Абсолютный и условный возраст. Абсолютный и относительный возраст горных пород

  • - свободный от к.-л. отношений и условий, независимый, совершенный. Противоположность - относительный...

    Начала современного Естествознания

  • - в зависимости от контекста: 1) в биологии - человека возраст, рассчитанный в годах с момента рождения; понятие введено как противоположность биологического возраста...
  • - в палеодемографии и демографии представляет собой середину возрастной когорты, на которую приходится максимум смертности в популяции...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - 1) безотносительный, безусловный...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - см. Радиологический возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - время, прошедшее от какого-либо геологического события до современной эпохи, исчисляемое "" млн. и тыс....

    Словарь геологических терминов

  • - горных пород, устанавливается по содержанию продуктов радиоактивного распада в минералах...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - возраст г. п., м-лов и руд, выраженный в единицах астрономического времени и устанавливаемый разл. радиологическими методами по накоплению в м-лах и г. п. продуктов распада радиоактивных элементов...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более древними, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более молодыми, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - вычисленный по изотопному составу обыкновенного свинца; существует несколько вариантов его вычисления. Модельный возраст является “грубым”, приближенным. Син.: возраст геологический абсолютный условный...

    Геологическая энциклопедия

  • - син. термина возраст геологический абсолютный модельный...

    Геологическая энциклопедия

  • - обычно определяется ионий-ториевым, протактиний - ториевым и калий-аргоновым методами...

    Геологическая энциклопедия

  • - свободный от всех отношений и условий; независимый, совершенный. Противоположность – относительный...

    Философская энциклопедия

  • - означает то, что рассматривается само по себе, без отношения к чему-либо другому и потому противополагается относительному...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - безусловный, полный, совершенный, безотносительный, неограниченный...

    Большая Советская энциклопедия

"абсолютный возраст" в книгах

автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала

Из книги Удивительная палеонтология [История земли и жизни на ней] автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала Прежде всего заметим, что для ученых сама по себе постановка вопроса о возрасте Земли была некогда весьма революционной - ибо «возраст» подразумевает наличие «даты

Абсолютный вахтер

Из книги Как по лезвию автора Башлачев Александр Николаевич

Абсолютный вахтер Этот город скользит и меняет названья. Этот адрес давно кто-то тщательно стер. Этой улицы нет, а на ней нету зданья, Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер. Он отлит в ледяную, нейтральную форму. Он тугая пружина. Он нем и суров. Генеральный хозяин

Абсолютный джентльмен

Из книги Элизабет Тейлор. Клеопатра Голливуда автора Бенуа Софья

Абсолютный джентльмен Вкус формируются постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед. Элизабет Тейлор Обеспокоенные размерами и количеством пятен на репутации своей актрисы, публицисты из MGM (к тому

Абсолютный кошмар

автора

Абсолютный кошмар

Из книги Фабрика здоровья автора Смирнов Алексей Константинович

Абсолютный кошмар Медициню помаленьку.Может быть, кто-то помнит, как я рассказывал про страшную таблетку Цифран?У этой антимикробной таблетки в побочном послужном списке значатся ночные кошмары и галлюцинации. Сам я ее никогда, конечно, не ел, а жене дал однажды, когда с

Абсолютный слух

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Абсолютный слух – Как здорово поет Тимо! И это в два с половиной года. Ты, небось, в столь нежном возрасте еще не выступал?– Я начал позже – в три года. Читал стихи в клубе в Вилге.– Стало быть, внук пошел по стопам дедушки-артиста…– У Тимо, действительно,

Абсолютный слух

Из книги Сверхвозможности человека автора Мавлютов Рамиль

Абсолютный слух Стоит такому человеку услышать какой-то звук, как он может совершенно точно его воспроизвести. Специалисты считают, что такие люди сначала классифицируют звуки и запоминают их категориями, а потом определяют, к какой категории относится данный звук. Они

17. Возраст Христа и возраст Андроника

Из книги автора

17. Возраст Христа и возраст Андроника Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа

Из книги автора

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа Вопрос - в каком возрасте Фауст продал душу дьяволу, интересен для оценки возраста Фауста-Христа, согласно германской версии. Как мы уже отмечали, срок его договора с Мефистофелем был равен 24 годам, с. 43. Согласно Юсту Кристофу

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА

Из книги Царь славян автора

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско Очень интересно сравнить данные о возрасте князя Курбского и бакалавра Карраско. Вот что сообщает Сервантес о бакалавре: «Сей ДВАДЦАТИЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ молодой человек был круглолиц, курнос, большерот», ч. 2, с. 28.

