экскурсии, походы, уроки в школьный музей. Основные аспекты воспитательной работы

Здравствуйте!
На этой страничке Вы познакомитесь с тем УМК, по которому я работаю в 5 классах , а также СО ВСЕМИ уроками географии, которые я провела в 2014-2015 учебном году , работая по ФГОС в 5 классе.

Добавляется информация о самых интересных моментах на уроках географии в 5 классах в 2018-2019 учебном году.


Линия учебно-методических комплексов (УМК)

по географии «Полярная звезда»

под ред. А. И. Алексеева, 5-9 классы


УМК «География». 5-6 классы .

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

1. ТЕОРИЯ

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.
Особое внимание авторы уделили осознанной разнообразной самостоятельной деятельности школьников. В авторскую концепцию заложена идея индивидуального прогресса – выработать у учеников стремление к лучшему результату и помочь им в его достижении.
Особенности линии УМК:
Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:
-- Широкая СИСТЕМА разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебно-познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией.
-- СИСТЕМА помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы);
-- СИСТЕМА подготовки к аттестации для ученика;
-- СИСТЕМА деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных на формирование универсальных учебных действий.
-- Необходимый набор ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (краткий атлас).


Рабочая программа курса разработана авторским коллективом в соответствии с требованиями ФГОС. В программе имеются (помимо иного) описание личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.



Электронное приложение к учебнику (DVD) — содержит систему интерактивных учебных заданий на формирование предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде.


В пособии для учащихся «Мой тренажёр» представлены задания, направленные на отработку широкого спектра умений и компетенций, а также блок контурных карт. Структура тренажёра соответствует тематической структуре учебника.



«Конструктор» текущего контроля содержит задания и вопросы, которые дают возможность учителю организовывать самые различные формы проверки знаний учащихся.




«Поурочные разработки» содержат методические рекомендации по достижению планируемых результатов и по организации уроков.


Пособие «Проектные и творческие работы. 5-9 классы» содержит рекомендации для учителей по организации проектной деятельности в школьном курсе географии с 5 по 9 класс (подробное описание этапов проектной деятельности, примерные темы проектов и творческих работ, конкретные разработки проектов).

2. ПРАКТИКА, или "из опыта работы"...


2018-2019 учебный год


15.09.2018:

С чего начинается география? Конечно же, со сказочной феи, которая показывается каждому ученику и рассказывает свои дивные истории...
Да, и снова у меня уроки географии в пятых классах, которые я очень люблю! Впереди нас ждут увлекательные экскурсии, контурные карты, глобусы, игры, стихи, апельсины и прогулки по школьному двору, но всё начинается с удивительного вернисажа фей, на который я приглашаю и каждого из вас!

5.10.2018:

Инструкция... Такое слово не всегда понятное! Но такое уж оно есть - чёткое, ёмкое прямо как недавнее задание, полученное моими пятиклассниками: сделать титульный лист для папки с творческими работами по географии, где обязательно должны быть: фотография автора, его фамилия и имя, рисунки географической тематики. Зачем нам папка?)))) Оооо, именно в ней будут храниться наши творческие работы, которые ребята выполнят в течение этого учебного года. Ведь иногда получаются такие шедевры, что очень жаль бывает видеть их согнутыми, потрёпанными, да и потеряться могут!
Предлагаю совершить небольшую экскурсию в мир... титульных листов)))))

17.10.2018:

И снова на уроках географии в 5 классе гости, правда, не простые, а особые - синквейны! На прошлом уроке я попросила ребят передать небольшое домашнее задание и для их родителей: составить свои синквейны. Предлагаю посмотреть и даже послушать, что из этого получилось...
В целом с работой ребята 5 А, Б, В, Д классов справились. Это домашнее задание вызвало большой отклик и интерес со стороны и ребят, и их родителей! Но как и в прошлый раз... Лилия Павловна не была бы Лилией Павловной, если бы не спросила в конце урока у ребят: "Дети, а как родители отреагировали на это домашнее задание? Что сказали?"
А дети не были бы детьми, маленькими честными бесхитростными пятиклассниками, чтобы что-то скрывать...

