Жизненная удовлетворенность. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и оценка

Во всех языках существует такая фигура речи, как оксюморон — сочетание несочетаемого. То, чего не может быть. Например, в названиях книг и фильмов оксюмороны можно встретить очень часто. Это "Мертвые души", "Обыкновенное чудо", "Назад в будущее". Очень любят конструировать оксюмороны поэты.

Встречаются они и в жизни. Но все-таки реже, чем в сфере искусства. Например, в Москве, в Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка работ слепого фотографа. Звучит, как баловство рифмоплета. А нет!

Моя ночь — черно-серая. День — буро-серый. Зато раннее утро — это время, когда на небе появляются просто невероятные цвета… Как например сейчас — розовый, голубой, фиолетовый… Оттенки все время меняются. Каждую минуту. А потом исчезают. Начинается новый день.

В разбалованном гаджетами и чудесами современном мире люди отвыкли удивляться. Около уличных фокусников многие даже не останавливаются. И даже мимо бородатой женщины — пройдут, не обернутся. Но незрячий фотограф — все-таки чудо такого уровня, мимо которого не пройдешь бесстрастно.

И, конечно, любой человек задастся вопросом: а как он снимает? Беспорядочно щелкает камерой? А потом зрячие люди выбирают из всей кучи отснятой ерунды что-то более-менее удобоваримое? Других вариантов, собственно, не было. Поэтому на открытие выставки "За горизонт" корреспондент Sputnik Лев Рыжков шел с немалым скепсисом.

Но, конечно, правда оказалась сложнее и интереснее.

Художник в тумане

Во-первых, выясняется, что Александр Журавлев — не совсем слепой. У него сохранилось 2% зрения. Каково ему — может понять любой посетитель выставки. В зале стоит стенд, на котором лежат виртуальные очки Gear VR. "Если вы их наденете, вы поймете, как видит Александр Журавлев", — говорит молодой человек у стенда.

Серые оттенки слева, справа, впереди. Говорят — серый самый скучный цвет — никакой. Не страшно, если зима и погода сделали мир серым. Страшно, если ваш внутренний мир потерял цвет.

Надеваю. И погружаюсь в туман — густой, серый. И лишь где-то там, непонятно где, какое-то светлое пятнышко. Но любой туман (кроме разве что совсем уж стивенкинговского) может разогнать ветер. А Александр, получается, в этом тумане — живет. С одиннадцати лет. А сейчас ему — сильно за сорок.

Здесь на хребте стоит камень с выбитой строкой из Библии: "Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх". 10 минут отдыхаю и продолжаю подъем.

Свои снимки Александр делал во время путешествия по горному Уралу — по Свердловской и Челябинской областям. Екатеринбургский режиссер Иван Соснин снял об этом путешествии небольшой, но очень красивый фильм. А постоянным и надежным спутником Александра в горных походах была любимая собака Умка. Которую, к сожалению, в Москву на выставку не возьмешь.

Обострение чувств

"Как и у всякого слабовидящего человека, у меня обострены другие органы чувств, — признается Александр Журавлев. — Благодаря им я и выбираю композицию для своих снимков".

Здесь мне мало что удается увидеть — очень мало световых пятен. В глубине все темно-серое, и я начинаю двигаться к выходу. Темнота отступает.

Одно из главных чувств — осязание. Буквально ориентируясь на ощущения кончиков пальцев, Александр сделал в Челябинской области, на озере Сугомак, один из самых эффектных своих снимков. Он был навеян трением колыхаемых ветром колосков о руки фотографа.

Выйдя из темноты шахты, мне кажется, будто все вокруг просто белое: земля, небо… Но воздух здесь свежий. После влажной пещеры лицо покалывает мороз. Слышно, как ветер шумит в листве.

Немаловажно и обоняние. Александр вспоминает, как в той же Челябинской области вышел из заброшенной шахты, а в лицо буквально ударил свежий воздух. Фотограф сфотографировал эту свежесть. Впрочем, ориентировался не только на обоняние, но и на слух — потому что шелестели листья.

А еще на съемках в самой заброшенной шахте незрячий фотограф ориентировался на звук тающей воды и на тепло — чем глубже погружение, тем теплее. Ориентируется Александр и на ощущения земли под ногами, и на чувства, которые вообще неведомы обычному, зрячему человеку. Александр Журавлев знает, что чувств у человека — не пять и даже не шесть. А много больше.

Ветер беспокоит колосья. Они трутся мягкими кончиками о мои руки и тут же отступают, словно испугавшись.

Нашему корреспонденту Александр признался, что путешествовал не только по горному Уралу. Довелось ему побродить и по Польше, и по Индии. Куда он поедет в следующий раз — пока не знает. Может быть, зависит от того, кто пригласит.

Я не знаю, что она видит. На что опирается, делая выбор, есть ли в ее голове какие-то мысли. Я знаю, что она — мой верный друг и, возможно, — мои глаза. Благодаря ей ночью я буду видеть даже лучше, чем здоровый человек.

Дело техники

Конечно, во многом создание этих уникальных фото — дело техники. Техника действительно высококачественная, чуткая и умная. Смартфон, которым сделаны снимки, сам настраивался на резкость, выбирал режим съемки.

Синий и белый. Я знаю, что это крест. Но вижу только, как что-то расплывчатое темной линией соединяет гору и небо.

Выставка Александра Журавлева продлится до 9 апреля. Организовать ее помогли компания Samsung, общественное движение "Белая трость" и сервис Shazam.

В сумерках почти ничего не видно. Темнота отнимает все ориентиры. Здесь даже слух не помогает: слышать нечего. Теперь вся надежда на Умку.

Посмотреть выставку надо. И не столько ради самих фотографий, сколько для понимания того, что безвыходных положений, на самом деле, не бывает. Что даже человек, лишенный зрения, способен на многое. Что даже если с вами случилось непоправимое несчастье — это еще не повод опускать руки.

