Техника цитирования и редакционное оформление цитат. Выделение различных областей текста и цитат

Цитата - это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен» .

2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», - писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что «... праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин) . (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

Например:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитата заключается в кавычки.

Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » - писал С. Маршак.

«Горек чужой хлеб , - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца » (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора , то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

Если цитата приводится не полностью , то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: «...Тяжелы ступени чужого крыльца », – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка... может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие...».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев , выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев... ».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты , прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки . При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза


Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки :

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

...И всего выше

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст , поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки .

Например: А волоса у нее [русалки ] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты , уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки .

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...> . У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...> ».

Кавычками выделяются чужие слова , включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту » поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности... (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова , подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: ...Многие страницы английского классического романа «ломятся » от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный » цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов , когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого «я вас ждал » она повеселела (Б. П.); «Хочешь? », «давай ты » звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет... » (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

Как же непросто в наши дни довести курсовую или реферат до нужного процента уникальности в Антиплагиат.ВУЗ или ETXT. Студенты часами "потеют" над своими текстами, чтобы хоть как-то поднять оригинальность и успешно сдать работу. Ладно, если "препод" требует 60-70% - этого еще можно достичь, хотя придется потратить достаточно времени, и зависит откуда взят материал для работы. А что, если преподаватель установил требование в 90%? Это караул, друзья!

Как бороться с этим безобразием и победить несчастный антиплагиат? Кто это все придумал и для чего это нужно? - такие вопросы "рождаются" у тысяч студентов в голове, когда в очередной раз Антиплагиат показывает 30-40% уникальности.

Помните, что на каждый антиплагиат найдется свой анти антиплагиат! :)

Перейдем непосредственно к теме вопроса и разбермся, как обмануть антиплагиат при проверке курсовой, дипломной или реферата в 2019-2020г. - все это вполне реально сделать и обойтись "малой кровью".

Борьба за уникальность

Необходимо включить внутренние резервы словарного запаса и начать "творить". Каждое предложение в тексте необходимо будет перестраивать. Чужие мысли заменяем своими, подбираем синонимы. От исходного текста оставляем только цитаты и определения. Создаем практически новую работу, меняем структуру. Да, работа кропотливая, но уникальность можно повысить намного. Таким способом можно из скаченной курсовой или дипломки, сделать практически авторскую работу. Главное, чтобы текст в работе имел смысл и был оформлен корректно.

Уйдет много времени и сил

Преподаватель может проверить работу на рерайт и обнаружить, откуда взят материал

Если подойти к переработке текста "с головой", то этот способ один из лучших

От первой рекомендации отличается тем, что задействуем в основном синонимы и в меньшей степени используем интеллект. Если в полной переработке текста приходится использовать собственные мысли и знания в тематике работы, то для поверхностного рерайтинга свойственно применять:

— подмену синонимами

— использование вводных элементов, оборотов

— перестановку фраз, слов

— изменение структуры текста, абзацев и предложений

Легким этот способ победить программы антиплагиата не поворачивается язык назвать, т.к. они (программы) с каждым годом "умнеют" и достаточно неплохо вычисляют рерайтинг. Чтобы не попасться при проверке, надо использовать в связке перечисленные методы уникализации курсовой и др. работы. Например, только перестановка фраз сразу будет обнаружена при проверке на плагиат в Text.ru или Content-Watch, а в программе Advego отрерайченный текст будет выделен синим цветом.

Ниже показан снимок экрана из программы ETXT, где видно, что рерайт уже тоже проверяет.

Эта рекомендация может хорошо сработать, если в работе уже есть хотя бы 30-40% уникальности и необходимо дотянуть до 70-80 - это вполне реальная возможность повысить оригинальность. Обхитрить антиплагиат этим способом по силам даже для слабенького троечника. Но терпение и сила воли потребуется в любом случае.

Вот как раньше легко было сдавать курсовые и рефераты..! Заменил русские буквы в словах на английские и вот тебе уже 100% уникальности. Сейчас такое уже не работает. Халява закончилась:) Обмануть антиплагиат бесплатно все сложнее и сложнее.

Не работает и метод разбавления предложений эпитетами, вводными словами и фразами (да и в учебной работе обилие вводных слов не всегда выглядит уместным).

