Падежи и все о них. Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении

В русском языке выделяют шесть основных падежей, которые мы чаще всего применяем в жизни. Кроме этого, некоторые языковеды выделяют еще около 7 дополнительных, которые редко используются, но тем не менее имеют право на существование. Какие же бывают падежи русского языка? В данной статье мы расскажем об этом подробнее.

6 основных падежей

Ниже приведены основные падежи русского языка:

  1. Именительный. Чаще всего используется, всегда в прямой форме.
  2. Родительный. Он определяет принадлежность, родство кого или чего-либо к кому или чему-либо.
  3. Дательный. Определение конечной точки действия.
  4. Винительный. Дает обозначение действию.
  5. Творительный. Обозначает метод, способ, инструмент действия и виды временной принадлежности.
  6. Предложный (смотри пример ниже).

Данные падежи русского языка являются стандартными и общепринятыми. Они служат для того, чтобы устанавливать связи слов в предложениях. Косвенными и прямыми
бывают падежи русского языка. Вопросы, характеризующие их мы приведем ниже, в виде таблицы:

Именительный

Корова / стул

Родительный

Кого/ чего?

Коровы/ стула

Дательный

Кому/ чему?

Корове/ стулу

Винительный

Кого/ что?

Корову/ стул

Творительный

Коровой/ стулом

Предложный

О ком/ о чем?

О корове/ о стуле

Падежи друг от друга отличают также их окончания.

7 дополнительных падежей

Перечисленные ниже формы применяются крайне редко и вполне заменимы основными вариантами.

1. Местный (или второй предложный). Отвечает на вопрос «где». Определяет местоположение. Например: находиться в квартире, спать в кровати и так далее.

2. Звательный. Сходный по определению с именительным падежом. Можно привести два вида примеров:

Короткие имена и слова, используемые только при обращении. Например: Кать, Оль, Наташ, пап, мам;

Устаревшие и церковные формы обращения. Например: жено, Господи, Боже.

3. Количественно-определительный. Имеет признаки родительного, но отличается от него по форме. Например: прибавить шагу (вместо "шаг").

4. Лишительный. Форма винительного падежа, используемая только лишь с отрицанием при глаголе. Например: не знать правды (не "правду").

5. Ждательный. Имеет признаки винительного и родительного падежа. Например: ждать у моря погоды.

6. Включительный или превратительный. Отвечает на вопросы "Кого/ что?" (Винительный падеж), но применяется лишь в оборотах, например: пойти в учительницы, взять в жены и так далее.

7. Счетный. Форма родительного падежа, используемая при счете. Например: два часа, три шага.

Дополнительные падежи русского языка окончания также имеют разные. Почему их не включают в список основных, до сих пор неизвестно. Многие считают, что так как данные падежи сходны по признакам с основными шестью, то и использовать их нет необходимости. Знать падежи русского языка необходимо для грамотного составления предложения как в устной, так и в письменной форме, именно поэтому их изучают в школах в обязательном порядке и даже на некоторых факультетах высших учебных заведений (университетах, институтах, академиях).

Большинство людей уже позабывало то, что проходило в школе, и сегодня с трудом вспоминает, что же называется падежами, и для чего они предназначены. Однако иногда возникает вопрос о том, какой падеж как называется, и почему ему присвоено именно такое наименование. Такая мысль может поселиться очень глубоко, став навязчивой, и не исчезнуть, пока вы не вспомните, почему какой-либо из падежей получил свое имя. И сегодня мы разберемся в данном вопросе.

Что такое падежи

Для начала, если вы забыли, мы напомним о том, что же вообще такое падежи, с какой целью они присутствуют в нашей речи и грамматике.

Падежи являются категорией частей речи, которая позволяет придать словам какую-либо семантическую либо синтаксическую роль. Именно за счет падежей мы понимаем, что в конкретном контексте может означать та или иная фраза, склоняя части речи, согласно существующим падежам.

Существует шесть падежей, которые, несмотря на прошедшие годы с момента окончания школы, пожалуй, и по сей день помнит большинство людей. Это:

  • Именительный;
  • Родительный;
  • Дательный;
  • Винительный;
  • Творительный;
  • Предложный.

Почему падежи так называются

Ниже мы предлагаем коротко уделить внимание всем существующим падежам и дать ответ на вопрос о том, почему они получили свои названия.

Для того чтобы запомнить, к какому падежу относятся те или иные слова, важно запомнить основные вопросы, на которые они отвечают. К примеру, чтобы дать ответ на вопрос, почему предложный падеж так называется, необходимо понимать, что слова, склоненные в данный падеж, отвечают на вопросы «О ком?», «О чем?» и т.д. То есть, например, «о родителях», «о компьютерах» и т.д. Получил свое название данный падеж по причине того, что слова, склоняемые в него, можно подставить к фразе «Предложение». То есть, например: «Предложение о родителях», ведь предложения могут быть о ком-либо, или о чем-либо.

