Удовлетворение прожитой жизнью. Теоретические аспекты понятия удовлетворенности жизнью и психологическая характеристика юношеского возраста

Во всех языках существует такая фигура речи, как оксюморон — сочетание несочетаемого. То, чего не может быть. Например, в названиях книг и фильмов оксюмороны можно встретить очень часто. Это "Мертвые души", "Обыкновенное чудо", "Назад в будущее". Очень любят конструировать оксюмороны поэты.

Встречаются они и в жизни. Но все-таки реже, чем в сфере искусства. Например, в Москве, в Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка работ слепого фотографа. Звучит, как баловство рифмоплета. А нет!

Моя ночь — черно-серая. День — буро-серый. Зато раннее утро — это время, когда на небе появляются просто невероятные цвета… Как например сейчас — розовый, голубой, фиолетовый… Оттенки все время меняются. Каждую минуту. А потом исчезают. Начинается новый день.

В разбалованном гаджетами и чудесами современном мире люди отвыкли удивляться. Около уличных фокусников многие даже не останавливаются. И даже мимо бородатой женщины — пройдут, не обернутся. Но незрячий фотограф — все-таки чудо такого уровня, мимо которого не пройдешь бесстрастно.

И, конечно, любой человек задастся вопросом: а как он снимает? Беспорядочно щелкает камерой? А потом зрячие люди выбирают из всей кучи отснятой ерунды что-то более-менее удобоваримое? Других вариантов, собственно, не было. Поэтому на открытие выставки "За горизонт" корреспондент Sputnik Лев Рыжков шел с немалым скепсисом.

Но, конечно, правда оказалась сложнее и интереснее.

Художник в тумане

Во-первых, выясняется, что Александр Журавлев — не совсем слепой. У него сохранилось 2% зрения. Каково ему — может понять любой посетитель выставки. В зале стоит стенд, на котором лежат виртуальные очки Gear VR. "Если вы их наденете, вы поймете, как видит Александр Журавлев", — говорит молодой человек у стенда.

Серые оттенки слева, справа, впереди. Говорят — серый самый скучный цвет — никакой. Не страшно, если зима и погода сделали мир серым. Страшно, если ваш внутренний мир потерял цвет.

Надеваю. И погружаюсь в туман — густой, серый. И лишь где-то там, непонятно где, какое-то светлое пятнышко. Но любой туман (кроме разве что совсем уж стивенкинговского) может разогнать ветер. А Александр, получается, в этом тумане — живет. С одиннадцати лет. А сейчас ему — сильно за сорок.

Здесь на хребте стоит камень с выбитой строкой из Библии: "Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх". 10 минут отдыхаю и продолжаю подъем.

Свои снимки Александр делал во время путешествия по горному Уралу — по Свердловской и Челябинской областям. Екатеринбургский режиссер Иван Соснин снял об этом путешествии небольшой, но очень красивый фильм. А постоянным и надежным спутником Александра в горных походах была любимая собака Умка. Которую, к сожалению, в Москву на выставку не возьмешь.

Обострение чувств

"Как и у всякого слабовидящего человека, у меня обострены другие органы чувств, — признается Александр Журавлев. — Благодаря им я и выбираю композицию для своих снимков".

Здесь мне мало что удается увидеть — очень мало световых пятен. В глубине все темно-серое, и я начинаю двигаться к выходу. Темнота отступает.

Одно из главных чувств — осязание. Буквально ориентируясь на ощущения кончиков пальцев, Александр сделал в Челябинской области, на озере Сугомак, один из самых эффектных своих снимков. Он был навеян трением колыхаемых ветром колосков о руки фотографа.

Выйдя из темноты шахты, мне кажется, будто все вокруг просто белое: земля, небо… Но воздух здесь свежий. После влажной пещеры лицо покалывает мороз. Слышно, как ветер шумит в листве.

