Правописание значимых частей слова.

Я предлагаю опробированный вариант иного подхода к обучению написания безударной гласной в корне (что ни в коей мере не отрицает традиционного способа).

Разработанный материал основан на работах Л. Г. Парамоновой “Как научить ребёнка правописанию”, “Правописание. Шаг за шагом”.

Обучение детей морфологическому анализу слов начинается как бы “с другого конца”. Обычно детей учат анализу уже “готовых” слов, в которых они должны “выискивать” все составные части, что для многих оказывается непосильной задачей. Мы же начинаем с ознакомления с самой механикой словообразования. Для этого очень наглядно, на многочисленных совершенно однотипных примерах показывается, как к корню слова одна за другой постепенно присоединяются разные морфемы.

После овладения навыком самостоятельного образования слов в своём практическом и лишь постепенно усложняющемся опыте учащийся будет как бы “насквозь” видеть в слове все составляющие его морфемы, что и является основной задачей обучения.

Прежде чем перейти к работе с предлагаемым речевым материалом, необходимо очень чётко и в доступной форме объяснить ребёнку морфологическую структуру слова. Нужно показать ему ведущую роль корня в группе родственных слов, а также роль приставок, суффиксов и окончаний. Следует обратить внимание и на расположение в слове каждой из названных морфем по отношению друг к другу, поскольку твёрдое знание чёткого и неизменного порядка их следования существенно облегчает процесс морфологического анализа слов.

Итак, ребёнок должен знать о составных частях слова следующее.

Корень слова является основной частью в группе родственных слов. Он повторяется в каждом из этих слов и наличие его в слове обязательно. Без корня нет и значимого слова, так как именно в нём содержится основное смысловое значение слова.

Рассмотрим, например, такую группу родственных слов, состоящую из разных частей речи: ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПРИХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ОБХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ВЫХОДНОЙ, ПЕРЕХОД, ПРОХОДЧИК. Как видим, все эти слова объединены одним общим смыслом “хождения” (а не плавания, бегания, ползания, рисования и т.п.), в силу чего они и являются родственными. Хотя все они начинаются и заканчиваются разными звукосочетаниями и внешне не очень похожи, но в каждом из этих слов содержится общая для всех их часть – ХОД. Именно эта общая для всех родственных слов часть, несущая основную смысловую нагрузку, и является корнем. Когда же мы хотим придать значению слова какой-либо дополнительный смысловой оттенок, то корень начинает “обрастать” различными “добавками”. Роль таких “добавок” выполняют приставки и суффиксы.

Основной задачей на первом этапе овладения морфологическим принципом письма является формирование чёткого представления о ЕДИНОНАПИСАНИИ корня как морфемы, независимо от ударения. Это никоим образом не исключает традиционного способа проверки безударной гласной в корне при помощи ударения, а лишь помогает быстро находить нужное проверочное слово, опираясь на смысловую значимость корня.

ОБРАЗОВАНИЕ ГРУПП РОДСТВЕННЫХ СЛОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО СМЫСЛУ, НО СХОДНЫХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Необходимость специальной работы по чёткому разграничению сходных по звуковому составу, но различных по смыслу слов объясняется тем, что многие дети при подборе проверочных слов нередко ориентируются лишь на внешнюю их “похожесть”, не задумываясь над смыслом. Так ученик 6-го класса общеобразовательной школы в качестве проверочного к слову ТРОПИНКА подобрал ТРАП. При всей странности такого подбора здесь всё же можно усмотреть и своеобразную “логику”, опирающуюся исключительно на похожий звуковой состав слов (ТРОПИНКА звучит как ТРАПИНКА, в чём учащийся и уловил общее со звучанием слова ТРАП).

