Школы подобные лицею щетинина. О поступлении в школу Щетинина

Михаил Петрович Щетинин (1944, село Новый Бирюзяк Дагестанской АССР) — советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

В 1973 году заочно закончил Саратовский педагогический институт по специальности «музыка и пение» (класс баяна).

Работал директором музыкальной школы в Кизляре.

После Кизлярской школы, примерно 1974 году становится директором школы в посёлке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково Кировоградской области, где до 1986 года является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата и эксперимент был закрыт.

С 1991 года является академиком Российской академии образования.

В 1994 году создал экспериментальную школу-интернат в посёлке Текос Краснодарского края.

Книги (1)

Объять необъятное: Записки педагога

Как помочь ребенку найти себя и свое место в мире людей? Как научить детей творчески трудиться и жить?

Какие условия жизни и учения в школе могут максимально содействовать становлению гармонической личности учеников, развитию их возможностей и способностей.

Над этими и другими важнейшими проблемами детства размышляет автор. Для широкого круга читателей.

Комментарии читателей

Игорь Т. / 11.03.2016 Ребята, всем здравствуйте! Обратите пожалуйста внимание на "имена" некоторых авторов, в частности: "белочек, гостей и прочих живностей". Есть очень чёткая психологическая характеристика таких людей.Точнее марионеток! Просто игнорьте. Это пустозвоны!Видящий да увидит! Слышащий, да услышит. Всем Здравия!

Александр / 22.01.2016 Познакомился со Щетининым в АПН (Москва) в 1985 году. Прав rvv.45 - ничего умнее классической школы не придумано,но только для того, чтобы воспитывать недоученых, недовоспитаных нетворческих винтиков - рабов системы. Щетинин создал школу радости, творчества и саморазвития личности, а таковы технократическому обществу потребления, где главенствует золотой телец, не нужны. Общество еще не доросло до этого, Михаил Петрович - педагог 22 века. Спасибо Богу, что когда-то познакомил меня с ним!!!

Яков / 11.02.2015 Ура!!! Жизнь заходит на новый виток и он будет прекрасен...М.П. Щетинину низкий поклон...я считаю всем тем, кто с ним работал сильно повезло...и они должны нести этот свет дальше в века несмотря не на что, ради наших детей

Алина Б / 10.04.2014 Достаточно вспомнить великую мудрость: "Чем выше идеал, тем больше псов его облаивает", чтоб всё стало понятно. Михаил Петрович - всех благ вам и крепкого здоровья!

гостья / 27.12.2012 Ребята и девчата!!! Самые лучшие годы в моей жизни это время в школе с нашим любимым Михаил Пертровичем!!! Не в коем случае это не секта а М.П. не сектант))) это очень смешно и не разумно такого великого человека называть сектантом)) а просто он всех любит как плод нашей земли!!! Жаль только что он не без смертен, и не может открыть глаза всем кто этого хочет!!

Марина Тальвик / 31.12.2011 Здравствуйте! Вам нужны учителя или просто работники? Возьмите меня к себе на работу! Пожалуйста. Я умею делать очень многое. И ещё у меня есть сын 13 лет

Лазаренко В.А. / 28.11.2011 Очень много поверхностных и не прожитых на собственной шкуре возгласов.
Каждое дело характеризуется плодами.
Лично знаком с Щетининым. мои контакты
http://vkontakte.ru/stratosfer

белочка / 16.08.2011 rvv.45! уважаю.
так смешно читать наивные истории о том что не видели и не знают люди! вам только подай очередное "чудо"! сколько можно поддерживать подобных людей! ИМХО! была, знаю и видела! этот человек банальный сектант - урод который зарабатывает денюшки на состоятельных родителях учеников!!!
благо я сама глаза раскрыла и ушла из этой школы, чего желаю и вам.

Куприна Галина / 26.05.2011 Обожаю всё,что связано Щетининым М.П.помогите советом или делом в Новосибирской обл.на Родовом поместье, организовать школу Щетинина для наших деток.С 1996 года мечтаю об этом.

Таня / 10.12.2010 Здравствуйте.Меня зовут Таня,мне 13 лет и я очень хочу попасть в школу Щетинина.Я из другого города и не знаю номера телефона.Пожалуйста,если его кто-то знает,напишите на этот адрес [email protected]

Алина / 24.08.2010 Добрый день вам.Меня зовут Алина мне 16 лет.Я мечтаю попасть в школу Щетинина М.П.
Но я не знаю как это сделать,и куда мне обратится. Я пересмотрела много статей но нечего не нашла...
Пожалуйста помогите, или может есть подобные школы в Украине...
прошу помогите.
Родители не разделяют мои мечты и взгляды о родовом поместье...А там я найду понимание..
Если кто то знает как мне помочь напишите [email protected] или в контакте id55444979.
Заранее всем спасибо..

Олег / 31.05.2010 меня тоже удивляет, почему эта книга не стала настольной для уважающих хотя бы себя педагогов? Об авторе скажу еще короче: почему Он до сих пор - не Министр Образования? Наконец: Куда и как смотрят наши Правители?

