Социальный конфликт и пути его решения. Разрешение социальных конфликтов

Тема: Социальные конфликты: способы разрешения

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.59K | Скачано: 58 | Добавлен 29.01.11 в 19:41 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Оглавление
Введение 2
Сущность и характеристики конфликтов 3
Способы разрешения социальных конфликтов. 10
Практическая часть 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Введение
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа, нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Рождаются конфликты на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, желаний, интересов, надежд, личностных особенностей, стилей жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 веках.
В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, К. Э. Боулдинг и другие.
Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли.
Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Сущность и характеристики конфликтов
Социальный конфликт представляет собой такой тип социального взаимодействия, который характеризуется противоборством нескольких индивидов по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти.
Социальный конфликт - это попытка достижения некоторого вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.
Конфликт - это реальная борьба между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки, способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Для понимания природы конфликта особое значение имеет "теорема Томаса": "Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям". В отношении социального конфликта это означает, что если люди не ощущают несовпадение своих интересов, то конфликта не возникает, и наоборот: если интересы являются общими, но их носители настроены друг к другу враждебно, то возникает конфликт.
Причины конфликтов многообразны и часто сложно переплетаются.
Условно можно выделить следующие:
социальное неравенство (т.е. неодинаковое положение индивидов в обществе; богатство, власть и высокие должности одних выступают контрастом бедности и подчиненности других);
дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных постов, рабочих мест и т.д.);
несовпадение ценностей индивида и общества (что наглядно проявляется в острых противоречиях между нравственными ориентирами большинства людей и асоциальным поведением преступников);
противоположность интересов людей;
эгоистичность людей.
Конфликт возникает только тогда, когда благо (деньги, власть, жилплощадь, ресурсы, престиж и т.д.) нельзя поделить. Если бы его можно было спокойно разделить, то никакой ссоры, драки или войны не возникло бы. И это главное - между двумя сторонами делится то, что неделимо. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, конфликт между народами - из-за жизненно важной территории, между религиями - из-за символа веры или истинной интерпретации этого символа.
Таким образом, основной причиной социальных конфликтов является несовместимость интересов, целей, желаний конфликтующих сторон, ибо потребности (нужды) людей велики и постоянно растут, а возможности и ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены. Поэтому, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем чаще и острее в нем конфликты между людьми.
Виды


По участникам (субъектам)

По сферам

По характеру

По способу регулирования

По виду взаимодействия

1. Внутриличностные

2. Межиндивидуальные

3. Между группой и личностью

4. Между личностью и обществом

5. Межгрупповые

6. Внутри- и межинституциональные

7. Межгосударственные


1. Экономические

2. политические

3. Идеологические

4. Межнациональные

5. Религиозные

6. Бытовые
и др.


1. Подлинные (реальные, возникающие из-за действительно существующей несовместимости интересов)

2. Мнимые (ложные, надуманные или специально «сфабрикованные»)


1. Институционализированные

2. Неинституционализированные

(в зависимости от существования или отсутствия общепринятых правил конфликтного поведения,
взаимных обязательств сторон, согласия участников относительно символов
победы или поражения и т.д.)


1. Конфронтация (борьба, несовместимые интересы)

2. Соперничество (предполагает некоторое единство целей и интересов участника)

3. Конкуренция (успех одной стороны возможен только при подавлении или ущемлении интересов другой)