Главное целевое назначение приводимого ниже речевого материала состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения. Понять и “прочувствовать” эту родственность можно лишь благодаря рассмотрению достаточно большого числа “гнёзд” родственных (однокоренных) слов, отличающихся друг от друга по смыслу. Только в процессе такой работы ребёнок сможет получить своего рода прививку, предохраняющую его от неправильного подбора проверочных слов типа, например, ЛЕС и ЛИСТВА. На данный раздел работы не нужно жалеть времени, ведь только усвоенный и доведённый до автоматизма навык помогает воспользоваться выученным правилом в условиях имеющегося на уроке дефицита времени.

На вводном занятии мы знакомимся с самим понятием КОРЕНЬ. Учащиеся вспоминают, что слышали это слово применительно к растениям. Проводится смысловая параллель: КОРЕНЬ нужен всему, что растёт.

Словарная работа: корень растения - подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и позволяющая расти.

Корень цветка, корни деревьев. Выделяем общую часть слов.

А о каком корне мы говорим корешок? О маленьком. Значение слова изменилось благодаря добавленной части ОК – это суффикс, изменилось и ударение, а писать слово всё равно будем с О.

А что такое коренья? Это корни овощей, пригодных в пищу.

Сушёные коренья, душистые коренья. Ставим ударение, подчеркиваем гласную. Акцент на ЕДИНОНАПИСАНИЕ общей части родственных слов.

Мама положила в суп (душистые сушёные коренья).

Я заготовила (овощные коренья).

А что такое корень слова? Та главная часть, из которой слово растёт.

А можно сказать корешок слова? Нет. Почему? Для слова это главная часть, она не маленькая.

Учащиеся заканчивают предложения:

Мы знакомимся с (корнями слов) .

В слове корнями ставим ударение, подчёркиваем гласную в корне.

Как вы думаете, слова: вход, ходить, выходить, заходить, переходить, обходить, выходной, проход, обходчик - это слова с одним корнем? Да. Почему? Они все объединены одним общим смыслом “хождения” (а не плавания, бегания, ползания, прыгания и т.п.). Ставим ударение в словах, отмечаем его изменения, выделяем корень, подчёркиваем гласную. Делаем вывод о единонаписании всех родственных слов.

На дом: Спиши в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, поставь ударение, выдели корень в этих словах:

К..рень необходим любому растению.

Суп с к..реньями петрушки всем понравился.

У цветка тоненькие к..решки.

Дуб – дерево с мощными к..рнями.

Мы учимся находить к..рни в словах.

Корень -ВОД-

1 занятие.

При работе с корнем ВОД я рассказываю ученикам о корнях с одинаковым написанием, но разным смысловым наполнением (омонимичность корней). В качестве ознакомления называются корни РИС-РИС, ГОР- ГОР, МОР-МОР, НОС-НОС.

Словарная работа: вода, водичка, водица, водный, водяной, подводный, подводник, водолаз.

Расставляем ударение в словах, выделяем общую часть, разбираем значение каждого слова, выясняем, почему оно несколько меняется, с помощью чего это происходит (Корень “обрастает” различными “добавками”, добавляются суффиксы, приставки, придающие словам дополнительный смысловой оттенок.)

Вода – прозрачная жидкость. А какой может быть вода?

Холодная вода, грязная вода. А почему мы не говорим МОКРАЯ ВОДА? (работа над лексической сочетаемостью)

Водичка, водица – ласковое название, помогли суффиксы –ИЧК, -ИЦ

Теплая водичка, чистая водица.

Водный – изменилась часть речи при помощи суффикса.

Водяной – суффикс ЯН ограничил область употребления слова.

Прибавляем к признаку водный приставку ПОД, получаем новое смысловое значение(находящийся под водой)

Подводный мир

подводная скала

подводное плавание

подводные камни

Подводник, водолаз – человек, погружающийся под воду.

Опытный подв..дник, смелый в..долаз.

Среди всех слов корневого куста выбираем слова с ударной гласной в корне, подчёркиваем в них корень, говорим о единонаписании всех слов корневого гнезда. Отмечаем, что слов с ударной гласной в корне достаточно много и при проверке можно использовать любые.

