Кому нужны хорошие манеры в XXI веке? В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным. б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение

Когда двое мужчин и одна женщина вошли в кабинет переговоров, они сразу вызвали нескрываемое восхищение у всех присутствующих. Нас привлекли не только безупречные костюмы и идеальная осанка, но и приветливые улыбки, а по окончании переговоров еще и безупречные манеры.

В итоге контракт подписан, а при выборе партнеров на проекты из существующего списка всем хотелось обращаться именно к «новым ребятам».

Глупости подумаете вы, а я попрошу вас вспомнить ваш последний поход в ресторан, последнюю сделку или вспомнить человека, которым вы восхищаетесь… Оставили бы вы хорошие чаевые за небрежное обслуживание? Состоялась бы у вас сделка, если бы вы или ваш партнер нарушали правила бизнес-этикета? Понравился бы вам человек, если бы он был бестактным, грубым и небрежным как по отношению к своему внешнему виду, так и по отношению к окружающим? Думаю, что «нет» – ответ на все эти вопросы.

Именно поэтому знания бизнес-этикета и хороших манер так актуальны и сегодня. Мой хороший знакомый, открывший свою компанию, сказал мне: «Cначала думаешь, что хорошие манеры – это неважно, но когда развиваешь свой бизнес, то понимаешь, что знания бизнес-этикета и умение общаться – порой твое единственное преимущество перед основными конкурентами».

На своей страничке в инстаграм (@liliya_etiquette), я делюсь правилами хорошего тона, которые помогут в разных жизненных ситуациях.

Например, самая банальная, но самая распространенная тема – тема приветствия. Она сразу дает понять, кто есть кто. Как только открылась дверь, вы видите, как человек выглядит, вы слышите его голос, речь. Вы сразу считываете уровень профессионализма этого человека, и у вас моментально складывается мнение об этом человеке как о специалисте.

Что нужно знать о «правильном» приветствии? В деловом взаимодействии на первом месте стоит статус, потом возраст и только потом пол. И то, вопрос гендерных различий скорее важен в нашей стране, в России, а в Европе он смещается на далекое неопределенное место по важности.

Так, если вы начальник отдела, вам 60 лет и в офис входит ваш генеральный директор, которому 40 лет, то по международным стандартам делового этикета, вы первым приветствуете генерального директора. Так как статус на первом месте.

По отношению к рукопожатию, все немного меняется, но иерархия « статус-возраст-пол» сохраняется. Здесь работает следующее правило – старший по статусу и возрасту протягивает руку младшему по статусу и возрасту, дама протягивает руку кавалеру при отсутствии других субординационных ситуаций. Сотрудник не может подать первым руку руководителю, а мужчина в светском общении не протягивает первым руку женщине.

Эти и другие правила поведения в обществе могут открыть много дверей на вашем жизненном пути. Ведь ничто так не говорит о культурном уровне и воспитании человека, как его манера поведения. Можно не быть аристократом или успешным и достигшим всех высот бизнесменом, но можно чувствовать себя свободно и раскованно в их обществе и не бояться совершить ошибку.

С хорошими манерами все просто и легко!

У девушки, знающей правила поведения за столом, в театральной ложе, в светском салоне, шансов несоизмеримо больше, чем у хорошенькой и даже умненькой простушки, путающей столовые приборы и смеющейся невпопад. В специальных учебных заведениях - будь то Смольный или Екатерининский институты, а то и просто в пансионе какой-нибудь мадам Жермен, учили всем этим тонкостям. Реверанс, книксен, обращение с веером, обращение с кавалером.

В хорошем обществе спокойно принимали бедно одетую, но благородную даму, просто переживающую не лучшие времена, - фортуна переменчива, но высший свет всегда игнорировал вульгарную особу. Даже громадные капиталы, которыми любили похвастаться золотопромышленники и сахарозаводчики, не давали никаких бонусов их дочерям. Встать в один ряд с утонченными графинями, искушенными в знаниях этикета? Ни за что! Да, у последних - увы и ах! - могло быть всего три платьица. Зато - манеры. Они-то уж точно помнят, как следует себя вести на балу и что «мазурочная болтовня» - это совсем не то, что разговор во время котильона, да и вообще они помнят: не следует выражать буйную радость, если самый красивый и самый усатый поручик пригласил на вальс. Следует быть холодной, вежливой и отрешенной…

Еще знаменитая светская «львица» Жермена де Сталь, знавшая толк в этикете, как-то заявила, что по манере держать веер можно отличить аристократку от разбогатевшей простолюдинки. Помните хрестоматийное? «Ах, махайте на меня, махайте, дайте мне атмосферы!». Истинно светская дама никогда не вручила бы свой веер мужчине просто так . Это был рискованный жест, означавший, что между ними возможны наиболее близкие отношения - с XVII века опахало сделалось «действующим лицом» светского флирта, а «язык веера» выучивался девочками едва ли не раньше грамоты. Но к концу XIX столетия все эти условности оказались постепенно стерты под влиянием новой буржуазной морали. Главное, чтобы веер был из самого Парижа, из мастерской Дювельруа, все иное - мелочи быта.

