Что такое зрелость человека определение. Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных , с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и , что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности . Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует .

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и .

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, вместо и .

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных , до принятия не идеальности всего мира.

К коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1 ) развитое чувство ответственности;

2 ) потребность в заботе о других людях;

3 ) способности:

а ) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей;

b ) к психологической близости с другим человеком;

с ) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Зрелость

   ЗРЕЛОСТЬ (с. 246)

Для нескольких поколений отечественных психологов понятие «возрастная психология» выступало синонимом детской психологии. Возрастным особенностям того этапа жизненного пути, который выходит за рамки детства, внимания не уделялось вовсе. Было негласно признано, что человек, став однажды взрослым, долгие годы до самой смерти пребывает в этом почти совершенном состоянии, а происходящие с ним изменения сводятся лишь к обогащению жизненного опыта. В этом представлении, по сути дела, воплотился поведенческий подход, в рамках которого индивидуальное развитие рассматривается как приобретение опыта. Накопил достаточно опыта - можешь считать себя взрослым. Правда, даже при таком, явно упрощенческом, подходе остается открытым вопрос: достаточно - это сколько?

Нельзя обойти вниманием и проблему физического развития. Когда старшие в ответ на чрезмерные, по их мнению, притязания ребенка, отрезают: «Мал еще!», они при этом имеют в виду, что ему не просто мало лет и опыта недостает, но он еще и в буквальном смысле мал, то есть не вырос и не обрел достаточно сил. Правда, подростку такого уже не скажешь. Он может уже лет в пятнадцать обгонять ростом маму с папой, поэтому им только и остается апеллировать к недостатку опыта. То есть очевидно, что физическое развитие выступает важным условием взросления, однако не определяющим.

Можно еще сослаться на юридические нормы, определяющие срок наступления совершеннолетия. Вот только в разных культурах и разных законодательных системах эти нормы различны. Например, по исламским канонам девочка может быть выдана замуж по достижении 12 лет. Российское законодательство такого не допускает. Однако даже в нашей стране, где совершеннолетие, то есть так называемый брачный возраст, наступает в 18 лет, закон позволяет при определенных условиях оформление брака и в более раннем возрасте. То есть человек, еще не достигнув официального совершеннолетия, может на законных основаниях оказаться супругом и родителем. И кто же он тогда - взрослый или еще нет?

Таким образом, приходится признать, что единого критерия зрелости не существует. Таких критериев может быть выделено несколько. При этом может оказаться, что по одному критерию зрелость уже наступила, а по другим до нее еще далеко. Вероятно, о подлинной зрелости можно вести речь лишь тогда, когда человек отвечает всем этим критериям. Каковы же они?

При всей уязвимости выделенных параметров, каждый из них должен быть учтен. Безусловно, зрелость, или , наступает с обретением определенного социального опыта, то есть необходимого набора знаний и умений. По этому критерию взрослым может быть признан, скажем, тринадцатилетний бушмен или папуас, вполне освоивший набор несложных навыков, необходимых для выживания в джунглях.

Джунгли современного мегаполиса требуют от своих обитателей гораздо более широкого набора навыков, поэтому лондонский или московский сверстник папуаса взрослым никак считаться не может: он просто еще не успел освоить всего, что понадобится ему для полноценного существования, и без внешнего вспомоществования выжить в одиночку не в состоянии. Таким образом, с развитием цивилизации период взросления все удлиняется: все больше и больше требуется узнать, большему научиться, чтобы соответствовать современному уровню развития технологии и культуры.

В соответствии с этим основой зрелости следует признать некоторый объем информации, а также практических навыков, без овладения которыми невозможно самостоятельное существование в условиях окружающей реальности. Соответственно, реальность и диктует содержание этой палитры знаний и навыков.

