Почему советское образование считалось лучшим в мире. Советская система образования: достоинства и недостатки образования в ссср

Архиепископ Владикавказский Зосима на днях провел массовое крещение в Чечне. Обряд проводился в Наурском районе республики. Здесь воды буйного Терека уходят в степи Ставрополья.

Наурский район находится на северо -западе Чеченской республики. Эта территория стала частью России в XVI веке, после победы над Астраханским ханством. Долгое время она была населена преимущественно терскими казаками, традиционно исповедовавшими православие.

ХХ век внес в историю края свои коррективы. В 1957 году земли Терского казачьего войска стали северной частью Чечено-Ингушской АССР. В 90-х годах прошлого века, из-за известных исторических событий, русские перестали быть в этих местах доминирующим этносом. По данным на 2008 год, в Наурском районе республики число русских составило 2773 человека, чеченцев — 49 065 человек. Девяносто один процент чеченцев и пять процентов русских. Доля русских уменьшилась в семь раз.

Терек, воспетый и чеченцами, и русскими, стал Иорданом для 35 жителей Наурского и Шелковского районов республики. Более того, эта легендарная река еще раз вошла в историю Чечни. Массовое крещение в водах Терека — первое в истории этого края. Иеромонах Амвросий выразил надежду, что массовое крещение в водах Терека станет традиционным. К сожалению, эти надежды, наверняка, останутся лишь надеждами. Русское население республики неукоснительно стремится к нулю. Среди чеченцев же не наблюдается случаев принятия христианства, это звучит сейчас скорее как нонсенс.

А ведь исторически все могло сложиться совсем иначе. Тема статьи — забытое христианство исторической Чечни.

Самоназвание чеченцев и ингушей — вайнахи или нахи. Согласно местному преданию, нахи происходят от библейского Ноя. В течение III-I тысячелетия до нашей эры религия нахов имела определенную схожесть с культами хуррито — урартских государств. Самыми популярными были бога солнца, войны, любви, дождя и плодородия. До наших дней дошли некоторые имена древних чеченских богов: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух. Именами древних божеств чеченцы нарекают своих детей — как мальчиков, так и девочек. Память о древнем язычестве также хранят традиционные чеченские клятвы: "клянусь золотым солнцем", "клянусь землей", "клянусь хлебом".

В XII веке христианство дошло до вайнахских земель. Оно проникло в Чечню проникло через Грузию, во время правления царицы Тамары. Грузинская христианская миссия была также возобновлением давних грузинско-вайнахских контактов, прерванных в конце II тысячелетия.

Предки нынешних горных чеченцев часто упоминаются в древних грузинских летописях, под названием дзурдзуков. По сообщениям грузинской летописи "Жизнь Картлийских царей", "Дурдзук… был самым знаменитым среди сынов Кавкаса". Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился "на деве из рода Кавкаса дурдзуков". У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. "Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери".

Здесь, в горах Чечни он, сам дзурдзук по матери, собирает сильное войско и возвращает с его помощью престол. "И никто не оказался в силах противостоять", — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов.

Так передает летописец это: "…посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети…". Во II тысячелетии отношения между царством Картли и вайнахами ухудшаются. Грузинская сторона закрывает горные перевалы системой укреплений.

В Ассиновском ущелье сохранились три древнейших в Чечне христианских храма: Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком нашей эры. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе.

Историк М. Б. Мужухоев предположил, что грузинские зодчие строили Тхаба-Ерда на месте святилища вайнахского божества Тхаба. В XII веке возле храма были построены еще две церкви. Археологи нашли в окрестностях Тхаба — Ерда большое количество христианских крестов. Есть еще один интересный факт. Слово "крест" на чеченском звучит как "жаар". Это слово созвучно грузинскому слову "джвари", также обозначающему крест.

На территории Чечни в разное время были найдены фрагменты пергаментных рукописей. Эти пергаменты оказались списками грузинской Псалтири. Одна из таких псалтирей была обнаружена в конце XIX века. Она хранилась в храме Тхаба-Ерда. Другая была найдена в святилище Маго-Ерда, в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это — понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева). Мнение спорное, но заслуживающее внимания.

Кавказ стал одним из первых регионов Земли, который был охвачен проповедью учения Христа. Здесь раньше, чем где бы то ни было, христианство утверждается в качестве государственной религии. В 314 (или 301) году при царе Тиридате III становится христианской Армения, в 337-м – Иверия (Восточная Грузия) при царе Мириане III. После 371 г. крестится Урнайр, царь Кавказской Албании.

