Арт терапия для детей с овз упражнения. Арт-терапия как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы.

Арт-терапия – это воздействие средствами искусства на ребенка.

Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:

    музыка - это музыкотерапия;

    литература, книга - это библиотерапия;

    театр, образ - это имаготерапия;

    изобразительное искусство - это изотерапия;

    танец, движение - это кинезитерапия.

Давайте теперь более подробно рассмотрим каждый вид арт-терапии более подробно.

Музыкотерапия

Это использование музыки в занятиях с ребенком любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики вашего ребенка.

При использовании музыкотерапии происходит:

    эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

    ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;

    происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;

    формирование чувства прекрасного.

Какие формы музыкотерапии существуют?
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии, движения или кинезитерапия - танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.

Имаготерапия

Занимает не последнее место среди различных видов арт-терапии. Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете:


Библиотерапия

В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.
Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.

С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств ).

Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.

Изотерапия

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Проведение рисуночной терапии с детьми может, осуществляется на занятиях, педагогом, воспитателем ГПД или самим родителем.

Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:

    Предметно-тематический тип - основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными - «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

    Образно-символический тип - в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств - «Радость», «Гнев», «Удивление».

    Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции - задания, основанные на принципе проекции, - «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление - «Рисование по точкам».

    Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей - «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм).

    Задания на совместную деятельность - могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с учениками начальной школы не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условия успешного проведения изотерапии

Перечислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми:

Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Приемы изотерапии

К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:

Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить».
Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Монотипия

«Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» - «один», так как отпечаток в этой технике получается только один.

Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с младшими школьниками может быть модифицирована: на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;

«кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Рисование пальцами, ладонями - это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками , ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование по - мокрому листу

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициативного использования песка.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога и психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок»

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре.

Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют младших школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Федяева Марина Александровна

Учитель начальных классов, КОУ ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", г. Ханты-Мансийск

Федяева М.А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ // Совушка. 2017. N1(7)..04.2019).

«Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»

В.А. Сухомлинский

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством». Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

В последнее время появилось множество приемов по арт-терапии: кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой; изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие ребенка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребенок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а педагог во время занятий мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Мы со своими ребятами часто участвуем в спектаклях, сценках, инсценировках.

Техника каракулей всегда была ценной методикой. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.


Пластилинография. Принцип данной технологии - создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.

Рисование крупой. Игры с крупой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Несколько незатейливых движений - и могут получиться замечательные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. Рисование крупой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить картину, мы используем пластилин, камушки, семечки, орешки. Даже застенчивые дети проявляют себя в творчестве.


Рисование пальчиками, ладошками . Краска-терапия активно используется сейчас в различных образовательных учреждениях для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его видеть мир абсолютно разными окружающими красками, научить ребенка радоваться жизни, ну и конечно, развивать его творческие способности. Вообще работа с красками очень интересна и всегда нравится детям, потому что даже в тот момент, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, он может рассказать о том, о чем он сейчас думает с помощью красок.


Метод «Рассказывание и сочинение сказки». Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

Ниткография. Красивые необычные работы получаются у нас с помощью ниток.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Ожидаемые результаты работы.

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Литература:

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.
  3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  4. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия М., 2000.

Никакая игрушка не привяжет к себе сердце ребенка,

как это сделают живые любимцы.

В любой подопечной птице, даже в растении,

ребёнок прежде всего почувствует друга.

В. Бианки

Желание и просьбы организовать занятия по иппотерапии в городе Ступино часто поступают от родителей детей-инвалидов. Совместно с конным клубом «Всадник» мы организовали занятия верховой ездой для детей, имеющих диагнозы РАС, ДЦП. Для занятия терапевтической ездой в конном клубе «Всадник» имеется хорошая материально-техническая база: конюшня, отдельный манеж, специальная лошадь, специальная амуниция, поэтому специалистами и была разработана данная программа. Целью нашей программы стала реабилитация и интеграция детей с нарушением психосоциального статуса лечебной верховой ездой, формирование социально-активной жизненной позиции детей при помощи комплексной экосистемной реабилитации.