Абсолютный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет Начало подросткового возраста у вашего ребенка – бурного периода с гормональными всплесками и непредсказуемым поведением – может страшить вас. На деле в этом возрасте происходит

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ Существует целый ряд свойств вечной реальности Божества-Абсолюта, которые невозможно в полной мере объяснить конечному пространственно-временному разуму, однако актуализация Бога-Абсолютного стала бы следствием объединения второй эмпирической

Методы определения абсолютного (выраженного в годах) возраста отложений земли и расположенных в них археологических находок. Основаны на свойстве химических элементов и их соединений распадаться на изотопы и молекулы с течением времени. В археологии чаще всего применяется калий-аргоновый и радиоуглеродный метод. Помимо химических существуют и другие методы (см. варвохронология, дендрохронология, лихенометрия). Самые древние остатки человеческой культуры, датированные радиометрически, имеют А.В. в 2,6 млн. лет (Кооби Фора, Хадар).


Смотреть значение Абсолютный Возраст в других словарях

Абсолютный — безотносительный
безусловный
Словарь синонимов

Возраст — года (годы)
лета
Словарь синонимов

Абсолютный — лат. отрешенный; о предметах духовных, невещественных безграничный, безусловный, безотносительный, непременный, несравниваемый, самостоятельный, отдельный и полный,........
Толковый словарь Даля

Абсолютный — абсолютная, абсолютное; (кратк. муж. не употр.) абсолютна, абсолютно (латин. absolutus). 1. Безотносительный, взятый сам по себе, вне сравнения с чем-н.; не зависящий от местных........
Толковый словарь Ушакова

Возраст — возраста, м. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек........
Толковый словарь Ушакова

Возраст — Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний,........
Словарь эпитетов

Абсолютный Прил. — 1. Существующий, рассматриваемый, оцениваемый вне связи, зависимости от чего-л. 2. Достигший высшего предела; полный, совершенный.
Толковый словарь Ефремовой

Возраст М. — 1. Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л. 2. Период в развитии человека, животного, растения. // Зрелый период в развитии человека, животного, растения.
Толковый словарь Ефремовой

Абсолютный — -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Безотносительный, взятый вне связи, вне сравнения с чем-л.; безусловный (противоп.: относи́тельный). А. прирост населения. А-ая величина действительного........
Толковый словарь Кузнецова

Возраст — -а; м.
1. Количество прожитых лет; период в жизни человека, животного. Детский, юношеский, преклонный в. Переходный в. (возраст между детством и юностью). Бальзаковский........
Толковый словарь Кузнецова

Абсолютный Приоритет — Правило в процедуре банкротства, согласно которому
задолженность, прежде всего, полностью выплачивается крупнейшим кредиторам, и только затем менее значительные........
Экономический словарь

Абсолютный Титул Собственности — ABSOLUTE TITLEБезоговорочное
владение личной
собственностью или
владение недвижимостью в соответствии с абсолютным
правом собственности. Такой
ТИТУЛ........
Экономический словарь

Возраст — период времени от
момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. выступает одним из главных элементов оценки
риска.........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию
возраст, по достижении которого участник пенсионной схемы имеет
право на получение пенсионных выплат.
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Обычный — В практике обеспечения льгот для служащих:
возраст, указанный в схеме пенсионного страхования как самый ранний возраст, по достижении которого
служащий может........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Поздний — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст, указанный в схеме пенсионного страхования, который превышает обычно принятый возраст выхода на пенсию. В США по........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Ранний — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст более ранний, чем обычный возраст выхода на пенсию, который указан в схеме пенсионного обеспечения и по достижении........
Экономический словарь

Возраст Дерева — - число лет, прошедших с
момента начала жизненного
цикла дерева, определяемое по числу годичных колец на поперечном срезе ствола (пне) или на
корне, взятом возрастным буравом.
Экономический словарь

Возраст Древостоя — - один из основных таксационных показателей, характеризующих
древостой. Число лет, прошедших с
момента появления древесных растений, образовавших данный древостой.........
Экономический словарь

Возраст Оборудования — - одна из характеристик физического и морального
износа оборудования, определяемая по данным года
выпуска или установки машины. Различают В.о. технический (с........
Экономический словарь

Возраст Основных Фондов — - промежуток времени между датой
ввода в
действие и датой наблюдения. Для характеристики
возраста основных фондов используются также их группировки, например........
Экономический словарь

