Крылов карточки по обучению грамоте. Использование карточек по обучению грамоте при различных формах работы
редлагаемое пособие предназначено для учащихся первых классов и учителей, работающих по учебнику В.Г. Горецкого и др. (Азбука, 1 кл. — М: Просвещение).
Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению грамоте для закрепления, повторения, проверки универсальных знаний и соответствует требованиям государственных стандартов начального образования. Задания в карточках составлены с учётом компетентного подхода в обучении первоклассников. Выполняя разнообразные задания, дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших текстов, культурой речи, лексикой.
СОДЕРЖАНИЕ
Карточки № 1 -4
Устная и письменная речь. Предложение и слово 6
Карточки № 5-6. Слово и слог…. 8
Карточки № 7-8. Слог и ударение 9
Карточки № 9-14. Гласные и согласные звуки. 10
Карточки № 15-18. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]… 13
Карточки № 19-22. Буквы А а, О о, И и, ы, У у 15
Карточки №23-26. Звуки [н], [нт], [с], [с1], буквы Н н; Сс 17
Карточки №27-32. Звуки [к], [к1], [т], [т’].
Буквы К к; Тт 19
Карточки №33-38. Звуки [л], [л1], [р], [р’].
Буквы Л л; Р р 22
Карточки № 39-42. Звуки [в], [в’]. Буква В в 25
Карточки № 43-46. Звуки [й’э], [‘э]. Буква Е е.
Буква Е - показатель мягкости согласного звука 27
Карточки № 47-50. Звуки [п], [гГ]. Буква П п 29
Карточки № 51-54. Звуки [м], [м1]. буква М м 31
Карточки № 55-58. Звуки [з], [з’]. Буква 3 з 33
Карточки № 59-62. Звуки [б], [б1]. Буква Б 6 35
Карточки № 63-66. Звуки [д], [д’]. Буква Д д 37
Карточки № 67-72. Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я 39
Карточки № 73-76. Звуки [г], [г1]. Буквы Г г 42
Карточки № 77-80. Звук [ч’]. Буквы Ч ч 44
Карточки № 81-84. Буква ь - показатель мягкости согласных звуков 46
Карточки № 85-88. Звук [ш]. Буква Ш ш. Написание ши 48
Карточки № 89-92. Звук [ж]. Буква Ж ж. Написание жи 50
Карточки № 93-96. Звуки [й’о], [‘о]. Буква Ё ё 52
Карточки № 97-100. Звук [й’]. Буква Й й 54
Карточки № 101-106. Звуки [х], [х1]. Буква X х 56
Карточки № 107-110. Звуки [й’у], [‘у]. Буква Ю ю 59
Карточки № 111-114. Звук [ц]. Буква Ц ц 61
Карточки № 115-118. Звук [э]. Буква Э э 63
Карточки № 119-122. Звук [щ1]. Буква Щ щ.. 65
Карточки № 123-126. Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф 67
Карточки № 127-130. Буквы ь, ъ 69
Карточки № 131-138. Предложение 71
Карточки № 139-142. Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща 75
Карточки № 143-146. Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу 77
Карточки № 147-150. Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши 79
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению грамоте для закрепления, повторения и проверки знаний. В карточках содержатся задания как базового уровня, то есть соответствующие стандартным требованиям, так и задания повышенного уровня сложности. Карточки адресованы учащимся 1-го класса для работы в букварный период, а также дошкольникам при подготовке к школе. Они предназначены для учителей начальных классов, родителей, желающих проверить и систематизировать знания ребёнка, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования.
Карточки по обучению грамоте к Азбуке Горецкого. 1 класс.
Обучающие карточки для старших дошкольников
В данной статье представлена методическая разработка "Обучающие карточки", которая направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку к обучению грамоте детей 5-7 лет. Методическая разработка может быть рекомендована к использованию в работе учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям. Будет она полезна и заинтересованным родителям.
Ключевые слова: подготовка детей к обучению грамоте, коррекция нарушений фонетической стороны речи, развитие фонематического анализа и синтеза, задержка психического развития.
