Личность, которая повлияла на ход истории: примеры. Люди, изменившие ход мировой истории

Некоторые действительно верят, что инвалидность накладывает на своих обладателей определенные ограничения. Но так ли это на самом деле? В этом посте расскажет о тех, кто не сдался, преодолел трудности и победил!

Хелен Адамс Келлер

Она стала первой женщиной, лишившейся слуха и зрения, кому удалось получить степень в колледже.

Стиви Уандер

Один из самых известных певцов и музыкантов нашего времени - Стиви Уандер страдал слепотой с самого рождения.

Ленин Морено

Вице-президент Эквадора с 2007 по 2013 года Ленин Морено передвигался в инвалидной коляске, так как после покушения у него были парализованы обе ноги.

Марли Мэтлин

Сыграв роль в фильме "Дети меньшего бога", Марли стала первой и единственной глухой актрисой, получившей "Оскар" за лучшую женскую роль.

Ральф Браун

Ральф, родившись с атрофией мышц, стал основателем Корпорации Braun, ведущего производителя автомобилей, оборудованных для людей с инвалидностью. Именно эта компания в результате свой работы создала минивэн, полностью приспособленный для людей с инвалидностью.

Фрида Кало

Одна из наиболее знаменитых мексиканских художниц XX-ого века, Фрида попала в аварию, когда была еще подростком, и сильно повредила спину. До конца восстановиться ей так и не удалось. Также, будучи ребенком, она заболела полиомиелитом, в результате чего её нога была деформирована. Несмотря на все это, ей удалось добиться потрясающих успехов в изобразительном искусстве: одними из её наиболее известных работы стали автопортреты в инвалидном кресле.

Судха Чандран

Знаменитая индийская танцовщица и актриса, Судха лишись ноги, которая была ампутирована в 1981 году в результате автомобильной аварии.

Джон Хокенберри

Став журналистов для канала NBC в 90-ых годах XX века, Джон был одним из первых журналистов, появившихся на телевидении в инвалидном кресле. В возрасте 19 лет он повредил позвоночник в автомобильной аварии и с тех пор был вынужден передвигаться только в инвалидной коляске.

Стивен Уильям Хокинг

Несмотря на диагноз - боковой амиотрофический склероз, поставленный ему в 21 год, Стивен Хоккинг сегодня является одним из ведущих ученых-физиков в мире.

Бетани Хэмилтон

Бетани потеряла руку в результате нападения акулы на Гавайях в возрасте 13 лет. Но это её не остановило, и она вновь стала на доску уже через 3 недели. История Бетани Хэмилтон легла в основу фильма "Серфер души".

Марла Ранян

Марла - американская бегунья, первый атлет, страдающий слепотой, официально принимавший участие в Олимпийских играх.

Людвиг ван Бетховен

Несмотря на то, что с 26 лет Бетховен стал постепенно лишаться слуха, он продолжил писать удивительную красивую музыку. А большинство его самых известных произведений были созданы, когда он был уже полностью глухим.

Кристофер Рив


Самый известный Супермен всех времен и народов, Кристофер Рив оказался полностью парализованным в 1995, будучи сброшенным с лошади. Несмотря на это, он продолжил свою карьеру - занимался режиссурой. В 2002 году Кристофер умер во время работы на мультфильмом "Победитель".

Джон Форбс Нэш

Джон Нэш, известный американский математик, лауреат Нобелевской премии по экономике, чья биография легла в основу кинокартины "Игры разума", страдал параноидной шизофренией.

Винсент Ван Гог

С полной уверенностью нельзя сказать, от какого именно заболевания страдал Ван Гог, но доподлинно известно, что в течении жизни он не раз попадал в психиатрические больницы.

Кристи Браун

Ирландский художник и писатель, Кристи был диагностирован церебральный паралич - он мог писать, печатать и рисовать только одной ногой.

Жан-Доминик Боби

Известный французский журналист Жан-Доминик перенес инфаркт в 1995 году в возрасте 43 лет. После 20 дней в коме он очнулся и обнаружил, что может лишь моргать левым глазом. Доктора диагностировали ему синдром "запертого человека" - расстройство, при котором тело человека парализовано, а умственная деятельность полностью сохранена. Через 2 года он умер, но за то время, что он находился в коме, он сумел надиктовать целую книгу, моргая лишь левым глазом.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн по праву считается одним из величайших умов в истории человечества. Несмотря на то, что он имел серьезные проблемы с усвоением информации и даже не говорил до 3 лет.

Джон Мильтон

Английский писатель и поэт полностью ослеп в возрасте 43 лет, но это не остановило его, и он создал одну из самых известных своих работ - "Потерянный рай".

Горацио Нельсон

Британский офицер Королевского флота, лорд Нельсон известен как один из наиболее выдающихся военачальников своего времени. Несмотря на то, что он лишился обеих рук и глаза в одном из сражений, он продолжал одерживать победы до самой смерти в 1805 году.

Танни Грей-Томпсон

Рожденная с диагнозом "расщелина позвоночника", Танни завоевала мировую известность как успешный участник гонок в инвалидных колясках.

Франсиско Гойя

Знаменитый испанский художник лишился слуха в возрасте 46 лет, но продолжил заниматься своим любимым делом и создал произведения, во многом определившие изобразительное искусство XIX века.

Сара Бернар

Французская актриса лишилась обеих ног в результате ампутации, последовавшей за травмой колена, но не перестала выступать и работать в театре до самой смерти. Сегодня она считается одной из самых значительных актрис за всю историю французского театрального искусства.

Франклин Рузвельт

Президент Соединенных Штатов Америки, возглавивший страну во время Второй мировой войны, в раннем детстве перенес полиомиелит и в результате был вынужден передвигаться в инвалидном кресле. На публике, однако, его никогда в нем не видели, он всегда появлялся, поддерживаемый с двух сторон, так как не мог идти самомстоятельно.