Аналогичным образом присваивались названия и другим падежам в русском языке. И отследить последовательность можно очень легко. К примеру, слова, склоненные в винительный падеж, происходящий от слова «Винить», отвечают на вопросы «Кого?» и «Что?», ведь винить можно или кого-либо, или что-либо.

Аналогичным образом формируются вопросы и при склонении в другие падежи, не рассмотренные нами выше:

  • Именительный: «Кто?» и «Что?»;
  • Родительный: «Кого?» «Чего?»;
  • Дательный: «Кому?» и «Чему?»;
  • Творительный: «Кем?» и «Чем?».

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Образование

"Кого", "чего" - какой падеж? Падежи и их вопросы

5 июля 2014

Достаточно часто при выполнении того или иного морфологического разбора необходимо указывать падеж разбираемого слова. Падеж - одна из самых сложных категорий, существующая сегодня в русском языке, но ее необходимо знать, чтобы научиться разбираться в сложнейших вопросах и выполнять разборы грамотно.

Падежи в русском языке

Словоизменительная категория падежа обычно указывает на отношение существительного или прилагательного к другим словам в предложении или словосочетании, которое оно образует вместе с данными словами. На данный момент в русском языке существует только 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Ранее в русском языке существовало намного больше падежей, которые со временем упразднились, так же как и двойственное число. Отголоски данных явлений в русском языке можно наблюдать до сих пор, некоторые слова были образованы от форм звательного падежа существительных и прилагательных.

Именительный и все-все-все

Существительное в именительном падеже противопоставляется всем остальным, поскольку обладает самостоятельным грамматическим положением в языке, иногда его называют прямым падежом. Остальные 6 падежей являются косвенными, они постоянно находятся в зависимости от других слов и могут выражать различные синтаксические отношения к другим словоформам.

Определение падежей осуществляется по вопросам. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», вы можете сразу же сказать, что это родительный падеж, ведь именно он отвечает на эти вопросы. У каждого падежа есть собственные вопросы, которыми удобно пользоваться для определения положения слова в речи.

Видео по теме

Как выражаются падежи?

Определять падеж можно не только по вопросам, но и по окончаниям. Некоторые падежи обладают практически фиксированными окончаниями, которые зависят от рода, числа и склонения (для существительного). Так, для слов в женском роде, единственном числе, именительном падеже 1 склонения будут актуальными окончания «а», «я».

Если вы столкнулись с омонимией, можно попытаться определить падеж синтаксическим способом (с помощью согласуемых слов и предлогов или же по порядку слов в предложении). Используются и другие способы, например, часто применяется методика подстановки, когда вместо имеющегося слова подставляется существительное «лиса» или «Маша». Для определения падежей также рекомендуется использовать оба падежных вопроса.

Падежи и их вопросы

Каждый падеж обладает определенными вопросами. Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? что?», родительный падеж - «кого? чего?», дательный - «кому? чему?», винительный - «кого? что?», творительный - «кем? чем?», предложный - «о ком? о чем?». Данные вопросы можно использовать для определения падежей существительных и прилагательных.

Некоторые падежи также обладают дополнительными предлогами, с помощью которых можно определить, какое место слово занимает в предложении, и как именно его следует разбирать. Для определения падежей можно перед определяемым словом подставлять дополнительные конструкции, например, для родительного падежа - «нет» (нет кого? чего?), для дательного - «дать», винительного - «виню», творительного - «творю», предложного - «говорю».

Формы падежей в русском языке

Лексическое значение падежей составляется, исходя из той роли, которую они играют в предложении. Если падежная форма способна существовать только лишь при одном слове, ее именуют присловной. Если падежная форма относится сразу же ко всему предложению, ее называют детерминантной.

Детерминантная форма обычно находится в начале предложения, она не включается в словосочетания, и задает тон всему предложению. Вопрос к ней следует задавать либо от основы всего высказывания, либо от всего предложения сразу. Разглядеть ее в предложении достаточно легко, с этим обычно проблем не возникает ни у школьников, ни у студентов.

Общие лексические значения падежей

Значения падежей могут быть частными и общими, их выделение из предложения играет огромную роль для синтаксиса, с его помощью удается в дальнейшем осуществлять анализ имеющихся предложений и определять их грамматическую структуру. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», важно помнить о двух возможных значениях.

Объектное значение падежа означает то, как предмет относится к действию, которое на него направлено. При субъектном значении падежа действие совершается самим предметом, который выражает отношение к нему. Определительное значение может выразить отношение между несколькими предметами. С помощью обстоятельственного значения удается определить характеристику состояния предмета с точки зрения обстоятельственных отношений. Вне данной категории находится информативно-восполняющее значение, которое может потребовать от обоих слов в сочетании иметь одинаковые падежные формы.