А еще Александр говорил о том, как много людям дано возможностей — всем, в том числе и ему. И призывал всех полнее использовать эти возможности — сегодня, завтра. Сейчас.

Обычно под продуктивностью жизнедеятельности понимается некоторая совокупность жизненных достижений, успехов, свершений личности. В научно-психологическом исследовании она может фигурировать как переменная, которая измеряется на основе объективных и субъективных показателей. С точки зрения надежности измерений предпочтительны объективные показатели, но психологией и другими социально-гуманитарными науками, изучающими личность в качестве субъекта собственной жизни, «до сих пор не выработаны достаточно строгие критерии, на основе которых стало бы реальным интегративное измерение продуктивности человеческой жизни в целом и ее отдельных этапов» . Между тем для психологического анализа не меньшую ценность представляют субъективные показатели продуктивности, которые формируются в результате самооценки личностью индивидуальной жизнедеятельности по внутренним критериям успеха-неуспеха. В сущности, они являются формами субъективного переживания личностью собственной жизни как успешной либо неуспешной, продуктивной либо непродуктивной, реализованной либо нереализованной. Эти переживания развертываются в самосознании личности, в связи с чем эмпирическое изучение уровня жизненной продуктивности может опираться на методы формализованного и свободного самоотчета.

Предложены различные субъективные показатели для анализа продуктивности индивидуальной жизнедеятельности. В отечественной психологии популярностью пользуется каузометрический психобиографический подход, в рамках которого продуктивность оценивается по степени насыщенности субъективной картины жизненного пути значимыми событиями прошлого, настоящего и будущего . В зарубежной психологии широкое признание получила концепция удовлетворенности жизнью, разработанная Э. Динером и его коллегами в русле исследований субъективного благополучия личности. В данной концепции удовлетворенность жизнью рассматривается как когнитивный компонент субъективного благополучия, не смешивающийся с аффективными компонентами — максимумом эмоционально-позитивных состояний и минимумом эмоционально-негативных состояний. Удовлетворенность определяется как глобальная оценка реальной жизни через призму субъективных стандартов «хорошей жизни», которые конструируются самостоятельно или усваиваются в готовом виде из социального окружения. Общий уровень удовлетворенности в каждый конкретный момент времени свидетельствует о степени расхождения между жизненной реальностью и личными стандартами «хорошей жизни» .

Изучение соотношения смысла жизни с компонентами субъективного благополучия личности образует одну из магистральных линий в современной экзистенциальной и позитивной психологии. В ряде зарубежных и отечественных исследований зафиксирована прямая корреляционная связь между уровнем осмысленности и удовлетворенности жизнью, что интерпретируется как свидетельство необходимости смысла для субъективного благополучия личности . Смысл жизни при этом рассматривается двояко: одни исследователи видят в нем самостоятельный феномен, выступающий внешним условием, экзогенной детерминантой субъективного благополучия , другие авторы включают его во внутреннюю структуру психологического благополучия личности в качестве одного из компонентов . В целом же данная корреляция истолковывается как фактическое подтверждение идеи В. Франкла о первичности стремления к смыслу и производности от него позитивных феноменов человеческого бытия — счастья, удовлетворенности, самоактуализации. Следует отметить, что аналогичная идея высказывалась русскими экзистенциально мыслящими философами и психологами, например, С.Л. Рубинштейном: «Превращение производного результата в прямую непосредственную цель действия и жизни, превращение жизни в погоню за удовольствием, отвращающую человека от решения его жизненных задач, — это не жизнь, а ее извращение, приводящее к неизбежному ее опустошению.

Напротив, чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше мы заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим» . Смысл жизни, таким образом, рассматривается в качестве важного условия, способствующего достижению приемлемого уровня личностной удовлетворенности жизнью.

Это правильное, но далеко не исчерпывающее объяснение всех возможных соотношений смысла жизни и удовлетворенности жизнью. Зачастую от внимания исследователей ускользает то, что смысл жизни «встроен» внутрь психологического механизма, обеспечивающего формирование и поддержание чувства удовлетворенности жизнью. В индивидуальном сознании он оформлен в виде субъективной модели желаемого будущего, или жизненного идеала, и служит внутренним стандартом, с которым личность сверяется при оценке своей текущей жизни. Иначе говоря, он выполняет оценочную функцию по отношению к жизненным достижениям личности. Субъективное переживание удовлетворенности или неудовлетворенности производно от оценочной функции смысла жизни и как бы «подытоживает» общую продуктивность индивидуальной жизнедеятельности. Оно сигнализирует о том, как у личности обстоят дела с практической реализацией смысла жизни; насколько она прогрессирует, преуспевает в индивидуальной жизнедеятельности; в какой мере она приблизилась к идеальному состоянию, которое «запроектировано» смыслом жизни. Отсюда логически вытекает, что удовлетворенность жизнью — это субъективное переживание личности по поводу продуктивности индивидуальной жизнедеятельности, оцененной через призму смысла жизни.

Учет оценочной функции помогает разобраться, почему осмысленность и удовлетворенность являются тесно сопряженными, и в то же время относительно независимыми явлениями. Ведь осмысленная жизнь не всегда бывает удовлетворяющей, а удовлетворительная жизнь не обязательно предполагает наличие смысла. Дело в том, что наличие смысла в жизни — это веское и необходимое, но само по себе не достаточное основание для субъективной удовлетворенности жизнью. Осмысленная жизнь становится удовлетворительной и счастливой лишь при условии продуктивного осуществления личностью ее смысла. Если же личность не способна продуктивно реализовать имеющийся смысл, он превращается из фактора удовлетворения, в источник несчастья и страданий. Неоптимальный смысл жизни собственно и представляет тот случай, когда осмысленность жизни служит предпосылкой не для чувства глубокого удовлетворения и устойчивого ощущения счастья, а для дискомфортных, травматических переживаний. В данной ситуации наличие смысла в жизни оказывается скорее не благом, а психологическим грузом для личности. Неоптимальный смысл жизни обременяет жизнедеятельность такими противоречиями, которые сковывают и тормозят самореализацию личности и, следовательно, лишают ее возможности насладиться жизненным успехом, почувствовать удовлетворенность жизнью и собой.

