Как открыть языковой центр с нуля. Как открыть школу иностранных языков с нуля — пошаговая инструкция

Текст Мария Овсеец

Фото Инна Птицына

Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания

»

Поиски себя

До рождения сына я работала в международной логистике - занималась таможенным оформлением, международными перевозками и декларированием товаров. В феврале прошлого года должна была выйти из декрета, но возвращаться в эту область совсем не хотелось. Я не замужем, воспитываю сына, отец моего ребенка помогает нам, но этого мало, поэтому поиск новой работы был необходимостью.

Я мечтала о такой занятости, которая позволит мне проводить больше времени с сыном, и стала искать работу в интернет-проектах, где все организовано удаленно. Мне очень хотелось попасть в команду издательства «Манн, Иванов и Фербер». У них в то время как раз была открыта вакансия копирайтера, однако с условием - собственный книжный блог. Его я и стала вести в Instagram, и именно этот блог в дальнейшем стал хорошей почвой для старта бизнеса.

К слову, на работу в МИФ меня так и не взяли, так же как и в другие интернет-проекты. Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания. Поэтому на тот момент я оставила попытки найти какую-то работу.

Решение открыть школу иностранных языков

Изучать французский я начала случайно шесть лет назад. В очередной раз записалась на английский язык, пришла на курсы, а преподаватель на первом занятии заговорила по-французски. Как оказалось, английский снова перенесли. Преподаватель предложила остаться с ними, и в итоге я еще два года проходила в эту школу, а про английский вообще забыла. Так я дошла до среднего уровня в изучении французского языка.

Мой книжный блог в Instagram тем временем перерастал во что-то большее, становился более личным. Тогда как раз пошла волна личных проектов, все в сети стали рассказывать о себе, продвигать личные истории. И я подумала: почему бы мне не сделать свой курс по французскому? Мне хотелось нести этот язык в массы, собрать группу тех, кто тоже интересуется французским языком, и вместе заниматься.

Это было примерно в начале августа 2017 года. Я сразу же записалась на курс «Как продать свой курс» и через неделю поняла, что мне как преподавателю не хватает знаний. То есть вариант был такой: я сейчас останавливаюсь, беру полгода на то, чтобы подтянуть язык, а потом уже занимаюсь курсом. При этом я понимала, что уроки-то я напишу, но при этом мне все равно понадобится помощь, чтобы проверять задания. И тут возник вопрос, а вместе с ним и идея: а почему преподавать должна я сама и почему бы не создать школу французского с другими преподавателями.

На следующий день я написала об этом в блоге -на тот момент у меня было уже около 11 000 подписчиков. Люди откликнулись, стали писать: молодец, хорошая идея, продолжай в том же духе. Это меня очень воодушевило. На тот же пост откликнулись два преподавателя, которые и стали у меня работать.


Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве

»

Как все устроено: команда

Я не преподаю французский в своей школе. Мой уровень языка - всего В1, что совсем не дотягивает до преподавания. Люди думают, что у меня суперкрутой уровень и я учу в своей школе сама. А потом я показываю в Instagram Stories собственные занятия, и люди недоумевают и пишут мне в личку: «А как, а что, а вы, а не?.. Да как же так, а я думала...» Как хорошо сказала моя знакомая: «Венеролог разве должен переболеть всеми болезнями?»

Я запустила проект и стала заниматься в нем всем, кроме преподавания. Потому что для этого есть квалифицированные преподаватели. Каждый делает свое дело и не лезет в чужое. Мое - продвижение и маркетинг, налаживание связей и много всего другого. У преподавателей - как раз обучение. Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве. Я, как дон Аль Капоне, наблюдаю за своей территорией с позиции шефа.

Мне довольно легко удалось найти преподавателей. Люди, которые хотели со мной сотрудничать, написали мне сами. Преподаватели умеют учить языку, но не умеют и зачастую не хотят продавать свои услуги. Поэтому они пришли ко мне. Готовят курсы, занимаются с учениками, а мое дело - приводить клиентов и развивать школу.

За первые два месяца преподаватели заработали в четыре раза больше, чем я

»

Как все устроено: курсы

У нас есть разные программы курсов. Но кроме самих программ, важна и методика преподавания. Это то, на проработку чего при запуске проекта ушло немало времени, и то, что требует постоянной работы, анализа и корректировки.

Человеку нужно постоянное общение. Не всем помогает полное погружение в среду. Например, когда человек переезжает жить за границу, он боится разговаривать с местными и может разве что в булочной пальцем ткнуть, намеренно не используя язык из-за страха. Мы же в своей школе заставляем людей разговаривать, реально заставляем. У меня на сайте написано, что они должны выходить из зоны комфорта. Наша задача - не только научить правилам, но и снять языковой барьер, а также объяснить человеку, как изучать язык вне уроков.

Очень важно постоянно тренировать мозг, то есть делать не то, что ты делал всегда, а переводить свою жизнь на французский язык, причем сразу, даже если ты ничего не понимаешь. Песни на французском слушать, переводить, подпевать.


Я снизила преподавателям процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится

»

Деньги

Начать было не страшно, потому что я не смотрела на это как на бизнес, ничего в этом не понимала, да и вообще не думала, как начать. Если мне какая-то идея приходит, я ее сразу запускаю. То есть у меня такой подход в жизни - разберусь потом, а сейчас нужно начинать и не раздумывать, иначе энергия уйдет и я этот проект либо не начну, либо он не будет иметь такого вовлечения. Обычно так и происходит.

В общем, начинать нужно было быстро. Мой бизнес был запущен на собственные сбережения, естественно, минимальные. Я вложила первоначальный бюджет в покупку домена для сайта, хостинга, настройку образовательной платформы, но все это были какие-то небольшие суммы. Самым большим моим вложением был курс «Путь Мечты» .