25.11.2018:

Каждый урок в 5 классах приносит свои радости и... разочарования. Но последних, конечно же, в разы меньше! Сегодня я хочу пригласить Вас на уникальный урок-вернисаж планет Солнечной системы, на котором пятиклассники представляли свои творческие работы, выполненные как СОвместно с родителями, так и самостоятельно!
Это было удивительно ярко, красочно, феерично, и было бы преступлением не показать ВСЕ работы!

2014-2015 учебный год
Работаем по атласам и контурным картам "классической линии" издательства "Дрофа".

06.09.2014:

Реальность первой учебной недели потребовала срочно на неё отреагировать и создать в блоге новую страничку, посвящённую ФГОС. Дело в том, что с этого учебного года я веду уроки географии в 5 классе согласно новому ФГОС. Пятых классов в школе 6, расписание составлено таким образом, что в этих классах мои уроки будут по субботам. А преподавать я буду по линии учебно-методических комплексов (УМК) по географии «Полярная звезда» под ред. А. И. Алексеева (5-9 классы).
Попробовала найти в Интернете отзывы коллег, кто уже работал в пятых классах по ФГОС, но информация нашлась весьма скупая и больше похожая на сухие кратенькие отчёты "для галочки".
13.09.2014:

Сегодня мне захотелось стать феей... Самой настоящей, по крайней мере, как понимают мои пятиклассники)))) Ведь именно сегодня на второй урок географии они принесли свои рисунки, через которые показали своё восприятие науки географии - что она будет изучать, о чём и о ком она. А мне каждый рисунок казался маленьким шедевром, в создание которого вложена частичка души самого автора.

20.09.2014:

И вот этот день настал - день раздачи ребятам дисков с электронным пособием к учебнику географии 5-6 класса. Вообще вопрос с дисками оказался очень сложным... Диск положен к каждому учебнику, значит, каждому ученику. Но ведь не секрет, что дети могут диски и испортить, и потерять, а через два года их нужно выдавать с этими же учебниками новым ученикам! Рада, что удалось найти компромиссное решение, и сегодня мои пятиклассники стали обладателями этих дисков!

27.09.2014:

Сегодняшний день принёс неутешительное открытие - моим пятиклассникам очень трудно действовать по инструкции... Вот вроде бы такое простое задание - оформить в соответствии с определёнными требованиями титульный лист к папке для творческих работ. Но справились далеко не все...
На прошлом уроке я нарисовала на доске, как должен выглядеть титульный лист, а дети, чтобы не забыть, нарисовали прямо в тетрадях. К сожалению, получилось выполнить всё и сразу не у всех.

11.10.2014:

Вот никогда не думала, что выполнение такого простого и интересного (казалось бы!) задания - заполнение контурных карт, может вызвать столько разночтений и толкований.... Попробуем их преодолеть?)))))
Что для этого нужно - ЕДИНЫЕ требования к заполнению контурных карт, которые будут у КАЖДОГО учащегося.

19.10.2014:

Вчера урок географии в 5 классах гимназии №18 Краснодара начался с необычного вступления...
Ребята, представьте себе такую картину. Тихий домашний вечер. Сидит ребёнок за ученическим столом и делает домашнее задание. Задали очень много уроков, которые мама сказала выполнить обязательно и не откладывать на потом. И вот сидит ребёнок, старается в меру своих сил, а задание, казалось бы, не уменьшается. Все попытки отложить домашнее задание на потом наталкиваются на суровый взгляд мамы, время от времени приходящей с кухни для проверки или отрывающейся от чтения книжки (просмотра ТВ, сидения за ПК, общения по телефону или с папой...). Вздыхает тяжело ребёнок и думает: "Вот бы и тебе, мама, задавали домашнее задание!"

25.10.2014:

Сегодняшний день принёс радость от удовлетворения прекрасными работами ребят и их родителей, а также некоторое удивление и решение обязательно посетить следующие родительские собрания в отдельных классах...
Итак, сегодня мои пятиклассники принесли в школу работы, которые выполняли вместе с родителями. Предлагаю насладиться работами юных (и не очень) авторов, изучить собранную статистику и... мои выводы о проведённой работе.

