Типы конфликтных личностей: характеристика и методы эффективного взаимодействия. Я конфликтный человек

Есть ли между конфликтными людьми что-то общее? Психотерапевт Билл Эдди уверен, что такие люди:

  • всегда знают, кто виноват;
  • не допускают компромиссов: все или ничего;
  • не умеют управлять эмоциями;
  • демонстрируют признаки личностного расстройства.

С ними трудно общаться, но они предсказуемы. Вот пять самых распространенных типов таких людей.

1. Антисоциальный тип. Среди них много социопатов и психопатов. Они агрессивны и не отягощены проблемами морали. Антисоциальные личности очаровательны и коварны, они могут быть очень жестокими, если не получают желаемого. Антисоциалы винят других в своих проблемах и разочарованиях. Они склонны к аферам, нередко бывают замешаны в криминальных схемах и готовы предать любого.

Они наказывают тех, кого считают виноватыми, и ждут, что те будут заглаживать свою вину. Они наносят вред людям, не испытывая угрызений совести.

Внимание: к асоциальному типу не относятся люди, которым просто не хочется никого видеть несколько дней.

2. Нарциссический тип. У каждого найдутся знакомые, которых не интересует никто, кроме них самих. Но конфликтные нарциссы фокусируются на тех, кто, по их мнению, виноват. Они постоянно унижают этих людей и часто делают это прилюдно, чтобы доказать превосходство. Они не знают, что такое эмпатия.

На работе нарциссы унижают подчиненных и заискивают перед начальством. Они используют служебное положение (буллинг и харассмент - их излюбленные методы), чтобы продемонстрировать силу и превосходство.

3. Пограничный тип. Представители этого типа поглощены личными отношениями. Стоит им заподозрить любого из близкого круга (детей, родителей, партнеров или коллег) в недостаточной лояльности, как они становятся опасными. Они могут вредить как физически, так и эмоционально, юридически, финансово и репутационно. Их настроение меняется молниеносно: само дружелюбие в мгновение ока превращается в разъяренного монстра, и наоборот. Движущая сила таких изменений - страх быть брошенным.

Именно эти люди чаще всего применяют домашнее насилие, отказываются от детей и предъявляют ложные обвинения.

4. Параноидальный тип. Такие люди подозревают всех подряд, верят, что все сговорились и мешают их карьерному росту, дружеским и семейным отношениям, и в целом желают им зла. Они могут годами вынашивать план мести, а потом наказать «виновного».

Конфликтные параноики считают, что с ними несправедливо обращаются на работе. Большинство судебных исков против коллег - дело рук представителей этого типа.

5. Театральный тип. Подобные личности склонны приписывать преувеличенные и неестественные реакции тем, кого считают виноватыми. Так они пытаются больнее ранить обвиняемых и манипулировать ими. Театральные люди стремятся быть в центре внимания и нападают на тех, кто не слишком ими интересуется. Они вовлекают окружающих в склоки и интриги и постоянно жалуются, обвиняют и унижают своих жертв перед другими.

Определения «конфликтный человек» и «не конфликтный человек» стали расхожими и общеупотребительными. Но что скрывается за этими затертыми словами? Конфликтность – это психическое заболевание или плохое воспитание? Почему люди становятся конфликтными? Какие бывают типы конфликтных личностей? Как с ними сосуществовать?

В психологии существует научный термин – HCP (high conflict personality), что переводится как Высоко Конфликтная Личность (ВКЛ). Этот термин был пущен в обиход Биллом Эдди, одним из ведущих специалистов по конфликтным личностям в семейном праве, юристом, посредником, психотерапевтом и автором книг-бестселлеров на тему конфликтных личностей. Сегодня мы познакомимся с его пониманием проблемы ВКЛ, а также с типами конфликтных личностей и с тем, как с ними себя вести.

Конфликтность – это диагноз?

Билл Эдди утверждает, что конфликтность не является психическим заболеванием. «Когда я создавал термин ВКЛ, в мои задачи не входило сделать его диагнозом, таким как расстройство личности. Я просто хотел помочь людям строить профессиональные и личные отношения с Высоко Конфликтными Личностями. Я рекомендую вам выдвигать для себя рабочую теорию, что тот или иной человек является ВКЛ, и не делиться этой информацией ни с этим человеком, ни с окружающими. Но при этом использовать методики строительства отношений с ВКЛ».

