Доклад: "Инновационные тенденции в образовании". Заркович А.В

Глава 10 Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью

10.1. Управление инновационной деятельностью

в промышленно развитых странах

10.1.1. Национальные инновационные системы и тенденции в управлении инновационным развитием

В последние 20 лет стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей – обеспечивают основу устойчивого экономического роста. Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру производства, оказывает существенное влияние на состояние мировой экономики. В 1990- е гг. возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких производств и услуг дали новый импульс ускорению экономического роста в промышленно развитых странах. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Это предопределило разработку концепциинациональных инновационных систем (НИС), которые рассматривают отдельные элементы инновационного процесса как взаимосвязанные звенья сложной системы, функционирование которой обеспечивается определенным набором институциональных факторов.

Национальная инновационная система представляет собой комплекс институтов правового, финансового, организационного и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченности, предполагающими достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается национальная конфигурация институциональных элементов). Созданы модели национальных инновационных систем, в рамках которых формируются их национальные особенности. К таким особенностям НИС могут быть отнесены большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении инновационных функций, относительное значение крупного и мелкого бизнеса, соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок, динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Несмотря на разнообразие национальных научных систем и их особенностей, для основных промышленно развитых стран в управлении инновациями прослеживается ряд общих тенденций. К ним относятся:

Усиление регулирующих функций государства в инновационной сфере;

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

усиление целевой ориентации инновационных разработок. В настоящее время все более отчетливо проявляется стремление государств широко использовать инновации для решения таких задач, как развитие биотехнологий, электроники и телекоммуникаций, охрана окружающей среды;

использование крупных национальных, межотраслевых и глобальных научно-техни- ческих программ;

постепенный переход к долгосрочному программированию развития инноваций. Многие компании стремятся иметь программы инновационных разработок, рассчитанных на долгосрочную перспективу (10 и более лет). Это же характерно и для государственных научно-технических программ;

глобализация инновационной сферы, которая проявляется в растущей доле зарубежного финансирования научных исследований в большинстве развитых и новых индустриальных стран, а также в создании инновационных организаций (подразделений) в регионах

с благоприятным инвестиционным климатом. Формирование глобальной инновационной сферы на базе исследовательских сетей меняет не только содержание и приоритеты исследований, но и природу корпораций, обновляет стиль и методы управления, создает основы новой корпоративной культуры.

Новейшей тенденцией является сокращение прямого государственного участия в финансировании инновационной деятельности. Кроме того, к общим тенденциям следует отнести интеграцию различных областей науки, техники и производства и развитие системы горизонтальных связей. Горизонтальные связи типа «отрасль – отрасль», «предприятие – предприятие» и др. обеспечивают межотраслевую передачу технологий. Опыт США и других стран показывает, что создание «третьего звена» между наукой и производством в рамках расширения горизонтальных связей, т. е. системы организаций (консультационные фирмы, специализированные организации по внедрению инноваций, обслуживанию потребителей), значительно облегчило межотраслевой научно-технический обмен и способствовало эффективному внедрению инноваций.

Эти тенденции свидетельствуют о сочетании в промышленно развитых странах национальной и глобальной научно-технической, инновационной стратегии. Хотя глобализация выводит за пределы этих стран значительную часть инновационной деятельности, ее основы по-прежнему остаются национальными. Основная причина заключается в тесной зависимости процесса нововведений от условий каждой страны, сложившихся отношений с научным сообществом и потребителями, финансовых возможностей и кадрового потенциала. Все это приводит к разработке и реализации в каждой промышленно развитой стране государственной инновационной политики, направленной на создание благоприятного климата для осуществления инновационных процессов.

10.1.2. Методы воздействия государства на инновационную деятельность

Реализация государственной инновационной политики требует применения адекватных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделений корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инновационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономи-

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

ческой ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и про- граммно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Про- граммно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством осуществления государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма проведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР. Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

К косвенным методам воздействия государства в промышленно развитых странах относится либерализация налогового законодательства, в частности применение налоговых льгот. В промышленно развитых и новых индустриальных странах используются следующие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность :

Уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

Снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные НИОКР;

Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых НИИ, вузам;

Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные цели;

Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

К косвенным методам воздействия в области инновационной политики относятся и законодательные акты. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, что предполагает монополию автора на инновационное решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете благоприятно сказывается на активности научно-инновационной работы в стране.