Ник Вуичич

Родившись без рук и ног, Ник вырос в Австралии и, несмотря на все препятствия, научился таким вещам как катание на скейтборде или даже серфинг. Сегодня он путешествует по миру и выступает перед огромными аудиториями с мотивирующими проповедями.

/ / Историю делает личность, когда её поддерживают многие

Нельзя не согласиться с тем, что историю делают личности, когда их многие поддерживают. Должен быть такой человек, за которым пойдут другие люди. Именно такая личность является выразителем идей всего народа. Если за человеком не пойдут другие люди, то он не сможет изменить историю и повлиять на события в стране или мире. Роль личности в истории действительно велика.

Об этой роли говорили многие писатели. Несмотря на то, что все действия совершает простой русский народ, в произведениях поэтов и писателей описываются личности-предводители, то есть люди, которые несут ответственность за те события, которые происходят в стране.

Так, Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее "Война и мир" пишет о Кутузове. Он описывает его как простого человека, который думает о благе всего народа. Именно для этого писатель помещает в повествование сцену в Филях, в которой Кутузов приближен к народу. Даже сама комната, в которой происходит действие, говорит о близости его к народу. Именно такой человек должен стоять во главе всего народа, который хотел победы в войне.

Кутузов противопоставлен императору, не понимающего народ и его необходимость. Поэтому Александр I злится на Кутузова и не понимает его действий. Однако народ уважал главнокомандующего, Кутузов был "отцом" для всей русской армии. Так называли его сами солдаты, они действительно надеялись на него и верили в его решение.

Так, Кутузов обрел поддержку со стороны всего народа. Это говорит о том, что в военных действиях принимали участие все солдаты, однако именно Кутузов был тем человеком, который взял на себя ответственность за совершаемые действия. Герой явился тем, кто сотворил историю.

Личность, которая делает историю, всегда имеют своих сподвижников и последователей. Один человек не может изменить ход все истории. Он должен заручиться поддержкой других людей, иначе у него ничего не получится.

Так, в повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" показан , предводителя крестьянского восстания. Хотя эта личность оценивается неоднозначно, нельзя не согласиться с тем, что она появилась в результате противоречий в обществе. Пугачёв не стал бы действовать в одиночку, если бы не было бы людей, согласных с ним. Когда произносят выражение "крестьянское восстание", вспоминают имя Пугачёва. Однако нужно учитывать то, что не только он совершал все действия, изменившие общество. Многие изменили ход истории, не только Емельян Пугачёв. Личность одного конкретного человека велика, однако она всегда поддерживается кем-то, кто также меняет ход истории, делает ее особенной и неповторимой.

Таким образом, роль личности в истории очень велика. Однако чтобы творить историю, этой личности необходима поддержка других людей.

Конспект урока Чуганской Т.Г.,учителя истории и обществознания лицея №1524 ЮВАО г.Москвы

10 класс. Обществознание.

Тема урока Исторический процесс .

тип урока - изучение нового материала

Цели и задачи:

I. Предметные результаты.

1 . Раскрыть суть исторического процесса и показать типы социальной динамики;

2. Исследовать факторы изменения социума;

3.Охарактеризовать роли субъектов исторического процесса

II. Метапредметные результаты .

1 Уметь строить высказывание по проблеме, слушать одноклассников (коммуникативные УУД);

2. Уметь работать в соответствии с поставленными задачами (регулятивные УУД);

3.Уметь выделять главное в тексте, сравнивать объекты, (информационно-логические УУД);

4. Уметь делать проект и владеть методами исследовательской деятельности, сравнивать, анализировать, делать выводы.

III. Личностные результаты .

Уметь работать в группе.

План урока.

1 Оргмомент.

II Изучение нового материала.

План.

1. Исторический процесс. (повествование учителя с использованием информационно-компьютерных технологий - икт, презентации)

2 Типы социальной динамики. (повествование учителя с использованием икт, презентации)

3. Факторы изменения социума. (проект ученицы, икт, презентация)

4.Роль народа в историческом процессе. (проект ученика, икт, презентация)

5. Социальные группы и общественные группы. (проект группы учеников, икт, презентация)

6. Роль личности в истории. . (проект группы учеников, икт, презентация)

III.Закрепление. Рефлексия. (решение тестов)

Домашнее задание: параграф 14, вопросы, составление таблицы "Факторы, влияющие на изменение социума"; Сильным ученикам найти материал по теории элит; по типам лидерства; по проблеме охлократии -власти толпы.

Повествование учителя.

На прошлом уроке мы рассматривали развитие истории и познакомились с различными теориями, объясняющими развитие человечества его смысл и направленность. Это цивилизационный и формационный подход. Сегодня мы рассмотрим исторический процесс, типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

1 пункт плана. Слово "процесс" означает ход какого-либо явления.

Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений. Он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания хлеба до изучения планетарных явлений. Исторический процесс - путь человечества с древнейших времён до настоящего времени.

Он характеризуется непрерывностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, бушуют войны и революции, человечество преодолевает кризисы и делает выдающиеся открытия, меняются мода и вкусы.

Исторический процесс - свидетель бесконечных событий. Он связан с деятельностью людей: с появлением человека он начинается и с гибелью человечества может и закончиться.

По мнению нашего историка Н.Карамзина отображение исторического процесса должно быть "зерцалом бытия и деятельности народов."

Жизнь общества в прошлом и в настоящем изучает история. Исторический процесс изучает такая наука, как философия истории. Она выявляет общие законы , самые существенные взаимосвязи, общую природу исторического процесса . Философ К. Ясперс писал " Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу - всё это я узнаю в зерцале истории."

2 пункт плана. Типы социальной динамики.

