Состав числа 5 старшая группа конспект. Игра «Такие разные линии»

Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для закрепления состава числа из двух меньших чисел для детей подготовительной к школе группы.

При подготовке детей к вычислительной деятельности одной из наиболее важных задач является знакомство с составом числа из двух меньших чисел.
Моя задача: познакомить детей не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию и осознанию детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
Для успешного овладения и запоминания состава чисел я изготовила следующие пособия.

Предшествующая работа: начиная со средней группы мы учим детей операциям с множествами предметов, созданиям множества из подмножеств, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие требования:
- постепенность,
- не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
- показать все возможные варианты разложения числа на два меньших.

Цель игр: Закрепить представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10).

Задачи игр:
1. Продолжать учить соотносить цифру с числом.
2. Закрепить знания об образовании чисел в пределах от 5 до 10 и раскладывать их на два меньших.

Игра «Божьи коровки»

Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах.

1. Воспитатель кладёт цифру в круге над божьими коровками и предлагает детям подобрать цифру на второе крыло. Ребенок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле.
2. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге.

Игра «Мухоморы»

Материал: двухсторонние шляпки мухоморов: на одной стороне приклеены белые точки (от 1 до 10), на второй стороне – примеры; ножки мухоморов с цифрами от 1 до 10; кружочки белого и красного цвета.


Варианты использования пособия:

1. «Подбери ножку к шляпке мухомора»: Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.

2. «Реши примеры»: Надо решить арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.


3. «Равно - неравно»: Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

Игра «Домики»

Материал: Домики с окошками. На каждом этаже только одна цифра. Набор цифр.
Ход игры: Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

Игра «Подбери колёса к машине»

Варианты использования пособия:
1. На машину кладётся цифра. Дети должны подобрать колёса к машине так, чтобы количество гаек на двух колёсах, обозначенное цифрами, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты).
2. К машине прикладываются колёса, обозначенные цифрами, а ребёнок должен определить их общее количество и положить на машину соответствующую цифру.

Игра «Полянка»



Материал: Полянка (сделана из зелёного картона); 2 вида цветов из картона; в середине липучка для закрепления цифр на полянке.
Ход игры: На середину полянки кладётся цифра. Ребёнок должен составить это число из цветочков разного цета.

Игра «Числовик»


Материал: Циферблат с двумя стрелками.
Ход игры: Воспитатель называет любое число в пределах 10, а ребёнок указывает стрелками на числа, из которых можно составить это число.

Елена Сазонова
Конспект занятия по математике «Состав числа 5» для детей старшей группы

Конспект занятия по математике в старшей группе .

Тема : «Состав числа 5 » .

НОД по образовательной области «Познавательное развитие.

Тема «Состав числа 5 »

Программное содержание :

Знакомить детей с составом числа 5 , учить раскладывать число 5 на два меньших , а из двух меньших составлять целое .

Закреплять знания о временных отношениях : (неделя, времена года) .

Развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитывать культуру поведения и интерес к математическим играм .

Организационный момент. (ребята, давайте встанем в круг)

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Поздороваемся, улыбнемся, подмигнем

Заниматься мы начнем.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетел маленький совенок, он никогда раньше не был в детском саду и совсем не умеет считать, а хочет научиться, поможем ему, ребята?

1. Начнем нашу умственную разминку. Нужно правильно ответить на все вопросы

Какое сейчас время года?

Сегодня вторник, а завтра?

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Если стол выше стула, то стул?

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Сколько месяцев в году?

Назовите времена года

Назовите весенние месяцы.

Назовите дни недели

Сколько ушей у трех мышей?

Сколько концов у двух палок?

Если сестра старше брата , то брат?

2. - Ребята, у меня есть для вас загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете с каким числом мы сегодня с вами будем знакомиться.

На руке малышка Лиза

У нее, на удивление,

Каждый раз выходит… (пять) .

Правильно, пять. Да сегодня мы с вами познакомимся с числом пять . Узнаем, как его (5) разложить на два меньших числа , и как из двух меньших получить целое.

(На доске пять квадратов красного цвета) .

Что вы видите на доске? (геометрические фигуры, квадраты) .

Сколько всего квадратов? (пять) .

Как вы узнали? (сосчитали) .

Какой цифрой можно обозначить это количество (цифрой пять) .

Давайте с вами поселим цифру 5 в этот домик и напишем ее вверху (взяли карандаши и написали) .

А сейчас я переверну последний квадрат другой стороной. (переворачивают круг синей стороной вверх) .

Сколько стало квадратов? (пять)

(кол-во квадратов не изменилось, но число пять получилось другим способом) .

