Грамматический справочник по русскому языку. Русская грамматика для начинающих: глагол

Грамматика представляет собой часть науки о языке. Часть достаточно важную потому, что изучает грамматика основы построения предложений, закономерности образования различных словосочетаний и фраз, сводя эти закономерности в единую систему правил.

Как появилась наука о языке

Одни из первых терминов, которые можно отнести к начальным проявлениям языковедческой науки, появились еще во времена греков у Аристотеля, основателя александрийской языковедческой школы. У римлян основателем был Варрон, живший в период между 116 и 27 годами до н.э. Именно эти люди были первыми, кто охарактеризовал некоторые языковедческие термины, такие как названия частей речи, например.

Многие современные нормы науки о языке были зачаты в индийской языковедческой школе еще в первом тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствуют труды Панини. Более свободную форму изучение языков приобрело уже в первом тысячелетии христианской эпохи. Как и что изучает грамматика в это время, становится понятно из трудов классиков, на которых она и основывается.

Грамматика приобретает не только описательный, но и нормативный характер. Основой основ считался который возвели в ранг вечной формы, наиболее тесно связанной и отражающей структуры мысли. Те, кто изучал грамматический строй в XII веке, считали естественным, что лучше всего это нужно делать по учебникам латинского языка. Да других и не было. Тогда эталоном и обязательной программой считались труды Доната и Присциана. Позже в дополнение к ним появились трактаты Александра из Вильдье Doctrinales и Grecismus Эберхарда Бетюнского.

Грамматика эпох Возрождения и Просвещения

Вряд ли кого-то удивит, что во многие европейские языки проникли нормы латинского языка. Такое смешение можно наблюдать особенно в речах священников и в церковных трактатах, написанных в конце 16 века. В них особенно прослеживаются многие латинские грамматические категории. Позже в XVII—XVIII веках несколько изменился подход к изучению грамматики. Теперь он приобрел логико-философский характер, который привел к большей универсализации и стандартизации применительно к другим языковым группам.

И только в начале XIX века появились первые попытки классифицировать грамматические правила в других языках дифференцированно от латинской основы. Большую роль в этом сыграл Х. Штейнталь, а его труды продолжили так называемые младограмматики - молодые ученые, стремившиеся к обособлению языковых норм от латинских понятий.

Еще большая дифференциация отдельных языков произошла в самом начале ХХ века. Именно в это время приобрела популярность идея так называемой эмансипации различных европейских языков и обособление от традиций греческо-латинской школы. В российской грамматике первопроходцем стал Ф.Ф. Фортунатов. Однако перейдем к современности и посмотрим, что изучает грамматика русского языка сегодня.

Классификация русской грамматики по частям речи

В русском языке принято деление слов на части речи. Эта норма деления по морфологическим и синтаксическим признакам принята и в большинстве других языков, которые обособились от латинской основы. Однако количество частей речи может не совпадать.

Общими почти для всех языков мира считаются имя (существительное или другое) и глагол. Последний также может делиться на самостоятельную и служебную форму, что практически универсально для всех языков. Грамматический словарь классифицирует следующие части речи в русском языке: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз и междометие. Каждая из указанных категорий имеет свое определение и назначение. Мы не будем давать здесь описание и грамматические категории имени существительного и других частей речи, это подробно описано во многих учебниках по грамматике русского языка.

Способы употребления глаголов

Все глаголы в русском языке могут употребляться в трех вариантах: как инфинитив, причастие или герундий. Все три формы широко распространены в других языках и часто имеют схожее употребление. Например, вхождение инфинитива (неопределенной формы глагола) в глагольное сказуемое типа «любит рисовать» и другие можно встретить и в английском, и в итальянском, и в большинстве других европейских языков. Также широко распространено схожее использование причастия и герундия, хотя есть и существенные отличия.

Классификация по членам предложения

Такая классификация предусматривает пять отдельных категорий, которые могут встречаться в одном предложении все вместе или по отдельности. Часто одним из членов предложения может выступать целая фраза. Так, если нужно составить предложение со словосочетанием «широкий, как поле», то оно будет выступать в роли единого приложения. Подобное характерно и для других частей речи.

Какие же члены предложения классифицирует грамматический словарь русского языка?

  • Подлежащее, которое относится к главным членам предложения, обозначает предмет или лицо и определяется сказуемым.
  • Сказуемое также относится к главным членам предложения, обозначает действие или состояние и непосредственно связано с подлежащим.
  • Дополнение является второстепенным членом и обозначает объект действия подлежащего.
  • Обстоятельство обозначает признак действия, зависит от сказуемого и также имеет второстепенное значение.
  • Приложение обозначает качество предмета (подлежащего или дополнения) и также второстепенно.

