Во сколько японцы заканчивают школу. Японская система образования

2012 Экономика №2(18)

И.А. Петиненко, А.А. Ткач

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ: ЧТО ВЕДЕТ ЭТУ СТРАНУ

К УСПЕХУ?

Исследуются все ступени образовательной системы Японии, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным образованием. Выявляются особенности воспитания детей в учебных заведениях, показываются этапы формирования характерных японских черт - трудолюбия, усердия, умения работать в команде, понимания своего места, стремления работать на фирму, а не на себя, приверженности к строгой иерархии и т. д.

Ключевые слова: образование, система образования, Япония, образование в Японии.

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.

Исходя из этого целью данной научной работы являлось изучение особенностей современной системы образования Японии.

Структура образования в Японии включает в себя (рис. 1): необязательную ступень - детский сад; школьное образование, которое делится на младшую, среднюю и старшую школы - особенностью является то, что после средней школы можно уйти в различные спецшколы и технологические колледжи; и высшее образование, подразделяющееся на университеты и неуниверситетский сектор .

Рассмотрим подробнее каждую из ступеней образования.

Дошкольное образование. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Рис. 1. Система образования в Японии

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, объединяют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Каждый год группы создаются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей .

Воспитание маленьких детей в Японии сразу окунает их в острую конкурентную борьбу за лучшее будущее, оно не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Школьное образование. Школа в Японии делится на три ступени:

1. Начальная школа (1-6-е классы) - сёгакко.

2. Средняя школа (7-9-е классы) - тюгакко.

3. Старшая школа (10-12-е классы) - котогакко.

Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет) .

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю. «Дзюку» в переводе - «школа мастерства», но правильнее было бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба в дзюку требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

Дзюку посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Годовой доход всех дзюку составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет .

Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников .

Учащиеся средней и старшей школ сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получить высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и т.д. Карьерных

перспектив их выпускники не имеют. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - проф-технические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Высшее образование. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

1) университеты полного цикла (4 года) и ускоренного цикла (2 года);

2) профессиональные колледжи;

3) школы специальной подготовки (технологические институты);

4) школы последипломного обучения (магистратуры).

Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образования Японии - его иерархичность. Жесткие иерархии (часто «непересекающиеся», т. е. существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский ее секторы.

Неуниверситетский сектор - это, по сути, «вузы второго сорта», выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трехлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы .

Технологические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам.

В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени:

1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невозможно, но их диплом дает стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.

2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок.

3. Прочие государственные университеты, чаще всего учрежденные префектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение и умеренный конкурс.

4. Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение -невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство.

Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной автономией. Любопытно, что основные научные ресурсы в Японии

были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных специалистов, необходимых для поддержания системы, магистратура же - на выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию ее развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они раньше других осознали, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной, она жизненно необходима. Поэтому можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны - это следствие грамотно построенной системы образования.

Литература

1. Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Гл. IV: Образование в мире: история и современность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Гумер. 2008. URL: http://www. gu-mer.info/ (дата обращения: 17.02.2011).

3. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С. 88-96.

4. Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120126.

5. Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Информационный гуманитарный портал. 2004. URL: http:// www. zpu-journal.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).

6. Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 2006. URL: http:// www. quality.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2011).

7. АлферовЮ.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2008. № 7. С. 73-84.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

Япония считается одной из самых развитых стран мира. Действительно, она занимает третье место по масштабам промышленного производства и ВВП; здесь самая высокая продолжительность жизни. Фабрики, клиники, курорты, а также школы и университеты Японии ежегодно входят в мировые рейтинги. Поэтому многие выходцы из СНГ хотели бы получить образование в Японии. О том, как проходит процесс обучения в этой стране, сложно ли поступить в японский вуз и может ли иностранец рассчитывать на карьерный рост после получения образования в этой стране, и пойдет речь далее.

