Функции указательных местоимений в русском языке. Это с подразумеваемым предметным антецедентом

Итак, мы с Вами уже познакомились с понятием «местоимение », рассмотрели такие местоимения, как личное, безличное –es, неопределённо-личное –man местоимения.

А сегодня мы познакомимся с указательными местоимениями (die Demonstrativpronomen) . Вспомним, что указательные местоимения der, das, die, die (Pl) – тот, то, та, те похожи на определённые артикли. И, более того, они почти одинаково склоняются . Но этого абсолютно не стоит пугаться. Просто надо быть внимательным – и всё станет понятно. Склонение определённого артикля мы с Вами уже знаем. Сейчас познакомимся со склонением указательных местоимений:

Nom . der das die die (Pl)

Gen . dessen dessen deren deren (derer)

D . dem dem der denen

Akk . Den das die die

Естественно возникнет вопрос – а как различить, где артикль, а где местоимение? Вспомним «железное» правило артикля: артикль сопровождает существительное, и он безударный. А указательное местоимение употребляется самостоятельно, и оно ударное:

Kennst du den Jungen dort? – Ты знаешь вон того юношу?

Nein, den kenne ich nicht – Нет, я не знаю этого юношу (его).

Из этого примера мы увидели, что указательное местоимение употребляется в главном предложении и указывает нам на того (или на то), о ком (или о чём) мы ведём разговор:

Es ist nicht das Buch, das ich kaufen wollte – Это не та книга, которую я хотел купить.

Хочу обратить Ваше внимание на такое понятие, как «субстантивация ». Субстантивация переход различных частей речи в разряд существительного (Das Substantiv – имя существительное ). Указательные местоимения тоже могут субстантивироваться.

Но, выступая в предложении в роли субстантивированного подлежащего, указательное местоимение переводится на русский язык как личное местоимение :

Bring dein Heft und das deines Bruders! – Принеси свою тетрадь и тетрадь твоего брата.

Особого внимания требует к себе указательные местоимения dessen (мужского и среднего родов в единственном числе) и deren (женский род единственного числа и множественное число для всех трёх родов) в родительном падеже. Здесь указательные местоимения выступают в роли несогласованных определений и ведут себя как притяжательные местоимения :

Kommen Herr und Frau Schmidt heute zu uns? – Господин и госпожа Шмидт придут сегодня к нам?

Ja, und deren kleinste Tochter auch. – Да, и их младшая дочь тоже.

Остались вопросы? Не знаете о немецких указательных местоимениях?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Указа́тельные местоиме́ния или демонстрати́вы (лат. pronomina demonstrativa ) - местоимения , указывающие на то, какой объект имеет в виду говорящий, а также на расположение объекта относительно говорящего (либо адресата) . Во многих языках мира указательные местоимения выполняют не только дейктическую , но и анафорическую функцию.

Указательное местоимение способно также выражать дополнительную информацию об обозначаемом объекте: его одушевлённость , пол и др.

Иногда указательные местоимения не выделяются в отдельный класс, так как соответствующее значение выражается не самостоятельными словами, а при помощи указательных частиц, присоединяемых к существительному.

Указательными местоимениями в русском языке являются слова: этот , эти , тот , те , такой , таков , столько , а также устарелое сей .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Указательные местоимения

    Указательные местоимения в английском языке: this-that-these-those #9

    42 This, that, these, those - английские указательные местоимения

    6-урок. Указательные местоимения в русском языке. Грамматика русского языка с нуля. РКИ

    Указательные местоимения (6 класс, видеоурок-презентация)

    Субтитры

Типы указательных местоимений

Приименные и прономинальные указательные местоимения

Указательное местоимение, которое употребляется как прилагательное, называют приименным (или атрибутивным) указательным местоимением: например, англ. this - this chair - этот стул. Если же указательное местоимение замещает существительное, его называют прономинальным (или субстантивным) указательным местоимением: например, англ. I don’t like that - Я не люблю это .