Роль конфликтов
Таким образом, конфликты играют противоречивую роль в обществе.
В литературе встречаются и другие классификации функций.
Отметим прежде всего такую общую функцию, как информационно-познавательная. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся субъектов.
Другая всеобщая функция конфликта - интегративная. Конфликт способствует интеграции, объединению людей, установлению стабильности в обществе. Разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений.
Одна из общих функций конфликта - функция стимулирования адаптации субъектов конфликта к изменяющейся среде. Социальным группам, индивидам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления.
Острота конфликта
Л.Козер, исследовав условия, влияющие на степень остроты конфликта, сформулировал следующие выводы:
острота конфликта зависит от условий, его вызывающих: чем больше подобных условий, тем острее возникающий конфликт,
острота конфликта обусловлена степенью эмоциональности сторон, вовлеченных в конфликт,
в свою очередь, эмоциональный накал зависит от численности групп, вовлеченных в него, и первичности связей между их членами; чем меньше группа, тем более первичны связи внутри нее, тем более эмоциональным может быть возникающий конфликт,
острота конфликта зависит от жесткости социальной структуры; чем более жесткой она является, тем меньше институциализированных средств имеется в наличии для его погашения,
степень остроты конфликта снижается, когда участвующие в нем стороны преследуют свои реальные интересы и, наоборот, она повышается, если конфликтующие группы противоборствуют по абстрактным (оторванным от действительности или мнимым, надуманным) вопросам,
более острыми являются конфликты по поводу ценностей.
Субъекты конфликта. Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Основным субъектом конфликта является отдельный человек или крупные социальные группы, способные создавать конфликт, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение других, вызывать различные изменения в социальных отношениях.
Известный специалист в области теории конфликтов Ральф Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы - стремятся быть не замешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.
Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Им могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Так разгорелась первая мировая война.
Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная форма - повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт. Более серьезная форма - размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж - стихийная массовая форма протеста, они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническим группами, разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками. Под масштабом конфликта понимают количество участвующих людей и серьезность последствий.
Стадии протекания социальных конфликтов.
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по четырем основным стадиям:
- предконфликтная стадия
- непосредственно конфликт
- стадия разрешения конфликта
- послеконфликтная стадия.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на конфликтные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, связи, престиж, власть с помощью которых можно воздействовать на соперника. В это же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте. Предконфликтная стадия характерна так же в формировании каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт состоит из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.
Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.
Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.
а) Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. На основе такого анализа определяется так называемая “деловая зона” конфликтной ситуации.
б) Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу.
в) Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.
Послеконфликтная стадия
Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия.
На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному
устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована
социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.
Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-
психологических характеристик, как отдельных групп, так и
межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп,
повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и
удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное
отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы,
цели и побуждения.

Способы разрешения социальных конфликтов.
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. В случае нетактичного высказывания коллеги по работе последнее в 14 раз превышает первое, в случае грубости начальника - в 20 раз. Послеконфликтная напряженность - отрицательные эмоции, тяжелые негативные переживания - это мощный разрушительный фактор. Он резко снижает производительность и сплоченность группы.
По этой причине конфликты разумнее предупреждать, чем устранять последствия запущенного конфликта. Современная конфликтология накопила обширный арсенал методов разрешения конфликтов. К таким методам относятся:
компромисс - решение проблемы путем взаимных уступок;
приспособление - стремление сгладить противоречия за счет изменения своей позиции;
сотрудничество - попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон;
переговоры - мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
посредничество - использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
игнорирование - попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него;
соперничество, конкуренция - бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции;
предотвращение - попытка устранить на ранней стадии условия возникновения конфликта;
арбитраж - обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
управление - регулирование процесса с целью минимизации потерь и максимизации выигрыша;
применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
В технике ведения переговоров (деловых, политических и т.п.) разграничивают межличностные (к примеру, между женой и мужем) и межгрупповые переговоры, в которых участвуют представители двух сторон (переговоры между работодателем и профсоюзами).
Самый трудный случай - решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами.
Опыт свидетельствует, что крупные конфликты, в которые втянуты страны, мировые системы, народы и этнические группы, разрешаются тем быстрее, чем меньше история конфликтных отношений. Наглядный тому пример - война в Чечне, которая началась еще до революции с освободительного движения Шамиля, затем затихла на какое-то время, после чего возникла в 30-е годы после депортации чеченцев режимом Сталина. После этого конфликт затих, но разгорелся дважды в 1994 г. и превратился в открытую войну с применением регулярной армии, и в 1994 г. В период с 1996 по лето 1999 г. было краткое затишье, имеющее ярко выраженный конфликтный характер.

