«Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры. Доклад на тему: «Некоторые приемы и методы работы с юными музыкантами при подготовке к концертному выступлению
Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шадрин А.Н.
Преподаватель МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганск
Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.
Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте закладывается основа для умения и желания учиться. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Правильно организовать учебную деятельность на каждом этапе познания - важнейшая задача каждого педагога. Только деятельность ребенка способствует его самоопределению, самовыражению и саморазвитию. Если ребенок не обретет в этот период уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в будущем будет намного сложнее.
В соответствии с образовательной программой ДШИ на 2015 – 2016 г. главной целью моей педагогической деятельности является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в полихудожественном пространстве образовательного процесса.
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.
Цель моей работы - показать влияние конкурсной деятельности учащихся младшего школьного возраста на мотивацию к обучению в учреждениях дополнительного образования.
Данная цель обусловила необходимость решения поставленных задач:
Рассмотреть понятие «мотивация обучения», какие мотивы включает в себя период младшего школьного возраста;
Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;
Выявить главные аспекты конкурсной деятельности обучающихся младшего школьного возраста как способа мотивации к обучению.
Мотивация – общее определение для методов, процессов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой в младшем школьном возрасте, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей в этот возрастной период является мотивация к достижению успеха. Важным моментом является волевая регуляция поведения детей младшего школьного возраста, позволяющая добиваться поставленной цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда учащийся может управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели.
Я считаю, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для начала конкурсной деятельности учащихся. Именно в этот период основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:
Учитывать возрастные особенности и физические возможности учащихся;
Совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;
Применять методы поощрения;
Проводить совместный анализ выполненной работы;
Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.
Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в ДШИ. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.
Конкурсная деятельность способствует:
Раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;
Выявлению наиболее талантливых детей;
Обогощению художественного репертуара;
Развитию мотивации к познанию и углублению музыкального опыта;
Укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;
Развитию мотивации к дальнейшей самореализации;
Повышению самооценки у учащихся;
Рождает интерес к публичным выступлениям.
Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым. Таким образом, мотивация участия в конкурсах с младшего школьного возраста, воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.
Опыт организации конкурсной деятельности детей младшего школьного возраста, показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить ребенка, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные знания и научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. Дети младшего школьного возраста наиболее психологически устойчивы. В связи с этим они менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.
В моем классе обучаются дети младшего школьного возраста: Гатиятова Снежана и Талыбов Омар. Не смотря на то, что дети учатся в первом классе в ДШИ, участвуют в конкурсах исполнительского мастерства различных уровней, награждены грамотами участников, дипломами лауреатов и призами. Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, дети получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.
Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Я веду активную концертную и конкурсную деятельность. Считаю, что насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на их творческое развитие. Главной особенностью учащихся младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.
Список используемой литературы:
- Немов, Р.С. Психология образования / 4 - е издание – М.: Гуманит. Изд. центр
ВЛАДОС,2000
- Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
- Вопросы музыкальной педагогики, вып.3 – М.: Музыка 1971
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»
Методическое сообщение на тему:
Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано
Подготовила:Костина Светлана Валерьевна
педагог дополнительного образования
в области музыкального искусства
г.Железногорск 2016
Содержание
1. Введение 2. Мотивы обучения 3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников 4. Условия формирования мотивации обучения в классе фортепиано 5. Концертная деятельность 6. Заключение 7. Список литературы
Концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано
1. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей. Изменяются взгляды на десятилетиями существовавшие положения вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. (слайд3) Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения, Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет (слайд4) : «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть каждому свою дорогу к музыке». (слайд5)
Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. (слайд 6)
В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность даёт качественные результаты. (слайд7)
Однако, в литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке». (Слайд8)
Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.
Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске путей и средств формирования и повышения мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано. (слайд 9)
2. МОТИВ - это то, что побуждает человека к действию. Мотивам учения посвящён ряд исследований в отечественной педагогике и психологии – С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. По их мнению, учение, практическая деятельность учащихся побуждаются не одним, а множеством мотивов. (слайд 10)
Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с проблемой мотивации: В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.
Первая группа – мотивы, в основе которых лежат общественные цели, чувство долга перед родителями, учителями, товарищами. Большое значение при воспитании этих мотивов играет семья.
Вторая группа – мотивы, имеющие источником стремление к личному успеху. Психологической основой этих мотивов выступает чувство собственного достоинства, радости за успех при завершении деятельности. Формой отчётности при завершении работы над музыкальным произведением является академический концерт, где в полной мере может проявиться эта группа мотивов. Кроме этого почти каждый ребёнок привлекается к концертной деятельности разных уровней – это праздничные и классные концерты, вечера для родителей; а для детей, достигших больших успехов в исполнительской деятельности, – различные конкурсы.