Объяснение учителя . Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в движении, изменении, развитии. Как же функционирует общество? (учащиеся работают с приложением к уроку №1-2)

Социальное движение - рассматривают разные типы социальной динамики:

линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс будут рассматриваться на след. уроке);

циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определённую протяжённость во времени, по истечении которой они прекращают своё существование;

спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом витке, на новом качественном уровне. Пример:от рассеянной мануфактуры к централизованной фабрике и в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того, что в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не параллельно и не как сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление новых свойств, функций, отношений.

Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние;

Социальные изменения могут быть в разных формах:

Эволюция - непрерывное постепенное изменение без скачков и перерывов;

Периодизация истории: первобытность - началась около 800-600 тыс.лет и продолжалась до 5-3 тысячелетия; - 750 тыс. лет

древний мир охватил с 4 тыс. до н.э. до 5 века н.э. - 5 тыс.

средние века -с 5 в. н.э. по 15 в. (включительно)- 10 веков-1 тысяча лет.

новое время - с 16 в. по 1914 г.- 4 века (400 лет)

новейшее время - XXI век/

Мы видим эту непрерывность, постепенность, а так же видим закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Социальная революция - коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества; приводит к смене общественного старого строя новым (мирные и немирные формы)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить о роли реформ.

Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении общественного строя; обычно проводятся "сверху". Глубокие реформы могут стать альтернативой революции, предупреждать или заменять их.

Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

3 пункт плана. Факторы изменения социума.

Выступление с проектом и презентацией Арзиевой Алии

"Факторы двигатели исторического процесса."

Выделяют природные факторы, духовные, материальные. Некоторые учёные считают, что на исторический процесс влияют различные факторы в комплексе.

4 пункт плана. Роль народа в истории.

Слово учителя.

Объектом исторического развития является историческая действительность. Иными словам объект - это на что направлена деятельность. В то время, как под субъектом понимается тот, кто осуществляет деятельность. К субъектам мы относим народ, исторические личности, общественные объединения. Вопросы о том, кто является субъектом исторического процесса, какова роль народных масс в истории, как это показано в приложении, не имеют однозначного решения. Так, русский философ первой половины ХХ в. Л. П. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, которое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.

Наиболее значительным субъектом исторического процесса, полагают многие ученые, в том числе марксисты, являются народные массы, роль которых ярко проявляется во всех сферах общественной жизни. Эта позиция, несомненно, имеет аргументированное обоснование, и ее отрицание непродуктивно. Вот как об этом говорится в учебнике «История Средних веков»: «Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, так называемых „маленьких“, людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность. Но такого рода неучастие тоже есть участие в историческом событии. „Маленьких“ людей нет, есть люди, которые считают себя маленькими, которым внушили мысль, будто бы они маленькие» (Гуревич А. Я., Харитонов Д. Э. История Средних веков. - М., 1995. - С. 5).

Выступление учеников А. Баранова и А. Бурлова с презентацией и проектом " Роль народа в историческом процессе." (Класс работает с приложением № 3.)

Роль народа трактуется по-разному.

В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании матер. и духовных ценностей, в защите Родины.

Другие исследователи ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общ. отношений . Они включают в понятие "народ-творец истории" означает широкую общность, соединяющую только те классы и слои, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С понятием "народ" отделяются прогрессивные слои населения от реакционных. Конечно, народ -это прежде всего трудящиеся. Вместе с тем понятие "народ" охватывает и те слои населения, которые, не являясь трудящимися, на данном этапе выражают поступательное движение. (пример: роль буржуазии в антифеодальных революциях)

Ключевский насыщал "народ" социальным содержанием. вкладывал в него этническое и этическое содержание. " Для народа характерны этнографические и нравственные связи, создание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов". Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В.О.Ключевский, " в делах принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело" (народное ополчение во время Смуты, подъём народной борьбы в 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)

А.И.Герцен народ-консерватор по инстинкту.

Н.А.Бердяев считал, что народ может не иметь демократических убеждений.

К.Ясперс отмечал, что массу следует отличать от народа. Масса не обладает сознанием, не имеет традиций не сконструирован. Безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими тиранами." В массу как правило входят индивидумы, не проявившиеся как личности. В массе человек иррационален, он не принадлежит своим мыслям и ощущениям. Трудно предсказать поведение толпы.

Масса, отмечают исследователи, - это не социальный класс, а тип людей, встречающихся во всех социальных классах; принадлежность к массе чисто психологический признак. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех. В пособии отмечается, что люди в массе легко могут потерять голову. Социологи подчеркивают, что массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей, поскольку свое одобрение она выражает более темпераментно, спонтанно и категорично и, воодушевившись, уже не терпит сопротивления небольших групп и тем более отдельных индивидов. Толпа вытесняет индивида, его личность, его чувство ответственности.

Толпа - это масса - нерасчлененная общность людей, собравшаяся в одном месте (на площади, на рынке), часто стихийно и по неожиданному поводу, общность неустойчивая, развивающая относительно большую энергию (обычно на непродолжительное время), действия которой трудно предсказуемы. Толпа делает людей более иррациональными, происходит «разгерметизация эмоциональных сил», и может сложиться ситуация, когда (почти по Шекспиру) «безумные ведут слепых».

Итак, запишем определение:

Народ - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

Вопрос на закрепление: 1.Какая из приведённых точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории? Или у тебя сложилась своя точка зрения.

Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоёв, которые называют элитами - небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры.

Роль лидеров всегда была велика . Вспомним такие имена, как П. А. Столыпин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Роль лидеров возрастает в наше время. Именно государственный лидер, согласно конституциям многих стран, как правило, принимает самые ответственные решения, в том числе о вступлении государства в войну и о применении тех или иных видов оружия. Как говорят журналисты, он «человек у кнопки».

Сегодня фигура лидера приобретает беспрецедентное значение. Многое зависит от того, в какой степени он подотчетен обществу, в какой степени независим, способен выслушать других, не поддаваясь натиску частных интересов; обладает ли твердостью характера, мужеством идти на уступки; человечен ли он. Политическое доверие народа лидеру во многом зависит от его взаимоотношений с верящими ему людьми, от его открытости, внутренней свободы, способности получать импульсы из различных сфер жизни, от думающих и ведущих себя по-разному, суверенных людей.

