Рабочая программа по русскому языку кко. Рабочая программа по русскому языку фгос
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от августа 2017 года протокол №
Председатель _______ Сухачев Ю.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
уровень образования (класс) 6 класс (по ФГОС)
количество часов205 часов
Учитель Гюльмамедова Наталья Витальевна
Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений
2017-2018
Аннотация к рабочей программе учебного курса «Русский язык» 6 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования /под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2014, учебника «Русский язык:6 класс:учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. - М.: Вентана - Граф 2014г
В соответствии с учебным планом МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на изучение русского языка в 6 классе отводится 6 часов. Согласно календарному графику и расписанию на 2017-2018 учебный год- 205 часов.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» 6 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка
Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
На конец обучения в результате освоения учебного курса «Русский язык» в 6 классе
ученик научится:
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
По лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться
разными видами словарей;
По морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный
разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые
слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
По морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
По синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным,
местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с
причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
По орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и
исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непро-
веряемыми написаниями;
По пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;
правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными
правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуа-
ционные ошибки;
По связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные
группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи
Речь и речевое общение
Использовать различные виды диалога
Ученик получит возможность научиться:
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
Различным видам аудирования.
Понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения.
Понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
Понимать содержание прочитанных текстов.
Использовать практические умения видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
Выпускник получит возможность научиться:
Понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;
Извлекать информацию по заданной проблеме,высказывать собственную точку зрения. .Говорение
Выпускник научится:
Создавать устные монологические и диалогические высказывания.
Обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
Извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему.;
Соблюдать основные нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать высказывания различных типов и жанров.
Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
Анализировать и оценивать речевые высказывания.
Письмо
Выпускник научится:
Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности.
Излагать содержание прослушанного или прочитанного текста.
Соблюдать в практике письма основные нормы языка
Выпускник получит возможность научиться:
Писать рецензии, рефераты;
Составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
Писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
Текст
Выпускник научится:
Анализировать и характеризовать тексты различных типов речи,
Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание.
Создавать и редактировать собственные тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
Различать и анализировать тексты разных жанров,
Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания.;
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
Выступать перед аудиторией сверстников.
Выпускник получит возможность научиться:
Различать и анализировать тексты.;
Создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;
Анализировать образцы публичной речи.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
Характеризовать основные социальные функции русского языка.
Определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка,;
Оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
Проводить фонетический анализ слова;
Соблюдать основные орфоэпические правила языка;
Выпускник получит возможность научиться:
Опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
Делить слова на морфемы.
Различать изученные способы словообразования;
Анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
Выпускник получит возможность научиться:
Характеризовать словообразовательные цепочки и гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
Проводить лексический анализ слова.
Группировать слова по тематическим группам;
Подбирать к словам синонимы, антонимы;
Опознавать фразеологические обороты;
Выпускник получит возможность научиться:
Объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
Аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
Извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа.
Морфология
Выпускник научится:
Опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи;
Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
Применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать синонимические средства морфологии;
Различать грамматические омонимы;
Опознавать основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис
Выпускник научится:
Опознавать основные единицы синтаксиса и их виды;
Употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами языка;
Применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать синонимические средства синтаксиса;
Анализировать особенности употребления синтаксических конструкций..
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма.
Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
Извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;.
Выпускник получит возможность научиться:
Демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;.
Язык и культура
Выпускник научится:
Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения.
Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
Выпускник получит возможность научиться:
Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа;
Выпускник научится :
Использовать различные виды монолога в различных ситуациях общения;
Соблюдать нормы речевого поведения;
Предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
Выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?
О языке и речи. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение).
Система языка. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Правописание. Повторение изученного в 5 классе. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами.
Текст. Основные признаки текста.
Литературный язык и просторечие.
Глава 2. Что значит работать над своей речью?
О языке и речи. Ситуация речевого общения.
Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. Сильные и слабые фонетические позиции. Слогораздел: открытые и закрытые слоги.
Правописание. Правописание согласных. Правописание безударных гласных. Гласные а и о в корнях с чередованием (повторение). Гласные е и и в корнях с чередованием. Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием а//о. Основные правила переноса.
Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный.
Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм.
Глава 3. Что такое сферы общения?
О языке и речи. Сферы общения.
Система языка. Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. Виды служебных морфем. Основы производных и непроизводных слов. Морфологические способы словообразования. Способы образования сложных и сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Правописание. Правописание приставок (повторение). Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Правописание сложных существительных без соединительных гласных. Правописание сложных имён прилагательных.
Текст. План текста: простой и сложный.
Язык и культура. Культура речи. Ударение в сложных словах.
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
О языке и речи. Стили литературного языка.
Система языка. Лексика и фразеология. Слово - единица лексикологии (повторение). Паронимы. Стилистическая окраска лексики литературного языка. Лексика ограниченного употребления. Слова с эмоциональной окраской. Стилистическая окраска фразеологизмов.
Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). Правописание суффиксов прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение).
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка.
О языке и речи. Научный стиль.
Система языка. Морфология. Причастие. Части речи (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие - особая форма глагола с признаками прилагательного. Признаки прилагательного у причастия. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Морфологический разбор причастия.
Правописание. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.
Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка.
Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. Употребление причастного оборота.
Глава 6. В чём особенности официальных документов?
О языке и речи. Официально-деловой стиль.
Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.
Правописание. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Текст. Деловые бумаги: заявление. Типы речи: официально-деловое и художественное описание.
Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке.
Глава 7. В чём особенности публицистической речи?
О языке и речи. Публицистический и газетно-информационный стиль.
Система языка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные.
Количественные числительные. Склонение простых количественных числительных. Склонение сложных числительных. Склонение составных количественных числительных. Обозначение дробных чисел. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.
Правописание. Правописание ь в именах числительных. Слитное и раздельное написание обозначений чисел.
Текст. Соединение в тексте разных типов речи.
Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке.
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
О языке и речи. Обиходная разговорная речь.
Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи. Особенности местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые и отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Правописание. Правописание местоимений с предлогами. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
Текст. Устный рассказ.
Язык и культура. Культура речи. .
Повторение
Кол-во часов | Название раздела | Формы организации учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности |
О языке и речи | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию). Знать особенности диалогической и монологической речи. Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Сравнивать образцы диалогической речи. Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Уметь различать и сравнивать стили речи, знать их основные особенности. |
|
Система языка | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Знать сильные и слабые фонетические позиции гласных и согласных звуков, слогораздел. Уметь делить слово на слоги, различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, правильно ставить в словах ударения. Знать фонетические позиции чередования звуков. Различать корневые и служебные морфемы, формообразующие и словообразовательные морфемы. Знать способы словообразования и уметь их различать. Характеризовать лексику ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, слова с эмоциональной окраской. Знать морфологические признаки и особенности форм глагола: причастий и деепричастий. Знать морфологические признаки числительных и местоимений. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор. |
|
Правописание | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. |
|
Текст | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме. Создавать и редактировать собственные письменные тексты. |
|
Изложения и сочинения | Индивидуальная Фронтальная | Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты. |
|
Индивидуальная Групповая Фронтальная | Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь. Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
||
Повторение | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету. |
|
Контроль | Индивидуальная Фронтальная | Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа и др.) |
|
Анализ контрольных работ | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности. |
3.Тематическое планирование учебного курса « Русский язык» 6 класс.