Практическая часть
Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующие выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность получает ритм себе в сопротивление».
Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, желаний, стилей жизни, личностных особенностей. В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Нередко осуждение факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны.
По-моему мнению, социолог Р. Дарендорф данным выражением хотел донести до нас следующее: в сложившейся конфликтной ситуации, ее участники обязательно должны применить меры по смягчению конфликта, снятию его остроты, найти методы его разрешения. Урегулировав конфликт, участники берут под свой контроль дальнейшее развитие отношений.
Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей. Вместе с тем, способствует развивать уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
А подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению.

Заключение
Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.
Итак, можно сделать следующий вывод. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими. Основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
Понимание природы конфликта, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

Список использованной литературы
1. Конфликтология: учебник для вузов/ под редакцией проф. В.П. Ратникова, 2-е изд. – М., 2005.
2. Общая социология. А.И. Кравченко / учеб. пособие для вузов – М., ЮНИТИ- ДАНА, 2001 – 479 с.
3. Социология: Учебник для вузов/ под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, 3-е изд. – М., 2004.
4. Социология. А.Н.Овшинов / учеб. пособие, изд. «Джангар» - Элиста, 2006.
5. Социология конфликта. Здравомыслов А.Г / Уч. пособие. М., 2005.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу , т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные . К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.

Социальный конфликт может завершиться тремя результатами (рис. П.1): 1) устранением конфликта; 2) урегулированием конфликта; 3) разрешением социального конфликта. Таким образом, завершение и разрешение социальных конфликтов – это разные, хотя и взаимосвязанные результаты и понятия, которые следует четко разграничивать. В этом смысле завершение конфликта – это его любое окончание.

Устранение конфликта
Устранение конфликта имеет следующее возможное завершение:
1) уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата над дворянством, буржуазией, интеллигенцией и крестьянством в России в результате Октябрьской революции, Гражданской войны, коллективизации;
2) уничтожение обеих противоборствующих сторон. Лучшим примером этого может служить пиррова победа, добившись которой, древнегреческий царь Пирр потерял свою армию. Этого боялся и Наполеон во время Бородинского сражения;
3) перерастание одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

Урегулирование конфликта
Урегулирование конфликта означает его завершение при следующих условиях:
1) примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования. Примером такого завершения социального конфликта являются Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, подписанные Лебедем и Масхадовым. Урегулирование происходит на основе договоренности противоборствующих сторон пойти на взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации;
2) примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Примером такого завершения является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может проявиться рано или поздно.

Разрешение конфликта
Разрешение социальных конфликтов выражается в устранении причин, его породивших, т.е. в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов. Например, буржуазия и рабочие в Западной Европе с 1918 г. сумели, с одной стороны, разгромить пролетарских революционеров, пытавшихся повторить в Западной Европе, в частности, в Германии и Венгрии, российский вариант, а с другой стороны, устранили противоположность своих интересов в результате введения восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы, введения оплачиваемых отпусков, медицинского страхования, легализации профсоюзов, права на политическую деятельность и т.п. В результате этих реформ Западная Европа и США осуществили переход от капиталистической формации к буржуазно-социалистической и, в конечном счете, выиграли формационное соревнование у пролетарско-социалистического СССР.

Для разрешения (и урегулирования) социального конфликта приходится прилагать значительные усилия, так как саморазрешение конфликта невозможно. Если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которая происходит. Так случилось, в СССР с пролетарско-социалистической формацией, которая разрушилась в результате обострения множества социальных конфликтов, возникших в ней, но загнанных вовнутрь. Это конфликт между КПСС и интеллигенцией, Центром (Москвой) и союзными республиками, коммунистический идеологией и реальностью, возросшими потребностями и интересами людей и уровнем, а также качеством, их удовлетворения и т.п.

Социальный конфликт возникает на основе разногласия во взглядах разных групп людей, политических сил или выдающихся личностей. Разрешение социального конфликта происходит разными путями. Иногда конфликтующие стороны в состоянии договориться друг с другом сами, иногда требуется постороннее вмешательство. Методики преодоления конфликта составляются опытными специалистами и в совокупности дают модель решения конфликта. Перед тем, как приниматься за разрешение социальных конфликтов, следует провести диагностику этих конфликтов.