Подбор синонимов, вполне хороший метод, но он малоприменим при большом количестве научных и профессиональных терминов. Ну и, разумеется, если тупо использовать автоподмену, то преподаватель ухохочется над "бредовым" текстом.

Подведем итоги, на что не нужно тратить время:

Подмена кириллических букв на латинские

Добавление вводных слов

Синонимайзинг в большом количестве

Палим тему! Формулы, таблицы вставляйте картинками - программы антиплагиата их не заметят. Нормальные преподаватели сами рекомендуют этот метод, так как сделать формулы уникальными невозможно! Главное, не злоупотребляйте этой фишкой.

В разметке страницы MS WORD можно выставить автоматический перенос слов. Как это может помочь в обмане антиплагиата? Очень просто. Если вставить документ или скопировать текст, в котором включен автоматический перенос слов в Антиплагиат.ру, то система воспримет часть слов, как уникальные, т.к. слова будут частично обрезаться.

Примечание: этим способом можно повысить уникальность не более, чем на 2-7 процентов. Если у вас не хватает чуть-чуть для прохождения проверки на антиплагиат, то можете попробовать этот способ.

Чтобы включить эту опцию, необходимо выполнить определенные действия в ms word (снимок экрана ниже):

Суть этого способа обойти антиплагиат заключается в том, что необходимо искать материал на английском, украинском или другом языке, затем переводить материал на русский язык. Полученный материал на русском языке необходимо будет корректировать, чтобы придать тексту корректный формат. Такой вариант бесплатно обмануть антиплагиат имеет место быть, но и бесплатным его трудно назвать, т.к. потеря времени на перевод и корректировку - это тоже своего рода плата. И неизвестно, как поведет себя проверка текста на плагиат, ведь может случиться так, что вы найдете нужную работу, а после перевода текста она окажется заимствована с другого источника на русском языке. Каждый студент сам выбирает тот способ, который ему больше подходит.

Речь идет о научных трудах, которые не попали под индексирование поисковыми машинами. Вас могут "раскусить" в том случае, если проверяющий уже был знаком с этой работой. Но если копипастить аккуратно и разбалять тексты своими личными мыслями, то результат может быть очень даже неплохим.

Где искать непроиндексированные тексты? Это могут быть:

Зарубежные сайты

Перевод иностраных трудов и статей

Диссертации из платных каталогов

Еще не оцифрованные материалы, взятые из библиотеки

Примечание: система Антиплагиат.ВУЗ может также проверять тексты не только в Яндексе и Google, но и по закрытым источникам. Имейте это ввиду, и постарайтесь найти способ предварительно проверить свою работу и по закрытым источникам.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять скаченные курсовые, дипломы, рефераты, то вы можете воспользоваться услугами нашего сервиса.

Система повышает уникальность работы техническим способом (на уровне кода документа).

Текст в документе не меняется (визуально), но при проверке на Антиплагиат.ру, ВУЗ или в программе ETXT, уникальность будет соответствовать Вашим требованиям.

Например, вы можете загрузить в систему скаченную готовую работу с уникальностью 5%. Чтобы поднять уникальность до нужного значения, например до 80-100%, необходимо:

1. Загрузить файл с готовой работой в нашу систему

2. Выбрать нужную систему обработки и указать процент

3. Дождаться онлайн обработки вашего текста

4. Проверить обработанный документ и успешно сдать работу в учебное заведение.

Пример проверки дипломной работы, которая была обработана в нашем сервисе (снимок экрана ниже):

На снимке видно, что с помощью нашего сервиса можно обмануть антиплагиат онлайн и повысить уникальность любой учебной работы до 80-100%, не тратя свое драгоценное время на "танцы с бубном" вокруг курсовой или дипломной.

Желаем вам успешной учебы и легкого прохождения антиплагиата!