Помощников у меня не было, я все делала сама, с учителями договаривалась на процент. Естественно, у меня не было опыта, я не знала, какой процент обычно берут преподаватели, как с ними договариваться. В итоге за первые два месяца сотрудники заработали в четыре раза больше, чем я. Потом уже я пересмотрела все их ставки. В частности, когда мы на «Пути Мечты» проходили уроки по оплате работы команды, я со всем этим постепенно разбиралась.

У нас продаж было достаточно много по сравнению с тем, как преподаватели могли это сами продать. Например, у одной из них своих было три продажи, а я сделала на первый поток 14 учеников из своего блога. Тогда я приняла решение понизить процент, который получали преподаватели. Мы не ругались, я просто объяснила ситуацию: мы развиваемся, маркетинг требует вложений, а если я буду их делать со своей личной прибыли, тогда работать получится только в ноль и у меня не будет совершенно никакого интереса заниматься школой. У меня нет официальной работы, то есть нет финансовой базы, поддержки, которая бы позволила легче относиться к ситуации, потому что, когда есть работа, понимаешь: если что-то не получается, все равно остается зарплата. У меня же зарплаты нет.

Учителя поняли, что выбора не так много: либо они занимаются набором учеников самостоятельно, либо соглашаются работать у меня, но за меньший процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится.


В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова

»

Чем я занимаюсь в проекте

Долгое время мне приходилось делать самой все, что только можно. Если с преподавателями все складывалось хорошо, то с другими специалистами все получалось иначе. Например, мне нужно было соединить домен с хостингом. Нашла человека на fl.ru , заплатила ему, а он просто пропал. Другой должен быть настроить платформу для ведения курсов - и снова пропал. В итоге каждый раз я все делала сама, приходилось разбираться в технических тонкостях.

Все это привело к тому, что французским языком я не занималась практически совсем, потому что у меня не было на него времени. Я стала маркетологом, организатором, техническим специалистом, бизнесменом - кем угодно, кроме человека, который делает что-то для души. И у меня даже был переломный момент в плане отношения к делу, потому что пропала доля заинтересованности в саморазвитии. Изначально ведь у меня была цель какая? И свой уровень знания языка подтянуть, и другим людям, которые интересуются французским, помочь. А получилось, что я должна разбираться в маркетинге, финансовом учете, технической базе.

На курсе «Путь Мечты» мы изучали, как правильно строить команду, как делегировать и, что самое главное, как оставаться верной себе. Это очень помогло. Сейчас я стараюсь вернуть проект в то русло, когда я веду его так, как мне нравится, а не только думаю о маркетинге и продажах. Я заметила, что, когда я вернулась к этой позиции - когда я все делаю так, как мне нравится, мы получаем результат лучше, в том числе и финансовый.


Курс «Путь Мечты»

Спустя два месяца после открытия бизнеса мне на почту пришло письмо о запуске курса «Путь Мечты» . Я сразу же на него записалась: во-первых, доверяю создателю курса Галие Бердниковой , во-вторых, мне было просто необходимо разобраться в тонкостях бизнеса. А то, что в программе внимание уделено не только бизнесу, но и жизни в целом, подкупило еще больше - я очень люблю изучать что-то новое.

Все уроки и задания были интересные. Самое крутое для меня пошло, когда мы начали говорить про бизнес, потому что в той сфере у меня никакого опыта не было. За последнее время максимально полезным уроком был анализ точек касания, когда ты по определенному алгоритму прорабатываешь точки взаимодействия с клиентами, а потом просишь сделать то же самое других. Я получила очень хорошую обратную связь, и на ее основе мы ввели много улучшений и изменений в школе.

Благодаря курсу я узнала новое о том, как общаться с людьми, как улучшить техническую базу и сделать так, чтобы потенциальному ученику было легче ориентироваться на сайте и в соцсетях. На самом деле знаний было много, все это в комплексе привело к тому, что школа стала приносить прибыль. Если до курса чистая прибыль была отрицательной, я только вкладывала, то теперь чистая прибыль - 35 000 рублей, оборот - 190 000 рублей.

Найм команды

В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова - проект требовал много времени и сил, а количество задач только увеличивалось. И как раз в тот момент мне написала девушка, которая окончила курсы, где обучают личных помощников, и предложила свои услуги. Это еще один плюс открытости деятельности. Когда ты все рассказываешь в соцсетях - нужные люди находят тебя сами.

Она взяла на себя всю работу по ведению сайта на конструкторе, администрирование образовательной платформы и рассылку. А у меня появилось время на стратегическое планирование. Найм помощницы - очень верное решение.

Многие начинающие предприниматели боятся нанимать сотрудников - нет денег, нечем платить… Но на самом деле все это лишь в нашей голове, это ограничения, которые мы сами себе ставим. Конечно, мне тоже иногда страшно нанимать людей. Так было с маркетологом - думала, как я буду платить? Когда на курсе «Путь Мечты» мы прошли уроки о том, как нанимать команду и как рассчитывать зарплату, у меня сформировалось понимание, что есть разные формы расчета зарплаты, для каждого вида деятельности - свой вариант.

Для того чтобы получить результат, который я хочу, я немножечко себя перестроила - стала прокачивать в себе управленческие навыки. Уроки по делегированию, которые были у нас на курсе, добавили мотивации и вдохновения, помогли увидеть, как делегирование лучше организовать. Но главное, я перестала бояться говорить человеку, что он должен делать.


Instagram

Времени на ведение соцсетей требуется много. Сейчас я веду два аккаунта: я взяла Instagram школы плюс веду свой . В день это занимает часа два с половиной. Это работа, но она мне нравится. Для меня Instagram всегда был местом, где я реализую свой творческий потенциал: сделать фотографию, собрать ленту, чтобы это было более-менее красиво.