15.11.2014:

Вот и подкралась незаметно и потихоньку к нам с пятиклассниками самая сложная тема не только 5 класса, но и... всей географии. Не секрет, что именно в вопросах ЕГЭ по движениям Земли и углу падения солнечных лучей дети чаще всего делают ошибки. И это не удивительно! Раньше (энное количество лет назад, когда я работала по учебнику Герасимовой и Неклюковой) эта тема изучалась в конце 3 четверти 6 класса, но всё равно вызывала множество затруднений у ребят. А сейчас она изучается в начале второй четверти 5 класса! Каково, а?!?
Итак, тема "Движения Земли. Солнечный свет на Земле".

22.11.2014:

Суббота - день тяжёлый, но весьма интересный, ведь сегодня пятиклассники представляли свои работы по теме "Движения Земли". Вернее, делились своими размышлениями на тему того, что бы произошло на нашей планете, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси.
Все полученные работы по форме выполнения можно разделить на три весьма неравные части:
1. Компиляция интернет-статей (больше всего),
2. Собственные предположения в виде небольшого авторского сочинения (около трети),
3. Собственно фантастические рассказы, т.е. созданные детьми литературные произведения (12). Предлагаю познакомиться со всеми тремя видами работ.

30.11.2014:

Первый раз за всё время на уроках в 5 классах мною не было сделано ни единой фотографии... И дело тут не в том, что мой класс дежурил эту неделю по школе, и не в том, что нечего было сфотографировать, да и фотоаппарат всегда с собой, а в том, что не было ни единой минутки для этого. Тема - великолепнейшая, очень интересная - "План и карта". Именно здесь мы углубляемся в ориентирование, именно здесь закладываем базу для решения самых сложных заданий ЕГЭ, здесь очень удачно, с огромной пользой для будущего, можно сочетать теорию с практикой. Но!!!
Но именно с разделением начального курса географии на две части (5 и 6 классы) произошёл вынос этой темы в начало 5 класса! Посмотрите на содержание нашего учебника (параграфы 8-10).

06.12.2014:

Что делать, если на улице -1, а по плану - практическая работа на местности ? "Не заметить" и пройти мимо? Громко посокрушаться и заменить её чем-то подобным по картинкам? Перенести "на потом", а когда наступит это самое "потом", то забыть или всё же провести???
Каждый учитель географии отвечает на этот вопрос сам. Сам для себя и в строгом согласии со своею совестью и педагогическими принципами.
Но мы же не ищем лёгких путей!?!)))) Я провожу такие работы ВСЕГДА и в строгом соответствии с планом.
Вот так получилось и сегодня - запланированная работа была проведена, не помешал нам мороз!

13.12.2014:

Сегодняшние уроки в 5 классах порадовали отлично выполненным домашним заданием - ребята принесли полностью оформленные планы местности. Как оказалось по измерениям, сделанным ребятами, школьный двор, казавшийся нам почти квадратным с крыльца, на самом деле оказался намного уже...
Большая часть планов местности была выполнена по всем требованиям и с наличием необходимых подписей - указателя север-юг, всех трёх видов масштаба, сделаны под линейку. Но часть работ мы откорректировали прямо на уроке. Я думаю, что к данной теме мы с ребятами ещё вернёмся, ведь можно включить сюда и собственные условные знаки, и как вариант - оформить план своего пути домой... Вариантов много, главное, что основным навыкам составления плана местности ребята уже научились.

20.12.2014:
Сегодня мы с ребятами выставляли полугодовые оценки... Признаюсь - было очень сложно не пойти на поводу у малышей, но поставить и справедливую отметку, и устраивающую ученика. И помог нам этом электронный журнал! Хочу подвести итоги и здесь, в блоге. Все ребята успешно освоили материал. "Двоек" нет. На шесть ОЧЕНЬ РАЗНЫХ классов (183 учащихся) получилось только 8 "3". Количество "5" и "4" пока не считала. Но результатами очень довольна! Я считаю, что выполнение творческих работ помогло некоторым ребятам улучшить свои отметки. Ну что ж, прощай первое полугодие! Нам есть, к чему стремиться!