Однако при внимательном рассмотрении этот вопрос оказывается не так прост. При определении «базового минимума» возможна изрядная субъективность. В наших условиях получение аттестата зрелости (название говорит само за себя) призвано свидетельствовать о приобретении необходимого «багажа». А может ли стать взрослым человек без аттестата? В ситуации, когда всеобщее образование превратилось в химеру (сегодня в нашей стране не посещают школу десятки, если не сотни тысяч детей), многим людям придется вести взрослую жизнь, так и не освоив базового минимума. При этом многие из них сумеют научиться исполнять вполне приемлемые социальные роли, не требующие знания логарифмов и пунктуации. Да и миллионы объективно взрослых владельцев аттестатов практически не владеют якобы освоенной программой средней школы. Чтобы в этом убедиться, попробуйте остановить на улице десяток случайных прохожих и задайте каждому пару несложных вопросов из школьной программы. Если эта информация никак не вовлечена в профессиональную деятельность опрашиваемого, то можно поручиться, что он не сможет воспроизвести ни закон Бойля-Мариотта, ни даты жизни Гоголя, не говоря уже о том, чтобы построить пару простеньких предложений на якобы изученном иностранном языке. На самом деле в этом нет большой трагедии. Было бы наивно полагать, будто образование представляет собой накачивание головы учащегося необходимыми знаниями. Совершенно очевидно, что для большинства учащихся большая часть преподносимых им знаний необходимыми не являются и никогда не будут востребованы в их практическом жизненном опыте. Реальная задача образования - не столько накопление информации, сколько освоение навыка ее приобретения и оперирования ею, с тем чтобы впоследствии действительно необходимые знания и навыки человек сумел адекватно воспринять, освоить и использовать. Что же до необходимого минимума, то он, судя по всему, гораздо уже рамок школьной программы и превосходит необходимый запас папуаса гораздо в меньшей степени, чем наша культура превосходит его культуру. Даже в наши дни и в наших краях взрослым можно стать, фактически оставаясь неграмотным или, по крайней мере, полуграмотным. Если рассуждать иначе, то среди окружающих нас людей взрослыми вправе считаться единицы.

Пожалуй, наименее спорным является критерий физической зрелости. Но тут приходится признать, что этому критерию человек начинает соответствовать задолго до того, как его можно считать взрослым по всем прочим критериям. Иными словами, телесная зрелость - скорее даже не компонент, а условие подлинной взрослости - необходимое, но отнюдь не достаточное.

Официальный срок наступления совершеннолетия также можно (точнее - приходится) рассматривать как ступень достижения зрелости. Однако необходимо отдавать себе отчет в условности этого параметра. Его значительные культурные вариации заставляют признать, что это параметр скорее статистический, да и к тому же основанный на житейском здравом смысле: в рамках некоторого общества принято считать взрослым человека с определенного срока, при том что большинство его сверстников «на глазок» могут считаться таковыми. Научно обоснованных критериев того, отчего за один и тот же проступок человек сегодня считается шалуном, а завтра, став на день старше, будет назван бандитом, - похоже, просто не существует.

Таким образом, все выделенные критерии либо условны, либо очевидно недостаточны. Главным критерием следует признать критерий психологический, хотя и он, увы, довольно расплывчат. Для его дефиниции можно было бы воспользоваться терминологией Э.Берна, выделявшего эго-состояние Взрослый в качестве наиболее зрелой и совершенной инстанции личности. Взрослым в самом широком смысле этого слова, вероятно, следует признать того, в ком сформировался здравомыслящий берновский Взрослый, умеющий трезво соотнести притязания Дитя и требования Родителя с объективно существующими условиями действительности. Настоящий взрослый умеет примирить инстинктивные позывы своей природы и директивные назидания социума, не идя на поводу ни у тех, ни у других. Взрослый руководствуется соображениями разумной целесообразности. Он поступает определенным образом не потому, что ему это приказали, и не для того, чтобы любой ценой воспротивиться приказу, сделать наоборот (хотя умеет при необходимости и подчиняться, и бунтовать). Взрослым движет не прихоть, не страх, а здравый смысл. Разумеется, учиться этому приходится долгие годы. В иных случаях полноценным взрослым можно так никогда и не стать, несмотря ни на аттестат зрелости, ни на законный паспорт, ни на косую сажень в плечах. Взрослость - это самостоятельность, причем даже не столько материальная и юридическая (все мы - в чьем-то подчинении), сколько психологическая. Соответственно, главный принцип воспитания можно почерпнуть из старого афоризма: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "зрелость" в других словарях:

