Как перестать быть зависимым от мнения окружающих. Осознать, что все уникальны

Оценка - это вслух или невербально выраженное отношение одного человека к другому в виде похвалы, критики, совета, ругательства и пр. В момент получения неприятной оценки изменяется эмоциональное состояние, организм испытывает дискомфорт, меняется темп и глубина дыхания, возникает напряжение различных групп мышц, реагируют зрачки и т. д. А комфорт человек обычно испытывает тогда, когда у него есть ощущение управления: все под контролем и идет по плану.

Люди стремятся «держать лицо», когда слышат, видят или чувствуют чужую оценку своей внешности, работы или поведения. Почти каждый испытывал, а многие постоянно испытывают зависимость от чужих оценок.

Опасаясь и избегая негативных оценок, человек стремится угадать, подстроить свое поведение для того, чтобы по его мнению, получать только положительные оценки. Очень сильно расстраиваются, всего только лишь предполагая, что кто-то вообще может о них думать нехорошо.

И когда понимают, что в целом повлиять на мысли других людей они не могут, то учатся ставить для себя уже более адекватные цели. Тогда они хотят научиться спокойно реагировать, то есть быть более независимыми от чужого мнения, оценок и ожиданий. Так как известно, что для всех невозможно быть хорошим, поэтому тратить силы на это бессмысленно.

Если вы хотите перестать быть зависимым от чужого мнения, тратить свое время и силы в ожидании оценки со стороны. А получив ее, переживать, то воспользуйтесь описанным способом. Это 3D – модель, которая задействует мысли, эмоции, поведение.

С помощью нее, шаг за шагом, Вы сможете получить новый опыт и научиться думать и вести себя более полезным образом. Со временем Вы перестанете быть зависимым от чужого мнения. Вам все меньше придется делать что-то специально, так как все будет происходить автоматически.

Прежде всего следует обдумать и принять следующие идеи.

Идея 1. Для сохранения эмоционального комфорта, эмоции полезно планировать. Когда планируешь эмоции, то отслеживаешь незапланированные эмоции.

Идея 2. Реакции нужно планировать. Когда планируешь реакции, то можешь отслеживать незапланированные реакции.

Идея 3. Оценки бывают важные и неважные.

Идея 4. Я человек, который сам выбирает, как реагировать на оценки окружающих.

Идея 5. Раз я планирую эмоции, то это возможно.

Идея 6. Если замечаю незапланированную эмоцию или реакцию, то потому что я их планирую.

Идея 7. Как только ощущаю незапланированную эмоцию, то использую мой способ и возвращаю себе эмоциональный комфорт.

Идея 8. Главная: Так как переживания, связанные с чужими оценками мне не помогают жить, значит они бессмысленны!

1-й способ научиться быть не зависимым от чужого мнения «Категории»

Подготовительная работа:
  • Разделяем всех людей по степени значимости их мнения для нас на категории. (Например: 1. Очень значима их оценка. 2. Средняя значимость. 3. Низкая значимость. 4. Почти все равно.)
  • Планируем мысль, эмоцию и реакцию, которую будем давать, получая оценку людей из каждой категории.
Например:

Мысль – «это он о себе, наверно, рассуждает», «чужой негатив не беру, пусть оставит себе», «собака лает, ветер уносит», «это дождь стучит по стеклу», «что бы по этому поводу сказал доктор?», «ку-ка-ре-ку» и т. п.;

Эмоция: спокойствие, интерес, безразличие или любая другая, подходящая для Вас в этом случае.

Реакция: «О! Я поразмыслю об этом..потом», «интересная мысль/идея..», «а сколько сейчас времени?», «я рада/мне приятно, что ты проявляешь заботу обо мне», «ты тонкий и проницательный человек», «мне тоже нравится твое платье», глубокомысленно посмотреть, как будто знаете что-то неведомое и промолчать.