17.01.2015:

Как превратить сложную тему в увлекательную и основанную на личном опыте? У каждого из нас свои методы и способы...
17 января 2015 года запомнится мне надолго... Я шла после шести уроков домой, напевая себе под нос песенку "ниочём", главный смысл которой был в том, что какая я молодец, такую сложную тему не только сделала лёгкой, интересной, но и ни разу не услышала от ребят, что они устали писать (а писать нужно было МНОГО, без этого никак), они весь урок старались...
На перемене дети долго не уходили из кабинета, благодарили за урок... И так ВСЕ пятые классы!
Устала - да! Тяжело было - очень! Но Вы же помните, что чем труднее учителю при подготовке урока, тем легче ученикам на уроке! Зависимость прямопропорциональная.
Хочу немного рассказать об уроке и наших совместных открытиях...
Тема урока: "Градусная сетка: параллели и меридианы".

24.01.2015:

На уроки географии в пятые классы мною сегодня были принесены три апельсина...
Зачем? А они были использованы при повторении прошлой темы, когда мы с ребятами убеждались в том, что нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой, без искажений. Как? А очень просто - я заранее подготовила для ребят половинку апельсина, убрав всю мякоть и сок, оставив только выпуклую полусферическую корочку. Спросила, можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала ровной, но без складок и разломов? Оказалось, что некоторым ребятам очень хотелось, чтобы это можно было сделать. Вот мы и попробовали...

Вне урока:

Бывают ли уроки "случайными"? Я думаю, что подобные уроки случаются особенно часто в зимний период у многих учителей средней и старшей школы, ведь иногда в свои "окошки" нам приходится выручать заболевших коллег.
Вот так и у меня недавно получилось - само "окошко" неожиданно образовалось (у меня нет их вообще по расписанию - работаю 5 дней по 6 уроков), и нужно было заменить заболевшую коллегу-математика. И вот, ровно за 10 минут до начала урока я узнаю, что ко мне сейчас придут пятиклассники. Но!!! У них нет с собой тетрадок и учебников по географии, они не учили на сегодня заданное очень сложное домашнее задание...
Что делать?
Пятиклассники - люди весьма серьёзные, они очень ответственно отнеслись к заданию. Итак, на доске было написано четыре строчки, к которым нужно было придумать продолжение в стихах:
1. В школе очень хорошо...
2. Географию учить -
3. Глобус - очень круглый шар...
4. Ах, какой меридиан...
5. Четверостишие про географию на любую тему.

07.02.2015

Сегодня на уроках географии мы повторяли тему "Географические координаты", отрабатывали умение находить объекты на географической карте по заданным координатам, а также определять координаты.
Уроки показали очень разный уровень освоения учащимися данной темы - те ребята, кто не присутствовал во время прошлого урока, когда я объясняла тему, значительно хуже справлялись с заданием (на прошлом уроке было очень много отсутствующих по болезни!).
Домой была задана практическая самостоятельная работа на листах.

14.02.2015:

21.02.2015:

В субботу уроки географии в 5 классах были особенными - мы не только узнали, как человек появился на Земле и заселял материки, но и очень подробно познакомились с жизнью древних людей в разных природных зонах.
На урок ребята пришли с выполненным домашним заданием - нарисовать жизнь древнего человека в разных природных зонах, на разных материках, в разных ситуациях, но постараться, чтобы у каждого рисунка был свой сюжет.
Конечно же, практически все ребята справились с заданием!
Но не обошлось без сюрприза в одном из классов... сюрприза длиною почти весь урок.

28.02.2015:

Что делать, если учительница задаёт глупый вопрос? Да-да, именно глупый, ведь правильного ответа на него просто не существует, а учительница с улыбкой говорит, что первому правильно ответившему поставит в журнал заветную "5"... Пятиклассники нашли отличный выход - они смущённо молчали, а я ждала, ждала возмущения и упрёков)))))
И ведь дождалась! А как бы Вы ответили на вопрос: "Какая раса людей самая лучшая?"
Но некоторые, конечно, пытались в качестве ответа предложить одну из существующих рас, но такие робкие ответы были сразу признаны ложными. И вот мы вместе приходим к пониманию того, что представители всех рас равны!

07.03.2015:
К сожалению, уроки в этот предпраздничный день были сокращёнными, но мы с пятиклассниками успели разобрать очень важную тему - Государства мира. Нашли на карте самые маленькие и самые крупные, гордились, что живём в самом большом по площади государстве мира, выяснили разницу между монархиями и республиками. Конечно, к данной теме они ещё не раз вернутся на уроках географии, истории и обществознания, но я надеюсь, что урок останется в их памяти именно своей практической составляющей.