Японская система образования

Как и в большинстве государств, образование в Японии делится на дошкольное, школьное и высшее. После окончания вуза можно продолжить обучение – поступить в аспирантуру, а затем в докторантуру. Однако стоит учесть, что в Японии с населением 127 млн жителей всего 2,8 млн студентов, что почти в три раза меньше, чем, например, в России, где население на 20 млн больше. Поэтому поступление в японский вуз требует огромных стараний и, разумеется, финансовых затрат.

Чтобы в дальнейшем «устроиться» в жизни, дети приучаются к постоянному умственному и физическому труду уже с начальной школы. Начиная с 4-го класса (по достижении 10-летнего возраста) школьники в Японии сдают экзамены, поскольку из класса в класс учащихся автоматически не переводят. Поэтому чтобы успешно продвигаться по школьной «карьерной» лестнице, дети стараются регулярно посещать центры дополнительного образования – так называемые дзюку. Многие школьники и студенты также проходят дистанционное обучение.

Дошкольное обучение: ясли и детский сад

Дошкольное образование в Японии до трех лет не является обязательным. Детские сады, преимущественно частные, делятся на так называемые санкционированные, которые соответствуют высочайшим образовательным стандартам, и несанкционированные. В первых, как ни странно, плата за обучение меньше, так как они активно поддерживаются государством и местными властями, поэтому очереди в них огромные.

В зависимости от возраста ребенка дошкольные заведения делятся на два типа: хоикуэн (ясли) – для детей с 10 месяцев до трех лет и ёчиэн (детский сад) – для детей от трех до шести лет. Чтобы отдать малыша в хоикуэн, родителям необходимо представить документы, свидетельствующие о том, что они не могут заниматься с малышом дома. Это может быть справка с места работы или подтверждение тяжелого заболевания отца или матери.

В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами – короткими весной и зимой и более продолжительными летними. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов. Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.

Система дошкольного образования в Японии

Детские сады в Японии не являются обязательной ступенью в системе образования, поэтому все они частные. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех). Также существуют и ясли с 1 года, но в них можно отдать ребенка только при наличии очень веской причины, по обязательному заявлению и предоставлению документов комиссии, которая может и отказать. Все дело в том, что это противоречит принципу домашнего воспитания.

Система школьного образования в Японии

Большинство школ в системе образования Японии - муниципальные и финансируются из бюджета, но примерно 5% – это частные школы, обучение в которых платное. Ученики в японских школах учатся 12 лет, что несколько больше в сравнении с другими странами. Классы в школах как правило большие, около 40 человек. У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Обучение в 10–12-х классах не является обязательным, но 94% учеников учатся 12 лет.

Начальная школа – с 6 до 12 лет (1–6-й классы);

Средняя школа – с 13 до 15 лет (7–9-й классы);

Старшая школа – с 16 до 18 лет (10–12-й классы).

По окончании школы 75,9% выпускников продолжают учиться в вузах, училищах, колледжах и т.д.

Система высшего образования в Японии

С высшим образованием в Японии ситуация практически противоположная – 80% университетов негосударственные. В Японии 726 университетов, в которых учится 2,8 млн студентов (для сравнения – в России 7,5 млн студентов). Обучение в университетах проводится по двухуровневой схеме: бакалавриат (4 года) и магистратура (еще 2 года). Лучшими в Японии считаются два вуза: Университет Киото и Токийский университет, также высокие позиции в мировых рейтингах занимают университеты Кэйо и Васэда.

Высшее образование в Японии во многом похоже на образовательные системы других развитых стран Запада. Но неповторимая культура этой страны не могла не наложить отпечаток на данную сферу.

Общая характеристика

Система образования в Японии по праву считается одной из самых старых во всем мире. Она берет свое начало еще в VI-VII веках. Именно тогда система образования в развитых азиатских стран с материка попала на остров.

В основе лежит китайская система образования, которая и на сегодняшний день остается лишь незначительно измененной.

