Опыт работы" формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность". Проектно-исследовательская работа «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры

Степанова Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель доо
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №4
Населённый пункт: Тверская обл. п. Максатиха
Наименование материала: Педагогические чтения
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Дата публикации: 23.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Педагогические чтения

«Формирование элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Воспитатель: Степанова Галина Фёдоровна

Март 2018 год

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно

важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В

соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой

образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию

подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно

будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его

дальнейшего обучения.

Актуальность

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика-

царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,

терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей

математике в дошкольном возрасте способствует формированию и

совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли,

рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и

сообразительности, развитию творческого мышления.

Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3

до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП» и др.

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных

математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является

ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального

эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры,

занимательные упражнения, задачи.

Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую

диагностику формирования элементарных математических представлений у

детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить

возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в

образовательной деятельности формировании элементарных математических

представлений у дошкольников.

Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно

низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений.

Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал,

нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что

основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к

выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать

большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках

работы по самообразованию углубленно изучила тему «Формирование

элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр».

Система работы.

Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим

видом их деятельности является игра. В. А. Сухомлинский в своих работах

отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии

познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются

дидактическая игра.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей

дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая

деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают

явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют

расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве,

величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему

развитию ребенка».

Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти,

внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр

математического содержания.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения,

логического мышления средствами дидактических игр математического

Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в

образовательной деятельности и режимных моментах.

Сделать подборку дидактических игр для развития математических

представлений у дошкольников.

Одним из условий успешной реализации программы по формированию

элементарных математических представлений является организация предметно

– пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был

оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и

занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены

дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша,

полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и

систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки,

лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с

математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического

Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей,

что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание

Большое значение в процессе формирования элементарных математических

представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем,

что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала

перспективный план по формированию элементарных математических

представлений с использованием дидактических игр. (приложение 1)

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных

математических способностей

выстраиваю

с учётом следующихпринципов:

Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного

материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано

сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному

пополнению своего интеллектуального багажа.

Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о

математике.

Научность.

Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного

формирования представлений ребёнка о математике в различных видах

деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у

дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для

этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в

определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги

желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие

упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в

котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и

величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически,

сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.(приложение 2)

сравнение; (например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю

покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы,

большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек,

делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с

заданием. (приложение 3)

решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение

пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий.

Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое

мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование

предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или

найти пропущенный элемент. (приложение 4)

воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие

воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и

дорисовать ее. (приложение 5)

здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы,

психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической

тематикой). Создала картотеку физминуток(«Мыши», «Раз,два –выше голова»,

«Мы катались» и д.р) и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,) математического

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов,

образовательную деятельность с воспитанниками провожу вразличных

формах:

организованная образовательная деятельность (фантазийные

путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная

образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7»,

«Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».

обучение в повседневных бытовых ситуациях;(« Найди такой же формы

как у меня, предметы в группе», « Соберем бусы для куклы Маши»); беседы («

Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);

самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям

игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию

математических представлений разделила их на группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного

и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и

организационных отношений.

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном

порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей

с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп

предметов(дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в

домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы

наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи

дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы

предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной

линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное

представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а

меньшее на - нижней.

Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего

не стало? «Бабочки и цветы» и многие другие использую в свободное время, с

целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях

и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

2. Игры – путешествие во времени использую для знакомства детей с днями

недели, названиями месяцев, их последовательностью(дидактическая игра

«Когда это бывает»).

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя

задача - научить детей ориентироваться в специально созданных

пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением

определять словом положение того или иного предмета по отношению к

другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю

узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно

тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» (приложение 7)

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни

предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе

решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную

деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое

мышление.

Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе

дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены

дидактические задачи, какими способами они решаются и какова в этом роль

воспитателя.

Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные

требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры,

включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная

несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие

самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно

оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой

состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек,

картинок, игрового материала, в определение содержание игры и ее задач, в

продумывание игрового замысла, в объяснении игровых действий, правила

игры, в налаживании взаимоотношение детей, в руководстве хода игры, в учете

ее воспитательного воздействия.

Работая с детьми младшего возраста, сама включаюсь в игру. Вначале

привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками).

Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к

дидактическому материалу, желание играть с ним.

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь

всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами

товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети

должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических

игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений,

уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета,

величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,

сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам,

производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-

своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они

создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой

мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные

детьми в детском саду - родители закрепляли дома. Использую разные формы

работы с родителями:

Общие и групповые родительские собрания;

Консультации, например, «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и

интересные игры»;

Изготовление дидактических игр совместно с родителями;

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Совместное создание предметно-развивающей среды;

Анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в

регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают

математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных

В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических

игр в формировании элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и

познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших

вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того,

насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные

способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это

получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым

положительным образом скажется на его умственном развитии.

ОПЫТ РАБОТЫ

«Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»

Подготовила воспитатель:

Какурина Л.В

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№9»

г.Владивосток

2017г.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО пониманию.

Работая по этой теме я поставила перед собой цель:

    обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;

    содействие лучшему математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников;

    создание благоприятных условий для развития математических способностей;

    развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Я не стремлюсь к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я как воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня как для, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

    Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

    Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

    Все психологические новообразования берут начало в игре

    Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

    Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

Но игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Игры, способствующие развитию математических наклонностей

1. Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5квадратов.