14.03.2015:

На уроках географии мы проходили с пятиклассниками тему "Литосфера". Для закрепления нового материала я использовала не только ответы на вопросы, но и раздала каждому лист с заданиями. У ребят было 6 вариантов работы. Каждое посвящено одному объекту: литосфере, литосферным плитам, ядру, мантии, магме и земной коре.
1. Написать, что это такое.
2. Нарисовать.
3. Составить синквейн к главному слову задания.
Читать весь материал...

4.04.2015:

В конце прошлой четверти один из пятых классов получил необычное-обычное домашнее задание - написать тематическое письмо другу и отправить его мне в столь любимом детьми ВКонтакте. Я была не удивлена, когда на вопрос о том, есть ли дети в этой популярной у молодёжи социальной сети, весь класс!!! ответил, что есть... Но когда я предложила как вариант отправить мне это же письмо по электронной почте, большинство ребят ответили, что им проще сделать это всё же ВКонтакте... Здесь можно поставить много восклицательных знаков и огромное многоточие...
Итак, задание из учебника:
Читать весь материал...
11.04.2015:

На сегодняшний день людям известно около 3000 видов минералов, но часто встречающихся всего около 30. Большинство редких минералов присутствуют в горных породах в виде следов. Человек научился использовать большую часть минералов и горных пород сравнительно недавно - за последние сто лет...
В IV веке до н.э. Аристотель расчленил окружающий мир на три "царства" - животное, растительное и минеральное. К минеральному он отнес все, что не попадало в первые два, сформулировав тем самым исторически исходную позицию: минералы - вся неживая природа. Впоследствии, по мере накопления данных и открытия ранее неизвестных минеральных видов, понятию минерала суждено было все более сужаться.

18.04.2015:
Урок был полностью посвящён изучению новой темы - мы с ребятами рассматривали разные типы движения земной коры, подробно остановились на землетрясениях и вулканизме. Именно эта тема (ей посвящено несколько уроков и итоговый проект) является заключительной по планированию. Итак, снова необычное домашнее задание: составить памятку - как нужно вести себя во время землетрясений.

25.04.2015:

Ничего не предвещало беды. Уставший от дневной суеты, нарядный и утопающий в зелени город спал, освещаясь светом причудливых фонарей...Неожиданно люди почувствовали слабый толчок, и в следующее мгновение, еще не успев сообразить, в чем дело, были сбиты с ног, спавшие - с кроватей. Но вдруг наступила поразительная и еще более страшная, чем грохот и толчки, тишина. Земля совершенно не колебалась. Не было слышно ни звука. Погас свет. Казалось, что город умер. И только когда послышались крики пострадавших, люди, находившиеся на улицах, бросились на помощь к полуразрушенным зданиям...
Перед Вами одна из "картинок" начала страшной беды, совладать с которой современному человеку, такому умному и развитому, не удаётся.
Землетрясения. Как попытаться спастись? Что делать? Каковы правила поведения во время землетрясений? Ответы на эти сложные вопросы мы искали вместе с пятиклассниками на одном из апрельских уроков географии.

8.05.2015, 16.05.2015:

Конечно, я знаю, что мои пятиклассники - люди уже почти взрослые и очень творческие, но вот что они НАСТОЛЬКО могут быть оригинальными!?!
В эту субботу на встречу с коллегами я приехала взбудораженная и со сверкающими глазами:
-- Представляете, - делилась я с коллегами, - мы сегодня вулканы и поджигали, и заливали, и даже... ели!"
Пообещала обязательно показать фото в блоге...
Выполняю обещание! Но мне хочется показать не только самые необычные работы, а... почти все полученные на данный момент. Часть работ ещё будет доноситься ребятами.
Итак, смотрим!

23.05.2015:

Завершён учебный год. А как же мои замечательные пятиклассники, о каждом проведённом уроке с которыми я рассказывала на страничке "ФГОС"? Чем год завершился для них?
Так уж получилось, что провести итоговый урок удалось только в одном из классов - что поделать, календарь в этом году суровый, итог урока получился очень необычным!
Сегодня я хочу предоставить слово им - милым и таким ещё маленьким, застенчивым и бойким, стремительным и медлительным, решительным и сомневающимся - детям!

