Кто является субъектами образовательного процесса. Зимняя И.А

учебной деятельности понимался только обучающий, который передавал свои знания и опыт обучаемому – объекту учения. Затем было отмечено, что обучающийся также является субъектом обучения.

Субъект - это не просто исполнитель, а автор своей деятельности. Важнейшая характеристика образования состоит в возможности для личности в образовательном процессе встать в субъектную позицию.

«Человек объективно выступает в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств. Важнейшее из них – быть субъектом, т.е. вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности. Субъект – это человек на высшем уровне активности»

  • Брушлинский А.В. вл. Субъект. Мышление, учение, воображение. 2nd ed. МПСИ, МОДЭК, 2003. 408 p. (с.5)

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

См. Педагогическое взаимодействие Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Активность, по утверждению И.А. Зимней, есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

  • Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2005. № 10. P. 77 – 82.
  • Витвицкая Л.А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование сегодня. 2009. № 6. P. 55–58.

Коллективные субъекты образования

Обучающий, учащийся, педагогический коллектив и группа учеников - все они являются субъектами педагогического взаимодействия

Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов показали, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают не только люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения. Сегодня накопленный в педагогике массив знаний о коллективе, учебной группе и педагогическом коллективе позволяет утверждать, что все они являются и объектами, и субъектами учебной деятельности.

Образование – важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь

И взаимообусловленность образования и общества является более чем

очевидной. Современный этап развития общества требует обновления

образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения

Новая школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата.

Ребенок становится активным субъектом образования своей личности, это должны понимать и педагоги и родители.

Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения технологии в школе.
Опыт работы показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изученного материала. Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому в условиях модернизации образовательной системы должен осуществляться индивидуальный подход к каждому обучающемуся

Это необходимое условие построения новой, действительно современной

и эффективной системы образования, где должен реализовываться

индивидуальный подход к каждому обучающемуся и моделироваться условия для проявления самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку только в этом случае образовательный процесс имеет реальные шансы опираться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт учащегося. А в формировании познавательных интересов школьников учителю в большей степени помогут различные внеклассные мероприятия и современные нестандартные уроки.

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного технологического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Арсенал форм уроков современного учителя технологии не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала.

Перед современным учителем технологии стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: формирование у школьников политехнических знаний, технологической и экономической культуры, ознакомление учащихся с основами современного производства, сферой услуг, воспитание трудолюбия, предприимчивости, культуры общения и поведения, использование в качестве объектов труда различных потребительских изделий и изготовление их с учетом конкурентоспособности при реализации. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта рационально использовать ресурсы (находить, планировать, организовывать, распределять), использовать в практической деятельности различные технологии, проявлять предприимчивость, расчетливость, решительность и другие качества личности, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном мире.

Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Следовательно, эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем субъективном взаимодействии со всеми участниками, когда все его участники являются субъектами этого процесса.

Субъект – это личность или группа как источник познания и

преобразования действительности; носитель активности.

Особая роль, миссия при таком подходе отводится педагогам. Педагог – самая важная фигура для ребенка в системе образования. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки, убеждения, свобода его действий – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяет сам процесс образования. Отбор содержания образования, форма общения, реализуемая в процессе образования, определяет направление и качество развития ребенка. Именно в контексте взаимодействия педагога с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях.

Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Не смотря на то, что основная часть профессионально значимой деятельности педагога связана с вербальном способом общения, эффективность педагогического взаимодействия зависит также и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией. Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние. В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи:

информационные (обмен информацией между субъектами образования);

организационно-деятельностные (совместная деятельность);

коммуникативные (общение);

управления и самоуправления.

Сочетание этих связей обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учащимся, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у школьника. Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе технологии, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Внедрение эмоциональности нетрадиционных форм уроков технологии– делает их успешными и нужными не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.
Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется на уроках технологии.

В стратегии модернизации подчеркивается роль не только учителя, но и ответственность родителей, как активных субъектов образовательного процесса.

Главное противоречие между позицией сегодняшней школы и позицией многих родителей в отношении ребенка заключается в характере основных требований к ребенку. Если школа добивается оптимального развития каждого ребенка, его индивидуально-личностным особенностям, склонностям и способностям, если для нее главным является не накопление знаний, умений, навыков, а достижение определенного уровня познавательного, социально-личностного и эстетического развития, если в основу оценки такого развития кладется не абсолютное, а в первую очередь относительная успешность, темп продвижения ребенка, – то многие родители подходят к оценке успешности своих детей формально, измеряя эту успешность количеством положительных и отрицательных отметок, недооценивая индивидуальные склонности, особенности и трудности именно данного ребенка, стремясь, чтобы их ребенок был «как все», а не шел своим собственным путем. Поэтому часто возникают противоречия между позицией школы и позицией родителей в отношении ребенка, требований к нему. Следовательно одна из главных задач школы – сделать родителей своими единомышленниками, разделяющими цели и задачи школы.

При активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса педагогов – учащихся – родителей становится реальной цель нашей школы: выпустить в жизнь молодых людей не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, компетентными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий мир.

Не стоит забывать, что цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. На современных уроках технологии задача каждого учителя адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного технологического образования.

Субъект - сознательно действующее лицо, самосо­знание которого - это «осознание самого себя как существа, осо­знающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующе­го лица в процессе его деятельности - практической и теоре­тической, субъекта деятельности осознания в том числе».

Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система зна­ний, способов деятельности, передача которых со стороны пе­дагога встречается с определенным способом их освоения обу­чающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятель­ность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает ради достижения общей цели - «для уче­ников и затем для себя». Субъект учебной деятельности дейст­вует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экр­плицируемой перспективы.

Общая для образовательного процес­са точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со сто­роны ученика определяет прагматический, «реально действую­щий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он ха­рактеризует действия совокупного идеального субъекта, пред­ставленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы ле­жат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и пе­дагогом.

24. Студенты и преподаватели – субъекты образовательного процесса. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса , который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.



Требования, предъявляемые к педагогу :

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся :

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Обратимся к краткому описанию того, что представляют собой образование, образовательный процесс и его субъекты. На наш взгляд, это необходимо в силу того, что именно в данной плоскости реализуются межличностные отношения между субъектами образовательного процесса.

В самом общем плане образование представляет собой специально организованную систему внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. В эту систему входят учебно-воспитательные заведения, учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Образование - «процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений» . Образовательная деятельность предполагает единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого). Заметим, что в качестве педагогов могут выступать не только учителя и преподаватели, но и родители, а в качестве учеников - родители и преподаватели. Мы это объясняем содержанием слов «педагог», «учитель», «ученик», даваемым в словаре русского языка .

Педагог - «лицо, занимающееся преподавательской и воспитательской работой».

Учитель - «лицо, которое обучает чему-нибудь; преподаватель».

Ученик- «тот, кто учится чему-нибудь, у кого-нибудь» .

На основании этого делаем заключение, что и учителя, и ученики, и их родители образуют пространство межличностных отношений образовательного процесса, выступая при этом его субъектами.

Традиционно описывают три смысловых плоскости понимания образования: как процесс, результат и система .

Как указывает Ю.К. Бабанский, в состав системы, в которой протекает образовательный процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия .

Образовательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности . Считаем, что качество и эффективность образовательного процесса во многом зависит от характера межличностных отношений его субъектов, реализующихся в педагогическом взаимодействии.

Образовательный процесс «предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования» . Полагаем, что такая «разница» достигается за счет отношений между субъектами образовательного процесса. Характер отношений будет определять качественные сдвиги, как в сфере обучения, так и воспитания.

К закономерностям образовательного процесса относят :

  • 1) закономерность динамики образовательного процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что образовательный процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
  • 2) закономерность развития личности в образовательном процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  • 3) закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между взаимодействующими субъектами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;
  • 4) закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов;
  • 5) закономерность единства чувственного, логического и практики в образовательном процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;
  • 6) закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;
  • 7) закономерность обусловленности образовательного процесса. Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (материально- технических, экономических и др.) общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

К отмеченному выше добавим еще одну немаловажную закономерность. Это закономерность обусловленности образовательного процесса характером межличностных отношений, складывающихся между его субъектами. Суть в том, что эффективность образовательного процесса будет во многом определяться характером отношений между взаимодействующими субъектами в континууме «гармоничность - дисгармоничность».

По мнению ученых , целостность образовательного процесса реализуется:

  • в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств);
  • в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания);
  • в единстве функций педагогического процесса;
  • в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру);
  • в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;
  • в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования;
  • в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую);
  • в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.

Субъект (лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - «носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта» .

И.А. Зимняя приводит основные характеристики субъекта.

  • 1. Субъект предполагает объект.
  • 2. Субъект общественен по форме (средствам, способам) своего дей- ствования (познавательного или практического).
  • 3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот.
  • 4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
  • 5. Субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо.
  • 6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, это пристрастность.
  • 7. Субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия.
  • 8. Субъектность есть динамическое начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного).
  • 9. Субъектность есть категория интерпсихологическая.

Как отмечает И.А. Зимняя, «вышеназванные характеристики субъекта деятельности могут быть отнесены к субъектам педагогической и учебной деятельности» .

Считаем, что при таком подходе к пониманию субъектов образовательного процесса исчезает «психология». Субъект представляет собой «набор» абстрактных, абсолютно «не психологичных» характеристик.

