Московский центр развития кадрового потенциала образования. Пресс-конференции

Московский центр качества образования был создан в 2004 году распоряжением Правительства Москвы от 20 октября
2004 года № 2090-РП. Учредителем Центра от имени городского правительства стал Департамент образования Москвы. Директором была назначена Заслуженный учитель России, Почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии Президента России Ольга Николаевна Держицкая. До этого она много лет возглавляла одно из важнейших управлений Департамента образования Москвы – Управление дошкольного и общего образования. Ольга Николаевна была автором многих проектов, двигавших вперед московское образование, в том числе, при ее активном участии в столице было положено начало применению на практике системы педагогических измерений.

Изначально основными направлениями работы Центра были: мониторинг и диагностика образовательных достижений учащихся, организация и проведение конкурсов образовательных учреждений и учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», аккредитационная экспертиза образовательных учреждений, повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, развитие школьного здравоохранения, мониторинг медико-педагогических проблем образовательной среды, разработка методических рекомендаций и издание методических сборников по проблемам качества образования.

На базе Центра было открыто большое количество экспериментальных площадок. Московский центр качества образования участвовал в разработке нормативных и правовых документов, обеспечивающих организацию и проведение федеральных и региональных конкурсов.

В период с 2005 по 2010 год на базе Центра было реализовано множество исследовательских проектов, работали городские экспериментальные площадки, в которых принимали участие педагоги многих школ Москвы, формировалась концепция Московского регистра качества образования (МРКО), закладывались основы региональной системы оценки качества образования и многое другое.

С 2005 года МЦКО проводит диагностику учебных достижений учащихся трижды в учебном году: стартовые работы (в сентябре-октябре), рубежные (в январе-феврале) и итоговые (в апреле). В это же время совместно с Институтом стратегии развития образования РАО разрабатывает инструментарий для проведения мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы.

Фото 1: Е.С.Зозуля, фото 2: Е.С.Зозуля и П.М.Скворцов, фото 3: А.О.Татур, фото 4: П.В.Скворцов и И.Ю.Измайлова

С 2006 года при проведении международных сравнительных исследований качества образования – PIRLS, TIMSS, TIMSS-Ad, PISA, ICCS, ICILS – Московский центр качества образования выступает как региональный организатор и координатор проектов, обеспечивая сопровождение исследований на всех этапах проведения.
Также с 2006 года Московский центр качества образования участвует в традиционной государственной выставке «Дни московского образования на ВВЦ», принимает участие в апробации контрольных измерительных материалов для Государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.

Осенью 2006 года началась издательская деятельность Центра. Методические рекомендации, лекции, результаты деятельности экспериментальных площадок и другая литература пользовалась большой популярностью у представителей педагогического сообщества от Якутии до Калининграда. Материалы выходили в разных сериях: «Образование и экспертиза», «Диагностика образовательных достижений обучающихся», «Здоровье школьника».

Кроме того, Московский центр качества образования проводил апробацию (расширенную экспертизу) новых школьных учебников и учебно-методических комплектов в образовательных организациях города. Апробацию прошли учебно-методические комплекты по иностранным языкам, математике, биологии, истории, литературе, МХК.
В 2007 году Москва присоединилась к проведению Государственной итоговой аттестации (ГИА) учащихся 9-х классов (в новой форме) по алгебре, а с 2008 – и по русскому языку. ГИА-9 в Москве в 2007-2010 годах проводилась по технологии, разработанной специалистами Центра.

На фото: С.А.Ладыгина и А.О.Татур

В сентябре 2008 года в МЦКО был разработан и использован инструментарий по общим учебным умениям для оценки готовности пятиклассников и десятиклассников к обучению на следующей ступени. Этот инструментарий положил начало новому направлению в диагностике – оценке метапредметных умений, достижение которых является одним из важнейших требований ФГОС.
Тогда же началось привлечение студентов старших курсов педагогических вузов к работе в качестве независимых наблюдателей во время проведения диагностик.