Вернемся к существительному

В русском языке имеются грамматические категории имени существительного, которые нельзя обойти стороной. Так, важное значение имеет склонение существительного по падежам. Несмотря на то что сами по себе падежи существуют во многих языках, редко в каких падежное склонение осуществляется при помощи окончаний, как в русском. Наша грамматика различает 6 падежей имени существительного: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Учение о частях речи - в центре науки

Части речи - то, что изучает грамматика современная или, по крайней мере, уделяет этому разделу центральное значение. Также много внимания уделяется их грамматическим категориям и сочетаниям, общим правилам и структуре отдельных речевых элементов. Последнюю изучает раздел грамматики, называемый синтаксисом.

Отдельно от грамматики существуют такие науки, как лексикология, семантика и фонетика, хотя они тесно связаны и в некоторых трактовках преподносятся как структурные единицы грамматической науки. К грамматике же относятся такие дисциплины, как наука об интонации, семантика, морфонология, дериватология, которые находятся на острие границы между собственно грамматикой и названными ранее дисциплинами. Кроме того, грамматика как наука тесно связана с рядом других, менее известных широкому кругу людей дисциплин.

Смежные науки

Грамматика в силу своих особенностей имеет многие грани соприкосновения с такими дисциплинами, как:

Разделение грамматики по другим признакам

Ранее мы писали, что грамматика бывает историческая и синхронная, но есть и другие формы разделения. Так, различают формальную и функциональную грамматику. Первая, поверхностная работает над грамматическими средствами языковых выражений. Вторая или глубинная находится на пересечении собственно грамматики и грамматической семантики. Также есть структуры, которые изучают части речи, присутствующие во многих других языках или только в русском языке. По этому признаку грамматика делится на универсальную и частную.

Различают также историческую и синхронную грамматику. Первая занимается изучением языка, сравнивая различные исторические вехи его развития, делая акцент на изменениях с течением времени грамматических конструкций и форм. Синхронная грамматика, которую еще называют описательной, уделяет больше внимания изучению языка на текущем этапе развития. Оба раздела науки изучают грамматический строй языка в исторической или синхронной парадигме. Истоки такого разделения и вообще науки грамматики восходят к самым древним временам доисторической эпохи.

Наука грамматика - это комплекс взаимосвязанных дисциплин, которые ориентированы на создание универсальных правил языка. Это помогает избежать разночтений в формировании различных речевых структур, например, когда нужно составить предложение со словосочетанием, состоящим из нескольких частей речи, и во многих других случаях.

В связи с миграционными процессами в настоящее время в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Их обучение представляет актуальную проблему, так как незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс, что ведет к снижению познавательной активности и к школьной дезадаптации. Курс занятий предназначен для учащихся 1-х классов, плохо владеющих русским языком. Культурно-языковая адаптация этих детей предполагает решение таких задач как физическая и эмоциональная адаптация к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим знаниям по программе начальной российской школы.

Овладение русским языком происходит через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности учащихся.

Содержание занятий способствует решению задач обеспечения правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников. В процессе обучения формируются умения правильно говорить и писать, происходит активизация интереса к языку.

Программа разработана с учетом данных о психологических особенностях этой возрастной группы, что определяет дозировку новой информации, темп обучения. Эти особенности также определяют и формы обучения (наглядность, игровые задачи, двигательная активность), и психологический комфорт, что стимулирует развитие детей и повышает мотивацию к дальнейшему изучению русского языка.

Цель и задачи

Конечная цель учебного курса – культурно-языковая адаптация учащихся, подготовка к базовому образованию.

Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:

  1. формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
  2. формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки и правила речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
  3. формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
  4. формирование навыков чтения и письма, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих образовательные учреждения.

При овладении различными видами речевой деятельности на русском языке учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в аудировании, говорении, чтении, в письме.

Аудирование представляет собой активный творческий процесс, сопровождающийся сложной мыслительной деятельностью, напряженной работой памяти. Оно стимулирует речевую деятельность учащихся, является средством формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Обучение аудированию начинается с формирования фонетического и интонационного слуха. Четкие произносительные навыки являются одним из условий, облегчающих процесс восприятия.

Говорение – обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, организации их совместной деятельности. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Обучение говорению организуется в пределах определенной совокупности тем. Выбор тематики обуславливается сферами общения (учебной, социально-культурной, социально-бытовой), степенью обученности учащихся, их возрастными особенностями. Обучение говорению предусматривает обучение как диалогу, так и монологу.

Обучение чтению начинается с формирования техники чтения, умения озвучивать графический текст. Выработка навыков техники чтения в основном связана с чтением вслух. Чтение обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников – книг, журналов и т.д., и тем самым дает учащимся возможность удовлетворить потребность в познании окружающего их мира.

Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Обучение письменной речи включает в себя навыки и умения, обеспечивающие следующие направления:

  1. владение графической и орфографической системой языка для написания отдельных слов из букв, умение списывать текст без изменений;
  2. умение сочетать слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с потребностями общения.

Данный курс занятий направлен на формирование следующих умений :

Аудирование:

  1. умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;
  2. умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).

Говорение (в рамках изученных тем):

  1. умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
  2. строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста;
  3. умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;
  4. умение ставить ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;
  5. умение составить описание или повествование по картинкам.

Чтение:

  1. умение соотносить звуки и буквы;
  2. в рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты.

Письмо:

  1. умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем;
  2. умение написать своё имя, свою фамилию и свой адрес.

Программа курса рассчитана на 31 учебную неделю – 93 часа (3 часа в неделю). Программа делится на три части, каждая из которых, кроме основной задачи, имеет еще свои специфические задачи :

I этап – формирование и совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи;

II этап – формирование умений соотносить звуки и буквы, слово и слог. Твердые и мягкие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных;

III этап – формирование умений озвучивать графический образ слов и соотносить их со значением; осуществлять интонационную законченность предложения; читать короткие тексты и отвечать на вопросы по тексту; правильно списывать знакомые слова и короткие предложения; писать слова, предложения по памяти, под диктовку; определять границы предложения.

Учебно-тематический план занятий

I этап

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

№ п/п

Количество часов

Лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I. Работа над словом

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что?

Школа, на уроке, на перемене. Учебные принадлежности. Игрушки.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие абстрактного мышления.

Развитие слухового внимания и памяти, слухового воспитания, логического и образного мышления

Единственное и множественное число имен существительных.

Учебные принадлежности.

Человек, части тела.

Слова, обозначающие действия предметов

Домашние животные и их детеныши

Согласование имени существительного и глагола в числе

В лесу. Дикие животные и их детеныши.

Род имени существительного

Части суток. Режим дня. Семья.

Дом и его части.

Город. Транспорт.

Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу.

Овощи. Фрукты.

Цветы. Деревья.

Одежда. Мебель.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Овощи. Фрукты.

Цветы. Деревья.

II. Работа над предложением

Простое двусоставное нераспространенное предложение

Развитие абстрактного и логического мышления.

Развитие пространств. представлений.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем. Птицы. Продукты питания. Профессии.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, по, к, от, у, из, за, над, под .

Повторение ранее изученных тем.

III. Формирование монологической речи

Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера

Сказки, рассказы, короткие тексты описательного и повествовательного характера.

Развитие логического, абстрактного и образного мышления.

Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок.

Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу.

(С опорой на картинки и без)

Всего: 43 часа


II этап

Работа над слоговым, звуковым составом слова. Звукобуквенный анализ слов

№ п/п

Количество часов

Развитие неречевых процессов

I. Работа над слого-звуковым составом слова

Звуковой состав слова

Гласные и согласные звуки

Развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового восприятия и внимания

Выделение гласных I ряда из слогов и слов

Слогообразующая роль гласных в слове

Слоговой состав слова

Ударение

Ударные, безударные гласные в слове

Образование гласных II ряда, выделение их в слове

Буквы я, ё, ю, е

Мягкие согласные

ь

Развитие фонематического слуха

Звонкие и глухие согласные

II. Звуко-буквенный анализ

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков. Звуковой состав и лексическое значение слова

Парные согласные.

Правописание жи, ши;

ча, ща; чу, щу

Развитие фонематического восприятия и слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Всего: 38 часов


III этап

Совершенствование элементарных навыков письма и чтения

№ п/п

Количество часов

Грамматические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I. Чтение

Обучение в течение II, III этапов

Понимать отдельные слова в контексте. Правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту и находить их значения, используя учебник, словарь.

Понимание текста, ответы на вопросы с использованием грамматических тем I, II этапов обучения

Развитие зрительного внимания, памяти, слухового восприятия, внимания, памяти логического мышления.

II. Письмо

Правильно списывать слова, предложения.

Писать отдельные слова и предложения по памяти и под диктовку.

Строить предложения по вопросу.

Строить предложения по простым схемам.

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой ь .

Правописание жи, ши; ча, ща; чу, щу.

Заглавная буква в начале предложения и точка (!?) на конце.

Раздельное написание предлогов со словами.

Заглавная буква в написании имен, фамилии, кличек животных.

Развитие мелкой моторики, пространственных представлений, логического мышления, внимания, памяти.