Много времени занимают тексты. Я заметила за собой такую вещь: если я начинаю текст за собой проверять, он перестает мне нравиться. Поэтому теперь я проверяю только ошибки. То есть я не проверяю, как написано, потому что тогда мне вдруг начинает не нравиться, как предложение построено, или еще что-то - и тогда я не могу писать от души. А почему люди так откликаются на мои тексты? Потому что я пишу от души. Я пишу личную историю - со всеми ее проблемами. Я делюсь проблемами в бизнесе, делюсь тем, что мне не удается, - параллельно с тем, что, наоборот, удается. Пытаюсь подсказать на своем опыте, как продуктивно организовать работу. И очень много приходит комментариев в личку: спасибо, ваш блог очень мотивирует, вы меня наконец-то сподвигли на то, чтобы что-то изменить в своей жизни.



Страхи

Мне в личку приходит очень много вопросов «А как вы это сделали?». Как не побоялись написать в МИФ, что хотите брать у них книги на рецензию, когда в блоге было всего 500 подписчиков, а по требованиям надо было 5 000? Как не побоялись на всеобщее обозрение выложить пост, что хотите открыть свою школу? Как не побоялись открыть дело и развивать его у всех на глазах?

Тут надо смотреть на каждую конкретную ситуацию. Есть страхи, которые вообще не имеют под собой никакой основы. Бояться написать в МИФ? Ну что может случиться? Максимум тебе откажут, но голову же не оторвут. А каждое такое письмо поможет тебе продвинуться вперед, сделать шаг и дальше о себе заявить. Первый шаг - самый важный. А многие просто боятся взять и отправить это письмо, потому что боятся отказов. От этого надо избавляться.

В прошлом году я прошла практику, которая называется «100 писем с отказами». Это когда ты обращаешься, например, в поисках работы в те места, где тебя, как тебе кажется, точно не возьмут. Но не факт. И чем больше ты делаешь таких шагов, тем, во-первых, тебе становится легче, страх уходит, и, во-вторых, тем больше контактов ты нарабатываешь. Вот пример в цифрах. Я написала 15 писем. Двое мне не ответили, тринадцать согласились. У меня не было ни одного отказа по тем вопросам, которые я хотела решить за счет партнерства с другими людьми.

Но есть и другие страхи, конечно. Более серьезные, сковывающие. Например, меня очень волновал вопрос финансов: я боялась, что мы не окупимся, что-то не продадим. Бывало, что эти страхи прямо накатывали под вечер. И трудно было двигаться дальше, потому что они у тебя начинают скапливаться в голове и энергия пропадает.

Когда такое происходит, я делаю так: выключаю компьютер, иду на диван и читаю книжку, стараясь не думать о страхах, чтобы они не расширялись. На следующий день расскажу кому-то из своего окружения, и они обязательно меня поддержат.


Поддержка и окружение

Очень важно иметь такое окружение, которое с тобой на одной волне. У меня, например, нет поддержки в семье. Мои родители очень консервативные, для них мое занятие - в ущерб ребенку: ты его не кормишь, времени на него не тратишь. Хотя, конечно, трачу. Но я считаю, что ребенку нужна счастливая мама, тогда будут счастливы и остальные члены семьи. А если она загнана домашними заботами, неухожена, с пучком на голове котлеты жарит - какой она пример подает своей семье? Она несчастлива, муж несчастлив, ребенок видит, что в доме не все хорошо.

В общем, мои родители моих идей не понимают совершенно. Пытаться их переубедить и искать поддержку у них - лишняя трата энергетических ресурсов. Поэтому я ищу поддержку в других местах: в Instagram, у всех тех людей, с которыми я познакомилась в сети, кто давно наблюдает за мной, за моим развитием.

Если у вас нет людей, которые с вами на одной волне, то вы точно найдете их на курсе «Путь Мечты» - там девушки с такими же целями и проблемами, что и вы.


Интервью. Основатель школы французского языка CoCoÉcole Ксения Вавилова и главный редактор сайт Мария Овсеец

Просто начните делать! И не бойтесь об этом рассказывать в соцсетях. Когда ты начинаешь что-то делать и делишься этим, приходит неожиданно много людей, которые помогают, причем бесплатно. Мне, например, помогают мои друзья, которые оказались вовсе не книжными блогерами, а бизнесменами. И пока я об этом не заявила, я и не знала об этой части их жизни.

Занимайтесь тем, что нравится. Это действительно важно. Нужно прямо составить список. Это было в курсе «Путь Мечты», и это реально работает. Прямо берешь и пишешь: что тебе не нравится и отнимает твою энергию, а что тебя вдохновляет и прибавляет энергию. И начинаешь свой день с того, что добавляет тебе энергии. Тогда и сил на свершения будет гораздо больше!

В условиях сближения деловых отношений между странами, увеличения туристического потока и всеобщей глобализации изучение иностранных языков становится необходимостью для всё большего количества россиян. По статистическим данным, 46% наших соотечественников не оставляют мечты изучить иностранные языки. При этом ими движут разные цели: кто-то хотел бы обучаться, чтобы отвечать требованиям времени (13%), 14% россиян желают свободно чувствовать себя в поездках за границу, 11% с помощью знания иностранного языка обеспечили бы себе карьерный рост, 9% понимают, что такие знания необходимы для общения, а 7-8% хотели бы легко читать этикетки на товарах иностранного производства, информацию на зарубежных сайтах, понимать инструкции и т.п. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что услуги школ, обучающих всех желающих иностранным языкам, довольно востребованы.

В языковых школах предоставляют полный спектр услуг по изучению не только наиболее популярных языков, но и редких языков для разных уровней подготовленности учеников. Проходя базовые курсы обучения, учащиеся могут перейти на следующие, более сложные, этапы. На первый взгляд, конкуренция в этой отрасли высока. Тем не менее, как показывает практика, новая школа может при правильном позиционировании достаточно быстро привлечь постоянных клиентов.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 635 600 рублей.