Влада / 24.05.2010 я училась в школе Щетинина, отвечаю на вопросы. пишите: [email protected]

В прошлом году, отдыхая на Чёрном море, я случайно побывала в Школе Щетинина. Она находится в посёлке Текос Краснодарского края. Я, например, об этой школе узнала впервые. Ни о чём подобном до этого не слышала.
Тому, кто интересуется эзотерикой, наверное, известна книга В.Мегре "Анастасия". Говорят, что там про эту школу упоминается.
Щетинин - это один из профессоров-педагогов, которым ещё в 70-х годах поставили задачу создать школу будущего. Школу 21 века. Кажется, он единственный, кто довёл это дело до конца.

"Щетинин, с нашей точки зрения, совершил величайшее образовательное открытие, которое, конечно, осталось незамеченным его погромщиками. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом острове, что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, программа, учебные предметы здесь есть, ребята изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом. И еще: все говорят о том, что дети разные и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование."

Экскурсию нам проводили сами дети и они же рассказывали нам (небольшой группе, бОльшая часть которой очень увлекается всякими этакими "знаниями") о своём житье-бытье. Вот что я узнала.
В этой школе учителями являются сами дети. Восьмилетний ребёнок может быть учителем, к примеру, четырнадцатилетнего. Все корпуса построены детьми (причём очень красиво, настоящее деревянное зодчество). Занимаемая площадь небольшая. Но всё так уютно. И внутри корпусов очень интересно и необычно: картины на стенах и великолепные (мне понравилось) фрески.








"Понять что-нибудь с налету тут невозможно. Просто ходишь и смотришь, с вытаращенными глазами и открытым ртом. И глазам действительно не веришь.
Едва заметный поворот с трассы - и сразу изумление: крепкий каменный терем в три этажа, чем-то важным решительно отличающийся от примелькавшихся коттеджей наших нуворишей. Этот дом-дворец дышит индивидуальностью и обаянием ничем не стесненного вдохновенья (позднее пойму - его же построили дети!).
Минуем дворик-столовую, переход, еще дворик, парадное крыльцо... Всюду - в камне, дереве, мозаике, краске - запечатленный поиск красоты. Одна из формул Щетинина: "Художник всегда прав". "Ничего не перерисовывайте, не переделывайте", - говорил он, пока строились. И прихотью ребячьих вдохновений где-то брызнула на стену золотая осень, рассыпались по крыше звезды, на полу распустились цветы...
И на всем - ни пылинки. Дежурные без устали, чуть не за каждым проходящим моют и вытирают мостовые, ступеньки, паркет. Обычно это шокирует "экскурсантов". Напрасно! Разве не естественно для художника холить свое творение? И разве не естественно для людей, которым поручено поддерживать чистоту, честно ее поддерживать?
То же, кстати, можно сказать и о местном обычае здороваться со всяким встречным. Так исстари велось в любой русской деревне. Это в городах мы совсем уже чокнулись: заходимся теперь от восторга при виде элементарной нормы. Иное дело, что Щетинин сумел опоэтизировать эту норму в глазах детей. По нему, говоря "Здравствуйте!", мы побуждаем человека жить, быть, продолжаться. Более того, мы "пробуждаем среду" - содействовать ему в этом...
За теремом - "танцплощадка". Доски пригнаны безупречно. Деревья не вырублены - окружены настилом, отчего стволы их становятся как бы колоннами, а кроны - узорчатыми сводами этого лесного зала. Здесь проводятся занятия по хореографии и рукопашному бою, "огоньки", "круглые столы", общие сборы. Здесь на ночь рассказывают сказки. Или смотрят по видику фильм. Как правило, хороший, отечественный, с добрым смыслом.
Дальше - поляна с теремами поменьше, жилища холостого "педсостава", юношей и девушек, зачастую в свои 15-18 лет имеющих высшее образование, а то и не одно. За поляной идет стройка. Школе нужны жилье, библиотека, мастерские, спортзалы... За стройкой лес, ручьи, озера... "Текос" - в переводе с черкесского -"Долина красоты"

Эти позитивные цитаты я взяла здесь www.rodova.narod.ru
Мы спрашивали у ребят, бывает ли отсев из школы. Они ответили, что как такового отсева нет. Он происходит сам собой. Некоторые не выдерживают ритма, некоторые очень скучают по своим домашним. Там мы встретили одну маму, которая рассказала, что приехала из какого-то далёкого города (уже не помню какого). Снимает в посёлке квартиру или дом и уже года 3 живёт рядом с дочерью.
Нашей группе повезло. Мы встретили самого Щетитнина. Нас было человек 12. И всех нас он пригласил к себе в гости.. в кабинет. Усадил за круглый стол. Такой приятный в общении человек. Чем-то напомнил мне любимого с детства Доктора Айболита. Очень много всего интересного рассказывал. Даже как-то завораживал что ли.
Ещё немножко поцитирую. Это почти то, что Щетинин рассказывал нам лично.
- Михаил Петрович, как все началось, как родилась идея такого центра?
-Я думаю, мы не начинаем, мы скорее продолжаем, то, что в веках делали наши пращуры. Мы, мне кажется, ничего не выдумываем, мы идем от ребенка. Возможно, во мне сохранился ребенок, память, начало. В детстве я много мечтал, тогда не было телевизора в доме. У нас была большая библиотека, отец собирал нас и читал, а мы слушали. А потом я засыпал под отцовское чтение, и сон продолжал по-своему перестраивал образы. В раннем возрасте (я начал читать около четырех лет, когда букварей не было) я читал художественную литературу, классику. А потом рассказывал сверстникам, старшим, но чаще всего я фантазировал, выдумывая истории. Знаете про что? Про нечто то, что происходило, происходит, и будет происходить, как бы включаешься в образность Трои, так все наши пращуры работали. Сказки как бабушка рассказывала? Она играла по случаю происходящему, она их не выдумывала, она вслушивалась в информационное поле жизни, Вселенной и транслировала. И так все дети.