Что такое плагиат, пожалуй, знают все – грубо говоря, это когда кто-то ворует чужой текст и печатает его под своим именем. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Зачастую возникает немало споров о том, правильно ли считать текст плагиатом или нет. Однозначно и официально определенного порога, определяющего допустимый процент плагиата в научной работе нет. К тому же разные системы проверки на плагиат показывают разный уровень уникальности одного того же научного текста. А грань между цитированием и плагиатом вообще настолько тонка, что многие и вовсе не видят между ними разницы…

Разберем наиболее распространенные варианты, когда научный текст однозначно и справедливо оценивается как плагиат:

Плагиат текста научной статьи более чем на 90 %. Как ни странно, такое встречается и нередко. В основном человек просто пытается переопубликовать чужую научную статью или ее часть под своим именем. Либо «автор» берет фрагмент доступного в интернете диплома/реферата и оформляет его в качестве научной статьи. Это откровенное присвоение чужого текста и оно легко обнаруживается любыми системами проверки. Не надо пытаться выдать чужой научный текст за свой – в мире всеобщего доступа к сети интернет это даже глупо.

Плагиат законодательного/официального документа. Для студентов, обучающихся на юридическом факультете, свойственно и совершенно естественно писать научные статьи о различных законодательных актах и подобных официальных документах. Однако зачастую их научные статьи на 90 % считаются плагиатом, потому что в их научном тексте нет практически ничего, кроме непосредственного цитирования официальных документов. Системы проверки считают такие научные статьи плагиатом, и правильно. На самом деле такие тексты и плагиатом считать некорректно… Если Вы просто перепечатали текст какого-то закона, предварительно собственноручно написав всего 2-3 вводных предложения – это не научная статья. Ведь научная статья предполагает анализ описываемого объекта, а не простую констатацию его существования.

Плагиат 50 % на 50 %. Еще один распространенный вариант плагиата – это когда «автор» научной статьи компонует из двух научных текстов свой собственный. Первую половину он берет из одного научного источника, другую половину – из другого. Добавляется самостоятельно пара вводных, соединяющих предложений и объединяются два чужих куска научных текстов – вот и весь рецепт научной статьи. Подобные тексты также однозначно оцениваются как плагиат.

Плагиат 30 % + 30 % + 30 %. Более сложный и неоднозначный вариант – это научная статья, которая включает в себя цитирования из 3-х научных источников. Вполне возможен такой вариант, когда Вы вроде-как писали статью самостоятельно, не стремились просто украсть и вставить чужой текст, а добросовестно цитируете прочтенное, а система проверки на плагиат расценивает Ваш текст как не имеющий оригинальности. Уникальность научного текста – вещь специфическая, зачастую, когда мы пишем о чем-то текст, то не добавляем никаких новых знаний. Но избежать обвинений в плагиате все-же не большая проблема – просто пишите текст самостоятельно. Если Вы описываете чью-то точку зрения на исследуемый объект, то описывайте ее СВОИМИ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ. Не нужно просто копировать и вставлять куски текста. Прочтите нужный Вам текст и опишите прочтенное в соответствии с логикой и стилем собственного научного текста.

Самоплагиат. С недавних пор в обиход вошло понятие самоплагиата. Т.е. когда Вы повторно публикуете уже опубликованный собственный текст или его часть. Постоянно публикуясь, авторы научных статей волей-неволей повторяются. Какие-то элементы текста, раз написанные, кочуют из одной научной работы в другую. Системы проверки плагиата не разбираются в том, откуда Вы позаимствовали свой текст – у соседа, или у самого себя. Если научный текст уже был опубликован ранее, система расценивает его как плагиат. Это конечно ошибка системы, считать плагиатом собственный текст автора неправильно. Однако неправильно и автору раз за разом публиковать почти неизменный текст. В научном сообществе это расценивается как неэтичный акт.

Наши советы. Если Вы действительно самостоятельно написали научный текст, ни одна система проверки на плагиат не посчитает эту работу не оригинальной. Если у Вас возникают проблемы из-за того, что Ваш текст расценивают как плагиат – вероятно, Вы что-то действительно делаете не так. Уделяйте своим научным статьям больше времени, вкладывайте в них больше труда, собственных мыслей и собственных слов.

Помните, что цитирование не может быть по объему больше оригинального текста статьи. Используйте цитаты корректно – всегда ставьте кавычки, указывайте имя цитируемого. Цитируйте только 2-3 предложения, остальное пишите своими словами. Помните, что цитаты используются только для яркого подчеркивания мысли цитируемого или самого автора научной статьи.