Вопрос классу: какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной) ?

5 пункт плана. Социальные группы и общественные объединения

Проект и презентация Щетилина Ивана, Власовой Юли.

Каждый человек принадлежит к социальной общности, социальной группе. Большие исторические общности вам хорошо известны. Назовите их (классы, профессиональные группы, религиозные группы и др.). В разные периоды истории мы видим их активное участие в истории. Сейчас большую роль в жизни обществаиграют партии, движения, профсоюзы)

6 пункт плана. Роль исторической личности.

Проект и презентация Тюльпина Д., Басургина А.

На доске чертится схема:

Слово учителя.

Вот что о великих личностях говорит Карамзин:

“Сии любимцы неба, рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его;…жизнь их есть история народов” (Н.М.Карамзин)

Цитаты

От самых великих людей не стоит требовать того, что может сделать человечество. Франсуа Фенелон

Исходя из высказываний мы видим, что вопрос о роль личности в истории - один из самых противоречивых вопросов, который пытаются решить политики, историки, философы, писатели, художники. Все по-разному отвечают на него.

Наша задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть аспекты проблемы личности в истории.

Ученики провели социологический опрос среди 9-11 классов по данной проблеме. Ребята отвечали на вопросы:

Назвать 5 великих личностей 20 века;

Дать оценку их деятельности (положительную, многозначную, отрицательную). В результате ребята называли таких деятелей, как У.Черчилль, Ф. Рузвельт, В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзедун, С.П. Королёв, А.И.Солженицын, А.Д. Сахаров и др. Ребята расскажут о результатах этого опроса.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ - роль, выполняемая в истории человеком, который раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом. (Б.А.Введенский. Большая Советская энциклопедия).

Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.

Многие великие люди пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит?

Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.

Вместе с тем, роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Историю делает личность, когда её поддерживают миллионы.

(Аркадий Давидович).

Я согласна с Маяковским в том, что «один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное.

III. Рефлексия.

Учащиеся работают над анализом теста

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ.

Одна из великих загадок существования человечества - смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации - это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации. Недаром философ Н. Бердяев утверждал, что «история возможна только тогда, когда только возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический ». Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.

Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история - это результат промышления Божьего (или его попущения). По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.

Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит - культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.

До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно. Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям. Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д.

Определенную популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам. Примеров масса: после Французской революции - империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и Гражданской войны в Испании - умиротворяющая диктатура Франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, Гражданской войны в России - полумонархическая диктатура Сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года - возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации экономической, политической и общественной жизни.

Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, наподобие Великой депрессии 1929-1932 гг. в США, многому научили западный мир. Обеспечив доступ к экономическим ресурсам человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь страны Запада, достигли к концу XX - началу XXI века высокой степени преуспевания материальной жизни и стабильности своего существования. К тому же рухнул такой враждебный западу колосс, как коммунистический Советский Союз, исчезли сильные оппоненты буржуазному, рыночному пути развития человечества. В научном виде эта тенденция нашла выражение в знаменитой статье ученого Фукуямы о конце истории. Идея конца исторического процесса заключается в том, что отныне нет смысла ждать в мире каких-то серьезных непредвиденных потрясений. Все в нем достаточно ясно, все определено, основные силы расставлены, мир и его богатства распределены в соответствии с возможностями каждой страны (групп стран), существуют мощные международные инстанции (вооруженные силы ООН, НАТО и т. п.), способные подавить очаги спонтанного возмущения. Однако эту точку зрения трудно признать бесспорной. Потому хотя бы, что в своей основе исторический процесс все-таки остается стихийным, далеко не всегда предсказуемым, и это (как ни парадоксально звучит) спасает мир от многих катастроф, которыми чревато претворение в жизнь умозрительных, часто революционных, моделей развития человечества.

Задание к тексту.

  1. Запишите 4 главных вывода по тексту.
  2. Какие мысли текста кажется вам спорными и почему?
  3. Какие взгляды автора текста вы разделяете? Приведите свои доказательства в их защиту.
  4. Докажите (опровергните) тезис: «Смысл и счастье истории в её непредсказуемости, стихийности, спонтанности.

Вариант №1 .Закрепление по вопросам.

1. В чём заключается смысл понятия "исторический процесс"?

2.Какие существуют представления о типах социальной динамики?

3.Какие факторы на ваш взгляд воздействуют на исторический процесс?

4. Кто творит историю?

5. Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающиеся личности?

Вариант №2. Закрепление нового материала по теме "Исторический процесс" (тестирование).

1.Закончите предложение

Понятие исторический процесс включает:

а. судебный процесс, вошедший в историю;

б. суд над фальсификаторами истории;

в. цепь исторических событий;

г. ход определённого события.

ответ- в

2. Исторической личностью является:

а. упомянутая в историческом романе;

б. профессионально изучающая историю;

в.попавшая в неприятную историю;

г. наложившая индивидуальный отпечаток на историческое событие

ответ- г

3.Примером роли народных масс в истории является:

а. создание теории относительности;

б.Указ Екатерины II "О вольности дворянской";

в. создание первой русской газеты "Ведомости";

г. революция 1789-1794гг. во Франции

ответ- г

4. Многообразие конкретных исторических процессов НЕ ВЫЗВАНО:

а. различием природных условий;

б.различием в языке;

в. спецификой хозяйства;

г. своеобразием духовной культуры;

д.особенностью образа жизни;

е. различием в тенденциях моды.

ответ- е

5. Реформа или революция являются:

1) проявлением социальной динамики;

2) элементами структуры общества;

3) видами социальных связей;

4) типами социальных институтов.

ответ- 1

6. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются):

1) скачкообразность;

2) революционный характер перемен;

3) постепенность;

4) насильственные методы.