Тренировка:

Тренируемся «давать» запланированную мысль , эмоцию и реакцию для людей по категориям. Для этого представляем каждого по очереди человека из списка, когда он дает Вам оценку и себя, думающего, переживающего запланированную мысль, эмоцию и реакцию. Эмоцию важно “прочувствовать” и даже ощутить в теле. С каждым человеком представить-прожить ситуацию не менее 3-х раз. А с особенно «сложными клиентами» не менее 5-ти раз.

2-й способ научиться быть не зависимым от чужого мнения «Ярлыки»

Подготовительная работа:
  • Каждому знакомому человеку дается какое-то имя (ярлык) по бросающимся в глаза особенностям внешности или характера. Если с ходу это сделать не удается, то можно представить где-то в пространстве небольшой образ этого человека. Если образ статичен, то заставить его двигаться. В движении ярче становятся заметны те самые отличительные особенности образа-человека. Лучше сделать ярлык смешным, так как это сразу определяет и планирует эмоцию и реакцию на его оценку (вспомните фильм о Гарри Потере, где он представил учителя, которого боялся в смешном и нелепом образе). Ярлык может иметь не только словесное выражение (Красная черепаха в шляпе), но символичное, например, какой-то визуальный цветной или черно-белый образ - картинку.
Тренировка:

В будущем, при получении оценки надо воспринимать сказанное этим человеком только в связи с ярлыком говорящего. Для этого можно про себя проговаривать: «Ярлык сказал - оценка». Например: «Тупой коротышка сказал мне – дурак». Чтобы закрепить такую последовательность, необходимо так же, как и в Способе 1, потратить время на виртуальное проигрывание - проживание предполагаемых ситуаций.

В случае, если человек умудрился выдать оценку еще до того, как ему был присвоен ярлык, он называется общим именем для всех незнакомых людей, например: «Пень с горы».

Два способа в одном

Эти два способа обучения быть не зависимым от чужого мнения можно совместить: распределите людей по категориям и объедините под общими «ярлыками» тех из них, кто кажется Вам похожими в чем-то. Или переформулируйте категории, например, с «очень важна оценка» на «Добрые самаритяне», «Элочки – людоедки». Тогда можно говорить себе: «Поступила оценка из категории «Добрые самаритяне»». Запланированная мысль, эмоция у меня на это такая-то и реакция такая-то.

Если хочется заморочиться и проявить больше креатива, чтобы не зависеть от чужого мнения – можно разнообразить способы темами оценки: внешность, ум, образ жизни, критика, советы. Здесь, как говорится: Вам и карты в руки! :-)

Для отношений с нездоровой привязанностью свойственна потребность оставаться с человеком, несмотря на очевидные негативные последствия. Такие отношения могут быть как романтическими, так и дружескими. В них у вас может быть ощущение, что вы отдаете человеку все, не получая ничего взамен. Если вы стараетесь побороть нездоровую привязанность, вы можете начать с анализа того, что происходит в отношениях, а потом последовать рекомендациям, как разорвать такие всепоглощающие отношения.

Шаги

Анализируем зависимые отношения

    Создайте список. В одной колонке напишите позитив, который вы получаете от отношений, а во второй – негатив. Копните глубже в жизненные ситуации, чтобы проверить, насколько социально, ментально, эмоционально и профессионально здоровыми являются ваши связи. Вот такие аспекты здоровых отношений вам стоит рассмотреть:

    Пересмотрите прошлые отношения. Многие люди, которые становятся привязанными к партнерам, страдали от неадекватных отношений в семье. В большинстве случаев члены такой семьи были ненадежны или не могли удовлетворить основные потребности друг друга, например, обеспечить жильем, пропитанием или эмоциональной поддержкой.

    Ведите дневник отношений. Регулярно пишите о том, как отношения заставляют вас себя чувствовать, и какие надежды, фантазии и модели поведения преследуют вас в этих отношениях. Если вы будете ежедневно писать об отношениях, вам будет проще не замалчивать плохие моменты и не притворяться, что эти отношения состоят только из хорошего.