Раздел / Тема | Кол-во часов | Дата |
||||||||||||||||||||
план | факт |
|||||||||||||||||||||
Глава 1. Что значит «Современный литературный язык? | ||||||||||||||||||||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 1ч | ||||||||||||||||||||||
Разновидности русского языка (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Система языка | ||||||||||||||||||||||
Имя существительное | ||||||||||||||||||||||
Имя прилагательное | ||||||||||||||||||||||
Повторение 4ч |
||||||||||||||||||||||
Правописание падежных окончаний имён существительных | ||||||||||||||||||||||
Правописание окончаний прилагательных | ||||||||||||||||||||||
Правописание личных окончаний глаголов | ||||||||||||||||||||||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами | ||||||||||||||||||||||
ТЕКСТ . | ||||||||||||||||||||||
Основные признаки текста | ||||||||||||||||||||||
Р.р Подготовка к написанию сочинения-описания по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46 | ||||||||||||||||||||||
Написание сочинения-описания по картине | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 1ч |
||||||||||||||||||||||
Литературный язык и просторечие | ||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение материала главы 1 | ||||||||||||||||||||||
Диагностическая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Глава 2. Что значит работать над своей речью? | ||||||||||||||||||||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Ситуация речевого общения | ||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||||||||||||||||
Фонетика и графика Повторение изученного в 5 классе | ||||||||||||||||||||||
Фонетические позиции и позиционные чередования звуков | ||||||||||||||||||||||
Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков | ||||||||||||||||||||||
Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости | ||||||||||||||||||||||
Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости | ||||||||||||||||||||||
Слогораздел: открытые и закрытые слоги. | ||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Правописание согласных | ||||||||||||||||||||||
Правописание безударных гласных | ||||||||||||||||||||||
Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Чередование о-а в корне | ||||||||||||||||||||||
Чередование гласных О-А в корне | ||||||||||||||||||||||
Гласные Е и И в корнях с чередованием | ||||||||||||||||||||||
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//- | ||||||||||||||||||||||
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч- | ||||||||||||||||||||||
Основные правила переноса | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (диктант) «Чередование в корнях» | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Текст | ||||||||||||||||||||||
План текста: вопросный, назывной, тезисный | ||||||||||||||||||||||
Р.р. Обучение написанию изложения | ||||||||||||||||||||||
Написание обучающего изложения | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Современные варианты орфоэпических норм | ||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение материала главы 2. | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (тест) «Фонетика.Графика.Правописание» | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Глава 3. Что такое сферы общения? | ||||||||||||||||||||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Сферы общения | ||||||||||||||||||||||
Система языка | ||||||||||||||||||||||
Морфемика и словообразование Корневые и служебные морфемы | ||||||||||||||||||||||
Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы) | ||||||||||||||||||||||
Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс) | ||||||||||||||||||||||
Нулевые словообразовательные морфемы | ||||||||||||||||||||||
Основы производных и непроизводных слов | ||||||||||||||||||||||
Морфологические способы словообразования | ||||||||||||||||||||||
Способы образования сложных и сложносокращённых слов | ||||||||||||||||||||||
Морфемный и словообразовательный разбор слова | ||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Правописание приставок (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Правописание приставок при-, пре- | ||||||||||||||||||||||
Написание приставок пре-при | ||||||||||||||||||||||
Правописание сложных существительных с соединительными гласными | ||||||||||||||||||||||
Правописание сложных имён прилагательных | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (диктант) «имя прилагательное» | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
ТЕКСТ | ||||||||||||||||||||||
План текста: простой и сложный | ||||||||||||||||||||||
Подготовка к написанию аудиоизложения по учебнику | ||||||||||||||||||||||
Написание подробного аудиоизложения | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Ударение в сложных словах | ||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение материала главы 3 | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (тест) «Правописание существительных»по главе 3 | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке? | ||||||||||||||||||||||