ответ- 3

7.Понятию "общественный прогресс" противоположно понятие:

1) социальная революция;

2) общественный регресс;

3) общественное развитие;

4) социальная мобильность.

ответ- 2

8. Страна "А" с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны "А" к обществам традиционного типа?

1) основу хозяйства составляет аграрное производство;

2) в стране проживает многонациональное население;

3) слабо развита сеть услуг;

4) верховная власть в стране передаётся по наследству.

ответ- 1

Домашнее задание. Учебник "Обществознание" Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин, Н.М.Смирнова

(профильный уровень): п.14 вопросы, анализ текста источника стр.146., составление таблицы "Факторы, влияющие на изменение социума"

Сильным ученикам найти материал по теории элит, по типам лидерства,

по проблеме охлократии -власти толпы.


Достижение цели всегда обусловливается наличием мотивации, силы духа и большим желанием добиться желаемого. Не все могут похвастаться значимыми успехами даже в бытовых делах. Всё дело в том, что современная обстановка не оставляет человеку выбора для благоприятных условий жизнедеятельности, поэтому даже самые простые задачи предстают перед современной личностью непреодолимой горой, на восхождение которой можно потратить всю свою жизнь и не дойти до её вершины.

Что такое цель?

Чтобы достичь цели, необходимо её правильно перед собой поставить. Что же такое цель? А это тот предмет, который обозначает результат. То есть это то, что должно получиться в конце нужных манипуляций или действий. Например, человек хочет научиться плавать. Это уже поставленная цель. А её процессом будут называться специальные занятия, с помощью которых человек научится покорять волны.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Чтобы цель возникла, нужно её поставить. Существуют два способа её постановки. Первый, прямой, подразумевает появление и планирование достижения цели. Второй, опосредованный, выявляет сначала процесс, в котором становится понятным вся суть действий. То есть намечается и сама цель.

Бывает и так, что достижение цели не является конечным результатом, а может продолжится, если ещё есть невыполненные задачи, соприкасаемые с выполненной задачей. Такие цели называются промежуточными. Так, чтобы устроится на работу шофёром (основная задача), необходимо иметь права и уметь водить машиной. Эти две цели, которые надо достигнуть, и будут промежуточными, потому что их нужно достичь для того, чтобы стать шофёром. А вот заполучить работу водителя – это основная цель, ради которой производятся другие манипуляции и достигаются второстепенные функции.

10 историй выдающихся личностей, добившихся своей цели

В жизни всегда есть примеры, на которые стоит равняться. В истории имеется довольно много личностей, которые, несмотря на большие трудности, смогли подготовить себя к грядущим переменам и добиться

нужного. Достижение цели для этих людей – венец всей их деятельности, доказательство того, что человек может объять необъятное.

Королёв – король инженерии

Известный инженер Королёв, до того, как в 1957 году создал ракету с искусственным спутником, прошёл тяжёлую школу жизни. Когда ему было 26 лет, в стране началась масштабная чистка людей. Власть, искавшая шпионов, не жалела учёных, а к тому времени Сергей Павлович уже работал в научно-исследовательском институте. Конечно, эта жестокая учесть со стороны правительства не обошла и его. Королёва арестовали, но по ходатайству оставшихся на свободе товарищей, его перевели работать к конструктору Туполеву. Но Сергей Павлович всегда мечтал только об одном: о создании реактивных двигателей.

В 1944-45 годах инженера выпустили из-под стражи и отправили в Германию, где он собирал документацию о нужной военной технике немцев. При Сталине Королёву не удалось осуществить свою мечту, как бы он ни старался. Но желание изобрести мощный и быстрый двигатель все ещё теплилось в душе инженера, и уже в середине 50-х годов его заметила новая власть, которая остро нуждалась в конструкторах, инженерах и учёных, которые могли бы приступить к изучению космоса.

С 1957 года научная карьера Сергея Павловича взлетела вверх. Начали появляться космические аппараты, летающие на Луну, в 1961-м году в космос полетел первый человек, а в 1965-м космонавтам удалось даже выйти в открытое пространство. Все эти достижения были возможны благодаря Королёву. Он так любил свою работу, что не тратил своего времени ни на что другое. Сергей Павлович хотел создать свой собственный космический корабль с расширенными возможностями, пытался сконструировать процесс стыковки кораблей в космосе. Но его организм не выдержал нагрузки, и в 1966 году Королёв умер.

Сергей Павлович, справляясь со многими запретами и лишениями, смог подарить миру величайшие изобретения мира. Он – один из лучших примеров в российской и мировой истории, доказывающий всем, что достижение цели возможно в любых условиях.

Мао Цзэдун – творец культурной революции Китая

Создатель Китайской Народной республики Мао Цзэдун по праву считается одним из основателей марксизма. Именно благодаря амбициозному политику Китай встал на путь всестороннего развития.

Его история началась в 1926 году, когда молодого Мао выдвинули на пост управляющего крестьянским движением. Уже тогда было понятно, что революцию в Китае совершить не удастся. Тогда Мао Цзэдун решил донести до населения свои идеи марксизма. Но каждый воспринимал его слова по-разному, поэтому учения молодого политика лишь привели к расколу крестьян на несколько ветвей: анархической, марксистской и социалистической.

Но распространение коммунизма нравилось не всем представителем верхушки Китая. Поэтому в 1934 году Мао Цзэдун столкнул свои воска с войнами идейного противника Чана Кайши и потерпел неудачу. Но в 1943 году его избрали председателем Центральной Комитета Коммунистической партии Китая, и с этого момента наметился большой подъем в деятельности Мао Дзэдуна. Он сумел захватить власть и стать единственным правителем Китая.

Его внутриполитическая деятельность была поистине масштабной. Он обучал китайский студентов, доставал для страны необходимое оборудование для работы, искал специалистов для своей страны. В 1958 году, думая обогнать по развитию СССР, Мао Цзэдун начал большое строительство водохранилищ и промышленных предприятий в деревнях, возросло число рабочих рук. Не осталась в стороне и военная мощь Китая: в стране происходила военизация крестьянства.