Если Вам нужно подробно описать чужую точку зрения на описываемый объект – не копируйте и не вставляйте текст. Прочтите и перескажите идеи этого ученого своими собственными словами. Используйте конструкции:

И.И. Иванов считает / полагает / пишет / говорит…

И.И. Иванов аргументирует свою точку зрения…

И.И. Иванов в своем исследовании выяснил, что…

И.И. Иванов в своей работе «…» показывает, что…

Как только Вы начнете писать текст самостоятельно, Вы уже не сможете просто взять и вставить в него кусок чужого текста – он просто не будет стыковаться с уже написанным и с тем, что Вы планируете написать далее. Вы будете перерабатывать чужие мысли, чтобы высказать свои. А вопрос о том, пройдет ли Ваша статья проверку на плагиат для Вас останется в прошлом.

Диссернет, проверяющий и разоблачающий ученых:

Ресурсы для проверки научного текста на плагиат:

Что пишет ВАК РФ о недобросовестных заимствованиях в диссертациях:

Согласно подпункту «г» пункта 20 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования, результатов научных работ, выполненных соискателем ученой степени в соавторстве, без ссылок на соавторов, является основанием для отказа в приеме диссертации к защите.

Диссертационные советы несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых решений при определении соответствия диссертаций установленным критериям, включая самостоятельность выполнения диссертации, ссылки на авторов и (или) источники заимствования материалов или отдельных результатов.

Следовательно, диссертационные советы до принятия диссертации к защите обязаны осуществить проверку текста диссертаций с целью выявления заимствованного материала.

Применение системы проверки использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования осуществляется организацией, на базе которой создан диссертационный совет, в инициативном порядке. Организация вправе выбрать любую систему проверки использования заимствованного материала. Вместе с тем следует учитывать, что использование системы «Антиплагиат», иных систем, позволяющих выявить наличие текстовых совпадений в научных публикациях в автоматическом режиме, может являться лишь элементом системы поддержки принятия объективного решения и не позволяет сделать однозначный вывод о том, что текстовое совпадение является недобросовестным заимствованием.

Проверка диссертации на использование заимствованного материала осуществляется комиссией, созданной диссертационным советом , после размещения текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в сети «Интернет» (пункт 18 Положения).

Факт нарушения авторских прав на результаты научной деятельности, воспроизведенные в трудах других лиц, может быть установлен только судебным решением , поскольку это умаляет честь, достоинство и затрагивает деловую репутацию ученого.

Как оформлять цитаты?

    Самый распространенный способ – выделение кавычками.

    Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста:

  1. Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой. При этом возможно использование отчеркивающей линейки в отступе:

Как оформляются выделения внутри цитаты?

Выделения внутри цитаты могут принадлежать цитирующему или автору цитируемого текста. От этого зависит способ оформления выделенных фрагментов текста.

Выделения, принадлежащие цитируемому автору , рекомендуется сохранять в той форме, в какой они напечатаны в источнике, а если это невозможно или противоречит стилю оформления издания, то следует заменить авторское выделение выделением другого вида. Принадлежность авторских выделений обычно не оговаривается. Исключение составляют те случаи, когда авторских выделений немного, а выделений, принадлежащих цитирующему, наоборот, множество; в таких случаях оговаривается, что какие-то выделения принадлежат цитируемому автору (эти выделения помечаются), а остальные - цитирующему. Кроме этого, в таких случаях принадлежность выделений специально помечается в предисловии. Пример выделения:

Выделения, принадлежащие цитирующему, оговариваются. Комментарий дается в скобках, после комментария ставится точка, тире и инициалы комментирующего, например:

Какие знаки препинания используются при цитировании?

Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:

а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата:

Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:

Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», - писал он в «Охранной грамоте».

в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».

В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:

а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:

Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).

Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.

б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...».

в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):

Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»

Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).

После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.

Цитата всегда начинается с большой буквы?

Цитату начинают с прописной (большой) буквы в следующих случаях:

  • Когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в цитате опущены начальные слова и она открывается многоточием:

    «...Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», - писал Пастернак.
  • Когда цитата стоит после слов цитирующего (после двоеточия) и в источнике начинает предложение:

    Пастернак писал: «Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».
    Пастернак писал: «...изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». Пастернак писал, что «...о нем не приходится строить догадок».

Как можно оформить внутритекстовую библиографическую ссылку при цитировании?

