Обучение навыку чтения в начальной школе. Обучение чтению в начальной школе

Обучение чтению младших школьников необходимо для того, чтобы ребёнок воспринимал знания из книг и других источников. Чтение не менее важно, чем письмо или счёт. Эти навыки считаются фундаментом, на котором базируется образование.

В первую очередь чтение книг – это инструмент познания, с помощью которого человек получает знания и умения. Те ученики, которые имеют низкий навык или же низкое качество чтения, получают знания и умения гораздо медленнее, а трудности при этом возникают значительно чаще по причине того, что ребёнок не может полностью усвоить информацию, заложенную в тексте.

Практические трудности представляет и самостоятельное обучение, на которое, в основном, ориентирован процесс преподавания. Освоения знаний при работе с книгами, учебниками или другими материалами осложняется тем, что навык не позволяет извлекать и усваивать данные из текста. Невозможность уяснить суть прочитанного приводит не только к проблемам с учёбой, но и сохраняется в будущем, поскольку редко кто задаётся вопросом о переучивании ребёнка чтению.

Методика обучения младших школьников технике чтения является определяющей, поскольку в зависимости от её эффективности и действенности навык либо формируется на достаточном уровне в плане качества и усвоения материала, либо остаётся недостаточно развитым.

Для того чтобы научить первоклассников читать, необходимо исходить из особенностей психологии и восприятия мира детьми этого возраста. Психологи утверждают, что существует множество отличий между взрослым человеком и ребёнком не только в плане физиологии и зрелости мышления, но и касательно понимания всех процессов и явлений, проходящих на глазах детей. Даже процесс чтения имеет коренные отличия. Итак, маленький читатель имеет достаточно узкое поле чтения, его размер всего лишь одна буква. Для того чтобы процесс её опознавания прошёл успешно, ребёнок сразу же начинает сравнивать букву со стоящими рядом. К тому же, прочтение символа стимулирует малыша воспроизвести и звук так же. Но задача учителя состоит в том, чтобы ребёнок произносил слова по слогам, а не по звукам. Для этого первокласснику нужно прочитать ещё один символ и не забыть значение и звучание предыдущего; таким образом, отдельные буквы сливаются в группы по несколько звуков. Большинство проблем как раз и возникает при подобном процессе.

Следующей сложностью при обучении детей чтению является то, что отсутствие навыка мешает параллельному движению глаз по строчкам. В результате ребёнок очень часто теряется в тексте, даже если его объём очень невелик и состоит всего из нескольких строк. Для того чтобы вернуться к искомой строке, дети обычно прочитывают все предыдущие символы, слоги и слова.

Кроме того, дети очень часто сперва не улавливают смысла текста. Так как сам юный читатель и его учитель основное внимание уделяют именно освоению техники чтения и каждой его составляющей, то ребёнок очень часто не понимает слово, потому что не может выполнять несколько действий единовременно. Таким образом, несмотря на то, что ученик определеннее слово не только прочитал, но и произнёс вслух, сам ребёнок не осознаёт его сути. Первоклассник, в основном, узнаёт слово лишь через некоторое время после того, как оно было прочитано.

Очень часто дети также начинают угадывать слова, а не читать их. При этом исходным пунктом для догадок могут выступать как картинка, так предшествующий слог или же контекст предложения. Но это является и положительным признаком, поскольку считается прямым свидетельством того, что ребёнок начинает читать осмысленно и сознательно.

Определённые трудности для младших школьников представляет именно слияния звуков. Обычно это выглядит следующим образом – ребёнок может произнести только отдельный звук, но не может получить из него слог.

Итого, обучение первоклассников чтению — довольно непростой процесс, который дополнительно осложняется индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Учитель не всегда имеет время и возможность отыскать подход к каждому юному читателю и сделать процесс чтения понятным именно для него, но именно для этого и существуют различные методики. С помощью выбора метода обучения можно устранить сложности восприятия текста для ребёнка, и сделать его процесс познания более эффективным. В зависимости от принципа действия методики позволяют подходить к чтению с различных сторон, но любой метод требует волевой концентрации и усидчивости и от самого ребёнка.