    ЗРЕЛОСТЬ - Зрелость: возраст, когда мы все еще молоды, но с гораздо большим трудом. Янина Ипохорская Зрелость: возраст, когда ты уже достаточно стар, чтобы знать, чего не следует делать, и достаточно молод, чтобы это сделать. Альбер Палле Зрелость была бы… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЗРЕЛОСТЬ - ЗРЕЛОСТЬ, зрелости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к зрелый во 2 знач. Зрелость мысли. Политическая зрелость. 2. Состояние организма, достигшего полного развития. Половая зрелость. Достигнуть зрелости. ❖ Аттестат зрелости (офиц. дорев.)… … Толковый словарь Ушакова

    зрелость - взрослость, гипергенитализм, период, развитость, обдуманность, опытность, возмужалость, спелость, зрелый возраст, сформированность Словарь русских синонимов. зрелость 1. спелость 2. зрелый возраст / о мужчине: возмужалость Словарь синонимов… … Словарь синонимов

    ЗРЕЛОСТЬ - товара стадия цикла жизни товара, характеризующаяся тем, что большинство покупателей уже приобрело товар, темпы роста продаж падают, а прибыль начинает снижаться. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь … Экономический словарь

    ЗРЕЛОСТЬ - ЗРЕЛОСТЬ, и, жен. 1. см. зрелый. 2. Возраст между молодостью и старостью; период жизни в таком возрасте. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Что такое Зрелость? Значение слова «Зрелость» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Зрелость (взрослость) – Психологический словарь

Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

Зрелость (взрослость) – Психологическая энциклопедия

Наиболее продолжительный период онтогенеза , характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

Зрелость Преждевременная – Психологический словарь

Согласно З. Фрейду - самопроизвольная, преждевременная сексуальная зрелость, которая выражается в нарушении, сокращении или прекращении инфантильного периода латентного и становится причиной заболеваний, вызывая сексуальные проявления, кои могут иметь лишь характер перверсий - вследствие и неготового состояния генитальных задержек, и неразвитой генитальной системы.

Зрелость Преждевременная – Психологическая энциклопедия

Согласно З. Фрейду - самопроизвольная, преждевременная сексуальная зрелость , которая выражается в нарушении, сокращении или прекращении инфантильного периода латентного и становится причиной заболеваний, вызывая сексуальные проявления, кои могут иметь лишь характер перверсий - вследствие и неготового состояния генитальных задержек, и неразвитой генитальной системы.

Зрелость Профессиональная – Психологический словарь

Период профессиональной жизни человека, характеризующийся достижением полного профессионального развития, наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности.

Зрелость Профессиональная – Психологическая энциклопедия

- период профессиональной жизни человека , характеризующийся достижением полного профессионального развития, наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности.

Зрелость Социальная – Социологический словарь

Англ. maturity, social; нем. Reife, soziale. Определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе к-рой он интерна-лизует обществ, ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

Зрелость Социальная – Социологический словарь

Объективно необходимый этап развития личности, к-рый характеризуется достижением самостоятельного соц. положения человека. Обусловленный профессионально-технич. и соц. требованиями уровень образования, профессиональной подготовки обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, усвоение, интериоризацию нравственных норм и ценностей соц. группы, об-ва в целом, традиций и духовного богатства нац. и общечеловеческой культуры. З.с. наступает в ходе соц. становления личности, а не в рез-те к.-л. одномоментного акта. Социоло-гич. исследования выявляют конкретные стороны процесса формирования З.с, способствуют разрешению присущих ему противоречий: равного образования и неравных способностей людей, их интеллектуального потенциала и возможностей его реализации, потребностей и их удовлетворения и др. Социологич. анализ З.с. предполагает формулирование ее критериев и показателей, тенденций становления в конкретной соц. ситуации. Ф.Р. Филиппов

Зрелость Социальная – Социологический словарь

уровень личностного развития индивида, когда он полностью интернализует социальные поведенческие модели и ценности и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

Зрелым можно назвать человека, чье психическое развитие адекватно прожитым годам жизни. В каждом возрасте - свой уровень задач, которые под силу решить. Как в школе есть задачи и задания для первого класса, для пятого, для десятого, так и с возрастом: на разном этапе развития личность получает определенные вызовы, с которыми нужно справляться, чтобы идти дальше.

