Что значит возвратный. Что такое значимые части и как определить возвратный или невозвратный глагол

Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». (Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)

Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.

Задачи урока:

Формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;

Учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;

Развивать навыки исследовательской работы;

Работать над совершенствованием монологической речи;

Воспитывать любовь и интерес к слову.

Оборудование урока:

Портреты В. Даля, М. Пришвина;

Словарь В. Даля (т.4)

Карточки для индивидуальных заданий;

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:

Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).

После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль - писатель, учёный - лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.

3. Оформление записи в тетради.

4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.

Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.

5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.

Знаю Хочу знать Узнал

В них ребята записывают соответствующую графе информацию.

В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:

возвратность-невозвратность-постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.

В графе «Хочу знать» :

Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?

Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.

6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):

Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называются невозвратными.

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

Задание учащимся : прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.

(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах ).

7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.

Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.

Упражнение № 902, стр. 130:

1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться). Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).

8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).

Задание к упражнению : на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.

Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.

Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.(см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).

9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся . На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.

Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.

(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).

После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.

9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».

Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.» ). Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного. (Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).

Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).

Слово-звезда

В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).

10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?

Выставление оценок за работу на уроке.

11.Домашнее задание на выбор:

Упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).

Упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других - сь?».

Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.

Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).

Приложения к уроку.

Результаты исследований значений возвратного суффикса.

Работа Чистяковой Риты:

Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась-и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся.

Работа Фуражниковой Кристины.

Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.

Работа Константиновой Лены.

Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит

суффикс -ся.

Работа Гришиной Лены.

Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.

Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.

А в других - меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».

Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать - это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать - это продавать товар, а сбываться могут мечты.

Дидактическое сопровождение урока

Прочитай и сравни словосочетания

ссыпаю крупу - крупа сыплется

лью воду - вода льётся

разбил чашку – чашка разбилась

Подумай и ответь на вопросы:

чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого

столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?

благодаря какой морфеме появляется это значение?

Можно ли подобрать ещё подобные примеры?

Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.

Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?

Какая морфема вносит в слова это значение?

железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся,суп варится, свитер вяжется

Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?

Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.

бороться, целоваться, обниматься, подружиться

СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.

молит – молится, бранит – бранится

рву – рвётся, пишу – пишется

плакать – плакаться, сбывать – сбываться

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

  • Обуваться, одеваться, купаться (действие направлено на себя);
  • Видеться, обняться, ссориться (взаимно-возвратное действие, которое выполняется несколькими субъектами по отношению друг к другу);
  • Радоваться, печалиться, расстроиться (физическое или психическое состояние субъекта);
  • Ткань мнется, кот царапается, крапива жжется (постоянное свойство, качество субъекта);
  • Построиться, прибраться, разжиться (косвенно-возвратное действие, совершаемое субъектом в своих интересах);
  • Хочется, смеркается (безличное действие).

Возвратность глаголов грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это спрягаемые формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь , а также по оттенкам значения.

Возвратные и невозвратные глаголы

Деление глаголов на невозвратные и возвратные установилось в русском языке безотносительно к делению глаголов на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Полностью оно не совпадает ни с тем, ни с другим, хотя связано с категориями переходности и залога: аффикс –ся является показателем непереходности глагола, а залоговую соотносительность дают лишь возвратные формы глагола.

Категория залога является одной из самых сложных проблем русской грамматики. Ученые-лингвисты по-разному определяют содержание этой категории, а потому по-разному решают вопрос о количестве залогов: одни насчитывают до 17 залогов, другие вообще отрицают наличие залогов.

Что такое возвратные и невозвратные глаголы

Все возвратные глаголы являются непереходными. Это их общее грамматическое свойство. Поэтому, как и другие непереходные глаголы (невозвратные), они не могут управлять винительным падежом существительных со значением прямого объекта и не образуют страдательных причастий.

Содержание Что такое возвратность глаголов. Возвратные глаголы Оттенки значения возвратных глаголов Образование возвратных глаголов Невозвратные глаголы Тест Что такое возвратность глаголов. Возвратность глаголов – грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это спрягаемые формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь, а также по оттенкам значения.

Возвратные и невозвратные формы - 1. Варианты типа вдали белеется парус – вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение «быть видным своим цветом, выделяться им») различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак… … Справочник по правописанию и стилистике

Формы причастий - 1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной. 2. Бесприставочные глаголы с суффиксом ну типа гаснуть, мокнуть, сохнуть (см. § 172… … Справочник по правописанию и стилистике

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

Как правильно пожарный или пожарник? В совре­мен­ном рус­ском язы­ке сло­ва пожар­ный и пожар­ник, обо­зна­ча­ю­щие бой­ца пожар­ной охра­ны, явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. Прилагательное пожар­ный явля­ет­ся про­из­вод­ным от суще­стви­тель­но­го пожар. Словом пожар­ный обо­зна­ча­ют отряд, сиг­нал, шланг - всё то, что отно­сит­ся к туше­нию пожа­ров.