Сейчас нам покажется странным, но тугое стягивание корсетом , особенно в Англии, тоже было символом… хорошего воспитания и так называемой телесной дисциплины. Чем тоньше у девочки талия, тем лучше ее воспитали, тем она считалась утонченнее, благонравнее и рафинированнее. Этому есть свое объяснение - корсет во все времена отделял аристократию от плебса, благородную прослойку - от тяглового сословия. Свою непричастность к «унизительному» труду аристократки подчеркивали тонкостью сильно затянутой талии. С «легким станом» объемом 17 дюймов (а это чуть более 43 сантиметров) можно только царить на балах и писать письма, начинающиеся словами «Ma Chere Amie!». Со временем эта родовая спесь ушла в прошлое, но тонкая талия по-прежнему продолжала считаться символом дисциплинированного тела и приличного воспитания.

В английских школах, создаваемых для девочек из бедных семей, тугое стягивание считалось этаким пропуском в более высокие круги. Мол, тонкая талия - это благородное воспитание, а прибавьте-ка к этому хорошие манеры, знание правильных слов и оборотов… Бернард Шоу создал своего знаменитого «Пигмалиона» в ту эпоху, когда корсет уже выходил из моды… Остается блеснуть этикетом! Автор хотел показать, что никакая богатая экипировка не поможет стать простушке - породистой леди, и только отменные манеры открывают двери в любое изысканное общество .

Интересно, но среди критериев приема на работу телефонисток в 1890 - 1910 годы значилось именно «знание хорошего обращения» - невоспитанным девицам не место за коммутатором! Еще один забавный момент - в конце XIX века катание на велосипеде считалось вульгарным, но очень уж модным занятием. Вспомните чеховского персонажа Беликова - Человека в футляре, - он был шокирован, что его любимая девушка разъезжает на велосипеде, да еще заливисто смеется. Причем так считали не только отсталые обыватели из российской глубинки. В «высоком лондонском кругу» юные девушки из самых приличных семейств не допускались маменьками в знаменитую Lady Cyclists’ Association только под тем предлогом, что леди на велосипеде совершают… неприличные телодвижения, да ещё у всех на виду. Мол, пусть дочки разбогатевших биржевых маклеров катаются, а мы не допустим!

Однако XX век вносил свои коррективы - и на Западе, и в СССР в 1920 годах приличные манеры оказались не в моде, а уж в Советской России умение пользоваться вилочкой для фруктов и носовым платком могло стоить человеку жизни. «Недобитые» дворяне тщательно скрывали свои холеные руки и утонченные знания. В буржуазном мире все обстояло менее трагично, но не менее грустно - в моду вошла развязность, девушки-flappers - «хлопушки» - курили, громко смеялись, сбегали из дома с очередным любовником и прилюдно рассуждали… о политике, а это уж совсем из ряда вон! Их матери, помнившие тиски корсетов и многочисленные запреты, только заламывали руки. А что им еще оставалось делать?

В рассказе Френсиса Скотта Фицджеральда «Волосы Вероники» обсуждается тема приличий - коротко стричь волосы модно, но на грани фола. С точки зрения провинциальных обывателей, стриженая леди - это испорченная девчонка. Кстати, именно в 1920 годах девушки и дамы стали спокойно ходить без провожатых в рестораны, кафе и театры. Еще в 1916 году журналы писали, что женщина, сидящая одна в ложе или за столиком, может навлечь на себя гнев моралистов, ибо сие дозволено исключительно куртизанкам, подстерегающим добычу.

…Что характерно, в 1930 годы в СССР произошли удивительные перемены в менталитете - имперские замыслы товарища Сталина спровоцировали некий разворот в сторону «эстетики прошлого». Дворянская культура : старорежимные вальсы, классическая литература, обучение девочек вышиванию и обращению со столовыми приборами - все это пришло на смену пролетарской вольнице 1920-х. Уже сделалось не принято носить кожанку, смолить папироски и топтать грязными сапогами барские покои. Манеры сталинской эпохи - это препарированный политес бывших барышень, помноженный на коммунистическую мораль.