В ряде языков Европы и Азии для приименных и прономинальных указательных местоимений используются различные лексемы: например, во французском, celui ("тот, этот") и celle ("та, эта") замещают существительное, а ce ("тот, этот") и cette ("та, эта") употребляются как определения существительных.

Адвербиальные и идентификационные указательные местоимения

Помимо указательных местоимений, употребляющихся в позиции прилагательного и существительного, имеются и адвербиальные указательные местоимения с наречной функцией (так ).

В некоторых языках среди указательных местоимений выделяется и отдельный класс так называемых идентификационных (или предикативных) указательных местоимений, которые употребляются только в клаузах без глагола либо в клаузах с глаголом-связкой .

Система указательных местоимений в языке понапе .

Пример употребления:

Нейтральные указательные местоимения

В большинстве языков указательные местоимения способны употребляться также в тех контекстах, в которых не требуется выражение дейктических противопоставлений. Например, в современном иврите ze (‘этот’ - ближний) употребляется также в ситуациях, где расположение объекта относительно говорящего (либо адресата) нерелевантно. Остальные языки в таких случаях используют так называемое нейтральное указательное местоимение .

Такая система указательных местоимений представлена в литовском языке :

Морфология указательных местоимений

С морфосинтаксической точки зрения дейктические оппозиции в языках мира выражаются существительными (лат. ille и iste ‘он’), прилагательными (русск. этот , тот ), наречиями (русск. там , здесь , сюда ), числительными (бурятск. edii ‘<вот> столько’ и tedii ‘<вон> столько’), а также глаголами (бурятск. iige- ‘делать так <как это, как здесь>’ и tiige- ‘делать так <как то, как там>’) .

Обычно указательные местоимения выражаются отдельными словами, однако имеются языки, в которых приименные указательные местоимения - проклитики либо энклитики , которые присоединяются к существительному либо к какому-либо другому слову в предложении (например, в языке Ланго в Уганде).

В большинстве языков указательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, однако часто это зависит от их синтаксической позиции . В языках с существительным, изменяющимся по родам, числам и падежам, прономинальное указательное местоимение также склоняется, хотя приименные и нейтральные местоимения могут быть несклоняемыми .

Типы дейктических систем

Дейктические показатели - в частности, указательные местоимения - образуют дейктическую систему. В зависимости от числа противопоставлений различают минимальную и расширенную дейктические системы .

Необходимо отметить, что прономинальные указательные местоимения имеют тенденцию выражать большее количество дейктических оппозиций, нежели приименные .

Ср. систему указательных местоимений в тонганском языке :

Минимальная дейктическая система

Минимальная дейктическая система включает в себя две единицы: одна из них выражает значение ‘близко от говорящего" , другая - ‘не близко от говорящего’ . Например, в русском языке этот - ‘близко от говорящего", тот - ‘не близко от говорящего’. Такая система является самой распространённой, она представлена, в частности, в английском, бурятском и нидерландском языках.

Расширенная дейктическая система

Расширенная дейктическая система включает в себя более трёх единиц, выражающих различную степень близости обозначаемого объекта к говорящему (адресату). Самой распространённой расширенной дейктической системой является трёхчленная дейктическая система, но в языках мира встречаются также четырёхчленные и пятичленные.

Трёхчленная дейктическая система

Трёхчленные дейктические системы подразделяются на два вида: личностно-ориентированные и пространственно-ориентированные . Личностно-ориентированная дейктическая система содержит в себе следующие противопоставления: ‘близко от говорящего’ /‘близко от адресата’ /‘не близко ни от говорящего, ни от адресата’ = "далеко" . Таким образом, члены данной оппозиции ориентированы как на говорящего, так и на адресата.