Третья группа – мотивы, проистекающие из познавательных потребностей, стремления к новому, неизвестному. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, которая в полной мере может реализоваться в процессе обучения игре на фортепиано.
Большое значение имеет внутренняя мотивация. (слайд 11) Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учащихся. Для этого учитель на начальном этапе работы старается сделать предстоящую деятельность привлекательной для учеников, чтобы каждый из них сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. (слайд12) Начиная занятия с самыми маленькими учениками, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. (слайд13)
Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всё-таки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой.
3. (слайд14) Формирование мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано обеспечивается педагогическими принципами активизации учебно-познавательной деятельности, диалогической направленности и безотметочного оценивания.
Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который придёт ему на помощь». (слайд15) Интерес-это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес у ребенка возможно применив игровые формы, поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников. (слайд16) В авторской программе Е. В. Козыревой, посвященной формированию положительной мотивации, описан интересный игровой метод с применением игрушек. Для решения проблемы, связанной с воспитанием навыка самостоятельности детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов возможно использование игрушек. Ребенок, озвучивая каждого «из учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно. При неудачном исполнении желание ребенка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке также не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребенок, а персонаж, которого ребенок сам определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценки, ребенок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии. Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий, воспитать осознанный подход к пониманию поставленной задачи, с одной стороны, и стимулировать развитие произвольных процессов и рефлексии как профессиональных качеств - с другой. (слайд17) Так происходит переход от игровой деятельности к учебной, с её возрастающей ролью. Творческие задания также способствуют формированию внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся музыке. (слайд18) Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С.Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребёнка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. (слайд 19)
Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом « Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» лёгкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. (слайд20)
Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Именно благодаря исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.
Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический характер и обеспечивается принципом диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося. (слайд 21) Очень важно с первых занятий суметь завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося. В звене « Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются его коммуникативные и организаторские способности.
Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной, лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали и т. д. При этом надо помнить что урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово- экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Каждый ученик, изучающий какой – либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс тесно связан с воспитательным.
4. Условием формирования мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано является использование методов проблемно-развивающего обучения, групповой и коллективной учебной деятельности. Важным условием формирования положительной мотивации к обучению игре на фортепиано является подбор исполняемого репертуара. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой-либо пьесы целесообразно неоднократно проиграть музыкальное произведение, рассказать о композиторе и вместе с ребёнком пофантазировать, представить подходящие образы. Больше сказки, больше фантазии. Не уставая будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны, прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию, яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными. (слайд 22) Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано ансамблевое музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. (слайд 23) Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость общения, являясь стимулом для дальнейшего развития ребёнка.
5. Все выше перечисленные принципы и условия формирования мотивации младших школьников в классе фортепиано успешно реализуются в такой форме как концертная деятельность . (слайд 24)
Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.
(слайд 25)
Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят.
Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту.
(слайд 26)
В течение учебного года большинство обучающихся на музыкальном отделении нашей школы и обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными.
(слайд 27, 28)
«Посвящение в музыканты», « День музыки», «Концерт для Деда Мороза», «Концерт для будущих первоклассников», «Концерт ансамблевой игры» и другие - это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Это их очень увлекает.
(слайд 29, 30)
Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники - это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.
6. (слайд 31) Привлечение детей к активной концертной деятельности – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.
Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода. Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.
Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Ярославль, 2005.
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –С-Петербург, 2006.
Маслоу А. Мотивация и личность.-Москва, 2004.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка, 1982.
Ниязов О методике работы с детьми.-С-Петербург, 2001.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. –М.: Просвещение, 1979.
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.
Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. – Начальная школа.- Вып. № 2, 2007.
«Концертная деятельность коллектива как фактор повышения мотивации к обучению» (из опыта работы).
Ансамблевое или хоровое исполнение помогает развитию слуха, ритма и приобщает ребёнка к музыкальной деятельности во всех её направлениях, что приводит к развитию гармонической личности. Побуждение к действию или мотивация, её формирование проходит во время занятий ансамблевой или хоровой деятельностью. В первую очередь, необходима установка в коллективной работе: настройка голоса для взятия высоких нот, прослушивание вступления той или иной песни ансамблем, настрой на победу, установка на запоминание песенного репертуара. Важную роль так же играет - интерес , который помогает добиться определённых успехов и музыкальный руководитель способен у ребёнка вызвать интерес к музыкальной деятельности. Рядом с интересом стоит желание , например, ребёнок мечтает стать педагогом или певцом, артистом и так далее, и стремится к достижению этих целей. У дошкольников (не всех) проявляется яркое влечение к музыке и задача педагога повести ребёнка в правильном направлении. Немаловажно отметить познавательную мотивацию , если она не будет сформирована у ребёнка, то это приведёт к дальнейшему не развитию песенных способностей. Я считаю, что любой ребёнок способен к творческим проявлениям. Необходимо, помочь ребёнку проявить творческие способности.