Михаил Петрович, по какому принципу Вы отбираете будущих воспитанников? Это жизненный опыт или Вы экстрасенсорными способностями обладаете?
- Мне кажется, я очень простой человек. Как все простые люди, я обладаю удивительным даром видеть, потому что не видят люди, возомнившие о себе, что они представляют из себя большее, чем обыкновенный человек. Вы замечали, что мудрые люди, как правило, простые люди, а когда у человека не хватает ума, он начинает дорабатывать отсутствием простоты. Я бы очень хотел, чтобы Вы на меня смотрели как на простого человека, я иду от здравомыслия. И точно так же, когда встречаем людей здесь, мы хотим найти в них основы для простого здравого видения мира, ищем в человеке сопереживание. Для нас очень важны мотивы учения. Я только что смотрел девочку, я взял баян и стал петь песню: "Ой, да не вечер, то не вечер". (Я казак, эта песня казачья). Мне важно, как она чувствует народную музыку, народную песню, жива душа или нет. Смотрю, она чувствует. Играю "Славянку", она плачет, значит, жива родовая память. Человек ведь информационная система. Когда начинаешь трогать информацию, то видно сразу соответствие информации. Никак он ничего не сделает из себя, ежели в информационном плане устремлений он не адекватен, у него другие интересы, другие потребности, другое информационное пространство. Потом, насколько подтверждены первые посылки, видно в процессе обычного простого труда: как чистит картошку, как моет пол. Если он занимается выбранным предметом самозабвенно, как делом своей жизни, если он, чтобы ни дела, делает качественно, это тот человек, который должен здесь быть. самое главное, чтобы все, что он делает, делал для другого. Если я как часть мира работаю на мир, то я весь мир, я огромен. Я большой, я созвучен ему, и тогда он через меня себя представляет. Я люблю этот образ, когда клетка работает на тело, тело работает на клетку. Закон целого. Но кто бы к нам ни попадал, мы стараемся работать качественно, даже, если это три дня. Направление всех наших усилий, чтобы человек, уходя отсюда, не бросал нас мысленно, чтобы шел, работал, чтобы уходил не униженный, а с чувством благодарности.


Ещё он интересно рассказывал, что каждое поколение несёт в себе информацию о своих прадедах. И поэтому в школе дети воспитываются на рассказах, фильмах и песнях времён Отечественной войны.
Любезно сфотографировался вместе с нами. Но что-то случилось с моим фотоаппаратом. Именно в этот момент он отказался работать.
В общем, лично мне всё это напомнило старые фильмы из серии "Отроки во Вселенной".