При всем многообразии форм и методов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента государственного регулирования. Так, имеется согласованность инновационной политики со всеми направлениями государственной экономической политики; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

10.1.3. Структура управления и организационные формы инновационной деятельности

В промышленно развитых странах в инновационном механизме управленческие и организационные аспекты занимают важное место. Во многих из них осуществляется многоступенчатое управление и используются различные организационные формы инновационных отношений.

В США система управления инновационным процессом состоит из трех уровней: высшего государственного, среднего государственного или ведомственного (секториального) и нижнего государственного или институционального. На высшем государственном уровне:

Определяется стратегия развития науки и техники;

Принимаются решения по выбору и формированию так называемых национальных приоритетов;

Осуществляются финансирование и контроль выполнения программ инновационных разработок;

Принимаются законодательные меры по стимулированию инновационного процесса;

Распределяется ответственность между ведомствами. Высший государственный уровень представлен Конгрессом и президентом США, которые намечают и обсуждают общие стратегические направления государственной научно-технической политики, формулируют

ее цели, устанавливают и утверждают национальные приоритеты. В пределах этих приоритетов государственные ведомства пользуются весьма широкой свободой при выборе конкретных направлений исследований и их исполнителей из числа лабораторий, подчиненных ведомствам, университетов или лабораторий частных фирм.

На среднем государственном или ведомственном уровне осуществляются руководство инновационным процессом по отраслям и видам исследований, формирование долгосрочных инновационных программ, выбор исполнителей на основе конкурса, заключение контрактов от имени правительства, оперативный контроль выполнения и внутриведомственная кооперация. Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США на этом уровне являются министерства обороны, энергетики, здравоохранения и сельского хозяйства, а также Национальное космическое агентство (НАСА), Агентство по охране окружающей среды, Национальный научный фонд (ННФ), который курирует фундаментальные исследования. Национальный научный фонд в соответствии со своим статусом выступает основным федеральным ведомством, призванным содействовать росту научного потенциала страны и совершенствованию методов проведения фундаментальных исследований. Для ННФ в отличие от остальных министерств и ведомств основной задачей является развитие фундаментальной науки. Кроме того, ННФ регулирует сферу научных исследований путем стимулирования в основном фундаментальных исследований, а также финансирования крупных прикладных программ научных исследований и программ подготовки кадров.

На нижнем государственном или институциональном уровне непосредственно ведутся научные исследования в государственных или смешанных (частно-государственных) лабораториях и осуществляется текущее, оперативное выполнение программ.

Государственные лаборатории финансируются соответствующими ведомствами и работают в основном на эти ведомства. Отметим, что отсутствует единый для всех ведомств порядок финансирования; ни один из существующих органов государственного управления на среднем уровне не обладает раз и навсегда установленными полномочиями и функциями.

Особую роль среди организаций, выполняющих государственные заказы, играют смешанные федерально финансируемые центры (лаборатории) исследований и инновационных

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

разработок. Они пользуются государственными бюджетными ресурсами, но управляются университетами (22 центра) и частными корпорациями (8 центров). К основным научным учреждениям относятся: университеты и колледжи, государственные НИИ и лаборатории, частные НИИ, работающие по заказу, научные центры, промышленные лаборатории (НИИ), бесприбыльные корпорации, научно-производственные комплексы (временные), исследовательские консорциумы для совместной реализации принципиально новых инновационных проектов.

В Великобритании структура управления и организационные формы инновационной деятельности примерно аналогичны функционирующим в США. При этом разница имеется лишь в структуре организационных форм и некоторых их функциях. Так, организационная структура управления инновационным процессом состоит из следующих элементов: университетов и политехнических институтов, государственных НИИ и лабораторий (отраслевых), исследовательских ассоциаций, НИИ, работающих по заказу, НИИ и лабораторий корпораций и фирм. Если для США характерны бесприбыльные корпорации и исследовательские консорциумы для осуществления крупных инновационных проектов общими усилиями частных компаний, то в Великобритании получили развитие исследовательские ассоциации по отраслям или видам продукции, например Британская исследовательская ассоциация по керамике и Национальная корпорация развития исследований, оказывающая помощь изобретателям-одиночкам в эффективном использовании изобретений (новшеств)

и выполняющая отдельные инновационные проекты.