2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из геометрических фигур силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин.

«Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлов

5. Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6 .Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

7. Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа: Научить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.

Так же в своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

3.В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

4.Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

В заключении хочу сказать что обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, я со своими воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения а уже в старшем дошкольном возрасте мои дети сами проявляют большой интерес к освоению математических представлений. Учение должно быть радостным!

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…

Литература

1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

2. Аргинская И.И. , математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.

3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. – №8. – С.30-39

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.

6. Волина В. «Веселая » – Москва, 1999г.

7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.

9. «Играем в числа» – серия пособий.

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб.пос. – М., 1974г.

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

12. «Ориентировка в пространстве» – Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

13. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

14. «Развиваем восприятие, воображение» – А. Левина.

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г

16. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Половинкина Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №73 "Городок"
Населённый пункт: городской округ Мытищи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование элементарных математических представлений через игру
Дата публикации: 18.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 73 «Городок»

«Формирование элементарных математических

представлений через игру»

Из опыта работы воспитателя

Половинкиной Екатерины Михайловны

Сущность опыта…………………………………………………………………..3

Актуальность………………………………………………………………………3

Теоретическая база………………………………………………………………..3

Новизна опыта……………………………………………………………………..5

Адресная направленность…………………………………………………………5

Трудоёмкость………………………………………………………………………5

Технология…………………………………………………………………………5

Сотрудничество с семьями воспитанников……………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………..9

10. Приложение………………………………………………………………………10

1. Сущность опыта.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения

влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи,

способна

заинтересованность

познавательную

активность.

познавательном

развитии

дошкольника

отводится

математическим играм.

В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые

способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших

логических структур мышления и математических представлений.

Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает

приобретения,

познания

математических

закономерностей более гибким, а итог - результативным.

способствует

развитию

умственных

способностей,

любознательности, познавательного интереса.

Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку.

Воспитывает у дошкольников стремление находить самостоятельный путь

решения познавательных задач.

Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.

2. Актуальность

Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры,

способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к

процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического

исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная

игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям.

С помощью

дидактических

смекалку,

уточняются

закрепляются

представления

отношениях

геометрических

временных

пространственных

отношениях.

Занимательный

материал

увлекает

способствует

совершенствованию

наблюдательности, внимания, памяти,

мышления, речи. Математические игры

побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные

в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно

использовать

сохранились

синтезировались

элементы

познавательного, учебного и игрового общения.

современном

обучении

возрастает.

Психологами

доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном

процессе и овладевать основами математики.

3. Теоретическая база

«Математические

ступеньки»

Колесниковой

реализуются

основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова,

организации

учебного

процесса

непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

Основное

назначение

«Математические

ступеньки»

практическую помощь педагогам; предоставить детям систему увлекательных игр и

упражнений

геометрическими

фигурами),

позволяющих

усвоить программу.

Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с

учебно-воспитательным процессом. Обучающие игры – это вид деятельности,

занимаясь

средство

расширения,

углубления

закрепления знаний.

Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к

обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой

деятельности,

проблемных

ситуаций,

понимать

предложенные

разрешать

самостоятельно,

выполнения

заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями.

Учебно-методическое пособие В.П. Новиковой «Математика в детском саду»

помогает в выборе разнохарактерных дидактических игр. Все полученные знания и

умения закрепляются в дидактических играх, которым в предлагаемой методике

придаётся

значение.

Основной

обучении

отводится

самостоятельному

дошкольниками

поставленных

приёмов и средств, проверке правильности его решения.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Кроме того,

предлагаются

родителей

привлечения

совместной

деятельности с воспитателями.

«Давайте

поиграем»

редакцией

конкретные

дидактические

математическим

Специфика

данных игр такова, что в большинстве случаев в одну и туже игру можно играть

много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные

данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая

в процессе игры задача меняется.

Считаю значимой книгу «Математика для дошкольников» Т.И. Ерофеевой,

Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой. В сборнике

представлена методика, которая

предусматривает

индивидуальную

Материал

отстающими

разделён

охватывает

основные

математических

представлений.

дидактических игр и игровых упражнений.

Интересной была для меня

книга «И учёба, и игра: - математика» Т.И.

Тарабариной и Н.В. Елкиной.

представлены

математические

развлечения,

головоломки,

лабиринты,

пространственное

преобразование. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный

ответ. Большое место в пособии занимают дидактические игры и упражнения,

использую

индивидуальной

воспитанниками.

способствуют

закреплению,

полученных

являются

средством воспитания умственной активности детей.

Книга З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

помогла мне в организации уголков занимательной математики, в подборе игрового

материала и как организовать работу с родителями.

Согласна

педагогами,

занимательные

математические

способствуют

развитию

умственных

способностей

вызывают интерес к познанию и облегчают процесс усвоения знаний.

4. Новизна опыта

Создание условий в семье и в ДОУ для накопления детьми представлений об

окружающем,

развития

умственных

способностей,

любознательности,

познавательного интереса с учётом возрастных возможностей.

Работа по данному опыту даёт не только определённую сумму знаний, умений

и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную

активность,

самостоятельность

мышления,

устойчивость

внимания,

качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.

5. Адресная направленность

Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся темой

формированию элементарных математических представлений через игру у детей

дошкольного возраста.

