Ведущая деятельность определяет развитие ребенка утверждал. Ведущая или основная? Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Понятие ведущей деятельности

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н.Леонтьева. именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. Поэтому нужно говорить о развитии психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности .

Каждая стадия развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется определенным ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются не количественные показатели, а качественные . Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка.

Сензитивные периоды – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов на определенном возрастном периоде.

Д.Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребёнка определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений . Поэтому ребёнок всегда включён в 2 системы отношений: «человек – предмет» (S-O) и «человек – человек» (S-S). Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет представляет для ребёнка интерес не только как объект с определёнными физическими свойствами, но и как объект, имеющий определённое специальное значение, а также предполагающий возможность его использования для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами.

Мир отношений ребёнка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый, помимо того, что является субъектом определённых индивидуально-психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ролей помогает ребёнку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.

В своей периодизации Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность». Он считает, что можно выделить 2 группы «ведущих деятельностей». Первую образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребёнком норм отношений между людьми (S-S) . Во вторую входят деятельности, направленные на усвоение способов действий с предметами (S-O) . На каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одна из них. Ребёнок поочерёдно усваивает отношений: «человек – предмет» и «человек – человек».

Название и границы возраста Ведущая деятельность Направленность деятельности Социальная ситуация развития Основные новообразования возраста
Младенчество До 1 года Непосредственно-эмоциональное общение Познание отношений (S-S) Взрослый – ребёнок 1. биологическая беспомощность младенца, зависимость удовлетворения его потребностей от взрослых, 2. ребёнок лишён основных средств социального общения (речи) - Переход к вертикальному положению тела, - Появление начальных элементов речи(гуление, лепет, отдельные слова), - Комплекс оживления (2 месяца), - Умение распознавать «своих» и «чужих» (5-6 месяцев)
Раннее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Познание предмета (S-O) Ребёнок – предмет –взрослый 1. ребёнок стремится к самостоятельному выполнению действий с предметами, 2. образец действия с предметом принадлежит взрослому. - Развитие речи, - Развитие наглядно-действенного мышления. - Первое проявление самостоятельности (кризис «3 лет»).
Дошкольный возраст 3-6 лет Ролевая игра Познание отношений (S-S) Ребёнок – взрослый 1. желание постичь основу действий взрослых, 2. ребёнок отстранён от активного участия в деятельности и отношениях взрослых - Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности, - Психологическая готовность к школе.
Младший школьный возраст 6-10 (11) лет Учебная деятельность Познание предмета (S-O) Ребёнок – сверстники 1. для успешной жизни в обществе необходимо усваивать соц. и культ. Опыт 2. в игре система знаний не формируется - Произвольность, - Внутренний план действий, - Самоконтроль, рефлексия.
Подростковый возраст 11-14 лет Интимно-личностное общение, Общественно-полезная деят. Познание отношений (S-S) Подросток – сверстники 1. стремление к независимости и самостоятельности, 2. ближайшее окружение относится как к ребёнку - Чувство взрослости, - Развитие самосознания (осознание себя как личности), - Подчинение групповым нормам, - Развитие абстрактно-логического мышления.
Ранняя юность 15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность Познание предмета (S-O) Юноша – сверстники 1.зависимость от взрослых (экономическая и др.) 2.актуализируются потребности в самоопределении (кем быть и каким быть) - Формирование мировоззрения, - Готовность к профессиональному самоопределению. - Готовность к нравственному самоопределению.

Ведущая деятельность – это определенное направление деятельности, выполняемой ребенком, определяющее наиболее важные моменты становления психики и развития ее процессов и особенностей. В ведущей деятельности происходит преобразование, перестройка психических процессов, способов ранее выполняемой деятельности, развитие личности.

Ведущая деятельность это в психологии категория, которая не обязательно является занимающей основное время в жизни ребенка, но она определяет процесс развития основных требующихся качеств и новообразований в каждом периоде. Смена акцентов деятельности происходит с возрастом, однако не ограничена строгими рамками, т.к. ориентировано на смену мотивации, которая изменяется в ходе выполняемой деятельности.