Власть иверских и албанских царей простиралась на склоны Большого Кавказа, где жили древние вайнахи (предки чеченцев и ингушей). Происходила там и проповедь христианства.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

О господстве христианства в тот период в вайнахских землях свидетельствуют остатки многочисленных древних христианских храмов в Ингушетии. Кроме упомянутого, это Тхаба-Ерды (лучше всех сохранившийся), Таргим, Долте и другие. Как правило, вайнахи строили христианские храмы на месте бывших языческих святилищ.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Полное же искоренение христианства (как и язычества) у вайнахов предпринял имам Шамиль в середине XIX века в целях достижения морально-политического единства своего государства в войне с Россией.

По этой же теме:

Как уживались ингуши и чеченцы с соседними народами Российской империи Чеченцы и ингуши: главные отличия Как чеченцы и ингуши воевали на Первой мировой

Министр образования и науки , что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения - «лучшего в мире». По ее словам, образование многое потеряло за последние годы, отказавшись от консервативной линии поведения. На ее призыв откликнулись учителя из Екатеринбурга. Там разработали проект, согласно которому в школы необходимо вернуть классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники. О том, насколько хорошо учили школьников во времена СССР и стоит ли нам сегодня равняться на советскую школу, рассказал сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки , историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета

«Лента.ру»: Правда ли, что советское образование было самым лучшим, как и все в СССР?

Любжин : Не заметил я этого. Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств - ни Франция, ни Англия, ни Италия - никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили.

Как же Финляндия? Говорят, что в свое время она заимствовала свои методики у нас. При этом считается, что сегодня по школьному обучению равных этой стране нет.

Я не могу согласиться, что Финляндия вне конкуренции. Это связано с особенностями местного образования, которое рассчитано не на высокие результаты отдельных индивидуумов, а на то, чтобы поднять средний уровень образованности каждого гражданина. Им это действительно удается. Во-первых, Финляндия - маленькая страна. То есть там все легче организовать. А во-вторых, в учителя там идет очень доброкачественный народ. Так что вытянуть ребят финнам удается за счет сильных преподавателей, а вовсе не за счет хорошей программы. Но при этом там серьезно проседает высшая школа.

Многие считают, что устройство советского образования уходит своими корнями в образовательную систему царской России. Много ли мы взяли оттуда?

Ровно наоборот - советское образование полный антипод имперского. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. После 1917 года вместо образовательной многоукладности стал внедряться единый тип школ.

Еще в 1870 году в книге русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» была высказана мысль, что школа должна быть единой для всех и что она должна основываться на естественных науках. Что большевики и осуществили. Наступил всеобуч.

Это плохо?

В концепцию всеобуча хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на уровне. Все, что шло дальше, - уже фикция. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами ребят. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им только мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты.

Уровень знаний недотягивал?

Главные умения выпускника высшего начального дореволюционного училища: чтение, письмо, счет. Кроме того, ребята могли нахвататься зачатков разных наук - физики, географии… Иностранных языков там не было, потому что составители программ понимали, что это будет фикция.

Подготовка выпускника советской школы была примерно такой же. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за день-два. Иностранные языки хоть и преподавались, но выпускники их практически не знали. Одна из вечных печалей советской школы - то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой.

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?

Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы - это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика - единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.

Можно ли сказать, что имперское дореволюционное образование соответствовало международным нормам?

Мы были интегрированы в мировую систему образования. Выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было очень много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Это еще и фактор национального богатства. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле.

А сегодня?

По уровню образования, по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире. Но «отставание» было и во время СССР. Историк отмечает, что в отличие от других стран советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев. Она уступала не только академическим кругам, но и любым, где было нужно высшее образование. В отличие от Запада, где странами управляли выпускники лучших университетов. А после распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Если ученику не интересно, поскольку предметы преподавались поверхностно и ради галочки - нужно какое-то социальное давление, чтобы дети все же учились. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума. А потом давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела со второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети могли совершенно спокойно ничего не учить. То есть образование не гарантирует карьеры. В других странах такого практически нет.

