Тестирование способностей. Тесты специальных способностей

Тесты специальных способностей - разработаны для получения данных о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих интеллектуальное развитие .

От специальных способностей зависят возможности выполнения отдельных видов деятельности.

Сферы использования тестов специальных способностей в профотборе и профессиональном консультировании :

  • рациональная расстановка кадров,
  • выявление слабых мест, неэффективных работников,
  • анализ причин травматизма, брака, несчастных случаев на производстве,
  • правильный выбор специальности,
  • профессиональное самоопределение личности, осознание и реализация своего призвания.

Группы специальных способностей важные для практических целей:

  • моторные;
  • сенсорные;
  • технические;
  • профессионализированные .

Первые три группы - не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других.

Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.

Тесты на моторные способности - для диагностики моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей и находят широкое практическое применение в профотборе и спорте.

Роль моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности - Ф.Гальтон, Э.Крепелин и другими.

Моторные тесты направлены на изучение:

  • точности движений,
  • силы движений,
  • темпа движений,
  • ритма движений,
  • скорости движений,
  • точности движений.
  • зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации,
  • ловкости движений пальцев и рук,
  • твердость руки,
  • скорость движения запястья и пальцев (скорость передачи сигналов рукой на телеграфном аппарате).
  • тремора,
  • ответной ориентация (способность находить правильный двигательный ответ на стимулы при высокой скорости предъявления),
  • оценка контроля (умение сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению объектами),
  • координация точности мышечного усилия и др.

Для этого применяются разнообразные аппараты (динамометр, эргограф, термометр и др.).

Тестовые задания - нанизывание бус, завязывание узлов, обводка сложных фигур, выгибание из проволоки фигур по заданным образцам) - проверяется ловкость, техническая сноровка, аккуратность и некоторые другие качества.

В 1923 г. Н.И.Озерецким в СССР разработан Двигательный тест для диагностики моторного развития детей от 4 до 16 лет.

Психомоторные тесты:

  • тест ловкости пальцев О"Коннора,
  • тест ловкости Стромберга,
  • тест ручной ловкости Пурдье,
  • Миннесотский тест скорости манипулирования,
  • тест ловкости манипулирования Крауфорда.

Методы диагностики сенсорных способностей применяются в клиническом тестировании для выявления дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций.

Наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств.

Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха .

Тесты визуальных и слуховых способностей

При изучении визуальных способностей применяются тесты на измерение:

  • остроты зрения,
  • различительной чувствительности,
  • цветоразличения,
  • восприятия глубины,
  • мышечного баланса глаз.

Отличительной чертой тестов зрительного восприятия, разработанных и используемых отечественными психотехниками, была их ориентированность на специфические требования профессий.

Наиболее популярные методы диагностики визуальных и слуховых способностей :

  • таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине,
  • Тест Орто-Рейтера,
  • Тест «Проверка зрения»,
  • «Зрительный тест»,
  • таблицы Штиллинга - диагностика цветоощущения, состоят из множества цветных точек.

Для измерения глазомера использовались специальные аппараты (Геллера, Меде и др.), позволявшие сравнивать длину предметов, размеры углов, оценку глубины и пр.

Тест Рыбакова - в фигурах различной формы в ограниченное время следовало правильно провести линию таким образом, чтобы из полученных двух частей можно было сложить квадрат.

Тесты изучения слухового восприятия:

  • диагностики остроты слуха,
  • выделения сигналов из шумового фона,
  • адекватной реакции на громкие звуки,
  • различения характеристик звуков.

Чаще всего испытанию подвергается острота слуха (измерение абсолютных порогов).

В качестве раздражителя используется:

  • чистый звук,
  • человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения,

Во многих областях деятельности именно различение речи приобретает первостепенное значение.

Массачусетский тест слухового восприятия – широко распространен.

Технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Существуют независимые факторы технических способностей:

  • пространственные представления,
  • техническое понимание.

Тесты технических способностей - диагностика способностей, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями.

Такая работа требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы.

Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Они не позволяют судить о способах их приобретения:

  • Тест Беннета - тест изучения технического понимания , использует серию картинок с короткими вопросами. Для ответа на вопросы необходимо понимать общие, технические принципы, из обыденных ситуаций.
  • Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С.Якиманской, В.Г.Зархиным и Х.-М.X.Кадаяса.

С каждым годом, жизнь становится все более динамичной. Мир постоянно меняется и требует того же от своих обитателей. Современному человеку нужно постоянно учиться новому, развивать свои умения, чтобы не оказаться на обочине. Правильный выбор профессии в такой ситуации играет очень важную роль.