Таким образом, субъективные переживания удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью отражают динамику практической реализации личностью смысла собственной жизни. Степень удовлетворенности определяется тем, насколько успешно личность продвигается в осуществлении смысла собственной жизни и производных от него жизненных целей, планов, программ. Различные виды неоптимального смысла жизни негативно сказываются на темпах и продуктивности этого продвижения, вследствие чего падает уровень удовлетворенности жизнью и возникает угроза смысложизненного кризиса.

ВВЕДЕНИЕ

Нет нужды доказывать, что большинство людей, если не все, хотят быть счастливыми. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. Когда проводились опросы на эту тему, оказалось, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Необходимо отметить, что интерес к проблеме удовлетворенности жизнью в современной науке проявляется у представителей различных отечественных и зарубежных психологических течений в контексте изучения и повышения качества жизни, что является свидетельством актуальности и значимости данной проблемы.

Наше исследование проводилась в рамках институтов АмГПГУ. Практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования теоретических аспектов, материалов, полученных данных, а также выводов для изучения стратегий достижения удовлетворенности жизнью в отдельных социальных группах.

Мы построили своё исследование на основе высокого интереса к данной проблеме.

Объектом исследования выступали студенты первых курсов очного отделения, обучающиеся в АмГПГУ по специальностям «Математика и информатика», студенты естественно-географического факультета.

Предметом исследования являлись стратегии достижения удовлетворенности жизнью.

Гипотеза: не существует различий в стратегиях достижения удовлетворенности жизнью у студентов первого курса различных факультетов.

Целью данного исследования являлось изучение стратегий достижения удовлетворенности жизнью студентов.

1. Изучить состояние проблемы в научной литературе.

2. Изучить теоретические аспекты понятия стратегии достижения удовлетворенности жизнью и особенности юношеского возраста.

3. Изучить стратегии достижения удовлетворенности жизнью у студентов очного отделения первого курса АмГПГУ.

Эмпирический метод: психодиагностический.

Метод обработки данных: контент-анализ.

Методики: незаконченные предложения.

Испытуемые - студенты первого курса ФИТМиФ (19 человек), студенты первого курса ЕГФ (29 человек). Итого в исследовании приняли участие 48 человек.

Теоретические аспекты понятия удовлетворенности жизнью и психологическая характеристика юношеского возраста

Теоретический анализ проблемы удовлетворенности жизнью и стратегий её достижения

Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке.

Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.

Майкл Аргайл употребляет понятия удовлетворенность жизнью и счастье как тождественные. «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций».

«Удовлетворение (и удовлетворенность)» -- термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами.

Важной для психолога особенностью термина «удовлетворенность жизнью» является его неопределенность в предмете оценки -- в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет отвечающего. Предмет оценки очень часто от внимания исследователей ускользает. Но, в зависимости от того, что именно респондент принимает в расчет: внешние обстоятельства жизни (лишь в некоторой степени изменяемые его усилиями) или оценивает свои решения, действия и поступки, собственную успешность, существенно зависит сама оценка.

В начале 40-х годов, известный американский психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни":

1. Удовлетворение физических потребностей.

2. Удовлетворение потребностей в активности (психической и физической).

3. Удовлетворение социальных потребностей (дружеские отношения, принадлежность к организованным группам, господство над другими, служение другим)

4. Личные успехи (признание со стороны других, самоуважение).

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия.

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения.

М. Аргайл, английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.

Удовлетворенность жизнью в целом или ее отдельными сферами можно измерить с помощью самоотчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень счастья превышает средние показатели -- 70% от максимально возможного, а не 50%. Нет ясности в том, отдельные сферы ли воздействуют на общую удовлетворенность или наоборот, хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый привносит своё определение счастья, в рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой: «Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект», где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность, в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

Особый интерес в психологии представляет вопрос, какими стратегиями пользуется человек для достижения субъективного благополучия. Понятие стратегии жизни рассматривается в рамках общей теории личности.

В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривала К.А. Абульханова-Славская . Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью». Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации . Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашем исследовании мы опирались на стратегии достижения счастья, выделенные Кроником, Амхмеровым. Первая стратегия, принцип максимизации полезности мира -- состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Поскольку полезность любой вещи субъективно отражается в эмоциональном состоянии «приятного», то максимизация полезности мира одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.

Вторая стратегия -- принцип минимизации потребностей -- состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряженности) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно -- то ли в силу отсутствия соответствующих объектов, то ли из-за недостаточных для их достижения способностей человека, то ли при наличии других более важных и жизненно необходимых для человека, но еще не удовлетворенных потребностей. на основе принципа минимизации потребностей возникали различные представления о путях обретения счастья -- от умеренности и разумного ограничения потребностей до крайнего лишения и отречения от внешних благ.

Третий стратегия состоит в стремлении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов -- целей его различной деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима. Субъективной мерой сложности, как показано выше, выступает знание человека о том, что представляет собой данный объект, как и в каком направлении он будет изменяться. Следовательно, принцип минимизации сложности сводится к стремлению человека создать для себя ясную картину мира, позволяющую объяснять и предсказывать и тем самым делать мир субъективно более простым и понятным.

Четвертый принцип саморегуляции человеком своей мотивации к миру -- принцип максимизации способностей -- состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и духовном отношении.

Самостоятельно мы выделили еще две стратегии, так как, на наш взгляд, не все действия людей, направленные на достижение удовлетворенности жизнью, могут уложиться в предложенные категории. Таким образом, мы добавили такие стратегии как, «принимать себя, других людей и окружающий мир такими, какие они есть» и «стремиться быть максимально полезным и существовать ради блага других людей».