Но это всё позитив. По приезду домой я порылась в Интернете, чтобы поискать, что пишут про эту необычную школу. И натолкнулась на множество отрицательных, негативных высказываний. Вот, к примеру, статейка.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА: ВЗГЛЯД СВЯЩЕННИКА...
ПОД КОЛПАКОМ
"Школа Щетинина" - замкнутая на себе система, которая потребляет то, что порождает: закончившие эту школу становятся ее преподавателями. Не известно ни одного случая плодотворной работы выпускника щетининской школы за ее пределами. "Студенты вузов" проходят очно-заочное обучение, не выходя из стен школы.
В школе Щетинина применяется метод "вызова на круг", когда провинившийся оказывается перед лицом всей группы, настроенной к нему отрицательно и выражающей свое порицание. Всякое несоответствие предписанной модели поведения расценивается как "жидовство" (!?) и подлежит осуждению всей группой. При этом возраст проявившего "жидовские" качества не играет никакой роли: и взрослый человек, и ребенок подвергаются одинаковым по строгости мерам.
Вся информация, проникающая внутрь "группы Щетинина", проходит тщательнейшую фильтрацию и жесточайший контроль со стороны "Учителя" и его ближайшего окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни группы, как "источники грязи". Книги, газеты, журналы можно читать только после личной санкции Щетинина. По словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Свидания с родителями строго регламентированы и не могут быть продлены более установленного срока.
Нужные качества у адептов достигаются через восприятие "концепции родовой школы", которая предполагает восприятие себя как частицы "рода". Эта концепция заставляет адепта неадекватно воспринимать свою роль в ситуации: так, 6-летний мальчик в день своего рождения "на вопрос: "Сколько тебе исполнилось?", ответствовал: "Много. За мною - века. Я княжьего (?) рода". И все как один члены группы Щетинина не мыслят себя в иной роли, кроме как "спасителей России", хотя, будучи оторваны от реальной жизни, навряд ли представляют, что на самом деле требуется сейчас России. Уход из "группы Щетинина" расценивается прежде всего как "предательство Учителя". Кроме того, удерживающим фактором являются социальные льготы, получаемые членами группы: возможности бесплатного (в том числе высшего многократного) образования; освобождение от службы в армии - сначала как студентам, а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт, проведший многие годы на полном довольствии, за пределами группы оказывается полностью дезадаптирован, вплоть до того, что не имеет никакого опыта обращения с деньгами.
Область брачных отношений также регламентируется Щетининым. Известны случаи, когда давно желающие вступить в брак ученики его комплекса не делают этого только потому, что не имеют санкции "Учителя". С другой стороны, имеются примеры браков, заключенных на основании одного лишь "благословения" лидера группы. Одним из показаний для вступления в брак является возможность поездки супругов в родные места на жительство с целью создания там филиала щетининской школы. Вообще в публикациях, освещающих "щетининскую" тему, слово "семья" встречается только по отношению к "группе Щетинина". Ситуация, впрочем, не новая. На семью покушается всякая тоталитарная идея. Все описанное дает основания усмотреть в "группе Щетинина" типичные признаки тоталитарной секты. Единственное, что формально отличает ее от религиозной организации, - отсутствие строго сформулированного религиозного учения. Но секта, которая маскируется под школу духовного развития и кулачного боя, опасна не менее, если не более.
отец АЛЕКСЕЙ (Касатиков)

И под статьёй совсем уже нелицеприятные отзывы.
Или вот тут (если кого заинтересовало): http://www.sektam.net/modules.php?name=News&file=article&sid=550
Не хочу судить или осуждать. Но знаю точно, что своего ребёнка я бы туда ни за что бы не отдала. Даже если бы моя дочь подошла бы подо все их (школьные) стандарты и даже, наверняка, если бы мне никогда бы не довелось читать такие отрицательные отзывы.

Михаил Петрович Щетинин родился в 1944 г. в с. Новый Бирюзяк (Кизлярский район Дагестана) в семье потомственного терского казака. С 1962 г. служил в армии.

Потом учился в музучилище, но не окончил из-за болезни рук. С 1966 г. начинает преподавать в музшколе, одновременно заочно учась в пединституте. Уже тогда Михаил начал педагогические эксперименты.

С 1972 г. работает директором музшколы в г. Кизляр (Дагестан), где создает первый лицей искусств, координируясь с обычной школой. Есть первый положительный опыт: активизировались способности отстающих учеников.

В 1973 г. заканчивает музыкально-педагогический факультет пединститута в Саратове и становится учителем музыки и пения (играет на баяне). Еще год работает в музшколе, заканчивая эксперимент.

В 1974 г. назначается директором школы-комплекса в пос. Ясные Зори (Белгородской обл.). К этому времени Щетинин понял, что воспитать самодостаточную личность можно только через синтез искусства, спорта, творчества и знания. Его новаторство было направлено на это: уделяя много внимания музыке, пению, хореографии и физкультуре, он не забывал о школьном самоуправлении, насыщенных коротких продуктивных уроках (35 мин.) по широкому перечню предметов; практиковал «кафедры», которые были прообразом метода погружения.

В 1979 г. Михаил Петрович становится научным сотрудником АПН. О странной школе становится известно в Москве, причем пресса о ней высказывается нелицеприятно. Комплекс закрывают, а Щетинину дают школу на Украине в село Зыбково (Кировоградская обл.), чтобы дискредитировать его идеи. Он назначен научным руководителем эксперимента по созданию учебно-трудового комплекса-интерната. Щетинин продолжает внедрять новаторские методики, впервые пробует метод «погружения». К 1986 г. об эксперименте заговорили по всей стране, но Минобразования СССР не увидело в нем положительных результатов, и школу закрыли.

Щетинину не дают учительствовать, и он уезжает в Москву по приглашению академика Петровского. Два года он работает старшим сотрудником НИИ АПН. За эти годы он обобщает свой опыт, расширяя педагогику сотрудничества, выпускает свою книгу «Объять необъятное», изучает Рерихов.

В 1988 г. некоторые люди из ЦК помогают Михаилу Петровичу устроиться директором школы в станице Азовская (Краснодарский край). Школа сразу реорганизуется, в ней вводятся новаторские методики, которые не всем по вкусу.

В 1990 г. родители настаивают на введении классического обучения, и школа делится на две. Щетинин становится гендиректором Центра комплексного формирования личности детей и подростков в ст. Азовская. Вокруг новатора формируется коллектив единомышленников, налаживаются связи институтами и университетами, отрабатывается методика погружения.

В 1991 г. учреждается РАО и Щетинин становится академиком.

