Группы диалогических умений. Развитие диалогической речи дошкольников

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гудением, лепетом) старается привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2-4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? - выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи-это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.

Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речинаправлена на формирование умений, необходимых для общения .

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения: - вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); - поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; - говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов .

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Для младшего дошкольниканаиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например:"наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.

С детьми 4-5 летвоспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям.

В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

В старших, группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

Диалогическое общение предполагает ряд определённых умений, развитием которых учитель должен планомерно и настойчиво заниматься.

Осознание и умение чётко определить свою речевую задачу связано с тем, что, вступая в общение, ученик должен чётко знать, чего он хочет достичь: уговорить, убедить, проинформировать, узнать мнение по какому-то интересующему вопросу, посоветовать что-либо. Именно речевая задача определяет функциональный характер диалога.

Умение планировать ход беседы заключается в том, что каждый из участников коммуникации организовывает цепочку своих реплик в диалоге так, чтобы оптимальным путём достичь реализации своей задачи (с учётом вероятной реакции партнёра).

В реальном диалогическом общении реплика партнёра может в большей или меньшей степени соответствовать прогнозируемой или совсем ей не соответствовать. Это вынуждает говорящего к частичной спонтанной перестройке своей программы по ходу общения. Частичная перестройка возможна путём введения новых, ранее не запрограммированных, речевых поступков или исключения запланированных. Она может быть также связана с временным переходом инициативы к речевому партнёру.

Умение захватывать и перехватывать инициативу общения связано с тем, что на каждом участке диалога инициатива может быть в руках одного из собеседников, речевая задача которого является в это время превалирующей, ведущей. Зачастую задачи обоих партнёров не совпадают. Знание правил захвата и перехвата инициативы и соответствующие умения играют важную роль при обучении ДФО.

С умением захвата и перехвата инициативы связано такое важное умение речевого этикета, как умение предоставить партнёру возможность реализовать свою речевую задачу, содействовать этому. Это связано с такой особенностью диалогического общения, как временное подчинение одного собеседника другому, - тому, кто является инициатором на данном отрезке диалога.

Перечисленные пять умений касаются структуры диалога в целом. Планомерное развитие этих умений возможно на специальном этапе обучения диалогическому общению, где ученик имеет дело не с микро-диалогами на уровне двух-трёх реплик, а с более крупными диалогическими текстами, в рамках которых возникает необходимость в стратегическом планировании, в захвате и перехвате инициативы.

Следующие три умения можно развивать как на уровне микро-, так и на уровне макродиалогов, т.е. как на специальном так и на неспециальном этапах обучения ДФО.

Умение адекватно ситуации реагировать на реплику собеседника связано с выбором такого функционально детерминированного речевого поступка, который бы сочетался с функциональной направленностью реплики-стимула в соответствии с ситуацией. Например, в зависимости от ситуации на просьбу могут быть следующие реакции: обещание, отказ, запрос, совет, т.д.

Умение спровоцировать тот или иной речевой поступок связано с тем, что говорящий должен уметь подавать такие реплики-стимулы, на которые могли бы последовать реплики-реакции желаемой функциональной направленности. Так, если первый собеседник хочет, чтобы второй пообещал ему что-то, он может подать реплику-просьбу. В реальном общении на просьбу, конечно, может быть и реакция-отказ, но в упражнениях свобода выбора, детерминированность реакций и стимулов регулируется характером установки.

Умение функционального манипулирования внутри одной реплики на уровне нескольких речевых поступков связано с умением подавать распространённые, сложные реплики. Распространение реплик может идти по различным направлениям, быть сочетанием нескольких речевых поступков, соответствующих одной речевой задаче.

На неспециальном этапе обучения ДФО развитие умений 6, 7, 8, выступает в качестве сопутствующей задачи в УРУ, направленных в первую очередь на формирование лексических, грамматических и произносительных навыков. Например, для урока формирования грамматических навыков основной целью является формирование названных навыков, а сопутствующей задачей может быть определённое умение ДФО, а именно умение на уровне микродиалога адекватно ситуации реагировать на реплику собеседника, либо умение спровоцировать тот или иной речевой поступок, либо умение функционального манипулирования внутри одной реплики.

Цель педсовета:

  • Активизация форм повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.
  • В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

План проведения педсовета

  1. Теоретическая часть:
    1. Выступление заведующей ДОУ
    2. "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста". (Приложение 1)
    3. Аналитическая справка о результатах тематической проверки "Формирование связной речи у дошкольников" - старший воспитатель
    4. Консультация для педагогов "Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников".
  2. Практическая часть:
    1. Деловая игра для педагогов.
  3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Теоретическая часть.

1. Выступление зав. ДОУ "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

2. Выступление ст. воспитателя "Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование связной речи у дошкольников"

3. Выступление воспитателя "Моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников"

Практическая часть. Деловая игра для педагогов.

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая )
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог )
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог )

Вопросы второй команде.

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа )
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя )
  6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна
Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна
Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична
Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Задание 4. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Задание для 1 команды.

Список - Критика -
Звезда - Книга -
Кругозор - Закон -
Лекция - Счастье
Дом - Пища -
Воззвание - Дефицит -
Действие Шрифт -

Задание для 2 команды.

Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

Для 1 команды. "Памятка для педагогов" (Приложение 2)

Для 2 команды. "Памятка для родителей" (Приложение 3)

Подведение итогов и награждение победителей

Примерное решение педсовета.

  • Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течении учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника", ответственные педагоги групп срок март месяц).

  • Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный ст. воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
  • Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный заведующий д/с, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)
  • Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Литература.

  1. Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
  2. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
  3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.
  4. Ребенок в детском саду №5 2004 г.

Педагогический совет
«Речевое развитие дошкольников в условиях реализации
образовательной программы ДОУ»

Разработала: Козулина Н.Б., старший воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №36 города Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Цель педсовета: активизировать мыслительную деятельность педагогов, усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

Форма проведения: деловая игра

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников.

3)развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

4) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

5) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

  1. Коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию (презентации проектов).
  2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.
  3. Деловая игра
  4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

  1. Проблема развития связной речи в практике работы МБДОУ. Заведующий
  2. Обсуждение просмотренных мероприятий.
  3. Аналитическая справка по результатам по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка. Старший воспитатель
  4. Деловая игра «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности». Старший воспитатель
  5. Принятие решения педагогического совета.

Проведение педсовета

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

  • Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
  • В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

  1. Обсуждение просмотренных мероприятий
  2. Выступление старшего воспитателя с аналитической справкой по тематической проверке «Состояние работы по речевому развитию дошкольников».
  1. Деловая игра

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

(Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку).

В состав экспертной комиссии входят: заведующий, учитель-логопед, музыкальный работник. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Ведущий напоминает правила игры:

— уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

— принимать активное участие в игре;

— не оспаривать оценку жюри;

— соблюдать культуру речи и тактичность;

— придерживаться регламента.

1 часть .

1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Вопросы 1 команде: · Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

Вопросы второй команде.

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Вопросы третьей команде.

· Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

· Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

· Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

2 часть.

Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:
1. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

2. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)

3. Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Назовите приемы обучения рассказыванию:

1. образец рассказа

2. частичный образец рассказа

3. дублер образца

4. разбор образца рассказа

5. план рассказа

6. воспроизведение плана рассказа детьми

7. коллективный разбор плана

8. коллективное составление рассказа

9. составление рассказа по частям

10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем

11. подсказ вариантов

12. вопросы, указания, пояснение

13. оценка

5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на листах приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный

Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки

6. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

— Д/игры;

— С/игры;

— С/игры;

— Р/игры;

— Режимные моменты;

— Прогулки;

— Занятия.

7. Что включает в себя развитие речи в процессе организации режимных моментов?

o (сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;

o предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

o предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

o использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов).

8. Назовите методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста

Разговор с самим собой

Параллельный разговор

Провокация, или искусственное непонимание ребенка

Распространение

Приговоры

Выбор

Замещение

Ролевая игра

Музыкальные игры

9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
(На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

10. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
(Речь служит для установления контактов с окружающими; привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.)

11. Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
(К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин и др.)

12. Назовите современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

ОТСМ–ТРИЗ- РТВ (формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе). Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор. Игры и творческие задания для развития выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

1. Технология обучения детей составлению сравнений (пример).

2. Технология обучения детей составлению загадок (пример).

3. Технология обучения детей составлению метафор (пример).

4. Игры и творческие задания (пример)

5. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине (пример).

6. Сочинительство (пример).

7. Сказкатерапия (сочинение детьми сказок)

8. Использование мнемотехники в развитии речи детей

3часть (Физкультминутка)

Литературная страница.

1. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. (У одного из участников каждой группы в руках – бубен):

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу - полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

2. Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1) Замените предложения пословицей

— Учись всю жизнь (век живи, век учись).

— Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

— Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

— Не болтай (держи язык за зубами).

— Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

— Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

— Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
— Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
— Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся- Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото — Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
— Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

3. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

4часть

Творческая мастерская

1. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

  1. 2. Разработайте рекомендации по формированию речи ребенка

«Памятка для педагогов»

  1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.
  2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
  3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
  4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
  5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
  6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
  7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

«Памятка для родителей»

Факторы успешного речевого развития

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  2. Создавать условия для общения с другими детьми.
  3. Речь взрослого – пример для подражания.
  4. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  5. Совместные игры взрослого и ребенка.
  6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  7. Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
  8. Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)

Предоставляется слово экспертам . Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

Решение педагогического совета.

от 10.12.2015г.

  1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

всем воспитателям постоянно

  1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

  1. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

всем воспитателям постоянно

  1. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

всем воспитателям постоянно

  1. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно

  1. Признать работу педагогов положительной и использовать в практике работы ДОУ.

Номинация: Детский сад › Методические разработки › Доклады, педсоветы, семинары
Название: Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»


Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

жественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.

Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа), чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.

Началом беседы о работе почты (тоже в старшей группе) может послужить стихотворение С. Я. Маршака «Загадки» («Синий домик у ворот»).

Беседу о Москве хорошо начать показом картины, изображающей Кремль или Красную площадь, так как эти исторические места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.

В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например:

«Дети, кто из вас ездил на поезде?»спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Например, воспитатель спрашивает детей:

«Какие листья на березе?» Дети отвечают: «Березовые». Между тем воспитатель хотел, чтобы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулирован так: «Какого цвета листья на березе осенью?»

Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точки зрения не следует задавать пяти-, шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки? Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Одно животное отличается от другого не количеством членов тела, а характерными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончиках ушей кисточки. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п.

Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку.

Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 35 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы беседы, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится занятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию Нового года можно заключить новогодней песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он повторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:

«Что делает кошка?» «Кошка делает... спит!» Подобная педантичность делает беседу сухой и нудной.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,должен пояснить воспитатель.Повтори громко свой ответ».

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

Проведение подобных занятий требует от педагога: предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении мл

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...