Как пишется слово поностальгировать? Написание без­удар­ных глас­ных в сло­ве поно­сталь­ги­ро­вать сле­ду­ет запом­нить или све­рять по орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю. Глагол поно­сталь­ги­ро­вать име­ет ряд без­удар­ных глас­ных в кор­не сло­ва. Ударным явля­ет­ся суф­фикс гла­го­ла: В сво­ем обра­зо­ва­нии этот гла­гол про­шел ряд сту­пе­ней: носталь­гия - носталь­ги­ро­вать - поно­сталь­ги­ро­вать.

Что такое значимые части и как определить возвратный или невозвратный глагол

Разберемся, что такое значимые части глаголов? Все просто, это все составляющие его морфемы. Одними из таких важных частичек любого глагола будут суффиксы: СЯ, СЬ, ТЬ, ЧЬ, Л ; а также основы: инфинитива, настоящего времени. (ПлескатьСЯ – маятьСЯ, СадилиСЬ – толпилиСЬ, ПиТЬ – плакаТЬ, ЛеЧЬ – перетеЧЬ, ПодудеЛ – полизаЛ; говорить – говори, плевать – плева- – основа инфинитива; несут – нес, рисуют – рисуj – основа настоящего времени).

Даны два слова: бежать и прогуляться. Производим разбор по составу . 1-й гл.: беж- – корень; -ать – окончание, суффиксов СЬ и СЯ в наличии нет. 2-й гл.: про- – приставка; гул-корень; -ять – окончание; -ся – постфикс (который и говорит о возвратности). Также все невозвратные являются как переходными, так и непереходными, а их «собратья» – только непереходными.

Что такое невозвратный и возвратный

С момента вступления в силу новых поправок пассажиры познакомились с новым термином – «невозвратные билеты», на которые цены снижены (прим. – по внутренним направлениям) почти на ¼. Сдать такой билет перед вылетом у вас не получится – ведь, скорее всего, реализовать его авиакомпания просто не успеет, что означает пустующее место в самолете и убытки для перевозчика.

Не всегда жизнь идет по плану. Нередки случаи, когда она вносит собственные коррективы в запланированные события, а то и бьет по карману. Например, когда приходится отменять полет, имея на руках невозвратные билеты. С одной стороны – такие билеты гораздо выгоднее, с другой – сдать их обратно при «форс-мажоре» невозможно.

Морфология русского литературного языка*

В зависимости от наличия или отсутствия у глаголов грамматических признаков, указывающих на непереходность процесса, глаголы в русском языке делятся на два разряда: глаголы возвратные и невозвратные. Иначе говоря, подразделение глаголов на возвратные и невозвратные определяется тем, указано или нет самой формой глагола, что обозначаемый им процесс не обращен, не направлен на прямой объект, который выражается существительными в вин. пад. без предлога.

Страдательное значение, обозначающее, что действие обращено со стороны какого-либо действующего лица на определяемый глаголом предмет, который, таким образом, является объектом действия. С таким значением возвратные глаголы употребляются преимущественно при неодушевленных существительных, причем действующее лицо в этом случае выражается одушевленными существительными в творительном падеже: дом красится малярами, паровоз управляется машинистом, задача решается учениками, модель проектируется инженерами и т.д. Следует, однако, заметить, что подобного рода обороты с творительным падежом действующего лица представляют собой довольно искусственные книжные образования и сравнительно мало употребительны. Более обычно употребление возвратных глаголов в страдательном значении без указания на производителя действия, в отвлечении от него: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, Полы моются раз в неделю, Строятся новые города и др., но в этом случае страдательное значение не так ярко выявлено и может быть вовсе утрачено, ср.: Задача решается учениками и Задача решается (может быть решена), Белье стирается прачкой и Белье плохо стирается (не становится чистым, белым) и т.д.

Что нужно знать о возвратных и невозвратных авиабилетах

Стоимость возвратных билетов всегда выше. К примеру, чтобы забронировать в «Аэрофлоте» перелет из Москвы в Рим на 11 августа по невозвратному тарифу, придется заплатить 14 890 рублей. Для сравнения, у авиакомпании существует два возвратных тарифа – «Эконом оптимум» стоимостью 18 155 рублей (причем за возврат удержат 70 евро) и «Эконом премиум» стоимостью 22 640 рублей (в этом случае возврат и обмен будут бесплатными).

