Рассказ что такое неопределенная форма глагола. Морфологические признаки инфинитива

Казалось бы, какая простая вещь! Но и у этого языкового явления есть свои особенности и даже «подводные камни», о которых и пойдет речь далее в этой статье.

Краткая характеристика инфинитива в русском языке

Глагол неопределенной формы — это то, что мы видим написанным в словарной статье. Он не имеет наклонения, лица, числа, времени, то есть не изменен в зависимости от того, кто выполняет действие, так как такого субъекта попросту нет. Однако такой глагол все же имеет некоторые признаки - вид (совершенный или несовершенный) и спряжение (первое или второе). Кроме того, он характеризуется возвратностью или невозвратностью, а также переходностью или непереходностью.

Как понять, что глагол стоит в инфинитиве

Чтобы определить, что данная форма слова, обозначающего действие, на самом деле является инфинитивом, нужно задать к ней вопросы неопределенной формы глагола. К таковым относятся: «что делать? » (например, «читать» или «разговаривать») или «что сделать? » (например, «подарить» или «выпить»). Если глагол отвечает на них, значит, он стоит в начальной форме.

Кроме того, в всегда есть суффиксы: -ть-, -ти-, -чь-, -сть- и -сти- . Стоит отметить, что некоторые лингвисты утверждают, что это окончания глаголов неопределенной формы, так как данная морфема подлежит изменению. Впрочем, споры не утихают до сих пор.

Для чего используют неопределенную форму глагола

Достаточно богат на различные возможности использования инфинитива именно русский язык. Неопределенная форма глагола может быть в предложении подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, а также являться составной частью глагольного сказуемого, выражать повелительное наклонение или будущее время. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из перечисленных случаев на примерах.

Конкретные синтаксические роли глагола в начальной форме

Итак, глагол в неопределенной форме — подлежащее, если он как-либо характеризуется. Например:

  • Рисовать было смыслом его жизни.
  • Быть матерью — это смысл жизни Светланы.

В этих предложения «рисовать » и «быть (матерью) » являются подлежащими, так как это отдельные, независимые действия.

Кроме того, в предложении могут стоять два инфинитива, один из которых характеризует другой:

  • Жить, значит, любить .

Тогда здесь «жить » — подлежащее, а «любить » — сказуемое. Определяется член предложения в этом случае легко: подлежащее идет до сказуемого. Также вместо "значит" может стоять тире или слова «это», «есть » и подобные.

Инфинитив может быть определением, если он стоит в таком виде, например:

Получается, что глагол «почитать» здесь отвечает на вопрос «каким?» С каким решением он лег спать? Почитать (завтра книгу). То есть глагол неопределенной формы — это определение, если он относится к существительному, которое означает необходимость, решение, желание, изъявление воли и тому подобное.

Неопределенная форма глагола также бывает дополнением, если, например, используется в такой фразе:

  • Папа попросил Лену поднять карандаш .

То есть глагол «попросил» имеет здесь полноценное лексическое значение. Оба глагола относятся к разных людямпопросил » — к папе, а «поднять » — к Лене).

Инфинитив является составной частью глагольного сказуемого, если используется с глаголом, который обозначает начало, продолжение или завершение действия, то есть имеет вспомогательное значение. Например:

  • Щенок быстро начал засыпать.
  • Учитель продолжил вести урок.

"Начал " и "продолжил " — именно такие глаголы, поэтому "засыпать" и "вести" будут частями сказуемого.

Инфинитив выражает повелительное наклонение, если используется в приказном тоне. Например, командир отряда может приказать: «Молчать! », а капитан корабля прокричать: «Свистать всех наверх! »

Начальная форма глагола выражает будущее время в предложениях, подобных такому:

  • Да, не быть Ивану летчиком!

То есть в нем должен содержаться некий оттенок досады или сожаления.

Распространенные ошибки в написании

В большинстве случаев глагол неопределенной формы — это легкая в правописании вещь, однако иногда люди все же путаются. Это происходит, когда глагол является возвратным. Попросту забывается мягкий знак перед суффиксом -ся -, поэтому получается, что глагол стоит в третьем лице и единственном числе. И иногда это очень затрудняет понимание при чтении.

Для того чтобы избежать ошибок и правильно писать суффиксы (или окончания глаголов неопределенной формы), нужно каждый раз к ним задавать мысленно вопросы: «что делать? » или «что сделать? » Если глагол явно отвечает именно на них, необходимо поставить мягкий знак. Например, в последнем слове в предложении "Петя собирается сегодня выспаться" ставится мягкий знак, так как Петя собирается что сделать ? Выспаться.

Таким образом, глагол неопределенной формы — это достаточно интересная и важная часть языка, которую можно использовать в разных случаях, главное — их хорошо усвоить.

Умение образовывать неопределенную форму, узнавать ее в тексте, отличать от других форм глагола необходимо не только при изучении глагола, но и при образовании его форм. Выработать этот навык помогут различные задания, упражнения, работа с таблицами.

В школьной практике для выявления неопределенной формы учитель чаще всего использует только вопросы (что делать?) (что сделать?), уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если уже при знакомстве с неопределенной формой предложить учащимся такую таблицу.