В Японии в организационную структуру государственного управления научно-техни- ческой политикой входят следующие министерства и ведомства: Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технике, Управление национальной обороны, Министерство образования, Министерство финансов, Совет по делам науки.

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет главную роль в разработке научно-технической политики и управлении национальной инновационной системой в Японии. Главной его задачей является координация исследований между государственными научными учреждениями и частными промышленными фирмами, а также определение будущих наиболее перспективных направлений развития японской промышленности. Оно включает множество подразделений. В работе этих органов принимают участие видные ученые исследовательских институтов, представители промышленных предприятий и потребительских ассоциаций. Другими функциями этого министерства являются: финансовая поддержка промышленных инноваций в начальной стадии их развития; сбор, обработка и передача промышленному сектору информации о новейших открытиях науки и техники и результатах исследований отечественных университетов и НИИ.

Контроль за выполнением конкретных направлений инноваций осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственная инновационная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в их экспортера.

Комплексный анализ методов и мер, а также организационных и управленческих аспектов инноваций показывает, что в США и ряде других стран из комплекса элементов, составляющих инновационный механизм, на государственном уровне основное внимание уделяется трем элементам – управлению, методам финансирования и инновационному законодательству, а организационный элемент рассматривается как второстепенный. На уровне министерств (ведомств) основными элементами инновационного механизма являются организационный и порядок финансирования, а формирование и использование инновационных фондов – вторичными. На институциональном уровне особое значение имеют такие элементы, как методы оценки эффективности инноваций, морально-психологические методы,

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

меры информационно-технического оснащения, а организационные и управленческие элементы играют значительно меньшую роль.

Введение

В современной психологии распространен метод исследования, пришедший из психологии индивидуальных различий: группе испытуемых даются опросники, по полученным результатам вычисляются статистики, по ним, в свою очередь, делаются выводы о наличии или отсутствии связи между некоторыми психическими процессами. Также используется факторный анализ, с помощью которого выделяются факторы, создающие индивидуальные различия. Ярким примером применения дифференциально-психологических методов является "Большая Пятерка" ("Big Five"), представляющая собой 5 элементарных черт-факторов личности, выделенных П. Коста (Paul T. Costa) и Р. Мак-Крей (Robert R. McCrae) с помощью факторного анализа.

Инновационность психологического метода исследования

Наша работа основана на книге Дж. Ламиелла, содержащей детальный анализ истории становления современных дифференциально-психологических методов, а также развернутую критику их методологических оснований.

Как утверждает Дж. Ламиелл, результаты, полученные вышеописанным образом, далеко не всегда могут считаться достоверными, отчасти это связано с историей возникновения дифференциально-психологического метода. Проводить исследования на больших выборках с использованием опросов первым начал Ф. Гальтон. В основе анализа данных, полученных таким образом, лежал коэффициент корреляции, изобретенный К. Пирсоном, последователем Ф. Гальтона. С необходимостью объектом такого исследования были большие группы людей, поскольку малые выборки принципиально не позволяют получить статистически значимый результат.

Следующий шаг был сделан Э. Торндайком, предположившим, что результаты статистического анализа популяционных данных могут быть интерпретированы на уровне отдельных индивидов. Ошибочность такой точки зрения, по мнению Дж. Ламиелла, следует из того факта, что выявленная в группе людей связь достоверно проявляется по отношению к каждому отдельному члену этой группы в том и только в том случае, когда коэффициент корреляции исследуемых переменных, полученный в результате статистического анализа, равен +1 или -1.

Отклонение от этих величин означает, что у некоторых представителей рассматриваемой группы связь не проявляется. Поскольку вероятность встречаемости той или иной связи черт по всей выборке не может быть интерпретирована как относительная сила их влияния на уровне отдельного индивида ни в каком случае, кроме вышеприведенного, подобный ход был назван Дж. Ламиеллом "уловкой Торндайка".

Важную роль в становлении дифференциально-психологических методов сыграл тот факт, что психология в течение длительного периода времени стремилась стать номотетической наукой. Термины "номотетический" и "идиографический" были введены В. Виндельбандом с целью разделения естественных и гуманитарных наук. Согласно Виндельбанду, номотетический подход направлен на выявление общих законов ("того, что всегда верно"), в то время как идиографический – на описание исторических фактов ("того, что было однажды"). Для естественных наук характерен в большей степени номотетический подход. В этом случае большое значение имеет понятие "общего". Виндельбанд под общим понимает нечто верное для каждого объекта из выделенного множества. Современный дифференциально-психологический подход трактует "общее" как верное для некой группы людей в целом, в среднем. Таким образом, как отмечает Дж. Ламиелл, произошла подмена понятия, и психология, использующая дифференциально-психологический подход Гальтона-Пирсона-Торндайка, становится "псевдо-номотетической" наукой.