О языке и речи | ||||||||||||||||||||||
Стили литературного языка | ||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||||||||||||||||
Лексика и фразеология Слово - основная единица лексикологии (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Паронимы | ||||||||||||||||||||||
Стилистическая окраска лексики литературного языка | ||||||||||||||||||||||
Лексика ограниченного употребления: диалектизмы | ||||||||||||||||||||||
Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы | ||||||||||||||||||||||
Слова с эмоциональной окраской | ||||||||||||||||||||||
Стилистическая окраска фразеологизмов | ||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Употребление прописных и строчных букв (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Правописание суффиксов прилагательных. Буквы -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных | ||||||||||||||||||||||
Суффиксы - СК-//-К- в отымённых прилагательных | ||||||||||||||||||||||
Суффиксы прилагательных -ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ- | ||||||||||||||||||||||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Полугодовая контрольная работа (диктант) | ||||||||||||||||||||||
Анализ,работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
ТЕКСТ | ||||||||||||||||||||||
Средства связи предложений и частей текста | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Нормативные словари современного русского языка | ||||||||||||||||||||||
Повторение | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение главы 4 | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа «Правописание суффиксов прилагательных» по главе 4 | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки? | ||||||||||||||||||||||
О языке и речи | ||||||||||||||||||||||
Научный стиль | ||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА 17ч | ||||||||||||||||||||||
Морфология. Причастие Части речи (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Глагол как часть речи (повторение) | ||||||||||||||||||||||
Причастие - особая форма глагола с признаками прилагательного | ||||||||||||||||||||||
Признаки прилагательного у причастия | ||||||||||||||||||||||
Суффиксы причастий | ||||||||||||||||||||||
Образование действительных причастий настоящего времени | ||||||||||||||||||||||
Образование действительных причастий прошедшего времени | ||||||||||||||||||||||
Образование страдательных причастий настоящего времени | ||||||||||||||||||||||
Образование страдательных причастий прошедшего времени | ||||||||||||||||||||||
Краткие страдательные причастия | ||||||||||||||||||||||
Морфологический разбор причастия | ||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени | ||||||||||||||||||||||
Буквы Н и НН в страдательных причастиях | ||||||||||||||||||||||
Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени | ||||||||||||||||||||||
Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных | ||||||||||||||||||||||
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | ||||||||||||||||||||||
Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (диктант) «причастие» | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
ТЕКСТ | ||||||||||||||||||||||
Типы речи в научном стиле литературного языка | ||||||||||||||||||||||
Р.р. подготовка к написанию мини-сочинения. | ||||||||||||||||||||||
Написание сочинения-рассуждения « Слово в разных стилях речи.» | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Употребление причастий в литературном языке | ||||||||||||||||||||||
Употребление причастного оборота | ||||||||||||||||||||||
Повторение | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение материала главы 5 | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (тест) «Правописание причастий» по главе 5 | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Глава 6 . в чем особенности официальных документов? | ||||||||||||||||||||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Официально-деловой стиль | ||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||||||||||||||||
Деепричастие. Деепричастие как форма глагола | ||||||||||||||||||||||
Образование деепричастий | ||||||||||||||||||||||
Деепричастный оборот | ||||||||||||||||||||||
Морфологический разбор деепричастия | ||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями | ||||||||||||||||||||||
Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | ||||||||||||||||||||||
Контрольная (диктант) работа «Деепричастие» | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
ТЕКСТ | ||||||||||||||||||||||
Деловые бумаги: заявление | ||||||||||||||||||||||
Типы речи: официально-деловое и художественное описание | ||||||||||||||||||||||
Р.р. Сочинение-описание по картине | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Употребление деепричастий в литературном языке | ||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение материала главы 6. | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (тест) «Правописание деепричастий» по главе 6 | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