На современном этапе развития общества, в век больших скоростей, больших объемов информации и постоянной нехватки времени, наиболее остро встает вопрос о рассмотрении такого феномена, как удовлетворенность жизнью.

На настоящий момент комплексной и многоаспектной проблеме удовлетворенности жизнью посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Тем не менее их анализ показывает, что единой точки зрения на трактовку понятия «удовлетворенность жизнью» и его структуры в настоящее время не существует. Как и не существует четкого разграничения схожих, но не идентичных понятий. Так, в социально-психологических трудах, посвященных проблеме исследования особенностей оценивания человеком в целом своей жизни, наряду с термином «удовлетворенность жизнью» используются такие понятия, как «счастье», «благополучие», «субъективное благополучие», «качество жизни, «субъективное качество жизни» и другие. Следовательно, возникает необходимость определить само понятие удовлетворённости жизнью и отделить его от других.

Р. М. Шамионов рассматривает удовлетворенность жизнью как «сложное, постоянно изменяющееся социально-психологическое образование, основанное на единении познавательных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, сподвигающей к действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами»

Среди факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность жизнью, в основном, выделяют: здоровье, пол, возраст, уверенность в себе, оптимизм, психологическую устойчивость, личную и семейную безопасность, отношения в семье, эффективные социальные контакты (отношения с друзьями, межличностное доверие, частота проведения времени с людьми, возможности душевного общения), плодотворный досуг, творческую самореализацию, работу, достойный социальный статус, достижение поставленных целей, оценку по субъектиным заслугам, материальное положение, уверенность в будущем, социальную стабильность, комфортную среду обитания (климат, экология, развитая социальная инфраструктура), оценку работы системы здравоохранения, правительства, оценку состояния экономической ситуации в стране.

Поскольку, удовлетворённость жизни сложный и комплексный параметр, следует представить ещё некоторые взгляды на то, что может являться составляющими данного понятия. Так, Е.В. Балацкий, в попытках количественно измерить показатель удовлетворённости жизнью, посчитал, что следующие факторы могут быть частью рассмартиваемого нами явления:

  • 1. Субъективная и семейная безопасность.
  • 2. Материальное благополучие.
  • 3. Семейное благополучие.
  • 4. Возможность достижения поставленных целей, которая проявляется в общественной и политической свободе и возможности для реализации потенциала социальной мобильности.
  • 5. Возможности к творческой самореализации.
  • 6. Плодотворный досуг (Наличие свободного времени и возможностей его плодотворного использования).
  • 7. Хороший климат.
  • 8. Субъективная оценка социального статуса как достойного..
  • 9. Эффективные неформальные социальные контакты (Дружба, секс, взаимопонимание, общение).
  • 10. Социальная стабильность.
  • 11. Комфортная среда обитания.
  • 12. Хорошее здоровье.

Так же, по некоторым из теорий считается, что удовлетворенность жизнью определяется преодоленными трудностями, достигнутыми целями и переменами, происходящими профессиональной и личной жизни. А так же, на столько, на сколько она связана с достижениями и желаемыми переменами, Удовлеторённость зависит и от различных внутренних характеристик, таких как вера в себя и собственные силы, умение планировать и оценивать последствия своих действий. Очевидно и то, что удовлетворенность жизнью непосредственно связана с самооценкой. Самооценка не только тесно связана с удовлетворенностью жизнью, но и регулирует влияние на нее других характеристик.

Вместе с тем, низкая амбициозность, попустительское отношение к своим обязанностям и способность получать удовольствие от жизни в настоящий момент, не задумываясь о планах на будущее, тоже способны создать у индивида общее позтивное восприятие жизни. А разделительная линия между удовлетворенными и неудовлетворенными жизнью определяется способностью индивида к адаптации к наличествующим условиям. Иначе говоря, связи между чертами личности и удовлетворенностью жизнью могут быть опосредованы третьими характеристиками.

Можно сказать, что на общий уровень удовлетворенности жизнью влияет огромный комплекс характеристик.

Неоднозначность психологического определения термина «удовлетворенность жизнью» проявляется в том, что он рассматривается в разных контекстах:

  • 1. в тесной связи с понятием счастья
  • 2. в контексте качества жизни
  • 3. как субъективное благополучие личности
  • 4. как результат позитивного отношения к себе и событиям своей жизни
  • 5. как процесс и результат позитивного использования потока - источника психической энергии и мотивации.

До сих пор остаются вопросы в науке о том, зависит ли оценка глобально) удовлетворенности жизнью от субъективных суждений об удовлетворенности различными сферами жизни (так называемый процесс «снизу вверх»)? Или же все происходит наоборот и уровень общей удовлетворенности жизнью влияет на удовлетворенность конкретными сферами жизни (процесс «сверху вниз»)?

Само явление удовлетворённости жизнью рассматривается как субъективно переживаемое состояние, являющееся реакцией на качество взаимодействия индивида с жизненными обстоятельствами. В рамках субъективного восприятия человека, признаками удовлетворённости жизнью принято считать:

  • 1. общее эмоциональное состояние связанное с текущей жизненной ситуацией,
  • 2. динамический компонент жизнедеятельности такой как активность - пассивность, амбициозность, наличие стремлений и желаний,
  • 3. субъективное ощущение насыщенности или пустоты жизни,
  • 4. удовлетворённость, связанная с реализацией планов и удовлетворением потребностей,
  • 5. ощущение стабильности окружающего мира, а так же ожидания от будущего.

Относительно точности измерения такого явления как удовлетворенность часто высказывается большое количество сомнений, поскольку нередко показатели полученные в ходе исследований имеют плохую степень корреляции с объективными характеристиками жизни человека. Как пример можно взять такой показатель как уровень дохода. Считается, что он не имеет сильного влияния на степень удовлетворенности. Ещё одна трудность связана с межкультурными сравнениями: в некоторых странах респонденты отмечают крайне низкие субъективные показатели дохода.