В процессе этих занятий дети не только получают определенную информацию, но и приобретают новые навыки, причем, как правило, деятельность носит коллективный характер. Упор делается на то, чтобы детей меньше развлекать и в большей степени побуждать к активной самостоятельной и целенаправленной деятельности.

Система иппотерапии предлагает ребенку переключить внимание с себя на лошадь, приглашая войти в среду, где он сам и его проблемы перестанут быть центром усиленного внимания. Переходя от одного важного достижения к другому, дети начинают видеть свои способности и даже свое мастерство.

Следовательно, лошадь используется в качестве средства, помогающего пациенту себя выражать, контролировать и принимать. Общение с лошадью способствует росту мотивации и самостоятельности, оно дает возможности для развития эмоций. Достаточно интенсивные взаимоотношения терапевта, пациента и лошади создают безопасную поддерживающую среду. При этих взаимоотношениях пациент учится доверию, самостоятельности и инициативе.

Другими словами можно сказать, что лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром — взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения. Психологически человеку с ограниченными возможностями проще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае — лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, можно похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней, поговорить с ней. В свою очередь, ребенок с особым развитием, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь передает «послания» ребенка с ОВЗ и инструктора друг другу.

Экосистемная реабилитация является важным звеном в развитии личности, т.к. помимо физической реабилитации происходит восстановление искаженных связей больного ребенка с природой. Знакомство с местной флорой и фауной, сбор природного материала, изготовление поделок из него открывает новое видение мира, расширяет кругозор и обогащает душу ребенка.

Анималотерапия (от латинского «animal» - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Еще Гиппократ заметил положительное влияние животных на душевное состояние человека. Однако, как самостоятельное направление анималотерапия появилась сравнительно недавно - во второй половине XX века, благодаря детскому психиатру Борису Левинсону, который опытным путем доказал эффективность использования собак в терапевтических сессиях для детей (привлекая к этому, в том числе, собственного пса).

Анималотерапия как метод психокоррекции практически не имеет ограничений.

Особенность анималотерапии заключается в возможности расширения опыта невербального поведения (общения). Через взаимодействие с животными у детей формируется эмпатия, т.е. способность сопереживать, сочувствовать и понимать состояние окружающих. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно: оно умиротворяет, расслабляет и дает массу позитивных переживаний. Кроме того наблюдение за четвероногими друзьями расширяет репертуар эмоций и положительно сказывается на развитие когнитивных способностей детей. В детской психотерапии животное может компенсировать эмоциональную депривацию, быть эффективным при коррекции привязанности, расстройств, связанных со сложностями в общении (тревожность, застенчивость, заикание, пониженная самооценка и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллекта и эмоционального развития. Животное может быть «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении круга общения, повышении самооценки и т.п.

Иппотерапия (Пет-терапия) - это лечение лошадью. Еще в глубокой древности было замечено благоприятное воздействие верховой езды и общения с лошадью на больных и раненых. Иппотерапия - это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. С конца 50-х годов её начали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды.

Иппотерапия - это эффективная форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды (вольтижировка). Физиотерапевтическая верховая езда (иппотерапия) прочно вошла во врачебную практику при лечении многих заболеваний. Используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости. Рекомендуется пациентам с неврологическими, хирургическими, травматическими, двигательными, соматическими, психомоторными нарушениями, особенно рекомендуется детям с диагнозом ДЦП и РАС.

Лошадь - это уникальный живой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает и массирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади на шагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важно при лечении речевых расстройств у детей. Кроме того нужно отметить что положительный эмоциональный настрой отличающий занятия верховой ездой способствует активности, улучшению настроения и общего состояния ребенка.

Метод иппотерапии сочетает в себе социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие. Он способствует пробуждению личных позитивных «действий», необходимых для успешности любой деятельности.

Дети с ОВЗ легче воспринимают животный мир, больше доверяют ему и коррекционная работа проходит эффективнее.