Сколько красных квадратов? (четыре)

(один) . Обозначьте это количество цифрой.

Значит, пять – это сколько и сколько? (Пять – это 4 и 1)

Теперь перевернем два квадрата другой стороной.

Сколько стало квадратов? (пять) .

Количество квадратов изменилось? Не изменилось, число пять получили другим способом

Сколько красных квадратов? (три) . Обозначьте это количество цифрой.

Сколько квадратов синего цвета? (два) . Обозначьте это количество цифрой

Значит, пять – это сколько и сколько? (Пять –это 3и 2)

Пять – это 3и 2, пять –это 4и1.

Вывод : Таким образом, давайте повторим, как мы получили из 2-х наименьших целое число

(обращает внимание на квадраты, разложенные на столе)

4. Закрепим счет порядковый. На столе стоят игрушки счет детьми до 10.

На каком месте стоит зайчик? И. д.

5. Числовой ряд с пропущенными цифрами.

Задание : Дети называют пропущенные цифры.

6. Игра «Найди свое место» дети идут по кругу, в центре которого лежат перевернутые цифры, по сигналу воспитателя каждый берет себе цифру и находит свое место в ряду. Игра повторяется несколько раз.

Совенок : Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг) (выставить на доску)

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем - прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его (квадрат)

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

Знает меня каждый школьник.

Я зовусь… (прямоугольник)

Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.

Воспитатель : Нам нужно самим выложить геометрические фигуры из счетных палочек. Составьте из них геометрические фигуры, которые вы знаете, используя все палочки (у каждого ребенка разное количество палочек) . Готово?

Физкультминутка «Гаражи и машины»

Ход : по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 5. Детям раздаются карточки с кругами 1-5. Ребенок должен посчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.

Рефлексия : Педагог раздает листочки с заданиями, дети выполняют : соединить все точки по порядку, начиная от единицы…до 5. Должна получиться цифра 5. Я рада, что вы сегодня оценили сами себя, оценили себя на какую оценку вы занимались. Молодцы! Всем спасибо.

Совенок : «Спасибо ребята, мне очень понравилось у вас, и я научился считать до 5 и знаю теперь много геометрических фигур. Особенно мне понравилась ваша игра «Гаражи и машины» и еще когда цифры прячутся и надо отгадывать, какая цифра спряталась. А вам, что больше всего понравилось на занятии ? Ответы детей .

Чем лучше ребенок представляет в своей голове состав числа и чем быстрее и правильнее он может разложить число на 2 других, тем легче ему будет решать любые уравнения на сложение и вычитание. Поэтому тема важная и нужно проработать ее с ребенком со всей ответственностью, чтобы он на загибал пальцы, считая 6-3, а сразу сказал 3. Для начала познакомьте ребенка с домиками на состав числа, заселенными циферками. Скачать и распечатать их можно на странице Домики "состав числа" >> Затем знания необходимо закрепить. А самое лучшее средство доведения навыков до автоматизма - это математический тренажер. В нашем тренажере задания разноплановые. Чтобы ребенок не уставал, мы предложили на одном листе не только домики, но и примеры на сложение и вычитание по составу числа, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого или уменьшаемого, и умные задачки. Кликайте по нужным страницам и открывайте их в полном размере, далее можно сохранить картинку себе на компьютер и распечатать. При печати на листе а4 есть возможность разрезать один лист на 2 и растянуть задания на 2 дня, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка. После выполнения задания ребенок или взрослый отмечает, как он его оценивает: не очень хорошо - тучка, хорошо - смайлик, отлично - солнышко.

Скачать и распечатать тренажер на состав числа от 2 до 10

А теперь вразброс. Так же разрезаем на 2 части и решаем.

Цель: познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел.

Задачи:

  • познакомить с составом числа 5, что оно состоит из двух меньших чисел
  • закреплять умение называть число «на один больше»
  • развивать внимание и память, логическое мышление.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, три обруча, мячи на каждого ребенка с изображенными на них кружками, большой мяч, математический набор на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребятки.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Скажите, чем мы сегодня с вами займемся?

Воспитатель: Верно. Но сначала я предлагаю вам поиграть. Я буду бросать мяч, и называть число, бросая мне мяч обратно, вы будете называть число на один больше. Три… (четыре) , пять… (шесть) , восемь… (девять) и т.д.

Игра «Мяч бросай число называй»

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте пройдем за столы.

Перед каждым ребенком на столе набор геометрических фигур.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (на экране по очереди появляются по очереди квадраты красного цвета) . Давайте с вами посчитаем.