Психологический возраст относительно данной концепции рассматривается в сочетании критериев социальной ситуации и потребности основных новообразований, сочетание этих моментов учитывает ведущий вид деятельности. Не только количество прожитых человеком дней, но и социальная ситуация раскрывает типичные отношения ребенка с людьми, через что можно проследить особенности личностного индивидуального построения отношений с реальностью. Формирование новых процессов может быть доступно ребенку только через выполняемую деятельность, которая налаживает контакт ним и элементами действительности. Кроме данного внешнего свойства, ведущая деятельность перестраивает и формирует новые процессы, основные для определенного возраста ребенка.

Возникновение нового ведущего типа не отменяет выполнение важной на предыдущем этапе деятельности, скорее это похоже на процесс преобразования и развития ранее выполняемых деятельностей, для удовлетворения нового появившегося интереса.

Ведущая деятельность это в психологии теория, имеющая много последователей, а также критиков. Так, подчеркивается, что несмотря на то, что выполняемая деятельность опосредует процессы развития, она не четко фиксирована и определена для возрастных промежутков. Большее, нежели временное течение событий, влияние оказывает уровень развития и ориентированность социальных групп, куда включен ребенок. Соответственно ведущей будет становиться наиболее актуальная сложившейся социальной ситуации деятельность. Действительна данная теория исключительно в рамках детской психологии и не распространяется на дальнейшее существование. Концепцию не целесообразно использовать для иллюстрации и изучения механизмов и компонентов целостного и адекватного развития личности, а лишь для одной ее стороны – развития когнитивного компонента.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.

Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:

— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.

— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.

— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.

— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.

— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.

— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.

Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.

Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно.

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В раннем возрасте, после насыщения мотивационного компонента эмоциональным общением, ведущей деятельностью ребенка выделяют предметно-манипулятивную. Основная задача – научиться взаимодействию с интересующими предметами, что может происходить при повторении действий взрослого, а также при изобретении своих новых, порой оригинальных и не практичных способов использования. Возможны попытки набрать песок в ведро не лопаткой, а ситечком, или расчесаться помадой и т.д. Развитие происходит лучше, если ребенок осваивает максимально много интересующих его действий (обычно путем многократного повторения), а также изобретает большое количество способов использования предмета.

Чем больше простых действий ребенок отработает путем повторения за родителями, чем детальнее он исследует предмет, тем лучше сформируется его личное представление. Количество предметов должно увеличиваться после того, как один изучен полностью, т.е. тут действует принцип интенсивного и глубокого изучения одного предмета, вместо поверхностного ознакомления со множеством вещей. Часто это сводится к повторению действия огромное количество раз, без окончательного смысла (катание машинки, протирание тряпочкой всех поверхностей независимо от загрязнения и т.д.). С точки зрения взрослых, данные повторения могут быть бессмысленными, но именно они стимулирует мышление ребенка и поиск новых решений.

Взаимодействие различными способами, а не теоретическое знакомство с предметом позволяет ребенку хорошо его запомнить, составить о нем собственное представление, уметь произнести его название и множество других базовых вещей. Если ребенку просто показывать новый предмет, называть его название и показать, как с ним обращаться, то о запоминании названия речь вообще не идет, а манипуляции будут носить познавательный характер.

Манипулятивная деятельность находит свою реализацию в домашних делах. Позволяя малышу помогать в таких занятиях, как мытье полов, полив цветов, готовка ужина, вырезание печенек и т.д., родители одновременно знакомят его со всеми бытовыми предметами, позволяют в интересной форме научиться взаимодействию с ними. Кроме того, вовлечение в домашнюю деятельность, как привычного уклада жизни, поможет смягчить кризис трехлетия, когда остро становится вопрос своего места в мире и социальной важности.

Использование специальных игр также помогает развивать данные функции, но их использование должно быть вспомогательным инструментом. Развитие ребенка в специальных, искусственных условиях погружает его в вымышленный мир, а научения взаимодействию с реальностью не происходит. Такие дети могут отлично ориентироваться в перемещении фишек, но оказаться абсолютно беспомощными перед завязыванием шнурков. Так что, оставляя бытовые дела на активную фазу дня ребенка и вовлекая его в процесс, родители оказывают ему большую заботу, чем стремлением переделать всю уборку за время детского сна.