Родителям не стоит забывать и о том, что основой для школьного обучения, как письму, так чтению и счёту, является уровень владения ребёнка речью на момент зачисления в первый класс. Соответственно, если уровень низкий, то учителю будет довольно сложно обучить такого ребёнка, особенно, если речевой навык других детей значительно выше. Для того чтобы не допустить подобной ситуации, до школы родителям рекомендуется уделять время развитию своего ребёнка. Малышу можно читать вслух яркие книжки с красивыми картинками, что будет стимулировать его интерес. Детям постарше интерес к чтению привить сложнее, ориентироваться тут необходимо уже на вкусы конкретного ребёнка. Возможно, книга про любимого героя или героиню будет являться тем, что подтолкнёт их интерес. Развивающие игры и викторины, в которых участвует ребёнок и родители, могут не только развить навыки чтения и речи малыша, но и способствовать укрепления семьи.

Методов обучения чтению в школе существует множество, и каждый педагог выбирает их в индивидуальном порядке. Учитель подбирает метод в зависимости от того, как строится программа и проходят уроки, какое число часов в неделю отдаётся на обучение; на это также влияют и некоторые другие факторы.

Первым и основным методом преподавания является именно фонетический. Данный подход имеет в основе принцип построения алфавита. То есть, лишь после того, как ребёнок накапливает первоначальную фонетическую базу (умеет произносить звуки и буквы), он учится составлять из них слог. Целые слова являются завершающим этапом данного метода. Простота и ясность фонетического подхода делает его одним из лучших методов для обучения ребёнка чтению, поскольку на момент поступления в школу большинство детей владеют не только речью, но и чтением и письмом на достаточно неплохом уровне.

Следующим методом, тесно связанным с наукой, является лингвистический. Благодаря развитию технологий словарный запас современных детей достаточно высок. Несмотря на наличие в нём изрядной доли англицизмов и заимствований из других языков. Метод предполагает построение обучения на основе наиболее часто встречающихся слов; кроме этого. Преподаватели очень часто используют и простые слова, которые пишутся именно так, как воспринимаются на слух. Таким образом, ребёнок может усвоить все нюансы соотношения и тождества межу звуком и буквой. Не смотря на кажущуюся сложность метода. Он признан одним из самых эффективных, и позволяет ребёнку научиться читать в кратчайшие сроки. Основной загвоздкой при его использовании является тот факт, обучать с его помощью можно лишь тех детей, чей словарный запас и так уже достаточно велик.

Метод, имеющий в основе использование целых слов считают достаточно непростым для ребёнка, но благодаря нему, процесс обучения становится более интересным. При этом обучение строится на том, что педагог учит детей узнавать отдельные слова, на составные части слова разбивать не нужно. После того, как юный читатель освоил около пятидесяти слов, он должен прочитать текст, в котором эти слова часто встречаются.

Данный метод действенен только в тех случаях, когда ребёнок обладает хорошей зрительной памятью. В группе таких детей процесс овладения навыком чтения идёт очень быстро, а несколько игровая форма превращает урок в развлечение для ученика. Таким образом, у детей можно развить интерес не только к чтению, но и к познанию в целом.

Выбор методики обучения маленьких детей чтению осуществляется учителем, который должен обратить внимание на множество факторов. Невозможность разбить детей на несколько мелких групп делает процесс овладения навыком затруднительным.

Несмотря на то, что существуют способы, позволяющие овладеть чтением в разы быстрее, они часто не могут быть использованы по причине того, что уровень развития детей весьма отличается.

Короткова Виктория Ивановна

учитель нач.классов ГБОУ СОШ №237

Мастер-класс по теме:

«Приёмы обучения осознанному чтению

на уроках в начальной школе»

В качестве одного из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования стандарт выделяет овладение навыком смыслового (осознанного) чтения текстов различных стилей и жанров. Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей относятся также к общеучебным универсальным учебным действиям, на усвоение которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе.

Естественно, что навык смыслового чтения формируется, прежде всего, при обучении литературному чтению. В рамках этого учебного предмета навык смыслового чтения выступает как один из предметных результатов освоения учебной дисциплины. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идёт о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.

Приведём пример. Учащимся предлагается прочитать рассказ Б.Житкова «Храбрый утёнок».

«Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.