С появлением электронной техники, особенно сотовых телефонов и компьютеров, родители стали меньше читать детям стихи, сказки, рассказы. Они не только проводят за компьютером свободное время, но и поощряют такое времяпрепровождение у своих детей. Постепенно дети теряют интерес к занятиям, не могут сосредоточиться на вербальном материале.
Данная проблема стимулирует педагогов искать новые эффективные методы и приемы, способные не только заинтересовать дошкольника, но и обучить в игре.
Педагоги, которым доводилось работать с детьми с задержкой психического развития, знают, что для эффективной коррекционной работы необходимо большое количество разнообразных средств обучения: наглядных, аудиальных, кинестетических.
В своей работе с детьми, у которых диагностирована задержка психического развития, я использую дидактическую игру «Обучающие карточки». Использование этих карточек дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.
Карточки для этой игры заламинированы, что позволяет использовать их многократно. А буквы и цифры, написанные маркером, легко стираются с карточек.
Варианты использования дидактической игры" Обучающие карточки" в коррекционной работе учителя - дефектолога.
Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»
Возраст детей : 5-7 летИгровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой
Дидактические задачи:
1. Закрепить понятия «звук», «буква»
2. Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;
5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем - звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение первого звука в слове).
7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
8. Формировать умения считать и обозначать итоговый результат цифрой;
9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить первый звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух первый звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
3. Сосчитать количество слов, начинающихся на одинаковый звук, записать в квадрат под буквой соответствующую цифру.
Вариант № 2 «Правильно слышишь - правильно пишешь!»
Возраст детей : 5-7 летИгровая задача: Найти на карточке картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
Дидактические задачи:
Развивать простые формы фонематического анализа (выделение звука в начале слова)
Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, начинающийся на заданный педагогом звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Среди детей выбирается водящий с помощью считалки. Остальные дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Водящий называет звук, дети дают характеристику этого звука и начинают искать предметы на этот звук у себя в карточках. Ребенок, который найдет и назовет предмет на заданный звук, записывает в кружочек рядом с картинкой символ звука в виде печатных букв. Педагог проверяет правильность выполнения задания и вручает зеленую карточку, если ребенок правильно выполнил задание, и красную, если ребенок допустил ошибку. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
Важно помнить, что сначала детям предлагают карточки, названия картинок которых начинаются с гласных и согласных твердых звуков (предпочтительно сонорных звуков). По мере усвоения материала игра усложняется: дети подбирают слова-картинки, в которых буква обозначает уже два звука, парных по твердости-мягкости.
Карточки по обучению грамоте к Азбуке Горецкого. 1 класс. Крылова О.Н.
11-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015 - 80 с.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению
грамоте для закрепления, повторения и проверки знаний. В карточках
содержатся задания как базового уровня, то есть соответствующие
стандартным требованиям, так и задания повышенного уровня сложности.
Карточки адресованы учащимся 1-го класса для работы в букварный
период, а также дошкольникам при подготовке к школе. Они
предназначены для учителей начальных классов, родителей, желающих
проверить и систематизировать знания ребёнка, воспитателей детских
садов, педагогов дополнительного образования.
Формат: pdf
Размер: 16,4 Мб
Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost
СОДЕРЖАНИЕ
Карточки № 1 -4
Устная и письменная речь. Предложение и слово 6
Карточки № 5-6. Слово и слог.... 8
Карточки № 7-8. Слог и ударение 9
Карточки № 9-14. Гласные и согласные звуки. 10
Карточки № 15-18. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]... 13
Карточки № 19-22. Буквы А а, О о, И и, ы, У у 15
Карточки №23-26. Звуки [н], [нт], [с], [с1], буквы Н н; Сс 17
Карточки №27-32. Звуки [к], [к1], [т], [т"].
Буквы К к; Тт 19
Карточки №33-38. Звуки [л], [л1], [р], [р"].
Буквы Л л; Р р 22
Карточки № 39-42. Звуки [в], [в"]. Буква В в 25
Карточки № 43-46. Звуки [й"э], ["э]. Буква Е е.