Умение вовремя понять, в какой сфере деятельности человек достигнет наибольших успехов, является одним из ключей к великолепному будущему. Именно поэтому сейчас очень востребованы тесты специальных способностей.

Тесты способностей диагностируют уровень общих и специальных способностей у человека. Такие тестирования помогают определить склонность индивида к обучению и уровень его успешности, выбрать профессию, в которой человек добьется максимальных успехов.

Все тесты для выявления способностей можно разделить на три вида:

  • определение уровня интеллекта
  • определение уровня креативности
  • тесты специальных способностей

Первые два вида тестов служат, в основном, для определения текущего уровня развития разных способностей человека и не могут спрогнозировать в каких сферах в будущем он может добиться успехов.

Такие тестирования показывают уровень умственного и эмоционального развития здесь и сейчас, но поскольку личности свойственно меняться, существует третий вид тестов. Он предназначен для выявления специальных способностей и является более узконаправленным. Это тестирование прогнозирует успешность человека в конкретном виде деятельности, выявляя его индивидуальные склонности.

История возникновения

Разработка тестирования специальных способностей началась на волне развития психологического консультирования.

Презентация:"Тесты и различные виды тестирования"

Психологам было интересно знать больше о возможностях конкретного индивида, а также сферах, где его умения будут наиболее востребованы. Тесты применялись практически везде: при поступлении в технические, музыкальные, медицинские и другие учебные заведения, а также для консультирования и распределения рабочего персонала. Выявить способность к обучению стало не менее важным, чем определить общий уровень развития у человека интеллекта.

Основой для создания тестирования стала двухфакторная теория Чарльза Спирмена, опубликованная в 1904году. Спирмен писал, что в основе любой деятельности лежит некоторое общее начало, которое и является общим фактором (G). Этот фактор характеризует общий интеллект. Но вместе с ним существует специфический фактор S, который характерен для одной определенной деятельности. В дальнейшем эта теория была дополнена учеными и превратилась в многофакторную теорию.

Методика составления

Суть методик тестирования специальных возможностей и склонности к обучению довольна проста. Для каждой группы способностей формируются определенные блоки вопросов. Эти вопросы составляют отдельный специальный тест, который и определяет, есть ли у человека склонности к определенному виду деятельности, а также способность к обучению ей.

Поскольку прохождение множества тестов для выявления нужного вида деятельности занимает много времени, сейчас более распространены так называемые батареи тестов.

Они помогают провести общую диагностику всех способностей человека, группируя вопросы по блокам в одном тесте. Такое тестирование позволяет измерить склонности человека к различным сферам деятельности и выбрать профессию.

Батареи тестов помогают измерить разные независимые друг от друга особенности интеллекта испытуемого, которые в совокупности способствуют осуществлению той или иной деятельности. Например, такое умение, как водить автомобиль может быть полезно во многих технических сферах, т.к. требует должного уровня концентрации.

Выявление специальных способностей человека

Тесты специальных способностей обычно включают в себя следующие блоки вопросов:

  • Оценка вербальных способностей – в данном блоке проверяются знание по грамматике языка, умение понимать аналогии и следовать детализированным инструкциям. Это блок проверяет грамотность индивида в целом и его умение воспринимать информацию.
  • Числовой тест – проверка базовых знаний математики и числовых последовательностей. Этот блок также может включать специальные вопросы с графиками и диаграммами для проверки способности работать с ними и интерпретировать их.
  • Абстрактное мышление – умение находить скрытую логику в предложенных заданиях и на ее основе предлагать решение. Этот блок помогает понять насколько быстро человек учиться новому, а также его способность к обучению в целом.
  • Тест на определение пространственного мышления – работа с фигурами, визуализация объектов. Применяется довольно редко. Например, при тестировании лондонских водителей такси, которые должны не просто хорошо водить автомобиль и быстро доставлять пассажира в конечный пункт, но и иметь в своей голове представление о множестве объектов города для того, чтобы уметь рассказать о них.
  • Техническое мышление- знание основ физики и механики.

Периодически возникают предложения включить тесты на способности, носящие сверхъестественный характер (например, ясновидение), но они довольно прохладно встречаются учеными. В, основном, из-за отсутствия экспериментов, подтверждающих существование паронормальных способностей у людей. Поэтому тест на сверхъестественные способности пока крайне редко проводится профессиональными исследователями.

В целом, все тестирования специальных способностей можно разделить на две большие группы:

  • тесты на подвижность ума – выявляют способность к обучению, умение мыслить абстрактно, быстро и эффективно решать возникающие проблемы и мыслить стратегически;
  • тесты на обобщение - проверяют способность ориентироваться на прошлый опыт и использовать его в дальнейшей деятельности.