Происходит духовное обогащение. Несомненно, пение положительно влияет и на физическое развитие. Что важно в работе над хоровым произведением? Это создание художественного образа. Если образ правильно найден, то дети самостоятельно находят правильное звучание, что приводит к гармоничному исполнению. Чувства и восприятие мира раскрываются у ребёнка при разучивании музыкального произведения.
Педагог всегда обращает внимание детей на красоту звука, рассказывает о связи с народными истоками, литературой, историей…
Занятия помогают, уже не раз писала, развитию речи, а так же развитию артистизма, развитию сценической выдержки. Плюс коллективного исполнения проявляется в поведении, умении общаться, слушать и слышать друг друга. Музыкальный руководитель должен иметь соответствующие, профессиональное музыкальное образование. Внешность, манеры общения, всё это рисует некий идеал в глазах ребёнка, которому педагог должен соответствовать.
Педагог может и должен заинтересовать ребёнка настоящей музыкой.
Подход к выбору репертуара трудоёмкий процесс, для каждого занятия педагог рассматривает и решает совместно с коллективом новые задачи, погружается в детский мир, передаёт знания. Для детей ансамблевое исполнение является радостью, общением. Дети понимают, что каждый участник является неотъемлемой частью в едином большом организме – коллективе, и так же ответственен за творчество и качество в ансамбле или хоре.
Принципы работы педагога в детском коллективе.
1.Позитивная атмосфера, которая помогает проявлять взаимопомощь, чувство товарищества, сплочённости. Дружественная атмосфера приводит к хорошим результатам.
2.Всеобщие развитие коллектива. Разучивание того или иного произведения, понимание и воспроизведение. Похвала педагога, одобрение, переживания перед праздниками, концертами, радость от успешного выступления.
3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку . Развитие личности. Дети в дошкольных учреждениях имеют разные музыкальные способности и поэтому важно проявить дифференцированный подход, детям с отличными музыкальными способностями я рекомендую поступление в музыкальную школу. Каждый год приглашаю с отчётными концертами воспитанников ДМШ, педагоги музыкальной школы проводят диагностику детей; беседую с родителями о дальнейшем творческом развитии детей; по данным мониторинга 40% наших выпускников получают образование в различных творческих коллективах. Но есть и дети с не столь развитыми музыкальными способностями и работа движется с ними медленней, поэтому пристальное внимание я уделяю на подбор репертуара. Главное, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, иметь право на индивидуальность. В детском саду все дети разного возраста развиваются как в личностном, так и творческом направлении.
Задачи преподавателя коллектива.
1. Развивать чувство уверенности в себе и своих силах.
2 .Способствовать развитию ответственности и сопереживания за деятельность коллектива.
3. Формировать коммуникативность.
Формы работы в творческом коллективе .
Ансамблевое исполнение в детском саду одно из самых распространённых и видов музыкальной деятельности дошкольников, где заключены союз музыки и слова, гармония в звучании. Процесс соединения ансамбля в единый организм, умение слышать и слушать, вот залог успеха коллектива. Работа, проводимая индивидуально, помогает больше внимания уделить не получающимся отдельным музыкальным моментам. Работа с пением по одному, дуэтами, трио, квартетами и т.д. обостряет внимание, ответственность, старание и позволяет другим детям коллектива оценить звучание. Осторожно нужно относиться к «звёздной болезни», педагог тонко прослеживает все процессы.
Работа с родителями. Успех творческого коллектива также зависит от союза семьи, детей и музыкального руководителя. Помощь родителей важна для работы ансамбля. В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Поэтому провожу собрания, отчётные концерты, мониторинги, анкетирования, беседы с родителями, вовлечение их в творческий процесс.
Совместная подготовка костюмов, атрибутов, украшение зала для определённого тематического концерта, общение переживания и победы
всё это положительно влияет, на выступления дошкольников, активизирует нравственно – духовные аспекты, ведь для родителей и детей совместная деятельность сплачивает семью, а так же помогает раскрыть способности узнать что – то интересное для духовного обогащения.
Концертная деятельность. Ансамблевое или хоровое исполнение - важная и значимая часть работы для творческого коллектива. Дети постоянно выступают на праздниках, развлечениях, любят, когда в гости приходят другие коллективы и с удовольствием показывают своё творческое мастерство, особое место занимают конкурсы, дети очень стараются и переживают друг за друга. Я без пафоса скажу, что мы – дружная, большая семья. Приведу недавний случай. Необходимо было выступать, а ребёнок заболел, я не думала, что искренне будут переживать все, сопереживать, но всё закончилось благополучно. Дети ждут выступлений, оценивают работу, смотрят и сравнивают творчество других коллективов, подводят итоги.