После начала действия изменений в Воздушный кодекс ввели так называемые невозвратные билеты. Власти полагали, что нововведения создадут благоприятную почву для развития в России лоукостеров. Однако все перевозчики сделали невозвратными самые дешевые авиабилеты. Кроме того, тарифы на рынке стали более гибкими – появились не только невозвратные и необменные билеты, но и предусматривающие перелет без багажа. В результате летать по внутренним направлениям стало примерно на 25% дешевле.

Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись . Остальные глаголы называются невозвратными : смотреть, читать, кушать, бегать.

Переходные и непереходные глаголы.

Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:

Именем существительным в родительном падеже без предлога: отрезать колбасы, выпить компота.

Именем существительным (или местоимением) в винительном падеже с беспредложной связью: читатькнигу, видеть солнце, считать овец.

Именем существительным или местоимением в родительном падеже с отрицанием, но также без предлога: не иметь права.

Остальные глаголы считаются непереходными: лежатьна кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность, результативность, конечность действия или его начало и отвечают на вопрос «что сделать?»: прибежать, убежать, запеть, спеть, прискакать, ускакать . Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? - прискакали ) и будущее простое (что сделают? – прискачут ). Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени .

Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь . Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён :

Прошедшее (что делали? – смотрели, слушали );

Настоящее (что делают? – смотрят, слушают );

Будущее сложное (что будут делать? – будут читать, будут смотреть ).

Синтаксическая роль глагола.

Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого . Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:

Подлежащее: Жить – значит, дышать;

Составное сказуемое: Я собираюсь поступать на филологический факультет;
Определение: У меня появилось острое желание выйти на воздух;
Дополнение: Мать попросила меня подойти ближе.
Обстоятельство цели: Бабушка присела передохнуть .

Дайте определение приложения.

Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например: Бабушка-старушка из окна глядит. В случае, если рядом с приложением - нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет.



Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, Соловей-разбойник. Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия - имена собственные и прозвища. Если приложение, стоящее перед главным словом, можно заменить однокоренным прилагательным, то дефис после приложения не ставится. Например: «старик сторож» (приложение - старик, главное слово сторож, старик можно заменить на «старый» - старый сторож), и сторож-старик (дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные). Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

Названия - имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

Вы уже знаете, что глагол обозначает действие и что действие, кроме других своих свойств, может быть на кого-то или на что-то направлено. А может быть и не направлено! А может быть направлено на самого деятеля! На этом уроке вы и узнаете о таких глаголах.

1. Какие глаголы называются возвратными?

Глаголы, которые заканчиваются суффиксом -ся (его ещё называют постфиксом), называются возвратными.

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1. Действие направлено на деятеля, на себя: настраиваться, обуваться, отдаляться, обновляться (сам, себе).

2. Действия нескольких деятелей направлено друг на друга: мириться , встречаться, драться.

3. Действие совершается в своих интересах (для себя): готовиться, убираться (разговорное).

4. Постоянный признак, присущий живому или неживому предмету (обычно): кусается, царапается .

5. Безличные глаголы: спаться, работаться .

Все возвратные глаголы являются непереходными.

2. Употребление -ся/-сь в возвратных глаголах

После гласных употребляется постфикс -сь: удивилась, смеялась.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. School-assistant.ru ().
  2. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

1. Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Мирить - мириться,

рассердить - …,

обнимать - …,

извинить - …,

удивлять - …,

глядеть - приглядеться,

дружить - подружиться,

ждать - …,

играть - ….

2. Замените словосочетания глаголами-синонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.

Участвовать в соревновании - соревноваться,

быть на тренировке, испытывать волнение, допускать ошибки, чувствовать радость.

3. Запишите синонимы к данным глаголам.

Заглядеться - засмотреться ,

загореться, бороться, волноваться, заинтересоваться, вернуться, восхищаться.

Рабочий лист.

Ф.И. _________________________________________

Возвратные и невозвратные глагол.

Помните: в русском языке в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.

1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.

Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.

2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?

Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.

_________________________________________________________________________________

3. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.


1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.

Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.

5. Образуйте возвратные глаголы.


Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.

6. Замените одним словом.


Приветствовать друг друга при встрече().

Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().

Давать согласие().

Собирать перед поездкой вещи().

Допускать ошибку().

Проявлять интерес к чему-либо().

Чувствовать обиду().

Уплатить полностью, сколько следует().

7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.


Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.


Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...