Важным правилом является принятие ошибок и позволение ребенку их допускать и учиться на них. Пусть при мытье посуды тарелка падает, потому что мыльная и скользкая, пусть это будет шестая разбитая тарелка, но на седьмой он поймет и все получится. Если же родители не понимают происходящего процесса, то можно встретить нетерпение и отстранение ребенка от выбранной деятельности. Так происходит остановка формирования навыка, фрустрируется потребность в развитии, снижается и исчезает мотивация.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Вступление в этот возраст характеризуется сменой стиля жизни и освоением принципиально новой деятельности – учебной. Нахождение ребенка в школе закладывает новые теоретические знания и формирует социальный статус, развивает взаимодействие с людьми, что и определяет собственное место ребенка в этой иерархии взаимодействия. Помимо кардинальных изменений условий и образа жизни, сложности для ребенка заключаются в физиологических изменениях и ослаблении нервной системы. В растущем организме происходит дисгармония развития, когда на данном этапе преобладает быстрый физический рост и большая часть ресурсов организма тратится на это. Проблематика нервной системы может проявляться повышенной возбудимостью, двигательной активностью, беспокойством и быстрой утомляемостью. Происходит увеличение словарного запаса, возможно придумывание собственного языка.

В учении происходит усвоение не только теоретических знаний и опыта предыдущих поколений, но также и систем контроля, оценки и дисциплины. Через учебную деятельность происходит взаимодействие с обществом, формируются основные личностные качества ребенка, смысловые ориентиры, ценностные предпочтения.

Усваиваемые знания теперь представляют теоретический опыт накопленный поколениями, а не непосредственное предметное изучение предмета. Ребенок не может изменить использование предмета, ход биологических реакций, историю, физические процессы, но при взаимодействии со знаниями об этом, он изменяет себя. Никакая иная деятельность, кроме учебной, не ставит объектом изменения самого человека. Так происходит развитие внутренних качеств и процессов. На данном этапе познавательная задача еще определяется учителем, происходит направление внимания. На следующих этапах, ребенок научается самостоятельному поиску смыслов и выделению необходимостей.

Учебная деятельность проявляется, как самоизменения и умение замечать эти изменения. Тут начинает развиваться , объективность оценки своих умений и потребностей, соответствия имеющихся знаний поставленной задаче. Формируется способность к регулировке своего поведения относительно общественных норм, а не только собственных потребностей.

Происходит научение в построении межличностных отношений с представителями различных категорий. Так, взаимодействия и дружеские отношения со сверстниками формируются не по интересующим личностным качествам, а внешними обстоятельствами. Школьным другом становится тот, кто сидит на соседней парте или стоит рядом на физкультуре. Помимо равного общения, формируется стиль взаимодействия со взрослыми, который на данный момент еще также обезличен. Ребенок учится подчиняться иерархии, а отношения с учителем оцениваются через призму успеваемости.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Учебная деятельность в юношеском возрасте меняет свою направленность и становится более профессиональной, имеющей своей ориентацией будущее, а не бесперспективное усвоение абсолютно всех знаний. Именно в этом возрасте происходит изменение отношения к предметам, начинают активнее изучаться те из них, которые непосредственно связаны с выбранной будущей профессией. Возможно посещение дополнительных курсов, переход в специализирующиеся на выбранной деятельности учебные заведения (профильные лицеи, колледжи, техникумы).

Появление данной спецификации еще не говорит о самоопределении, но свидетельствует о готовности к ней, т.е. выбирается ряд областей, где человек готов себя пробовать или общее направление развития, которое будет конкретизироваться дальнейшими выборами (институтом, кафедрой, научной работой, специализацией). Но сделать первые шаги к самоопределению позволяет сформированность высоких показателей теоретического мышления, общественного мировоззрения, способностей к самосознанию, саморазвитию, рефлексии.

Профессиональное самоопределение невозможно определить, как моментально принятое решение. Это процесс, растянутый во времени, который начался за несколько лет до юношеского возраста и завершится через несколько лет после. Но если на предшествующих этапах происходит ознакомление со многими сферами деятельности, что позволяет сделать выбор отрасли, а в будущем происходит узкая специализация в выбранном направлении, то именно юношеский период является переходным моментом и временем осуществления выбора.