Современная система образования в Японии выглядит следующим образом:

  • дошкольное образование (ясли, детский сад, специальные учебные заведения с коррекционной программой для детей-инвалидов);
  • школьное образование, состоящее из трех ступеней: начальной (сё:гакко), средней (тю:гакко) и старшей (ико:то:гакко) школ;
  • высшее и специальное образование (техникумы, колледжи, вузы).

А вот схема, на которой можно более подробно изучить особенности системы образования в Японии:

Система образования в Японии: интересные факты

В японской школе есть много интересных особенностей, которые отличают ее от отечественной.

Например, нумерация классов тут не как у нас (сквозная). Номера классов присваиваются согласно внутренним правилам. Например, 4-й класс начальной школы, 2-й класс средней школы и пр.

В Японии не существует бесплатной старшей школы и тем более вуза. Однако есть мизерное количество учреждений государственной собственности, в которых можно обучаться по чуть меньшей стоимости.

Бесплатное образование в Японии можно получить только в яслях и детском саду.

Если у нас учебный год разделен на 4 четверти, то в стране восходящего солнца этот год длится 3 триместра: первый длится с 6 апреля по 20 июля, далее идут летние каникулы, второй триместр длится с 1 сентября по 26 декабря, а третий – с 7 января по 25 марта.

Неделя без занятий, которая отделяет третий и первый триместры – это своеобразный переход из одного класса в другой.

Японский учебный год начинается в апреле, так как именно это время является началом весны, когда расцветает сакура.

Учебная неделя длится 6 дней (в редких школах – 5). При этом дважды в месяц учащимся должны предоставлять выходные по субботам.

Школьная программа здесь не определяется государством, а зависит от конкретного учебного заведения. Но основа у всех одна – разработанная государством.

Школьная программа образования

В шестилетнем возрасте ребенка отдают в начальную школу. До начала обучения он должен освоить основы арифметики и владеть техникой чтения катаканы и хироганы.

Поступив в начальную школу, дети изучают математику, японский язык, а также естественные науки. Представляете – химия и физика с младших классов! Кроме того, тут учат этике, истории, этикету, музыке, домашнему хозяйству, изобразительному искусству и физкультуре. В качестве итоговой проверки знаний придется сдать экзамен на знание 1006 государственных символов кандзи (а всего их 1945!!!).

Сдав экзамен, ребенок поступает в среднюю школу, где продолжает изучать все те же науки, что и на предыдущем этапе. Сюда же добавляются изучение английского языка и некоторые предметы на выбор (в зависимости от выбранной школы). Среди всех предметов в средней школе самые сложные – это математика, японский и английский языки.

У старшеклассников такая же программа обучения. Единственное отличие – они могут уделять немного больше времени узкоспециализированным предметам.

Специальное образование Японии

Японское специальное образование строилось по западным моделям. Но здесь получить профессиональное образование крайне трудно, так как узкие специалисты ценятся очень высоко.

Совсем другая история «дзюку» - школы мастерства, или если говорить проще – репетиторские школы. Уже с 7 класса эти школы активно рекламируются среди учащихся, которые выбирают подходящие именно им школы и записываются. Занятия нужно посещать 2-3 раза в неделю по вечерам. Учитель тщательно разбирает материал выбранной дисциплины, а также детально прорабатывает дополнительный материал, чтобы ученики успешно прошли выпускные экзамены в школе.

Несмотря на то что все дзюку платные, почти все школьники посещают такие занятия. Благодаря этому дзюку приносят более триллиона йен – сумма, равная военному бюджету государства.

Экзамены

Как и у нас, экзамены для японских школьников – самое страшное и сложное испытание. Каждый экзамен длится несколько часов. А о сложности можно судить по тому, что учащимся приходится дополнительно готовиться к ним в течение очень долгого времени.