После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

Ты хвастаешь, - сказали ему утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку. Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы».

Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (хозяйки, утят, утёнка Алёши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).

Перечислим сочетания слов, которые помогают выявить этот вид информации: каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стрекотала, перепуганные утята убегали и прятались, злая стрекоза, маленький утёнок Алёша, он стал смеяться, Алёша не испугался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алёшу.

Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной - трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Концептуальная информация - это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.

Чтобы развить у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию изложенную на страницах учебников истории и окружающего мира, можно предложить им выполнить следующее задание, формирующее умение анализировать текст и вычленять нужную информацию.

Прочитай текст и отметь знаком «+» то, о чём говорится в нём (в явном виде), знаком «++» - то, о чём говорится в неявном виде.

Утром в густом тумане затрубили трубы и два войска двинулись навстречу друг другу. Полки «ступишася и крепко бились… Во единое мгновенье ока столько тысяч погибает созданий Божих». Через несколько часов боя полки Мамая «начали одолевать»: многие «сыновья русские под конские копыта сброшены», «вельможи избыты», «стяги подсечены». В это время из дубравы выехал засадный полк Владимира Серпуховского и ударил, «яко сокол на стада гусиные». Войска Мамая и он сам «побегли», и полки его «русские мечи секут».

  1. Сражение прошло туманным утром.
  2. Сначала одерживали победу полки Мамая.
  3. Владимир Серпуховской утаился в дубраве.
  4. Битва проходила на реке Воже.
  5. На Куликовом поле остались лежать тысячи порубленных русских и татар.
  6. Полк Владимира Серпуховского ударил с новой силой.
  7. Автор любуется и гордится русскими воинами.

Учащиеся увидят, что информация о прохождении битвы на реке Воже не является ни явной, ни скрытой. В тексте её нет. Рядом с утверждением ученики не должны ставить никакого знака. Каждое утверждение необходимо обсудить, дать школьникам возможность привести аргументы, обосновывая свое мнение.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам, в частности математики.

Формирование навыка смыслового чтения при обучении младших школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Чтобы построить математическую модель задачи, ученик должен внимательно прочитать текст, вычленить в нём условие и вопрос, выявить зависимости между данными и искомыми. Однако при работе с традиционной текстовой задачей не в полной мере формируются умения, свидетельствующие о достижении рассматриваемого метапредметного результата. Кроме того, нужны особые задания для проверки сформированности данного навыка.

Приведём примеры учебных заданий по математике, работа с которыми позволяет решать не только образовательные задачи учебного предмета, но и способствует достижению метапредметного результата обучения - формированию навыка смыслового чтения.

Одним из главных критериев сформированности навыка чтения является полнота понимания текста, могут свидетельствовать следующие умения:

Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

Нахождение нужной информации в тексте, формулировка вопросов к тексту;

Интерпретация текста, сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов в подтверждение выдвинутых тезисов, формулировка выводов;

Связь информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, поиск доводов в защиту своей точки зрения.

Формированию этих умений будет способствовать, например, выполнение задания: «Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 - мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?»

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 - это не двузначное число, а трёхзначное число. Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100. Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя. При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

Приведём пример ещё одного задания для третьеклассников, которое может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000: «Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируйте к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. ответь на эти вопросы».

Александрийский маяк

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.

Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. плоская крыша нижней башни служила основанием средней части - 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.

Выполнение задания можно организовать в виде исследовательской работы.

Текст предлагается каждому школьнику. Учитель просит изучить текст и составить по нему отчёт об Александрийском маяке. Отчёты обсуждаются коллективно. Ученики дополняют и уточняют отчёты друг друга. В результате составляется общий полный отчёт, который может быть представлен в стенгазете или помещён на сайте класса. Он должен содержать данные о годе начала строительства маяка и годе, в который маяк причислили к чудесам света; общей высоте маяка; площади фундамента маяка; площади основания нижней башни; высоте нижней башни; высоте колоннады с куполом; количестве лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением; количестве веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям.

Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели относятся к общеучебным универсальным учебным действиям. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.

Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения. Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. Ему также можно учить на уроках математики. С этой целью можно предложить выполнить задание: «Прочитай текст. Представь содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответь на вопросы и выполни задания, данные после текста».