Выводы. Концертная активность в дошкольном образовательном учреждении, является аспектом повышения мотивации к развитию музыкальных данных, творческой инициативности и выступает в роли развития нравственных качеств ребёнка. Психология рассматривает два вида мотивации, внешняя и внутренняя . Внешняя – апробация педагога, родителей и внутренняя – необходимость в творчестве. Важным фактором является перерастание внешней мотивации во внутреннюю, что приводит к вовлечённости и пониманию целей музыкального руководителя и к пению. Положительная мотивация так же формируется в позитивных взаимоотношениях между детьми в коллективе, в умении музыкального руководителя увлечь и грамотно преподнести материал, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Активизации мотивации для благотворной работы коллектива помогают: творческая атмосфера, дифференцированный подход. Положительный результат будет в том случае, если пение вызывает у воспитанников эмоции, а взаимодействия с педагогом будут доверительными, что приведёт к личностно – нравственному росту детей.
Попова Ольга Георгиевна
Концертные и конкурсные выступления
Отличие концертного и конкурсного выступлений
Музыкальный конкурс - это возможность доказать свои профессиональные возможности. Главная цель конкурса – доказать своё личное преимущество перед соперником. Добиться преимущества, присуждаемого жюри. Система оценок жюри не допускает поблажек и учета физического, психического состояния конкурсанта, его технических ошибок. На конкурсе исполнитель испытывает наивысшую степень нервного напряжения.
В концертной деятельности нет элемента сравнения. Каждый участник, независимо от качества выступления может рассчитывать на симпатию слушателей, которая вызвана теми или иными его качествами: смелостью, виртуозностью. Главный критерий концерта – реакция слушателей, отсутствие очень высокого уровня ответственности и максимального напряжения, в сравнении с конкурсом.
Подготовки к конкурсному выступлению
Выступление - результат напряженного творческого труда ученика и преподавателя, который является для них ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих будущего музыканта.
Необходимо воспитывать ученика - «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а также быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике. Удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.
Любой конкурс – это напряженная работа команды: ученика и преподавателя.
Задача любого преподавателя:
Правильно построить работу;
Грамотно подобрать репертуар;
Выучить программу;
Социальный подход в работе над программой (форма, гармонические и ритмические особенности и т.д.);
Работать частями, прорабатывая в медленном темпе;
Собирать части воедино и увеличивать темп, трудные места отрабатывать;
Многократное проигрывание;
Найти взаимопонимание, быть на одной эмоциональной «волне» - это и есть составляющие успеха, победы на конкурсах.
Как известно, статус музыкальных конкурсов бывает разным:
Классный;
Школьный;
Городской;
Региональный;
Конкурс – фестиваль;
Всероссийский;
Международный.
Каждый преподаватель заинтересован, чтобы его ученики на сцене играли как можно лучше.
Подготовки к концертному выступлению
Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.
Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.
Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности:
Потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе;
Потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой,
Потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.
Урок - как основная форма по подготовке учащегося к концертному выступлению.
Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух индивидуальностей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся перспективные планы и т. п.
Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:
1) взаимный творческий поиск , выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией сочинения, его образностью, необходимым характером звучания, решением той или иной технологической задачи;
2) прослушивание с последующей корректировкой;
3) создание исполнительского образа , когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния и приобретают некий эталонный характер, помогающий понять суть исполнительской задачи;
4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или конкретного приёма;
5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение ,
6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей,
7) самостоятельная работа ученика под руководством преподавателя,
8) коллективные занятия.
Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.
Большую роль играет благоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, сказанные им несколько слов о готовности ученика, его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению.
Наиболее ответственные звенья концертного выступления
- Итоговая репетиция
- Психологический настрой перед выступлением
- Выход и уход со сцены
- Начало выступления
- Сосредоточенность и непрерывная, неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа произведения
Причины эстрадного волнения
- Непривычная обстановка;
- Несоответствие произведения музыкальным и техническим возможностям ученика;
- Неуверенность, обусловленная тем, что ученик работал над произведением автоматически, бессознательно;
- Текст не изучен хорошо «на память»;
- Повышенная самооценка, излишки внимания к своей личности;
- Слабая нервная система, болезненность.
Каким образом их можно избежать?
- Сознательное и уверенное овладение музыкального произведения;
- Ясное представление о произведении, как о едином целом, как о естественном развитии музыкальной мысли;
- Сознательное овладение технически слаженными эпизодами;
- Активное, сознательное освоение музыкального произведения наизусть;
- Необходимо установить целесообразные отношения между сознанием и автоматизмом, что зависит от степени сложности нотного текста;
- Тренировки перед публикой, которые обеспечивают смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность;
- Поддержание организма в хорошей физической форме (витамины, питание, навыки самовнушения, сон, отдых).
Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта
Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.
Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельность – большое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности.
Качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям. Психологическая подготовка, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.