Точка безубыточности достигается в четвертый месяц работы.

Срок окупаемости составляет от 12 месяцев .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Перед открытием школы иностранных языков необходимо определиться, будете ли вы ученикам выдавать документы, подтверждающие прохождение того или иного курса в вашей школе. Если вы решили осуществлять индивидуальную преподавательскую деятельность, то вам не понадобится лицензия, но в таком случае вы не сможете выдавать ученикам документы государственного образца об окончании обучения. Этот вариант проще в плане регистрации фирмы и подойдет для обучения взрослых людей, для которых важны не бумаги, доказывающие получение образования, а реальный уровень знаний. Если вы хотите осуществлять выдачу подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании.

Целевая аудитория языковых школ зависит от направленности вашей школы. Если вы готовы предоставлять услуги как детям дошкольного возраста, так и активным пенсионерам, то возраст ваших клиентов будет варьироваться от 3 до 60 лет. Так как услуги языковых школ не относятся к разряду дешёвых, то посетители, как правило, имеют доход средний и выше среднего.

Прежде чем открыть школу английского или иного языка, следует определиться, какие будут преподаваться языки, а также какая будет аудитория курсов - взрослые или дети. Самым востребованным языком является английский, затем идут немецкий и французский, следом итальянский и испанский. При возможности следует организовать курсы по более редким языкам - китайский, японский или иной экзотический язык. В определенных случаях они пользуются большой популярностью и станут фишкой вашего проекта, отличающей вас от остальных.

Среди основных направлений обучения в вашей школе могут присутствовать:

  • подготовка к международному тестированию;
  • тестирование по системам TOEFL, CALE, GMAT, IELTS;
  • экспресс-обучение свободному владению разговорной речью.

Средняя продолжительность курса по изучению иностранного языка - 4-8 месяцев, что соответствует 64-128 академическим часам. После прохождения курса учащиеся сдают тест и получают документ, свидетельствующий о получении определенного количества знаний. Набор в группы осуществляется 2-3 раза в месяц по английскому языку и 1-2 раза в месяц по остальным языкам. Основной поток учеников приходится на вечерние группы (с 17:00-21:00), наиболее низкая посещаемость отмечается днём, так как в это время многие находятся на работе или учёбе. Каждая группа учащихся состоит из 4-6 человек. Важно, чтобы количество учеников было чётным, так как в процессе обучения приходится часто работать парами для получения большей результативности. Пример размещения групп и расписание языковой школы в будний день при наличии двух классов выглядит следующим образом:

Время

Класс А

Класс Б

Английский

Английский

Французский

Английский

Французский

Английский

Испанский

Предполагается, что группы будут набираться в следующих форматах:

  • вечерние группы;
  • утренние группы;
  • дневные группы;
  • группы выходного дня.

Данный бизнес обладает сезонностью: как правило, поток посетителей в летние месяцы снижается, а в сентябре возобновляется. Режим работы языковых школ: ежедневно с 08:00 часов до 21:00 часов, так как есть необходимость в сборе как утренних, так и вечерних групп.

3. Описание рынка сбыта

Клиентов языковых школ можно сегментировать следующим образом:

  • По цели обращения в языковую школу:

Клиенты, у которых знание языка требует профессия, и от этого зависит карьерный рост;

Клиенты, желающие подтянуть свой уровень знания иностранных языков для более комфортных путешествий за рубеж;

Клиенты, у которых есть потребность в изучении дополнительных языков с целью повышения уровня собственной образованности, желающие не отстать от веяний современного мира;

Клиенты, которым необходимо поднять свой уровень знания иностранных языков для поступления в университет или школу;

Корпоративные клиенты.

  • По требованиям к проведению занятий:

Учащиеся, желающие заниматься в группах (как правило 4-6 человек).

  • По возрасту:

Школьники и студенты, желающие освоить новые языки, помимо тех, что есть в школьной программе или улучшить знания основного языка;

Работающие люди, которых знать иностранный язык обязывает работа, либо обыденный интерес и страсть к путешествиям;

Пенсионеры, привыкшие путешествовать, открывать для себя что-то новое, развиваться.

В процентном соотношении целевая аудитория выглядит примерно следующим образом:

Изучив вашу целевую аудиторию, необходимо определиться, кому именно вы будете оказывать свои услуги. От выбора аудитории зависит направленность вашей школы, спектр предлагаемых языков и маркетинговая политика. Также немаловажным фактором успеха является анализ ваших конкурентов. Как правило, в городах-миллионниках с населением до 4 млн человек открыто 80-100 школ изучения иностранных языков. Необходимо ознакомиться со спектром языков, которые предлагают конкуренты, с ценами на их услуги, уровнем квалификации персонала. После анализа важно выявить то конкурентное преимущество, которое будет выделять вас среди остальных. К таковым можно отнести удобное месторасположение, низкие цены, возможность рассрочки платежа, авторскую методику преподавания, предложение изучения экзотических языков.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

1. Регистрация в государственных органах

Для начала необходимо получить соответствующую лицензию, разрешающую образовательную деятельность. Перечень документов, необходимых для получения лицензии, следующий:

  • Заявление о предоставлении лицензии;
  • Реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации;
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;
  • Копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся;
  • Справка о наличии разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;
  • Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
  • Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация);
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • Опись прилагаемых документов.