Учебный год 2014-2015 завершён!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР Руководитель МО Директор МБОУ СОШ № 43

_______________________ ________________ ________________

Августа 2016г. приказ №

Программа по предмету

МАТЕМАТИКА

(название предмета в соответствии с учебным планом)

Классы 5 В

Количество часов в неделю 5 часов

Количество часов в год 175 часов

Составитель: (указывается ФИО разработчика программы или методическое объединение) Нененко Марина Юрьевна

г. Воронеж

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
  2. Примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011;
  3. Примерной программы «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова;
  4. Программы основного общего образования МБОУ СОШ № 43 5 – 9 классы;
  5. Учебного плана МБОУ СОШ № 43 на 2016-2017 учебный год;

Рабочая программа опирается на УМК: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство

"Мнемозина", г. Москва, 2015.

Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности.

Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Исторически сложилось две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

В жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.

Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Целями изучения курса математики в 5 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Изучение математики в направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:

  1. в направлении личностного развития
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  1. в метапредметном направлении
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Задачи :

  • овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
  • способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
  • воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа по математике для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений , так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

В курсе математики 5 класса выделены 4 содержательные области: натуральные числа и шкалы, площади и объемы, дроби, инструменты для вычислений и измерений.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.

При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

При изучении темы «Площади и объемы» учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

В теме «Дроби» изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие - «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

В ходе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений » у учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ по темам: стартовая диагностика; «Натуральные числа и шкалы»; «Сложение и вычитание натуральных чисел»; «Уравнение»; «Умножение и деление натуральных чисел»; «Упрощение выражений. Степень числа»; «Площади и объемы»; «Обыкновенные дроби»; «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»; «Сложение и вычитание десятичных дробей»; «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»; «Умножение и деление десятичных дробей»; «Проценты»; «Инструменты для измерений»; «Итоговое повторение».

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • Индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, математический диктант) на всех этапах работы.
  • Самоконтроль - при введении нового материала.
  • Взаимоконтроль – в процессе отработки.
  • Рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ, тестов, математических диктантов.
  • Итоговый контроль – при завершении темы.
  • Групповые и индивидуальные проекты.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 175 уроков. Выделен модуль «Решение текстовых задач» на который отводиться 10 учебных часов. Итого за курс математики 5 класс – 185 часов. Согласно программе по математике 5 – 9 классы в 5 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), который включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии. Уровень обучения – базовый.

Требования к результатам обучения и освоению содержания учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  1. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Критерии оценивания тестов, математических диктантов

Отметка «5» 90 % – 100 % задания выполнено верно

Отметка «4» 70 % - 89 % задания выполнено верно

Отметка «3» 50 % - 69 % задания выполнено верно

Отметка «2» 0% - 49% задания выполнено верно

Критерии оценивания проектов

Значимость и актуальность проблем, адекватность изучаемой тематике;

Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов;

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

Коллективных характер принимаемых решений;

Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

Эстетика оформления результатов выполненного проекта;

Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Критерии оценки

максимально

умение отбирать информацию

аргументированность целей работы

соответствие содержания вопросу

логичность и последовательность изложения

четкость

эстетика оформления результатов

качество доклада

объем и глубина знаний по теме

культура речи

чувство времени

умение удерживать внимание аудитории

умение вести дискуссию

уровень самостоятельности при подготовке

65 – 55 – отлично; 54 – 44 – хорошо; 43 – 33 – удовлетворительно

  1. Повторение за курс начальной школы. Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел. Нахождение значения числовых выражений. Решение текстовых задач.

Основная цель - повторить правила сложения, вычитания, умножение и деление натуральных чисел; повторить табличное умножение натуральных чисел; овладеть умением применять при решении задач правила сложения, вычитания, умножение и деление натуральных чисел.

  1. Натуральные числа и шкалы. Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

  1. Умножение и деление натуральных чисел. Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами

  1. Площади и объемы. Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

  1. Обыкновенные дроби. Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

  1. Умножение и деление десятичных дробей. Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

  1. Инструменты для вычислений и измерений. Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

  1. Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей. Круговые диаграммы. Случайные, достоверные и невозможные события. Решение комбинаторных задач методом перебора возможных вариантов.