Буква Е - показатель мягкости согласного звука 27
Карточки № 47-50. Звуки [п], [гГ]. Буква П п 29
Карточки № 51-54. Звуки [м], [м1]. буква М м 31
Карточки № 55-58. Звуки [з], [з"]. Буква 3 з 33
Карточки № 59-62. Звуки [б], [б1]. Буква Б 6 35
Карточки № 63-66. Звуки [д], [д"]. Буква Д д 37
Карточки № 67-72. Звуки [й"а], ["а]. Буква Я я 39
Карточки № 73-76. Звуки [г], [г1]. Буквы Г г 42
Карточки № 77-80. Звук [ч"]. Буквы Ч ч 44
Карточки № 81-84. Буква ь - показатель мягкости согласных звуков 46
Карточки № 85-88. Звук [ш]. Буква Ш ш. Написание ши 48
Карточки № 89-92. Звук [ж]. Буква Ж ж. Написание жи 50
Карточки № 93-96. Звуки [й"о], ["о]. Буква Ё ё 52
Карточки № 97-100. Звук [й"]. Буква Й й 54
Карточки № 101-106. Звуки [х], [х1]. Буква X х 56
Карточки № 107-110. Звуки [й"у], ["у]. Буква Ю ю 59
Карточки № 111-114. Звук [ц]. Буква Ц ц 61
Карточки № 115-118. Звук [э]. Буква Э э 63
Карточки № 119-122. Звук [щ1]. Буква Щ щ.. 65
Карточки № 123-126. Звуки [ф], [ф"]. Буква Ф ф 67
Карточки № 127-130. Буквы ь, ъ 69
Карточки № 131-138. Предложение 71
Карточки № 139-142. Произношение и написание слов с сочетаниями ча,
ща 75
Карточки № 143-146. Произношение и написание слов с сочетаниями чу,
щу 77
Карточки № 147-150. Произношение и написание слов с сочетаниями жи,
ши 79
Предлагаемое пособие предназначено для учащихся первых классов и
учителей, работающих по учебнику В.Г. Горецкого и др. (Азбука, 1 кл.
- М: Просвещение).
Пособие содержит дополнительный практический материал по обучению
грамоте для закрепления, повторения, проверки универсальных знаний и
соответствует требованиям государственных стандартов начального
образования. Задания в карточках составлены с учётом компетентного
подхода в обучении первоклассников. Выполняя разнообразные задания,
дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших
текстов, культурой речи, лексикой.
ДИКТАНТЫ
1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)
РАБОТА №1
ТЕМА: Слово, предложение, текст.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением; умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Трудимся.
Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.
Нарядная будет елка! (18)
Грамматические задания
В первом предложении над словами указать количество слогов.
Во втором предложении над словами поставить знак ударения.
В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.
*Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.
*Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Наш двор.
Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)
Грамматические задания
1.Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.
Во втором предложении найти слово из двух слогов.
*Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.
Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.
5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).
1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя)
РАБОТА № 2 .
ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова .
ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)
Грамматические задания
Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.
*Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:
День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .
5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)
Грамматические задания.
1.Подчеркнуть в словах мягкий знак.
Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.
Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.
*Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.
*Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (март, 3 неделя)
РАБОТА № 3
ТЕМА: Гласные после шипящих .
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Пушистый снег укрыл зимний лес.
Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)
Грамматические задания
1.Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.
Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.
*Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:
ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..
5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)
Грамматические задания
Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.
Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача , нарисовать звуковую схему.
*Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
*Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .
1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ (апрель, 3 неделя)
РАБОТА №4
ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.
ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)
Грамматические задания
Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.
Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.
*Вставь первую букву и запиши слова:
…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.
5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
В каком городе ты живешь?
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил
он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)
Грамматические задания
1.Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.
2.В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.
3.Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.
4.*Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.
5.*Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?
В каком городе ты живешь?
1 КЛАСС,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)
РАБОТА №5
Итоговая контрольная работа за 1 класс.
ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)
Грамматические задания
1.Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2.В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.
3.Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……
узкий - …..
далеко- …
5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)
Грамматические задания
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:
высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….
5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.