Психологи проанализировали, что женщина достигает психической зрелости примерно к 28-ми годам, а мужчина - к 33-м. То есть в этом возрасте мы уже должны уметь нести за себя ответственность, делать выбор, принимать решения, выстраивать отношения, обладать определенной жизненной устойчивостью.

Энергетически личность созревает тогда, когда завершается формирование сердечного энергетического центра, который отвечает за способность любить, поддерживать сердечные отношения с партнером и людьми в целом, быть настоящим родителем - отдающим и передающим.

Бывает, что человек физически вырос, а внутренне как личность - не созрел. Некоторые женщины застревают в возрасте пятилетней девочки - они надувают губки и обижаются, когда их собственный ребенок что-то сделал не так. Или на уровне подростка, который до сих пор не отделился от родителей, хотя отметил тридцатилетие.

Людей, которые попадают в определенные нормы и значения идеальной зрелости, не существует. В чем-то каждый может оставаться незрелым - это зоны роста. Однако есть основные показатели психической зрелости, которые не зависят от гендера и вполне достижимы. И если вы мечтаете о том, чтобы рядом с вами был зрелый мужчина, ответственный, надежный, перспективный, то нужно не только уметь отличать такого человека, но и увидеть, а готовы ли вы к отношениям с ним.

В этой статье приведены основные показатели зрелости. Хотите проверить свой уровень?

Качества зрелой личности

1. Ответственность за себя

Как тут не вспомнить сцену из фильма «Бриллиантовая рука», в которой героиня фильма кричала: «Не виноватая я! Он сам пришел!»

Зрелая личность понимает, что ответственность - это не какое-то мифическое абстрактное понятие, а конкретные дела, поступки и готовность столкнуться с их последствиями. Зрелый человек не сваливает вину за какие-то события на родителей, супруга, детей или начальника, не винит во всем себя. Он разграничивает, где и чья ответственность.

Так, например, при разводе зрелый человек осознает, что разрыву способствовали оба супруга, в их расставании есть ответственность каждого. Инфантильная позиция - переложить вину целиком на супруга или принять все на себя. Самобичевание - это распространенная реакция незрелой психики.

В расставании можно представить перед собой партнера и сказать ему: «Я отдаю тебе твою часть ответственности за наше расставание, а себе оставляю свою». Такое простое признание всегда меняет восприятие ситуации. И хоть доли ответственности нельзя уравнять, но влияние каждого нужно учитывать.

Если мужчина о прошлых отношениях говорит: «Она меня не понимала, не поддерживала, слишком много требовала, я так больше не мог…» - перед вами незрелый человек. Равно как и при ответе: «Она - прекрасная женщина и мать, это я дурак, все сам разрушил».

Инфантильный человек предоставляет другим людям выбирать за него. Например, родителям - решать, где он будет работать. Друзьям - решать, где они будут проводить время. Инфантильность боится ответственности, боится ситуаций выбора и избегает их.

2. Проживание опыта

Быть здесь и сейчас, умение чувствовать каждый момент жизни, проживать его, дышать им, ощущать себя, свое тело, свои чувства - это показатель зрелости. Инфантильность проявляется в том, что человек вроде бы живет, а вроде бы и нет. У него нет глубинного интереса к жизни, жажды проживать каждое мгновение.

Незрелый человек «прожигает» свою жизнь день за днем, лежа на диване, совершая какие-то рутинные дела, либо бежит от жизни в работу, в зависимости, занимает свою голову компьютером и социальными сетями, либо просто боится жить, боится дышать полной грудью, и ничего не делает с этим страхом.