Немаловажно и обоняние. Александр вспоминает, как в той же Челябинской области вышел из заброшенной шахты, а в лицо буквально ударил свежий воздух. Фотограф сфотографировал эту свежесть. Впрочем, ориентировался не только на обоняние, но и на слух — потому что шелестели листья.

А еще на съемках в самой заброшенной шахте незрячий фотограф ориентировался на звук тающей воды и на тепло — чем глубже погружение, тем теплее. Ориентируется Александр и на ощущения земли под ногами, и на чувства, которые вообще неведомы обычному, зрячему человеку. Александр Журавлев знает, что чувств у человека — не пять и даже не шесть. А много больше.

Ветер беспокоит колосья. Они трутся мягкими кончиками о мои руки и тут же отступают, словно испугавшись.

Нашему корреспонденту Александр признался, что путешествовал не только по горному Уралу. Довелось ему побродить и по Польше, и по Индии. Куда он поедет в следующий раз — пока не знает. Может быть, зависит от того, кто пригласит.

Я не знаю, что она видит. На что опирается, делая выбор, есть ли в ее голове какие-то мысли. Я знаю, что она — мой верный друг и, возможно, — мои глаза. Благодаря ей ночью я буду видеть даже лучше, чем здоровый человек.

Дело техники

Конечно, во многом создание этих уникальных фото — дело техники. Техника действительно высококачественная, чуткая и умная. Смартфон, которым сделаны снимки, сам настраивался на резкость, выбирал режим съемки.

Синий и белый. Я знаю, что это крест. Но вижу только, как что-то расплывчатое темной линией соединяет гору и небо.

Выставка Александра Журавлева продлится до 9 апреля. Организовать ее помогли компания Samsung, общественное движение "Белая трость" и сервис Shazam.

В сумерках почти ничего не видно. Темнота отнимает все ориентиры. Здесь даже слух не помогает: слышать нечего. Теперь вся надежда на Умку.

Посмотреть выставку надо. И не столько ради самих фотографий, сколько для понимания того, что безвыходных положений, на самом деле, не бывает. Что даже человек, лишенный зрения, способен на многое. Что даже если с вами случилось непоправимое несчастье — это еще не повод опускать руки.

А еще Александр говорил о том, как много людям дано возможностей — всем, в том числе и ему. И призывал всех полнее использовать эти возможности — сегодня, завтра. Сейчас.

Можно ли сделать фотографию, если при этом полагаться только на внутренние ощущения, а не на зрение? Фотограф Александр Журавлёв уверен, что да. Александр потерял 98% зрения, когда ему было 11 лет. С тех пор он видит только формы, контуры, различает свет и темноту.

«Когда у меня упало зрение, сразу обострились такие чувства, как слух, осязание, запах, вкус, и внутренние ощущения, такие как интуиция. Это и есть мои основные инструменты», — рассказал он в интервью RT.

  • Александр Журавлёв

По словам Александра, он раньше никогда не планировал становиться фотографом, но затем начал путешествовать. Ему нравилось покорять вершины и испытывать яркие ощущения. В какой-то момент путешественнику захотелось делиться впечатлениями. Тогда он попробовал сфотографировать свои ощущения на телефон.

«Так как я раньше имел стопроцентное зрение, при съёмке это видение я переношу в настоящий момент. Иногда у меня такие ощущения, что я забываю, что слепой. Вот это видение целостности мне позволяет фотографировать. У меня остались цвета. Я вижу формы. Может, не так чётко, как раньше, но я представляю их в своей голове чётче. Я стараюсь изнутри почувствовать ракурс. Моё видение изначально идёт изнутри», — рассказал незрячий фотограф.

После того как все кадры по время путешествия отсняты, отобрать самые интересные помогают Александру Журавлёву друзья. Причём ему доставляет отдельное удовольствие чувствовать, какие эмоции вызывают фото у других людей. Очень часто они не совпадают с тем, что он ощущал в момент съёмки.