У меня, как у мамы четвероклассницы, складывается ощущение, что сегодня по сравнению с советским периодом в школе вообще не учат. Ребенок приходит домой после занятий - и начинается «вторая смена». Не просто домашнее задание делаем, а изучаем материал, который вроде бы должны усвоить на уроке. У знакомых та же картина. Неужели программа настолько усложнилась?

Просто школа перешла от нормального обучения к контролирующему. В 1990-е годы это был вынужденный шаг со стороны педагогического сообщества. Тогда учителей оставили в полной нищете. И метод «не учить, но спрашивать» для них стал единственным способом гарантированного заработка. За репетиторскими услугами своего ученика отправляли к коллеге. А тот соответственно поступал так же. Но когда в той же Москве преподавательские зарплаты выросли, учителя уже не смогли и не захотели избавиться от этой методики. По-видимому, вернуть их к прежним принципам образования уже и не получится.

Я по опыту своего племянника вижу, что его в школе ничему не учат и ничему не научили, но аккуратно про все спрашивают. В школах распространено репетиторство с пятого класса, чего не было в советской школе. Поэтому, когда проверяют школу и говорят: результаты хорошие, то верить этому особо нельзя. У нас уже в принципе нельзя вычленить школьную и репетиторскую работу.

После распада СССР в России едва ли не каждый год идут реформы по улучшению образования. Неужели никаких положительных сдвигов не случилось?

Копья ломались вокруг важных вопросов, но второго порядка. Система проверки знаний очень важна. Но гораздо важнее - программа и набор предметов для изучения. А мы сейчас думаем над тем, что ужесточение экзаменов может улучшить обучение. Никоим образом. В результате у сложного ЕГЭ есть только два пути: либо мы должны снизить планку, чтобы практически все смогли получить аттестат. Либо экзамен просто превратится в фикцию. То есть мы опять возвращаемся к концепции всеобуча - чтобы исключительно все смогли получить среднее образование. А так ли уж оно необходимо для всех? Среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40 процентов населения. Ориентиром для меня служит императорская школа. Если мы хотим охватить «знаниями» всех - уровень обучения, естественно, будет низким.

Почему тогда в мире необходимость всеобщего среднего образования не только не подвергается сомнению, но даже появился новый тренд - всеобщее высшее для всех?

Это уже издержки демократии. Если мы простые вещи назовем высшим образованием - почему бы и нет? Можно дворника назвать менеджером по клинингу, сделать его оператором сверхсложной метлы на колесиках. Но скорее всего не будет разницы - проучится он где-то пять лет или сразу на месте начнет учиться обращаться с пультом этой метлы. Формально Институт стран Азии и Африки и Урюпинский сталелитейный университет дают одни и те же права. И тот и другой предоставляет корочки о высшем образовании. Но реально на некоторые работы одного выпускника возьмут, а другого - нет.

Родителям что делать, если они хотят нормально выучить ребенка? Куда бежать, какую школу искать?

Нужно понять, что нет сейчас сегрегации школ по программам. Сегрегация существует по тому, что в школе есть - бассейн или лошадь. У нас есть 100 лучших школ, которые всегда на первых местах в образовательных рейтингах. Сегодня они замещают собой отсутствующую систему среднего образования, поскольку доказывают на олимпиадах свое преимущество. Но нужно понимать, что учиться там непросто. Туда как раз всех не берут. Я не думаю, что с сегодняшней образовательной системой в России можно что-то сделать. Сегодня российское образование - это больной, нуждающийся в очень тяжелой операции. Но на самом деле его состояние столь фатально, что никаких вмешательств он просто не перенесет.

Потому что вот так, без дураков, сформированное утверждение вызывает слепую ярость у русофобов, раздражение у критиков советского периода и удовлетворение у его почитателей. Чтобы избежать кривотолков я сразу заявлю, что я почитатель. Поэтому в части системы советского образования я не отрицаю его из-за того, что в советском периоде имели место политические репрессии. Как минимум такое отрицание глупо. Но чтобы не уподобляться русофобам и не ссылаться на мнение некой цивилизованной части человечества, попробую обосновать своё утверждение доступными мне, дилетанту в данной области, способами.

Для этого поставлю вопросы: что такое образование и что такое система образования, каковы их структура и цели, каковы их доступность и результаты.