А вот в начальное школе экзаменов нет. Зато в средней и старшей школе их приходится сдавать по 5 раз ежегодно: в конце каждого триместра и в середине первых 2-х триместров.

Срединные экзамены сдаются по следующим дисциплинам:

  • математика,
  • японский язык,
  • английский язык,
  • обществоведение,
  • естественные науки.

После каждого триместра предстоит сдать сложный комплексный экзамен для проверки совершенно всех дисциплин.

В зависимости от полученного результата, будет ясно: перешел ученик в старшую школу или нет. Количество заработанных баллов важно для определения в более престижную школу. При плохих результатах ученика ожидает плохая школа, по окончании которой невозможно будет поступить в университет и вообще иметь какие-либо перспективы в будущей карьере.

Особенности высшего образования в Японии

Всеобщее высшее образование в Японии находится в строгой иерархии. Учиться там очень тяжело, так как повсюду действует дискриминация. Единственные вузы, где учащиеся не испытывают дискриминацию, - это университеты полного цикла обучения (4 года). Впрочем, и там есть своя иерархия:

  1. Престижные частные вузы (Васэда, Нихон Кейо, Токай). Те, кому удастся успешно окончить эти университеты, станут элитой, менеджерами высшего звена, представителями в правительстве. Попасть в эти вузы без должной подготовки и рекомендаций невозможно. Зато диплом оттуда станет пропуском на любую работу независимо от того, какая специализация и на какие оценки вы учились.
  2. Вузы из топа в рейтинге по стране (университет Токио и Йокогамы). Стоимость обучения тут намного ниже. Но поступить туда будет крайне тяжело из-за огромного конкурса.
  3. Остальные университеты. Их организовывают префектуры. Плата за обучение будет невысокой при сравнительно небольшом конкурсе на место.
  4. Небольшие частные вузы. При высокой плате за обучения студенты не получают никаких гарантий на дальнейшее трудоустройство. Да и диплом не считается престижным.

В Японии нет обязательного высшего образования, потому что далеко не все могут позволить себе оплачивать учебу. А ведь в большинстве университетов стоимость обучения будет не по карману 90% населения Японии.

Можно сказать, что все высшее образование платное. По данным статистики, лишь 100 из 3 000 000 студентов могут получить бесплатное образование. При этом цена будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза.

Образование для иностранцев

Огромные суммы и невероятно сложные экзамены подняли уровень образования Японии выше большинства других стран. Вот почему считается очень престижным получить образование именно здесь. Иностранцы пытаются всеми способами это сделать. А таких способа 2:

  1. Получение стандартного высшего образования . Продолжительность обучения – 4-6 лет. Средняя стоимость учебы – 6-9 тысяч долларов США. Чтобы учиться тут, иностранцу придется хорошенько поработать не только над изучением японского языка, но и над вступительными экзаменами.
  2. Ускоренный курс получения образования в вузе . Продолжительность обучения – 2 года. Стоимость гораздо ниже, да и все остальное намного проще. Тут достаточно владеть хотя бы английским языком.

А вот тут можно более подробно ознакомиться с системой образования Японии:

Если иностранец хочет поступить в японский вуз после окончания университета на родине, ему придется поставить апостиль на собственном дипломе. Так как Япония – участник Гаагской конвенции, иностранцу не придется заморачиваться с легализацией (а это намного сложнее), а использовать лишь апостиль.

Всем поступающим иностранцам предоставлены одинаково равные возможности, независимо от страны их пребывания. И если у вас не возникло проблем с поступлением в университет и оплатой, вас будут рады видеть в выбранном университете Японии.

Японские вузы стали активно привлекать молодежь из соседних стран Азии, в особенности из Китая, Тайваня, Кореи. Но это не мешает попытать свое счастье и людям из развитых западных стран, которые хотят приобщиться к великой японской культуре, познать национальную систему управления.

Согласно статистике, в Японии обучаются около 1000 американских студентов.