Сила воли и желание жить

Фотограф рассказал, что ему было непросто преодолеть себя, побороть свой страх и отправиться сначала на прогулку, затем в поход, всё больше удаляясь от дома. Ему помогли его детские воспоминания.

«Меня так с детства научили родители, что нужно дальше учиться, нужно дальше жить», — пояснил он. По его мнению, нельзя преодолеть страх, не сделав шаг вперёд. Именно такими маленькими шагами он и начинал свой путь.

  • Александр Журавлёв

«Я начал путешествовать. Сначала локально, в Уральском регионе, так как я сам оттуда. Там живут мои друзья, родные. Потом мы стали выезжать с друзьями за пределы Урала. Я выезжал и с другими слабовидящими — на поездах, на автобусах, пешком», — поделился Александр, который живёт сейчас в Екатеринбурге. 30-летний фотограф уже успел побывать в Польше и Индии.

Дальше он планов пока не строил, но в ближайшем будущем, возможно, получится посетить Владивосток. «Есть желание побывать на каждом материке. Почувствовать разницу людей, народов, культур, климата, запечатлеть и передать», — добавил фотограф.

«Не бойтесь пробовать»

Александр Журавлёв осознал, что, несмотря на неполное зрение, он может показать людям красоту этого мира, может подать им пример мужества, а это для него очень многое значит.

«Я верю, что Господь что-то забирает, но даёт нечто большее. Я понял, что, несмотря на свою инвалидность, я могу нести людям свет и добро. Мне очень нравится взаимодействовать с людьми, помогать им», — рассказал он.

  • Александр Журавлёв

Александр смог преодолеть когда-то свой страх и теперь делится с людьми тем, через что прошёл, вдохновляя окружающих на смелые поступки.

«В мире, в котором мы живём, часто бывает страшно, бывает очень трудно. Этот страх внутри, он сдерживает, он никогда не даст развития. Ведь очень много здоровых людей, которые боятся. Преодолевается это опытом. Было очень страшно шагнуть вперёд, бывает страшно и сейчас. Но я понимаю, что, не сделав шага, ничего не сделается», — поделился незрячий фотограф-путешественник.

Именно это главная задача его творчества — показать людям, что всегда есть выход, нужно только идти вперёд и не сдаваться.

«Мне нравится доносить людям: не бойтесь пробовать, в чём-то измениться, где-то перестроиться. Привычность жизни, стереотипы, общественное мнение, привычные условия жизни, комнаты, квартиры, вредные привычки, бутылки, сигареты, наркотики — они не дают широты», — подчеркнул он.

Александр пообещал, что продолжит «идти по этой дороге, творить добро и нести свет, быть бесстрашным».

«За горизонт»

Творчество Александра Журавлёва поддерживает благотворительное общество «Белая трость», которое помогает незрячим. В рамках проекта «За горизонт» фото путешественника привезли на выставку в Москву. На ней также можно посмотреть документальный фильм Ивана Соснина об Александре Журавлёве.

Молодой режиссёр рассказал RT, что ленту снимали в горах Урала, так как Иван тоже из Екатеринбурга. Это была непростая работа для всей съёмочной группы. Им пришлось совершать восхождение в 30-градусный мороз.

«Съёмки длились три дня. Мы вместе взбирались на горы, снимали. Было тяжело, но Александр всегда был с улыбкой, не унывал и был примером для всех нас», — пояснил он.

  • Александр Журавлёв

По словам продюсера фильма Яны Шмайловой, если бы не Александр, многие бы просто не выдержали восхождения. Но всем было стыдно жаловаться, когда они видели, с каким мужеством незрячий человек преодолевает трудности.

«Он был для всех нас примером. Смотря на него, никто не жаловался. Все просто шли вперёд. Он был двигателем процесса. В команде было 15—20 человек. В сложной части было восемь человек. Для одной из частей фильма мы поднимались в горы три часа, снимали на вершине 20 минут и два часа спускались обратно», — рассказала она.