6. Трудоёмкость

Решая задачу по формированию элементарных математических представлений

дошкольного

возраста,

столкнулась

определёнными

трудностями:

недостаточно

сформировано

логическое

мышление,

нестандартных задач, поиски правильных решений;

Слабое взаимодействие всех участников педагогического процесса (сотрудников

ДОУ и родителей) в решении проблем;

создание

предметно

развивающей

пополнение

дидактическим

материалом;

детей в условиях семьи.

использование

разнообразных

взаимодействия

сотрудничества

родителями,

разработка

выявления

готовности

родителей

сотрудничеству с педагогами.

7. Технология

В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание

интеграции.

возрастных

особенностей

дошкольников

интеграция

основных

видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской,

трудовой,

художественно-творческой,

коммуникативной,

двигательной

способствует

эмоциональному

развитию

личности

формированию

творческого мышления, развивает восприятие, внимание, память, сенсорику, речь,

познавательный интерес.

Следовательно,

интеграция

целостное

объединяющее

образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую

систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим

средством организации образовательного процесса,

формой которого становится

совместная с взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.

Формирование

элементарных

математических

представлений

приоритетная образовательная область «Познание».

Обучение

математике

дошкольного

возраста

немыслимо

использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного

занимательного

математического

материала

определяется

возрастных

возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

многообразия

занимательного

математического

материала

наибольшее применение находят дидактические игры и дидактические игровые

упражнения. Игры и игровые упражнения включаю непосредственно в содержание

занятий и применяю в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми

подгруппой

свободное

Использование

наглядного

материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной

для детей. (Приложение № 1)

заинтересовала

Разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре.

Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания

товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.

Загадки и задания не должны повторяться.

Педагог помогает детям разнообразить формулировки заданий, подсказывает

при необходимости, хвалит за оригинальный вопрос, за быструю реакцию при

Вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно

занимать много времени.

Педагог следит за правильностью использования математических терминов

(«число», «цифра»).

Знакомлю с новой игрой постепенно: объясняю правила, игровую задачу,

определяю игровые роли, вместе с детьми обсуждаем «игровой результат».

Часто использую игру парами. При этом возникает больше возможностей для

взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым. Ребёнок

может принять роль ведущего, или «наставника». Тогда он объясняет условие,

вводит новое правило, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ.

соответствии

договорённостью

меняются

«наставником»,

становится

стремиться

выполнить задание. В течение игры активны оба участника. И та, и другая роль

полезны для дошкольников.

Образовательную деятельностьпо ФЭМП провожу в игровой форме. Занятие

– игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью

сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого

математических

представлений,

создаётся

непринуждённая

обстановка.

проходит

эмоционально.

Сказочный

привлекает дошкольников, при этом повышается познавательная активность детей.

положительно

оценивает

адекватные

выражения

сопереживания. (Приложение № 2)

При обучении математике использую не только настольные, но и словесные

способствуют

накоплению

математического

опыта. (Приложение

Художественное

способно

обогатить

математическое

образование дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические

сказки. На занятии по ФЭМП знакомлю детей со стихотворением или считалкой,

последующее

разучивание

проводится

свободное

Считалки,

применяю

свободной

деятельности,

групповых

занятиях,

индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в

дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы.

Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи- ловушки используются не

только для развлечения, но и - в большей мере – для обучения. Они развивают

гибкость

возможность

упражняться

применении

Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости

в предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы

использую

процессе

разговоров,

наблюдений

каким-либо

явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.

Занимательные вопросы, задачи, загадки включаю в занятия по ФЭМП с

уточнения,

конкретизации

назначении,

геометрических

временных

отношениях.

предложить

занимательный

материал

качестве

небольшой

умственной

гимнастики.

Назначение

создании

положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности,

активности. (Приложение № 4)

В режиме дня выделяю специальное время для организации математической

игротеки, когда все дети могут поиграть в разные игры с товарищами и с педагогом.

В игровые группы дети объединяются по желанию.

Организую математические праздники и развлечения. Праздник строится на

познавательной

деятельности.

Коллективные

переживания,

совместное

обсуждение,

нахождение

раскрывают

возможности

интеллектуально

познавательного

показывают

привлекательность.

Значительность

усиливается

сюрпризностью

новизной обстановки. (Приложение №5)

Предметно – развивающая среда

успешной

реализации

формированию

элементарных

математических

представлений

является

создание

развивающей

организовала

занимательной

математики,

оснащённый

играми, пособиями и разными материалами (головоломки, лабиринты, раскраски,

календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного

выполнения, шашки).

С целью расширения и закрепления знаний о правилах дорожного движения

оборудовала макет «Улица города», оформила альбом «Школа светофорный наук».

углубленного

формирования

представлений

количестве,

величине предметов обустроила сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Транспорт»,

«Аптека», «Детский сад», «Школа».

Составила

картотеки:

«Считалки»,

«Загадки»,

«Математические

прогулке»

старшего

дошкольного

возраста).

(Приложение № 6)

методический

материал

игровыми

заданиями

упражнениями.

8. Сотрудничество с семьями воспитанников

Работа с семьёй - важная сторона деятельности воспитателя. Обязанностью

педагога является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке,

закономерностях его развития.

родителями

воспитанников

анкетирование.

выяснила

отношение

математике,

эмоциональное

самочувствие

процессе познавательного общения, адекватность понимания родителями вопросов,

связанных с математическим развитием дошкольников.

