Коллективные работы по продуктивной деятельности в доу. Всероссийский интерактивный образовательный портал "аксиома"
Введение 3
Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте 4
Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника 6
Способы организации продуктивной деятельности ДОУ 11
Заключение 17
Список литературы 18
Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
Олицетворение плана продуктивной работы происходит с помощью разных изобразительных средств. Осваивая данную деятельность, ребенок обучается выделять в настоящем предмете те стороны, которые могут быть отражены в каком-нибудь ее виде. Следовательно, качества и показатели изображаемых вещей считаются опорными точками ребенка в познании реальности.
Продуктивная работа в дошкольном учреждении отвечает нуждам и интересам дошкольников и вмести с этим владеет широкими полномочиями для высоконравственного, умственного и эстетического воспитания детей.
Цель работы — изучить содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников.
Задачи работы
1. Изучить развитие продуктивных видов деятельности дошкольников,
2. Определить степень влияния продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника,
3. Рассмотреть способы организации продуктивной деятельности дошкольника.
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильина М.Н., Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты, Санкт-Петербург, Дельта, 2011
2. Инновационные процессы в дошкольном и начальном школьном образовании., Материалы международного семинара, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2014
3. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М., Педагогическое общество России, 2011
4. Мещенко Н.Н. Управление дошкольным образованием -СПб., 2005.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2010
6. Шакуров Р.Х. Социально -психологические проблемы руководства педагогическим коллективом -М., 2012.
7. Шиф Ж.И., Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе, М., Педагогика, 1972
8. Харламов И.Ф. Педагогика, М., 2013
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Выделяют следующие методы:
- - Информационно - рецептивный, направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации;
- - Репродуктивный, направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны;
- - Эвристический, направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности, педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения);
- - Исследовательский - самостоятельное решение целостной задачи детьми.
Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов, основные из которых наглядные, словесные и игровые.
Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:
Наглядные приёмы
Наблюдение
В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.
Требования к наблюдению
- 1. Целенаправленность (особенности объекта)
- 2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
- 3. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
- 4. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
- 5. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
- 6. Учёт возрастных особенностей детей.
Обследование
Целенаправленное аналитико - синтетическое восприятие объекта осязательно - двигательным и зрительным путём.
У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.
Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.
Вычленение внешних изобразительных признаков
Обследование можно разделить на 3 этапа
1 этап - целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок - самый выразительный признак "пушистый"
Цель: вызвать желание изобразить.
2 этап - аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.
Порядок выделения (соответствует с последовательностью изображения)
- 1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
- 2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
- 3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета)
- 4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
- 5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
- 6. Обращают внимание на детали
При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.
3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.
Обследование в разных видах изобразительной деятельности
Аппликация
- - обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)
- - обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка - прямая)
Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.
Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы
1. Выделение общей формы если предмет целостный.
Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.
- 2. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
- 3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
- 4. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
- 5. Определение положения этих частей по отношению к основной
- 6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей - клюв, ушки)
Движение пальцев при обследовании - соответствуют движению пальцев при лепке.
Схема лепки при данном обследовании
- (круглой формы)
- 1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
- 2. Лепка формы специфической
- 3. Лепка основных рельефных особенностей предмета
- 4. Дополнительные детали (веточки, листочки)
Схема лепки - при данном обследовании
- (сложной расчленённой формы)
- 1. Лепка подставки
- 2. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
- 3. Лепка других крупных частей обобщённой формы
- 4. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
- 5. Соединение крупных частей в одно целое.
- 6. Лепка мелких деталей предмета
- 7. Обработка поверхностей
Зависимость обследования от способа изображения.
Изображение с натуры
Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях
Изображение по представлению
Важно, чтобы дети смогли "увидеть" не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)
Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ "живым" выразительным не статичным.
Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.
Рассматривание
Картин и книжных иллюстраций (широко используемый метод).
Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.
Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.
Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений
Образец
Образец - это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.
Нельзя злоупотреблять этим приёмом - дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.
Результат - однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.
Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.
При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.