Возраст Рабочий — См.
Возраст трудоспособный
Экономический словарь

Возраст Рубки Главного Пользования — - возраст спелых древостоев, устанавливаемый для назначения их в рубку главного пользования в соответствии с целевым назначением лесов.
Экономический словарь

Возраст Страхователя — основной
фактор при определении величины
риска заболевания и необходимости медицинского обслуживания.
Экономический словарь

Возраст Трудоспособный — законодательно определенные в РФ
категории населения, находящиеся в
возрасте 16-59 лет для мужчин и 16-54 лет для женщин.
Экономический словарь

Возраст Хронологический (chronological Age, Actual Age) — возраст
предмета, измеряемый по стандартному календарю.
Экономический словарь

Возраст Эффективный (effective Age) — возраст
предмета, определяемый его физическим состоянием и
полезностью, в сравнении со сроком полезной жизни - в противоположность хронологическому возрасту.
Экономический словарь

Возраст, Достигнутый — В страховании жизни
возраст, достигнутый страхователем к определённой дате. В страховании здоровья действительный возраст застрахованного лица или его возраст........
Экономический словарь

Возраст, Трудоспособный — - один из элементов условной градации
возраста человека в зависимости от его участия в производстве. В РФ в группу населения, находящегося в Т.в., входят мужчины 16-59........
Экономический словарь

Достигнутый Возраст — Возраст, по достижении которого человек обретает
право на получение определенных
бенефиций. Например, кто-то может иметь право на получение доходов от
траста........
Экономический словарь

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст - возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Условный возраст (возраст развития) - определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.

Хронологический возраст - возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст - определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст - определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст - определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст - переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t - отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых - Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический возраст человека, а основной задачей в связи с этим выступает поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения, т. е. построение периодизации психического развития.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос заключается в том, что обусловливает качественное своеобразие. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько методологически удачно, что в предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные периодизации.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С. Холла , созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П. Блонского , построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития 3. Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже , в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1) предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали. С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э. Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон выделил 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С. Выготский предложил также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые, – новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, определяющее процесс развития в целом и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; в то же время достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, называется ведущим. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:

– этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

– этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б. Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является разработка подробной, научно обоснованной периодизации психического развития взрослого человека.


| |

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Проблемы возрастной периодизации психического развития

Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст. Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций.

Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический . Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.

Возрастная психология связана с другими науками: генетической психологией, психофизиологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией, социальной психологией, педагогической психологией, медицинской психологией юридической психологией и др.

Возрастная психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам;

2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1)период сенсомоторного интеллекта (от0до2лет);

2)период организации конкретных операций (от З до 15лет). В этом подпериоде он различает стадии.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

1)раннее детство;

2)детство;

3)подростковый возраст.

Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность - 12-17 лет; ранняя зрелость - 18-25 лет; зрелость - 51-75 лет; старость - от 76 лет.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1)первые 12 месяцев жизни - начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) II-3-й годы жизни - вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3)III-5-й годы жизни - третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) IY - 6-11-й годы жизни - четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) Y -12-18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные

6) YI - начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) YII -зрелый возраст - человек поглощен собой и социумом;

YIII -пожилой возраст - человек формируется как цельная личность, но может появиться чувство безнадежности. И в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, возникают психические новообразования. В данном случае - мудрость, которая понимается как сплав знаний и жизненного опыта. Особое значение в данном периоде развития личности отводится отношению к смерти, бессмертию. Ученые выделяют нескольку путей бессмертия: религия, творчество, дети, природа.

Особый интерес приобретают стадии детского развития.

Так, в каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации-смена ведущих видов деятельности таких как:

1)ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интериоризация мотивов и задач);

2)усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.

Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:

1)ребенок - «общественный взрослый»;

2)ребенок - «общественный предмет».

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1)младенчество - с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2)раннее детство - от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3)младший и средний дошкольный возраст - от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4)старший дошкольный возраст-с 5 до 6-7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему

остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5)младший школьный возраст - от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе. I

В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст - от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности).

Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.

Если взять процесс развития ребенка в этом периоде в общем, то можно выделить три основных этапа:

1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет);

2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т.е. интервал от 7 до 11 лет);

3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т.е. от 11 до 17 лет).

Важно помнить все границы периодов являются условными и могут быть изменены в тех или иных психологических подходах или точках зрения ученых.

26. Проблема возрастной периодизации психического развития.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:

1 . Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

2 . Для второй группыn характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л.Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3 . Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...