В качестве альтернативы "псевдо-номотетическому" подходу в психологии личности Дж. Ламиеллом предлагается концепция критического персонализма, разработанная В. Штерном. В этой концепции личность рассматривается телеологически: ядром личности является телос – упорядоченное единство целей. В свою очередь, цели определяют ход психических процессов. Развитие личности Штерн связывает с развитием системы целей. Существуют внутренние цели (autotelic), принадлежащие исключительно одному индивиду, и внешние (heterotelic), разделяемые несколькими индивидами. В процессе развития внешние цели трансформируются во внутренние (процесс интроцепции). Подход В. Штерна направлен на выявление природы индивидуальных различий, в то время как дифференциально-психологический подход обнаруживает только связь между индивидуальными различиями. О том, что природа одного и того же феномена (например, индивидуальных различий) не может быть выведена из вариативности этого феномена в популяции писал, в частности, К. Левин.

Альтернативу дифференциально-психологическому подходу Дж. Ламиелл видит в отказе от исследования совокупности людей в пользу рассмотрения личности независимо от группы. В соответствии с этим проектом несколько трансформируется и используемый статистический аппарат. Статистический анализ Дж. Ламиелл в соответствии с идеями В. Штерна предлагает дополнить качественным исследованием отдельных индивидов, с помощью которого составляется полный психологический портрет личности (или психограмма, если пользоваться терминологией Штерна).

Инновации в отечественной психологии

Подходя к этому вопросу с позиций коммуникативного подхода, мы понимаем, что основным средством и необходимым условием объединения людей в сообщество является коммуникация, которая представляет собой универсальный интегрирующий процесс, где каждая коммуникативная ситуация "порождает любой психосемантический процесс, как в межличностном, так и интраличностном плане, т.е. является динамической клеточкой сознания как индивидуального, так и коллективного. Важно подчеркнуть ее виртуальность, которая заключается в том, что все позиции имеют не физический, а смысловой характер".

Осознаваемым, переживаемым, реальным результатом процесса коммуникации является общий коммуникативный опыт, находящий выражение в рассказах, диалогах, представлениях, целях, установках - во всем том, что создает основу ценностей разделяемых сообществом. Таким образом, результатом процесса коммуникации является порождение нового ментального пространства, с одной стороны объединяющего членов сообщества, с другой - отличающего его от других сообществ.

В своей монографии В.И. Кабрин отмечает, что "ментальное пространство человека не субъективно, но и не объективно. Оно транссубъективно" и формируется в процессе коммуникации. В связи с этим интересен процесс взаимодействия личности с ментальным пространством, образующий связку "субъективное – транссубъективное".

Метальное пространство само по себе является бесконечным источником идей, которые каждый конкретный человек либо реализует в своей деятельности, либо не использует и даже не замечает. За наглядным примером обратимся в шоу-бизнес. Талантливый продюсер, вовремя заметивший успешное шоу в другой стране и выкупивший идею его создания, порой может заработать больше, чем создатель этой идеи. В тоже время его менее удачливый коллега может годами смотреть телевизор в чужой стране, но так и не увидеть какие из зарубежных шоу станут популярными на его родине.

Данный факт открывает перед психологией ряд проблем. Во-первых, как спрогнозировать успешность той или иной идеи (как плода мышления) в том, или ином сообществе, и можно ли вообще делать такой прогноз? Во-вторых, каковы законы жизни созданных идей? Как они появляются в транссубъективном пространстве? Как обретают приверженцев? Сколько живут и как погибают? В-третьих, какие качества людей определяют успешность реализации? Есть ли вообще зависимость между качеством идеи и качествами человека ее реализующего? Заметим, что чаще всего, небольшой круг успешных идей реализуется небольшим же кругом одних и тех же людей: тот, кто создал успешный бизнес один раз может создать вторую, третью, четвертую компании, используя абсолютно разные бизнесидеи. Что имеет определяющее значение, удачная идея или способный человек?