Поскольку перечень документов довольной объёмный, возможен вариант обращения в специализированную организацию, которая произведет сбор документов за вас, стоимость услуг составит 50 000 руб. Для ведения коммерческой деятельности можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, некоммерческое образовательное учреждение или как юридическое лицо. Целесообразнее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (6% с доходов). Это избавит вас от оформления множества дополнительных документов. Приятным фактором данного мероприятия станет то, что в настоящее время лицензию не потребуется продлевать каждые 5 лет, как это было раньше. Теперь, однажды получив лицензию на право ведения образовательной деятельности, вам будет достаточно этого для того, чтобы потом заниматься ей хоть всю оставшуюся жизнь.

2. Поиск помещения и ремонт

Удачным месторасположением помещения можно считать непосредственную близость к метро, учебным заведениям, торговым центрам. Желательно наличие бесплатной парковки и удобной транспортной развязки. При выборе помещения необходимо обратить внимание на освещение, санитарное состояние, наличие санузла и т.д. Оптимальный размер помещения под школу - от 100 кв.м., этого будет достаточно для двух классов и приёмной с ресепшном. Стоимость аренды составит около 50 000-70 000 руб. Возможно, придётся сделать косметический ремонт и пригласить дизайнера, который интегрирует стиль вашего логотипа в интерьер помещения, на это закладывайте не менее 50 000 руб.

3. Покупка необходимого оборудования и инвентаря

Для открытия школы иностранных языков необходимо следующее оборудование и инвентарь:

Наименование

Количество, штук

Стоимость 1 штуки, руб.

Общая сумма, руб.

Магнитно-маркерная доска

Учебный материал

Компьютер

Wi-fi роутер

Канцелярские товары

Микроволновая печь

Электрический чайник

Шкаф для одежды

Микроволновая печь

Итого

4. Поиск кадров

Поиск сотрудников (преподавателей, администраторов, бухгалтера) можно осуществить следующими способами:

  1. Посредством специализированных сайтов. Преимущество этого метода - возможность видеть точный опыт работы, отзывы предыдущих работодателей, квалификацию, наличие сертификатов. Однако доступ к резюме соискателей - платный, стоимость составляет около 15 000 руб.;
  2. Сбор информации через знакомых - самый дешёвый и простой метод поиска персонала;
  3. Размещение вакансий в специализированных группах в социальных сетях - в наиболее популярных группах данная услуга платная, способ может дать неплохой отклик, аудитория больших групп начинается от 100 000 человек;
  4. Мониторинг преподавателей общеобразовательных и частных школ с последующим предложением о трудоустройстве.

5. Маркетинговая политика

Первоначально нужно разместить вывеску или штендер вашей школы. Согласование, изготовление и установка вывески обойдется вам примерно в 50 000 руб. Вывеска не даст нужного эффекта без дополнительного стимулирования клиентов, поэтому в бюджет также должны быть заложены расходы на печатные материалы (промо-листовки) и зарплату промоутера (около 10 000 руб.). Для комплексной работы необходимо прибегать к онлайн-методам раскрутки вашего проекта, в данном случае на создание и продвижение сайта необходимо заложить в бюджет около 100 000 руб., а на развитие и создание группы в соцсети - около 10 000 руб. Со временем, когда вы наработаете клиентскую базу, эти виды затрат будут снижаться, основной поток учеников будет приходить к вам по советам друзей и знакомых.

6. Организационная структура

Для того, чтобы ваша школа бесперебойно функционировала, вам необходимо нанять следующих сотрудников: преподаватели, администраторы, уборщица, бухгалтер.

Ключевым персоналом в вашем бизнесе станут, конечно же, преподаватели, ведь от их профессионализма и коммуникабельности зависит подача материала, уровень знаний учащихся и впечатления от вашей школы в целом. Если вы планируете предлагать ученикам наиболее популярные и доступные языки, то на первых порах можно ограничиться наймом одного специалиста по каждому языку. Требования, которые нужно предъявлять к преподавателям, - это наличие высшего образования, отличное знание разговорного и письменного языка, опыт работы от двух лет, обладание знаниями о культурных особенностях англоязычных (и других) стран, наличие комплексной и проверенной методики обучения. Заработная плата преподавателя состоит из оклада (15 000 руб.) и процентов, зависящих от количества проведенных им уроков.

Администраторы вашей школы будут работать посменно, 2 через 2, поэтому вам необходимо нанять двоих сотрудников. Требования к администраторам ограничивается коммуникабельностью, приветливостью, высоким уровнем дисциплины. В их обязанности входит приём звонков и писем, запись клиентов на занятия, формирование групп, ведение группы в соцсети, обеспечение школы необходимым инвентарем (канцтовары, кулер и т.д.). На заработную плату администраторов в бюджет необходимо заложить по 20 000 руб. на каждого сотрудника.

Кроме того, следует озадачиться поиском уборщицы, осуществляющей чистку помещения 3-4 раза в неделю. Данный сотрудник имеет частичную занятость и гибкий график работы. Бухгалтера лучше нанять на удаленной основе либо обратиться в аутсорсинговую компанию с целью сокращения налогов и иных расходов.

Также вам не обойтись без директора, который будет выполнять ключевые функции управленца. В его подчинении будет находиться весь персонал, именно он принимает решения о найме сотрудников, определяет их заработную плату, выстраивает маркетинговую политику, взаимодействует с контрагентами. Заработная плата директора зависит от финансовых результатов школы, в целом она состоит из оклада (30 000 руб.) и процента (5%) от выручки, если плановые показатели проекта выполняются.