7. глава В чем особенности публицистической речи? | ||||||||||||||||||||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Публицистический стиль | ||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||||||||||||||||
Имя числительное. Имя числительное как часть речи | ||||||||||||||||||||||
Простые, сложные и составные числительные | ||||||||||||||||||||||
Количественные числительные | ||||||||||||||||||||||
Склонение простых количественных числительных | ||||||||||||||||||||||
Склонение сложных числительных | ||||||||||||||||||||||
Склонение составных количественных числительных | ||||||||||||||||||||||
Обозначение дробных чисел | ||||||||||||||||||||||
Собирательные числительные | ||||||||||||||||||||||
Порядковые числительные | ||||||||||||||||||||||
Морфологический разбор имени числительного | ||||||||||||||||||||||
Правописание мягкого знака в именах числительных | ||||||||||||||||||||||
Слитное и раздельное написание числительных | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (диктант) «Имя числительное» | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Текст | ||||||||||||||||||||||
Соединение в тексте разных типов речи | ||||||||||||||||||||||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Употребление числительных в литературном языке | ||||||||||||||||||||||
Повторение | ||||||||||||||||||||||
Комплексное повторение материала главы 7. | ||||||||||||||||||||||
Контрольная работа (тест) «Правописание наречий» по главе 7 | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Глава 8.Есть ли правила у беседы | ||||||||||||||||||||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | ||||||||||||||||||||||
Обиходная разговорная речь | ||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||||||||||||||||
Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи | ||||||||||||||||||||||
Особенности местоимения как части речи | ||||||||||||||||||||||
Личные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Возвратные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Притяжательные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Определительные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Указательные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Вопросительные и относительные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Неопределённые и отрицательные местоимения | ||||||||||||||||||||||
Морфологический разбор местоимения | ||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ | ||||||||||||||||||||||
Правописание местоимений с предлогами | ||||||||||||||||||||||
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений | ||||||||||||||||||||||
Итоговая контрольная работа (диктант) | ||||||||||||||||||||||
Работа над ошибками | ||||||||||||||||||||||
Текст | ||||||||||||||||||||||
Устный рассказ | ||||||||||||||||||||||
Р.р. подготовка к написанию изложения. | ||||||||||||||||||||||
Написание подробного изложения | ||||||||||||||||||||||
Язык и культура речи 2ч |
||||||||||||||||||||||
Употребление местоимений в литературном языке | ||||||||||||||||||||||
Употребление местоимений в литературном языке | ||||||||||||||||||||||
Повторение 2ч |
||||||||||||||||||||||
Повторение изученного материала главы 8 |
Согласовано
Согласовано
Протокол заседания районного Заместитель директора по УВР
мо учителей русского языка и литературы
____________(Филюшина Ю.А.)
№ от _________________2017 г ______________2017г
Руководитель мо __________(Лысенко О.Н.)
▫ Можете привести пример конкретного проекта, Алена Тулкуновна?
▫ А почему `был`? Функционал остался прежним (за небольшими исключениями). Графика размещается? Да. Тексты? Да. Видео - его гораздо удобнее размещать на других ресурсах, а здесь показывать ссылку на фильм. Звук? Тоже совершенно никакой смертельности: неполадки у многих, но сохранять аудио на специализированных сервисах или в облаке никто никому не мешает, не запрещает и за это не преследует. Неполный функционал редактора - тоже не проблема. `Копировать-вставить` работает. Ссылки отображаются. Скопировать пост перед сохранением - настолько работа, не требующая более пары секунд, что даже говорить нечего. Сбои в работе у некоторых пользователей - проблему, конечно, составляет. Движок Портала создавался в достаточно отдалённые (в программном смысле) времена. Но у кого-то Портал проблемит - а у кого-то как `летал`, так и `летает`. Контент? А кто делает контент, не сами ли пользователи? Хотите ИНТЕРЕСНО - делайте себе и всем ИНТЕРЕСНО. Этому тоже никто не препятствует, этого никто не запрещает, никто не мешает это делать. ====================== Без `теорий заговора`, конечно, скучновато...) Людмила Николаевна, а эти продвинутые молодые люди не объяснили ли, что ж это за `СИСТЕМА` такая? Кто ж `разбивает` педагогические сайты? Кто за этим стоит? ... Не, ну раз им известно, что есть `система` - может, они поделятся с нами информацией относительно этих `системных недоброжелателей`? Чтобы мы были предупреждены и знали, кто супостат? Вот серьёзно! Раз ребята такие продвинутые?