В 1993 г. после Всероссийской конференции по национальной школе, в центре возникли противоречия. В 1994 г. Щетинин с педагогами-единомышленниками и некоторыми учениками перебирается в посёлок Текос под Геленджиком (Краснодарский край) для создания экспериментальной Русской родовой школы-лицея интернатного типа.

Под школу отдали старую армейскую казарму. Руками Щетинина, его единомышленников и детей была построена новая школа. К 2000 г. она стала широко известна в мире как школа будущего, признана ЮНЕСКО. Возглавляется Щетининым и сейчас.

Заслуги:

  • 1976 г. — грамота Минпросвещения РСФСР.
  • 1978 г. — Отличник нарпросвещения РСФСР и медаль "За трудовую доблесть".
  • 1981 г. — Отличник нарпросвещения УССР.
  • 1990 г. — заслуж. учитель России.
  • 1991 г. — академик РАО.

Педагогика сотрудничества как основа системы Щетинина

Образовательную систему Щетинина называют философской, ибо она призвана сотворить цельную, творческую, обладающую системным мышлением личность.

Главная идея его системы

  • Каждый человек обладает от рождения огромными возможностями саморазвития.
  • Воспитание должно дать максимум свободы для саморазвития.
  • Саморазвитие основано на природных склонностях учеников.
  • Каждый ученик развивается в свои индивидуальные сроки.

Другими словами, ребенок должен сам создавать свою систему образования.

Щетининская система является частью педагогики сотрудничества.

В ее основе лежит:

  • Развитие нравственности и духовности через образ жизни, а не через наставления.
  • Стремление к познанию.
  • Видение прекрасного во всем.
  • Любовь к любому труду.
  • Физподготовка каждого ученика через русский рукопашный бой для самозащиты.

Ребята, которые вырастают в атмосфере сотрудничества:

  • много и продуктивно думают;
  • изначально становятся учителями — легко могут объяснить материал другому;
  • коммуникабельны и организованы;
  • открыты для людей;
  • способны к любому творчеству;
  • обладают огромным чувством ответственности.

Дети в школе Щетинина получают системное образование: целостное мировоззрение глубоко связывается с фундаментальными знаниями. Это достигается созданием комплексного образовательного пространства.

Русская родовая школа

Все эксперименты Щетинина и его педагогика сотрудничества стали основой для итогового дела его жизни — создания школы нового типа. Для этого пришлось ответить на вопрос: «Школа должна давать только знания или формировать личность?». В своей системе Щетинин сделал акцент на духовно-нравственное развитие, т.е. воспитание гармоничной, самодостаточной, социально-активной личности с багажом необходимых знаний и умений.

Такие задачи можно было реализовать через школу-общину, которая опирается на:

  • организованность и дисциплину;
  • возвышенное чувствование Родины;
  • труд и творчество каждого;
  • уважение родителей, память о предках, любовь к ближнему;
  • полное отсутствие дурных пристрастий;
  • свободный выбор каждого ученика;
  • взаимоподдержку и взаимопомощь;
  • желание учиться;
  • стремление к цели;
  • общие интересы и энтузиазм;
  • преданность идеалам.

Тогда познавательная деятельность организуется так, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Педагоги-наставники помогают в становлении личности через умение работать и реализации себя.

Основным принципом родовой школы должно быть принятие единого целого каждым, кто составляет это целое. Отсюда вытекает суть Русской родовой школы: бытие человека как элемента космоса.

А почему школа родовая?

Да потому что мы все носим в себе память предков, память рода. Это сосредоточено в нас, стоит только открыть эту сокровищницу, и можно черпать оттуда бесконечный духовный потенциал.

Родовая школа воспитывает особое отношение к родителям: отца и мать можно только любить, их нельзя ни за что осуждать. Цель Родовой школы — связать детей с родителями любовью и верностью, чтобы ребенок с честью представлял свою фамилию, гордился ею.

Почему школа русская?

Залог будущего России — в воссоздании своей истории, соединении с памятью предков. Это положено в основу народности школы: воссоздание гордого образа славянина, бережно хранящего свою страну и историю. Такая модель взята за основу школы в Текосе — это «русская община», казачья станица, казачий круг, артель, одна большая духовная семья.

Методика обучения в школе Щетинина

В школе Щетинина синтезированы в единое целое несколько спецшкол:

  • обучающая (общеобразовательная);
  • искусств (художественная, музыкальная, хореографическая);
  • спортивная;
  • трудовая.

Это помогает всесторонне раскрыть потенциал ребенка. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения».

Методика погружения

Щетинин трактует ее как целостное концентрированное восприятие и понимание учеником всего годичного курса в короткий срок. За год дети четыре раза погружаются в каждый предмет. Они начинают с общих представлений о нем, постепенно углубляясь и творчески расширяя свои познания. Такие погружения обязательно перемежаются с «образными» занятиями (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).

Ученики, которые усвоили предмет, и подошли к нему творчески, сами становятся учителями и проводят занятия с вышедшими из погружения товарищами. В школе приветствуется коллективное творчество и взаимопомощь.