Но когда обнаружилось, что никакого скачка в развитии так и не произошло, Мао Цзэдун решил совершить «культурную революцию» Китая. Репрессиям стали подвергаться неугодные правителю лица аристократии. Далее претензии Цзэдуна стали выходить за пределы его страны. Под опалу попали и соседи Китая. Однако вскоре после этих событий правитель умер.

Мао Цзэдун смог сделать многое и даже выйти за пределы своих мечтаний. Поэтому китайский правитель заслуживает место на пьедестале выдающихся личностей.

А.С.Пушкин – ореол величия XIX века

Творчество Пушкина вызывает восторг и благоговение у всех, кто читал его произведения. Талант Александра Сергеевича затмевает многих его писателей- современников, и чем дальше время отводит человека от великого поэта, тем сильнее воспламеняется любовь к его персоне.

Свои первые шаги на пути к литературе и русскому языку Александр Сергеевич делал с помощью Арины Родионовны, легендарной няни, без которой многих бы произведений просто не появилось.

Вторым шагом, приблизившим поэта к ступени творчества, стал лицей, в котором юный Александр получил образование. Там он уже писал свои первые стихи. На одном из экзаменов он прочёл знаменитые «Воспоминания о Царском селе», не оставившие равнодушным самого Державина. Но не всегда произведения Александра Сергеевича вызывали только восторг. После написания поэмы «Руслан и Людмила» мнения в обществе по поводу написанного резко разделились. Но Пушкин всегда отличался свободолюбивыми взглядами, он не стеснялся писать то, о чём запрещалось даже говорить. Этим-то он и покорил сердца многих.

Повествуя о том, что волновало только его, А.С. Пушкин показывал всему народу, что боятся нечего. Его душа лишь выплёскивала наружу то, за что болела. Таким подходом к творчеству поэт и заработал себе всемирную славу.

Александр Дюма — скорописец

А. Дюма, известный всем своими «Тремя мушкетёрами», был человеком разносторонним. За всю свою жизнь он написал более 600 произведений на различные темы. Он всегда стремился находиться в эпицентре всех событий, происходящих в Европе, из-за этого его романы почти всегда имели авантюрную окраску. Уже в 27 лет он имел полный успех. А пришёл он к нему через чтение книг.

После первых успехов Дюма понял, что читателей интересуют видные фигуры истории, поэтому он начал писать свои романы про графов и герцогов. Своими произведениями Александр так покорил Париж, что все редакторы газет жаждали общения с ним.

Такое везение приходит не к каждому. Всё дело в таланте и стремлении, неудержимом желании рассказать обществу то, что его интересует больше всего.

Ф.М.Достоевский – защитник бедных и слабых

Признание и любовь к Фёдору Михайловичу пришли уже после его смерти. Многие произведения Достоевского оставили большой след в сердцах его коллег-последователей, восхищённых психологизмом написанного. Конечно, не все так очарованы творчеством великого русского писателя, но бесспорно весь мир признал Фёдора Михайловича защитником слабых и бедных людей, образы которых пронизывают каждое произведение писателя и трогают до глубины души своим трагизмом.

Достоевский прошёл через многое: через тюрьмы, ссылки, долги и смерти близких. Но он проходил через все испытания жизнью с высоко поднятой головой.

Наполеон Бонапарт – император всей Европы

Наполеон Бонапарт – одна из личностей в истории, которая кроме своей цели не видит ничего вокруг. Вся Европа роптала перед его именем, потому что вся она была покорена великим французом. И несмотря на поражение с Россией, Бонапарт смог решить поставленную перед собой задачу.

Улучив момент, когда Франция утопала в кризисах и революциях, Наполеон взял штурмом город Тулон. После этой победы о Наполеоне заговорили с восторгом. Далее он стал присоединять к Франции интересующие его страны: Италию, Каир, Александрию.

После того, как Наполеон вернулся с военных походов, он стал императором. За 10 лет своего властвования Бонапарт сумел превратить Францию в мощную державу. Но со временем запросы императора росли, и амбициозность французского государя подвела его в войне с Россией.

Однако это поражение не испортило общего впечатления о Наполеоне, и поэтому он до сих пор считается держателем всей Европы.

Жюль Верн- французский фантазёр

Жюль Верн – самый фантастичный писатель из всех. Его произведения поражают научными деталями и объёмом человеческой фантазии. Книгами французского писателя зачитываются все дети мира.

Еще в детстве Верн мечтал совершить кругосветное путешествие, но родители настаивали на серьёзном образовании. Жюль Верн его получил и стал адвокатом, однако после получения диплома он вернулся к своей мечте и вдобавок ко всему начал писать. Его первые приключенческие романы стали настолько популярными, что скоро писать купался в деньгах и роскоши. Но вскоре ему надоел Париж, и Жюль Верн переехал в более тихое место, где и продолжал свою писательскую карьеру.

Жюль Верн наперекор родителям построил свою судьбу так, как посчитал нужным. И как теперь понимают читатели, сделано это было не зря. Любители научной фантастики не могут пока сравнить ни одного автора по значимости с Жюлем Верном, который до сих пор остаётся эталоном путешественников.

Д.И. Менделеев – повелитель химии

Менделеев поначалу интересовался многими областями науки, особенно, физикой, но с появлением периодической системы элементов, остановился на химии. Великий учёный очень много путешествовал для того, чтобы собрать как можно больше информации, которую впоследствии обобщал.

В США он впервые заинтересовался способами добычи нефти, после чего написал книгу, где написал об увиденном и поделился своими доводами. В 1892 году его пригласили на работу учёного хранителя мер и весов. Благодаря ему в российской системе мер установились такие понятия, как аршин и фунт. Далее Менделеев удостоился чести читать лекции по химии в университете, после чего стал доктором химических наук. После этого события он стал заниматься химией, где достиг очень больших результатов.