С 2011 по 2015 год развитие МЦКО проходило под руководством Алексея Ивановича Рытова, который теперь является ректором Московского института открытого образования. Он большое внимание уделял Московскому регистру качества образования, ставшему одним из важнейших элементов системы образования города. При Алексее Ивановиче существенно изменилась система диагностики учебных достижений обучающихся. От репрезентативных выборок участников диагностики состоялся переход на добровольное участие школ по заявкам, которые образовательные организации подают через МРКО. За эти годы существенно возрастал интерес школ к объективной оценке учебных достижений. Так, с 36 тысяч учеников, принимавших участие в диагностиках в 2009/2010 учебном году, число участников в 2014/2015 учебном году выросло до 900 тысяч. В эти же годы в жизнь Школы входили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Новым направлением в работе Московского центра качества образования стало проведение диагностик по оценке достижений требований ФГОС и в начальной школе, и в основной, и старшей (для тех, кто начал вводить ФГОС).

Постепенно в работе МЦКО появлялись новые направления: лицензирование образовательной деятельности, аттестация педагогических работников, тестирование мигрантов на знание русского языка и истории России.
В 2013 году в состав Московского центра качества образования вошел Региональный центр обработки информации при проведении Единого государственного экзамена в 11-х классах и Государственной итоговой аттестации в 9-х классах.
С 2015 года директором Московского центра качества образования был назначен кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования Павел Владимирович Кузьмин.
Сегодня список диагностических мероприятий значительно расширился. Школьники могут принять участие, как в предметных, так и в метапредметных диагностиках, сдать пробные экзамены в формате ЕГЭ и ОГЭ, пройти тестирование по профориентации.

Впервые были проведены тематические диагностики: в октябре – «История государства Российского» (10 класс), в январе – «Здоровый стиль жизни» (8 класс), которая прошла в новом формате. При разработке диагностических материалов их содержание оценивалось экспертами из Московского института открытого образования, Городского методического центра, Московского городского педагогического университета, Института российской истории Российской академии наук, Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта.

За годы своего существования МЦКО не раз принимал делегации управления образованием из других регионов России и зарубежных стран, представляя свой опыт в организации системы оценки качества образования.

В сентябре 2015 года на базе Московского центра качества образования начал работать Центр независимой диагностики. В течение всего года школьники могут получить там независимую оценку качества знаний по каждому предмету, попробовать свои силы в сдаче экзаменов в условиях, максимально приближенных к ЕГЭ и ОГЭ. В Центре также будут организованы тренинги для родителей и учащихся.

В октябре 2015 года к МЦКО присоединилась Центральная медико-психолого-педагогическая комиссия Москвы.
С момента создания в Московском центре качества образования работают высокопрофессиональные специалисты – кандидаты педагогических наук, доктора наук, заслуженные учителя России. Многие из них являются авторами учебников, научных монографий, разработчиками образовательных программ, технологий и методик.

Ольга Николаевна Держицкая , Заслуженный учитель России, Почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии Президента России. Была директором МЦКО с 2004 по 2011 годы, до этого много лет возглавляла Управление дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы. Ольга Николаевна была автором многих проектов, двигавших вперед московское образование, в том числе, при ее активном участии в столице было положено начало применению на практике системы педагогических измерений. Создавала МЦКО с нуля, закладывала и развивала основные направления деятельности Центра, формировала «команду», многие члены которой работают по настоящее время.

Алексей Иванович Рытов , доктор педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, с 2011 по 2015 годы возглавлял Московский центр качества образования. В настоящее время – ректор Московского института открытого образования. При Алексее Ивановиче существенно изменилась система диагностики учебных достижений обучающихся. От репрезентативных выборок участников диагностики состоялся переход на добровольное участие школ по заявкам, которые образовательные организации подают через МРКО. Новым направлением в работе Московского центра качества образования стало проведение диагностик по оценке достижений требований ФГОС и в начальной школе, и в основной, и старшей (для тех, кто начал вводить ФГОС), аттестация педагогических работников, в состав МЦКО вошел Региональный центр обработки информации.

Павел Владимирович Кузьмин , кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии города Москвы в области образования, директор МЦКО с 2015 года по настоящее время. При нем список диагностических мероприятий значительно расширился. Впервые были проведены тематические диагностики: в октябре – «История государства Российского» (10 класс), в январе – «Здоровый стиль жизни» (8 класс), которая прошла в новом формате. Также на базе Московского центра качества образования начал работать Центр независимой диагностики, а позже к МЦКО присоединилась Центральная медико-психолого-педагогическая комиссия Москвы.