Как там писала Людмила Петрушевская в своем ностальгическом рассказике «Незрелые ягоды крыжовника»? «Объявили дамский танец. Я тронулась с места и пошла к нему… Это было начало пятидесятых годов, детей учили чинным танцам Смольного института благородных девиц. Чинный Толик замер, не смеялся…» И снова хорошие манеры отделяли элиту от плебса. Новую элиту от нового плебса. И те, и другие - от сохи, от станка, только одни выучили танцы и все прочие движения из арсенала смолянок, а другие нет. Продолжилась эта линия и после смерти вождя. Помните фрагмент из фильма «Москва слезам не верит», где интеллигентная, точнее - псевдоинтеллигентная дама учит своего младшего сына правилам поведения? Для рыбы есть специальный нож! А простая девушка Катя Тихомирова не знает, какой именно, поэтому и отказывается от угощения, ибо дочка профессора, за которую она себя выдает, обязана знать подобные тонкости этикета.

В СССР регулярно выходили книги и брошюры на тему правильного поведения в обществе. В сборнике статей «Эстетика поведения» за 1963 год говорится, что в прежние (то есть в дореволюционные) времена этикет был доступен только горстке богатых и знатных бездельников, тогда как в СССР хорошие манеры - это основа поведения любого советского гражданина! Быть вежливым, тактичным, не задавать лишних вопросов, особенно малознакомым людям, уступать место старикам и дамам, не засиживаться в гостях - все это предписывалось простому советскому человеку, строителю коммунизма. Разумеется, жизнь была куда сложнее, чем можно предположить, читая все эти удивительные пособия. Трамвайное хамство и коммунальные склоки, вторжение парткомов и месткомов в самые интимные сферы бытия - все это было реальностью.

Современное общество во многом свободно от условностей. К счастью, или же, к сожалению, - это каждый решает сам. Все, что считалось непринятым или даже невозможным еще лет тридцать назад, сейчас - норма. А уж если сравнивать с прошлыми столетиями… Можно ли сейчас без улыбки думать о том, что в XIX столетии было невозможно говорить о беременности? Эпоха утонченных правил требовала изящного эвфемизма: «интересное положение». Можно ли представить, что разговор о дамских панталонах считался верхом неприличия даже в «грубом» мужском обществе? Сейчас в блогах, то есть в среде незнакомых людей, спокойно обсуждаются и гораздо более интимные подробности. Но люди всегда склонны создавать правила поведения - на смену одним условностям приходят другие.

Вы заметили, сейчас сделалось популярным слово «быдло », имеющее в славянских языках несколько значений: тягловый скот, а также человек, выполняющий тяжелые, неквалифицированные работы? И, разумеется, быдло - это тупое, безграмотное, невоспитанное создание, не умеющее вести себя в общественных местах. Это и хам, и неуч одновременно. Сформировался и типовой внешний облик, тут же считываемый окружающими: низкий лоб, короткая стрижка, псевдоспортивный стиль одежды, банка пива в руке. Присоединим к этому набору вкусы вроде блатной лирики или танцевальной попсы, матерный набор слов, агрессию, ксенофобию - вот вам и типичный портрет того, кого сейчас принято именовать быдлом.

Что еще входит в область «неприличного», так называемого быдло-стиля? Самое неожиданное! Если вы - завсегдатай интернет-блогов, то, наверное, знаете, что фотографирование на фоне советского ковра - это моветон! Казалось бы, что тут такого? А еще утонченные люди просто обязаны презирать… майонез, презрительно именуемый в блогах «маянезиком». То есть каждый новый виток в развитии общества создает новые правила этикета, новые условности и новую мораль. То, что вчера считалось правильным и разумным, сегодня вызывает смех, недоумение или же исследовательский интерес.

Но, по счастью, были и есть незыблемые правила, отличающие воспитанных людей во все времена.