Основная цель - познакомиться с понятиями достоверные, невозможные и случайные события; владеть умением:

составлять дерево возможных вариантов; решать простейшие комбинаторные задачи.

  1. Решение текстовых задач.

Основная цель – отработка навыков решения текстовых задач по темам курса.

  1. Повторение. Арифметические действия с натуральными числами. Упрощение выражений. Уравнение. Решение задач с помощью уравнения.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема

Количество часов

Повторение курса математики начальной школы (9 часа)

Сложение и вычитание натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел

Нахождение значений числовых выражений

Решение текстовых задач

Входное административное тестирование за курс начальной школы.

Натуральные числа и шкалы (16 часов)

Обозначение натуральных чисел

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

Плоскость, прямая, луч

Шкалы и координаты

Меньше или больше

Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы»

Решение задач «Натуральные числа и шкалы»

Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час)

Сложение натуральных чисел и его свойства

Вычитание

Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Числовые и буквенные выражения

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Уравнение

Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

Решение задач «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Умножение и деление натуральных чисел (21 час)

Умножение натуральных чисел и его свойства

Деление

Деление с остатком

Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел»

Упрощение выражений

Порядок выполнения действий

Степень числа. Квадрат и куб числа

Контрольная работа № 5 «Умножение и деление натуральных чисел»

Решение задач «Умножение и деление натуральных чисел»

Площади и объемы (13 часов)

Формулы

Площадь. Формула площади прямоугольника

Единицы измерения площадей

Прямоугольный параллелепипед

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

Контрольная работа № 6 «Площади и объемы»

Решение задач «Площади и объемы»

Обыкновенные дроби (25 часов)

Окружность и круг

Доли. Обыкновенные дроби

Сравнение дробей

Правильные и неправильные дроби

Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби»

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Деление и дроби

Смешанные числа

Сложение и вычитание смешанных чисел

Контрольная работа № 8 «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»

Решение задач «Обыкновенные дроби»

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов)

Десятичная запись дробных чисел

Сравнение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

Приближенные значения чисел. Округление чисел

Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Решение задач «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Умножение и деление десятичных дробей (25 часов)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Деление десятичных дробей на натуральные числа

Контрольная работа № 10 «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»

Умножение десятичных дробей

Деление на десятичную дробь

Среднее арифметическое

Контрольная работа № 11 «Умножение и деление десятичных дробей»

Решение задач «Умножение и деление десятичных дробей»

Инструменты для вычислений и измерений (14 часов)

Микрокалькулятор

Проценты

Контрольная работа № 12 «Проценты»

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник

Измерение углов. Транспортир

Контрольная работа № 13 «Углы»

Решение задач «Инструменты для вычислений и измерений»

Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей (6 часов)

Круговые диаграммы

Случайные, достоверные и невозможные события

Решение комбинаторных задач методом перебора возможных вариантов

Решение текстовых задач (10 часов)

Решение текстовых задач на сложение и вычитание натуральных чисел.

Решение текстовых задач на умножение и деление натуральных чисел.

Решение тестовых задач по теме площади и объёмы.

Решение тестовых задач по теме обыкновенные дроби.

Решение текстовых задач по все действия с десятичными дробями.

Решение текстовых задач на проценты.

Повторение (11 часов)

Арифметические действия с натуральными числами

Арифметические действия с обыкновенными дробями

Упрощение выражений

Уравнение

Решение задач с помощью уравнений

Арифметические действия с десятичными дробями

Проценты

Решение задач на проценты

Решение практико-ориентированных задач

Итоговая контрольная работа

Обобщающий урок

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 43.

Литература для учителя

  1. Попов М.А. Дидактические материалы по математике для 5 класса – М: «Экзамен», 2013
  2. И.Б.Чаплыгина. Поурочное планирование. Математика 5 класс. 1 полугодие. _ Волгоград «Учитель», 2014
  3. А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий − М.: Просвещение. 2010.
  4. В.Л.Александрова. Математика 5 класс. Практикум. Готовимся к ГИА. – М: «Интеллект – центр», 2013.
  5. И.Л.Гусева. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика 5 класс – М: «Интеллект – центр», 2012.
  6. Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2010.