Посильные задания и задачи от жизни присущи каждому этапу развития. Они создают возможности для формирования жизненного опыта. Если человек избегает решать приходящие к нему вопросы, например в течение долгого времени не идет в сложные переживания, откладывает выяснение отношений, которые давно надо было выяснить, не решает проблемы по мере их поступления, откладывая их в дальний ящик, боится посмотреть правде в глаза и продолжает жить в иллюзиях, то это - инфантильность. Когда девушка-подросток не решается прояснить отношения с понравившимся парнем - это нормально, но когда так себя ведет женщина сорока с лишним лет - это печально.

Умение уважительно расставаться, а не бежать из отношений без всяких объяснений и завершающей точки, умение поговорить и отпустить человека, способность адекватно встретить «Прощай» от другого и пережить эту потерю, способность нести ответственность за выбранные условия жизни присущи зрелой психике.

Зрелый человек выбирает жить и чувствовать все - и хорошее, и плохое. Он каждое утро приветствует жизнь и каждый вечер засыпает с мыслями благодарности за прожитый день. И он способен сохранять концентрацию и решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, а не впадать во фрустрацию.

3. Безоценочность целостности

Зрелый человек создает свое поведение изнутри, исходя из собственного состояния и желания, а не из чужого мнения, оценок и ожиданий. Инфантильный человек всегда сначала думает о том, что скажут окружающие, как они отреагируют на его проявления, что от него ждут сейчас.

Зрелость дает принятие себя во всех своих ипостасях и во всех своих состояниях, сохранение контакта с чувствами и осознавание, что происходит в каждый момент времени. А при необходимости - и управление собой.

Зрелый человек видит свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, и при этом не делает из своих недостатков нерешаемую проблему, а наоборот, превращает их в ресурс. Отсюда появляется спокойное отношение к своим и чужим недостаткам, без агрессии. Он принимает себя как человека, достойного уважения, и с уважением относится к другим.

Инфантильная позиция - это гнев и даже ненависть в отношении себя за свои несовершенства, жесткое и категоричное отношение к другим людям за их недостатки и ошибки.

4. Устойчивость при напряжении

Способность в течение довольно длительного времени выдерживать психологическое напряжение, неопределенность или враждебность со стороны других людей - это признаки зрелости.

Любые отношения - путь развития двух отдельных личностей, каждый из которых имеет свои взгляды, мысли, убеждения, проживает разные этапы, которые могут не совпадать с этапами партнера. И это нормально - время от времени попадать в ситуацию конфликта, выяснять отношения, спорить, доказывать что-то друг другу.

Когда отношение к конфликтам адекватное, то через них отношения углубляются и развиваются. Но если человек воспринимает любой конфликт, даже самый незначительный, как конец света или видит подтекст «меня больше не любят», если старается подстроиться под партнера даже ценой разрушения собственной личности - это показатель незрелости.

Зрелый человек понимает и принимает, что у него могут быть недоброжелатели, он признает за собой право не быть хорошим для всех. И при этом остается открытым к поиску решений конфликта и устранения враждебности.

Сюда относится и способность восстанавливаться после стресса. Зрелый человек несет ответственность за свое состояние, и если он ощущает, что не справляется со своими эмоциями, то просит о помощи специалиста, а не ждет, куда кривая выведет. Зрелый человек никогда не загонит себя, словно лошадь, и не оставит себя без необходимой передышки. Он осознает важность отдыха.

5. Открытое сердце

Смелость идти в отношения, быть честным, искренним, открытым и пробовать, ошибаться, снова пробовать - это зрелая позиция. Готовность и способность строить отношения с партнером на равных, понимание неидеальности и согласие с риском - это зрело. Любовь и боль - две стороны одной медали, потому что, открывая свое сердце, ты одинаково глубоко чувствуешь все, а с закрытым сердцем - лишь существуешь. И в близости точно так же: на первом месте - качество, получение удовольствия от единения с близким.