родителями

проводится

одновременно.

обеспечивается разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у

них интереса к играм, занимательным задачам.

познакомила

родителей

занимательных

математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а

также методикой руководства соответствующей детской деятельностью.

Работа осуществляется в наглядной форме:

Через оформление различных стендов «Развиваем математику»;

Индивидуальные беседы (учитывая индивидуальные возможности ребёнка,

организации

математическим содержанием);

консультации:

«Значение

математических

развитии

организовать

использованием

занимательного

математического

материала», «Советы родителям», «Загадки, задачи- шутки». (Приложение № 7)

Участие родителей в совместных праздниках

Используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках

«Игра в жизни вашего ребёнка»;

Родительское собрание «Роль занимательного математического материала в

подготовке детей к школе»;

Консультативная служба: участвует педагог-психолог, учитель-логопед,

учитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Таким образом, работа с родителями по такой форме организации досуга

занимательные

способствуют

формированию

родителей

творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Список используемой литературы

1. А.А. Столяр «Давайте поиграем»

2. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»

Москва. « Мозаика – Синтез» 2003г.

3. Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки»

4. З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

5. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5- 6 лет». Сценарии учебно –

игровых занятий. Москва 2000г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2001 г.

7. Е.И. Синицына «Логические игры и загадки». ЮНВЕС Москва 2000г.

8. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических

представлений» (старшая группа) Москва 2014 г.

8. Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой «Математика для дошкольни-

9. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «И учёба, и игра: математика». Ярославль «Акаде-

мия развития» 1997г.

Приложение № 1

Дидактические игры

1.«Какое время года?»

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах

или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту

мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети

правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных

временах года. Тексты дают вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда

это бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

2. «Наоборот»

Дидактическая

задача. Развивать

сообразительность,

быстроту

мышления.

Игровое правило. Бросание и ловля меча.

Ход игры. Дети и воспитатель встают в кружок. Воспитатель произносит

слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребёнок должен поймать мяч, сказать

слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель

говорит: «Вперёд». Ребёнок отвечает: «Назад» (направо – налево, высоко – низко,

длинный – короткий, широкий – узкий» и т.д.).

Игровые упражнения

«Не ошибись»

Предложить детям зачеркнуть лишние цифры, оставив лишь ту, которая

обозначает

количество

предметов

карточке:

перечислить предметы на каждой карточке.

«Соедини правильно»

соединить

прямоугольник

соответствующей количеству предметов в нём.

«Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник.

Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются:

«Что общего у этих фигур? Как можно назвать их одним словом?». Воспитатель

обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью

полосок-моделей.

Приложение № 2

Занятие – игра

Программное содержание.

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка

и составе числа из единиц в пределах 5.

Познакомить с цифрой 0.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве

относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Совершенствовать

сравнивать

предметов

располагать

возрастающей

последовательности,

результаты

сравнения

обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Счётная лесенка, карточка с изображение 4

фланелеграф,

наборное

предметов

изображением диких птиц, 5-6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков

одинакового цвета, карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный

материал.

Треугольники

каждого ребёнка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого

ребёнка), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методические указания

1часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

Воспитатель

показывает

числовую

карточку

изображением

предлагает

определить,

составить

помощью разных предметов. Дети составляют число на доске, наборном полотне

и счётной лесенке при помощи предметов мебели, изображений диких животных

и разных видов транспорта.

выполнения

воспитатель

выясняет:

«Сколько всего предметов мебели (диких животных,

видов транспорта) вы

взяли? Какие предметы каждого вида вы взяли? Как вы составили число 5.

2 часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель

предлагает

«составить»

треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся

дважды. После выполнения задания уточняет: «Сколько всего треугольников?

Сколько треугольников, какого цвета вы взяли? Как вы составили число 5?».

3часть. Игровое упражнение «Сколько осталось».

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с цифрами от 1 до 9.

Обращает внимание на доску, где размещены 9 цветочков одинакового цвета,

показать

соответствующую

карточку

Вызванный ребёнок выполняет задание на доске.

Воспитатель начинает убирать справа налево по одному цветочку, дети

показывают

осталось.

остаётся

цветка, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что нет ни

одного предмета. Это цифра 0».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, предлагает детям найти её у

себя, обвести по контуру и определить, на что она похожа. Дети располагают

цифру 0 перед цифрой 1 и называют все цифры по порядку.

4 часть. Дидактическая игра «Кто ушёл».

Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по

Остальные

запоминают,

закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети

открывают глаза и определяют, кто ушёл и на котором по счёту месте стоял этот

5 часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

Воспитатель дает детям задание: «Разложите полоски, начиная с самой

короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы

коричневой?»

(Коричневая полоска длиннее зеленой).

Воспитатель делает обобщение: «Коричневая полоска короче красной, но

длиннее зеленой».

6 часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Воспитатель

предлагает:

«Определите,

находится

кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажи, где находится шкаф по

отношению ко мне».

Упражнение

провести

соревнования

командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

Непосредственно-образовательная деятельность

в старшей группе «Город сказок»

Цель. Учить ориентироваться по плану. Закрепить счёт от 1 до 10, обратный

счёт, счёт парами, знание цифр; умение соотносить количество предметов с цифрой.

Упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знание

геометрических фигур и тел, умение конструировать. Учить делить целое на части.

Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать. Формировать поло-

жительное отношение к русским народным сказкам, интерес к их драматизации.

Материал и оборудование. Иллюстрации для задач и заданий. Яблоко. Нож.

План зала с Городом сказок и его окрестностями. Зал разделён на зоны:

ткань голубого цвета, на ней 10 бумажных кувшинок, 4 игрушечные лягушки (одна

из них - со стрелой в лапе). Под тканью спрятана перчаточная кукла Царевна. Рядом

с озером разложены карточки с цифрами от 1 до 9;

дом Лисы и Волка - сооружение

спрятаны

перчаточные

расставлены искусственные ёлки;

дом Емели - ширма для кукольного театра. За ней

перчаточная

геометрическими

фигурами

подносы с наборами геометрических фигур (один набор на двоих детей);

избушка на курьих ножках Бабы-яги - ширма для кукольного театра. За ней - пер-

чаточные куклы Баба-яга и Змей Горыныч.

Зоны соединены переходами в виде

кочек (поролоновых подушек), по которым нужно прыгать; ворот, под которыми

нужно пролезать; массажных дорожек для ходьбы.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель. Скоро

наступит

куда-нибудь

отдыхать. Но мы можем уже сейчас попутешествовать и побывать в Городе сказок.

Там нас ждут волшебные превращения, приключения, трудные задания. С собой мы

возьмём план города и его окрестностей. (Показывает план.) Для чего он нужен?

Что означают стрелки? (Ответы детей.) Куда нам предстоит попасть сначала? (На

озеро.) Оно находится около города. Как туда доберёмся? (По кочкам.) Верно.

прыгают по кочкам.

Воспитатель

(указывает на лягушку со стрелой в лапе). Что за необычная

озере? (Царевна-лягушка.) Она

(Предположения

дет е й.) Иван-царевич

старается

выполнить

Бессмертного. От этого зависит, превратится ли лягушка в царевну или век ей на

озере жить. Давайте поможем Ивану-царевичу.

Первое задание Кощея.

Сосчитайте кувшинки. (Счёт от 1 до 10, обратный счёт, счёт парами.)

Сколько кувшинок с цветками?

Сколько без цветков?

Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков? На сколько больше?

Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?

(Ответы детей.)

Второе задание Кощея.

На листьях кувшинок сидело шесть лягушек. Одна спрыгнула в воду. Сколько

лягушек осталось? (Ответы детей.)

Третье

задание

Кощея. Воспитатель

показывает

картинки

изображением комаров и головастиков.

Сколько комаров летает над озером? Покажите цифру.

Сколько головастиков плавает? Покажите цифру.

В кого превращаются головастики?

озере? (Дети

кувшинках

шек.) Покажите цифру.

Воспитатель. Вы помогли Ивану-царевичу выполнить задания Кощея, и через

несколько

превратится

Закройте

глаза. (Убирает

лягушку, достаёт перчаточную куклу Царевну, говорит за неё.)

Царевна. Спасибо, дети! Вы направляетесь в Город сказок? Он совсем близко.

Счастливого пути! А я дождусь Ивана-царевича.

Воспитатель. Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку,

слева от неё - ёлочка.) Так вперёд по дорожке! (Дети проходят по массажной

дорожке.) Мы подошли к воротам. Какие они по высоте? (Низкие.) Как через них

Дети проползают в ворота на четвереньках, садятся на кочки перед

Воспитатель

подготовленный

разыгрывают сценку, надев на руки перчаточные куклы - Лису и Волка. За Волка

говорит воспитатель, за Лису - ребёнок.

Волк. Лисавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк.

Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок, ободрали левый

хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки.

Лиса. Сыт ли, милый куманёк?

Волк. Еле ноги уволок!

Воспитатель. Учит Лиса Волка,

Да только мало толку.

И задачки решать.

Покажите Волку, как надо решать Лисичкины задачки.

«Сосчитай курочек» Рыжая плутовка считать умеет ловко. Пришла в деревню

Показывает

иллюстрацию

изображением

нарисованных

куриных лапок. Дети определяют количество кур.

«Третий лишний»

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением

медведя, ежа, белки. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор.

(У медведя и белки шуба пушистая, а у ежа колючая. Белка и ёж - маленькие

животные, а медведь - большое. И т.д.)

«Отрицание»

Воспитатель

показывает

иллюстрацию

изображением

помидора, красного перца, репы, огурца, гороха.

Зайцы на огороде поливали овощи

не красного и не жёлтого цвета, но это были не огурцы. Что поливали зайцы?

Волк. Лисичка, пойдём. Я буду учиться - хочу стать таким же умным, как эти

Воспитатель. До свидания, звери! А вы, дети, посмотрите на план. Куда

указывает? (На дорожку, слева от неё - цветы.) Верно. Тогда вперёд!

(Дети проходят по массажной дорожке к дому Емели.)

Воспитатель. Этот сказочный герой

Поймал в проруби зимой

Рыбу говорящую.

Стоит лишь сказать слова.

Происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят,

Сам герой на печи

К царю в гости ездит.

В окне дома появляется перчаточная кукла Емеля.

Емеля (за него говорит воспитатель). Ну, кто там меня зовёт?

Воспитатель. Емелюшка, выйди к нам, пожалуйста.

Емеля (выходит). Здравствуйте, дети!

Воспитатель. Чем ты, Емелюшка, занимаешься?

Емеля. Я вот думаю, как соседям-зайцам подсобить домики построить.