Но также и стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания. Абсолютными противопоказаниями являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек

К тому же, даже ненаправленная анималотерапия для человека способна оказывать как лечебный, так и профилактический эффект, так что иметь домашнее животное - значит положительно влиять на собственное физическое и психическое состояние.

Анималотерапия для детей с аутизмом является одной из самых эффективных методик, позволяющих установить контакт особенного ребенка с окружающим миром. В основном анималотерапия для детей с аутизмом - это терапия с участием собак, лошадей и дельфинов, при этом общение с дельфинами считается наиболее предпочитаемой формой. Помимо общения с дельфинами, маленьким детям с аутизмом рекомендованы сеансы верховой езды, которые помогают бороться с нарушениями концентрации внимания, а также решают проблему тонуса мышц и координации движений. Кошки и собаки тоже станут прекрасным средством для того, чтобы помочь детям с аутизмом; дружелюбная кошка подарит покой, а активный пес, наоборот, будет стимулировать ребенка двигаться. Однако во многом выбор животного должен определяться предпочтениями и особенностями самого ребенка. Большинство родителей, чьи дети страдают аутизмом, ограждают их от всего, что может им навредить. Верховую езду многие также считают опасной и когда врач рекомендует занятия иппотерапией, то родители на отрез отказываются, видя в этом угрозу для физического и психического здоровья своего ребенка. Такое мнение крайне ошибочно, так как катание на лошади не подразумевает скачки. Животным управляет квалифицированный коновод-инструктор и маленькие всадники ни на минуту не остаются без присмотра.

Для занятий иппотерапией отбирают только послушных и смирных лошадей, у которых никогда не наблюдались признаки агрессивного поведения. К тому же, тренер находится всегда рядом и любое проявление непокорности пресекает на корню. Поэтому, можно быть спокойными за своего ребенка и не переживать за возникновение случайных травм и повреждений.

Положительный эффект использования лошади в лечебных целях, состоит в сочетании совместной активности, физической коммуникации и, особенно, в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке. Лошадь при движении шагом передает всаднику двигательные импульсы (90-110 в минуту) аналогичные движениям человека при ходьбе. В результате у ребенка с особенностями развития вырабатывается чувство равновесия, которое он, слезая с лошади, переключает на землю, происходит нормализация мышечного тонуса, функций мозжечка координации движения, общее укрепление мышц и всего организма. Большую роль играет и температура тела лошади, которая оказывает эффект разогревающего массажа.

Иппотерапия не имеет побочных эффектов.

Взаимоотношения пациента и лошади уникальны тем, что охватывают не только тело, но и душу. Ребенок с патологией постоянно нуждается в помощи взрослых. Когда же он находится на спине большой лошади и к тому же пытается управлять ею, повышается его самооценка: «Я могу то, что не могут многие взрослые!». У ребенка развиваются и волевые качества характера, самостоятельность, ведь он должен приложить много усилий, для развития правильной посадки, управления лошадью. Не маловажно само общение ребенка с лошадью, тактильный контакт с ней - все это дарит ребенку массу положительных эмоции, в лошади он находит нового друга.

Помогает лошадь и при обучении детей-инвалидов. Лошадь пробуждает фантазию человека, заставляет работать его воображение и предлагает неординарное решение стоящих перед ним задач. Во время тренировки ребенок настроен на общение, хорошо воспринимает информацию.

Занятия терапевтической верховой ездой дают возможность детям с ограниченными возможностями добиться самовыражения, организовать свой досуг, приобрести уверенность в своих действиях, стать более раскованными и общительными и, тем самым, содействуют их социальной адаптации. Важным является то, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Преимущества иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям лечебной верховой езды.

Особенно эффективной и действенной лечебная верховая езда оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с уникальным и эффективным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.

При разработке данного проекта мы поставили следующие задачи: способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой. Способствовать мотивации активного образа жизни детей с ограниченными возможностями. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь? изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды).




Способствовать изменению отношения к инвалидам в обществе.

Учитель-дефектолог: Елена Михайловна Копанова

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...