Так кого можно отнести к категории ВКЛ, и каковы методики строительства отношений с ними?

Типы конфликтных личностей

Билл Эдди считает, что конфликтными людей делает страх. И этот страх бывает четырех типов:

  • страх быть проигнорированным, не замеченным,
  • страх быть униженным,
  • страх быть брошенным,
  • страх попасть под давление.

Страх быть не замеченным. «Некоторым людям кажется, что они просто исчезнут, если перестанут быть центром внимания. Они боятся, что не только станут незаметными, но что перестанут существовать. И это подпитывает их постоянную потребность во внимании со стороны окружающих, чего они добиваются любой ценой».

Страх быть униженным. «Страх быть униженным заставляет некоторых людей вести себя так, чтобы выглядеть важнее и лучше всех смертных. Им необходимо быть на ступеньку выше вас. Для них неприемлемо признание своей ошибки, того что по их вине произошел сбой».

Страх быть брошенным. «Люди, одержимые этим страхом, живут как на американских горках. То они ласковые, нежные и заботливые, то мгновенно становятся злыми, обиженными и даже жестокими. Для них быть брошенным равносильно смерти. И поэтому они отчаянно борются за то, чтобы не умереть. Они делают все, чтобы удержать вас. К сожалению, то, как они цепляются за взаимоотношения, как раз и заставляет объект их любви бросить их. Они создают самореализующееся пророчество».

Страх попасть под давление. «Лозунгом таких людей могло бы быть следующее высказывание: «Я сделаю тебе это, чтобы ты мне этого не сделал». Те, кто боятся попасть под чужое влияние, сами стараются доминировать. Для них жизнь – это выживание сильнейшего, и других правил не существует».

Но главное – то, что первоисточником неадекватного поведения всех типов конфликтных личностей является страх. Внутри каждого злодея сидит испуганный ребенок. Не забывайте об этом:)

Как распознать ВКЛ?

По мнению Билла Эдди, скорее всего, вы столкнулись с ВКЛ когда:

  • «проблема» не является проблемой. То есть, человек делает центром спора вопрос, который не является ключевым для решения проблемы. Он интуитивно уходит от ключевых вопросов потому, что для него важно не решение проблемы, а сохранение конфликта.
  • человек придерживается взглядов «все или ничего». Нам всем это искажение мышления свойственно время от времени. Но ВКЛ постоянно видят мир в черно-белых красках. Для них человек или прав или не прав, при этом они сами всегда находятся в лагере «правых». Хуже того, их лучший друг может быть мгновенно перемещен во враждебный лагерь.
  • человек обвиняет других. ВКЛ склонны обвинять всех, кроме себя. Для них неприемлемо осознание того, что они могут быть частично ответственны за возникшую ситуацию.

Как строить с отношения с ВКЛ?

К какому бы типу конфликтной личности ни относился человек, есть универсальные приемы эффективного общения с ним. Давайте познакомимся с этой методикой, разработанной Биллом Эдди.

«Понимание их страха помогает нам адекватно на них реагировать. Мы можем вести себя с сочувствием. ВКЛ находятся в постоянном сильном стрессе. Их эмоциональное состояние не позволяет им выйти из конфликта, заставляет их вести себя разрушительно и болезненно. Они чувствуют себя в ловушке».

Ниже приведены самые важные приемы строительства отношений с ВКЛ.

Старайтесь их успокоить, смягчить

ВКЛ не в состоянии эффективно функционировать и двигаться вперед, пока они находятся в эмоционально взвинченном состоянии, поэтому старайтесь любым способом снизить накал их эмоций.

«Не следует сразу же вступать с ними в спор. Вы можете высказать, что вы чувствуете, но позднее. Очень эффективной может быть фраза «Возможно, вы и правы», сказанная искренне. Как сказать эти слова искренне? Ну, во-первых, возможно, ваш собеседник действительно в чем-то прав. Всем людям свойственно ошибаться, включая вас.

Еще один эффективный прием помочь ВКЛ выпустить пар – это попросить их подробно рассказать вам, что их так разозлило.

Обратите внимание, что в обоих случаях мы не признаем их правоту, просто допускаем такую возможность и позволяем им высказать свою точку зрения. Однако это эффективно снижает накал их эмоций».