Стоит упомянуть ещё один из аспектов данной проблемы: не известно насколько удовлетворенность определяется такими факторами, как образ мышления индивида. Так же, стоит помнить, что оценка удовлетворенности может быть обусловлена и такими вещами как сравнения с прошлым или с другими людьми. Кроме того, на данные суждения имеет влияние непосредственное эмоциональное состояние на момент измерения, а также самая простая привычка -- адаптация к ситуации и различному видению событий. Стоит упомянуть, что удовлетворенность бывает и иллюзорной, возникающей тогда, когда индивидуумы сами себя вводят в заблуждение, думая о том, что они вполне удовлетворены своей жизнью. Ещё удовлетворенность может зависеть от целей, поставленных человеком самому себе. А иногда и само наличие какой-либо цели может быть непосредственным источником удовлетворённости. Вместе с тем неспособность пребывать в состоянии удовлетворённости, либо же достичь его, часто оказывается причиной противоположного явления - неудовлетворенности. Некоторые из рассмотренных явлений могут быть приняты, и как ошибки суждений и как источники подлинных суждений об удовлетворенности. Если это утверждение является правдивым, на удовлетворённость можно повлиять, не только изменяя непосредственно существующую ситуацию, но отношение человека к ней, например, в ходе терапии.

Ещё один подход заключается в выявлении того, какие сферы, по субъективной оценке людей, являются в их жизни важнейшими источниками удовлетворенности. Холл (На11, 1976) использовал данную методику, проводя опрос в Великобритании, и получил результаты, показывающие, что наиболее часто упоминаемыми областями были следующие:

  • * домашняя и семейная жизнь;
  • * денежная сфера;
  • * жизненный уровень;
  • * общественные ценности и нормы;
  • * социальные взаимоотношения;
  • * жилищные условия;
  • * здоровье;
  • * работа.

Некоторые исследователи, занимающиеся вопросами благополучия, сделали вывод, что объективные факторы не играют важной роли: наиболее важными оказываются индивидуальные различия, а также когнитивные и эмоциональные процессы. Эта точка зрения имеет подтверждение двумя выводами. В первую очередь, люди с серьезными нарушениями оценивают свои счастье и удовлетворённость достаточно высоко. Во-вторых, между удовлетворённостью и финансовыми доходами наблюдается достаточно низкий уровень корреляции.

Согласно некоторым теориям социального сравнения, люди довольно часто, в ситуациях сравнения, оценивают свою жизнь или качества, сопоставляя их с тем, что присутствует у окружающих. В качестве примера можно сказать, что было установлено, что по мере роста общенационального дохода удовлетворенность индивидуумов не имеет существенного прироста -- вероятно, причиной этому служит то, что доходы возросли у всех. Уилле (1981) собрал большое количество данных, которые подтверждают гипотезу, согласно которой, у людей повышается уровень субъективного благополучия, если сравнение производится с менее удачливыми индивидами; а также ещё одну гипотезу, в соответствии с которой, сравнение «сверху вниз» обусловлено снижением субъективного благополучия. На основе этого, ученый делает заключение о том, что люди, в основном, сравнивают своё благополучие по принципу «снизу вверх», но для индивидов с низкой самооценкой характерно обратное явление.

У людей, оцениваемых как счастливые или несчастливые, процесс сравнения осуществляется по-разному. Любомирски и Росс (1997) обнаружили, что самооценку несчастных нередко обуславливает результат напарника, который выполнил схожее задание лучше или хуже их. Однако, на людей, оцениваемых как счастливых, участник, получивший лучшие результаты, не оказывал значимого влияния. Вероятно, партнёр с лучшими результатами выступал в данной ситуации в качестве стимула и увеличивал перспективы, что и делало людей счастливее.

Люди часто выбирают какие-то собственные объекты сравнения: например, индивиды с высокими показателями субъективного благополучия, более позитивным образом сравнивают себя с другими. В результате проведенного сопоставления возможно сделать разные выводы. Бунк и соавторы (1990) доказали, что сравнения по принципу «снизу вверх» имеют влияние на чувства людей, как в положительную, так и в отрицательную сторону, в связи с их здоровьем. Сравнения, обусловленные какими-то непреодолимыми внешними обстоятельствами, не оказывают на удовлетворенность конкретного влияния. «Выбор объекта сравнения -- процесс гибкий, не определяемый исключительно степенью доступности соответствующих "других"», -- отмечают некоторые ученые.

В некоторых исследованиях удовлетворенность, которую пытались предсказывать, опираясь на данные о социальном разрыве, сравнивалась с той, которая ожидается, когда в расчет берутся только реальные достижения или возможности. Порой данный разрыв сам может являться обуславливающей составляющей удовлетворенности, а не наоборот. Хиди и Венховен (1989) получили эти данные при использовании резульатов Викторианского панельного исследования в Австралии: «Разрыв вызывается удовлетворенностью жизнью, а не наоборот». Кэмпбелл с коллегами (1976) опираясь на эту теорию, попытались объяснить феномен повышающейся с возрастом удовлетворенности, отметив, что со временем «разрыв» уменьшается.

Как гласит теория разрыва целей и достижений, большие стремления могут приводить к низкому уровню удовлетворенности. Но некоторые другие теоретики утверждают, что сам факт наличия каких-либо адекватных жизненных целей является благоприятным фактором..