    Обращайте внимание на стиль своего общения и взаимодействий. В отношениях, строящихся на привязанности, пара обычно не способна обсуждать щекотливые моменты и часто обходит некоторые темы при помощи полуправды. Если вы замечаете, что вы с партнером действительно редко ведете беседы по душам, касающиеся ваших личностных страхов и мечтаний, вполне возможно, что вы состоите в нездоровых зависимых отношениях.

    Примите то, что отношения нельзя назвать здоровыми, если присутствуют факты чрезмерной привязанности, контроля или оскорблений. Если ваши отношения с кем бы то ни было повлияли на потерю вами своей личности, привели к потере других отношений и вы чувствуете, что вы не можете функционировать без другого человека, – это признаки отношений с зависимостью. Вам стоит разорвать эти отношения, пока ситуация не усугубилась.

    Ставьте личные цели. Если вы игнорировали свои потребности из-за зависимых отношений, попробуйте найти новое хобби, пойти на фитнес или добиться повышения по службе. Если вы начнете работать над собой, вы очень ясно поймете, чего вы лишили себя, будучи в нездоровых отношениях.

    Составьте список ваших личных желаний. Начинайте каждый пункт с “Я хочу...” или “Мне бы хотелось...”, чтобы начать отделять личные желания от желаний, связанных с отношениями. Эти желания могут варьироваться от поездки в Италию до новой прически или цвета волос. Сосредоточьтесь только на себе в процессе отделения от объекта вашей зависимости.

Примите свою независимость

    Решите для себя, как вы будете общаться с человеком, если встретите его в будущем. Продумайте, как вы будете реагировать, если встретите этого человека. Помните: вам стоит ограничить контакты с ним, если человек занижает вашу самооценку и заставляет чувствовать себя ничтожным и нелюбимым.

    • Например, если этот человек хочет поговорить по телефону, назначьте дату и время, а потом пойдите домой к хорошему другу, чтобы поговорить с ним там.
  1. Будьте готовы к проявлению симптомов лишения. Вместо эйфории, восхищения и влюбленности вы можете переживать страх, сомнения, одиночество и даже панику после того, как закончите нездоровые отношения с зависимостью. Физические симптомы могут дублировать внутреннее состояние, например, у вас могут быть проблемы со сном или принятием пищи, могут появиться судороги, дрожь и тошнота. Это нормальная реакция организма на уход от разрушительных связей. Такие симптомы со временем уйдут.

Мы сильно зависим от эмоций, это уже ни для кого не секрет.
Мы хотим чувствовать себя хорошо и не хотим чувствовать себя плохо - всё так просто.

Зачастую мы чувствуем себя плохо от того, что пытаемся изменить окружающий мир, который изменить не можем. Мы пытаемся так деформировать его, чтобы он принял искусственную форму наших ожиданий. Стараемся так сжать его, чтобы он поместился в скромно ограниченную зону наших представлений о том, как всё должно быть.

Расстраиваясь, что не можем изменить обстоятельства, мы забываем о том, что на противоположной стороне существует целое непаханое поле, которое на самом деле ждёт от нас действий и перемен. Это поле находится в нашей голове.

Мир делится на две половины: «я» и «всё остальное».

«Я» включает в себя всё то, что находится в пределах нашего тела и в пределах нашего контроля. Наши мысли, чувства, действия и результаты этих действий - всё это под нашей личной ответственностью.

«Всё остальное» - это весь окружающий мир, включая не подконтрольные нам обстоятельства и события. Мир за пределами нашего тела - это чужая территория вне нашей юрисдикции, мы не способны там ничего контролировать, в том числе других людей с их мыслями, чувствами и действиями. Нам очень хочется верить в обратное, но к сожалению дела обстоят именно так: мы не можем контролировать внешние обстоятельства.

Такой взгляд на мир дарит одновременно свободу и ответственность.