На дом: Исправить ошибки в предложениях (где они есть):

Речная вада освежает, снимает усталость.

Водяные лилии радуют глаз.

Вадолазы чистят дно водоёма .

Тёплая вадичка приятна для рук.

Водные процедуры очень полезны.

2 занятие.

Словарная работа: водить, водитель, поводок, провод, проводка, проводник, перевод, переводчик, водопровод. Проводится работа, аналогичная предыдущей. Особое внимание уделяется слову водопровод. Это слово как будто объединяет два корня, звучащих одинаково, но имеющих разное смысловое значение.

Задание напечатано на карточках.

В..дитель в..дит машину.

У моей собаки красивый пов..док.

У телевизора длинный пров..д.

В доме испорчена пров..дка.

Пров..дник попросил людей занять свои места.

Мы получили денежный перев..д.

Перев..дчик закончил перев..дить статью.

На дом: Вставь на пропущенное место подходящее по смыслу словом с корнем ВОД, спиши в тетрадь:

За руль машины сел................... .

Собачий.................... потерялся.

Оборванный электрический....................... свисал с потолка.

Я люблю............................ в гости друзей.

В вагоне нас встретил.......................... .

С английского был неправильным.

Воды не было из-за неисправности...................... .

На дом: нарисовать на листе то, что называется словами с корнем ВОД.

Завершается работа с этими корнями самостоятельной проверочной работой:

Исправить ошибки, списать в тетрадь, выделив корень. Поставить ударение в словах с корнем ВОД.

Вадитель автобуса увеличил скорость.

Извадить тараканов – дело непростое.

Вадяные лилии очень красивы.

Вадопровод испортился.

Мы купили собаке новый повадок.

Таким образом, проведя работу с двумя омонимичными корнями, мы закрепили навык поиска проверочного слова к двум корневым гнёздам, обогатили словарный запас, расширили семантические поля.

Дальнейшая работа ведётся с корнями РЕЧ(РЕК) – РЕЧ, НОС – НОС, МАЛ – МАЛ, ЧАС – ЧАСТ – ЧАСТЬ – ЧИСТ, ЛЕП – ЛИП, ЛЕС – ЛИС – ЛИСТ.

УРОК-ВИКТОРИНА, завершающий изучение корня, как морфемы.

Ребята готовят небольшое выступление, а потом проводятся конкурсы. Участники победившей команды получают пятёрки по русскому языку.

На уроке нам сказали,
Чтоб мы корни отыскали,
Мы - скорей бежать к цветам,
Вот, в горшочках корни, там!

Но учитель улыбнулся
И к доске он повернулся,
Там вдруг слово написал
И дугу нарисовал.
А потом нам всем сказал:

“Корень под дугой живёт!”
Кто не понял, сейчас поймёт!

Для деревьев, травы,
Для растенья любого
Корни нужны,
Нужен корень и слову!

Как цветы, вырастают из корня слова,
Корень для слова - он голова!

Вот “НАСАТЫЙ” попугай
В Африке живёт!
Он, наверное, НАС с тобой
Клювиком зовёт?
Нет! В “носатом” корень “НОС”
Будем О писать!

Корни учим мы всерьёз
На оценку ПЯТЬ!

А чтобы смогли вы, ребята, понять,
Корни зачем в словах выделять?
Песенку мы сейчас пропоём
Про то, как с корнями мы дружно живём!

Инсценированная песня на мелодию “Улыбки”.

ПЕСЕНКА ПРО КОРНИ

Если корень можешь выделять,
То слова тебе писать легко и просто.
Ведь слова умеют вырастать,
Только корень очень нужен им для роста!