Чем старше становится человек, тем сильнее на него давит потребность осуществления выбора, отходят назад все нереалистичные представления. Так, большинство желающих стать космонавтами и моделями, оценивают свои склонности, навыки и возможности и делают выбор на основании реальных предпосылок, а не образа, взятого из журнала. Помимо внешних факторов, стимулирующих скорейшее самоопределение, этому способствуют внутренние процессы личности, сводящиеся к мотивационной потребности занять позицию взрослого в социуме. Потребность в самореализации выступает на первый план и становится актуальной как никогда. Весь накопленный опыт и полученное развитие личности на данном этапе уже имеет место приложения сил и может быть направлено на реализацию мечты и получение самостоятельности.

Принятие ответственности и готовность отвечать за собственную жизнь, делать выбор и вносить свой вклад в развитие общества созревает в юношеском периоде развития. От того, насколько осознанным будет профессиональное самооправдание, зависит дальнейший жизненный путь личности и возможные успехи. Во многом, проблематика профессионального выбора становится проблемой жизненного пути и пространства, реализации не только профессиональной, но и личностной. Подобный груз ответственности и серьезности принимаемого решения, заставляет личность встретиться с очередным кризисом развития, который затрагивает практически все проявления и может иметь длительное и патологическое течение. Особенно вероятны срывы и негативные последствия, если не были в полной мере усвоены задачи предыдущих этапов.

Существует и дальнейшая периодизация возрастов и особенностей психики, сопровождающаяся также кризисами личности. Временные промежутки при этом становятся длительнее, что обусловлено отсутствием необходимости познания мира, а также замедлением физиологических и психологических процессов.

1. Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 стр.

2. Возрастная периодизация по Эльконину _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 стр.

3. Характеристика ведущих видов деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 стр.

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 стр.

3.2. Предметно-манипулятивнаядеятельность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 стр.

3.3. Игровая деятельность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9 стр.

4. Вывод _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11стр.

5. Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12 стр.

Введение.

Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие по­требности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Ру­бинштейн).

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца в человеческую личность происходит по определенным законам. Для нормального психического развития необходим здоровый мозг, сам мозг не содержит в себе и не рождает психических явлений и качеств. Для того чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание. Далеко не все, что окружает ребенка, и что делают взрослые для его воспитания, оказывает одинаковое влияние на развитие его психики.

И у взрослого и ребенка, психические действия и явления включены в деятельность и в общение с другими людьми, определяют их и сами от них зависят. Но если у взрослого на первый план выступает зависимость деятельности и общения от уже сложившихся психических процессов и качеств, то у ребенка само возникновение психики и её развитие – результат тех видов деятельности, которыми он овладевает под руководством взрослых, и тех форм общения, в которые взрослые его включают. Малыш учится устанавливать соотношение предметов по величине, когда собирает пирамидку, и начинает понимать человеческую речь, общаясь с взрослыми.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешить возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения, составляющие основу детского сообщества и способствующие развитию личности его членов.

И виды детской деятельности, и формы общения взрослых с детьми – результат исторического развития человечества. Ребенок – маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны , т.е. созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение (близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека) развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. На протяжении дошкольного детства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Чтобы такое образование проходило, перед ребенком должны возникать все более сложные задачи, и он должен учиться их решать. Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятельность, которая его привлекает и которой он стремиться заниматься: рисунки получаются подробнее и красочнее, постройки разнообразнее, в играх изображается все более широкий круг событий окружающей жизни.

Каждый вид деятельности вносит свой клад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны, установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяется три вида ведущей деятельности.

2. Возрастная периодизация по Эльконину.

Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человечес­ких предметов, а активно «присваивает себе все достижения чело­вечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ре­бенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Сначала – это эмоциональное общение с взрослыми, потом предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего в виде отдельных действий.

3. Характеристика ведущих видов деятельности.

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое интересное для ребенка именно взрослый человек. Даже на яркие игрушки он обращает внимание, если их показывает взрослый.

М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Привлекая внимание взрослого, и отвечая на его воздействия, младенец воспринимает его как отдельное, не совпадающее с ним существо. Следовательно, уже в первые месяцы жизни ребенок отделяет себя от взрослого, а не сливается с ним. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которые рассматривала в качестве главного новообразования первого полугодия жизни . так же М.И. Лисина выделила 3 различных периода, на первом году жизни ребенка,в каждом из которых отношения со взрослым меняются:

· Новорожденность (0-1мес) – адаптация и формирование потребности в общении со взрослыми с инициативой взрослого человека.