Александр Олегович Татур , кандидат физико-математических наук, начальник отдела развития инструментария оценки качества образования МЦКО, Почетный работник общего образования России, главный научный консультант и член ученого совета Федерального института педагогических измерений, награжден грамотами и благодарственными письмами московского и федерального уровней за большой вклад в развитие городской системы образования. В Московском центре качества образования работает с момента основания Центра. Он стоял у истоков развития системы педагогических измерений в России, участвовал в разработке и совершенствовании технологии оценочных процедур ГИА и в диагностиках, создал банк измерительных материалов. В 2015 году ему исполнилось 70 лет, и он продолжает работать в системе образования.

Марина Юрьевна Демидова , доктор педагогических наук, методист экспертно-аналитического отдела Московского центра качества образования, руководитель Центра педагогических измерений и член ученого совета Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике.

Марина Юрьевна Демидова, Александр Олегович Татур, Валентина Васильевна Марголина и Елена Станиславовна Зозуля были первыми в создании инструментария по оценке общенаучных умений и навыков, а затем и метапредметных результатов обучения.

Валентина Васильевна Марголина , Отличник просвещения, с 1994 года имеет звание «Заслуженный учитель». В МЦКО работает со дня основания, занимается направлением «Мониторинг и диагностика», сопровождает все процедуры международных и национальных исследований качества образования, проводимых в городе.
Валентина Васильевна Марголина и Елена Станиславовна Зозуля разрабатывали рекомендации по проведению анализа результатов диагностик для администрации школ и учителей.

Елена Евгеньевна Камзеева , кандидат физико-математических наук, Почетный работник общего образования РФ, заместитель председателя Федеральной предметной комиссии ОГЭ по физике, руководитель федеральной предметной группы разработчиков контрольных измерительных материалов ГИА по физике. Занимается разработкой, экспертизой и популяризацией содержания метапредметных диагностик, ее научные статьи печатаются в тематических образовательных изданиях (журналах).

Я с конца прошлого года начал интересоваться тем, что происходит в школе.
Правда, интересно.
Все-таки был учителем когда-то, даже в администрации школы работал.
Пытались мы тогда делать новую школу.

Каждый раз, при каждом посещении я вдруг обнаруживаю, что очень смутно представляют себе, как живет современная школа.
И чем заняты ее руководители.
И чего хотят от них в образовательном департаменте города.

В этом смысле общественное мнение почему-то остановилось на идее о том, что вот, в СССР была школа, это да.
А сейчас ничего нет, власти заняты только одним - урезанием бюджетов на образование.

После такого заключения общественное мнение забуксовало.
Причем с каким-то внутренним отрицанием: что на самом деле происходит, не знаю, и знать не хочу.
Хочу жить с мифом о потерянном рае.

Между тем, школа меняется.
Не знаю, как в других городах, но московская школа точно.

Вот перед вами управленческий проект "Эффективный руководитель", на занятиях которого я побывал.
Вот директора московских школ, выслушивающие прекрасным субботним утром лекцию со страшным названием "Управление закупочной деятельностью руководителя образовательной организации".

Вы знаете, например, что школа теперь строится по типу холдинга?
Когда директор является руководителем не одного, а нескольких образовательных учреждений - школ, детских садов и домов творчества, собранных под единым управлением?

Вы в курсе, что школа - автономное предприятие с собственным бюджетом?
И что бюджет этот тесно связан с количеством учащихся?
И, что очень важно, удовлетворенностью родителей качеством образования?

Деньги выделяются теперь не просто на школу, а на учеников, которые в эту школу или приходят.
Или не приходят.
Если вам как родителю не очень нравится то, что предлагает директор и учителя, вы можете выбрать другую школу, а деньги уйдут вместе с вами.

И уж точно вы не в курсе того, что департамент образования Москвы теперь просто сверхсосредоточен не на абстрактном образовании вообще, а на эффективном образовании, которое обеспечивает школьника средствами для реализации дальнейших жизненных планов.

А еще департамент очень серьезно озабочен не только уровнем своих учителей, но и классом руководителей образования.
Отсюда проект "Эффективный руководитель", запущенный Московским институтом открытого образования 14 октября 2015 года.

Ректор МИОО Алексей Иванович Рытов (вот он сидит на сцене) рассказывал мне об этом проекте очень интересно и увлеченно.
Если руководитель перестал быть директором школы в традиционном понимании этого слова, и у него под началом не только школа, но и детский сад, и учреждение дополнительного образования, то и работать он должен иначе.
Нужны другие навыки, другие знания, другая управленческая культура, другие компетенции.