Вариант 31. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Появлением термоса мы обязаны не только фундаментальной науке физике, притом что учёные сделали для этого очень много: А. Ф. Вейнхольд придумал в 1881 году стеклянный ящик с двойными стенками, между которыми откачал воздух, а Дж. Дьюар в 1892 году превратил этот стеклянный контейнер в колбу с узким горлышком. (2)Это было блестящее с научной точки зрения изобретение, но непрактичное, что понимал берлинский производитель стеклянных изделий Р. Бургер, который в 1903 году усовершенствовал сосуд Дьюара, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку стаканчик. (3)Получив патент, предприимчивый промышленник Бургер основал одноимённую фирму по выпуску термосов, и с марта 1904 года торговая марка «Термос» стала использоваться в коммерческих целях.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Появлением термоса мы обязаны прежде всего немецкому физику А. Ф. Вейнхольду, создавшему в конце XIX столетия теплоизолирующие стеклянный контейнер с откачанным между стенками воздухом.

2) Механизм работы термоса был изобретён А. Ф. Вейнхольдом, придумавших стеклянный ящик с двойными стенками, Дж. Дьюар превратил этот контейнер в колбу с узким горлышком, а Р. Бургер усовершенствовал сосуд, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик, и стал продавать его пол торговой маркой «Термос».

3) Появлением термоса мы обязаны не только физикам, но и промышленникам: первые сосуды Дьюара для коммерческого использования были произведены основателем компании «Термос» Р. Бургером, усовершенствовавшим изобретение А. Ф. Вейнхольда и Дж. Дьюара.

4) Термос стал популярен благодаря Р. Бургеру, который превратил теплоизолирующих стеклянный ящик в колбу с узким горлышком, тем самым усовершенствовав непрактичное, хоть и блестящее с научной точки зрения изобретение.

5) Сосуд Дьюара, называемый в быту термосом, предназначен для теплоизоляции, длительного хранения, транспортировки и дальнейшего использование содержащегося в нём вещества.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя и не столько как раз как если не

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОРПУС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КОРПУС, -а, м.

1) Туловище человека или животного. Крупный, тяжёлый к.

2) Остов, оболочка чего-н. К. корабля. К. часов.

3) Отдельное здание в ряду нескольких или обособленная большая часть здания. Заводские корпуса. Боковой к.

4) Крупное войсковое соединение из нескольких дивизий. Моторизованный, танковый, авиационный, воздушно-десантный к.

5) Совокупность лиц, объединённых общностью какого-н. официального положения. Дипломатический к. Корреспондентский к. (в какой-н. стране: корреспонденты из разных стран).

6) В дореволюционной России: среднее военно-учебное заведение. Кадетский к. Морской к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

воспринялА загодЯ партЕр повторЕнный созЫв

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, которому доверял Цезарь, был его лекарь.

ИСКУСНЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, а также для внутренней отделки помещений.

Депутат не дождался ОТКЛИКА на свои инициативы и выступил с новым предложением.

Его всегда выручала какая-то неведомая сила: он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

Сердце девушки ПЕРЕПОЛНЯЛА радость.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЛИНЬШЕ других

без ЗАМОРОЗКОВ

ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ростками

ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

на ОБОИХ берегах

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) ошибка в построении сложного предложения

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В. А. Обручевым.

2) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

3) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.

4) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Отвечая на вопрос менеджера, я предположил то, что гарантийный срок телевизора ещё не истёк.

6) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

7) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

8) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

9) На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..сли неув..дающая (красота) в..теран разд..рать гор..зонтальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..влёк, пр..мудрый

пр..берёг, пр..градил

з..ночевать, из..гнул

бе..дарный, ра..бег

по..сказал, о..жал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

удоста..вать

заносч..вый

преодол..вать

отпрыг..вать

податл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл..мый

невид..мый

преследу..мый

переинач..нный

танцу..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

Режиссёром движет (НЕ)ЖЕЛАНИЕ прославиться, а настоящая кинематографическая страсть.

К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

Скептик (НЕ)ВЕРИТ в то, в чём не удостоверился лично.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

(В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением шло другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ОТ)ТОГО, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать-земля родная наша (1)

В дни беды и в дни побед

Нет (2) тебя (3) светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше (4) кажется (5) в тебе.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Пётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (5)Безуспешно.

(6)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (9)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (10)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. (14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.

(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.

(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.

(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.

(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (30)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать, (36)И тут произошло небывалое - подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:

Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.

(37)И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!

(38)Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова, (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие - тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (53)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.

(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.

(56)Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.

(57)История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.

(58)Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.

(59)Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.

(По Д. А. Гранину)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр I навсегда запомнил миг своей слабости во время осады Нотебурга.

2) «Бомбардирский капитан», видя, как гибнут его гвардейцы во время штурма неприступной крепости, приказал отступать.