Методы, которыми конфликт разрешается, могут быть разными. Они могут быть насильственными (подавление, принуждение со стороны государства или властных структур), могут быть мирными (то есть, когда стороны согласны идти на переговоры или достигать компромисса). Социальный конфликт оказывается разрешимым ненасильственным способом.

Способы решения социальных конфликтов

Существуют разные способы решения социальных конфликтов. Это одностороннее доминирование, или силовое подавление. При такой модели подавляется более слабая сторона, и ей навязывается воля более сильной стороны. В итоге сильная сторона может добиться подчинения, но путем принижения слабой. Неопытные руководители пытаются добиться послушания от подчиненных путем угроз, штрафных санкций, командного тона. Таким образом, социальный конфликт остается нерешенным, потому что при малейшей возможности он снова возобновится. К тому же, сторона победителя должна для поддержания своего превосходства постоянно расходовать свои физические, интеллектуальные и материальные ресурсы. Проигравшая сторона со своей участью мириться не хочет, поэтому возможны периодические вспышки конфликта. К тому же, победителям, пролившим кровь невинных жертв, потом зачастую приходится расплачиваться за свою победу всю жизнь. Так было с убийцами Пушкина и Лермонтова. Поэтому таким путем социальный конфликт разрешать нежелательно.

Разъединительная модель решения конфликта используется также довольно часто. В этом случае враждующие стороны предпочитают разъехаться, чтобы не сосуществовать на одном пространстве. В качестве примера можно привести враждующих соседей, конфликты между которыми прекращаются после их переселения, мужа и жену, которые решили развестись, а также работников, которые после ссоры разошлись по разным организациям. Разрешение социальных конфликтов происходит путем распада эффективно действовавшей системы, путем разъединения элементов. Не исключено, что конфликтующие стороны после разъединения опять сходятся.

Модель компромисса представляет собой разрешение социального конфликта на основе уступок сторон друг другу, попытки сторон наладить процесс коммуникации. Эта модель лучше, чем предыдущие, но она применима не всегда.

В способы разрешения социальных конфликтов можно включить и интегральную модель. Эта современная модель разрешения конфликтов предусматривает их разрешение на основе пересмотра позиций сторон. То есть, конфликтующим сторонам предлагается взглянуть на проблему с другой точки зрения. В этом случае конфликтующие стороны находят выход из конфликтной ситуации путем переговоров, и на основе переговоров приходят к решению, которое удовлетворяет обе стороны. Но в России, как правило, преобладают силовые способы решения социального конфликта , хотя и в последнее время становится заметным тяготение к интегральной модели.

Эта статья находится в процессе разработки, будем благодарны за все замечания и дополнения в комментариях

Социальный конфликт - столкновение, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение.
Противоречия могут быть

1. примиримыми

2. антагонистическими (непримиримыми).

Запоздалое разрешение конфликта способствует его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, правильное ведение переговоров позволяет разрешить конфликт.

Выделяют социальные конфликты:

· политические (связаны с борьбой за власть),

· социально-экономические - это конфликты за использование материальных ресурсов, уровень заработной платы, уровень цен на товары и услуги и пр.

· Национально-этнические конфликты.

Конфликты могут проходить несколько стадий:

1. конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание возникших противоречий;

2. нарастание конфликта;

4. исход конфликта.

Выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

· Приспособление - одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

· Избегание - уход от конфликтной ситуации.

· Компромисс - совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.

· Соперничество - активное противостояние другой стороне.

· Сотрудничество - попытка прихода к совместному решению.

Конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Хотя для разрешения конфликта каждая сторона должна понимать необходимость идти на компромисс, компромисс - не самое лучшее решение.

Это хорошо демонстрирует хрестоматийный пример с двумя сестрами, которые поделили апельсин пополам. После чего, одна из кожуры сварила варенье, а мякоть выбросила. Вторая съела мякоть, выбросив кожуру. Если бы они вовремя выяснили цели друг друга, каждая получила бы вдвое больше.

Современная теория ведения переговоров подчеркивает необходимость вести обсуждение на принципиальной основе. Это означает отказ от торгов и обсуждение предмета спора по существу, с использованием аргументов, принимаемых обеими сторонами.