В рамках проекта "Эффективный руководитель" участникам предлагается от 7 до 13 интерактивных модулей.
Новые компетенции связаны с правильным подбором, расстановкой и ротацией кадров, с финансовыми механизмами управления, деловым этикетом, имиджем, умением выступать публично.

Вот названия модулей:
- Основные управленческие навыки
- Личная эффективность руководителя. Навыки современного лидера
- Эмоциональный интеллект
- Деловой этикет. Имидж руководителя
- Управление конфликтами, изменениями, стрессами
- Навыки публичных выступлений
- Эффективные решения
- Корпоративные коммуникации
- Навыки работы с блогосферой и СМИ
- Финансовые механизмы обеспечения качества образования
- Адаптивное образование для детей с ОВЗ.

Но главное для современного руководителя, - считает Алексей Иванович, - научиться принимать нестандартные и эффективные решения в условиях постоянных изменений.

Хотя нет, есть еще более главное.
Руководитель должен не только посетить некоторое количество занятий и традиционно отчитаться за усвоенный материал в рамках проекта.
Руководитель должен разработать и реализовать конкретный управленческий проект в той школе, которую он возглавляет.

Причем эти проекты сопровождаются менторами - директорами школ с уникальным опытом.
Получается Институт Менторства, нацеленный на эффективный проектный обмен опытом.

В субботу директора школ сначала слушали лекцию.

И терзали лектора в кулуарах.

Затем разошлись на занятия.

На занятие с тяжелым скучным названием "Информационное сопровождение образовательных организаций" говорили о брендах.

В другом классе шел разговор по теме "Основные управленческие навыки".
Школьные руководители были активны, навыки есть.


Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция субъектно-ориентированной системы повышения квалификации работников образования включает следующие основные положения: а) субъектно-ориентированная система повышения квалификации работников образования ориентирована на конкретных субъектов, т.е. учитывает конкретный образовательный запрос; б) процесс повышения квалификации осуществляется в условиях свободы выбора учителем или руководителем школы своего образовательного маршрута, слушатель имеет право сформировать свою индивидуальную образовательную программу; в) в учебном процессе используются современные технологии, методики проблемного обучения, увеличивается доля самостоятельной работы слушателей; г) создаются учебные ситуации, максимально моделирующие актуальные практические задачи, которые решают слушатели на рабочем месте в школе, обучающиеся участвуют в создании кейсов таких учебных ситуаций; д) предметные знания дополняются умениями в использовании современных педагогических и управленческих технологий освоенными в ходе повышения квалификации; е) в процессе обучения, ведется мониторинг качества программы повышения квалификации; ж) применяются сетевые модели организации повышения квалификации, используются стажерские (сетевые) площадки - являющиеся образцами инновационных практик.

2. Модель субъектно-ориентированной системы повышения квалификации работников образования основана на сетевом взаимодействии федерального и регионального центров повышения квалификации как равноправных партнеров. Структурами, обеспечивающими сетевой характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (слушателей, тьюторов, организаторов) являются стажерские (сетевые) площадки, что дает возможность слушателям не только познакомиться с лучшими образовательными и управленческими практиками, но и осуществить инновационные пробы. Модульная образовательная программа, реализуемая в сетевой модели повышения квалификации, позволяет слушателям формировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Используемые современные технологии и методики проблемного обучения способствуют интериоризации ценностей модернизации образования в поле личных ценностей работников образования. Тактика полисубъектного подхода во взаимодействии со слушателями обеспечивает обогащение субъектного опыта специалиста и положительно влияет на мотивацию к профессиональному развитию.

3. Субъектно-ориентированная система повышения квалификации работников образования представляет собой целостную и непротиворечивую совокупность следующих основных элементов:

Цели повышения квалификации , постановка которых основана на изучении образовательного запроса конкретного субъекта и государственно-общественного заказа системе повышения квалификации.

Дополнительная профессиональная образовательная программа повыше ния квалификации , конструкция которой представляет собой совокупность учебных модулей, обеспечивающих продвижение слушателей в направлениях развития их конкретных профессиональных компетентностей.