Все его достижения связаны с упорством, желанием получать знания и никогда не отступать. Благодаря его упорному характеру весь мир имеет первичные представления о химии.

П.И. Чайковский – композитор всех времён

Музыкальные произведения Чайковского звучат каждый день на сценах филармоний, в его честь называют музыкальные школы, концерты и конкурсы. Такой чести удостаивается не каждый композитор. В чём же особенность Чайковского?

Свой талант Пётр Ильич долго не видел и не воспринимал, потому что был очень впечатлительным и стеснительным мальчиком. Но садясь за музыкальны инструмент, он с головой уходил в ноты. И не каждый мог понять композитора, ведь язык музыки дан не всем. Родители отправили учиться Петра Ильича в Петербург на юриста, но сам Чайковский вскоре забросил учёбу и полностью посвятил себя музыке.

Благодаря его таланту и великой работе над собой, человечество имеет его великие музыкальные произведения, мелодии которых используются даже в современном кинематографе.

Зигмунд Фрейд – отец психоанализа

Австрийский невролог Зигмунд Фрейд тоже стал выдающейся личностью, которая прошла довольно много испытаний. Его книги сегодня очень популярны в США.

Он смог доказать всему миру, что плохие поступки человека совершаются из-за бессознательных мотивов. Причины их появления, считал Фрейд, кроются в неудовлетворённых влечениях личности. Эта фундаментальная теория потрясла весь научный мир. Среди коллег невролога нашлось много противников данной теории, однако одна прошла испытания временем и осталась жива, дойдя до наших дней.

После нескольких открытий Зигмунд Фрейд поставил перед собой новую цель – стать материально обеспеченным человеком. Он открыл врачебный кабинет, где помогал больным.

В Австрии все открытия учёного сразу же высмеивались, но за рубежом его идеи воспринимались с большой восторженностью. Поэтому Фрейд знал, что его работы, пусть и не сразу, приобретут смысл и будут использованы в дальнейшем.

Достижение цели каждого из этих великих людей было трудным, но все они обладали стойкостью, верой в свой талант и знания, и только поэтому были признаны общественностью.

Всемирно известных гениев от тебя отличает только то, что они смогли реализовали свои возможности. Вот , которые помогут разбудить скрытый потенциал и подарить миру пару-тройку гениальных изобретений.

Иоганн Гуттенберг (1398 – 1468)


На исторической границе между грозным рычанием неордельтанцев и современными цифровыми средствами связи стоял один-единственный человек. 600 лет назад он сумел перевернуть ход мировой истории не взяв в руки ни оружия, ни королевского скипетра.

Отец 15-летнего Иоганна Гейнцфлейша хотел для сына только лучшего - с детства обучал ремеслу ювелира и хлопотал о карьере в королевском монетном дворе. Но процесс плавления серебра навел сообразительного юношу совсем на другую мысль: почему бы не отлить из расплавленного металла шрифт и использовать его для печати книг? Разве стоят все монеты мира возможности совершить революцию в умах и сердцах? Ради идеи-фикс свободолюбивый сын бросил вызов семье: ослушался отца и отказался от его фамилии, сменив ее на название родового имения.

Иоганн Гуттенберг начал жизнь с чистого листа, во всех смыслах слова. Уехал в Страсбург, где занял солидную сумму денег, чтобы организовать первую типографию. Первым произведением Гуттенберга стала Библия на латыни. Но познать сладкий вкус триумфа с первой попытки ему не удалось. Он не сумел вовремя вернуть долг, и его типография по суду перешла к кредитору, который и сколотил на ней неплохое состояние. У Гуттенберга можно было отнять кампанию, но не мечту. Разоренный инженер начал все с нуля, организовал новое крошечное издательское дело и остался в истории, как главный популяризатор знаний. Современные стартаперы нервно курят в сторонке.


Иоганн Кеплер (1571 – 1630)


Как поверить в себя и крупными буквами записать свое имя в истории, когда всю жизнь тебя преследует смерть и болезни, а в твой будущий успех не верит даже собственная семья? «Я предпочитаю резкую критику одного умного человека, чем бездумное одобрение масс», - жизненный принцип великого астронома, который помогал ему здраво смотреть на жизнь, не заискивать перед толпой, а уверенно двигаться к своей цели (читай - к звездам) ни смотря ни на что.

Родившись в бедной семье, мальчик не вылезал из болезней, не годился для физического труда и был признан самым никчемным сыном. Нападки со стороны родителей и сверстников не сломили дух будущего ученого - его пристальный, любопытный и чуткий взгляд всегда был обращен на небо, которое стало его отдушиной. Когда Кеплер уже стал астрономом, его жена неожиданно умерла, оставив его с двумя маленькими детьми, родную мать обвинили в колдовстве, а с престола сместили главного покровителя - Рудольфа II. Никто не давал Кеплеру работу.

В 1618 году началась «Тридцатилетняя война», а с ней - голод и скитания. Судьба бывает неблагосклонна ни к страстным победителям, ни к гениям своего дела, но только те, кто способен пойти ей на перекор, остаются в веках. Главной наградой для Иоганна Кеплера всегда были его открытия. Трудности не только не помешали, а, казалось, подстегнули ученого сформулировать главные законы движения планет по орбитам, объяснить возникновение приливов притяжением Луны, нагло предположить, что Земля движется вокруг Солнца и навсегда остаться самой заметной фигурой в научной революции 17 века. Это просто космос какой-то!


Барон Драйз фон Зауэрбронн (1785 – 1851)


На протяжении нескольких веков авторство этого сенсационного изобретения оспаривали сотни людей на планете. И проспорили ему одному. Человек, на месте которого мечтал оказаться каждый изобретатель - создатель велосипеда Карл Фридрих Христиан Людвиг фон Драйз фон Зауэрбронн.