Пример личностно-ориентированной дейктической системы: указательные местоимения в японском языке :

В пространственно-ориентированной дейктической системе все указательные местоимения выражают степень отдаленности объекта от дейктического центра (говорящего) .

Пример пространственно-ориентированной дейктической системы: указательные местоимения в языке курух .

Трёхчленная дейктическая система функционирует в испанском, португальском, армянском, баскском, финском, грузинском и других языках. Из них 2/3 языков имеют пространственно-ориентированную систему, и только 1/3 - личностно-ориентированную.

Четырёхчленная дейктическая система

В ряде языков (например, в куи и куви) представлена четырёхчленная дейктическая система, в которой имеется более дробное членение степеней близости объекта, нежели в трёхчленной. В большинстве случаев четырёхчленные дейктические системы являются личностно-ориентированными , то есть содержат специальную форму для обозначения объекта, близкого к адресату.

Указательные местоимения в языке хауса (личностно-ориентированная четырехчленная дейктическая система):

Четырёхчленные и пятичленные системы распространены в Африке, Северной Америке и Тихоокеанском регионе.

Многочленная дейктическая система

В составе дейктических показателей могут выражаться также не-дейктические противопоставления: например, характеристики обозначаемого объекта (живой/неживой, видимый/невидимый и др.). Кроме того, систем дейктических показателей может быть расширена за счёт различения более тонких особенностей локализации объекта (например, выше/ниже говорящего; вверх/вниз по течению реки по сравнению с говорящим и пр.). Многочленная дейктическая система часто встречается в дагестанских

  • Kuno, S. The Structure of the Japanese Language. - Massachusetts Institute of Technology Press, 1973.
  • Churchward, C. Maxwell. Tongan Grammar. - Oxford: Oxford University Press, 1953.
  • Rehg, Kenneth L. Ponapean Reference Grammar. - University of Hawaii Press, 1981.
  • Diessel, H. Distance Contrasts in Demonstratives = The World Atlas of Language Structures Online // Max Planck Digital Library. - Munich, 2011.
  • Diessel, H. Pronominal and Adnominal Demonstratives = The World Atlas of Language Structures Online // Max Planck Digital Library. - Munich, 2011.
  • По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

    Таблица «Разряды местоимений»

    Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

    Разряд
    Примеры Синтаксическая функ­ция
    Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
    У меня зазво­нил теле­фон.
    Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
    Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
    Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
    Его лицо ста­ло груст­ным.
    Вопросительные кто? что? какой? каков?
    кото­рый? чей? сколь­ко?
    Кто сту­чит­ся в дверь?
    У чье­го окна сидят голу­би?
    Сколько яблок на сто­ле?
    Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
    Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
    Отрицательные никто, ничто, неко­го,
    нече­го, ника­кой,
    ничей, нисколь­ко
    Никто не отве­тил мне.
    Некого теперь спро­сить об этом.
    Никакой ошиб­ки тут нет.
    Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
    кто-то, сколько-то,
    что-либо, кое-кто,
    какой-то, какой-либо,
    кое-какой, чей-то, чей-нибудь
    Кто-то пел пес­ню.
    Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
    Пометь чем-нибудь саже­нец.
    Определительные сам, самый, каж­дый,
    любой, вся­кий, целый,
    иной, весь, дру­гой
    Другой путь пред­сто­ит нам.
    Завтра все пока­жет­ся иным.
    Указательные этот, тот, такой,
    таков, тот-то, такой-то,
    столь­ко, столько-то
    За тем домом кафе.
    Столько радо­сти было в ее гла­зах!
    Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

    В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

    Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

    Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

    Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

    Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

    Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

    Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

    У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

    Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

    После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

    Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

    Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

    Сравним:

    • я, ты - мы, вы;
    • он, она, оно - они.

    Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

    Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

    • я - меня;
    • ты - тебя;
    • она - её;
    • они - их.

    Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

    Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

    В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

    Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

    У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

    • и.п. -
    • р.п. себя
    • д.п. себе
    • в.п. себя
    • т.п. собой
    • п.п. о себе

    лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

    Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

    Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

    Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

    Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

    Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

    Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

    Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

    «Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

    Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

    Каков ответ на мой вопрос?

    Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

    Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

    Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

    В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

    Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

    Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

    Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

    Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

    Неопределенные местоимения

    Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

    «некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

    Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

    Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

    В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

    Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

    А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

    Отрицательные местоимения

    Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

    Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

    Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

    Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

    Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

    Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

    Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

    Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

    Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

    не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

    Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

    Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

    Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

    «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

    Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

    Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

    Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

    В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

    Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

    Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

    Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

    Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

    Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

    Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

    Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

    Местоимения этот, тот, сей близки по смыслу. Различия между ними состоят в следующем.

    Основное, традиционно отмечаемое различие между словами этот-тот - указание на соответственно близкое-далекое (в пространстве или во времени): "Дайте мне эту книгу" (т.е. ту, которая рядом) - "Дайте мне ту книгу" (т.е. ту, которая находится дальше). "В этом году была сильная засуха" (т.е. в нынешнем году) - "В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе" (П.) (т.е. в том году, о событиях которого рассказывает поэт).

    У местоимения тот есть также значение (очень распространенное в современной речи): `такой, который нужен или должен быть`. В этом значении оно чаще всего употребляется с отрицанием не в сочетаниях фразеологизированного характера для выражения отрицательной оценки: "не из той оперы"; "встать не с той ноги"; "не на того напал". Или: "Четвертый раз идет этот телесериал. И если первые две серии еще смотрели с интересом, вызванным ностальгией по потрясшему воображение зрителя семидесятых Штирлицу, то далее стало скучнее и скучнее. Не то время, не тот зритель" (Комс. пр. 1987. 1 апр.). А вот в экспрессивных разговорных фразеологизмах "Еще тот тип!", "Еще та работа!" указательное местоимение имеет значение, антонимичное указанному выше, выражает резко отрицательную оценку лица, явления.

    Местоимение этот также нередко совмещает в себе указание на признаке выражением авторской (обычно негативной) оценки. Например: «В ландо моторном, в ландо шикарном Я проезжаю по Островам, пьянея встречным лицом вульгарным Среди дам просто и "этих" дам» (И.Север.).

    Местоимение сей является устаревшим и употребляется в поэтических произведениях возвышенного характера: "Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины. Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся" (Манд.).

    2. Местоимения такой и таковой синонимичны и различаются стилистически: такой - нейтральное; таковой - книжное, устаревшее; "Похоже даже, что сейчас такая мода, быть сложней себя" (о современной поэзии Лит. газ. 1984. 31 окт. С. 4); "Сегодня мы исполним грусть его, Так, верно, встречи обо мне сказали, Таков был лавок сумрак. Таково окно с мечтой смятенною азалий" (Паст.). Во фразеологизированной конструкции "Кто ты таков?" местоимение в краткой форме является устаревшим и просторечным: "Хоть взять Зотея: ну что он за человек таков?" (Мам.-Сиб.).

    Кроме того, местоимение такой часто используется в сочетании с прилагательными, указывая на большую степень проявления качества: "Под майский марш, торжественный такой, отбила каблуки, танцуя, пара" (Б.Ок.).

    Местоимение таковой в настоящее время употребительно лишь в официальных документах. В текстах же неофициального характера ее использовать не рекомендуется, так как вообще большинство специфических официальных слов и словосочетаний вне основной сферы своего применения обычно создают не предполагаемый автором иронический эффект. Неудачно поэтому: "Какие же сведения следует считать порочащими честь и достоинство? Таковыми являются сведения, которые чернят человека в общественном мнении, безосновательно ставят под сомнение его поведение как гражданина" (За коммунизм. 1987. 3 янв.).