Учебно-методическое и тьюторское сопровождение программы повышения квалификации через использование специально разработанных учебно-методических комплексов слушателями и специально подготовленными тьюторами.

Сетевая модель реализации программы повышения квалификации, обеспечивающая профессиональное взаимодействие слушателей с лучшими образовательными практиками.

Управление субъектно-ориентированной системой повышения квалификации, включающее совместное со слушателями проектирование содержания программы повышения квалификации и оценку ее эффективности.

Результаты повышения квалификации , воплощенные в успешной профессиональной реализации участника программы на рабочем месте в образовательном учреждении.

Мониторинг качества реализации программы повышения квалификации, показателем которого являются содержательные изменения в профессиональной компетентности работника образования в сфере инновационной деятельности.

Ведущей идеей субъектно-ориентированной системы повышения квалификации является задача преобразования профессионального субъектного опыта работника образования в его инновационный субъектный опыт. Преобразование субъектного опыта выступает движущей силой профессионального развития учителя, директора школы в его принципиальной незавершенности. Тем самым субъектно-ориентированная система повышения квалификации обеспечивает подготовку профессиональных кадров к решению актуальных задач модернизации общего образования. Методологической основой её построения выступают идеи и принципы личностно-ориентированного, акмеологического, аксиологического, практико-ориентированного, модульного, персонифицированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов.

4. Технология разработки модульной программы повышения квалификации работников образования является специально организованной деятельностью, направленной на декомпозицию содержания целостной программы, под чиненной общей образовательной цели. Основными технологическими этапами разработки модульной программы являются:

I. аналитико-прогностический (проводится анализ образовательного за проса и государственного заказа на повышение квалификации (подготовку) работника образования по конкретному направлению, ставятся цели и задачи программы, предполагаются результаты);

II. структурно-композиционный (отбирается соответствующее целям содержание и структурируется по модулям и темам, уточняется общая композиция программы);

III. методический (отбираются дидактические методы и средства, максимально направленные на развитие субъектности работника образования, разрабатывается учебно-методическое сопровождение к каждому модулю);

IV. оценочный (разрабатываются контрольно-оценочные материалы к каждому модулю).

5. Критерии эффективности реализации модульной программы повыше ния квалификации работников образования в субъектно-ориентированной системе повышения квалификации выведены из компонентов профессиональной компетентности директора школы в сфере инновационной деятельности в образовании и представляют собой:

  • аксиологический: система ценностно-целевых установок в профессиональной деятельности, не противоречащая целям и ценностным основам концепции модернизации российской школы; стремление к саморазвитию и профессиональной карьере как личностная ценность; восприятие своих подчиненных не только как педагогический трудовой коллектив, но и как отдельных субъектов
  • когнитивный: знание основных направлений государственной политики в образовании, знание правовых основ управления, владение основами инновационного, кадрового, финансового менеджмента и основами экспертно-оценочной деятельности в управлении качеством образования в школе
  • деятельностно-технологический: умение применять полученные знания для принятия оптимальных решений в нестандартных ситуациях управления школой.

I. Монографии

1. Рытов, А. И. Повышение квалификации педагогических кадров: традиции и инновации [Текст] / А. И. Рытов: монография. – М.: Московский центр качества образования, 2012. – 140 с.

2. Рытов, А.И. Проектирование субъектно-ориентированной системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации образования [Текст] / А. И. Рытов: монография. – М.: Академия социального управления, 2013.

3. Рытов, А. И. Новые ориентиры системы повышения квалификации педагогических работников: федерально-региональный подход [Текст] / А. И. Рытов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 2. – С. 46 – 49.

4. Рытов, А. И. Концептуальные подходы к повышению квалификации педагогических работников в условиях инновационных преобразований / А. И. Рытов // Новые технологии. – Майкоп: МГТУ, 2011. – С. 179 – 183.

5. Рытов, А. И. Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов [Текст] / А. И. Рытов // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 153 – 159.

6. Рытов, А. И. Профессиональные кадры как залог успеха инновационного развития России [Текст] / А. И. Рытов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 30 – 32

7. Рытов, А. И. Сетевая модель повышения квалификации работников об-разования [Текст] / А. И. Рытов // Вестник Майкопского государственного Университета.- 2012.-№ 4- С.97-103

8. Рытов, А. И. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования [Текст] / А. И. Рытов, Т. Ф. Сергеева // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 128 – 130.