По словам создателей фильма, лента получила большой отклик у зрителей, интернет-пользователи благодарят Александра за его мужество и пример силы духа.

ВВЕДЕНИЕ

Старение – неизбежный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями.

В современном мире наблюдается рост средней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальность данного исследования.

Проблеме психосоциального развития лиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова , П.А. Богомольца , В.В. Болтенко , А.Г. Нагорного , Э. Эриксона , Г. Крайга , В.Д. Шапиро .

Однако данная область проблемы психологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требует более глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.

Методологической основой исследования является философское положение о роли социальных условий в формировании социального статуса и его изменение.

Научная новизна исследования заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Практическая значимость заключается в возможности применять материал исследования в самостоятельной деятельности.

Объект исследования – удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте как психосоциальное явление.

Предмет исследования – условия удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Цель исследования – изучить особенности удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.

Задачи исследования :

1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Опросник «Удовлетворены ли вы жизнью».

3. Количественная и качественная интерпретация результатов.

Структура работы : введение, основная часть (3 главы), психологические рекомендации, заключение, приложения, список используемой литературы.

Объем курсовой работы – страниц.

1. Личность и старение в современном мире

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целым комплексом биологических, социально–экономических, психологических причин, поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователей подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Однако данная классификация является не единственной. Например, Бернсайд с соавторами разбили этот возраст на четыре периода: предстарческий (60 – 69 лет), старческий (70 – 79 лет), позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 -99 лет) .

Во всем мире наблюдается увеличение средней продолжительности жизни. Это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.

Эти демографические тенденции приводят к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этот период жизни.

1.1 Чувство удовлетворенности жизнью

Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.

Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и даже возможность пользоваться транспортными средствами (см. приложение 1).

Среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность человека жизнью и успешность приспособления к ней, самым важным считается здоровье .

Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем. Внезапное ухудшение здоровья не позволяет человеку реализовывать свои планы, вынуждает ограничить сферы своей деятельности. Часто это приводит пожилого человека к ощущению своей беспомощности и бесполезности дальнейшей жизни, особенно если проблемы со здоровьем оказались глобальными, и привели к инвалидности. В этом случае человек испытывает резкое ослабление силы потребностей, отсутствие желания не только что-либо делать, но и жить дальше.

По результатам психологических исследований удовлетворенность собственным здоровьем в очень слабой степени зависит от возраста. И в 60, и в 80 лет пожилые люди могут испытывать удовлетворение просто от того, что их организм продолжает исправно функционировать. Желание как можно дольше сохранить полноценное здоровье является мощным стимулом, побуждающим человека пожилого возраста вести здоровый образ жизни (заниматься физкультурой, культурой питания, увлекаться разнообразными теориями питания и т.д.).

Другим важным фактором, влияющим на степень удовлетворенности пенсионера своей жизнью является экономическое положение .

Под экономическим положением понимается удовлетворительное материальное состояние (достаточное количество денег для удовлетворения человеком основных потребностей), наличие социальных и жилищных условий, которые подготавливаются человеком заранее. Человек в преклонном возрасте рассчитывает на внимание и заботу со стороны государства. Возможность льготного пользования транспортными средствами, выплата социальных пособий, помощь в социальном обслуживании и т.д. – все эти факторы создают определенную атмосферу в обществе, позволяющую людям чувствовать себя нужными и продолжать позитивно функционировать.

Позитивное функционирование в период поздней взрослости определяет удовлетворенность человека своей жизнью с той точки зрения, что старые люди во многом разделяют свою жизнь на время до пенсии и после нее. Пользуясь механизмом социального сравнения, старики сравнивают свое положение в эти два периода, а также с тем, как жили пенсионеры тогда, когда человек еще работал, или с тем, на что он рассчитывал, готовясь выйти на пенсию. Степень удовлетворенности зависит от результата этого сравнения.