Модель погружения в предмет

Погружения длятся не больше недели, завершаются экзаменом.

1. Погружение в предмет:

  • собирается группа по интересам;
  • выбирается направление изучения;
  • начитываются лекции известными специалистами.

2. Выход из погружения:

  • период самоподготовки;
  • группа разбивается на подгруппы из 2-5 человек;
  • к ним подключаются помощники (те, кто защитил право быть учителем);
  • они рекомендуют свои разработки и источники информации;
  • подгруппа уединяется и глубоко изучает предмет;
  • параллельно составляют свою наглядную информацию, завоевывая право быть учителем.

3. Итоги погружения:

  • зачет;
  • учительство по этому предмету среди подгрупп;
  • экзамен на уровне вузовских программ;
  • студент.

Базовое образование для всех — история. Второе и далее — по выбору. Уже к 14-15 годам ребята получают первое высшее образование.

Особенности преподавания в школе Щетинина

Это сельская школа-интернат, которая полностью выстроена детьми (взрослые лишь консультируют). В школе есть хореографический и конференцзалы, спортплощадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока, баня, мастерские, скважины для забора воды, швейный цех и многое другое.

Учебный процесс построен на своих принципах:

  • группы из учеников разного возраста;
  • нет классов;
  • нет узаконенных тем уроков;
  • нет отдельных учебных кабинетов;
  • нет оценок;
  • нет стандартных учебников;
  • нет звонков;
  • нет домашних заданий;
  • нет педсоветов;
  • нет никаких нравоучений.

Уроки проводятся в любом удобном помещении или на улице. Ученики самостоятельно изучают научный материал. Важным предметом является история Отечества и слово (русский язык и литература). Учителя — это наставники. Уроки уплотнены и сокращены, поскольку для детей продуктивное время работы — 30 минут. Оставшееся время можно эффективно используется для саморазвития детей. Отсутствие домашних заданий позволяют учителям всматриваться в склонности учеников и развивать их. В школе нет учеников в чистом виде: все здесь сотрудники.

Структура школы будущего

Щетининский центр в Текосе поделен на НППО (научно-производственные педагогические объединения), которые подразделяются на лицеи и лаборатории. Главным является казачий лицей. Совокупность НППО, лицеев и лабораторий образуют ассоциацию. Обучение в центре полностью бесплатное.

Режим учебы напряженный:

  • подъем в 5.30 утра;
  • физподготовка до 9.00;
  • вегетарианский завтрак;
  • учебные занятия вперемешку с танцами и спортом;
  • обед;
  • свободный час;
  • работа;
  • ужин;
  • свободный час;
  • отбой в 21.30-22.00.

Выходных и каникул в учебном процессе нет. Встречи с родителями довольно редки — несколько раз в году. При поступлении в школу установлен адаптационный испытательный срок в две недели. Каждый выпускник получает базовое высшее историческое образование и 15 разных рабочих специальностей (швея, строитель, повар, отделочник и т.п.), а также владеет навыками самообороны.

Критика

Новаторские идеи и деятельность Щетинина в педагогике еще со времен СССР получали неоднозначную оценку у коллег и в прессе. За его склонность к идеям Рерихов и Агни-Йоги, текоскую школу даже называют тоталитарной сектой, самого Щетинина — Гуру, транслирующего «космическую информацию», а учеников — адептами.

Агрессия по отношению к Щетинину так велика, что на его семью было совершено несколько покушений, погиб сын брата. Сам Михаил Петрович о Русской школе говорит так: «Мы пока военный корабль, в который стреляют... Вы хотите стать его пассажиром, но здесь только матросы. А вы готовы стать матросом одной команды?»

Распространенность системы Щетинина

В настоящее время существует всего одна школа в Текосе, которая работает по методикам Щетинина. Разработанная им система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. А сам учитель признан величайшим человеком тысячелетия. В текоскую школу свозят детей со всей страны и из ближнего зарубежья. Его популярность выросла настолько, что на 300 мест в школе претендует более 4000 человек.

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Но Щентинин осторожен — он не хочет навредить детям, ему не нужны простые обещания о стабильности потенциальной школы, ему нужны гарантии. Но их пока нет. Поэтому нет и подобных школ. Русская школа на государственных дотациях и опекается Минобразования. Но и здесь нет стабильности: экспериментальную отработку модели новой школы будущего уже не раз приостанавливали. И очень неясна ее будущность. Учебный центр тесно сотрудничает с центром Рерихов, который во всем его поддерживает. Щетининский центр получает поддержку и от Шалвы Амонашвили.

Библиография

М.П. Щетинин больше человек действия. По педагогике он написал всего одну книгу, отражающую его педагогические идеи:

  1. Объять необъятное: записки педагога. — М.: Педагогика, 1986.

В ней он размышляет:

  • о помощи детям в поисках себя и своего места в мире людей;
  • как помочь ребенку научиться жить и творчески работать;
  • какую создать среду, чтобы развить способности ребенка;
  • как взрослые должны содействовать становлению гармонической личности ребенка.

Книга полезна родителям и учителям. В планах есть написание еще одной книги о ребенке.