Если корень “ДОМ” возьмём,
“ДОМик” вырастим потом,
В нём поселится весёлый ДОМовёнок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать

Мы в лесу отыщем корень “ ЛЕС”,
Корень “ЛИС” у хитрой рыженькой лисицы,
С корнем “БЕГ” бежим наперерез,
Корень “ТЯЖ” в тяжёлом деле пригодится!

Если корень в слове “КОТ”
“КОТик” в гости к нам придёт,
А за ним весёлый рыженький КОТёнок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать
Может каждый образованный ребёнок!
В слове корень выделять
И писать слова на пять!
Должен каждый образованный ребёнок!
Задания для викторины.

Ромашка. На каждом лепестке - вопрос.

1. У какой конфетки ЛЕДяной корень?

2. У какого лесного зверька корень называет один цвет, а сам зверёк другого цвета - рыжий?

3. Почему грибы ЛИСИЧКИ так называются?

4. Может ли щёнок по кличке Уголёк быть белым?

5. Что умеет делать гриб МУХоМОР?

6. Каого цвета котёнок Дымок?

7. Почему птиц называют ПЕРнатые?

8. Чем занимается ВОДоЛАЗ?

Вставить пропущенный гласный, найти лишнее слово:

1. Д..ловой, л..сной, приб..гать, нап..сать, р..чушка, сп..шить, св..тло, в..ртушка, л..сичка.

2. п..сьмо, з..ма, уд..вить, ул..тать, ч..стюля, л..цо, л..пучка, ч..татель, л..сята.

Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова)

Носик, уносить, носовой, носильщик, перенос, переносица, поднос, курносый, носатый, относить.

Тема : Родственные слова.

Цель: Научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи : 1) сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;

2)закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;

развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный

интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.

Оборудование: учебник « Русский язык» С.В.Иванова;

напечатанные слова;
карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах; мультимедиа;

елка с разноцветными игрушками (красные, желтые,зеленые);

набор блока алгоритма « Родственные слова»; эталон для проверки работы;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда- учиться.

Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Пробное действие.

С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

Как мы готовимся к минутке чистописания?

Приготовили пальчики.

Минутка чистописания.

На доске карточки с буквами.

П С Т Я М Л

Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему?

Продолжи закономерность. Объясни свой выбор

На доске открывается карточка с ребусом.

Расшифруйте ребус:

Ребята, а что такое семья?

У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть

родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

Как вы считаете, а у слов есть родственники?

А есть ли в этом рассказе « родственники»?

- Вы кто такие?

- А ты кто?

- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. (карточка со словом «гусеница» убирается)

С минутки чистописания.

Делаем пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Лишняя буква Я. Она гласная.

Дети прописывают в тетрадях букву Я.

Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву.

Это мама, папа, братья, сестры.

Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

Чтение текста учеником.

Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым.

ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. (Имеют одинаковое значение, общую часть гус)

Пишут в тетради. 1 ученик у доски.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке:

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова , когда дети назовут тему урока.)

- Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть.

Какие слова являются родственными.

Родственные слова.

4.Открытие нового знания.

(Построение пректа выхода из затруднения)

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Открываем учебник на странице79, читаем задание:

«Давай подумаем»

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите

Чем еще похожи слова с похожим значением?

(общую часть выделяю дугой)

Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите.

Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем?

Как будем выделять общую часть?

Давайте попробуем сделать вывод:

(Алгоритм выставляется на доске)

А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Учебник русского языка

Коллективное выполнение

(1 ученик у доски)

Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег.

В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова.

Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор.

Родственниками.

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

Ученик читает правило.

Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом

Физкультминутка

Музыкальная пауза с показом движений на экране.

Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку.

5.Первичное закрепление

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Родственные запишем мы слова.

Упр.3 стр.79

Что будем делать?

Проверка

Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть?

Какие слова являются родственными?

Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть.

1 ученик работает у доски.

Применяем алгоритм:1.Имеют общее значение ЛЕС.

2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными.Выделяем дугой.

Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением.

Физкультминутка.