Он носил титул аристократа, дружил с королевскими министрами и пользовался большой популярностью у женщин. Но единственное, что не давало Карлу покоя - это ноги! Во время прогулок по немецким лесам у барона возникла шальная мысль - создать машину, с помощью которой «на своих двоих» можно перемещаться со скоростью всадника. Забыв про еду и сон, день за днем в темном, холодном, тесном сарае, он самозабвенно мастерил странный агрегат, состоявший из деревянной рамы с двумя колесами, сиденьем и рычагом управления. Свое творение он назвал на латинский манер - «быстрые ноги» (velocis + pedis).

Отталкиваясь от земли ногами (педали появились гораздо позже) и с трудом удерживая равновесие, изобретатель выехал на улицы города с гордо поднятой головой. Фон Зауербронн ожидал сенсацию. И он ее получил. Над велосипедистом смеялись до слез и свистели в след. Слух о выжившем из ума бароне дошел до графа, который лишил «легкомысленного» аристократа почетного титула королевского лесничего. Публичный провал и призрение друзей не сломили Карла. Он был уверен: его велосипед достоин признания. Фон Зауербронн решил пойти ва-банк: бросил вызов самому министру внутренних дел, что проедет 70 км быстрее почтовой кареты. Зауербронн сказал - Зауербронн сделал. Королевский двор признал поражение и аплодировал стоя, а барон Драйз фон Зауерброн получил награду, о которой мечтал - патент на изобретение.


Луи Даггер (1787 – 1851)


Что получится, если смешать в равных дозах страсть к искусству художника, смелость катанатоходца, любопытство самоучки и дерзость настоящего гения? Биография циркового декоратора Луи Даггера и первая в мире фотография!

В цифровую эпоху и эру селфи сложно представить, как в начале 19 века этот амбициозный француз мог провести 11 лет взаперти в лаборатории, чтобы проявить на свет один-единственный кадр. Неудачные опыты, нападки со стороны коллег-художников и оппонентов-химиков, пары тяжелых металлов - ничто не могло сломить его волю. Это был не только вызов обществу самовлюбленных эстетов, привыкших к кистям и краскам, но и самому себе.

В 1839 году на заседании Парижской академии наук полный достоинства Луи Даггер поднялся на сцену и представил на суд ученым первую в мире фотографию - изображение, появляющееся под воздействием паров ртути. «Человек создан по образу и подобию Божьему, а Божий образ нельзя уловить ни одним аппаратом, созданным человеком», - писала растерянная пресса на следующий день. Увидев передовицу Даггер лишь рассмеялся такой недальновидности.

Ученые месяц шептались в кулуарах, а Луи стойко продолжал работу над качеством снимков, и не думая отказываться от своей мечты. Отрицать гениальность изобретения было нельзя - общественность приняла новинку, с благодарностью назвав первые фото-изображения в честь его создателя - «даггеротип». Сегодня имя Даггера красуется в зале славы великих ученых на первом этаже Эйфелевой башни. Не отступай и ты от своей мечты, «ивановтип» и «смирновотип»!


Пол Эрдеш (1913 – 1996)


Что получится, если скрестить искрометное чувство юмора, феноменальные способности к точным наукам и страсть к перемене мест? Самый эпатажный математик в истории!

Известно, что четырехлетний венгерский мальчик Пол часто веселил гостей, моментально подсчитывая в уме, сколько секунд они прожили с момента рождения. Детская забава вундеркинда стала главной теорией его жизни: находить нетривиальный подход к науке и к окружающим людям. Он стал одним из немногих математиков, бросивших вызов собственному профессиональному сообществу. «Не такой как все» он без конца смешил тусовку ученых и дружил с исследователями по всему миру.

Неугомонный Пол Эрдеш не мог сидеть на месте и все время куда-то ехал - мог появится на пороге дома коллеги на другом конце света со словами: «Мой мозг открыт» и оставался на несколько дней. У него не было семьи и детей, определенного места жительства, постоянного заработка и даже имущества. Все его пожитки умещались в легендарный черный чемоданчик. Он не боялся быть «белой вороной», не таким как все, а напротив - всячески к этому стремился. За свою жизнь он опубликовал рекордные 1475 научных статей, почти все - в соавторстве. И даже породило шуточное явление (математики от смеха валялись под столом): «число Эрдеша» или кратчайший путь от любого человека до самого математика по совместным работам.


Фрэнк Гери (1929)


Единственный представитель своей профессии, который снялся в рекламе Apple и появился в эпизоде «Симпсонов». Легенда деконструктивизма архитектор Фрэнк Гери прошел путь от изгоя в собственной стране до супер-звезды мирового масштаба.

Хотите что-то изменить в этом мире? Начните с себя! Показательный случай: соседи в Санта-Монике подали на архитектора в суд за то, что его дом, «неправильной формы», из не окрашенной фанеры и утилитарных материалов уродует район, и недвижимость в округе падает в цене. Суд они проиграли, переехали, а потом кусали локти - именно эта работа впервые прославила автора, а стоимость домов в его окрестностях взлетела в 10 раз.

«Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а потом указывают, что ему делать», - пожимал плечами Френк Гери, и не позволял никому и никогда себе указывать. Именно жесткая и принципиальная жизненная позиция становилась фундаментом для всех его шедевров. Каждая его новая работа - будь то танцующий дом в Праге, Музей Гугенхайма в Бильбао или рыбо-скульптуры - это манифест независимости и вызов классическому устрою не только в архитектуре, но и, прежде всего, в умах.

Путь на вершину архитектурного Олимпа был для Гери стремительным, но очень тернистым. Во время строительства концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе по проекту Гери, от самого Гери пытались избавиться неоднократно - слишком дорогой и наглый. Но никто другой этот «каменный цветок» не потянул, и архитектора умоляли вернуться. Уверен в деле своей жизни - иди до конца!

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...