Известен также факт, что в течение времени меняется представление о том, какие из идей считать наиболее актуальными и удачными. Например, просмотрев тематику курсовых и дипломных работ за последние 8 лет на факультете психологии ТГУ, можно увидеть некоторую тенденцию: если 8 лет назад наиболее часто упоминаемыми словами в темах дипломных работ были "агрессивность", "фрустрация", "тревожность", то на сегодняшний день такими словами становятся "инновации", "инновационный потенциал", "самореализация". Несмотря на изменяющуюся "моду" на идеи, существуют люди, всегда находящиеся на "гребне волны", обладающие "чувством потока". Такие люди могут заблаговременно предугадывать, какая из идей будет наиболее популярна завтра и, соответственно, вставать на ее защиту в первых рядах. Спрашивается, что позволяет этим людям из всего потока идей выбирать нужные, чем определяются точки соответствия их личного "субъективного" и "транссубъективного" ментального пространства?

Как уже было отмечено, для того, чтобы находиться на "гребне волны", необязательно порождать нужные идеи, достаточно вовремя присоединиться к потоку. В тоже время существует некоторая категория людей, которые способны создавать принципиально новые идеи. Здесь мы подходим к популярному в настоящее время в психологии вопросу: что отличает этих инноваторов? Ответ на этот вопрос сегодня пытаются искать, исследуя различные личностные характеристики и определяя содержание "инновационного потенциала".

На наш взгляд, поставить этот вопрос можно и по-другому. Производство новой идеи невозможно на пустом месте, оно является результатом творческой работы с пространством культуры, идей, с определенной ментальностью. В этом случае мы можем спросить: какова специфика взаимодействия этих людей (инноваторов) с ментальным пространством? Как им открывается новизна там, где другие видят лишь обыденность? И этот вопрос закономерно приводит нас к необходимости исследования процесса коммуникации "субъективного" и "транссубъективного", человека и пространства ментальности.

Тенденции новой психологии

Целью данной работы является проведение сопоставительного анализа методологических тенденций современной психологии и образцов научного познания, сформулированных в классических работах по истории и теории науки.

Теоретико-методологическая основа работы: представление о научном методе как способе получения достоверных знаний (Ч. Пирс), положение о фальсифицируемости как критерии демаркации между наукой и другими формами социально-исторического опыта (К. Поппер), положение о концептуальных вариантах и единицах эффективной модификации в научном познании (Ст. Тулмин), положение развитии научных теории (Т. Кун и И. Лакатос).

Основные тенденции современной психологической науки, выявленные по результатам сопоставительного анализа:

1. Построение теоретических моделей, опровержение которых невозможно вследствие их внеэмпирического характера.

2. "Внепарадигмальный" и "внеядерный" характер научного познания – отсутствие преемственности при выдвижении научных гипотез.

3. Введение в плоскость научного познания споров о смысловом содержании теоретических конструктов.

4. Доминирование методов исследования, позволяющих устанавливать лишь корреляционные, а не причинно-следственные связи (которые и составляют основу любой научной теории).

5. Развитие научных исследований по линии изучения строения/ функций (свойств) эмпирического объекта (альтернативная линия – изучение связей между двумя эмпирическими объектами (теоретическими конструктами)).

Заключение

Таким образом, осмысляя процессы создания и реализации инноваций через понимание важности ментального пространства и процессов коммуникации, мы открываем новое обширное поле для исследований, результаты которых будут иметь не только теоретическую, но и высокую практическую значимость.

В последнее время невероятный размах приобрели различные программы поддержки инновационного предпринимательства, что обусловлено изменением структуры экономики страны, в которой все большая ставка делается именно на этот сектор. В данные программы привлекаются, в том числе, и психологи, перед которыми ставится заказ на сопровождение формирующихся инновационных и предпринимательских сообществ. В связи с этим становится необходимым теоретическое и методологическое осмысление психологических механизмов, объединяющих людей в средние и большие группы, а так же осмысление процесса порождения и реализации инноваций конкретными людьми.

Список литературы

1. Левин К. (2001) Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. №2, 2001, с.101-108; Психологический журнал. №3, 2001, с. 116-127.

2. Штерн В. (1998) Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: "Наука".

3. Lamiell J.T. (2003) Beyond Individual and Group Differences: Human individuality, scientific psychology, and William Stern’s critical personalism. Thousand Oaks, CA: Sage.