если разное - хлопаем в ладоши внизу.

Дом – дым Кот- котик

Сад- садовник Стена- стеночка

Река- лодка обед- стол

Сила- силач

Дети выполняют движения.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему?

Правильно!

А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками.

1. Смешной, смех, смешить.

2. Вода, наводнение, водный.

3. Летун, летать, вылет.

Проверьте по эталону на доске. Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно - -Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись?

Почему возникла ошибка?

Молодцы! Поняли свои ошибки!Отлично!

Написать самостоятельную работу!

Каждый проверяет свою работу по эталону на доске.

(включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения.

А теперь поработайте в парах.

Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите.

Запишите только родственные слова, выделите общую часть.

Лед, след, ледник.

Горка, горный, горит.

Сосна, сосняк, соснул.

Проверка

Ученики работают в парах.

Ученики читают, доказывают свой выбор.

Какую задачу ставили?

Удалось решить задачу?


Какие признаки имеют родственные слова?

Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится

Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку.

Кто понял, но не может пока объяснить – желтую;

Если у вас есть сомнения - зеленую.

Вы хорошо поработали! Спасибо!

Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть.

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

Затрудняемся в нахождении общей части.

Дети вешают свои игрушки на елочку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 1 класс. Учитель начальных классов Сериченко Гульнара Темиргалиевна

Тема : Родственные слова.

Цель: Научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи : 1) сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;

2)закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;

Развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный

Интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.

Оборудование: учебник « Русский язык» С.В.Иванова;

Напечатанные слова;
карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах; мультимедиа;

Елка с разноцветными игрушками (красные, желтые,зеленые);

Набор блока алгоритма « Родственные слова»; эталон для проверки работы;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда- учиться.

Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают в тетрадях число, классная работа.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное действие.

С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

Как мы готовимся к минутке чистописания?

Приготовили пальчики.

Минутка чистописания.

На доске карточки с буквами.

П С Т Я М Л

Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему?

Продолжи закономерность. Объясни свой выбор

я яя яяя

На доске открывается карточка с ребусом.

Расшифруйте ребус:

7 Я

Ребята, а что такое семья?

У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть

родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

Как вы считаете, а у слов есть родственники?

А есть ли в этом рассказе « родственники»?

Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята.

А ты кто?

А я ваша тётка – Гусеница.

- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

(на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята)

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. (карточка со словом « гусеница» убирается)

С минутки чистописания.

Делаем пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Лишняя буква Я. Она гласная.

Дети прописывают в тетрадях букву Я.

Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву.

СЕМЬЯ.

Это мама, папа, братья, сестры.

Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

Есть.

Чтение текста учеником.

Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым.

ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. (Имеют одинаковое значение, общую часть гус)

Пишут в тетради. 1 ученик у доски.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке:

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова , когда дети назовут тему урока.)

- Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть.

Какие слова являются родственными.

Родственные слова.

4 .Открытие нового знания.

(Построение пректа выхода из затруднения)

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Открываем учебник на странице79, читаем задание:

«Давай подумаем»

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите

Чем еще похожи слова с похожим значением?

(общую часть выделяю дугой)

Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите.

Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем?

Как будем выделять общую часть?

Давайте попробуем сделать вывод:

Какие слова в русском называются родственными?

(Алгоритм выставляется на доске)

А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Учебник русского языка

Коллективное выполнение

(1 ученик у доски)

Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег.

В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова.

Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор.

Родственниками.

Дугой.

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

2) Имеют общую часть с одинаковым лексическим значением

Ученик читает правило.

Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом

Физкультминутка

Музыкальная пауза с показом движений на экране.

Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку.

5.Первичное закрепление

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Родственные запишем мы слова.

Упр.3 стр.79

Что будем делать?

Лесок, лесной, лесник, лесоруб.

Проверка

Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть?

Какие слова являются родственными?

Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть.

1 ученик работает у доски.

Применяем алгоритм:1.Имеют общее значение ЛЕС.

2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными.Выделяем дугой.

Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением.

Физкультминутка.

если разное - хлопаем в ладоши внизу.

Дом – дым Кот- котик

Сад- садовник Стена- стеночка

Река- лодка обед- стол

Сила- силач

Дети выполняют движения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему?

Правильно!

А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками.

  1. Смешной, смех, смешить.
  2. Вода, наводнение, водный.
  3. Летун, летать, вылет.

Проверьте по эталону на доске. Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно - -Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись?

Почему возникла ошибка?

Молодцы! Поняли свои ошибки!Отлично!

Написать самостоятельную работу!

Каждый проверяет свою работу по эталону на доске.

(включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения.

7.Включение нового знания в систему знаний повторения .

А теперь поработайте в парах.

Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите.

Запишите только родственные слова, выделите общую часть.

Лед, след, ледник.

Горка, горный, горит.

Сосна, сосняк, соснул.

Проверка

Ученики работают в парах.

Ученики читают, доказывают свой выбор.

8 Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Какую задачу ставили?

Удалось решить задачу?

Какие слова называются родственными?
Какие признаки имеют родственные слова?

Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится

Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку.

Кто понял, но не может пока объяснить – желтую;

Если у вас есть сомнения - зеленую.

Вы хорошо поработали! Спасибо!

Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть.

Да.

Родственные слова:

  1. Сходны по смыслу;
  2. имеют общую часть с одинаковым лексическим значением

Затрудняемся в нахождении общей части.

Дети вешают свои игрушки на елочку.


Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.

1.В безударных позициях:

1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар - пишется о . (загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).

И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.

2)В корнях зар-/зор- пишется а (зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.

2.Перед суффиксом -а- :

1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться);

2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.

3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а , в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).

И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.

4.Перед к в корне скак- пишется а , в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.

5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок- , со значением «погружать в жидкость» - мак- (вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- - «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).

И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.

Правописание о и е после шипящих в корнях слов

1.Регулируется ударением:

1)Под ударением пишется ё , если можно чередовать с е (жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)

2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).

2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг- : в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг- (поджёг дрова).

3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).

Правописание префиксов

1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з , перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).

Маленькая шпаргалка от Эсти

Русский язык имеет следующие сонорные согласные: л, м, н, р. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод»

Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Глухие буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

2.В русском языке есть только префикс с- (списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.

3.Пре- пишется, если приставка имеет значение

1)«быть, находиться где-либо» (пребывать в санатории);

2)обозначает высокую степень качества(прехорошенькая=очень хорошенькая);

3)равнозначна -пере- (преграда, прервать).

4.При- пишется, если приставка обозначает:

1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);

2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)

Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.

Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.

Морфемика - наука о частях слова

Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.

Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.

Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.

Что значит значимые части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.

Корень

Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.

С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.

Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.

Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.

Орфограммы корня

Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.

Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:

  1. Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
  2. Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
  3. Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.

Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.

Окончание

Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.

Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:

  • Наречие.
  • Деепричастие.
  • Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
  • Сравнительная степень прилагательных.
  • Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).

Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.

Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.

Правописание окончаний

Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.

Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.

Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.

Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.

Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.

Приставка и суффикс

Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).

Правописание суффиксов глаголов

Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.

У глаголов необходимо знать следующие правила:

  1. Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
  2. форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:

  1. Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
  2. Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .

Правописание суффиксов существительных

Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:

  1. Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
  2. Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
  3. Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .

Правописание приставок

В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.

  1. Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
  2. Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
  3. Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
  4. Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Последние материалы раздела:

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы погорим о том, что такое члены и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в...

медведев баранкин, будь человеком!
медведев баранкин, будь человеком!

Валерий МЕДВЕДЕВ БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БАРАНКИН, К ДОСКЕ! СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ Две двойки! Если бы я и Костя Малинин не умудрились...