Эта таблица поможет узнавать неопределенную форму и по внешним формальным признакам (конечное -ть, -чь или -ти). Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и –чь невелико. Учащихся следует познакомить с наиболее употребительными из них:

Глаголы на -ти:

идти, пойти, брести, везти, вести, грести, мести, нести, найти пасти, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести.

Данные глаголы можно включить в упражнения.

1. От различных форм глаголов на -ти образовать неопределенную форму: метет - мести, нес - нести и т. д.

2. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица единственного числа: грести - гребу, найти - найду и т. д.

3. От данных глаголов с помощью различных приставок образовать новые: плести - заплести, переплести, сплести и т. д.

4. Используя глаголы везти, сгрести, мести, идти, прийти, нести, составить связный текст на тему «На субботнике».

Подобная же работа проводится с глаголами на -чь.

Глаголы на -чь:

беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь, отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь, стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь

Очень часто дети образуют нелитературные формы от глаголов на -чь: «жгет», «текет» и т. д. Чтобы избежать этого, нужно подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки г и к (жгу - жгут, пеку - пекут), а в остальных формах происходит чередование г - ж и к - ч (жгу -жжешь, жжет, жжем, жжете; теку - течешь, течет, течем, течете).

Соответственно учащихся затрудняет и обратная операция, т. е. образование неопределенной формы от личных форм глаголов, например: берегу, достигнешь, ляжет, текут, увлечёшься, стригут, отрекутся, стерегу.

Испытывают учащиеся трудности также и при образовании неопределенной формы от безличных глаголов (кстати, сопоставление 3-го лица и неопределенной формы особенно важно с точки зрения орфографии), поэтому полезно практиковать такие задания, как найти неопределенную форму от безличных глаголов: рано смеркается (смеркаться).

Хочется спать, становится прохладно, чувствуется приближение весны, кажется совсем взрослым.

Насколько хорошо учащиеся научились находить неопределенную форму, от которой образован глагол, покажут результаты выполнения такого задания.

Из каждого предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли.

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой.

Работа по орфографии при изучении неопределенной формы может сопровождаться и работой’ по развитию речи,

1. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Робеть (бояться), аргументировать (доказывать), покоряться (повиноваться), мотивировать (обосновывать), командировать (посылать), реставрировать (восстанавливать), экспортировать (вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), стимулировать (побуждать), пенять (упрекать, укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять), усердствовать (стараться), оппонировать (возражать)

2. Подобрать к данным глаголам антонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать (молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать (смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить (исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять (замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать (нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться (бездельничать).

3. Данные словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.

Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить), одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться), разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться), переселяться в другую страну (эмигрировать),сознаться в ошибках (каяться), освободить от обвинения (реабилитировать).

4. Объяснить значение фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов. С фразеологическими оборотами составить предложения.

Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать), вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос (возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).

Упражнения на различные замены следует проводить на протяжении всего изучения глагола (2-3 минуты в конце урока). Некоторое внимание следует уделить и паронимам, т. е. словам, различным по значению, но сходным по произношению, типа: зиять - сиять, импортировать - экспортировать, надеть - одеть, отвергать - опровергать, представить - предоставить и т. д. Эти слова можно проговаривать в классе, выписывать в ученический словарик, включать в диктанты, придумывать с ними предложения; полезно отыскивать их значения в толковом словаре.

При повторении морфологии в старших классах учащиеся должны вспомнить, что глаголы в неопределенной форме могут быть различными членами предложения: подлежащим (Учиться - всегда пригодится), сказуемым (Наша задача - учиться), определением (Я получил возможность учиться), дополнением (Мы договорились учиться только на хорошо и отлично), обстоятельством (Ребята приехали в город учиться).

Данные ниже предложения помогут эти сведения закрепить.

1) Я вышел на воздух освежиться (Л.).

2) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение (Л. Т.).

3) Я прилег на походную кровать отдохнуть немного (Т.).

4) Я увидел необходимость переменить разговор (П.).

5) У меня врожденная страсть противоречить (Л.).

6) Солнце только начинало подниматься (Л. Т.).

Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.

Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс -

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном . (И. Холин)

Шагать, скакать (что делать?),

сесть (что сделать?),

скользить (что делать), мчаться (что делать?).

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.

Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?

беспокоить

охранять

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами , даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожим ать

говорить

Что сделать?

за хохотать

пожа ть

до говорить

хохотать - захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

пожимать (корень жим -) - пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить - договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (идти , выйти , найти , везти , ползти ) . О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие - суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы -часть корня:

стерегут -стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу -прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) - это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла - что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу - что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

сберегу сберечь (корень берег-беречь)

увлеку - что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед -ть - это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс -а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс -е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс -и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс -я: залаять, таять, веять, сеять

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт - глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться - глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название - постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни -ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы -ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вз дремну ть - приставка вз-, суффикс -ну-,

по дрема ть - приставка по-, суффикс -а,

по кашля ть - приставка по-, суффикс -я-,

от кашля ться - приставка от-, суффикс -я-,

по пляса ть - приставка по-, суффикс -а-,

при плясыва ть - приставка при-, суффикс -ыва-,

от плясыва ть - приставка от-, суффикс -ыва-.