Звери-великаны

Зверь - это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных - синий кит. Его длина - 33 м, а масса - до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши - африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана - африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. эти огромные животные питаются травой и листьями.

Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.

Это задание может быть использовано в 4 классе при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы. В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного. Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца - рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.

Работа над задание способствует развитию любознательности. познавательных интересов, расширению общего кругозора. Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Это будет способствовать формированию потребности в поиске информации, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.

Полноценное чтение - это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе, и не в последнюю очередь при обучении математике.


Обучение чтению в начальной школе

Поддубная Анна Сергеевна

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

    развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

    воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

    сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

    обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;

    научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению “глазами” отдельных слов и предложений уже по “Азбуке”.

В усвоении чтения “молча”, которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение “вслух” и “молча” должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определенный порог для изучающего чтения, и он, как известно, определен. Минимальная скорость 50-60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.

Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

Особое внимание я уделяю чтению “молча”. В современных условиях чтение “про себя” приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

Еще несколько веков назад школы ориентировались только на чтение “вслух”, т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, а книга – труднодоступна, дорога; грамотные люди – редки, а умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении “молча” психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. “Молчаливое” чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения “про себя”.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении “молча” у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении “вслух” (на 20-40 слов), и только у быстро читающих “вслух” она достигала 200-250 слов в минуту.

Можно ли решить проблему овладения техникой “молчаливого” чтения в начальной школе? Овладение основами техники “молчаливого” чтения должно происходить параллельно с обучением чтению “вслух”. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению “вслух”, с которым “молчаливое” чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70 % и 30 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 % к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30 % к 70 % в пользу чтения “про себя” (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 – 95 % всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе я использую следующие упражнения:

Цель упражнений: совершенствование навыков чтения.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.

1. Вдох носом, выдох через рот;

2. Вдох, задержка дыхания, выдох;

3. Вдох, выдох по порциям.

Цель: четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных:

а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. ( )

Цель следующего упражнения – развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

1. Научись читать трудные слова

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик.)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь.)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

1. Читайте больше

3. Бросьте вызов своему пониманию

4. Распределите свое время

5. Засекайте время

6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения: увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Мнимое слово”

Цель: развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Обучение чтению в начальной школе

Изотова Юлия Викторовна,
учитель английкого языка
ГБОУ начальная школа-детский сад №682
Приморского района Санкт-Петербурга

В федеральном стандарте второго поколения зафиксированна новая государственная политика, которая требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в начальной школе.

Pазвитие языковой личности является ведущей целью обучения иностранному языку в начальной школе. Именно она способна самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Таким образом, самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на необходимости формировать самостоятельную учебную деятельность, ее целенаправленном развитии, для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.

Именно чтению принадлежит ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком. Оно является одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку. Чтение необходимо ученику не только для практического овладения иностранным языком, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как он связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного, а в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. Процесс чтения - это сложный психический и умственный процесс, тем более, когда речь идет о чтении на чужом для детей языке. Поэтому когда дети начинают изучать иностранный язык во втором классе, им так сложно овладевать навыками чтения, так как в силу физиологических особенностей у младших школьников еще только формируются познавательные процессы и восприятие начинает приобретать управляемый характер. Интеллектуальные операции, такие как сравнение, обобщение ориентировки, классификация, кодирование только начинают свое развитие в этом возрастром периоде. Происходит постепенный переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению.

Цель и задачи обучения чтению на начальном этапе.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:

· быстрое установление звукобуквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией

Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.

Уметь читать — это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

В этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как они определяют методическую организацию всей работы.

Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Его положительная роль особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новых для учащихся.