Воспитатель. Мы можем помочь.

Емеля. Вы для начала со мной в игру сыграйте, а я посмотрю, выйдут ли из

вас строители.

Игра «Волшебный мешочек»

Дети на ощупь определяют геометрические

фигуры и тела (цилиндр, конус, куб, шар, круг, овал, треугольник, квадрат).

Емеля. Молодцы! Теперь выложите на листе бумаги из геометрических фигур

красивые домики. А мы уж с зайцами по вашим планам вмиг всё построим.

в парах - конструирование домиков из геометрических фигур.

Емеля. Быстро

справились.

замечательные

получились!

Каждому зайцу можно домик построить. Поработали - теперь отдохните. Я вам на

гармошке сыграю, а вы с зайцами попляшите.

Разминка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни

Воспитатель. До свидания, Емеля! Нам пора отправляться в путь. Дети,

посмотрите

указывает? (На лес.)

Дети идут по следам.

Подходят к ширме с изображением леса и избушки на курьих ножках.

Воспитатель.

Что за странный теремок?!

Из трубы идёт дымок.

У избушки ноги есть.

Кто ж тогда хозяин здесь?

(Баба-яга.)

Воспитатель достаёт из-за ширмы

перчаточную куклу Бабу-ягу, говорит за неё.

Баба-яга. Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Не иначе гости пожаловали. Ой,

да это же мои старые знакомые. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Дети. Здравствуйте!

Баба-яга. Детки, вы, как всегда, вовремя -тут ко мне в гости Змей Горыныч

зашёл. (Под музыку воспитатель достаёт из-за ширмы перчаточную куклу Змея

Горыныча и говорит за него.) Я, конечно, ему рада, да не знаю, как мне быть.

Воспитатель. А в чём дело?

Баба-яга. Есть у меня яблочко молодильное. Съешь его - на сто лет моложе

станешь. Но яблоко-то одно! (Достаёт

яблоко.) Если я его сама съем, Горыныч

обидится. Что же делать? (Поделить.) А как?

Задание

«Подели

яблоко»

правильный - на четыре части, потому что у Змея Горыныча три головы. Воспи-

татель вызывает одного ребёнка и предлагает ему разрезать яблоко на четыре

Змей Горыныч. Спасибо, ребятки! Мы добро не забываем.

Дети прощаются

с Бабой-ягой и Змеем Горынычем. Затем рассматривают план и возвращаются

туда, откуда они отправились в путь.

Воспитатель. Вот и закончилось путешествие в Город сказок. В каких сказках

вы побывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (Ответы детей.)

Сегодня вы выручали сказочных героев. Надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем

помогать.

Приложение № 3

Словесные игры

«Кто больше назовёт».

предлагает

предметы,

которые имеют форму четырёхугольника. За каждый правильный ответ команда

получает фишку.

Правило. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

Игра проводится в быстром темпе. В конце игры, подводится итог: какая команда

набрала наибольшее количество очков.

«Да и нет».

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего.

Ведущий – в центре круга. Загадывает какой-нибудь предмет. Дети должны его

отгадать. Можно отвечать»да» или «нет».

Например: Этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке? (Да.) Он

стоит справа? (Нет.) Он глубокий? (Нет.) Эта тарелка.

задавать

назначении

предмета.

спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Игра повторяется. Ведущим становится тот, кто отгадал предмет.

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его

воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может

ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано

число пять. «Оно больше четырёх?» - «Да». – «Оно меньше шести?» - «Да». –

«это число пять?» - «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

Приложение № 4

Загадки математического содержания

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)

Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.(Лук)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)

Много рук, а рука одна. (Дерево)

мальчиков

чуланчиков,

разошлись

мальчики

чуланчики.

(Пальцы в перчатке)

Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)

Дом без окон и дверей. В нём 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни.

Угадайте, кто они? (Горошины в стручке)

У него 4 лапки, лапки – цап - царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей.

Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не

видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал, скорей назови! (Стул)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

У двух матерей по 5 сыновей. (Пальцы)

Задачи – шутки

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (По-

ложить её на угол стола)

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)

На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её?

(Переложить крайнюю)

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на

угол стола)

Тройка лошадей пробежала 5км. Сколько км. пробежала каждая лошадь? (По

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить кури-

ца, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)

У трёх братье по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в

корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной)

10. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой

ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего

яблок? (Ни одного)

11. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на

12. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6

сыновей, а у каждого есть родная сестра» (7)

13. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)

14.Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит)

15. Купил на одну копейку, заплатил 2 копейки. Сколько дадут сдачи?

16. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько

птиц? Ответь скорей!

17. Мельник пришёл на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каж-

дом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по 3 котёнка. Сколько

ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек – лапы)

18. Горело 7 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

19. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабуш -

ки внуков? (Одна внучка)

20. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2

новых квадрата?

Приложение № 5

Математический праздник

в старшей группе

«Путешествие по островам»

Цель. Совершенствовать

упражнять

сравнении

предметов

величине, развивать смекалку, воспитывать познавательный интерес.

Ход праздника.

Дети делятся на три команды: в двух одинаковое количество участников; в

третью входят дети с более низким уровнем знаний (это обусловлено степенью

сложности заданий). Команды заранее выбирают названия и изготовляют эмблемы

для каждого участника. Например:

1-я команда - «Кузнечики»; 2-я команда -

«Светлячки»; 3-я команда - «Дракончики».

Ведущий.