· Второй период (от 1 до 6 мес.) - период непосредственно эмоционального (или ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым, единственная и центральная форма активности ребенка.

· Третий период (от 6 до 12 мес.) - становление и развитие предметно-манипулятивной деятельности ребенка, а общение со взрослым приобретает форму делового сотрудничества.

Исследование С.Ю. Мещеряковой свидетельствует о том, что Взрослые с рождения и даже еще до рождения ребенка относятся к нему как к личности, наделяют его действия смыслом, вкладывают в него смыслы и значения человеческих отношений.

3.2. Предметно-манипулятивнаядеятельность

Предметная деятельность – ВВД ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Происходит перелом – предметы начинают интересовать и привлекать ребенка сами по себе, а взрослый становится помощником в овладении ими.

Ребенок все исследует, «всюду сует свой нос». Изучает и выясняет размеры, подвижность, форму окружающих его вещей, пробует свои силы.Примерно в два года начинает подражать взрослым и старшим детям. Сначала он подражает маме и папе: с самым серьезным видом, подметает, вытирает пыль, моет посуду, чистит зубы, бреется. Двухлетний ребенок учится при помощи подражания.

После двух лет его воображение становится более творческим. В этом возрасте дети начинают играть с куклами, машинками, кубиками.

Чтобы возникла новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

3.3. Игровая деятельность.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии его развития.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии является основой для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде.
Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Ведущая деятельность - это не просто наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Она характеризуется следующими признаками:
а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя);
б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников - процессы отвлеченного мышления);
в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью).
Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе, она составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте.

Выделяют следующие ведущие деятельности в определенных возрастных периодах:

1. Непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослым присущее младенцу с первых дней жизни и до одного года.

Благодаря этому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы манипулятивных и предметных действий.

2. Предметно–манипулятивная деятельность основное занятие для детей от 1 года до 3 лет (раннее детство). В этих занятиях ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

Общение продолжает интенсивно развиваться и становиться речевым.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия, под влиянием которого происходит развитие всех других психических процессов, развитие мышления. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними, постепенно овладевая значениями предметов.

3. Сюжетно–ролевая игра присуща детям от 3 до 6 лет. Игра для ребенка дает возможность ориентации во внешнем мире, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Предметом данной деятельности является взрослый человек, как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно - практической деятельности определенные правила.
Игра позволяет ребенку осваивать ребенку сначала эмоционально, а потом интеллектуально систему человеческих отношений, человеческой деятельности.
Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам.
Игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

4. Учебная деятельность – ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет), проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и формировании социальной компетентности.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьник.

5. У подростков 12 - 15 лет ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение .

Происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.

6. Такой вид ведущей деятельности, как профессионально-учебная , свойственна молодым людям 15 – 18 лет.
Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Формируется психологическая готовность к самоопределению.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности?

Если, мы, родители знаем основные характеристики ведущей деятельности каждого возрастного этапа развития своего ребенка, то нам будут более понятны их интересы и требования, поведение и капризы.
Мы сможем грамотно, с учетом возрастных психологических потребностей ребенка, выстраивать и свою систему требований к нему, и свое поведение в отношении его.
И мы будем понимать, как важно….
- с первых дней рождения общаться со своим младенцем, разговаривать с ним, держать на руках, играть, радоваться вместе с ним;
- позволять малышу активно познавать окружающий мир, понимая, что ему очень важно ощупывать предметы, осваивать действия с ними;
- дошкольнику играть со сверстниками, иметь друзей, уметь общаться с другими детьми и другими взрослыми;
- младшему школьнику поддерживать интерес к учению, обращать внимание на его достижения, помогать ему справляться с учебными трудностями, чтобы он осознавал и гордился своим новым, таким важным социальным статусом – он школьник и занимается очень важным не только для него, но и для всей семьи делом;
- общение для подростка (может даже более важно, чем его учение); как для него необходима поддержка и понимание родителей, если возникают проблемы с общением с друзьями и одноклассниками;
- оказать содействие старшему школьнику в выборе будущего профессионального пути.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....