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. Получить образование возможно путём самообразования или путём использования государственной системы образования. Касаемо меня надо признать, что я сторонник разумного симбиоза этих путей.
Государственная система образования включает в себя системы дошкольного образования, начального школьного, основное общее образование (или нижний уровень вторичного (среднего) образования), среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня (верхний уровень вторичного (среднего) образования),начальное профессиональное образование на базе полной средней школы,среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров) или третичное образование и, наконец,послевузовское образование — аспирантура, докторантура.

Самую неинтересную часть завершили. Дополню только, что бакалавры, специалисты, магистры как и тестовые результаты проверки полученных знаний взяты из сегодняшней системы, слизанной с западных образцов и как раз подчёркивающих проигрышные позиции по сравнению с советской системой.

Какая первая отличительная черта советского образования? Его обязательность. За отказ от получения образования было реально попасть под политические репрессии. До этого было известно только добровольное образование.
Из первой отличительной черты органически вытекала вторая, самая важная для рядового обывателя - доступность образования на всех его ступенях. Мало того, получение высшего образования поощрялось законодательно, посредством выплат стипендий и, даже, с элементом рыночным, когда студент дополнительно финансировался за свёт предприятия, заинтересованного в нём.

Затраты, вложенные в него, студент обязан был возместить работой по приобретённой специальности для чего он распределялся на предприятия соответствующегого его образованию профиля. Это распределение для либеральствующих русофобов является красной тряпкой для быка. Как же так? Ущемлена свобода выбора! Вот ведь какая халявная суть либерала - бесплатно образовываться это айс, а отработать - не айс. Гнило.

Наконец послевузовское образовние, аспирантура и докторантура. Так же оплачиваемое. Так же обеспеченное рабочим местом и проверенное независимой высококвалифицированной некоррумпированной системой.

Что было целью советского образования? Слушайте экс-министра образования РФ Фурсенко: "Нам не нужна творческая личность, нам нужен грамотный потребитель".

Эти его слова в первую очередь оценивают советское образование как образование удачное, гармоничное, сумевшее создать творческую личность.
Опередил его с блестящей оценкой советского образования президент США Эйзенхауэр, которую он дал ему по результатам отставания США от СССР в космической области. Он не стал глупо считать количество советских и американских нобелевских лауреатов, оставив это несуразное занятие русофобам от либерализма, а заявил о необходимости перенимать советский опыт.
Да оно как-то стрёмно выглядит это субъективное мнение. Вот Горький у нас не лауреат только номинант, а Бродский - лауреат. Василий Аксёнов писал, что Иосиф Бродский — «вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться «в верное время в верном месте».

Но оставим это. Давайте лучше поговорим о функциональной грамотности школьников. Какова она в России мы видели в знаменитом интервью Жирковой. А какова же она у флагмана западного мира - США?

20% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 17% верят, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день (The Week, 7 января 2005). Лишь 13% молодых американцев, способных служить в армии, смогли найти на карте Ирак, а 83% не обнаружили Афганистан, где войска США находятся с октября 2001г. При этом только 89% американцев знают, где находится их страна. Вообще, 55% американцев патриотично считают, что США расположены в самом центре Земли. А Рональд Рейган, вернувшись из поездки по Латинской Америке, заявил: \"Соотечественники, вы будете не только удивлены, но и поражены узнав, что Латинская Америка - это не одна страна, а несколько\".

Печально, но не смертельно. В США к образованию другой подход. Он основан на скупке мозгов. Национальная Академия Наук США\National Academy of Sciences обращает внимание на обескураживающую статистику: на средства, необходимые компании в США, чтобы нанять одного инженера, возможно нанять пять инженеров в Китае и 11 инженеров в Индии. В 2004 году в США было подготовлено около 70 тыс. инженеров, в Китае - 600 тыс., в Индии - 350 тыс.

Только и здесь надо обратить внимание на то, что иностранные заявки в аспирантуры США сократились на 28%. В США число китайцев-выпускников аспирантур упало на 56%, индусов - на 51%, южных корейцев - на 28% (New York Times, 21 декабря 2004).

На этом фоне доступное бесплатное советское образование выглядит маяком, указывающим верный курс. Давно нет СССР, но его система образования и по сей день благотворно влияет на положение России в мировой табели о рангах образования. Доля лиц с третичным образованием (все уровни) в населении страны в возрасте 25-64 года (данные 2005 г.) в России составляет 55%. У ближайших в этом показателе соседей Канады и Израиля имеется по 46%. Надеюсь и российского образования достаточно для того, чтобы понять - 25-64 года это самый кондовый советский период получения знаний?

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...