Такую позицию не просто принять сразу: мы привыкли верить, что люди могут сделать нам больно, события могут испортить нам настроение, и вообще окружающий мир оказывает на нас прямое влияние. Но такой взгляд на жизнь не приносит никакой пользы, поэтому я предлагаю его пересмотреть.

Сперва, следует принять, что каждый из нас живёт в своём собственном мире, который существует у него в голове. Подумайте сами: всё, что происходит в окружающем мире, не имеет на нас никакого влияния, пока мы не даём этому определённую оценку. Мы можем осознавать или не осознавать (чаще второе), как мы придаём определённое значение происходящим событиям и словам других людей. Но на самом деле, всё происходящее - это лишь факты, изначально не имеющие никакой эмоциональной окраски, а значение они приобретают только благодаря нашему к ним отношению.

Простой пример: умер человек. Если это ваш знакомый, вы расстроены. Если это ваш любимый человек или близкий друг, вы невероятно подавлены, вам больно. Если вы вообще не знаете об этой смерти, вы не почувствуете ничего. Если умер человек, который причинил боль вам или кому-то, кого вы знаете, то вы, возможно, даже обрадуетесь, что его больше нет. Факт остаётся фактом: умер человек. Но реакций на это событие может быть сколько угодно, и все они будут разными - сколько воспринимающих этот факт людей, столько и реакций.

Ничто не воздействует на нас, пока мы сами не придаём этому определённый смысл.

Что же происходит в это время у нас голове и в сердце?

Возникновение любой эмоции можно проследить. В первую очередь рождается мысль. Когда мы воспринимаем происходящее событие, мы сразу же начинаем думать о нём - мозг начинает строить цепочки мыслей на основании всего нашего опыта: мозгу необходимо «встроить» любой факт в структуру нашей жизни. Он берёт этот факт и начинает искать в своей базе данных любые ассоциации: прошлый опыт, суждения, стереотипы, верования, страхи, воспоминания - всё это за доли секунды проносится в нашем уме, и… готово - факт надёжно закреплён в гуще нашего прошлого опыта и наших представлений о мире.

После того, как новый факт вступает в реакцию со всем остальным содержимым нашего ума, рождается эмоция. Эмоция никогда не возникает на пустом месте, она всегда является результатом мыслительного процесса, осознаём мы это или нет.

Пример: вы уронили телефон в воду. На выбор - целая палитра эмоций, в зависимости от ваших мыслей. Вы можете испытать досаду, подумав о том, сколько стоил телефон и сколько будет стоить ремонт. Разочарование от мыслей о том, сколько планов было на день, и как они поменяются от того, что вы остались без необходимых контактов и возможности позвонить. Вы даже можете испытать страх, подумав о последствиях того, что без телефона не сможете исполнить срочное поручение своего босса. Причина всех этих эмоций - не в телефоне, который сломался, а в том, какое значение вы придаёте этому событию, размышляя о его последствиях.

Tobias van Schneider @ unsplash.com

Какой во всём этом смысл?

Зачем возникает эмоция? Чтобы побудить нас к действию.
Это древнейший механизм, который когда-то был нам жизненно необходим для того, чтобы убегать от тигров и сражаться с другими опасностями.

Рассмотрим для примера, как возникает эмоция страха. При нашей встрече с тигром мозг оценивает ситуацию: соотнеся факты с предыдущим опытом, он делает вывод - «опасность» - и посылает сигналы в нервную, эндокринную, дыхательную, пищеварительную и другие системы: в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердца и дыхательной системы, напрягаются мышцы, полная боевая готовность - мы готовы действовать - сражаться или убегать.

Тигры больше не подстерегают нас за углом, но механизмы возникновения эмоций остались те же, что и миллионы лет назад. Проблема в том, что наши жизни сейчас наполнены эмоциями, которые не приводят ни к каким действиям. И от этого мы страдаем - как собственно эмоционально, так и физически: все не выраженные (то есть не выразившиеся в действиях) эмоции «застревают» в наших телах, рано или поздно приводя к болезням на физическом уровне. Но об этом в другой раз.