Если цитируемый источник указан в библиографии или в списке литературы, в конце цитаты указывается только фамилия автора и год издания книги. Такой способ оформления позволяет экономить место. Например:

в тексте:

«Словарь революционной эпохи (историко-культурный справочник) включает в себя слова, возникшие или характерные для эпохи войны и революции» [Ожегов 2001, 411].

в списке литературы:

Ожегов 2001 - С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). - 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. - 560 с. С. 410-412.


(По материалам книги:
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.)

Интервью, фильмов, сериалов, даже из компьютерных игр - пользователи с удовольствие размещают их у себя на стенах, репостят и лайкают. В связи с этим неплохо было бы вспомнить, как правильно оформлять цитаты. Конечно, правил цитирования и оформления цитат довольно много, однако, для рядового пользователя достаточно знать основные

Выделение цитаты в тексте

Есть три способа обозначить, что данный текст является цитатой. Первый - выделение кавычками.

"Куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь" (Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера).

Второй - выделение курсовом или меньшим шрифтом (например, обычный текст набран 14-м, а цитата 12-м).

"Человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-насто­ящему проживает свою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал" (Ирвин Ялом).

И третий способ - так называемый "набор со втяжкой". То есть цитата набирается с отступами по отношению к основному тексту.

В этом случае кавычки ставить не обязательно.

Указание автора и источника цитирования

Не будем о том, как оформлять библиографическую сноску - это нам не очень нужно. А вот правильно указать имя автора и цитируемой произведение требуется часто. Итак, если указание на автора или источник идет непосредственно после цитаты, то оно заключается в скобки. Точка после кавычек не ставится, а ставится после закрывающей скобки.

"Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом" (Козьма Прутков).

При этом, если первое слово указания на источник или автора не является именем собственным, то пишется с маленькой буквы.

"Слова - наименее эффективное средство общения. Они наиболее открыты для неверных интерпретаций и чаще всего бывают поняты неверно" (из книги «Беседы с Богом» Нила Доналда Уолша).

Если же имя автора и источник указываются ниже цитаты, на следующей строке, то они пишутся без скобок и каких-либо других знаков препинания. После цитаты в таком случае ставится точка (или другой знак, как в оригинале).

Кто так часто обманывал тебя, как ты сам?

Бенджамин Франклин

Это же правило действует и по отношению к эпиграфам.

Выделения внутри цитаты

Авторские выделения, как правило, сохраняют в той форме, как они есть в источнике. Если это по каким-то причинам невозможно, то заменяют на другой тип выделения. Обычно специально не оговаривают, что это выделение автора. А вот если выделение принадлежит цитируемому, то это обязательно указывать. Для этого в скобках пишут "выделено мной" или "курсив мой" и ставят свои инициалы.

Знаки препинания при цитировании

Здесь буду предельно краток, так как эти правила оформления цитат можно найти в учебнике. Если перед цитатой идут слова цитирующего, предупреждающие, что далее будет цитата, то ставится двоеточие.

Верно заметил Э. Хемингуэй: "Мы становимся крепче там, где ломаемся".

Однако, если после цитаты (или внутри) есть слова цитирующего, вводящие цитату в текст, то ставится точка.

Точно сказал об этом Мария фон Эбнер-Эшенбах. "Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей", - писал он.

Если цитата является дополнением или частью придаточного предложения, то не ставят никаких знаков.

Брюс Ли как-то сказал, что "правда жива, следовательно, изменчива".

Если в конце фразы есть многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то их ставят перед кавычками. Точка не ставится.

Станислав Ежи Лец остроумно заметил: "Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?"

Если перед кавычками никаких знаков нет, то ставят точку. Но уже после кавычек (или после указания на автора/источник).

Джордж Бернард Шоу говорил: "Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей".

Если цитата является не самостоятельным предложением, а частью придаточного, то точка после кавычек ставится даже если перед кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак.

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что "самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...".

С какой буквы начинать цитату?

Если цитируется предложение с самого начала, то цитата, естественно, начинается с большой буквы. Если начало предложение опущено, то цитата начинается с маленькой буквы.

Дейл Карнеги отмечает: "... человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве".

Однако, если цитатой мы начинаем новое предложение, то она пишется с большой буквы независимо от того, полностью мы цитируем предложение или вырезаем есть часть.

"... Человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве", - отмечает Дейл Карнеги.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...