Контакты

Школа Щетинина в Текосе открыта для всех. Всегда можно позвонить в учительскую по всем вопросам. Телефоны учительской школы: 8-107-86141-260346, 8-107-86141-60062. Есть также контактное лицо: Елена Олеговна Крылова (

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - экспериментальная общеобразовательная школа, созданная в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края. ТАКИМИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ВСЕ НАШИ ШКОЛЫ!

Михаил Щетинин известен на всю Россию тем, что использует новаторские методы в педагогике, которые способствуют раннему творческому развитию. Его ученики в 14 лет заканчивают среднюю школу, а к 18-20 годам имеют по три высших образования.

Его опыт и его педагогические находки изучают педагоги разных стран.
Неоднократно он становился «Человеком года» в сфере образования.

Всемирная организация ЮНЕСКО трижды признавала разработанную им систему образования лучшей в Мире и занесла имя М.П.Щетинина в список величайших людей ушедшего тысячелетия.

Главная цель школы Михаила Щетинина — это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.

В тоже время, на эту школу наложен информационный запрет (по телевидению о ней почти ничего не рассказывают). И не мудрено, ведь в этой школе обучение коренным образом отличается от повсеместно внедренной системы зомбирования и создания из детей невротиков. В школе Щетинина дети обучают детей. Школьную программу проходят за 1-3 года.


Педагогическая система Щетинина основывается на нескольких принципах:

Первый из них - это духовно-нравственное развитие человека. Любовь к ближнему и любовь к Богу, любовь к Родине. Духовность не декларируется на уровне правил и нравоучений, а демонстрируется собственным поведением взрослых и детей.

Второй принцип, который можно считать ключевым для освоения знаний - устремленность к познанию. В школе Щетинина учатся методом погружения в разновозрастных группах, а затем каждый учащийся может быть в роли учителя и объяснять сотоварищам всё, что относится к изученной теме. Быть учителем очень ответственно и почетно.

Третья основа жизни в школе - это любовь к труду. Ученики своими руками, в буквальном смысле этого слова, строят окружающий мир, в котором живут. Они гордятся своими реально полезными для жизни достижениями. Чувство прекрасного, видение красоты в окружающем, проявление творчества во всех аспектах повседневной жизни, а также, мощная физическая подготовка на основе русского рукопашного боя как способ самозащиты и помощи снятия агрессии нападающего - еще две сферы, которые не остаются без внимания в этой педагогической системе, а занимают очень важное место.

Школе Щетинина в Текосе, а точнее – лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков уже 20 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин.

10 советов от учителя, преподававшего в школе М.П.Щетинина историю:

1. Урок начинается с ИНТЕРЕСА ученика к предмету.

2. Прежде, чем объяснить, ОБРАДУЙТЕ.

3. После того, как ученики заулыбались, ЗАИНТРИГУЙТЕ.

4. После того, как заинтриговали, ОБЪЯСНИТЕ, зачем это им нужно.

5. Передавайте своё УДИВЛЕНИЕ и ВОСХИЩЕНИЕ тем, что вы объясняете.

6. Запоминается НЕОЖИДАННЫЙ ПРИМЕР.

7. Запоминается НАГЛЯДНОЕ и то, что МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

8. Высший класс – когда ученик хочет ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ вашу информацию и ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ.

9. Хотят учиться не у того, кто хорошо знает предмет, а у того, кто показал, как он НУЖЕН УЧЕНИКУ.

10. Урок – не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся ХОРОШО ВМЕСТЕ. А что ещё и полезно – это следствие!

Более подробно о школе Щетинина, о ее философии, о том, как проходит учебный процесс, об успехах выпускников школы вы узнаете из этих видео.

Если ваш ребенок, уже задает вопросы вам, его родителям, о том, есть ли какие-нибудь другие школы, где дети совершенно по-новому постигают знания, то наш материал будет очень вам полезен. Если он, ваш ребенок сам, просится в уникальную и всемирно известную школу имени Михаила Петровича а, то и тут вы сможете с помощью нашей информации помочь ему туда попасть, а еще возможно стать ее учеником. Мы будем готовить родителей к возможности их детям прикоснуться и узнать себя, раскрывающимися в образовательном процессе в школе имени Михаила Петровича Щетинина.

Мы взяли интервью у Валерия Катрука, папы нашего соотечественника из Молдавии Давида, учащегося в этой школе.


- С чего начинается Ваша родительская ответственность и действия на пути в школу Щетинина?

С понимания того, что это место, в котором воспитывается русское духовное воинство. Суть в том, что воинство не подразумевается как воинственность, а как защита очень высоких морально нравственных ценностей русского человека. Это все то, что далеко от европейских ценностей. С одной стороны ты принимаешь эти русские ценности, а с другой стороны ты должен быть их достоин. То есть ты должен быть очень силен, чтобы быть их хранителем. Поэтому там очень не просто: бескомпромиссные требования к физической форме, ментальной и эмоциональному самоконтролю. Предлагается человеку быть очень сильным. Но не все хотят быть сильными людьми. Многие предпочитают жить на полуспущенных и получать удовольствие от каких-то очень простых вещей. Определитесь, хочется ли вам стать родителем обновленного ребенка, который вошел в это братство. Объясните это вашему школьнику. И если ребенок этого искренне хочет, то поступление в школу Щетинина становится очень простым действием. , когда у них прием для набора в ученики.