Устанавливайте границы

ВКЛ ожидают к себе особого отношения. Если вы пойдете им на уступки, то они будут требовать все больше и больше. И будут ненавидеть вас за то, что вы не можете дать им всего, что они хотят. Поэтому важно, проявляя к ним сочувствие, жестко держать дистанцию.

Проверяйте их утверждения на практике

Очень важно не вступать в прямой спор с ВКЛ. Пусть с ними поспорит действительность. В случае прямого спора ВКЛ идут в атаку, закрываются или уходят в подполье. Все это ведет лишь к эскалации конфликта. Поэтому важно находить способы проверки их утверждений на практике. При этом мы проверяем их в двух направлениях: ВКЛ могут преднамеренно врать, но они могут и искренне заблуждаться.

Мы с вами рассмотрели различные типы конфликтных личностей и пути строительства с ними эффективных отношений. Мы узнали, что Высоко Конфликтная Личность – это не монстр-терминатор, а испуганный человек в крайней степени стресса. И если мы поможем ВКЛ справиться с его стрессом, поможем ему проверить его заблуждения реальностью, мы будем в состоянии эффективно сотрудничать с таким человеком.

Конфликтные люди разрушают хрупкую гармонию социальной среды. Большинство из нас, насколько это возможно, старается избегать общения с ними. Руководители бизнеса не являются исключением. Когда я, как коуч и эксперт по оценке, обсуждаю с работодателем желаемый профиль человека (особенно кандидата на топовые позиции), то тема конфликтности звучит всегда: «Проверьте - не конфликтный ли он», «Боюсь, вдруг он не сможет поладить с нашей командой». К ак оперативно распознать конфликтного человека и какие черты характера могут провоцировать конфликты в рабочем коллективе?

« У меня такой характер »

К сожалению, существуют некоторые личностные особенности, повышающие риск возникновения разногласий и споров вокруг их обладателей.

Во-первых, излишняя самоуверенность . В сезнайство, завышенная самооценка, нескрываемое сомнение в уровне знаний других, неуважение к чужому мнению, если оно не совпадает с собственным - все это вызывает раздражение, неприязнь сотрудников и способствует возникновению конфликтов.

Во-вторых, выраженная демонстративность характера . Такие люди хотят быть в центре внимания и не останавливаются даже перед некорректными способами: присваивают чужое авторство, придумывают небылицы, показывают не до конца завершенные результаты, «расталкивают» окружающих, чтобы оказаться на виду, получить звание лучших. Своим чрезмерно активным, нагловатым поведением они вызывают всеобщее отторжение и противостояние.

В-третьих, прямолинейность . Есть люди, которые привыкли честно высказывать другим свое негативное отношение, открыто указывать на недостатки и ошибки, говорить нелицеприятные вещи. С одной стороны, их побуждения могут быть самыми лучшими. Они считают себя борцами за справедливость, неприкрытую правду, прозрачность отношений. С другой стороны, они постоянно разрушают отношения в коллективе «чистосердечными» признаниями, обижают людей, провоцируют ссоры.

В-четвертых, повышенная критичность . Встречаются люди, у которых склонность критиковать, ругать, подмечать несовершенства, ошибки и слабости других, - чуть ли не базовая черта характера. С яростью, раздражением или высокомерной насмешкой они постоянно указывают окружающим на их недостатки и промахи, испытывая при этом чувство собственной значимости, совершенства и величия. Для некоторых это становится единственным способом поддержания высокой самооценки - через критику и унижение других. Более того, эти люди любят обвинять в конфликтности окружающих и провозглашают себя невинными жертвами чужих проблем. Естественно, такое поведение в рабочей команде не приветствуется и регулярно приводит к непримиримому противостоянию.

В-пятых, негибкость , «заскорузлость», ригидность. Люди с такими особенностями никак не могут «сойти со своих рельсов», не могут адаптировать свой подход к чужой реальности, изменить первоначальные планы, вписаться в динамичный поток командной деятельности. Они настаивают на своих решениях - не столько от самоуверенности, сколько от неспособности к переключению, отсутствию быстроты и вариативности своего восприятия. Вокруг них накапливается недовольство, выливающееся в итоге в бурные выяснения и споры.

В-шестых, мрачность характера . Мизантропы, даже самые безобидные и лишенные ярко выраженных вышеописанных черт, порой бывают невыносимы для окружающих своим унылым нытьем, дурным настроением и ворчанием. По этой причине они рано или поздно рискуют оказаться в зоне конфликта.