Воспитатель вместе с детьми считает квадраты 1, 2, 3, 4, 5.

Воспитатель: Хорошо. Выложите перед собой 5 красных квадратов.

Дети выкладывают перед собой квадраты.

Воспитатель: А теперь давайте заменим последний квадрат квадратом желтого цвета. (Дети по желанию меняют квадраты на интерактивной доске) Сколько красных квадратов в ряду?

Дети: Четыре.

Дети: Один.

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Верно. Четыре и один, а всего – пять. А теперь отсчитайте три красных квадрата и положите их под квадратами первого ряда.

В это время на экране так же выставляется ряд квадратов.

Воспитатель: А теперь отсчитайте два желтых квадрата и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько всего квадратов?

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Значит три и два, а всего – пять. А теперь отсчитайте два красных квадрата и положите их под квадратами второго ряда. Хорошо. И три квадрата желтого цвета и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько квадратов желтого цвета?

Дети: Три.

Воспитатель: Значит два и три, а всего – пять. А теперь отсчитайте один красный квадрат и положите его под квадратами третьего ряда. Хорошо. И четыре квадрата желтого цвета и положите их рядом с красным. Сколько красных квадратов?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно. Один и четыре, а всего - пять. А теперь давайте повторим все варианты состава числа 5.

Дети: Четыре и один, три и два, два и три, один и четыре.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас предлагаю немного поиграть.

Подвижная деятельность «Игра с яблоками»

На полу, на расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры (3, 4, 5) . В корзинке лежат яблоки, на которых наклеены кружки (3, 4, 5) . По команде воспитателя дети берут любое яблоко и под музыку начинают бегать. Как только музыка перестает звучать, дети отыскивают обруч с нужной цифрой и становятся возле него. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой, а что это у нас на экране.

Дети: Домик.

На экране появляется домик с числом 5.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из каких меньших чисел состоит число пять.

Дети по очереди вызываются к мультимедийной доске и нажимают на пустые окна расположенные на этажах дома.

Воспитатель: Ребята вы все сегодня хорошо занимались. О чем мы сегодня с вами узнали?

Дети: О том, что число пять состоит из двух чисел: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4. Воспитатель: Молодцы ребята.

Конспект НОД по ФЭМП

Состав числа пять

Сычёва Ольга Борисовна

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.
Задачи:
- формировать умение составлять число 5 из 2-х меньших чисел;
- упражнять в умении работать со схемами, умении ориентироваться в пространстве группы;
- развивать умение оперировать блоками Дьенеша – нахождение геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;
- развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации;
- развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
- развивать познавательный интерес, мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать устойчивый интерес к математике
- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Используемые методы, приемы:

  • проблемная ситуация (найти кубик с заданиями);
  • словесный метод (объяснение, вопросы, индивидуальные ответы детей)
  • продуктивные методы (практические): физ. минутка; поощрение; анализ НОД.
  • Виды детской деятельности:
  • игровая (развивающие и логические игры)
  • коммуникативная (беседа)
  • двигательная (ориентирование в пространстве, физ. минутка)


Ход НОД

  1. Быстро поморгайте глазами, закройте и спокойно посидите.
  2. Крепко зажмурьте глаза, откройте и посидите.
  3. Поставьте руки на пояс, поверните голову вправо и посмотрите на локоть правой руки и наоборот.

В: Молодцы.
Вы хотите поиграть? Присаживайтесь на коврик. Сменим обстановку
У меня в руках всего 5 предметов. В одной руке 4(показываю). Сколько предметов в другой руке?
В: Даня, а ты хочешь попробовать загадать ребятам такую загадку?(загадывает ребенок)
В: Молодцы! Что – то мы с вами засиделись. Давайте мы немного разомнемся и пойдем пить чай. Согласны?
Физминутка
А теперь идем пить чай. Только вот у нас нет печенья и конфет. Ну что пойдем в магазин? Я знаю один магазин, где все продукты стоят пять рублей. Деньги мы возьмем в банкомате. В банкомате нужно обязательно взять две монеты. А потом отправимся в магазин за покупками. (Если дети уже что – то купили, идут накрывают на стол).
Рефлексия.
За столом пьем чай. Непринужденная беседа.
В: Ребята, а вы помните, как сегодня все началось?
- Ответы.
В: Вы большие молодцы, вам удалось по схеме найти кубики с заданиями
А что понравилось вам?
- Ответы.
В: Ваня, ты помнишь, на какой вопрос ты отвечал, когда мы играли в мяч?
В:. А вы запомнили, как можно получить число 5 ?
Спасибо. Все было интересно. Вы молодцы

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...