Негативный сравнительный результат отражает невозможность в полной мере удовлетворить имеющиеся в пожилом возрасте потребности. Возникший диссонанс побуждает человека к его устранению за счет изменения собственного поведения, пересмотра потребностей, модификации своих целей, сравнения своего положения с положением других пожилых людей (всегда найдется тот человек, который живет или чувствует себя хуже).

Психологические исследования показывают, что такой механизм психологической защиты как социальное сравнение своего положения с положением других пожилых людей позволяет человеку сохранить оптимизм во взглядах на будущее и лучше адаптироваться к болезням. Более того, социальное сравнение в сочетании с социальной интегрированностью (сохранение человеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп) смягчает негативный эффект слабого физического здоровья и оказывает позитивное воздействие на чувство удовлетворенности жизнью, уменьшая психологические страдания, связанные со старением и способствуя достижению целей дальнейшего развития.

1.2 Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте

Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыдущих стадий.

Левинсон рассматривает наступление старости по аналогии с наступлением ранней взрослости и среднего возраста, так как в этом случае имеет место период от 60 до 65 лет, который связывает структуру предыдущей жизни (в средней взрослости) с начальной стадией организации жизни в поздней взрослости [, с. ].

Э. Эриксон рассматривает период старения личности в контексте его целостного жизненного пути, на котором выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешения личностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями (целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая – тормозит его. Эти тенденции в определенной форме включают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе.

У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При неблагополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативных свойств .

Эпигенетические образования каждой стадии Э. Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждое из них включает два противоположных качества. Противоположности качества в структуре «Я» обозначают характеристики идеального и реального «Я» (см. приложение 2).

Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности мудрости состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего «Я». Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненных программ, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальной действительности и т.д. стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение человека к миру и жизни .

Согласно пословице: счастье кратковременно, несчастье – бесконечно.
Существует "житейская философия полезного минимализма", которая призывает жить без лишних вещей. Конечно и это возможно если ограничивать свои потребности и нужды.
Многие люди с мизерной зарплатой и пенсионеры утверждают: "Я не бедняк, а я «счастливый бедняк». Я стараюсь покупать минимум вещей, в которых нуждаюсь".
Конечно бедность – это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально и возможно. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, не плакать и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным социальным положением, в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.

"Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе".