Инфантильная позиция всегда поверхностна, в ней нет глубины, нет истинной любви и доверия, человек чаще всего строит отношения из страха остаться одному или из позиции «у всех есть, и мне надо». А может, не понимает, как так вышло, что он - уже в отношениях, и зачем ему это. Зависимые отношения, болезненные привязанности и залипания в другого рождаются в незрелой психике.

Отсюда и торопливые взаимодействия, когда человек не может затормозить, или, наоборот, отказ от своевременных и уже необходимых шагов. У каждой пары свой темп развития, но прыжок в омут с головой, когда еще не разобрался в человеке напротив и додумал его образ, форсирование событий, разговоры о необычайной судьбе после одной-двух встреч либо, напротив, затянутость - все это незрелые реакции.

6. Целевая ориентация и ровное отношение к деньгам

Глубокое знание своей глобальной цели в жизни - это уровень не для каждой души. Но в целом представление о том, зачем ты живешь, для чего проживаешь каждый свой день - это естественное состояние зрелого человека. Он понимает свои цели на разных жизненных этапах, живет осмысленно и планирует шаги сообразно своим ценностям. Он развивается из года в год, исходя из своих внутренних побуждений, желаний, интуиции, а не из моды и советов друзей и родных.

Незрелый человек с трудом представляет себе, зачем он живет, куда он идет, где и с кем он хочет быть через год, через пять или десять лет. Ему присущи страх денег, обесценивание или, наоборот, чрезмерное обожествление материальной энергии. Такие люди не планируют расходы, не ведут учет денег. И в отношениях точно так же баланс «давать-принимать» нарушен.

Зрелый человек разумно щедр. Он готов отдавать не из чувства долга и принимать без чувства вины или необходимости компенсации. Он уважает деньги, даже если живет в постоянных духовных практиках.

7. Жизнестойкость

Можно сказать, это девиз: «Что бы ни случилось, я все переживу и стану сильнее». Отсюда и позитивный взгляд на мир, и умение пошутить над собой в сложных ситуациях, и способность спокойно принимать новый опыт и новые жизненные условия, и готовность ждать наиболее подходящего времени, а не следовать сиюминутному порыву, и уверенность в том, что все придет в свой срок. И способность принять то, что не в силах изменить, и умение рисковать ради выхода из тупика.

Инфантильные люди чаще всего живут в позиции жертвы, их мысли и речь окрашены в негативные тона. Они боятся изменений и привязаны к стабильности, поэтому они предпочтут жить плохо в тупике, чем рисковать ради лучшей жизни. Они хотят все прямо здесь и сейчас и ждать для них - это каторга. Если что-то желаемое не происходит, то они уходят в депрессию.

8. Самодостаточность

Это умение говорить «нет», понимать и отстаивать свои границы, способность ни под кого не подстраиваться, давать себе поддержку и не требовать ее от окружающих. Это умение быть в одиночестве со спокойным сердцем.

Инфантильность проявляется в позиции «мне никто не нужен, я и без всех обойдусь» - браваде своим одиночеством, отказе от помощи и от связей с родителями и предками. А руководит этим желание самоутверждения и огромное количество страхов.

Подведем итоги

Если у вас зрелая позиция в четырех и более показателях, то все отлично: идет процесс психического взросления.

И теперь можно сделать короткую практику относительно партнерства: представьте себе, что рядом с вами по-настоящему зрелый мужчина. В нем есть все выше описанные показатели, и он выбрал вас. Задайте себе вопрос: я готова сейчас к такому мужчине? И почувствуйте, какие ощущения у вас появляются в теле… Понаблюдайте внутреннее состояние… Вы ощущаете себя спокойно рядом с таким ответственным самодостаточным мужчиной? Или у вас появляется сжатие, ощущение тревоги, страхи и комплексы?

Когда женщина мечтает о зрелом мужчине, но сама еще инфантильна, такой партнер ей противопоказан: рядом с ним проявятся все ее комплексы, обнажаться внутренние психологические проблемы - и это будет действовать разрушающе. Рядом с вами - тот партнер, который по внутреннему уровню вам близок.