В наше время негативные эмоции приводят чаще всего к единственному действию: попытке избежать или заглушить эти эмоции. Это не имеет никакого смысла с позиций выживания или эволюции, а потому не приводит ни к чему хорошему.

Страх, беспокойство, злость, стыд, сожаление - мы обвиняем окружающий мир за то, что испытываем эти эмоции, и пытаемся убежать от них или заглушить их едой, алкоголем, работой и развлечениями, не отдавая себе отчёта в том, что на самом деле мы сами ответственны за эти эмоции. Мы способны сами выбирать и даже создавать эмоции, стоит только начать обращать внимание на свой мыслительный процесс.

На самом деле, в жизни мы часто сталкиваемся с переменой мышления: например, когда друг расстроен каким-то событием, мы утешаем его. Благодаря нашему участию, он может «посмотреть со стороны» на ситуацию. Мы предлагаем ему другой взгляд на произошедшее, не окрашенный эмоционально его личным опытом. Иными словами, предлагаем альтернативный набор мыслей об этой ситуации. Поразмыслив и усмотрев логику в наших размышлениях, друг может принять их, и это изменит его отношение к ситуации. Тот же подход мы можем применить и к самим себе. Мысли можно изменить, и следом изменятся эмоции.

Всё происходящее становится частью нашей собственной жизни через наши мысли. Мысли приводят к эмоциям. Эмоции ведут к действиям. Действия неминуемо приводят к результатам. Это так логично и просто. Проследите, о чём именно вы думаете каждый день, и вы сразу же увидите связь с теми результатами, которые имеете в своей жизни.

Мысли - это корень, основа. Это важно понимать: невозможно изменить эмоции, действия или результаты, не меняя мысли. Конечно, можно попытаться, но результат не будет устойчивым, и рано или поздно вы вернётесь на прежние рельсы. Зато сознательно выбирая мысли, вы можете рассчитывать именно на те результаты, которые хотите видеть в своей жизни.

Для того, чтобы жить лучше и чувствовать себя хорошо, не нужно менять окружающий мир, обстоятельства и других людей. Достаточно просто обратить внимание на свои мысли и принять свою полную ответственность за них. А затем, при желании, начать менять свои мыслительные шаблоны.

Отсюда вопрос: кто и почему становится зависим от чужого мнения?

Первое : в детстве наше мнение вообще редко спрашивали — нам покупали вещи, игрушки, водили нас в театры, зоопарки, не спрашивая.

И чаще всего ребенку дают возможность высказать свое мнение уже только в подростковом возрасте. Точнее, ребенок сам отвоевывает эту возможность. И тогда родители испытывают шок, пугаются и сваливают все на переходный возраст. Хотя подросток в этот момент просто высказывает то, что все это время было у него внутри.

Второе . Родители часто выражают свое мнение по поводу знакомых ребенка, тем самым давая понять: «создавай такой круг общения, чтобы быть приемлемым для важных тебе людей». Ведь известно, что для ребенка мама и папа — первостепенные и идеальные люди.

В тот момент, когда ребенок впервые хочет проявить самостоятельность, когда он впервые встает на ножки или когда желает убежать на другую половину двора, мамы не готовы давать ему такую ответственность. При этом иногда можно услышать еще и такую фразу: «Ты опять бегаешь по лужам? Мама тебя не любит, когда ты так делаешь». Каков итог? «Чтобы меня любили, надо делать так, как скажет важный для меня человек». А потом через много лет взрослые люди осознают, что всю жизнь они «заслуживали» любовь и хорошее отношение со стороны дорогих им людей.

Еще от чужого мнения зависимы те, кого в детстве много ругали за ошибки. Слова ругани, сказанные при этом, очень хорошо впечатываются в мозг, а ребенок переносит свое поведение на взрослую жизнь. Итог — «лучше сделать как говорят, тогда хотя бы ругать не будут».