«Мне всегда чего-то не хватает…»

А еще я встречала менеджеров, которые не обладали описанными выше негативными качествами. Они были вроде бы и покладистыми, и деликатными, и командными. Но их мучила постоянная неудовлетворенность. Острое ощущение, что все может быть сделано лучше, интереснее; что дальше будет еще лучше, если не останавливаться. Перфекционизм, умноженный на неустанную мотивацию достижения. Если бы такой человек работал в одиночку, то он вряд ли был бы частым источником конфликтов. Но если он становится руководителем, менеджером проекта или просто активным членом команды, то «без огня и меча» тут не обойтись. Помню, как один руководитель делился: «Мы завершили крупный проект. Получили отличные результаты. Люди устали и наконец слегка расслабились. Но мне не дает покоя чувство, что именно сейчас успокаиваться нельзя. И я снова требую от сотрудников новых идей, активно включения в новую для нас область работы. Я их тормошу, встряхиваю, вовлекаю, требую. В ответ со мной спорят, ругаются. Меня ненавидят. Считают, что я не жалею ни себя, ни других, что просто придираюсь. Называют «за глаза» конфликтным и неуемным. Но иначе я не могу». Конфликты вспыхивают как следствие постоянной неудовлетворенности таких людей - качеством результата, динамикой продвижения, скоростью собственного развития и профессионального роста.

Наверняка есть еще личностные особенности, которые способствуют возникновению разногласий. Я здесь описала те, с которыми часто сталкиваюсь в собственной консультативной практике. Кстати, хочется отметить, что природная эмоциональность отнюдь не всегда коррелирует с конфликтностью. Порой конфликтные люди бывают внешне совершенно невозмутимыми и хладнокровными.

Все эти особенности в том или ином виде проявляются и в ходе индивидуального ассесмента. Многочасовой Executive Assessment (проводимый опытным экспертом по оценке) позволяет человеку внутренне расслабиться, снимает привычные защиты, выводит из формата социально желательных, повторяемых историй и выявляет его истинные качества. Но кое-что про конфликтность можно узнать и в обычном интервью .

Например, надо обращать внимание, как часто человек вообще упоминает окружающих в разговоре о себе и своей работе. Конфликтные люди могут других не упоминать вообще (как раздражающий фактор), либо упоминать слишком часто (по той же причине).

Часто упоминание членов команды, коллег, деловых партнеров не всегда говорит об общительности или высокой ориентации на людей. В этом случае нужно определить, как именно человек говорит о других. Если неоднократно обвиняет, уличает, осуждает либо использует эмоциональный лексикон («меня он доводит», «я бешусь») - это точно повод насторожиться, хотя порой критика бывает действительно справедливой и не может быть однозначным свидетельством конфликтности.

Обратите внимание на то, как человек вообще ведет себя на интервью. Если он держится излишне самоуверенно на протяжении всего разговора (в начале беседы такой настрой бывает как раз от волнения), часто перебивает, спорит, занимается откровенным самопиаром, демонстрирует подспудное недовольство или другие негативные эмоции, хмурится, легко переходит к защитно-агрессивной позиции, то вероятность, что перед вами конфликтная личность, заметно возрастает. Впрочем, в некоторых редких случаях сам интервьюер может провоцировать такие негативные реакции: своей бесцеремонностью, слишком резкими и странными вопросами, пренебрежительной или снисходительной позицией, поэтому ответный «отпор» кандидата оказывается вполне адекватным.

Существует и простой бытовой тест на выявление конфликтности - «Позвольте с вами не согласиться». Интервьюер в процессе разговора должен намеренно подвергнуть сомнению какое-либо утверждение своего собеседника. Желательно действительно спорное. Например: «Вы говорите, что предпочитаете быть искренним с подчиненными, делиться своими чувствами, но опытный руководитель как раз должен всегда «держать лицо», не показывать своих настоящих эмоций. По-моему, это очевидно». Такое вроде бы естественное мини-столкновение мнений позволяет наглядно увидеть привычную манеру поведения человека. Тут важна форма. Склонный к конфликту человек скорее будет в ответ нападать, оспаривать чужую точку зрения, яростно защищать собственную вместо того, чтобы попробовать вместе разобраться. Иногда во время беседы полезно сделать несколько небольших провокаций. Чем более значима для человека затрагиваемая тема, тем большая вероятность его включенности, эмоционального накала, желания «настоять на своем».

