают первую часть текста и прикрепляют к ней соответствующую картинку. Аналогично ведется работа с остальными частями. Потом открывается деформированный текст. Ученики читают, рассматривают картинки и убеждаются, что части текста расположены непоследовательно. Дети ищут предложения, которые подходят к первой картинке, находят нужную часть и прикрепляют к ней картинку. Такая же работа проводится с остальными частями, которые нумеруются соответственно картинкам.

Восстановление текста по демонстрации действий и при помощи инсценировок.

События происходят на глазах у детей. Материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать, например, сценки из жизни класса. Усложняется работа постепенно. В трудных случаях деформированный текст сопоставляется с правильным текстом.

Вначале предлагается текст, деформированный по частям. Затем весь текст деформируется по частям, а одна часть - по фразам, затем две части по фразам и т. п. (т. е. ведется постепенный переход к деформации всего текста по фразам). Демонстрацию действий может выполнять сам учитель или ученик. Предварительно проводится словарная работа. На первых уроках можно даже сначала прочитать текст, а затем уже его инсценировать. Можно раздать детям карточки с 3-4 фразами, которые они должны расположить последовательно, следя за инсценировкой.

Восстановление текста по впечатлениям, событиям из лич­ного опыта

Для осуществления этих целей проводится подготовительнуая работа по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафраг-мальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха.

Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортано-глоточного аппарата. Обучение навыкам правильного голосоведения начинается с пения гласных звуков. Вначале дети учатся петь гласные [а] и [о], через 2-3 занятия прибавляется звук [э]. Последними в работу включаются звуки [и] и [у].

Упражнения начинаются с изолированного произнесения гласных, затем переходят к пропеванию их сочетаний. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Приводим пример подоб-ных упражнений:

А АО АЭ АИ АУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ

О ОА ОЭ ОИ ОУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ

Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ

И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ

У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ

Обучение начинается с показа и объяснения артикуляции. Затем ребенок пытается повторить необходимые действия отраженно за логопедом. Сначала упражнения выполняются шепотом, затем включается громкое произношение. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, положение языка: кончик придвинут к нижним резцам, корень языка опущен вниз. Звукосочетания должны произносится длительно и плавно на одном выдохе. Утечка воздуха через нос контролируется при помощи зеркала или пузырька, поднесенного к носу ребенка.

На занятиях можно предлагать детям игровые ситуации. Например, укачивая куклу, ребенок напевет: [а]-[а]-[а], показывает, какой он большой: [о]-[о]-[о], как гудит пароход: [у]-[у]-[у], на прогулке в лесу кричит [ау!] и т. д.

Хорошего эффекта помогает добиться применение статической и динамической дыхательной гимнастики.

· стоя, поднять руки через стороны вверх, потянуться, сделать вдох, опуская руки петь [а] на выдохе;

· стоя, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, наклонить туловище вперед, опускать руки с пением гласного [о];

· стоя, руки на поясе, сделать вдох, на выдохе петь [э], вытягивая вперед сомкнутые в ладонях руки, имитируя движения пловца.

На следующем этапе дети переходят к упражнениям с произнесе-нием звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный – согласный – гласный. В упражнениях используются только правильно артикулируемые согласные: носовые звуки [м], [н].Звукосочетания произносятся слитно, плавно, сначала монотонно, негромко, затем с измнением высоты голоса.

· постепенное удлинение произнесния звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;

· счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;

· аналогичное произнесение алфавитного ряда;

· чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций, например, повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков. Впоследствии используют произнесение стихотворений с изменением диапазона голоса.

Фонопедические упражнения проводятся не только логопедом, но и на занятиях с музыкальным работником. Пение осуществляется под аккомпанемент фортепиано.

У детей, не имеющих анатомических нарушений и функциональных расстройств речевого аппарата, удается полностью нормализовать соотношение носового и ротового резонанса и устранить назальный оттенок голоса. У детей с дефектом в переднем отделе твердого неба гиперназализация значительно уменьшается, практически оставшись минимальной. Восстановление целостности анатомических структур твердого неба будет способствовать окончательному устранению назального оттенка.

Наибольшие трудности при ликвидации патологического навыка голосообразования встречаются в процессе коррекционной работы с детьми, у которых назофарингоскопическое исследование выявляет наличие небно-глоточной недостаточности. Устранение гиперназализации консервативным путем в данных случаях оказывается невозможным. Упражнения по активизации мышц небно-глоточного кольца позволяют добиться лишь визуальной подвижности небной занавески. Таким детям проводится операция по устранению небно-глоточной недостаточности. Окончательно можно судить о результатах операции по прошествии одного года. Все это время дети продолжают посещать логопедическия занятия, исключая период послеоперационной реабилитации сроком 21 день.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...