«Слушай маму, мама плохого не посоветует», — слышали ли вы когда-нибудь эту фразу? Если да — можете быть уверены: корни вашей и зависимости от чужого мнения идут из детства.

Это «слушай маму» откликается в голове ребенка так: «Только мнение мамы самое лучшее и полезное. Все остальные мнения могут мне навредить». И иногда получается так, что он до сорока лет во всем спрашивает совета мамы. И не только спрашивает, но и поступает так.

Такие люди зачастую подвержены бунтам во взрослом возрасте. Они могут бросить все, сменить работу, город, завершить успешно начатое дело. Но без разрешения внутреннего противоречия в «новой» жизни будут происходить те же вещи — выбравшись из зависимости от одних людей, человек тут же попадает в зависимость от мнения других. Часто такие «задавленные» мужчины находят себе властных жен.

Что делает человек, впервые осознавший свою зависимость от чужого мнения? «Срочно, срочно перестать слушать чужое мнение!» — говорит он. Но в итоге не только перестает слышать чужое мнение, он еще и делает все наоборот. И это не собственное мнение, это яростное противоречие любому другому мнению.

Что же делать? Достаточно об этом знать. И если сейчас вы работаете над уверенностью в себе и чувствуете приступы, когда хочется сделать как угодно, но не так, как говорит кто-то, знайте: у вас сейчас этот период отрицания. Важно помнить, что это нормально и постараться смягчить его.

Следующий этап — научиться слышать в мнениях других людей полезную информацию для себя . Для этого надо начать работу над собой в самых разных направлениях. Я дам несколько упражнений:

Упражнение 1. Выберите какой-нибудь фильм или книгу, о которых сейчас говорят все, то, что на слуху. Посмотрите или прочитайте этот фильм или книгу и составьте свое личное четкое мнение. Ответьте для себя: что понравилось, а что не затронуло.

Затем выберите несколько близких вам людей и расскажите им об этой книге или фильме. Слушайте, спрашивайте, узнавайте их мнение и обязательно озвучьте свое. Если вдруг вы встретите сопротивление, найдите способ отстоять свое мнение. Через некоторое время повторите процесс с другим фильмом или книгой.

Упражнение 2. Вспомните последние неделю-две в своей жизни. Сколько раз вы соглашались с мнением другого человека, не задумываясь о своем мнении? Подумайте и запишите. К чему это привело? Поразмышляйте об этом.

Следующий момент, очень важный. Спросите себя: каковы мои цели в жизни? На месяц, на год, на пять лет. У вас есть сейчас ответ на этот вопрос? Или нет целей? Или они есть, но они «не свои»?

Почему это так важно? Если у человека нет своих целей, нет линии, нет структуры; если человек не может понять, надо ли ему сейчас то, что он видит или делает, тогда становится очень просто идти за чужим мнением.

Упражнение 3. Сядьте и запишите свои цели на разные периоды жизни. Или хотя бы определитесь, чего вы хотите от своего будущего. Поначалу цели может быть сложно прописать, особенно, если вы никогда этого раньше не делали.

Упражнение 4. Один из самых важных этапов при выработке своего мнения — это умение говорить «Нет». Вы умеете говорить «нет»?

Как научиться это делать? Начните с ситуаций, не очень важных для вас. Это может быть личная встреча с подругой или поездка на обед к родителям. Начните говорить людям «нет». Например: «Во сколько встретимся? Может, в 6?». Скажите: «Нет , давай в 7». То есть на первом этапе говорите «нет» в мелочах, которые ни на что в целом не влияют.

Если вам тяжело сказать «нет» словами, говорите в письменной форме. Например, если договариваетесь о встрече, скажите, что уточните свои планы и напишете собеседнику смс. Иногда писать бывает проще. Не отчаивайтесь, если не получится с первого раза. Есть масса психологических причин, по которым человеку очень тяжело сказать «Нет». Это повод обратиться к специалисту для индивидуальной работы. Но попробовать стоит.