Литература для обучающегося

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2015.
  2. Контрольно – измерительные материалы по математике Попова Л.П. М.: «ВАКО», 2016
  3. А.П.Ершова, В.В.Голобородько Математика. 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы. «Илекса», 2015.

Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература

  1. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2003.
  2. http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
  3. Левитас Г. Г . Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2007.
  4. Гаврилова Т. Д . Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Депман И. Я., Виленкин Н. Я . За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994.
  7. Шарыгин И.Ф . Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2012

Технические средства обучения

Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки).: www.festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов. : http://school-collection.edu.ru/

4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска магнитная.
  • Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
  • Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
  • Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
  • Презентации, созданные учениками и учителем.



Московским центром качества образования, в соответствии с распоряжением Департамента образования от 17 августа 2012 года №225 р, в сентябре 2012 года для общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на ФГОС ООО по мере готовности, была организована стартовая диагностика образовательных достижений выпускников начальной школы. Диагностика по ФГОС проводилась с целью фиксации уровня подготовки по математике, русскому языку и...


Московским центром качества образования, в соответствии с распоряжением Департамента образования от 17 августа 2012 года №225 р, в сентябре 2012 года для общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на ФГОС ООО по мере готовности, была организована стартовая диагностика образовательных достижений выпускников начальной школы. Диагностика по ФГОС проводилась с целью фиксации уровня подготовки по математике, русскому языку и...

Программа 5 класс ФГОС


Пояснительная записка Данная программа «Лаборатория успеха» для 5,6 классов построена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего, среднего общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004г. № 1089; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296; Учебного плана...

Содержит рекомендации для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы в cоответствии с требованиями ФГОС. Представлены содержание учебного предмета, описание УМК, тематическое и поурочное планирование по курсу информатики для 5–6 и 7–9 классов, таблицы соответствия УМК требованиям ФГОС и ГИА, планируемые результаты обучения. Издание дополнено разделом «Электронное приложение к УМК», описывающим электронную форму учебников...

Рабочая программа ФГОС 5 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета...


Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. При изучении данного курса по ФГОС решаются следующие задачи: Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей. Формирование представлений о структуре, развитии во времени и...

Тематическое планирование 5 класс ФГОС


Планирование по русскому языку для 5 класса составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) Планирование составлено из...

Урок 5 класс ФГОС


Рабочая программа предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету « немецкий язык » для 5 класса (составлена на...

ФГОС 5 математика


Согласно ФГОС, математика для 5-х классов рассчитана на 189 учебных часов. Разделяются они следующим образом: в первом полугодии ученики проходят по 5 учебных часов в неделю, а во втором - по 6. Общая длительность курса составляет 35 недель. На протяжении этого курса распланированы 14 контрольных работ, показывающих уровень знаний учеников. На протяжении всего учебного года математика...

ФГОС и уроки 5 класс

№ п/п Недельные сроки Тема урока Цели и задачи Дидактическая модель обучения (тип урока, (методы, технологии) Характеристика видов деятельности обучающихся Планируемые результаты Вид контроля Материально-техническое обеспечение Информационно-методическое обеспечение Домашнее задание личностные предметные метапредметные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Привет, 5 класс! С чем мы пришли из 4 кл.?(8 часов) 1-2 01.09.2015-05.09.2015 Первый учебный день в новом учебном году. Что видим мы в школьном дворе? Как дети знакомятся? 1.Учить воспринимать на слух и понимать небольшие диалоги 2. Учить рассказывать...

ФГОС по математике 5 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана для обучения в Школе на уровне основного общего образования. Рабочая программа создана на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) Примерной программы по...


Целью изучения курса математике в 5-6 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений...

ФГОС программа по русскому языку


В современных школах, особенно в средних классах, нередко можно услышать, как ученики разговаривают либо же каверкая слова русского языка, либо же вплетая в свою речь огромное количество иностранных слов и терминов. Этот парадокс уже доходит до того, что образованный человек не всегда в состоянии правильно понять, что ему говорит ребенок, выражающийся на сленге. Также все...

ФГОС русский 5 класс


Поурочное планирование по литературе 5 класс Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка. «Царевна-лягушка» . народная мораль в характере и поступках героев № п/п Тема урока Кол-во ча сов Тип урока Планируемые результаты Домашнее...

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...