На что еще стоит обратить внимание в беседе? Конечно, на биографическую канву. Подчас именно профессиональная биография указывает нам на степень конфликтности ее обладателя. Частые смены работы по таким вроде бы понятным основаниям, как «чужая/неприемлемая корпоративная культура», «не сработались с руководством», «конфликтная среда», «вместо командности - конкуренция» и т.д. также могут быть признаками конфликтности.

Конечно, каждый названный фактор не всегда приводит к точному диагнозу «Homo conflictus» («человек конфликтный»). Однако их совокупность позволяет строить достоверные гипотезы и делать более или менее точные прогнозы. А приглашать ли в свой коллектив отъявленных спорщиков, скандалистов и вздорных полемистов - решайте сами.

Большинство людей полагает, что особо конфликтный – это эдакий агрессивный, активный товарищ. На самом деле конфликтных типов больше. Они вовсе не ограничены простой агрессией.

Важнейшая суть описанного здесь – это особая, чрезмерная выраженность каких-либо черт характера.Их классифицировал немецкий психиатр К. Леонгард. Называется это – акцентуация.

Зачем это нужно знать? Ну во первых эти люди избирательно уязвимы. Пресловутые особые черты характера – это их «тяжелое» место. Во вторых, эти черты характера прямо носят конфликтную направленность . Незнание которых может потом сыграть с нами злую шутку… конфликты они ведь разные бывают…

Итак, вот эти самые типы характера акцентуированных личностей (не забудьте, качества эти чрезмерно выражены )особенно первый… 😉

1) Демонстративность (демонстративный тип) . Повышенная способность демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.

2) Педантичность (педантичный тип). Тяжелые на подъем люди, замедленные в решениях и действиях, долго переживающие травмирующие события. Конфликтуют редко, но резко реагируют на нарушение порядка. Бюрократ и формалист в общем.

3) Застревание (застревающий тип). Склонны к эмоциональным всплесками (правдолюбие, обидчивость, подозритель­ность, ревность). Конфликтны. Упорны. Жестко отстаивают свои интересы.

4) Гипертимность (гипертимический тип). Постоянно в повышенном фоне настроения. Кипучий такой товарищ. Жажда деятельности, активность, предприимчивость. Но трудно переносят жесткую дисциплину, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип). Серьез­ен, медлителен, слабые волевые качества. Подавленное настроение. Низкая контактность, молчаливость, мрачный настрой, обостренное чув­ство справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип). Склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип). Резко меняют настрой – от восторга до отчаяния. Высокая кон­тактность, словоохотливость. Часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

8′) Эмотивность (эмотивный тип). Чувствительные и впечатлительные люди. Глубоко все переживают. Гуманны, отзывчивы. Обостренное чувство долга, исполнительность.

9) Циклотимность (циклотимический тип). Периодическая смена настроения, зависимость от внешних событий. В радости – активны и говорливы, а в печали – подавлены, замедлена реакция и мышление. Часто меняют манеру общения. Все это для удобства можно разделить на группы акцентуаций:

1. По характеру (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый). Т.е. все это устойчивые особенности поведения. Статика.

2. По темпераменту (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно – экзальтированный). Т.е. то что проявляется в развитий, динамика.

Существуют различные определения понятия «конфликт», но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.Состояние дисгармонии в отношениях между людьми возникает по любому поводу – из-за столкновения идей, интересов, характеров, противоположностей взглядов. К конфликту могут привести слова, действие или бездействие.

Есть такой афоризм «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешат все, а не только представительницы прекрасного пола. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к собственным.

Как распознать скандалиста

Зачастую конфликтная личность пытается в агрессивной форме заставить коллег принять собственную точку зрения во что бы то ни стало. Такого человека не интересуют мнение и интересы других. С учетом этого различают пять наиболее распространенных типов склочных сотрудников:

1. Конфликтная личность демонстративного типа

Любуется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, хочет быть в центре внимания и любит хорошо выглядеть в глазах других. Свое отношение к людям такой человек определяет по тому, как они к нему относятся. Рациональное поведение у него выражено слабо и налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет, исходя из складывающейся ситуации. Старается избегать кропотливой систематической работы и часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

2. Конфликтная личность ригидного типа (понижен­ная способность изменять свое поведение в динамической ситуации)

Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Подозрительность, прямолинейность, негиб­кость и завышенная самооценка не позволяют такому человеку своевременно учитывать изменения ситуации и об­стоятельств. Он с большим трудом принимает точку зрения окружающих и не очень считается с таким мнением. Являясь малокритичным к собственным поступкам, он воспринимает недоброжелательность со стороны окружающих как личную обиду, а почтение - как должное. По отношению к мнимым или действительным несправедли­востям болезненно обидчив.