Упражнение 5. Возьмите паузу. Если вы не можете быстро разобраться в той или иной ситуации, скажите: «Я подумаю», и уже тогда в спокойной обстановке, без давления, вы сможете понять, хочется вам согласиться с предложением собеседника или нет. Но вне зависимости от вашего решения, вы точно будете знать: это решение принято взвешенно, обдуманно, без давления.

Упражнение 6. Тренируйте свое умение общаться, расширяйте свой круг знакомств. Чем больше у вас будет опыта общения, чем больше точек зрения вы будете слышать, тем быстрее поймете, что разных мнений бесчисленное множество и полагаться на какое-то одно из них — нерационально. А полагаться на каждое — еще и физически невозможно.

Параллельно используйте для успокоения и моральной устойчивости телесную и ведите , это поможет воспитать уверенность в себе.

Страх, что тебя осудят соседи, не поймут близкие или коллеги, в той или иной степени знаком всем. Специалисты предлагают немало способов противостоять социальному неодобрению и ослабить влияние чужих взглядов на нашу жизнь. ЧТД выбрал восемь из них.

Почему люди зависят от чужого мнения

Гештальт-терапевт Анастасия Иванова вспоминает по этому поводу анекдот. Мама зовет мальчика с улицы: «Петя, срочно домой!» Тот спрашивает: «Я замерз?» «Нет, ты голодный», - отвечает мама. Детям очень часто объясняют, что они должны или не должны чувствовать. Классический пример: «Мальчики не плачут». Эта установка фактически запрещает ребенку определенного пола выражать эмоции определенным образом.

Другой пример - фраза «На мать злиться нельзя». Разве у человека есть выбор - злиться или не злиться? Если же родители на детскую агрессию отвечают своей, ребенок пугается: ведь они сильнее его.

«Это может быть по-настоящему травматическим опытом. Человек перестает разрешать себе чувства и растет с подавленной агрессией и нездоровой зависимостью от чужих реакций», - объясняет гештальт-терапевт.

Помимо ошибок в воспитании, причиной может быть стресс, пережитый во время первого опыта социализации - в детском саду или школе. Но может ли быть так, что ничего плохого с нами не происходило, а от чужого мнения мы все же зависимы?

Есть еще индивидуальные различия: генетически мы можем быть более или менее менее устойчивы, более или менее способны сопротивляться внешним травмирующим факторам.

Одна из форм самоанализа - ведение дневника. Каждый день заполняйте одну страницу теми мыслями, которые вам кажутся наиболее важными. В конце недели перечитывайте записи и подчеркивайте те из них, которые повторились несколько раз. Самоанализ поможет понять мотивы вашего поведения. Когда вы в следующий раз захотите чьего-то одобрения, возможно, это не покажется вам таким уж важным.

2. Определение приоритетов. Фредерик Ньюман считает, что приручить свою зависимость от окружающих можно, составив «иерархию мнений». «Наибольшее значение имеет для нас мнение семьи: мужа или жены, детей, родителей. Мнение начальства и близких друзей значит немало, но все-таки меньше. Мнения коллег и соседей уже где-то на более низкой ступени. Мнения просто знакомых людей - в самом конце этой иерархии. Соображения случайных встречных и вовсе не ваше дело», - пишет он.

Может быть, ваша «иерархия мнений» будет выглядеть иначе. Но она, тем не менее, существует, ее нужно только осознать. Не для всех будут равноценны взгляды начальства и близких друзей, кому-то позиция уважаемых коллег будет ближе родительской, а случайный встречный может оказаться дельным человеком.