Порой, в мире встречаются люди, которые, не зависимо от обстоятельств, видят все «в солнечном свете». Такие люди оптимистичны, счастливы, а все события представляются им радостными. Они имеют позитивный взгляд на окружающих, имеют множество положительно окрашенных воспоминаний о приятных событиях, а их свободные ассоциации имеют позитивный окрас. Но как у таких людей получается видеть вещи с позитивной стороны? Вероятно, на их уровень счастья имеет влияние иной тип мышления. Выше было пояснено, что сравнения, происходящие по принципу «сверху вниз», улучшают ощущаемое благополучие. Подобный эффект возникает, если напарником оцениваемого субъекта сделать человека, который имеет физические недостатки, или неблагополучен в каком-то ином смысле, или не настолько успешен в выполнении предлагаемых лабораторных заданий. Но не стоит забывать, что мы видели какое влияние может оказывать на настроение счастливых людей успехи их напарника, поскольку в этом случае они, предположительно, могут рассчитывать на то, что сами в будущем смогут улучшить свой результат и добиться больших успехов.

Так же, было замечено, что сам факт наличия мыслей о позитивных событиях способен ободрять, но данный эффект сильно зависит от того, насколько давнее это приятное переживание. Штрак и соавторы (1985) установили, что когда испытуемых просили мысленно воспроизвести приятные события из недавнего прошлого или настоящего, у испытуемых усиливалось ощущение субъективного благополучия. В ситуации с событиями из более далёкого прошлого на оценке благополучия сильнее сказывались мысли о негативных событиях. Прошлый опыт в данном случае выступает в качестве контраста, а позитивные события, что происходят в настоящем, выступают субъективным доказательством благополучия.

Также была отмечена важность того, чему человек приписывает событие. Существуют доказательства того, что люди, страдающие депрессией, часто видят причины плохих происшествий в самих себе: они испытывают чувство вины, направленное на себя, причина, по их мнению, кроется в них, и все дурное случится снова. Нет пока точных данных о том, какое влияние сильнее: или же такой стиль «приписывания» вызывает депрессию, или же все наоборот. Но Финчем и Брэдбери (1993) установили, что наличие похожих приписываний, касающихся поведения супругов, позволяет строить предположения об успехе брака. Если вина за неблагоприятную ситуацию возлагается на недостатки другого, это считается показателем неуспешного супружества. Так же, были получены данные, что для субъективно счастливых людей не характерно такое приписывание причин неудач себе; напротив, они считают что хорошие события в жизни происходят непосредственно благодаря усилиям самого человека.

Стоит так же упомянуть явление внутреннего контроля. Внутренний контроль -- это личностная переменная, имеющая взаимосвязи с удовлетворенностью. Суть данного явления в убежденности в том, что человек способен контролировать текущие события. Это одна из основных составляющих личностной выносливости, характерная для стрессоустойчивых людей. Индивиды с высокой степнью внутреннего контроля интерпретируют стрессовые события как сподвигающие к действию и считаю что у них хватит сил их преодолеть. Как уже было сказано, счастливых людей не расстраивает больший успех подставного напарника по эксперименту в выполнении лабораторных заданий. Это происходит по тому, что они рассматривают неудачу как стимул для дальнейшего самосовершенствования. Хиггинс и соавторы (1997) обнаружили, что люди, имевшие ранее не контролируемые проблемы со здоровьем, в большей степени ожидали их возобновления, чем других неприятностей. Тогда как индивидуумы, у которых проблемы со здоровьем поддавались контролю, были менее подвержены ожиданию их возвращения.

Ещё одним видом позитивного мышления можно назвать юмор, или, точнее, не слишком серьезный взгляд на жизнь. Это означает умение увидеть комическую, не серьёзную, сторону вещей, другую их грань, которая обесценивает их важность и таким образом снижает остроту субъективного восприятия неприятных происшествий.

Определение основных понятий

Явление удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью определяет очень многие стороны жизни субъекта, его поступки, различные виды его деятельности и такие стороны поведения как: бытовая сфера, экономическое и политическое поведение. Эти переживания нередко выступают значимыми факторами состояния общественного сознания, отношений в обществе, а так же групповых настроений и ожиданий. Без их учета практически невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление и планирование.

Большое влияние степень удовлетворенности жизнью оказывает на такие стороны жизни как психическое состояние, настроение и психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознаётся в науке. Однако, во многих научных публикациях явление удовлетворенности жизнью трактуется как довольно простой феномен, являющийся некоторой оценкой, которую использует человек для характеризации своей текущей жизненной ситуации. Не подвергая сомнению возможность получения такой оценки от респондента в ситуациях психологического или социального тестирования, важно отметить, что за ней стоит широкий спектр различных переживаний субъективного ощущения благополучия личности. Однако, различные аспекты субъективного благополучия и внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом конкретного психологического исследования.

Обсуждение причин данного состояния проблемы заслуживает отдельного рассмотрения. Стоит лишь упомянуть, что попытки описания основных проявлений субъективного мира личности математическими методами приводили к тому, что в таких описаниях не было ни психологического, ни математического содержания, что серьёзно сказывалось на результатах.

Для обозначения характеристики состояния субъективного мира человека в аспекте его благоприятности употребляют такие термины как переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.

В философской и психологической литературе часто понятие «счастье» является феноменом принадлежащим в значительной мере экзистенциальному аспекту бытия личности, восприятию и пониманию мира в целом и природы человека. В самом этом понятии заложено огромное множество противоречий. Переживания счастья часто имеет значительную культурально-этническую подоплёку. Так, например, путём социологических опросов, было выяснено, что чаще всего людей, ощущающих себя счастливыми, можно встретить в Индии и реже всего -- в Швеции. Следовательно, можно предположить, что уровень и качество жизни имеют лишь очень малое влияние на субъективное переживание счастливости.

«Удовлетворение (и удовлетворенность)» -- термин с довольно широким значением и весьма распространенный. Следовательно, из-за этого данный термин имеет область определения с размытыми границами. Встречаются публикации, и об удовлетворенности жизнью в целом. и об удовлетворенности взаимоотношениями с конкретным человеком. Считается, что удовлетворение так же можно испытать и от событий весьма различного масштаба. Так получается такая ситуация, когда с использованием одного слова обозначается, и переживание от значимого события, вроде успешного завершения книги, которая писалась несколько лет, и ощущение после неплохого обеда.