3. Конфликтная личность неуправляемого типа

Обычно имеет высокий уровень необоснованных притязаний, в связи с чем ведет себя вызывающе и агрессивно, часто в запале не обращая внимания на общепринятые нормы. Имея сниженную критику, недостаточно контролирует себя, импульсивен в своих поступках и потому плохо предсказуем. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не обладая способностью соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами, он не может грамотно спланировать собственную деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Даже из горького про­шлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4. Конфликтная личность сверхточного типа

Скрупулезно относится к работе и предъявляет к себе и окружаю­щим повышенные требования, делая это так, что людям кажется, что он придирается. Обладая повышенной тревожностью, он чрезмерно чувствителен к деталям и скло­нен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может порвать отношения с партнером, потому что ему показалось, что его обидели. Переживает просчеты, неудачи, страдает от этого, расплачиваясь подчас бессонницей и головной болью. Не очень хорошо чувствуя реальные взаимоотношения в группе, он, как правило, во внешних эмоциональных проявлениях сдержан.

5. Конфликтная личность бесконфликтного типа

Не обладает достаточно сильной волей, страдает от внутренних противоречий, из-за неустойчивости в своих оценках и легкой внушаемости. Решения таких людей часто зависят от мнения окружающих, особенно лидеров. Для них ха­рактерна непоследовательность поведения. Они недостаточно хорошо видят перспективу и поэтому не задумываются глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих, в связи с чем предпочитают ориентироваться на сиюминутный успех в ситуациях, все­гда стремясь к компромиссу.
Практика показывает, что конфликтность, ставшую базовым свойством личности, трудно преодолеть самоконтролем, усилием воли или воспитательным воздействием извне. Конфликтность – не вина, а беда таких людей. И для решения проблемы им рекомендуется специалист-психолог.

Секреты общения

Что же делать, если в коллективе есть конфликтная личность? Хорошо, если одна. А если подобралось целое сообщество сложных характеров? Особенно часто так бывает, когда в коллектив приходит новый руководитель и приводит свою «команду».

Если атмосфера в вашем коллективе похожа на развороченный муравейник, не стоит отчаиваться. Спокойствие и еще раз спокойствие. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации, если чувствуете, что вас втягивают в конфликт. Существует пять основных стратегий поведения при конфликте: конкуренция (или соперничество), сотрудничество, компромисс, уклонение,приспособление.

Стиль конкуренции (соперничества) может использовать человек, обладающий сильной волей, весомым авторитетом, властью , не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Подобное поведение обосновано, когда вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять, когда исход конфликта очень важен для вас и вы уверены в правильности решения. Впрочем, если ваша точка зрения расходится с мнением руководителя или вы не обладаете достаточной властью, то пользоваться подобной стратегией нецелесообразно.

Стиль сотрудничества эффективен, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Эта стратегия поведения самая трудная, так как требует более продолжительной работы и необходима при длительных взаимовыгодных отношениях.

Подобный стиль поведения требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Иначе сотрудничество не получится.

Стиль компромисса , суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Конфликтующие стороны имеют одинаково убедительные аргументы и в должностной шкале занимают одинаковое место.

Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения обычно реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Подобное поведение применимо, скажем, в том случае, когда немедленное решение проблемы может быть опасным, поскольку открытое обсуждение конфликта рискует ухудшить ситуацию. Или источник раздражения, ваш оппонент, тривиален и не стоит вашего внимания. Это ни в коем случае не бегство от проблемы или уход от ответственности. Это отсрочка, которая поможет найти правильный выход.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Подобное поведение применимо, если для вас важнее восстановление спокойствия, нежели разрешение конфликта, или чувствуете, что у вас недостаточно власти, или желаете сохранить добрые отношения, а не погрязать в дрязгах.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...