Для работы с иностранными студентами и на общее благо Японии активно привлекаются исследователи и преподаватели из других стран. И если раньше иностранец не мог занимать руководящих должностей, то с недавнего времени был принят закон, согласно которому иностранный специалист может занимать штатную должность в японских вузах.

А если студент-иностранец плохо владеет японским, он может пройти специально организованный годичный курс японского в международном студенческом институте г. Осака. А в рамках обмена в Японию ежегодно приезжает около 1000 преподавателей английского.

Иностранные студенты и граждане Японии принимаются в местные вузы на одинаковых основаниях. У претендента должно быть удостоверение о прохождении 12-летнего обучения в своей стране. Для иностранцев это часто 11 лет своей школы и 1 курс в колледже/институте/подготовительных курсах, а также в школе японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute.

Обучаться тут можно и в том случае, если удалось сдать экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и т.д.

Общеобразовательный экзамен для иностранных студентов здесь обязателен. Например, гуманитарии будут проверяться на знания математики, всемирной истории, английского. Студент естественнонаучной специальности будет отвечать на вопросы по физике, химии, математике, биологии и английскому языку.

Но самое главное – прохождение теста по японскому языку. Этот тест проводится самой Ассоциацией международного образования. Сдать его можно в 31 стран мира. Тест состоит из следующих блоков:

  1. Проверка знаний иероглифов и лексики.
  2. Восприятие на слух.
  3. Чтение и проверка знаний в области грамматики.

Есть 4 уровня сложности проведения этого экзамена. Для первого уровня необходимо пройти обучение на протяжении 900 часов и знать при этом 2000 иероглифов. Для второго – 600 часов и 1000 иероглифов. Для третьего – 300 часов и 300 иероглифов. Четвертый – 150 часов и 100 иероглифов.

Если удалось сдать экзамен первого уровня, можно поступать в любой вуз страны (как на бакалавриат, так и для получения магистерской степени). Некоторые вузы принимают и тех, кто сдал экзамен второго уровня. Третий уровень позволяет устроиться на работу в японскую фирму.

Стоимость обучения для иностранцев будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза. Но следует иметь в виду, что самым дорогими считаются специальности, связанные с экономикой, медициной, филологией, педагогикой (до 900 тысяч йен при курсе 1 доллар США=109 йен по курсу на 05.06.2018г.).

Что касается расходов на проживание, то за год студент-иностранец должен быть готов оплатить около 9-12 тысяч йен в зависимости от места нахождения вуза.

Около 80% иностранных студентов обучается в Японии за счет собственных средств. Остальные же получают образования за счет разных стипендий.

К слову, у нас уже есть материал о том, как получить грант и стипендию на обучение за рубежом . Посмотрите, наверняка вы найдете для себя много интересного.

Повышение квалификации

Окончив обучение в вузах, дипломники продолжают учиться в корпорациях, которые примут их на работу. В Японии существует так называемая «система пожизненного найма» - гарантия трудоустройства одного человека в одной компании на протяжении 55-60 лет. При этом работодатель очень тщательно рассматривает кандидатуру. Он обращает внимание на все: рейтинг выпустившего вуза, результаты тестирования, результаты степени общей подготовки и культуры, степень усвоения гуманитарных и технических знаний. Если все это устраивает, претендента приглашают пройти собеседование. При личной встрече будут оцениваться личные качества студента: готовность к компромиссам, коммуникабельность, обязательность, честолюбие, умение встроиться в систему имеющихся отношений и т.д.

Прием на работу осуществляется только 1 раз в год – в апреле! Счастливчику придется пройти обязательный краткий курс обучения до 4-х недель, в ходе которого его познакомят с компанией, производством, структурой, историей развития, традициями, концепцией.

По окончании вводного курса снова начинается учеба. Она может длиться от одного месяца до одного года. Как правило, обучение в основном состоит из практических занятий, которые проводятся разными подразделениями фирмы. Тут также будут читать курс лекций и проводить семинары по системе организации производства, сбыта, труда, специфике деятельности будущих управленцев. Но обычно практических занятий гораздо больше теоретических.