Общий фонд заработной платы ежемесячно меняется в связи с процентной системой оплаты труда. Фонд заработной платы в первый месяц работы школы иностранных языков представлен ниже:

Постоянные расходы Оклад Количество сотрудников Сумма Средняя з/п в месяц на сотрудника
Директор 30 000 1 30 000 45 205
Преподаватель 25 000 5 125 000 27 027
Администратор 20 000 1 20 000 20 000
Уборщица 10 000 1 10 000 10 000
Страховые взносы

55 500
Итого ФОТ

240 500


* В расчетах используются средние данные по России

Дистанционные курсы и школы не конкурируют с традиционными, а занимают отдельную нишу на рынке преподавательских услуг. Возможность учиться, не выходя из дома, - идеальный вариант для деловых людей, женщин в отпуске по уходу за ребенком, жителей небольших городов, где мало возможностей для дополнительного образования. Ведь для проведения занятий достаточно наличия компьютера с высокоскоростным интернетом и бесплатной программой Skype, микрофона, колонок, веб-камеры (в большинстве случаев хватает камеры на компьютере преподавателя, многие обходятся просто наушниками с микрофоном) и определенного количества свободного времени

Распространенное мнение, что затраты на организацию интернет-курсов значительно меньше, чем на открытие традиционной школы, не соответствует действительности. На самом деле, если вы рассматриваете это как вариант для развития собственного перспективного бизнеса, для его старта понадобятся определенные вложения.

Не имеет значения, будете ли вы преподавать самостоятельно или нанимать учителей, начинать придется с создания и продвижения собственного сайта. Чем качественнее сайт и его наполнение, тем выше будет доверие к вам потенциальных клиентов.

Обязательно укажите все необходимые контакты, подробно опишите свою квалификацию, опыт работы, программы, по которым вы преподаете, расценки на свои услуги, способы и реквизиты для оплаты, выложите все необходимые юридические документы: лицензии, если вы зарегистрированы как НОУ (однако чаще регистрируют ИП), тексты договоров и т. д.

Предусмотрите раздел с он-лайновыми тестами, по результатам которых посетители вашего сайта смогут узнать свой уровень владения иностранным языком.

Кроме расходов на создание сайта (от 15-20 т. р., в зависимости от структуры и задач), придется регулярно вкладывать деньги в его продвижение. Этим можно заниматься самостоятельно или обратиться в соответствующее агентство.

Стоимость его услуг будет зависеть от аудитории, на которую вы ориентируетесь, количества и характера запросов в поисковых системах, по которым вы хотите продвигаться, конкуренции в этой области (а она довольно большая) и других факторов.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Если сайт совсем «молодой», продвижение привычными методами в первое время будет по объективным причинам малоэффективно. Однако терять время не стоит - первых клиентов можно найти, размещая объявления на тематических форумах и сайтах.

Приобретите качественную гарнитуру (наушники или колонки, микрофон и веб-камеру) и подберите подходящий тарифный план у вашего интернет-провайдера. Постоянно обрывающаяся связь, помехи и посторонний шум испортят все впечатление от занятия, несмотря на профессионализм и талант преподавателя.

Обучение в реальном времени обычно предполагает индивидуальное занятие с преподавателем. Во-первых, это намного удобнее и выгоднее для клиента. Во-вторых, для проведения групповых уроков у каждого ученика должна быть стабильная и быстрая связь, что не всегда возможно. И в-третьих, преподавателю сложнее задействовать в обсуждениях всех участников конференции в равном объеме, особенно если уровень владения языком у них различный.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако если вы преподаете самостоятельно, даже при индивидуальных занятиях старайтесь подбирать учеников с одним уровнем владения языком. Это поможет значительно сэкономить ваше время на подготовку к занятиям, так как вы будете использовать одну программу, внося в нее изменения с учетом целей и интересов каждого ученика.

Дополнительные материалы для обучения выкладывайте на своем сайте. Доступ в этот раздел можно сделать закрытым от случайных посетителей сайта. Для удобства и наглядности процесса обучения можно использовать вспомогательные программы и приложения - электронные доски (к примеру, Dabbleboard), офисные приложения Google Docs, виртуальные миры Second Life и т. д.

Самые выгодные инвестиции – в знания. Почему бы не открыть бизнес, связанный с предоставлением услуг по обучению иностранным языкам? Пользуется ли спросом данное направление? По фразе «школа английского языка» поисковая система Яндекс фиксирует более 100 тысяч запросов пользователей ежемесячно, а по фразе «английский язык» и вовсе более 13 млн. запросов в месяц.

Если возникает вопрос об актуальности изучения иностранных языков, то достаточно зайти на любой сайт по поиску работы и оценить имеющиеся вакансии с более-менее достойными должностями и размерами заработной платы. Что их объединяет? Требуется знание английского, а в некоторых случаях, и других иностранных языков.

И если знаний, полученных в школе и институте недостаточно, люди ищут возможность получить дополнительное лингвистическое образование. Многие родители «готовят сани летом» - нанимают репетиторов, водят своих детей на языковые курсы. И, так как есть спрос, у предпринимателей, ищущих свою нишу , возникает закономерный вопрос: как открыть школу иностранных языков? Бизнес-план, с чего начать, какой формат выбрать, как оформить юридически, и другие важные нюансы рассмотрены в статье.

Актуальность и целевая аудитория

Актуальность изучения иностранных языков растет не только благодаря требованиям компаний-работодателей шагающих в ногу со временем, но и таким факторам как:

  • активный интерес граждан к туристическим поездкам за границу;
  • миграция в зарубежные страны;
  • поступление в заграничные учебные заведения;
  • зарубежные командировки;
  • раннее развитие детей, включающее в себя изучение языка уже начиная с детсадовского возраста;
  • восполнение пробелов школьного образования при подготовке к экзаменам;
  • желание современных людей интеллектуально развиваться и развивать своих детей.

Отсюда, в зависимости от выбранного формата формируется портрет целевого потребителя. Будут это родители детей дошкольного и школьного возраста, студенты, выпускники, бизнесмены, туристы и др.

Выбор формата

Открыть школу иностранных языков по франшизе

Сократить сложности с организационными моментами в бизнесе поможет франчайзинг . На примере обзора франшиз двух школ разберем основные статьи бизнес-плана, сумму вложений и требования к помещениям.