В качестве примеров приведем несколько вопросов. Можно ли относиться к другому человеку как к объекту? Полагаем, что нет, так как даже безразличное отношение к человеку будет отношением к кому-то. Выражение «субъектность как становящееся и исчезающее начало...» также вызывает ряд вопросов. Прежде всего, субъектность - начало чего? Можно также предположить, исходя из этого, что какое-то время человек был субъектом, а потом по какой-то причине он утратил свою субъектность?!

В этом отношении приведем хрестоматийную фразу, приписываемую историку В.О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии» .

С.А. Минюрова , развивая представление о профессионализации, описывает три аспекта анализа категории «субъектность» в отечественной психологии.

Субъектность как содержательно-действенная характеристика активности. Субъектность предполагает активность («самодеятельность» - в терминологии В.М. Бехтерева) педагога по поиску того, что представляет смысл для его деятельности: с чем и с кем вступать во взаимодействие, что преобразовывать в собственных интересах.

Субъектность как возникающее на некотором уровне развития новое системное качество личности, которое определяет специфику поведения человека. «В результате внутренних количественных изменений возникает новая способность осознанно производить изменения окружающей действительности и изменяться в зависимости от них самому. С этой точки зрения в субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности, раскрываются своеобразие конкретного человека, его отличие от других, сила и генерализо- ванность проявлений его преобразующего потенциала» .

Субъектность как отношение человека к себе как к деятелю. «Субъектность как деятельностное отношение к самому себе, другим людям и к миру предполагает понимание первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований... Это ощущение внутренней причинности деятельности тесно связано с образованием чувства компетентности, и именно эти два базовых ощущения определяют направления преобразовательной активности человека» .

Как указывает С.А. Минюрова , существование человека (профессионала) как субъекта жизни раскрываются посредством двух базовых характеристик: активности и целостности.

Активность. Предполагает согласование собственных способностей и наклонностей педагога как профессионала с требованиями окружения. Это, в свою очередь, позволяет педагогу самостоятельно направлять события, регулировать ход своей жизни, а также осуществлять преобразования окружающей действительности.

Целостность. Эта характеристика, обретаясь в процессе индивидуального развития, выступает объективным основанием для системности всех психических процессов, состояний и свойств личности педагога.

На основании описанного выше перед нами встала потребность в альтернативном взгляде на проблему субъекта образовательного процесса. Приведем основные положения этого аспекта.

Субъект (субъекты) - это конкретные люди, обладающие своими уникальными, индивидуальными и типическими психологическими особенностями. Это предполагает то, что у субъекта:

  • не существует «правильного» и «неправильного» восприятия реальности;
  • его восприятие реальности и реальность сама по себе - не одно и то же;
  • он не может объективно оценивать реальность, так как он по своей природе субъективен;
  • полное взаимопонимание невозможно, а одиночество всегда неизбежно;
  • каков субъект (человек), в таких ситуациях он и оказывается;
  • то, каким он видит мир, говорит не о мире, а о нем самом . Основными качествами субъекта образовательного процесса

выступают:

  • 1) умение ставить цели. «Без наличия конкретной цели можно получить “счастливого идиота”, но не просветленного человека» (В.А. Ананьев);
  • 2) личностная сила (уверенность, самодостаточность);
  • 3) сенсорная чувствительность. Умение видеть то, в каком состоянии находится партнер, наблюдая за его невербальным поведением;
  • 4) умение находиться в состоянии «аптайма» (рабочего транса), это умение «жить» в том процессе, той деятельности, которую выполняет человек. Это позволяет действовать более эффективно и с меньшими психологическими затратами;
  • 5) гибкость (эмоциональная, когнитивная, поведенческая). Восточные мастера говорили: «Встретил высокое - нагнись, встретил низкое - перешагни»;
  • 6) чувство юмора;
  • 7) умение сохранять «дух новичка». Суть в том, что можно учиться

хоть у кого, если есть чему.

Субъектность человека предполагает умение «быть на границе». В этом отношении приведем достаточно интересную позицию, описанную Ю.М. Лотманом, которую он обозначил «дурак и сумасшедший» . Сделаем одно важное замечание: «дурак» и «сумасшедший» - это образное выражение поведения человека.

Дурак - «лишен гибкой реакции на окружающую ситуацию. Его поведение полностью предсказуемо. Единственно доступная ему форма активности - это нарушение правильных соотношений между ситуацией и действием. Действия его стереотипны, но он применяет их не к месту. Ничего нового он придумать не может. Поэтому поступки его нелепы, но полностью предсказуемы» .

Промежуточную позицию между «дураком и «сумасшедшим» занимает «умный», поведение которого определяется как «нормальное».

Нормальный человек - «думает то, что надлежит думать по обычаю, правилам ума или практическому опыту. Таким образом, его поведение тоже предсказуемо, оно описывается как норма и соответствует формулировкам законов и правилам обычаев» .