Важной психологической особенностью термина «удовлетворенность жизнью» является отсутствие чёткой определённости в предмете оценки, а именно, в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет песпондента. Предмет оценки очень часто оказывается скрыт от наблюдателя. Так существует сильнвя зависимость от того, что именно респондент принимает в расчет при оценке удовлетворённости. Это могут быть, как внешние обстоятельства жизни, так и оценка своих действий, решений и поступков, а так же собственную успешность.

Несмотря на эту неоднозначность, отказаться от этого термина или полностью заменить его другим не представляется возможным, поскольку он занимает прочное место, как в сознании отдельной личности, так и общества в целом, а так же и научного сообщества.

Ещё одним термином, который можно встретить, изучая научную литературу является словосочетание «эмоциональный комфорт». В большинстве словарей понятие комфорта имеет достаточно определённое толкование -- «удобство, удобные условия». Поэтому, применяя его для характеристики эмоциональной жизни личности, приходится использовать его переносный смысл. Для научного термина такое качество должно быть оценено как недостаток. Обычно понятия не имеющие чёткого толкования и основанные на метафорах, затрудняют создание и развитие теорий, включающей их в себя. По этим причинам из числа обсуждаемых, более перспективным можно предположить понятие благополучия.

У понятия благополучия есть достаточно ясное значение, а его трактовки в значительной степени сходны или совпадают в различных научных дисциплинах. Явление благополучия и чувство благополучия являются весьма значимыми для всего внутреннего мира личности. Именно поэтому понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве одного из основных для определения здоровья. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в наибольшей степени зависимо от самооценки и чувства социальной принадлежности, чем от биологических функций организма.

Существуют так же некоторые объективные показатели благополучия. Представление о собственном благополучии, а так же о благополучии других людей и оценка общего благополучия опирается на принятые объективные критерии благополучия, материального достатка, успешности, показатели здоровья, и т. д. Они и оказывают то или иное влияние на переживание благополучия. Но стоит ещё раз упомянуть, что это переживание в значительной мере зависит от особенностей отношения личности к себе и окружающему миру. Все внешние факторы благополучия по самой природе психики не могут воздействовать на переживание благополучия напрямую, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку.

Иными словами, благополучие личности по самой своей природе является явлением прежде всего субъективным. А значит, объективных внешних показателей качества жизни человека, недостаточно для точного определения и всегда следует учитывать внутренние процессы респондента. Поскольку, для психолога субъективная сторона существования личности, как предмет исследования, имеет первостепенное значение.

Следует также отметить, что не взирая на значительную роль субъективных факторов в благополучии личности, невозможно полностью приравнять понятия благополучия и субъективного благополучия, поскольку за ними стоят различные, хотя и близкие, явления.

На переживание благополучия оказывают влияние различные стороны бытия человека, в нем соотносятся многие особенности самоотношения человека, а так же его отношение к окружающему миру. Принято считать, что благополучие личности складывается из ряда составляющих. Таких как, например, социальное, духовное, материальное и психологическое благополучие.

Социальное благополучие -- это термин, обозначающий удовлетворенность личности своим социальным статусом и текущим состоянием общества, в котором она находится.

Духовным благополучием принято считать ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание своей возможности приобщаться к различным аспектам духовной культуры. А так же, осознание и переживание смысла своей жизни, наличие веры в Бога или в себя, или что-либо ещё.

Физическое благополучие -- хорошее физическое здоровье, отличное самочувствие, ощущение телесного комфорта, субъективное ощущение здоровья, а так же удовлетворяющий человека физический тонус.

Материальным благополучием считается субъективная удовлетворенность материальной стороной своего существования в таких аспектах, как жилье, питание, отдых и пр. А так же ощущение полноты своей обеспеченности и стабильности материального достатка.

Под психологическим благополучием понимается слаженность психических процессов и функций, чувство внутреннего равновесия, ощущение целостности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и имеют непосредственное влияние друг на друга.

В субъективном благополучии, как в целом, так и в его составляющих будет целесообразно выделить два основных компонента. Этими компонентами являются: когнитивный. как представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный, как доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие конкретного человека объёмное ощущение, которое складывается из частных оценок различных сторон жизни. Затем, оценки отдельных параметров сливаются в комплексное ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Таким образом, благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии.

Определить значимость анализируемого явления для объекта конкретной науки, без сомнения, важно, но еще более ценным является раскрытие совокупностей его связей с другими феноменами, в нашем случае, -- со структурами и процессами, протекающими в личности. Для психологии личности и психологии как науки в целом, особо важно то, что субъективное переживание благополучия является одной из важнейших составных частью преобладающего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные аспекты психического состояния человека и, следовательно, на успешность поведения, эффективность межличностного взаимодействия, продуктивность деятельности и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. Личность является механизмом интеграции всей психической активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного ощущения благополучия личности.

Психологическое благополучие индивида имеет довольно сложную, многокомпонентную структуру. В нем, как и в других составляющих психики, целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты.

Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта.

Эмоциональный компонент благополучия представляется как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью функционирования всех частей личности.

Можно сказать, что благополучие зависит от наличия осознаваемых целей, наличия условий и ресурсов для достижения целей, успешности реализации планов, деятельности и поведения.

На благополучие влияют удовлетворяющие индивида межличностные взаимоотношения, возможности к удовлетворению потребности в эмоциональном тепле, общении и получении от этого положительных эмоций.

Таким образом, субъективное благополучие следует интерпретировать как обобщенное и относительно постоянное переживание, имеющее большую значимость для личности. Оно является важной составной частью преобладающего психического состояния. По этим причинам понятие субъективного благополучия выделено нами среди близких к нему по смыслу и взято в данной работе в качестве одного из основных аспектов.