- Какие документы необходимо с собой иметь для поступления?

Там же на сайте есть весь перечень требуемых документов. Он стандартный и ни чем не отличается от документов в любую школу(свидетельство о рождении/паспорт, справка из поликлиники, справка из примарии о составе семьи, медицинская страховка молдавская).

- Какие действия вы должны сделать следующими?

Отправить электронный запрос в школу по интернету.

Получить согласие.

Приехать туда на место в поселок Текос.

И понимать такое обстоятельство. Надо понимать, что могут в первый же день предложить вам уйти. Если это случится, то вам обязательно объяснят почему. Может быть, они увидят, что ваш ребенок не хочет, если это действительно так.

- Может быть, тогда надо сразу же ехать в школу, а потом снимать номер в гостинице?

Необязательно. Потому что гостиница и подворья рядом со школой недорогие и посуточные. А лучше приехать за день или два до появления в школе. Во первых ты приезжаешь с дороги уставший и надо отдохнуть и восстановить силы. Во вторых твое внимание рассеяно, поэтому не стоит сразу ехать на море по приезду.

Денек или два, желательно побыть в этой среде, таких же соискателей на поступление в школу. Пока общая среда позволяет ребенку подготовиться и мобилизоваться под тот основной повод, ради которого он там находится. Настроиться. Это очень важно.

- А сколько стоит там гостиничное проживание в сутки?


Двести рублей с человека. Условно говоря, 70 леев с человека в сутки.

-Итак со настройка произошла, все готовы, что дальше?

Дальше надо явиться вовремя в назначенное время, без опозданий. Собираются люди у шлагбаума, их встречает в строго назначенное время человек, забирает и они уходят. Дальше родители заполняют анкеты, предметные и детальные. Все особенности вашего ребенка надо будет указать и описать, включив и сложности. Анкета не формальна. Она очень детально раскрывает суть ребенка с точки зрения родителя. Анкета заполняется и сдается. Дети отдельно от родителей, тем временем, учатся. И в этот первый день их тоже могут попросить уехать. Так что будьте готовы. Для некоторых и первого дня хватает, чтобы понять, что ребенок то ли не может, то ли не тянет образовательный процесс в школе Щетинина.


Потом наступает второй этап. Три дня, в которые родитель еще живет вместе с ребенком в гостинице, а в школу только приходит. В том случае, когда за эти три дня наступит такой рубикон, при котором еще отсеется часть детей.

На следующем этапе, те дети кто идут дальше, переезжают в школу жить. А их родители остаются отдельно в гостинице и их поддерживают. По истечению этого времени опять происходит новый отбор детей. Родителей собирают и сообщают им окончательное решение, остается ребенок или нет в школе. Объясняют, почему это решение принято, сложности и причины. Родителям, дети которых остаются в школе, предлагается покинуть Текос и ехать домой. Теперь все расходы на гостиницу заканчиваются.

-На которое время остался ваш ребенок в школе?

На два месяца. На это время, всю ответственность за ребенка несет школа. И за этот же период в школе, происходит окончательное определение относительно дальнейшего зачисления в школу. Спустя испытательный период, ребенка могут официально зачислить в школу.

-Что меняется вместе с официальным зачислением в это заведение?


Теперь школа несет еще и ответственность за моральный облик вашего чада. Они там будут его «дотягивать» хотя-бы до ближайшего года учебы. Так чтобы он получил аттестат за девятый класс, например. Посередине года его уже никто не отсеет. Если только что-нибудь вопиющее.

-Еще какие-нибудь расходы были?

Да. На еду, во время проживания, на дорогу. Еще нужно приобрести для школьника форму, без яркой символики. Одежда должна быть строгой и особенной (белый верх и классические черные штаны). Внешний вид имеет значение. Все достаточно спокойно в стиле одежде. Нужна еще и военная одежда комплект и берцы. Практичная военная форма для силовых упражнений. Потом еще нужен комплект постельного белья и средства гигиены. Список всего будет вам выдан.

-Деньги на карманные расходы вы передали ребенку и в каком объёме?

Самый простой способ, как я вижу, это открыть карточку там, на месте, и перечислять туда деньги на карманные расходы. Чтобы деньги не были утеряны и контролировались только владельцем, отлично подойдет банковская карточка. Там в школе нет сейфов для хранения ценных вещей. Все документы сдаются администрации, а все остальное у школьников в свободном доступе.

- Чтобы вы выделили в касательно родителей будущих лицеистов?

Главное это то, что родители включены в процесс поступления в школу не меньше чем ребенок. Готовить, поддерживать моральный дух, ездить за покупками, вы сможете, только взяв отпуск на это время. Примерно на две недели.

Спасибо Валерий за интервью и детальное описание вашего интересного родительского опыта!

Валерий Катрук

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...