Сеть школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL

Сеть представлена 17 отделениями в 4 регионах России, на рынке более 15 лет. Чтобы открыть бизнес под данным брендом, необходимы следующие шаги: подать заявку на приобретение франшизы, заключить лицензионный договор, оборудовать помещение и обучить персонал, получить лицензию. Компания оказывает комплексную поддержку на каждом этапе.

Финансовые условия партнерства с ALIBRA SCHOOL отражены в таблице.

Требования к помещениям:

  • Площадь - минимум 100 кв. метров, помещение должно находиться вблизи жилых застроек, крупных торговых, офисных центров.
  • Наличие санузла, потолки высотой от 2,6 м.
  • Наличие парковки рядом с помещением.
  • Интернет, возможность зонирования на аудитории.
  • Договор аренды должен быть заключен не менее чем на 3 года, помещение должно иметь статус нежилого.

Кроме паушального взноса, к статье первоначальных вложений относятся: ремонт и отделка помещения, оборудование, мебель, оргтехника, учебные материалы, обучение персонала, маркетинговые мероприятия. Срок окупаемости вложений при работе с франшизой ALIBRA SCHOOL составляет 14-22 месяца, текущая рентабельность действующих отделений - 30%.

Франшиза языкового центра «Лингвитания»

Центр «Лингвитания» предлагает партнерам два формата бизнеса: английский для детей от 3-х до 12 лет с разбивкой по возрастным категориям и английский для подростков и взрослых. Преимущественной особенностью «Лингвитании» является авторизированным центром по подготовке к экзаменам в Кембриджский университет.

Франчайзи получают готовую бизнес модель и CRM систему работы с клиентами. В открытии центров участвуют основатели бренда. Преподаватели, работающие в центрах партнеров, стажируются и тестируются в центральном офисе. Предоставляются единые методические материалы, полнофункциональная страница на сайте, рекламные макеты.

Условия для партнеров:

  • До 31 мая 2017 года паушальный взнос 399 000 рублей.
  • Роялти выплачивается ежеквартально - 18 000 рублей.
  • Первоначальные вложения - от 850 000 рублей.
  • Не подвальное и не полуподвальное помещение с хорошим ремонтом площадью от 50 кв. м, в котором должно быть минимум две комнаты по 15-23 кв. м.

Более подробно с требованиями и условиями франшиз можно ознакомиться на сайтах компаний. Успех бизнеса в данном направлении гарантирован при тщательном подходе к найму преподавателей, составлению бизнес-плана, выбору формата, помещения, изучении действующих предложений и спроса в своем регионе, организации качественной рекламной кампании и первоклассного сервиса.

Татьяна Лепассар , специально для Executive . ru

В 2016 году на долю платных услуг (транспорта, связи, медицины и образования) приходилось 2/3 добавленной стоимости ВВП. Рост доли платных услуг в структуре добавленной стоимости ВВП России стабильно рос в соответствии с общемировой тенденцией. Важно, что в условиях продолжающейся рецессии 2017 года и на фоне падения спроса на товары длительного пользования прогноз развития отрасли к 2018 году в целом положительный.

Что является драйвером спроса, какие точки роста у компании, которая предоставляет платные образовательные услуги в условиях новой экономической реальности и о новых тенденциях в обучении – рассказывает Анна Беркович , владелец и директор сети школ иностранных языков Alibra School .

Английский за 5-8 месяцев

Татьяна Лепассар: Ваша компания работает на рынке 17 лет и вас уже можно назвать экспертами. Какие тенденции характерны для рынка в последние несколько лет?

Анна Беркович: Среди тенденций, характерных для рынка платных образовательных услуг, я бы выделила растущий интерес к так называемому «смешанному обучению» - blended learning. Новая экономическая реальность требует от людей гибкости: в планировании жизни, в обучении, в путешествиях, - во всем! Быстрота и эффективность, главные тенденции времени, отражают суть нашего продукта: мы предлагаем интенсивное обучение английскому языку за 5 месяцев.

Формат Alibra blended learning больше всего похож на модель Face­ to ­Face Driver: то есть основной материал дается на очных занятиях, а электронные сервисы используются для закрепления и углубления знаний. Работаем по собственной уникальной методике. Благодаря ей нам удалось сократить срок обучения с 2-3 лет до 5-8 месяцев. За этот период наши студенты выходят на уровень «выше среднего» и успешно сдают кембриджские экзамены в четыре раза быстрее, чем студенты других школ.

Еще одна тенденция в том, что сегодня обучающие курсы становятся не только местом для учебы, но и настоящим сообществом по интересам.

Т. Л.: Чем ваша школа отличается от других?

А. Б.: У нас есть ноу-хау – уникальная методика быстрого обучения, без зубрежки и скучного заучивания правил. Грамматические правила даются в простых и понятных схемах, что облегчает создание целостной структуры языка. В сознании учащихся формируемся своеобразная языковая матрица, близкая к алгоритмам мышления носителей.

Изучение лексики – самая сложная и трудоемкая задача - решается при помощи прямого ассоциирования. Она работает так: учим человека запоминать не механический перевод, а образ слова. Это очень легко сделать с помощью картинки, либо с помощью ассоциации, либо с помощью контекста.

Для поддержки памяти используется метод 7-кратного повторения, но не обычный, а «умный». Для этого мы разработали мобильные приложения. Сейчас их уже четыре. Три по английскому – это 6000 слов от нуля до уровня Advanced и одно по немецкому языку. Приложения сами рассчитывают дни повторений и присылают напоминания в нужный момент. Остается только потратить 5-10 минут на повторение.

Кроме того, мы создали интерактивную платформу для обучения Alibra Online – с ней наши студенты могут заниматься английским где и когда хотят. Онлайн-курс может приобрести и любой желающий. Все это – наши авторские разработки. Ими пользуются уже больше 85 тысяч человек.