Согласно пословице: счастье кратковременно, несчастье – бесконечно.
Существует "житейская философия полезного минимализма", которая призывает жить без лишних вещей. Конечно и это возможно если ограничивать свои потребности и нужды.
Многие люди с мизерной зарплатой и пенсионеры утверждают: "Я не бедняк, а я «счастливый бедняк». Я стараюсь покупать минимум вещей, в которых нуждаюсь".
Конечно бедность – это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально и возможно. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, не плакать и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным социальным положением, в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.

"Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе".

Счастливые бедные люди - это люди удовлетворённые своим экономическим положением.
Удовлетворенность - это один из основных компонентов счастья.
Радость - эмоциональная, удовлетворенность - это образное представление счастья и суждение о том насколько всё было и остается благополучным.
Можно быть удовлетворенным жизнью в целом или какими-то отдельными сферами, например, здоровьем, работой, семейной и домашней жизнью, денежным довольствием и ценами, социальными отношениями, социальными ценностями и нормами, жилищными условиями.
Удовлетворённость жизнью у индивида часто определяется образом мысли и обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми.
Удовлетворенными жизнью люди существуют и среди тех, кто отнесен к нижней части доходов, это - "счастливые бедняки". Они адаптировались к своему бедственному положению и свыклись с беззащитностью, поскольку в течении длительного времени ощущали свою неспособность изменить ситуацию.
Рассмотрим насколько удовлетворенность определяется внутренними факторами человека, как образ мысли. Иногда, оценка удовлетворенности обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми. Помимо этого, на суждение влияет непосредственное эмоциональное состояние, а также простая привычка - адаптация к обстоятельствам и различному видению событий. Удовлетворенность бывает иллюзией, возникающей когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Или удовлетворенность зависит от целей, которые человек ставит перед собой? Само наличие цели может быть её источником. Вместе с тем неспособность достичь цели оказывается причиной неудовлетворённости. Некоторые явления неудовлетворенности могут быть рассмотрены и как ошибки суждений (которых надо избегать), и как источники не подлинных суждений об удовлетворенности.
Но удовлетворенность можно усилить, не только изменяя фактическую ситуацию, но и изменяя взгляд отрицательный на позитивный (например в ходе психологической консультации, психотерапии).
В одной сказке сказано: "Жил себе бедный человек. Никогда ни на кого не жаловался, всем угождал, неправды не таил. Да только как он ни работал, как ни старался, а из нужды не мог выбиться. Детей имел много, а жена была добрая и трудолюбивая..
Бедняк за работой вечерами пел песни с детьми, и лились те песни рекою по всему дому. Люди рады были песням.
Выходит так, что у бедного человека социальные отношения и дружба сильно влияют на ощущение счастья и другие аспекты благополучия. Не исключено, что они - единственный важнейший источник счастья. Радость социальных отношений и дружеского общения обусловлена теми приятными занятиями, которыми занимаются приятели и друзья при встрече, проводя вместе досуг.. Обычно именно в дружеской компании люди танцуют, играют, доверительно общаются и прогуливаются. Подобное времяпровождение кажется обыденным, но доставляет особую радость, будучи фактором взаимной поддержки.
Сущность социальных событий, вызывающих радость - восприятие невербальных сигналов, особенно улыбок и дружеского тона.
Положительная роль дружеского общения проявляется по-разному. Установлено, что взрослые люди, состоящие в близких отношениях, больше заботятся о нуждах других, чем о своём собственном благе - подобное поведение было названо "общинными" отношениями. Альтруизм и помощь попавшим в беду людям - источник положительных эмоций. Общительность предполагает сотрудничество, то есть учёт интересов других людей как своих собственных. Экстравертам данная черта свойственна в большей степени, чем интровертам. Но и альтруизм и благотворительность имеют некоторые издержки: у человека может появиться тревожность и зависимость, обремененность и разочарование.
Социальное общение с женщинами доставляет большое удовольствие обеим половинам человечества. Судить о том, насколько человек одинок, лучше всего по тому, насколько часто он общается с женщинами; при этом время, проводимое с мужчинами, роли не играет (Wheeler et al.,1983).

Материал https://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
экономические (безработица, социальное неравенство, в том числе низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемость),
демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцевв семье, перенаселение),
образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
регионально-географические (неравномерное развитие регионов).
религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)
По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста бедности и социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие:
уклонение состоятельных людей от уплаты налогов,
сокращение зарплаты рабочих,
увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:
Абсолютная
Концепция абсолютной бедности тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности (англ. poverty threshold,poverty line) - это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности.
Если принять черту бедности за необходимые средства для поддержания жизнедеятельности, то можно определить все средства свыше этой черты как дискреционный доход (англ. discretionary income). Иногда применяют несколько черт бедности: собственно для бедности и для крайней бедности (нищеты;англ. extreme poverty).
Всемирный банкв качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1,25 американского доллара в день (курс рассчитывается поППС).В 2015 году Всемирный банк увеличил черту бедности до 1,9 доллара в день.
У черты бедности как показателя есть один существенный недостаток: она не учитывает число домохозяйств, находящихся непосредственно над ней с малым от неё отрывом. Также необходимо отметить, что это позволяет существовать ситуации, когда бедность и неравенство растут, а число людей за чертой бедности снижается.
Относительная
В противопоставление абсолютной приводят относительную бедность. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.
Мера относительной бедности может показывать, например, сколько людей получают доход ниже четверти медиального. Такой подход особенно полезен при выявлении бедности в незнакомых обществах либо там, где сложно осуществить стоимостную оценку некоторого набора благ. Сравнение доходов с долей моды и средним гармоническим - дополнительные инструменты исследования стратификации общества.
Основоположником относительной концепции бедности является (Роберт М.?) П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».
Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.
В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.
В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы - 50 %, в Скандинавии - 60 %.
В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определённых базовых наборов учитываемых лишений.
Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....