путешествовать?

приглашаю

увлекательное

путешествие!

Отправимся

удивительные

называются: «Рассуждай-ка», «Умей-ка», «Расставляй-ка», «Отвечай-ка». В путь!

(Звучит музыка.) Первый остров на нашем пути - «Рассуждай-ка». «Кузнечики» и

«Светлячки» располагаются на первом острове, а «Дракончики» садятся на заранее

приготовленные стулья.

Ведущий. Сначала я хочу познакомить вас с правилами игры. Узнать, сколько

получить

правильный

«Дракончики».

(Подходит

подносом,

перевернутые

карточки

изображением цифр от 1 до 5.) Каждый из вас возьмет с подноса одну карточку.

Тот, у кого окажется самое большое число, - будет бросать куб. Выпавшее число на

задавать

«Кузнечики»

«Светлячки» сначала обсудят вопрос, после чего один из участников (по выбору

команды) даст ответ. Сначала будет отвечать одна команда, затем - другая. Когда

начинается.

Один ослик нес 5 кг сахара, а другой - 5 кг ваты. У кого поклажа тяжелее?

Команды обсуждают вопрос: первыми отвечают, например, «Кузнечики», вторыми -

«Светлячки».

Ведущий . Правильный ответ дала команда... Если обе команды ответили

верно - обе получают баллы, если обе ответили неверно - обе не получают ничего.

Второй вопрос. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на

одну ногу? На этот раз первыми отвечают «Светлячки». Подводится итог первого

Ведущий. А теперь отправимся на следующий остров. Как мы будем до него

добираться? Мы прибыли на остров «Умей-ка». Смотрите: конверты, в них фигуры,

из которых нужно собрать одну большую геометрическую фигуру и рассказать о

ней все, что вы знаете.

Звучит тихая музыка. Дети приступают к выполнению задания. Ведущий

подходит к команде «Дракончики».

Ведущий.

шкатулках

спрятаны

получите,

отгадать

спрятано

шкатулках.

По реке плывет бревно,

и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(Крокодил)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе! –

Продырявит море!

показывают,

получились,

рассказывают

Например,

четырехугольник,

называется квадратом. У него четыре стороны одной длины.

Ведущий. Ответы принимаются. А путешествие продолжается - нас ждет

остров «Расставляй-ка». Как мы доберемся

него? (Звучит

музыка.) На этих

подносах лежат фигуры, все они разного размера. Каждый из вас возьмет по одной

построитесь

оказалась

маленькая фигура, а на другом - самая большая, а все остальные между ними по

размеру. Команда «Дракончики» выкладывает ряд на полу.

Ведущий.

испытаниям!

последний

«Отвечай-ка». Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы поочередно каждой

команде. За каждый правильный ответ команда получит один балл. Отвечать нужно

быстро и только одним словом «да» или «нет».

В пустом стакане есть орехи? Снег идет летом? Понедельник после вторника?

Суп едят вилкой? Кошка боится мышку? Ноябрь - осенний месяц? Дерево выше,

чем куст? Морковь бывает синяя? Мама старше бабушки? Берлога медведя на

ветке? Вопросы должны задаваться быстро. Ответы не обсуждаются. Ведущий

вместе с гостями ведет подсчет баллов.

Ведущий. А сейчас мы узнаем, какая команда набрала больше баллов и

победила.

Объявляется

победитель.

Награждаются

команды, но победитель получает более значимый приз - игры, лото и т. д.

Примечание. На кубике должна быть грань, помеченная нотой. Если она

выпадает в игре - дети танцуют. Если выпадает грань «приз» - команда получает

приз (один на всех - книги, игрушки для группы).

Приложение № 6

Математические игры на прогулке

(старшая группа)

1. Предложить детям найти понять одинаковых предметов (например шишек). За

каждое правильно выполненное задание дети получают фишку. Победит тот, кто

найдет больше предметов.

Предложить мальчикам найти большие предметы квадратной формы, а девочкам

маленькие. Затем подводится итог: кто больше назвал предметов квадратной формы

Мальчики или девочки. Предложить детям обосновать свои ответы.

На глаз определить, что длиннее: скамейка или скакалка, палка или ветка и т.д.,

обосновать ответ и доказать его правильность.

Обратить внимание детей на изменение солнца, движение облаков, цвет неба

неустойчивость погоды. Провести игру «Вчера, сегодня, завтра», с мячом. Педагог

бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч...». Ребенок заканчивает

фразу, отвечая на вопрос «когда?» Например: «Мы пойдем гулять в лес... (завтра);

физкультурное занятие будет… (сегодня).

5. На прогулке предложить детям 7 одинаковых предметов (дети могут принести, к

примеру семь камушков, семь палочек, семь листков и т.д.)

На площадке нарисовать два ряда по восемь кругов на небольшое

расстоянии друг от друга, обозначить их цифрами. Играют двое детей. И? надо по

сигналу на одной восемь раз попрыгать маршрут, не сбившись порядке, в порядке

цифры от 1до 8. Выигрывает тот, кому это удалось. Игра повторяется с другой парой

Предложить

нарисовать

квадраты

прямоугольники

асфальте

определенное время). Например, один ребенок считает до 10, а двое других это

время рисуют. После чего проверяют, кто больше нарисовал.

8. В течение дня обратить внимание на изменение в природе. Вспомните, что

раньше утром, когда дети приходили в детский сад, ещё было темно,

группе горел

свет, когда уходили домой, уже было темно, тоже горел свет. А теперь как? Уточнить

какое время года.