▫ Спасибо! Спасибо!
▫ Ещё пахнет талым снегом. Где-то спит он по ложбинкам. Ярко-синим оберегом Среди тоненьких травинок Распустился вдруг подснежник. Соберу цветов весенних И поставлю на окошко. На лужок бросают тени Вербы в жёлтеньких серёжках. Солнце льёт в окошко нежность. Всё прозрачно и как будто В окна музыка влетает. Это свет весенний будит Дом усталый. Дом встречает Ветра солнечную свежесть. Анна Судьина 6587816-a151550 Доброго весеннего денечка всем, Друзья!
▫ Спасибо за Поэзию, Галиночка!Поздравляю с праздником души! Такой привычный и любимый народный цветочек, эмблема надежды, символ весны... А ведь у каждого народа свой подснежник. Всего насчитывают семнадцать видов подснежника. Существуют греческий, византийский, кавказский и другие подснежники. Но всё-таки в большинстве стран, как и в Англии, самый популярный подснежник - галантус. Хотя в Англии его называют `снежной каплей`, во Франции - `снегосверлителем`, в Германии - `снежным колокольчиком`, в Чехии - `снежинкой`. На территории России произрастает 12 видов подснежников из 18 существующих. Почти все они занесены в Красную книгу и охраняются законом, что, к сожалению, не мешает людям срывать их. 6509902-a151550
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Адыгея
«Майкопский политехнический техникум »
РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
для профессий
начального профессионального образования
г. Майкоп
РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
для профессий начального профессионального образования
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины биология разработанной и одобренной ФГУ «Федерального института развития образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении профессий НПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 110 часов.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов , антонимов , вомонимов , паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс , аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии . Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи . Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба , обе , двое , трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого , одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей . Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий .
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение , в продолжение , вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря , вопреки , согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже , также , чтобы , зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные единицы синтаксиса .Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложе ние. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений . Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения , сложные союзные и бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
Примерные темы рефератов
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Русское письмо и его эволюция.
Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Русская пунктуация и ее назначение.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простых предложений.
Синонимия сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
Словари русского языка и сфера их использования.
Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов | Количество часов |
Введение | |
1. Язык и речь. Функциональные стили речи | |
2. Лексика и фразеология | |
3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | |
4. Морфемика, словообразование, орфография | |
5. Морфология и орфография | |
6. Служебные части речи | |
7. Синтаксис и пунктуация | |
Итого |
Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Для преподавателей
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Пояснительная записка……………………………………………. Примерное содержание учебной дисциплины……………….. Введение …………………………………………………………... 1. Язык и речь. Функциональные стили речи …………............... 2. Лексика и фразеология ………………………………................ 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография …………………. 4. Морфемика, словообразование, орфография ………................ 5. Морфология и орфография ……………………………………. 6. Служебные части речи ………………………………................ 7. Синтаксис и пунктуация……………………………………….. Примерные темы рефератов……………………………………… Примерный тематический план …………………………………… Требования к результатам обучения ………............................. |
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» и в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. В ней указаны планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, дано содержание учебного предмета для 6 класса, рассчитанное на 35 учебных часов. Представлено календарно-тематическое планирование. Данная рабочая программа используется как курс для гуманитарного класса.
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 8 класса. Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета «Русский язык», содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Целевая аудитория: для 8 класса
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание и методы обучения программы «Секреты русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Программа рассчитана на 34 часа.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета.
Целевая аудитория: для учителя
Целевая аудитория: для 10 класса
Целевая аудитория: для 6 класса
Данная работа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование к уроку русского языка к учебнику Шмелёва. Программа рассчитана на 196 учебных часов. Кроме того, в данной работе можно найти критерии оценивания учащихся, ссылки на образовательные ресурсы.
Целевая аудитория: для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку включает несколько разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Включены также тексты административных контрольных работ и критерии их оценки.