Осмысление внутренних связей позволит ослабить прессинг там, где он слишком велик, и сфокусироваться на важном. «Нужно принять тот факт, что некоторые люди будут одобрять вас, а другие нет. Иногда встречаются люди, которые хотят считать, что у вас полно недостатков. Они будут критиковать вас, что бы вы ни делали, - рассуждает Ньюман. - Но найдутся и те, кто будет восхищаться даже теми вашими качествами, которые вам самим кажутся незначительными. Постарайтесь найти таких людей в вашем окружении».

3. Практика любви к себе. Поскольку зависимость от социального одобрения тесно связана с неприятием себя, клинический психолог Кристина Хибберт советует начинать именно с этой проблемы.

Нужно научиться относиться к себе так же хорошо, как мы относимся к лучшим друзьям. Если это дается сложно, такую установку нужно в себе развить, считает психолог.

«Это значит постоянно делать себе приятное, проявлять заботу о себе, позволять другим вас любить, практиковать осознанность. Восстановление самооценки радикально влияет на способность быть независимым», - говорит Хибберт.

4. Телесные практики. Тело всегда посылает нам сигнал о том, что мы на самом деле чувствуем. Когда страшно, сердце начинает биться чаще, тревожность может проявиться в напряженных плечах, поникшая голова свидетельствует о меланхолии.

Поэтому все телесные практики, которые учат прислушиваться к физическому состоянию, - та же йога - могут быть отличным подспорьем. Чем лучше вы слышите свое тело, тем больше шансов разобраться со своими чувствами и заполнить ту самую пустоту внутри, где поселились чужие голоса.

5. Отдых от социальных сетей. Мы недооцениваем, как сильно влияют социальные сети на наше мышление. Зависимость от них напрямую связана с зависимостью от чужих мнений. С помощью лайков и иллюзорной дружбы мы пытаемся восполнить любовь, которой нам когда-то не хватило.

Информация, которую мы часами поглощаем в Facebook или «ВКонтакте», оказывает на нас социальное давление. Мы постоянно сравниваем себя с другими пользователями - и расстраиваемся.

Кому-то поставили сто лайков, и если у меня меньше, значит, со мной что-то не так.

Мы впадаем в настоящую аддикцию, сами того не замечая. Иногда достаточно просто сделать паузу. Попробуйте регулярно переключаться на что-то другое: например, читать книги.

6. Пример миллениалов. Остроумный совет дает бизнес-консультант и основательница компании 4A"s Нэнси Хилл. Она считает, что миллениалы меньше зависят от мнения окружающих, и предлагает следовать их примеру. «Представители этого поколения воспитывались в духе философии „важна не победа, а участие“, - говорит она. - У них больше уверенности в том, что они предлагают этому миру».

Возможно, вам всю жизнь советовали учиться у старших, но Хилл считает, что надо равняться на самое молодое поколение.

7. Целительное одиночество. Как и от интернет-общения, нам иногда необходимо отдыхать и от окружающих. Потому что их воображаемые и реальные голоса создают непрерывный фон, за которым мы плохо различаем себя.

«Порой нас просто разрывают эмоции, и мы теряем контроль над собственной жизнью. Попытайтесь провести какое-то время наедине с собой и понять, помогает ли это справиться с тревогой. Это также хороший способ проверить ваши отношения с близкими. Понимающие партнеры дадут вам необходимое пространство и будут рады, когда вы вернетесь», - уверена Джессика Кинг.

8. Лечение у специалиста. Если вы из раза в раз замечаете чрезмерное влияние окружающих на ваше состояние, но потом убеждаете себя, что все не так плохо, - скорее всего, вы занимаетесь самообманом. Зависимость от чужого мнения портит вам жизнь. Самый прямой и быстрый способ от нее избавиться, - работа с терапевтом.

По словам Анастасии Ивановой, в этом случае будет полезна групповая терапия. «Этот метод создает некий микромир, в котором люди заново учатся взаимодействовать, - считает она. - Ведь вы будете сталкиваться с мнениями окружающих прямо в ходе терапии и учиться понимать, почему у вас именно такая реакция и что с ней делать».

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...