Сумасшедший. «Его поведение отличается тем, что его носитель получает дополнительную свободу в нарушении запретов, он может совершать поступки, запрещенные для «нормального» человека. Это придает его действиям непредсказуемость. Последнее качество, разрушительное, как постоянно действующая система поведения неожиданно оказывается эффективным в моменты остроконфликтных ситуаций» .

Таким образом, субъекты образовательного процесса могут вести себя «по правилам», реализуя традиционные нормы. В этом случае разрешение межличностного противоречия между субъектами образовательного процесса может достигаться искусством выполнения правил.

Но есть и другой путь. Это путь «умного-сумасшедшего». Здесь разрешение противоречия будет обусловлено изобретательностью, остроумием, хитростью и обманом, в конечном счете - аморальностью. Умный - «это тот, кто совершает неожиданные, непредсказуемые для его врагов действия. Ум осуществляется как хитрость» . Непредсказуемость действий в трудных ситуациях, возникающих между субъектами образовательного процесса, может быть эффективной, потому что выбивает оппонента из привычных для него ситуаций, создавая таким образом обстановку, в которой стереотипное поведение оказывается бессмысленным и не эффективным.

Далее обратимся к описанию социальных и ситуативных установок педагога как субъекта образовательного процесса. Как отмечает Р.В. Овчарова, «уровень социальных установок учителя, воспитателя можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятельности, и ситуативные, проявляющиеся в непосредственном взаимодействии с детьми» .

Установка - это «устойчиво сформированная в результате переживания окружающей реальности и на основе страданий о ней, выступает как принципиальная направленность поведения, которая предполагает готовность к определенным действиям и реакциям» .

Аттитюд - это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Аттитюд имеет сложную структуру и включает ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления). Иногда аттитюд понимается как эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо. В качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство .

Социальный стереотип - «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде» .

К базовым социальным установкам педагога относятся :

  • 1) сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников (Я-центрация). «У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению, признанию со стороны детей гиперболизировано и остается надолго» ;
  • 2) «центрация на администрации» образовательного учреждения. Особую значимость приобретает мнение и оценка директора школы, ректора вуза, декана и т.п.;
  • 3) ориентация не мнение, оценку коллег;
  • 4) «центрация на родителях» как ориентация на мнения, оценки родителей воспитанников;
  • 5) «центрация на методике» как сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности. Как указывает Р.В. Овчарова, «методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство» ;
  • 6) «центрация на воспитаннике, или гуманистическая центрация». Особое внимание педагогом уделяется развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям. «Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии» ;
  • 7) «центрация на коллективе», предполагающая доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности.

По мнению Р.В. Овчаровой, «мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению -? акцентировка на содержании воспитания, обучения -*? повышенный интерес к способам педагогической работы -? преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка» .

Ситуативные установки реализуются в непосредственном взаимодействии педагога с другими субъектами образовательного (учебно-воспитательного) процесса. «Установки этого уровня направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками» . В ситуативных установках педагога, по мнению Р.В. Овчаровой , реализуются:

  • личностное (пристрастное) отношение к субъектам образовательного процесса (например, к учащимся, их родителям, студентам, магистрантам и др.);
  • значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности;
  • стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для других субъектов образовательного процесса (например, учащихся, их родителей, студентов, магистрантов и др.) содержанию, важному и интересному также для себя;
  • установка на сотрудничество в совместной деятельности и диалогичность в общении с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, коллегами и др.).

Рассматривая педагога как личность, как субъекта образовательного процесса, необходимо обратиться к описанию проблемы его идентичности как профессионала. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

Педагог и ученики как субъекты образовательного процесса

Субъект УД - инициатор, деятель, способный не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые.

Признаки субъекта учебно-воспитательного процесса:

· осознает и принимает цели, задачи, установки учебно-воспитательного процесса на настоящем и предстоящем этапах обучения;

· осваивает основные процедуры интеллектуального труда;

· организует личный бюджет времени для выполнения учебных заданий качественно, в достаточном объеме в намеченные сроки;

· осуществляет целенаправленное самовоспитание и сомообразование;

· достигает высоких результатов в учебно-познавательной деятельности;

· проявляет активность в выполнении функций социальной роли и в преодолении возникающих трудностей;

· испытывает удовлетворенность расширившимися интеллектуальными и профессиональными возможностями, перспективами роста и самоутверждения.

Если учащийся – субъект учебно-воспитательного процесса, то его сознание, цели, активность направлены на соучастие в данном процессе, на его совершенствование.

Учащийся как субъект УД развивается не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике, - особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирование общих и специальных способностей, овладения основами профессионального мастерства; учащийся не рождается субъектом деятельности, он им становится под воздействием воспитания.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения . В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ребенок).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

2. Субъектно-субъектные отношения содействуютразвитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

Стили педагогической деятельности:

1. При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности . Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

2. При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность . Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

3. При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам . Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования - к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...