Показ
Показ - публичная демонстрация одного из вариантов изображения.
Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.
Показ может быть:
- 1. Полный показ
- 2. Частичный показ
- 3. Общий показ (для всех детей сразу)
- 4. Индивидуальный показ
- 5. Показ педагога
- 6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
- 7. Показ способа действий ребёнком.
Словесные приёмы
Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.
- - максимальное стимулирование детской активности
- - используется в первой части работы и после завершения
- 2. Пояснение
Пояснение - способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.
Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом - дать ребёнку самостоятельно найти решение.
4. Напоминание
Напоминание - короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.
5. Поощрение
Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.
Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами - можно воспитать закомплексованного, неудачника.
6. Художественное слово
Художественное слово - вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.
Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.
Игровые приёмы
Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.
Признаки игровых приёмов
- 1. Игровая задача - цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
- 2. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
- 3. Игровые действия (дети фотографы - рисуют фотографии, дарят Петрушке)
Игровые действия бывают:
- 1. Моторные (практические)
- 2. Имитирующие действие (машут рукой - как крылом..)
- 3. Изобразительными (рисунок в воздухе - снегопад)
- 4. Звукоподражанием
Игровые приёмы - это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Виды изобразительной деятельности
- 1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)
- - подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового и др.)
- - участие процессов памяти
- - рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события, книги, телевидение, мультфильмы, наблюдения). Такой вид наиболее естественен для дошкольников.
- - изображения по литературным, музыкальным произведениям
- - изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
- - изображения на свободную тему с ограниченной тематикой ("моя любимая игрушка", "Все работы хороши - выбирай на вкус"
- 2. Изобразительная деятельность по памяти
Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года
- - процесс воспроизведения на бумаге какого - либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
- - развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)
Последовательность действий.
- 1 этап - наблюдение - целостное эмоциональное восприятие. Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже - такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.
- 2 этап - выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)
- 3 этап - вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.
- 4 этап - После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.
- 3. Изображение с натуры.
- - изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
- - задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
- - начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
- - устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
- - натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
- - воспитатель говорит: "Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа - столько рисуем справа…")
- - можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.
Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности
- (рисование, лепка, аппликация)
- - Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности
- 1. Восприятие - умение всматриваться в предметы, явления - как первая ориентировка
- 2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
- 3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
- 4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации
В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности
5. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы
Варвара Латина
Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.
Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).
Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех (вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий, зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.
Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы, вынужден точно следовать программно-заданным содержанием. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.
Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основу основания систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.
Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:
1)работа по образцам;
2)работа с незавершенными продуктами;
3)работа по графическим схемам;
4)работа по словесному описанию цели-условий.
В данных типах работы реализуется весь спектр обще развивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.
Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, от более простых к более сложным:
От "Работы по образца" к "Работе по графическим схемам";
От "Работы с незавершенными продуктами" к "Работе по словесному описанию".
По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.
Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная, картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, - желуди, шишки, ракушки и пр., кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы (простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.
Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.
Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.
В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:
Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
Создание произведений для собственной художественной галереи;
Создание коллекций;
Создание макетов;
Изготовление украшений-сувениров;
Создание книги;
Изготовление предметов для собственного театра.
Остановимся на каждом подробнее.
1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.
Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п., и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).
Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.
2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов, гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.
Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.
Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например, декоративное рисование).
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).
Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).
4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, и длящимися, пока в группе удерживается увлечение той или иной историей, сказкой или игрой. К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.
Самые подходящие типы работы - с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых эле-ментов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).
5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.
6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга - как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.
7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».
Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.
Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).
Таким образом, в подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на смысловые поля.
Использование такого подхода для систематизации и подбора продуктивной деятельности,позволит разнообразить программный материал, освобождая всех участников образовательного процесса от излишней регламентации.
Список литература:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-208 с.
Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание...
Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников Семья и ДОУ - два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и педагогов. В соответствии с Законом «Об...
Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше вглубь веков, тем всё живей и величественней развернутся они в нашей памяти. Не раз ещё сожмётся наше сердце при воспоминании о тех страшных днях, годах, которые пережила наша Родина, наш народ...