Так, можно долго требовать от водителя довезти вас за 100 рублей, но если он скажет, что бензин обойдется ему в 150 руб., это должно вас убедить.

Для разрешения конфликта важно выяснить суть интересов сторон. Нередко конфликт возникает в силу того, что стороны (субъекты конфликта) неверно расценивают притязания другой стороны.

Представим ситуацию, описанную в фильме «Игры разума». Слушатели в аудитории требовали открыть окно, поскольку им было душно. Лектор возражал, потому что шум строительства на улице мешал занятиям. Ситуацию удалось разрешить, открыв окно и попросив строителей сделать небольшой перерыв.


Уважение к оппонентам будет способствовать лучшему взаимопониманию и поможет не допустить отрицательных эмоций.

Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы деньги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег - больше жизни». Предположите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защитники и противники этой точки зрения.

(Вопрос сформулирован некорректно)

Эту фразу приводит в своих мемуарах знакомая писателя, Anna Strunsky. Джек Лондон признается, что ему не нравится работать ради денег, но деньги дают ему возможность жить, не заботясь о расходах.

«Я ненавижу зарабатывание денег как цель… Так что привычка к получению денег никогда не станет одним из моих недостатков. Но привычка к расходу денег, ах бог! Я буду всегда её жертвой.»

1. В общем, такой точки зрения придерживается большинство людей: деньги, богатство важны не сами по себе, а как средство удовлетворения потребностей в еде, жилище, одежде и т.д. Перефразируя пословицу, можно было бы сказать: «Мы не живем ради денег, но деньги необходимы нам для жизни.»

Сама фраза «больше жизни», по видимому, перекликается с теорией современного писателя Михаила Веллера, что в основе устремлений живых существ лежит потребность переживать сильные ощущения. Тогда деньги дают возможность получать больше таких ощущений, т.е. дают «больше жизни».

Другие точки зрения:

2. Некоторые считают, что деньги дают власть сами по себе. Герой драмы А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» терпел нужду, получая наслаждение не от использования, а от самого факта владения деньгами:

«Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.

Я каждый раз, когда хочу сундук
мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

(обращаясь к деньгам):

Усните здесь сном силы и покоя,
Как боги спят в глубоких небесах»

Обладание деньгами скупой рыцарь рассматривает как возможность властвовать над миром:

«Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;»

Герой романа Чарльза Диккенса «Домби и сын», крупный предприниматель, тоже пытался внушить своему сыну мысль об огромных возможностях, которые дает обладание богатством. Но сын его умирает, фирма становится банкротом, а сам отец хоть поздно, но понимает, что счастье - в любви и возможности быть со своими близкими.

3. Можно критиковать точку зрения Дж.Лондона и с другой стороны. Дело в том, что Джек Лондон был к концу жизни состоятельным человеком и много тратил.

Лев Толстой, например, разъясняет, что при современном разделении труда невозможно с точностью определить, кто сколько принес пользы. Поэтому нужно стараться жить скромнее и давать другим больше, чем берешь.

Это утверждает еще Иисус в «Новом завете»: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Евангелие от Матфея, глава 20, ).

«…не заботьтесь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (там же, гл.6, ).

То есть, для людей такого мировоззрения, не стои́т вопрос о заработке ради еды и одежды. Они готовы помогать людям, зная, что в этом и есть настоящее счастье. Правда, это понимаешь обычно, когда самые насущные потребности в пище и одежде все-таки удовлетворены.

Примером такого бескорыстного служения могут быть молодые люди - волонтеры на олимпийских играх и других массовых мероприятиях.

Надо учитывать, что этот вопрос билета приводит фразу Дж.Лондона, вырванную из контекста, и экзаменатор может ее толковать на своё усмотрение. Желательно на консультации обсудить этот вопрос и возможные варианты ответа.

Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ).

Задержание подозреваемого орган дознания вправе применить на срок до 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК РФ).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов (ст. 92 УПК РФ).

Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители - родители, усыновители, опекуны или представители учреждений, организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый.

Допрашиваемое лицо вправе:

пользоваться документами и записями.

получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Важно помнить: допрашиваемое лицо, независимо от возраста, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников);

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (ст.46).

Продолжение следует…

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...