Если снег липкий предложить скатать по одному снежному шару. Выяснить, у

кого из них самый большой шар; самый маленький; сколько всего шаров они

скатали. Сколько маленьких шаров? Сколько больших.

Найти толстые и тонкие деревья на участке. Обхватить их стволы руками.

Спросить: каковы стволы деревьев по толщине? Попросить найти одинаковые по

толщине деревья. Если нет деревьев разной толщины, сравнить ветки на кустах.

Провести игру «Кто больше назовёт?» С небольшой группой детей, разделив их на

две команды. Одна команда называет толстые предметы, другая - тонкие. Какая из

команд победит?

11. Обратить внимание на изменение в природе. Предложить отгадать загадки.

С зарёй родился,

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Когда это бывает,

Что солнышко совсем уже садится,

Гвоздика лепестки

Свои свернёт

А дети спать уже

Собираются ложиться (вечер)

Поиграть с детьми в игру «Кто быстрее?»

На земле начертить квадрат, разделить его на девять маленьких квадратов. В них

написать цифры таким образом: 1-ый ряд -1,2,3; 2-ой ряд- 6,5,4; 3-ий ряд- 7,8,9. В

игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает.

12. Начертить на асфальте прямоугольник. Разделить его на 10 частей. Написать в

них цифры по порядку. Дети бегают под удары бубна. Как только б замолчит, они,

взяв со стола перевернутые карточки с цифрами, находят место в числовом ряду.

Усложнение игры. Вместо цифр нарисовать определённое количество маленьких

кружков на земле.

13. Организовать соревнование по прыжкам:

Сначала вперед по левой ноге, а потом по правой.

Какой ногой медленней прыгать? Какой ногой быстрее прыгать?

14. «Соберем букет»

На земле опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осени

и на листья, лежащие на земле. Затем предлагает составить букеты из них. Дети

делятся на две команды. По первому сигналу ребята начинают сбор листьев в

букеты, по второму сигналу заканчивают.

«Как узнать, в каком букете больше листьев?» - спрашивает воспитатель. Дети

возможность подумать, как ещё можно узнать, не считая листья (положить один

лист на другой или положить в два ряда один над другим).

Приложение № 7

Консультация

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного

математического материала

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному

математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности

детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта

развивающая

свойственна

занимательным

математическим играм.

математического

помогают

воспитывать

познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску,

желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

присущая

занимательной

интересна

составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность,

проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в

доведение

начатого

получения

результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки

способствуют

становлению

развитию

личности,

целенаправленность,

настойчивость,

самостоятельность

анализировать

поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои

действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием,

оценивать

полученный

результат).

Выполнение

практических

действий

использованием

занимательного

материала

вырабатывает

воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.

проявлению

творчества

(придумывание

вариантов

логических задач, головоломок).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена

какая-либо

хитрость,

разгадать

невозможно

сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с

полученным результатом.

Приложение № 7

Советы родителям

Способствовать активному использованию математических понятий в позна-

вательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например, исполь-

зуя предметы, с которыми ребёнок взаимодействует самостоятельно, конкре-

тизировать его представления о количественных отношениях: продемонстри-

ровать, что предметы одной группы могут быть расположены близко или да-

леко друг от друга – от этого их количество не меняется.

Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, при-

влекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер

дома, квартиры, автобуса и т.д). Создавать условия для знакомства с денежны-

ми купюрами и монетами, с возможностью самостоятельно использовать их

при оплате товара в магазине, получить сдачу.

Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пере-

обратном порядке сначала в пределах первого десятка, а затем и второго де-

Привлекать детей к сравнению предметов на глаз или с помощью третьего

предмета, способствовать приобретению опыта, наблюдая за использованием

общепринятых эталонов или приборов для измерения (в магазине, поликлини-

Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.

С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы.

Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении

проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и

наблюдение.

Ободрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках

найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.

Здравствуйте. Меня зовут Прохожева Ольга Викторовна. Я работаю воспитателем в 325 дошкольном образовательном учреждении. Стаж моей работы почти 5 лет.

Тема моего выстуления «Формирование элементарных математических представлений у детей 2-й младшей группы через игровую деятельность».

За все свое время работы в детском саду я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. И с уверенностью могу сказать, что этот возраст уникален.

Ведь младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

У ребенка появляются познавательные потребности, стремление к самостоятельности, повышается активность, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволяет игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

Заинтересовавшись этой проблемой, я, в процессе работы, изучила разнообразные источники – психолого-педагогическую и методическую литературу.

Анализ литературы я условно разделила на два этапа:

На первом этапе я изучала литературу, где изложены основы по игровой деятельности.

На втором этапе я изучала литературу по проблеме математического образования дошкольников.

Проанализировав всю эту литературу, я сделала выводы, что:

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра имеет большое образовательное значение.

Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в младшем дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Исходя из вышесказанного, я определила цель моей работы: «Выявить и создать условия, обеспечивающие и стимулирующие включение детей младшего дошкольного возраста в игровую деятельность, создающую оптимальные условия для формирования у детей элементарных математических представлений».

Реализация поставленной цели осуществляла через решение следующих задач:

Эффективно использовать дидактические игры в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников;

Побуждать к действию в воображаемой ситуации, развивать способность понять и принять игровую задачу.

Сформировать у детей желание активно включаться в дидактические игры.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...