3) Подполковник Семёновского полка, ослушавшись приказа Петра отступать, перешёл на сторону шведов.

4) Русские солдаты и офицеры во главе с Петром отдали честь солдатам и офицерам шведского гарнизона, стойко защищавшим крепость.

5) Осада крепости, называемой Орешек и расположенной на берегу реки, вошла в историю как «Нарвская конфузил».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) Предложение 20 называет следствие того, о чём говорится в предложении 21.

3) В предложениях 23-26 представлено рассуждение.

4) В предложениях 34, 35 содержатся элементы описания состояния человека.

5) В предложениях 41-45 содержится повествование.

23. Из предложений 23-25 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 46-53 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В тексте Д. А. Гранина Пётр I предстаёт как полководец, заботящийся о своих войсках: это подчёркивает лексическое средство - (А)____ ("его любимцы, его надежда" в предложении 33). Читаешь текст и будто слышишь речь царя - благодаря использованию такого лексического средства, как (Б)____ ("не осердился на ослушника" в предложении 37). Чувство справедливости, присущее Петру и его офицерам, передают неоднократно использованный прием - (В)____ ("не его, а Божий" в предложении 36, "не для царя, а для победы" в предложении 37) и синтаксическое средство - (Г)____ (в предложениях 54, 56)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) восклицательное предложение

3) противопоставление

4) парцелляция

5) эмоционально-оценочные слова

6) устаревшие слова

7) эпифора

8) фразеологизмы

26. Напишите сочинение.

Вариант 31

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

сначалавскоре

искусственный

145 или любая комбинация этих цифр

1234 или любая комбинация этих цифр

неувядающая

симпатизирует

бездарныйразбег

преодолевать

невидимый

вышлаизстроя

необходимо

Проблема

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?)

1. Победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал всё, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.

2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости: это позволяет исправлять ошибки и идти дальше.

Воспитанный человек сразу выделяется из толпы, его отличают определённые черты поведения или манеры, такие как интонация голоса, особенные выражения, употребляемые в речи, тон, жестикуляция, мимика, походка. Всё это называют манерами.

Хорошие манеры это и сдержанность, и скромность, и умение контролировать свои слова и поступки. Способность тактично и внимательно общаться с собеседниками сразу отличает хорошо воспитанного человека от других.

Для того чтобы соответствовать понятию «воспитанный человек» необходимо знать основы правил этикета и хороших манер.

Основные правила

Привычка громко говорить, манера речи, при которой не стесняются в выражениях и проявлении эмоций, считается дурным тоном. А если это еще сдобрено активной жестикуляцией, развязностью, бестактностью и несдержанной мимикой, то вы вполне рискуете заработать себе репутацию невоспитанного человека.

Кроме этого, считаются неприемлемыми такие паттерны поведения, как грубость в выражениях, неряшливость в одежде, пренебрежение чужих интересов, откровенная недоброжелательность к собеседникам, навязывание другим своих желаний и воли.

Манера общения определяется внутренней культурой человека и обычно регулируется воспитанием, а также принятыми обществом правилами этикета.

Этикет же, в свою очередь, подразумевает уважительное и доброжелательное отношение ко всем окружающим людям, их социальному положению, мировоззрению, должности, возрасту, национальности и многому другому. В целом правила этикета в цивилизованном обществе предполагают вежливость, в основе которой лежит гуманизм.

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы соблюдать правила этикета. Предлагаем вам 17 правил хороших манер на каждый день, которые могут значительно облегчить вам жизнь.

17 правил этикета на каждый день

Многие правила хорошего тона безнадёжно устарели, но существует ряд предписаний, соблюдая которые вы можете прослыть воспитанным человеком:


1. Никогда не приходите в гости к людям без предупреждения. Если же к вам явились нежданные гости, то вы, не смущаясь, можете ходить по дому в халате или спортивных штанах и не извиняться за неубранную комнату. Пусть это будет их проблемой;

2. Дурным тоном считается заставлять гостей снимать обувь. Они о таких вещах должны догадываться сами. Если нет — правила этики им неведомы;

3. Одной из самых распространённых ошибок считается сушка зонта в раскрытом виде в общественных местах. Делайте это исключительно дома. В гостях или офисе повесьте зонт в закрытом виде на вешалку;

4. Хорошие манеры для девушек включают правила поведения со своими аксессуарами. Например, многие дамы делают одну и ту же ошибку – кладут свою сумку на колени или, вообще, ставят на стол.

