Именительный падеж множественного числа существительных конспект занятия. Занятие «Падежные конструкции: предложный падеж единственного и множественного числа имён существительных

Цели: учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит детей ответить: Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш, удивленно пожимаем)? Чем мы закрываем глаза от пыли? (Ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (Ступнями). И т.п. 1.

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных пород деревьев и цветов. Рассказывая о том, что в лесу растут разные грибы и вырастают они везде, логопед просит детей ответить, под чем растут грибы?

Показывая указкой по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза - грибы растут под березами; елка - ...под елками; сосна - ...под соснами (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под кленами, под лютиками и пр.).

Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую - активно пополняется словарь детей.

2.Игра «В зоопарке».

На доске - картинка с изображением зоопарка и портрет симпатичного старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем (новое слово!) дедушка Егор. Он очень любит зверей и птиц. И хоть ему много лет, он ухаживает за животными.

Логопед просит детей подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Егор?

Ответы детей: Дедушка Егор ухаживает за лебедями (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями).

В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные».

3.Динамическая пауза. Игра с мячом.

Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, со свертками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с авоськами, с рулонами, с кошельками, с документами, с продуктами, с билетами и т. п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончание существительных в творительном падеже множественного числа обязательно.

4.Работа с индивидуальным наглядным материалом. Игра «Бабушкина корзинка».

У детей на столах картинки, на каждой из которых - разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет».

Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собирали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка?

Ответы детей: Корзинка была с желудями (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с яблоками, с шишками, с листьями, с орехами, с подосиновиками, с подберезовиками и пр.).

Полезно, если накануне этого занятия воспитатель проведет подготовку к нему и повторит с детьми названия грибов.

Итог занятия, оценка деятельности детей.

Медведева Нина Валентиновна
Учитель-логопед МБ ДОУ Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка» г.Набережные Челны РТ

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
обогащать и активизировать словарь по теме « Домашние животные, птицы» ,«транспорт» «Мебель»;
учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предложении.
продолжать учить согласовывать существительные с числительными в предложном падеже множественного числа;
учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог НА,О.
закрепить представления о жизни в деревне.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ
развивать темпо-ритмическую сторону речи посредством логоритмических упражнений;
развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
развивать общую и мелкую моторику;
стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
воспитание усидчивости, уважения, умения выслушивать ответы других детей до конца;
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: НАГЛЯДНЫЙ(пособия,картинки)словесный(совместная речевая деятельность),игровой(динамическая пауза)практический(моделирование,выполнение заданий)
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:наборное полотно,доска,фигурка Бабушка,Предметные картинки:
2автобуса,3 машины, 4 мотоцикла,5велосипедов,магнитофон, Сюжетная картина»Деревенский двор»,предметные картинки:2 дивана,3 кресла,4 стула,5 табуретов, 3 огурца,4 морковки,5 ваз,2 сапога,3 книги,4 мяча,5 шишек,2 холодильника,3 машины,4 стола,5 яблок.

1. Организационный момент

Изобразите ласкового котенка,который просит молочка.
Изобразите сердитого козла.
Покажите как испугалась его маленькая девочка.
Изобразите походку маленьких утят, важного индюка
Покажите как огорчился маленький цыпленок который захотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.
2. Введение в тему.
Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением деревни,транспорта и рассказывает Это бабушка ОЛЯ.Она приглашает нас на отдых в деревню. Посмотрите на картинки,посчитайте и скажите на чем нам можно поехать в деревню?
Нам можно поехать на 2-х автобусах,на 3-х машинах,на 4-х мотоциклах,на 5-ти велосипедах.
Садимся в автобус и едем в деревню.(звучит песенка Железновой «Автобус»)
Автобус» (1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим (качаем головой от плеча к плечу, шлёпаем по ногам в ритме музыки.)
(2)И из окошечка глядим Всё глядим! – (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.)

(3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот – (смотрим из-под ладони - козырька, оборачиваясь то влево, то вправо.)