Счастливые бедные люди - это люди удовлетворённые своим экономическим положением.
Удовлетворенность - это один из основных компонентов счастья.
Радость - эмоциональная, удовлетворенность - это образное представление счастья и суждение о том насколько всё было и остается благополучным.
Можно быть удовлетворенным жизнью в целом или какими-то отдельными сферами, например, здоровьем, работой, семейной и домашней жизнью, денежным довольствием и ценами, социальными отношениями, социальными ценностями и нормами, жилищными условиями.
Удовлетворённость жизнью у индивида часто определяется образом мысли и обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми.
Удовлетворенными жизнью люди существуют и среди тех, кто отнесен к нижней части доходов, это - "счастливые бедняки". Они адаптировались к своему бедственному положению и свыклись с беззащитностью, поскольку в течении длительного времени ощущали свою неспособность изменить ситуацию.
Рассмотрим насколько удовлетворенность определяется внутренними факторами человека, как образ мысли. Иногда, оценка удовлетворенности обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми. Помимо этого, на суждение влияет непосредственное эмоциональное состояние, а также простая привычка - адаптация к обстоятельствам и различному видению событий. Удовлетворенность бывает иллюзией, возникающей когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Или удовлетворенность зависит от целей, которые человек ставит перед собой? Само наличие цели может быть её источником. Вместе с тем неспособность достичь цели оказывается причиной неудовлетворённости. Некоторые явления неудовлетворенности могут быть рассмотрены и как ошибки суждений (которых надо избегать), и как источники не подлинных суждений об удовлетворенности.
Но удовлетворенность можно усилить, не только изменяя фактическую ситуацию, но и изменяя взгляд отрицательный на позитивный (например в ходе психологической консультации, психотерапии).
В одной сказке сказано: "Жил себе бедный человек. Никогда ни на кого не жаловался, всем угождал, неправды не таил. Да только как он ни работал, как ни старался, а из нужды не мог выбиться. Детей имел много, а жена была добрая и трудолюбивая..
Бедняк за работой вечерами пел песни с детьми, и лились те песни рекою по всему дому. Люди рады были песням.
Выходит так, что у бедного человека социальные отношения и дружба сильно влияют на ощущение счастья и другие аспекты благополучия. Не исключено, что они - единственный важнейший источник счастья. Радость социальных отношений и дружеского общения обусловлена теми приятными занятиями, которыми занимаются приятели и друзья при встрече, проводя вместе досуг.. Обычно именно в дружеской компании люди танцуют, играют, доверительно общаются и прогуливаются. Подобное времяпровождение кажется обыденным, но доставляет особую радость, будучи фактором взаимной поддержки.
Сущность социальных событий, вызывающих радость - восприятие невербальных сигналов, особенно улыбок и дружеского тона.
Положительная роль дружеского общения проявляется по-разному. Установлено, что взрослые люди, состоящие в близких отношениях, больше заботятся о нуждах других, чем о своём собственном благе - подобное поведение было названо "общинными" отношениями. Альтруизм и помощь попавшим в беду людям - источник положительных эмоций. Общительность предполагает сотрудничество, то есть учёт интересов других людей как своих собственных. Экстравертам данная черта свойственна в большей степени, чем интровертам. Но и альтруизм и благотворительность имеют некоторые издержки: у человека может появиться тревожность и зависимость, обремененность и разочарование.
Социальное общение с женщинами доставляет большое удовольствие обеим половинам человечества. Судить о том, насколько человек одинок, лучше всего по тому, насколько часто он общается с женщинами; при этом время, проводимое с мужчинами, роли не играет (Wheeler et al.,1983).

Материал https://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
экономические (безработица, социальное неравенство, в том числе низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемость),
демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцевв семье, перенаселение),
образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
регионально-географические (неравномерное развитие регионов).
религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)
По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста бедности и социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие:
уклонение состоятельных людей от уплаты налогов,
сокращение зарплаты рабочих,
увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:
Абсолютная
Концепция абсолютной бедности тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности (англ. poverty threshold,poverty line) - это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности.
Если принять черту бедности за необходимые средства для поддержания жизнедеятельности, то можно определить все средства свыше этой черты как дискреционный доход (англ. discretionary income). Иногда применяют несколько черт бедности: собственно для бедности и для крайней бедности (нищеты;англ. extreme poverty).
Всемирный банкв качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1,25 американского доллара в день (курс рассчитывается поППС).В 2015 году Всемирный банк увеличил черту бедности до 1,9 доллара в день.
У черты бедности как показателя есть один существенный недостаток: она не учитывает число домохозяйств, находящихся непосредственно над ней с малым от неё отрывом. Также необходимо отметить, что это позволяет существовать ситуации, когда бедность и неравенство растут, а число людей за чертой бедности снижается.
Относительная
В противопоставление абсолютной приводят относительную бедность. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.
Мера относительной бедности может показывать, например, сколько людей получают доход ниже четверти медиального. Такой подход особенно полезен при выявлении бедности в незнакомых обществах либо там, где сложно осуществить стоимостную оценку некоторого набора благ. Сравнение доходов с долей моды и средним гармоническим - дополнительные инструменты исследования стратификации общества.
Основоположником относительной концепции бедности является (Роберт М.?) П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».
Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.
В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.
В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы - 50 %, в Скандинавии - 60 %.
В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определённых базовых наборов учитываемых лишений.
Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...