9. Рытов, А. И. Проблема оценки профессиональной компетентности директора общеобразовательной школы [Текст] / А. И. Рытов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 21 – 29.

10. Рытов, А. И. Сетевая модель повышения квалификации [Текст] / А. И. Рытов / /Народное образование 2013. – № 1 – С. 127-131.

11. Рытов, А. И. Маркетинг образовательных услуг в сфере профессио нального образования [Текст] / А. И. Рытов // Педагогический вестник Оренбуржья. – 1993. – № 2. – С. 7 – 11.

12. Рытов, А. И. О перспективах профтеха [Текст] / А. И. Рытов // Педагогический вестник – Оренбуржья. – 1993. – № 2. – С. 19 – 23

13. Рытов, А. И. Некоторые аспекты деятельности муниципальных объединений профтехобразования [Текст] / А. И. Рытов // Пути реформирования профтехобразования: тезисы международной научно-практической конференции (3 – 4 октября 1996 г.). – Оренбург, 1996. – С. 24 – 26.

14. Рытов, А. И. Целесообразна ли децентрализация управления?! [Текст] / А. И. Рытов // Материалы научно-практической конференции ОГТУ. – Оренбург, 1997. – С. 64 – 67.

15. Рытов, А. И. Инновационный подход к управлению муниципальной системой образования [Текст] / А. И. Рытов // Кредо (Оренбург). – 1998. – № 4. – С. 65 – 74.

16. Рытов, А. И. Создание условий для устойчивого развития учреждений образования – организующая составляющая муниципального управления[Текст] / А. И. Рытов // Содержание и технологии контроля за качеством образования: тезисы региональной научно-практической конференции (15 – 16 апреля 1998 г.). – Орск, 1998. С. 17 – 18.

17. Рытов, А. И. Апробация новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки в УНПО московского региона [Текст] / А. И. Рытов // Профессиональное образование. – 2005. – № 12. – С. 30 – 31.

18. Рытов, А. И. Стандартизация профессионального образования в Российской практике образовательных услуг [Текст] / А. И. Рытов // Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов АСОУ (март – апрель 2006 г.). – М.: АСОУ, 2006. – С. 241 – 245.

19. Рытов, А. И. Образование взрослых в процессе повышения квалификации [Текст] / А. И. Рытов // Методическая работа в структуре образования взрослых: сб. статей. – М.: АПКиППРО, 2008. – С. 12 – 16.

20. Рытов, А.И. Модернизация системы повышения квалификации – ключевой фактор реализации государственной образовательной политики [Текст] /А.И.Рытов // Сборник научных статей «Развитие профессионального мастерства педагогов в системе непрерывного образования М.: АПК и ППРО, 2009.- С.3 – 7.

21. Рытов, А. И. Концептуальное обоснование модели непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации на основе использования модульных программ [Текст] / А. И. Рытов // Вестник образования. – 2009. – № 2. – С. 21 – 28.

22. Рытов, А. И. Вертикально интегрированная модель повышения квалификации директоров школ – путь от директора школы к менеджеру образования [Текст] / А. И. Рытов // Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика. – М.: АПК и ППРО, 2010. – С. 35 – 38.

23. Рытов, А. И. Повышение квалификации директоров школ с использованием модульных программ [Текст] / А. И. Рытов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. – № 5. – М.: МЦФР, 2010. – С. 11 – 17.

24. Рытов, А. И. Роль сетевого взаимодействия в процессе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / А. И. Рытов // Сб. научных работ по итогам научно-практической конференции студентов и аспирантов, проведенных в Университете РАО в рамках «Недели вузовской науки – 2010». – М.: УРАО, 2010. – С. 160 – 162.

25. Рытов, А.И. Столичный опыт в области оценки качества образования [Текст] / А. И. Рытов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. – № 11. – М.: МЦФР. С. 10 – 13.

26. Рытов, А.И. Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального образования [Текст] / А. И. Рытов // Современное дошкольное образование. Теория и практика – 2012. – № 4. С. 26 – 27.

27. Рытов, А. И. Целевые ориентиры модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / А. И. Рытов // Профильная шко ла. – 2012. – № 6. С. 11 – 15.

28. Рытов, А. И. Повышение квалификации педагогов с помощью образовательной сети [Текст] / А. И. Рытов // Управление образованием. – 2012. – № 2. – С. 72 – 78.