« Не забывайте птиц зимой» Покормите птиц зимой, Бросьте горстку крошек, И пускай снуют порой Стайки у окошек. Бросьте горсточку зерна. Много им не надо. И зима не так страшна Будет для крылатых. Им не дайте в лютый час Гибнуть...
На чтение 4 мин. Просмотров 9.7k.
Направления продуктивной деятельности
Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого.
Продуктивные виды деятельности — , рисование или изобразительная деятельность, лепка, аппликационная деятельность и некоторые другие.
Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка.
Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать.
Конструирование или конструкторская деятельность очень актуальна сегодня. Она значима в процессе коррекции и развития пространственных представлений детей, помогает исправить недостатки в мелкой моторике рук у дошкольников.
В процессе организации лепки из пластилина дети также развивают мелкую моторику. За этим занятием у них формируется усидчивость, что очень важно в дальнейшем при обучении в школе. Внимание, мышление, логика — это неполный ряд качеств, которые формируются в результате изготовления ребенком предмета посредством лепки.
Сейчас очень популярно стало лепить из соленого теста. Тут раскрываются очень ценные качества дошкольников — воображение и восприятие. Дети очень любят делать поделки из такого теста, так как изделия получаются очень яркими и красивыми.
При рисовании дети получают навыки анализа, синтеза, обобщение, и другие. Рисуя, ребенок учится слушать задание, выполнять его. В процессе рисования у детей развивается тонкая координация пальцев.
Аппликация очень привлекает тем, что из разных видов фигурок можно сложить различные изделия. Если не понравится, можно быстренько переставить. И лишь потом приклеивать. В аппликации у детей дошкольного возраста формируются восприятие и представления о свойствах, качествах предметов. Дети получают незабываемые зрительные ощущения.
В чем состоит успешность развития продуктивных видов деятельности старших дошкольников
Продуктивные виды деятельности являются эффективными в развитии у дошкольников различных психических процессов. Когда ребенок рисует, он обдумывает или планирует результат изображения. Таким образом идет становление воображения. Можно сказать творческое воображение предшествует получению продукта.
В лепке и разных видов аппликации дети также представляют свои впечатления о том, что их окружает в мире, как они относятся к окружающему.
Аппликация поможет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети старшего дошкольного возраста вырезают, обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части.
На занятиях ИЗО дошкольного заведения у детей развиваются эстетическое восприятие.
Изделия, которые создаются детьми, создают приятную атмосферу сотрудничества. Дети радуются совместному творчеству. Такие занятия воспитывают у дошкольников нравственные качества, у них осуществляется развитие трудолюбие и отзывчивость.
Когда дети занимаются конструкторской деятельностью они получают очень хорошие навыки образного мышления.
Изо-занятия, конструирование, лепка развивают у детей в старшем дошкольном возрасте различные умения и навыки, которые им позднее пригодятся в школе.
Занятия в первую очередь формируют эмоциональную сферу дошкольников.
Такие занятия всегда сопровождаются общением, поэтому здесь можно сказать о развитии речи. Создание поделки стимулирует у детей речевую активность. Дети подражают в речи взрослому, они развиваются в плане диалогической речи.
Поэтому рассматриваемые нами виды деятельности развивают коммуникативные функции речи старших дошкольников.
Как организовать продуктивные виды деятельности детей в старшем дошкольном возрасте на базе ДОУ
Организуют продуктивную деятельность в старших и подготовительных группах детского сада согласно тематических планов. Такие занятия осуществляются поэтапно.
Сначала разрабатывается система занимательной продуктивной деятельности. Для этого изучается различная методическая и интерактивная литература.
Многие педагоги при организации продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста опираются на разработки коллектива авторов под руководством О.В. Дыбиной. авторы предлагают собственные интересные идеи для проведения нетрадиционных техник.
Одним из этапов является формирование у детей старшего дошкольного возраста основных компетентностей. Тут и творческие способности, и коммуникативная сторона деятельности.