Эффективны или нет?

Эффективность тестов специальных способностей признана многими психодиагностами.

Своевременное выявление склонности к обучению в той или иной сфере, помогает минимизировать возможные психологические проблемы для индивида в будущем. Тестирование помогают еще формирующейся личности определиться со сферой деятельности и не тратить силы на неподходящую работу, а также помочь в профессиональном самоопределении.

Несомненной является польза от тестов в сфере профотбора и профессиональном консультировании.

Тестирование помогает выявить слабые стороны работников и понять причины неэффективности. Но, несмотря на это, психодиагносты продолжают исследовать информацию о валидности и уровне надежности получаемых в ходе тестов результатов, а также совершенствовать сами вопросы и приемы использования полученных показателей. Ученые стремятся понять влияние разных факторов на выполнение тестов.

Несмотря на все достижения методики, сегодня тесты специальных способностей представляют собой широкое поле для анализа и изучения.

Диагностический тест

«Способности школьника»

учитель начальных классов МОУ «СОШ №13» г. Воркуты

Правила проведения теста

Опрашиваемым школьникам выдаются контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми нужно вписать знак «+», если ответ положительный, и знак «-» при отрицательном ответе. Содержание вопросов зачитывается педагогом.

Контрольный лист

Содержание вопросов :

Верно ли, что в детстве вы очень любили?

1.Подолгу играть в подвижные игры?

2.Придумывать игры и верховодить в них?

3.Играть в шашки, шахматы?

4.Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?

6.Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7.Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?

8.Рисовать самому или наблюдать, как рисуют другие?

Нравится ли вам сейчас?

10.Заниматься на уроках физкультуры или секции?

11.Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?

12.Помогать ребятам решать математические задачи?

14.Участвовать в художественной самодеятельности?

15.Помогать другим людям разбираться в их проблемах?

17.Заниматься в изостудии, в изобразительном кружке?

18.Писать сочинения на свободную тему?

Получаете ли вы особое удовольствие?

19.От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

20.От своего умения расставить людей, распределить работу?

21.От решения трудных математических задач?

22.От исправления бытовых электроприборов или радиоприборов?

23.От игры на сцене?

24.От общения с людьми?

25.От знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?

26.От посещения художественной выставки?

27.От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?

Часто ли вас тянет?

28.К длительным физическим упражнениям?

29.К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?

30.К разгадыванию математических шарад?

31.К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?

32.Участвовать в постановке спектакля?

33.Помочь людям, посочувствовать им?

34.Поиграть на музыкальном инструменте?

35.Порисовать красками или карандашами?

36.Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

Любите ли вы долгое время?

37.Заниматься спортом или физическим трудом?

38.Энергично работать вместе с другими?

39.Заниматься черчением или шахматной комбинацией?

40.Копаться в механизмах, приборах?

41.Заботиться о младших, слабых или больных людях?

42.Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?

43.Исполнять музыкальные пьесы?

44.Исполнять музыкальные пьесы?

45.Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Обработка результатов

Каждый столбец по вертикали характеризуют одно из направлений в развитии способностей личности:

I - физические (спортивные)

II - организаторские

III - математические

IV - конструкторско-техническое

V - эмоционально-изобразительные (артистические)

VI - коммуникативные

VII - музыкальные

VIII - художественно-изобразительные

IX - филологические

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Тест

«Определение творческих наклонностей школьников»

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты

Правила проведения теста:

Внимательно прочитайте каждый вопрос. Обведите кружочком слово «Да», если вы согласны с тем, написано, если это верно по отношению к вам. Обведите кружочком слово «Нет», если написанное не подходит вам.

Да. Нет. 1.Я люблю сочинять собственные песни.

Да. Нет. 2.Я люблю гулять один.

Да. Нет. 3.Мои папа и мама любят играть со мной.

Да. Нет. 4.Я задаю много вопросов.

Да. Нет. 5.Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие.

Да. Нет. 6.Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга.

Да. Нет. 7.Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.

Да. Нет. 8.У меня есть действительно несколько хороших идей.

Да. Нет. 9.Я люблю рисовать.

Да. Нет. 10.Я люблю вещи, которые трудно делать.

Да. Нет. 11.Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.

Да. Нет. 12.Я люблю все разбирать, чтобы понять, как это работает.

Да. Нет. 13.Мне больше нравится раскрашивать картинки, чем рисовать самому.

Да. Нет. 14.Легкие задачки – самые интересные.