В 2000 году мы собрали сильную команду методистов и преподавателей, которые создали эту методику. В том же году мы начали сотрудничество с Кембриджским университетом и официально аккредитованы им.

Наши школы расположены рядом с метро. Все они хорошо оборудованы, комфортабельны и в них приятно учиться во всех смыслах этого слова. У нас «пунктик» на работе с персоналом и улучшении качества сервиса и необыкновенная дружественная атмосфера, это для нас не клеше, а реальность, уж простите за пафос.

Спрос на иностранные языки растет

Т. Л.: Как вы в целом охарактеризуете спрос в этой сфере?

А. Б.: Мы постоянно анализируем обратную связь от наших постоянных клиентов. Хотим получить оценку качества наших услуг, выявить спрос и категорировать его. При ответе на вопрос, какой бы иностранный они хотели выучить, около 77% ответили, что хотят выучить английский язык, 12% – немецкий, 8% - французский и итальянский. Остальные запросы приходятся на китайский и другие языки.

При этом 46% из тех, кто не владеет иностранными языками, хотели бы получить эти знания. По прогнозам в 2017–2021 гг. «цифровая» часть рынка обещает расти в среднем на 23,36% в год - быстрее отрасли в целом (по данным EduMarket)

Традиционно стабильный спрос на детские программы. Родители готовы вкладывать большие деньги в развитие своих детей на фоне консервативного государственного образования. И по нашим представлениям это направление будет в меньшей степени уходить в онлайн. С детьми есть довольно большая проблема для онлайн-сервисов - детей нельзя долго удержать за компьютером. Поэтому в этом сегменте мы тоже предпочитаем классический подход. Наши курсы разработаны с использованием Кембриджской методики обучения детей английскому языку и учетом возрастных особенностей маленьких студентов.

Т. Л.: Сейчас на рынке уже много крупных игроков, есть ли шанс подняться у еще одной новой школы?

А. Б.: Конкуренция высокая. Есть крупные солидные школы с хорошей репутацией, которые играют ведущие роли на рынке, есть мелкие компании, работающие на определенный регион. Частные преподаватели, репетиторы по-прежнему востребованы. Но и спрос на обучение языкам тоже высокий. Людям нужны языки, причем нужны не для галочки, а реально – для работы, для общения в путешествиях. Во-первых, все крупные компании требуют от соискателей хорошего английского, и международные сертификаты, чего, к слову, пока не могут дать онлайн-курсы по изучению языков. Во-вторых, иностранный скоро станет обязательным предметом в ЕГЭ. Так что шанс, безусловно, есть.

Если брать мировой контекст, то по темпам роста изучения иностранных языков Россия занимает 10 место. Среди лидеров находятся Китай, Румыния, Украина и Малайзия. При этом Индекс EF2013, разработанный международным образовательным центром, определяет Россию как страну с низким уровнем знания иностранных языков. Мы связываем это с тем, что школьная программа и программа вузов до сих пор является устаревшей и фрагментарной.

В этих факторах - главные точки роста у тех, кто решил открыть бизнес в сфере платных образовательных услуг.

Как создать успешный бизнес в сфере иностранных языков

Т. Л.: Есть ли «подводные камни», на которые следует обратить внимание тем, кто хочет начать бизнес в этой сфере?

А. Б.: Самое главное – это отслеживать качество оказываемых услуг, т.е. качество преподавания. Это то, зачем к вам придут клиенты. Нужен сильный преподавательский состав, хорошая методическая база, продуманные программы. Если слушатели не видят результатов, не чувствуют прогресса, они уйдут, какие бы шикарные условия вы им не предложили.

Второе – это уровень сервиса. У нас 60% продаж обеспечивают именно лояльные клиенты. Изучение языков – это очень хорошая область для повторных продаж. Мало кто останавливается на одном курсе. Люди совершенствуют свои знания или начинают изучать второй или третий язык, посещают разговорные клубы.

И третий пункт – это соответствие требованиям времени. Онлайн-курсы, обучающие приложения, платформы – все это появилось сравнительно недавно, но все лидеры рынка быстро внедрили эти новшества.

В менеджменте нужно сфокусироваться маркетинге – это однозначно, заниматься вопросами операционной эффективности и делать это каждый день. Нанимать людей, которые умеют это делать, привлекать консультантов. Об этом часто пишут, но редко кто может реально воплотить это в жизнь.

Т. Л.: А что делать тем, кто не сможет это все организовать?

А. Б.: (смеется) Покупать у нас франшизу! Работать под известным брендом всегда легче, чем начинать с нуля.

Т. Л.: В чем преимущества франшизы вашей языковой школы?

А. Б.: Во-первых, ALIBRA - это яркий бренд с четкими конкурентными преимуществами и внятной стратегией, с ним вам не страшна конкуренция. Во-вторых, - это небольшой объем капиталовложений; в-третьих, - быстрая окупаемость.

Для старта проекта потребуется помещение общей площадью от 100 кв. м. Целевая аудитория – население города в возрасте от 16 до 45 лет, семьи со средним доходом.

Объем первоначальных инвестиций составляет от 1,3 млн руб.. Совокупная чистая прибыль за первый год составит от 2,5 млн руб., а рентабельность продаж – 15%. При достижении плановых показателей, первоначальные инвестиции окупятся через 5 месяцев работы.

Сеть школ иностранных языков Alibra School на рынке с 2000 года. 170 тыс. выпускников. Подготовка ведется по 7 языкам: английскому, немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, китайскому и русскому. Аккредитована Кембриджским университетом, является официальным партнером IELTS MOSCOW.

Узнайте больше о том, как открыть школу иностранных языков по франшизе, на сайте Alibra School .

Партнерский материал

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...