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать и перемалывать пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём - что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим - что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём - что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем - что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим - что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем - что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём - что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать . Можно печь .

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти, иногда на -чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Cdo.omrc.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай стихотворение. Какая часть речи в нём «главная»? Укажи, в какой форме употреблены слова этой части речи? Подчеркни примету этой формы.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго, долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

  • Поставь вопросы к данным глаголам. Образуй от них неопределённую форму и подчеркни примету начальной формы.

Нёс, побежал, засвистел, вёз, стригу, отыскиваю, нарисую.

  • Выпиши из стихотворения глаголы в неопределённой форме в два столбика.

Что делать? Что сделать?

Не надо к маме приставать,…

Не надо умолять сестрицу…

Не надо звать,

Не надо ждать,

Когда речь заходит о форме глагола, мы говорим: “Глагол строите в форме 2 лица множественного числа будущего времени”. Исходя из этого, можно сказать, что форма глагола – это лицо + число + время. Строя свой ответ по этой формуле, вы никогда ничего не упустите. А теперь перейдем к определению всех трех слагаемых.

Лицо и число, чтобы определить форму глагола

Лицо – тот, кто совершает действие. Чтобы определить его, задаем к глаголу вопрос кто? или что? Если ответ:

  • я/мы – то это глагол 1 лица, он относится непосредственно к говорящему или группе лиц, в которой он состоит. Например: я варю, мы строим;
  • ты/вы – то это глагол 2 лица, он относится к тому/тем, с кем мы говорим. Например: ты лежишь, вы идёте,
  • он/она/оно/они – то это глагол 3 лица, он относится к кому-то другому (не к говорящему и не к собеседнику). Например: он бегает, она пьет, они дружат.

Время, чтобы определить форму глагола

Определить время очень просто: это делается почти интуитивно:

  • в глаголах настоящего времени действие происходит сейчас, сию минуту. Даже если время не указано в предложении, его можно понять самостоятельно. Например: леплю (когда?) сейчас, строят (когда?) сегодня,
  • в глаголах прошедшего времени действие происходит в прошлом: вчера, неделю назад и т.д. Например: рисовал (когда?) вчера,
  • в глаголах будущего времени действие только будет происходить через час, завтра и т.д. Например: выучу (когда?) завтра.


Неопределенная форма глагола

Глаголы в неопределенной форме не имеют рода, лица и числа, но у них есть вид. Такие глаголы оканчиваются на -ть, -ти или -чь. Их вид определяется с помощью вопроса:

  • что делать? , то он несовершенного вида. Например: (что делать?) читать;
  • если к глаголу задается вопрос что сделать? , то он совершенного вида. Например: (что сделать?) прочитать.

Вид имеют и другие глаголы, но это не указывается при определении их формы. Стоит отметить, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени, т.к. подразумевается, что действие либо завершено в прошлом, либо завершится в будущем.


Определить форму глагола просто, так как все делается почти интуитивно, главное – запомнить алгоритм: лицо+ число + время.

Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.

Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс -

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном . (И. Холин)

Шагать, скакать (что делать?),

сесть (что сделать?),

скользить (что делать), мчаться (что делать?).

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.

Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?

беспокоить

охранять

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами , даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожим ать

говорить

Что сделать?

за хохотать

пожа ть

до говорить

хохотать - захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

пожимать (корень жим -) - пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить - договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (идти , выйти , найти , везти , ползти ) . О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие - суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы -часть корня:

стерегут -стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу -прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) - это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла - что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу - что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

сберегу сберечь (корень берег-беречь)

увлеку - что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед -ть - это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс -а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс -е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс -и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс -я: залаять, таять, веять, сеять

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт - глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться - глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название - постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни -ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы -ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вз дремну ть - приставка вз-, суффикс -ну-,

по дрема ть - приставка по-, суффикс -а,

по кашля ть - приставка по-, суффикс -я-,

от кашля ться - приставка от-, суффикс -я-,

по пляса ть - приставка по-, суффикс -а-,

при плясыва ть - приставка при-, суффикс -ыва-,

от плясыва ть - приставка от-, суффикс -ыва-.

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать и перемалывать пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём - что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим - что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём - что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем - что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим - что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем - что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём - что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать . Можно печь .

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти, иногда на -чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Cdo.omrc.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай стихотворение. Какая часть речи в нём «главная»? Укажи, в какой форме употреблены слова этой части речи? Подчеркни примету этой формы.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго, долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

  • Поставь вопросы к данным глаголам. Образуй от них неопределённую форму и подчеркни примету начальной формы.

Нёс, побежал, засвистел, вёз, стригу, отыскиваю, нарисую.

  • Выпиши из стихотворения глаголы в неопределённой форме в два столбика.

Что делать? Что сделать?

Не надо к маме приставать,…

Не надо умолять сестрицу…

Не надо звать,

Не надо ждать,

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...