Да. Нет. 15.Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.

Да. Нет. 16.Я люблю узнавать новое о животных.

Да. Нет. 17.Мой папа любит делать что-нибудь по дому.

Да. Нет. 18.Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

Да. Нет. 19.Трудно найти себе занятие, когда находишься один.

Да. Нет. 20.Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.

Да. Нет. 21.Я люблю рассказы о далеком прошлом.

Да. Нет. 22.Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

Да. Нет. 23.Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.

Да. Нет. 24.Я всегда играю с друзьями, а один я не люблю играть.

Подсчет результатов

За каждый положительный ответ («Да») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы («Нет») – 0 баллов.

В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 вместо 1 балла начисляется 0 баллов, а вместо 0 баллов 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому.

1.Разнообразие интересов .

Подсчитаем общую сумму баллов за ответы в пунктах 1, 5, 9, 16. 21.

I

II степень – 2-3 балла (выражена средне)

III степень - 4-5 баллов (явно выражена)

2.Независимость

Подсчитаем общую сумму баллов за ответы в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24

I степень – 0-2 балла (слабо выражена)

II степень – 3-4 балла (выражена средне)

III степень – 4-5 баллов (явно выражена)

3.Гибкость, приспособляемость

Подсчитаем общую сумму баллов за ответы в пунктах 6. 7. 22

I степень – 0-1 балл (слабо выражена)

II

III

4.Любознательность

Подсчитаем общую сумму баллов за ответы в пунктах 4, 12, 18

I степень – 0-1 балл (слабо выражена)

II степень – 2 балла (выражена средне)

III степень – 3 балла (явно выражена)

5.Настойчивость

Подсчитаем общую сумму баллов за ответы в пунктах 10, 14, 23

I степень – 0-1 балл (слабо выражена)

II степень – 2 балла (выражена средне)

III степень – 3 балла (явно выражена)

6.Сведения о семейной обстановке

Подсчитываем общую сумму баллов за ответы в пунктах 3, 15. 17, 20

I степень – 0-1 балл (мало способствует)

II степень – 2 балла (способствует средне)

III степень – 3 балла (явно способствует, степень влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей учащихся)

Приходилось ли вам когда-нибудь мечтать об обретении сверх способностей? Но что, если вы уже обладаете ими, но не подозреваете об этом? С помощью этого бесплатного онлайн тестирования вы сможете оценить свой энергетический потенциал, а также получить рекомендации относительно оккультного развития и самосовершенствования.

Несмотря на то, что данный тест на магические способности составлен в несколько фривольной шуточной манере, он позволяет достаточно точно определить природные склонности человека. Как известно, в каждой шутке есть доля правды... Эффективность развития сверх способностей во многом зависит от умения мага взаимодействовать с силами природы. Поэтому не следует пренебрегать её поддержкой в таком сложном деле, как обретение магических способностей.

Вас могут заинтересовать другие онлайн гадания:

Раскрой свои сверх способности!

У каждого мага есть свой покровитель, помогающий ему во всех церемониях и ритуалах. При помощи этого теста на магические способности вы узнаете, кто является вашим покровителем. Возможно, это легендарный колдун Мерлин? Загадочная Изида, хранитель тайных наук? Или Шива - богиня разрушения и хаоса? Воспользуйтесь бесплатным онлайн тестированием "Я маг или как", чтобы выяснить это немедленно!

К сверх способностям человека относятся не только очевидные проявления магических сил, подобные телепатии, телекинезу и ясновидению. Они не подвластны многим магам, которые с успехом заменили отсутствие сверх способностей астрологией и практиками гадания на картах Таро, рунах и т.п. Посредством представленного здесь бесплатного онлайн тестирования вы узнаете, в каком направлении вам следует развивать свои сверх способности, которыми природа наделила каждого человека.

Иногда такие способности, как ясновидение или телепатия развиваются спонтанно, либо в результате резкого эмоционального потрясения. Однако чаще они проявляются в результате специального комплекса тренировок, включающих в себя медитацию и специальные практики. Но первым шагом в раскрытии своего потенциала станет исследование своих способностей и склонностей.

Воспользовавшись тестом на магические способности, вы сэкономите себе время, столь ценное для каждого мага. Ведь гораздо проще развивать те таланты, к которым человек имеет склонность, чем пытаться освоить что-либо "с нуля". Помните - сверх способности это не дар богов или привилегия избранных, но свойства человека, которые в зачаточном состоянии присутствуют в каждом из нас. Поэтому не медлите, проходите тест на магические способности, выявляйте свои таланты, и приступайте к их развитию. Самое время

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...