29. Рытов, А. И. Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / А. И. Рытов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 6. – С. 36 – 40.

30. Рытов, А.И. ЕГЭ: второй шанс [Текст] / А. И. Рытов // Журнал Здоровье школьника Издатель: ЗАО «МЦФЭР» – 2013. – № 4. С. 32.

31. Рытов, А. И. Модель образовательной сети и механизмы взаимодействия [Текст] / А. И. Рытов // Управление образованием. – 2013. – № 2.

32. Рытов, А. И. Механизм управления качеством подготовки в ресурсных центрах начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. С. 3 – 25.

33. Рытов, А.И. Эффективное функционирование ресурсного центра начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. С. 4-17.

34. Рытов, А. И. Эффективное функционирование ресурсного центра начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. – С. 4 – 17.

35. Рытов, А.И. Реструктизация системы профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 33 – 42.

36. Рытов, А. И. Модернизация системы профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов. – М.: АСОУ, 2006. – С. 3 – 18/

37. Рытов, А. И. Оптимизация системы профессионального образования Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 19 – 22; 32 – 55.

38. Рытов, А. И. Развитие сотрудничества учреждений начального профессионального образования Московской области и работодателей [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 7 – 22. –

39. Рытов, А. И. Реструктуризация системы профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов: сб. материалов. – М.: АСОУ, 2006. – С. 5 – 33.

40. Рытов, А. И. Ресурсный центр как структурная единица в системе профессионального образования Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М: АСОУ, 2006. – С. 3 – 12.

41. Рытов, А. И. Внедрение новых общеобразовательных программ в учреждениях начального профессионального образования в условиях профильного обучения [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 27 – 70.

42. Рытов, А. И. Развитие ресурсных центров начального профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.:АСОУ, 2006. – С. 3 – 39.

43. Рытов, А. И. Качество профессиональной подготовки – основное условие конкурентоспособности учреждений профессионального образования и его выпускников: Сост. А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АСОУ, 2007. – С. 14-18.

44. Рытов, А.И. Тестовый инструментарий для разработки профессиональных стандартов по профессиям НПО [Текст] / А. И. Рытов, Т.А. Василько-ва. - М.: АСОУ, 2007. – С. 4-43

45. Рытов, А.И. Развитие адаптационных стратегий выпускников УНПО Московской области как основное условие их успешной интеграции в трудовую деятельность Сост. А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АСОУ, 2007. – С. 3-32.

46. Рытов, А.И. Идентификация степени соответствия актуального и прогнозируемого состояния системы НПО Московской области приоритетам ее развития Авт. сост. О.И. Проскуркина, А.И. Рытов, И.В. Рытова, М.Ф. Фридман. – М.: АСОУ, 2007. – С.23-36.

47. Рытов, А.И. Развитие многоуровневой системы социального партнерства работодателей и системы начального профессионального образования Московской области Авт. сост. А.И. Рытов, О.И. Проскуркина, И.В. Рытова. - М.: АСОУ, 2008. – С. 24-56.

48. Рытов, А.И. Многовекторная модель системы непрерывного повышения квалификации директоров школ в системе общего образования РФ с использованием модульных программ [Текст] / Сост. О.Э. Крутова, Т.Г. Новикова, А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АПК и ППРО, 2011. – С. 4-25.

49. Рытов, А.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования уровня СПО в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности. [Текст] /Методические рекомендации Т.Г. Новикова, А.Е. Новиков, А.И. Рытов. – М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 5-39 .

50. Рытов, А. И. Подходы к созданию образовательных комплексов, реализующих многоуровневые интегрированные программы профессионального образования по профессиям среднего профессионального образования технического профиля [Текст] / А. И. Рытов, Т. Г. Новикова. М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 5-43 .

51. Рытов, А.И. Оценка качества образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС. [Текст] /Сб. методических материалов А.О. Татур, А.И. Рытов. – М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 4-23.

52. Рытов, А.И. Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования / Методические рекомендации А. И. Рытов, Т. А. Никитина М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-6.

53. Рытов, А.И. Качество образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /Сб. методических материалов А.И.Рытов М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-10.

54. Рытов, А.И. Дополнительное образование в условиях создания образовательных комплексов [Текст] / Сб. материалов А.И.Рытов М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-4 .

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...