(4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт? (пожимаем плечами.)
(5)Колёса закружились Вот так вот, вот так вот (выполняем круговые движения руками сбоку от туловища.)
Вперёд мы покатились Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик –(качают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируя движение «дворников»).
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим Бип-бип-бип, Бип-бип-бип(, «крутим руль» и бибикаем.)
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт Вот так вот, вот так вот(«крутим руль» и бибикаем.)
Мы едем-едем всё вперёд Вот так вот! (Во время проигрыша изображают «крутят руль»)
3. Игра « о ком заботится бабушка Оля?»
Вот мы и приехали в деревню.Логопед выставляет картину «деревенский двор»Посмотрите на картину и скажите сколько и кто ходит на лужайке?(на лужайке ходят 2 коровы,два теленка,з лошади,три жеребенка,4 овцы,4 ягненка,5 коз,5 козлят
сколько и кто бегает по двору?(По двору бегают2 собаки)
сколько и кто греется на солнышке?(на солнышке греются 3 кошки)
сколько и кто кукарекает на заборе?(на заборе кукарекают 2 петуха)
сколько и кто кудахчет в курятнике?(в курятнике кудахчут 5 куриц)
сколько и кто плавает в озере(3 гуся и 4 утки)
Вот видите сколько домашних животных и птиц у бабушки.
А теперь посмотрите на картинки ответьте:О ком заботится бабушка Оля?
Бабушка Оля заботится о 2-х коровах,о 2-х телятах,о 3-лошадях,о 3-жеребятах, о 4-х овцах,о 4- ягнятах,о 5-ти козах, о 5-ти козлятах,о 2-х собаках,о 3-кошках,о 2-х петухах,о5-ти курицах, о 3-х гусях,о 4-х утках)
4. Физминутка «Игра в стадо».Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движени¬ем. Развитие подражательности и творческого воображения.
Дети.
Мы вчера играли в стадо,(Идут по кругу, взявшись за руки.)
И рычать нам было надо.
Мы рычали (Рычат.)
И мычали,(Мычат.)
По-собачьи лаяли. (лают)
Не слыхали замечаний Нины Николаевны. (Продолжают идти по кругу)
Логопед.
А она сказала строго: (останавливаются)
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много,
Таких вижу в первый раз.
Дети.
Мы сказали ей в ответ:
- Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)
Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке)
Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)
Логопед.
А она в ответ: (дети идут по кругу друг за другом)
- Да что вы!
Ладно, если вы коровы,
Я тогда - пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
(А. Барто)

5. Логопед выставляет предметные картинки говорит:Много разных домашних животных и птиц у бабушки и дедушки в деревне. Мы долго гуляли у них во дворе и очень устали. Бабушка Оля приглашает нас в дом отдохнуть.Посмотрите на картинки и скажите: На чем мы можем посидеть,отдохнуть?
Мы можем отдохнуть на 2-х диванах, на 3-х креслах,на 4-х табуретах,на 5-ти стульях.
А ещё бабушка Оля любит загадывать загадки,посмотрите на картинке и скажите полным ответом о чем так можно сказать?
Зеленые,овальные,длинные,хрустящие,водянистые,о чем так можно сказать?
Зеленые,овальные,длинные,хрустящие,водянистые так можно сказать о трех огурцах.
Оранжевые,треугольные,длинные,хрустящие,сладкие,сочные,о чем так можно сказать?
Оранжевые,треугольные,длинные,хрустящие,сладкие,сочные так можно сказать о 4-х морковках.
Большие старинные,глинянные,раноцветные,гладкие,о чем так можно сказать?
Большие старинные,глинянные,раноцветные,гладкие,так можно сказать о 5-ти вазах.
Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные,о чем так можно сказать?
Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные,так можно сказать о двух сапогах.
Интересные, смешные, поучительные,о чем так можно сказать?
Интересные, смешные, поучительные,так можно сказать о 3-х книгах.
Разноцветные,круглые, резиновые,гладкие,упругиео чем так можно сказать?
Разноцветные,круглые, резиновые,гладкие,упругие,так можно сказать о 4-х мячах
Еловые, колючие, большие, шершавые, овальные, пахучие.о чем так можно сказать?
Еловые, колючие, большие, шершавые, овальные, пахучие так можно скать,о 5-ти
Шишках.
Белые, большие, прямоугольные, тяжёлые, металлические, гладкие,о чем так можно сказать?
Белые, большие, прямоугольные, тяжёлые, металлические, гладкие,акможно сказать о двух холодильниках
Большие, грузовые, зелёные, металлические о чем так можно сказать?
Большие, грузовые, зелёные, металлическиетак можно сказатьо 3-х машинах
Коричневые, большие, деревянные, письменные,о чем так можно сказать?
Коричневые, большие, деревянные, письменные, так можно сказатьо 4- х столах.
Жёлтые, круглые, ароматные, спелые, сладкие, большие о чем так можно сказать?
Жёлтые, круглые, ароматные, спелые, сладкие, большие так можно сказать о 5-ти яблоках.
Ну вот и пришло время расставаться. Попрощайтесь с бабушкой. Садимся а в автобус и едем домой в детский сад(звучит песня С. Железновой)
6.Итог дятельности детей.

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".

Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.

Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа

в винительном падеже.

Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых

существительных единственного числа в винительном падеже;

2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их

в винительный падеж;

3) закрепление навыка составления простых распространённых

предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;

4) закрепление умения вычленять в предложении предмета

сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;

5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,

“слово-действие”;

6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых

средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа

“семантические абсурды” (“Путаница”);

7) развитие диалогической речи;

Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;

модель-схема для составления предложений; предметные

картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,

берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью

“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение

“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.

Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?

Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).

2. Ввод в тему.

Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).

3. Изучение нового материала.

1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.

Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?

Д.: Кто это?

Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.

Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.

Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?

Д.: Что это?

Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.

Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.

Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?

Д.: Неживые.

Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?

Д.: Живые.

Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы

Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.

Л.: Кого вы видите?

Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.

2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок.

Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).

Сколько слов должно быть в предложении?

Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).

А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).

Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?

Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.

Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.

(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).

Примерные предложения:

Белка сушит грибы.

Заяц меняет шкурку.

Ёж делает норку.

Медведь ищет берлогу.

Птицы улетают на юг.

4.Физ.минутка.

А) Речь с движениями:

Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.

Птички летели, (дети хаотично перемещаются по

На ветки сели, комнате и “машут” руками)

Сели, посидели. (садятся на корточки)

Б) “Семантические абсурды”. И. “Путаница” (с мячом) на нахождение несоответствия в содержании речевого сообщения, преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.

Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.

Гриб сушит белку.

Шкурка меняет зайца.

Норка делает ёжика.

Берлога ищет медведя.

Заяц ловит лису.

Дети исправляют предложения.

В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.

Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.

Дети делают упражнение и проговаривают слова.

Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих

Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-каростель,

Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)

Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)

5.Закрепление нового материала.

Ассоциативные словесные игры.

1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.

Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?

Дети дают несколько вариантов ответов:

Мама моет ребёнка.

Мама моет брата.

Мама моет котёнка. И т. д.

Л.: Что моет мама?

Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.

Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).

Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.

Л.: Что несёт мальчик?

Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.

2) И. “Подскажи словечко”.

А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.

Собрались и полетели

Птицы в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь …(берлогу).

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в …(дупло).

Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.

Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .

1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).

Л.: Подумайте и скажите правильно.

Что это? Кто это? Что нарисовал художник?

Кто это? Кого нарисовал художник?

Д.: Нора – нору.

Белка – белку.

Ёж – ежа.

Медведь – медведя.

Берлога – берлогу.

2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?

Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и

неживые предметы. И т. д.

Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»

Цель: расширение и активизация словаря.

    Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

    Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

    Развивать фонематическое восприятие, мышление.

    Развивать мелкую моторику.

    Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

    Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Тема нашего занятия «Фрукты»

Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

    Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

    Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

    Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

    Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

    Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

    Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

Что это? (фрукты)

    Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

    Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

    Где растут фруктовые деревья? (в саду).

    Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

    Чего много на яблоне? (яблок).

    Чего много на грушевом дереве? (груш).

    Чего много на сливовом дереве? (слив).

    Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

    Игра «Посчитаем фрукты»

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: Все фрукты сосчитали, молодцы.

    «Отгадывание загадок про фрукты, ягоды»

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его...

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

    Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

    яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

    слива – сливовый сок, варенье, компот;

    груша – грушевый сок, компот;

    ананас – ананасовый сок;

    апельсин – (апельсиновый сок.);

    виноград - (виноградный сок);

    персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

    Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

  • Какого цвета?

    Где растет?

    Какой формы

    Какой на вкус?

    Что из него можно приготовить?

    Рисование фруктов.

Логопед: А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

(Самостоятельная работа).

    Игра. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

    Груша, картошка, яблоко, персик.

    Огурец, арбуз, кабачок, тыква.

    Апельсин, мандарин, помидор, слива.

    Яблоко, груша, лук, слива.

    Итог занятия.

Логопед: Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

Тема занятия : творительный падеж множественного числа существительных

(старшая группа для детей с ОНР)

Цели : Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей.

Ход занятия :

Организационный момент . Логопед просит детей ответить:

Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш)?

Чем мы закрываем глаза от пыли? (веками, ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (ступнями). И т.п.

  1. Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных деревьев и цветов. Называет их. Напоминаетет о том, что в лесу растут разные грибы. Под чем растут грибы?

Показывая по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза – грибы растут под береза ми , елка - …под елка ми , сосна - … под сосна ми (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под лютиками и пр.). Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую – активно пополняется словарь детей по теме «Деревья, цветы, растения».

  1. Игра «В зоопарке».

На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Коля? Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедя ми (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями). В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные».

  1. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемодана ми (с сумками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с продуктами и т.п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончания существительных в творительном падеже множественного числа обязательно.

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Игра «Бабушкина корзинка».

У детей на столах картинки с «дарами леса» (грибы, ягоды и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет в лес, обязательно повезет». Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка? Ответы детей: Корзинка была с желудя ми (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с шишками, с орехами и пр.).

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....