    В речи указательные местоимения выполняют следующие функции: 1) непосредственно указывают на предмет (см. приведенные выше примеры); 2) замещают названное прежде слово; 3) обеспечивают грамматическую связанность текста, соединяя последующее с предыдущим.

    Последние две функции - те же, что и у личных местоимений 3-го лица. Поэтому указательные местоимения, вынесенные в начало текста или в заглавие произведения, как и личные местоимения 3-го лица, могут использоваться в качестве экспрессивного средства. Одна из лирических поэм В. Маяковского называется "Про это". Она начинается таким вступлением:

    В этой теме, и личной и мелкой,
    Перепетой не раз и не пять,
    Я кружил поэтической белкой
    И хочу кружиться опять.
    Эта тема сейчас и молитвой у Будды,
    И у негра вострит на хозяев нож,
    Если Марс, и на нем хоть один сердцелюдый,
    То и он сейчас скрипит про то ж.
    Эта тема пришла, остальные оттерла
    И одна безраздельно стала близка.
    Эта тема ножом подступила к горлу.
    Молотобоец! От сердца к вискам!
    Эта тема день истемнила в темень,
    Колотись - велела - строчками лбов.
    Имя этой теме:
    ……………!

    С одной стороны, лирический герой поэмы сразу раскрывается перед читателем, включает его в мир своих переживаний, как бы продолжая рассказ о том, о чем думает постоянно.

    С другой стороны, то, о чем хочет рассказать автор, настолько сокровенно, настолько свято для него, что он не может произнести слово, прямо называющее это чувство (оно не названо даже в последней строфе и восстанавливается только благодаря рифме), и употребляет лишь указательное слово.

    Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

    Как можно догадаться из названия, такие слова на что-то указывают.

    А указывать они могут на определённое лицо, предмет, признак или количество. «Этот мяч мой!» - говорите вы, указывая на свой мяч, который при этом держите в руках. «Твой - вон тот!» - продолжаете вы, указывая на мяч, находящийся чуть дальше от вас. Слова этот и тот являются указательными местоимениями.

    К разряду указательных местоимений относятся следующие слова: тот, такой, этот, таков, столько ; а также устаревшие местоимения сей , оный , таковой , этакий .

    Некоторые из них мы используем в устойчивых сочетаниях, например, местоимение сей : до сих пор, на сей раз . В целом же перечисленные устаревшие местоимения являются малоупотребительными, и сегодня мы уделим внимание указательным местоимениям этот, тот, такой, таков и столько.

    2. Роль указательных местоимений

    Перечисленные слова служат не только для непосредственного указания на предмет, признак или количество, как в случае с мячом (Этот мяч мой, а тот - твой. ), но и для построения связной речи. В таких случаях местоимения указывают на то, о чём в предложении или тексте говорилось ранее или о чём будет сказано позже.

    Рассмотрите примеры. Спросите Ваню Королёва. Этот мальчик всегда всё знает. Указательное местоимение этот указывает на лицо, о котором было сказано ранее, и служит для связи двух предложений.

    Аналогичная ситуация в следующем предложении: Нужно оставить часть игрушек дома. Столько вещей в сумку не поместится. столько указывает на количество вещей, упомянутых в предыдущем предложении, и помогает построить связный текст.

    Следующий пример. У меня такие хорошие друзья, каких не отыскать на всём белом свете! Местоимение такие (н. ф. - такой ) в первой части предложения указывает на признак, о котором говорится во второй, и помогает связать эти две части в одно целое.

    …подарю букет той девушке, которую люблю (Н. Рубцов). Здесь указательное местоимение той (н. ф. - тот ) указывает на признак, который назван далее: подарю букет какой «той» девушке? - любимой, или, иначе, «которую люблю».

    3. Грамматические свойства указательных местоимений

    Грамматические свойства указательных местоимений этот, тот, такой, таков напоминают грамматические свойства прилагательных. Все они изменяются по родам и числам. На примере слова этот рассмотрим все возможные формы родов и чисел этого местоимения. Прочитайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.

    Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…

    В данном отрывке 8 раз используется указательное местоимение этот . В зависимости от числа и рода существительного, к которому оно относится, местоимение имеет разные формы: ед. ч. ср. р. это , ед. ч. ж. р. эта , ед. ч. м. р. этот и форма мн. ч. эти .

    Аналогично изменяются указательные местоимения тот, такой, таков.

    Помимо изменения по числам и родам, указательные местоимения этот, тот и такой изменяются по падежам, подобно прилагательным. Небольшую особенность употребления в предложном падеже имеет слово этот . С ним употребляется предлог об , а не о , как с другими указательными местоимениями, например:

    Я ничего не знаю об этом писателе. Сравните это предложение со следующим:

    Я ничего не знаю о таком писателе. Здесь употреблён предлог о .

    Секрет заключается в том, что местоимение этот начинается с гласной, а в таких случаях на смену предлогу о всегда приходит его помощник - предлог об .

    Указательное местоимение таков в современном русском языке употребляется нечасто и имеет форму именительного падежа. Приведём примеры.

    Каков вопрос, таков ответ.

    Такова жизнь.

    Существует также устойчивое выражение и был таков в значении исчез, скрылся. Перед этим выражением обычно ставится тире:

    Воришка мигом сунул яблоки в сумку, спрыгнул с забора - и был таков.

    Теперь рассмотрим особенности склонения указательного местоимения столько , указывающего на количество. По своим морфологическим признакам оно похоже на количественное числительное. Данное местоимение не имеет форм рода и числа и изменяется только по падежам. Склонение его немного необычно, поэтому мы рассмотрим местоимение столько во всех возможных падежных формах.

    И. п.: стόлько книг

    Р. п.: стόльких книг

    Д. п:. стόльким книгам

    В. п.: стόлько книг

    Т. п.: стόлькими книгами

    П. п.: о стόльких книгах

    4. Синтаксические функции указательных местоимений

    Чаще всего указательные местоимения этот, тот, такой являются в предложении определениями, например: Вы знакомы с этим человеком? На таких людей, как он, можно положиться. В этих предложениях местоимения этот и такой в разных формах выполняют функцию определения.

    Однако местоимения этот и тот могут выступать в роли подлежащего и дополнения.

    Главный приз получит тот, кто ответит на все вопросы. Подумай об этом!

    Местоимения такой и таков могут играть синтаксическую роль сказуемого, а именно части сказуемого. Для малоупотребительного слова таков функция сказуемого является единственной.

    Да, я такая!

    Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

    Местоимение столько обычно имеет ту же синтаксическую функцию, что и существительное, с которым оно употребляется, например, функцию дополнения:

    Я никогда не видел столько книг.

    Список литературы

    1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
    1. Из истории указательных местоимений ().
    2. Об указательных местоимениях ().

    Домашнее задание

    Задание №1

    Прочитайте устойчивые выражения с указательными местоимениями. Включите некоторые из них в предложения.

    То да сё (разное); ни с того ни с сего (неизвестно почему, без каких-либо явных оснований, видимых причин); вставать не с той ноги (быть в мрачном, дурном настроении); не из той оперы (то, что не относится к делу, к теме данного разговора). Задание №2

    Вставьте необходимые по смыслу указательные местоимения. Каким жестом можно сопроводить высказывания с указательными местоимениями? Всегда ли эти жесты уместны?

    1. Вот... дом. 2. Вот... Даша. 3. ... улица будет справа. 4. ... книга лежит слева на полке. 5. ... вокзал будет через две остановки. 6. ... троллейбус едет в сторону центра города. 7. ... девочка — Катя, а... — Лариса (Н.Ф. Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык. 5 класс).

    Последние материалы раздела:

    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

    Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

    Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
    Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

    Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

    Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
    Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

    Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...