Всего: 12 часов

Литература:

  1. Каленкова О.Н. Уроки русской речи. Изд. дом “Этносфера” – М.: 2003.
  2. Культурно-языковая адаптация детей мигрантов средствами образования. Методика обучения русскому языку. Специальный выпуск // Приложение к журналу “Этносфера”// Научный руководитель – Горячев Ю.А. Изд. дом “Этносфера” – М.: 2005.
  3. Ляксо Е.Е. Развитие речи. Речи – Санкт-Петербург: 2010.
  4. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. АЙРИС ПРЕСС – М.: 2005.

Первые 6 из них - знаменательные; предлоги, союзы и частицы - служебные; междометия не относятся ни к одному из этих классов. Иногда особыми частями речи считают причастие и деепричастие . Некоторые грамматисты выделяют также категорию состояния .

Части речи выделяются как по морфологическим (особенности словообразования и словоизменения) и синтаксическим (особенности роли в предложении), так и по семантическим признакам. В различных категориях преобладают различные критерии. Так, существительные, прилагательные и глаголы имеют чёткие морфологические признаки, отделяющие их от других частей речи. В то же время, например, местоимения разделяются на несколько классов, морфологически близких к существительным, прилагательным и наречиям, поэтому выделяются за счёт особенностей своей семантики.

Имя существительное

Имя существительное обозначает предмет, в предложении может быть подлежащим, дополнением, сказуемым.

Имя существительное в русском языке изменяется по падежам и числам. Кроме того, оно имеет категорию рода (различаются мужской, женский и средний род), не являющуюся словоизменительной. Различаются два числа: единственное и множественное,- и 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Число и падеж выражаются окончанием существительного. Кроме того, иногда выделяют ещё 3 падежа: звательный (Боже, Господи, Дим, Оль), местный (в лесу, на лугу), партитивный (нет чего? чая - Р.п., налить немного чего? чаю).

Различаются три склонения существительных. Обычно склонение существительных женского и мужского рода на -а, -я именуют 1-м, мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е - 2-м, а существительных женского рода на мягкий согласный или шипящий - 3-им. В старых грамматиках 1-м иногда называют склонение мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е , а 2-м - женского и мужского рода на -а, -я .

В 1-м и втором склонениях различаются мягкий и твердый типы в зависимости от характера последнего согласного основы.

Кроме того, выделяют ряд существительных, не подпадающих под эти типы (10 существительных среднего рода на -мя и слово путь ); многие иностранные существительные с нестандартными для русского языка окончаниями (и, у и др.) не склоняются.

Имя прилагательное

Имя прилагательное изменяется по падежам, числа и родам. Род, падеж и число прилагательного выражаются его окончанием.

Склонение прилагательных

В отличие от существительных прилагательные изменяются в целом по одному образцу, различаются только мягкий и твердый типы склонения.

  1. После шипящей или заднеязычной согласной вместо «ы» пишется «и».
  2. Если прилагательное в мужском роде заканчивается на «-ой», этот слог всегда стоит под ударением.
  3. После шипящих согласных в среднем роде прилагательных идёт «-ее». Иногда это называют «правило хорошее ».
  4. Винительный падеж мужского рода и в множественном числе зависит от одушевлённости существительного.

Глагол

Грамматические категории русского глагола

Глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Категория вида относится по различным причинам к словообразовательным, но в ряде случаев влияет на словоизменение глагола.

Традиционно выделяется три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. (Кроме того, инфинитив, причастие и деепричастие характеристики наклонения не имеют).

В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам. В настоящем и будущем времени глагол изменяется по числам и лицам, а в прошедшем по числам и родам.

Две основы глагола

Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй - основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени).

Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнять конечное -ла .

Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнять окончание -ат или -ут (окончаний -ят и -ют не существует - это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j- , после согласной - о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).

Например, кидать : кидала - основа инфинитива кид-а- , кидают (= кид-а-j-ут) - основа настоящего времени кид-а-j- ; водить : водила - основа инфинитива вод-и- , водят - основа настоящего времени вод"- (но в первом лице единственного числа основа вож- ), назвать : назвала - основа инфинитива на-зв-а- , назовут - основа настоящего времени на-зов-

Соотношение этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяти из них. В результате дать какие-либо правила определения одной по другой невозможно.

Формы, образуемые от основы инфинитива

Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть .

Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида.

Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число. -0 для мужского рода единственного числа, - для женского рода единственного числа, - для среднего рода единственного числа, - для множественного числа.

При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма сослагательного наклонения.

От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется причастие прошедшего времени действительного залога, при помощи суффикса -ан(н)- - причастие страдательного залога.

Формы, образуемые от основы настоящего времени

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Грамматика русского языка" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Грамматика (значения). Грамматика церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого … Википедия

    Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских. Содержание 1 Морфология 1.1 Гармония гласных 1.2 Число … Википедия

    - … Википедия

    Орфография русского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Современная русская орфография. Главн … Википедия

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...