Обучение детей непосредственно самому процессу чтения на иностранном языке имеет положительную оценку. Можно отметить, что обучение чтению на иностранном языке, как форме опосредованного общения, в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка. Раннее обучение чтению на иностранном языке дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной. Очень важна воспитательная и информативная ценность раннего обучения чтению на иностранном языке, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Чтение позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения. Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. В процессе формирования навыков чтения младшим школьникам необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Становление рецептивного навыка осуществляется успешнее, если оно подкрепляется продуктивной деятельностью, поэтому рекомендуется обучать детей двум вариантам кода: письменному и печатному. К началу процесса обучения иностранному языку в начальной школе в речевой памяти учащихся, естественно, нет слухо-речемоторных образов иноязычного материала. Если обучение технике чтения начинается с самого начала изучения иностранного языка, то учащимся приходится соотносить не только звуки и буквы, но и звуко-буквенные связки со смысловым значением того, что читают. А это вызывает у них дополнительные трудности. Вот почему для их преодоления нередко проводится устный вводный курс, устное опережение, чтобы накопить необходимый и достаточный иноязычный речевой материал, сформировать слухо-речемоторные образы иноязычной устной речи.

Обучение чтению на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. А это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения. Суть устного опережения сводится к тому, что учащиеся приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз. Вместе с тем Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина по поводу устного вводного курса отмечают, что предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление характерно и для овладения чтением и на родном языке; ребенок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина указывают также на большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous.

В то же время, многие слова в английском языке читаются не по правилам и учащимся приходиться заучивать чрезмерно большое количество правил чтения и исключений из них, а также многократно повторять учебный материал. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного времени, что в конечном счете, замедляет темп чтения и не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Само чтение может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно фактически определяет отношение учащихся к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес, быть для них значимыми.

Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке. Идентичность процесса чтения на разных языках служит основанием для переноса уже имеющихся у учащихся приемов зрелого чтения на родном языке в чтение на иностранном. Одним из важнейших условий такого переноса является соответствующее отношение учащихся к чтению на иностранном языке.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:

Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон — смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. Становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного изучения английского языка в школе; вместе с тем, чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей; включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Целенаправленное использование текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке иностранного языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.

Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Литература:

    Азовкина, А. Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С.16

    Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2008.

    Лукьянчекова, Н. В. Обучение английскому языку на начальном этапе // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С.28

    Риторина, А. К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка // Начальная школа. — 1999. — № 5. — С.36

    Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения», Москва-Воронеж, 2000

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Роль уроков чтения в системе общего начального образования достаточно высока. Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат. Рассмотрим УУД по группам.

В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств.

В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 2) на анализ характеров и поступков героев; 3) на формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст.

Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке.

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению.

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.

Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование. Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно».

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет).

Знакомство с приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Поиск и выделение необходимой информации происходит на занятиях литературным чтением постоянно: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения. Перспективными для формирования общеучебных универсальных действий является выполнение творческих заданий: отбор материал в соответствии с темой, его структурирование и словесное оформление.

Общеучебные универсальные действия:

1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.

2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т.д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

4. Знаково-символические действия. Моделирование на уроках литературного чтения: составление моделей обложек, оставление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами.

Формирование логических универсальных действий:

1. Подведение под понятие.

2. Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему.

3. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.

4. Сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; сравнение героев.

Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения. Все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД.

Современные технологии обучения литературному чтению в начальной школе

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место.

В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.

Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:

    введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

    приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

    развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

Также выделяются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению:

    понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

    понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

    умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.

Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? Этот вопрос интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика.

Лучшая методика та, которой вы владеете, - писал Л.Н. Толстой, но овладеть методикой совершенствования техники чтения должен каждый учитель, несмотря на возраст и стаж своей педагогической деятельности».

Методика совершенствования техники чтения подразумевает использование современных педагогических технологий обучения литературному чтению, в которые вошли идеи многих учёных.

Рассмотрим некоторые из них.

Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);

Эффективные резервы обучения оптимальному чтению.

1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

4. Чтение перед сном. Еще в древности говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

5. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Технология развития критического мышления

Основные положения технологии развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Признаки критического мышления:

Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.

Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией).

Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

Составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки и т.д.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

Ответы на поставленные вопросы;

Организация устных и письменных круглых столов;

Организация различных видов дискуссий;

Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление - рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.
2. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов- н Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
3. Арановская, Д.Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа [Текст] / Д.Н. Арановская // Начальная школа, 2005.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2008.
5. Вольнова, Н.А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. // Практика административной работы в школе. – 2011. - №5. – С.12-13.
6. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: «Педагогика», 1974.
7. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, риторика [Текст] / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....