Если ощущения были приятными, то спросите себя: для чего мне нужен такой мужчина? Иногда эта мечта в основе своей - не для зрелых отношений на равных, а для замены родительской фигуры, ради состояния защиты, надежности, ответственности за нас.

Возможно, вы увидели, что боитесь быть зрелой. Спросите себя: если я стану зрелой, то что произойдет? Возможно, это невыгодно для вас?

Разиваться в унисон можно только с равноценным партнером. Зрелая женщина не сможет долгое время быть рядом с инфантильным мужчиной - это ее разрушит. Она потеряет к нему уважение и влечение, и с каждым днем будет расти внутреннее напряжение и опустошение.

Только зрелый человек может построить взаимно обогащающие отношения с детьми, с родителями, с партнерами. Истинная зрелость открывает путь для настоящего духовного общения и любви, приносит женщине мудрость, дает глубину и ощущение подлинного счастья.

Зрелая женщина, собрав себя воедино, готова к глубоким сокровенным отношениям с Богом.

Взрослость, завершение роста, состояние полного функционирования; конец процесса созревания. Этот термин широко используется обычно с прилагательными, определяющими вид зрелости; например, половая зрелость, интеллектуальная зрелость, эмоциональная зрелость и т.д. Обратите внимание, что, в то время как некоторые из этих сочетаний довольно легко определить, – такие как половое созревание, например, – большую часть из них определить трудно. Обычно они представляют собой оценочные суждения о людях, отражающие, насколько они соответствуют социально и культурно принятым нормам. То, что рассматривается эмоционально незрелым в одном обществе, может вполне быть аспектом эмоциональной зрелости в другом.

Зрелость

это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя" [Перлз (18), с. 31]. Зрелость связана со способностью преодолевать фрустрацию (см.) и мобилизовать собственные ресурсы для удовлетворения своих реальных потребностей. Литература:

ЗРЕЛОСТЬ

взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1) развитое чувство ответственности;

2) потребность в заботе о других людях;

3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; Ь) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.

ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ)

наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

Зрелость (взрослость)

наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью самостоятельно обеспечивать материальное благополучие для себя и своих близких. Взрослый человек обладает правом избирать и быть избранным в законодательные и др. выборные органы и более или менее осознанно использует это право. Развитие человека в период 3. непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации, а при определенных обстоятельствах - к антисоциальному поведению, вплоть до правонарушений. Хронологические рамки периода 3. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения 3. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение 3. представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. По сравнению с другими возрастными периодами, наблюдается дефицит психологических исследований 3. Попытка представителей акмеологии видеть только в 3. период подъема духовных и творческих сил человека не является в должной степени обоснованной (хотя это и не исключает признания того, что в значительном числе случаев расцвет личности человека приходится именно на период 3.). Г. В. Бурменская

Зрелость

В Гтерапии состояние оптимального здоровья называется зрелостью личности. В Гтерапии речь, естественно, идет об эмоциональной зрелости. Ситуация, в которой индивидуум не может опереться на других и в то же время на себя, – тупик (эмпасс). Зрелость у здоровой личности достигается через риск, чтобы, тщательно снимая «шкуру за шкурой свои блоки, как при чистке луковицы, достичь зрелости». Достижение зрелости у невротика возможно через освобождение от невротических механизмов нарушения контактов с внешней средой.

Зрелость (взрослость)

Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся достижением наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей человеческой личности. Хронологические рамки З. достаточно условны и охватывают период от зрелости до пожилого возраста. В различных странах чаще всего в основу выделения верхней границы З. положен возраст выхода на пенсию, поэтому в России к нему относят от 21 до 55 лет у женщин (1-й период до 35 лет) и от 22 до 60 лет у мужчин (1-й период до 40 лет).

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...

Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)
Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)

Творительный падеж часто изучают первым, ведь без знания правильных окончаний мы не можем рассказать о себе по-польски. Если в русском языке нам...

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...