Как только работник минимально освоится с одной специальностью, его переводят на другое место, где заново начинается процесс обучения. Интересно то, что в Японии лучшим способом повышения квалификации работников является вот такая вот периодическая система рабочих мест в течение трудовой деятельности работника. Благодаря этому фирма может взрастить руководителя широкого профиля, который будет прекрасно знать все особенности работы многих подразделений организации.

Но, конечно, чтобы быть менеджером, придется получить и дополнительное академическое образование. Претендент на руководящую должность должен пройти курсы по управлению производством, обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговли.

Все это кажется весьма сложным. Но вместе с тем не стоит забывать, что с таким образованием у вас будет гораздо больше перспектив в профессиональной деятельности. А если подготовка к поступлению в японские вузы вам явно мешает нормально учиться в отечественном университете или школе, не отчаивайтесь. Надежный товарищ в виде сервиса помощи студентам поможет решить любые проблемы в виде хвостов по контрольным, курсовым и т.д.

У японцев много особенностей: детей они воспитывают иначе, чем это делают в Европе. Вполне возможно, именно этот факт делает Японию такой крутой и успешной страной, побывать в которой мечтают практически все.

Рассказываем об уникальной системе образования, из которой мы могли бы многое перенять.

Сначала манеры - потом знания
Японские школьники не сдают экзаменов до 4-го класса (когда им исполняется 10 лет), только пишут небольшие самостоятельные. Считается, что в первые три года обучения академические знания - это не самое главное. Акцент делается на воспитании, детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиске истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Начало учебного года приходится на 1 апреля
Когда в большинстве стран дети заканчивают учебу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений - цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьезный лад. Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают помещения
Каждый класс по очереди убирает кабинеты, коридоры и даже туалеты. Так ребята с ранних лет учатся работать в коллективе и помогать друг другу. К тому же после того как школьники потратили столько времени и труда на уборку, им вряд ли захочется мусорить. Это учит их уважению к своему труду, а также труду других людей и бережному отношению к окружающей среде.

В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками
В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Огромной популярностью пользуется дополнительное образование
Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии
Принцип японской каллиграфии, или шодо, очень прост: бамбуковую кисть макают в чернила и плавными мазками рисуют иероглифы на рисовой бумаге. В Японии шодо ценится не меньше обычной живописи. А хайку - это национальная форма поэзии, которая лаконично представляет природу и человека как единое целое. Оба предмета отражают один из принципов восточной эстетики - соотношение простого и изящного. Занятия учат детей ценить и уважать свою культуру с ее вековыми традициями.

Все школьники должны носить форму
Начиная со средней школы каждый ученик обязан носить униформу. Многие школы имеют свою форму, но традиционно для мальчиков это одежда в военном стиле, а для девочек - матроски. Правило призвано дисциплинировать учащихся, поскольку сама одежда создает рабочий настрой. Также одинаковая форма помогает сплотить одноклассников.

Процент посещаемости занятий в школе составляет 99,99%
Сложно представить и одного человека, который ни разу в жизни не прогуливал занятия в школе, а тут целая нация. Также японские школьники почти никогда не опаздывают на занятия. А 91% школьников всегда слушают учителя. Какая еще страна может похвастаться подобной статистикой?

Результаты одного выпускного экзамена решают все
По окончании старших классов школьники пишут один тест, который решает, поступят они в вуз или нет. Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы. Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как «экзаменационный ад».

Университетские годы - лучшие каникулы в жизни
Неудивительно, что после многих лет беспрерывной подготовки к поступлению и «экзаменационного ада» японцам хочется сделать небольшой перерыв. Так вышло, что он приходится на университетские годы, которые считаются самыми легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Отличный отдых перед работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью как к делу своей жизни.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...