Это непозволительно для воспитанной девушки. Если маленький изящный клатч ещё можно положить на стол без смущения, то объемную сумку или, тем более, рюкзак, нужно ставить на пол или вешать на стул. Мужские портфели необходимо ставить исключительно на пол;

5. Ношение полиэтиленовых или бумажных фирменных пакетов в повседневной жизни считается откровенным жлобством.

Целлофановые пакеты можно использовать только для того, чтобы донести продукты из супермаркета домой. Тоже с и бумажными пакетами – отнесли покупку из бутика домой, и забыли о нём;

6. Мужчине вообще не стоит носить женскую сумку, а женский плащ или пальто брать в руки, только когда подаёт их даме или несет в раздевалку в театре или другом общественном месте;

7. Халат, пижама, нижнее белье – это предметы для спальни. Дома рекомендуется носить удобный свитер, футболку, брюки. Конечно, они должны иметь пристойный вид. На крайний случай пусть это будет спортивный костюм, но его состояние должно быть приличным. Оттянутые колени и пятна не допускаются;

8. Соблюдение границ другого человека и способность отстоять свои – это одно из важных правил этикета. Если у вашего ребёнка есть отдельная комната, научитесь входить в неё со стуком, когда он находится там.

Точно так же ребёнок должен поступать, когда хочет войти в вашу спальню. Письма, которые приходят на адрес другого человека не имеет права вскрывать никто, то же самое касается электронных ресурсов, аккаунтов, почты и мобильных телефонов. Читать чужие смс, лазить по карманам и сумкам – тоже признак дурного тона;

9. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, а вот шапку и варежки лучше снять. Не стоит, думаю, говорить о том, что мужчина обязан снять любой головной убор в помещении;

10. Международный протокол предписывает, что количество украшений не должно насчитывать более 13 предметов.

Некрасивым считается сочетание на одной руку колец из разных драгоценных металлов, например, золота и серебра. И, вообще, нельзя нагромождать свой внешний облик излишеством украшений. Выберите какую-то пару: кольцо и брошь, серьги и браслет, колье и заколка;

11. Некоторые люди не понимают правил оплаты в кафе и ресторанах. Если вы, общаясь с человеком, произносите фразу «Я тебя (вас) приглашаю», то платить, разумеется, должны вы. Если женщина приглашает на обед делового партнёра, то платит, соответственно она.

Если вам говорят «Давайте сходим в ресторан», то платить вы будете пополам. Если же мужчина предложит женщине заплатить за ней, она имеет право согласиться или отказаться;

12. Хорошие манеры предписывают в лифт входить первыми мужчинам, а выходить тому, кто ближе находится к двери;

13. Самым престижным местом в автомобиле считается место сзади водителя. Именно туда по правилам этикета должна садиться женщина, а мужчина занимает место рядом с ней. При выходе он открывает дверцу перед дамой и подаёт ей руку.

Многие феминистки в наше время считают открывание дверей перед собой в машине или в здании неправильным. Они говорят о том, что в деловом мире нет деления по половому признаку;

14. Считается крайне неприличным заявлять в обществе о том, что вы на диете, не употребляете алкоголь или больны. То, почему вы не можете или не хотите употреблять что-то в пищу или пить алкоголь, ваши сугубо личные проблемы. Можете ничего не есть, попросить сухого вина, немного пригубить его, но похвалить хозяйку за её старания вы обязаны;

15. Светская беседа предполагает, что существует ряд запретных тем для всеобщего обсуждения. Это религия, политика и здоровье. Очень неприлично спрашивать о стоимости имущества, одежды или аксессуаров.

Если вам задали подобный вопрос – улыбнитесь, скажите, что это подарок и переведите разговор на другую тему. Тем более неприлично интересоваться размером заработной платы другого человека. Если вас спросили об этом, то вежливо скажите, что не хотели бы обсуждать эту тему;

16. К любому человеку, возраст которого перешёл отметку двенадцати лет необходимо обращаться на «вы». Очень грубо выглядит со стороны, когда люди обращаются на «ты» к людям, работающим в обслуживающей сфере.

В деловой сфере, даже если вы близкие друзья, в присутствии других людей необходимо обращаться друг к другу на «вы». Если в отношении вас какой-то незнакомый человек позволяет себе сказать вам «ты», вы может попробовать ему тонко намекнуть следующей фразой: «Вы ко мне обращаетесь?».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986–1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. - СПб.: Наука, Logos, 2006.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность - вежливость королей» - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины...

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.

Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...