Частные значения падежей: именительный

Помимо основных значений падежи способны иметь и частные, которые можно уточнить, только обладая информацией вузовского уровня. В школе учеников просят определить падеж только в его общем значении, иногда из-за этого возникают ошибки, которые разрешить не в силах даже сам преподаватель, давно забывший вузовскую программу.

Именительный падеж способен обладать центральным, объективным, предикативным, аппозитивным, определительным, информативно-восполняющим и обстоятельственным значением. Также здесь существует именительное представление, когда слово, находящееся в данном падеже, формирует тему для дальнейшего продолжения повествования.

Частные значения косвенных падежей: родительный

Слыша вопрос «Кого? Чего? - какой падеж?», мало кто сомневается в том, что это родительный. Частное значение родительного падежа подразделяется на приименное и приглагольное, семантика в данном случае достаточно ясна, первое характерно в сочетании Р. п. с именем, а второе - с глаголом.

Родительный приименный обладает частным значением принадлежности, отношения, целого, оценки качества, носителя признака, объекта. Также здесь имеется дополнительное значение субъекта состояния или действия, и наличие информативно-восполняющего значения в виде партитивного рода.

Родительный приглагольный также отвечает на вопросы «кого? чего?», какой падеж здесь, определить не составит никакого труда. Он обладает значением прямого объекта при указании на вещество или отрицание, а также значением ожидания (при соответствующих глаголах: просить, желать, добиваться и т. д.).

Частные значения косвенных падежей: дательный

Дательный падеж обладает приглагольными и приименными частными значениями. В первом случае речь идет о значении стороннего объекта, на который направлено определенное действие, указанное глаголом. Также приглагольный дательный может обладать субъектным значением в безличных предложениях, когда называет лицо, испытывающее состояние или совершающее действие.

Дательный приименный редко употребляется в современном русском языке и, по сути, повторяет лексическое значение дательного падежа прилагательного. В некоторых случаях он способен иметь определительное значение, обладающее оттенком назначения: корм рыбкам.

Частные значения косвенных падежей: винительный

Винительный приименный в современном русском языке практически не встречается, поэтому в основном используется приглагольный, означающий выражение объекта рядом с переходными глаголами, или же значение меры, пространства, времени.

Частные значения косвенных падежей: творительный

Творительный падеж чаще всего обладает приглагольным значением орудия действия, субъектным, содержания, и обстоятельственным значением. Все они так или иначе указывают на совершение действия. Информативно-восполняющее и творительно-предикативное значения достаточно близки друг к другу и употребляются с глаголами «считаться, быть, казаться» и т. д. Творительный приименный - редкость в языке, он обычно повторяет приглагольные значения.

Частные значения косвенных падежей: предложный

Предложный падеж в основном обладает приглагольными объектными и обстоятельственными значениями, которые связаны либо с состоянием, чувствами, мыслями или речью, а также местами, рядом с которыми будет происходить действие.

Предложный приименный используется редко и обладает аналогичными приглагольному значению. Чаще всего он употребляется при значениях признака предмета, качества, свойства и носит определительный характер.

Заключение

Падежи и их вопросы могут помочь определить не только форму слова, но и его положение внутри предложения, что играет важную роль при проведении морфологического и синтаксического разборов. При необходимости можно консультироваться с литературой справочного характера, которая подскажет, к какому именно падежу следует отнести то или иное слово.

Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.

Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.

Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или

Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.

  • Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
  • Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши .
  • Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
  • Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя .
  • Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой , (доволен чем?) результатом .
  • Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой ; (думаю о чем?) о защите диссертации .

Таблица падежей русского языка с вопросами:

Падежная система

Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.

  • Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже . Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
  • Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку , (где?) на шифоньере , (где?) в носу.
  • Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
  • Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
  • Отложительный. Он употребляется с предлогом из . Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
  • Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
  • Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
  • Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.

Как определять

Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.

Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:

  1. В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
  2. Задать вопрос к имени существительному.
  3. у существительного.

Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)

Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:

  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Падежные окончания

Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.

Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.

Окончания в падежах русского языка:

1 скл. Наименование Окончания в единственном числе Окончания во множественном числе
Именительный -а, -я -ы, -и
Родительный -ы, -и -, -ей
Дательный -е, -и -ам,-ям
Винительный -у, -ю -ы,-и,-ей
Творительный -ой,-ей -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
2 склонение Именительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Родительный -а,-я -, -ов,-ев,-ей
Дательный -у,-ю -ам,-ям
Винительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Творительный -ом,-ем -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
3 склонение Именительный -
Родительный -ей
Дательный -ам,-ям
Винительный -
Творительный -ами,-ями
Предложный -ах,-ях

Полезное видео

Подведем итоги

Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...