4. Thorndike E. L. (1911) Individuality. New York: Houghton-Mifflin.

5. Кабрин В.И. (2005) Коммуникативный мир личности как пространство ее роста // Коммуникативный подход в исследовании личностных коммуникативных миров. / Под ред. В.И. Кабрина: Научно–методическое пособие – Томск: Томский государственный университет.

6. Кабрин В.И. (1992) Транскоммуникация и личностное развитие (психология коммуникативного развития человека как личности). – Томск: Изд-во Томского государственного университета.

7. Csikszentmihalyi, Mihaly (1998). Finding Flow: The Psychology of Engagement With Everyday Life. Basic Books.

8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев.- М.: Московский психолого–социальный институт: Флинта, 2004.- 336 с.

10. Практикум по психологии состояний / ред. А.О. Прохоров.- СПб.: Речь, 2004.- 480 с.

11. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю.К. Стрелков.- М.: Академия, 2001.- 360 с.

12. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб.: Питер, 2009.

13. Василюк Ф. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Диссертация доктора психологических наук. М., 2007.

15. Кун. Т. Структура научных революций. М., 2001.

16. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ// Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

17. Пирс Ч. Закрепление верования// Вопросы философии. 2006. №12.

18. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 203.

19. Соколова Е.Е. Нетерпимость толерантных// Вопросы психологии, 2008, №3.

20. Тулмин Ст. Концептуальные революции в науки// Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 2008.

(Работа выполнена при поддержке гранта № Б-14/13для аспирантов и молодых научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы)

Сегодня все и всюду говорят об инновациях, необходимости перехода к инновационной экономике, безальтернативности инновационного пути развития. Однако российский опыт иллюстрирует скорее инновационную неактивность, нежели активность. Отсюда вытекают закономерные вопросы, касающиеся не национального уровня, а уровня предприятий (микроуровня): зачем предприятию инновации? И, если они ему необходимы, тогда почему на практике инновационная активность показывает весьма скромные результаты. Что может демотивировать бизнес? Или может он просто преследует иные цели?

ИННОВАЦИИ: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ?

Исследования влияния инноваций на результирующие показатели предприятий и фирм проводились неоднократно. Например, Чулок А.А. в результате систематизации и анализа данных в различных странах (Франции, Германии, Норвегии, Италии, Канаде, Финляндии и России), представленные сводками опросов множества предприятий, выявил неоднозначное влияние инноваций на экономические результаты предприятий. В частности, влияние инноваций на производительность, увеличение рыночной доли, получения монопольной власти и повышение конкурентоспособности детерминировалось как положительное, а на прибыльность и повышение рентабельность – как неоднозначное . Как правило, подобное заключение характерно для множества исследователей, анализирующих вышеописанную зависимость в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде отмечается только положительное влияние инноваций.

Возникает закономерный вопрос: почему предприятия одних стран уступают в инновационной активности предпринимательскому сектору других? Неужели разъяснения необходимости инновационного развития, международное признание безальтернативности этого пути и положительные экономические эффекты от их внедрения не являются весомыми аргументами к всеобщему их генерированию?

Еще Г. Стивенс и Дж. Берли в своей работе «3000 Raw Ideas=1 Commercial Success» в 1997 году подтвердили существование определенной закономерности успешности инноваций (см. рис. 1). Первоначально из 3000 творческих идей (Raw Ideas) – их становление происходит в рамках 1-ого этапа инновационного процесса – формируются 300 концептуальных идей (Ideas Submitted) для проведения экспериментов или подачи патентной заявки (так завершается 2-ой этап). В свою очередь, из последних примерно 125 направляется на получения патента и технико-экономического обоснования (это уже 3-й этап). Из 125 экспериментальных проектов около 9 трансформируются в опытно-конструкторские проекты, требующие детальной экономической оценки проекта на 4-ом этапе. Из последних только 4 становятся инновационными проектами компании вследствие пробных исследований и изготовления пробной партии (5-й этап). Только 1,7 проекта коммерчески реализуются через производство и реализацию инновационного продукта на 6-ом этапе. В итоге 1 проект приносит коммерческий успех (7-й этап) . Исходя из вышесказанного, возможность коммерческого успеха результатов инновационного процесса минимальна и равна 0,33%. В статье указывалось, что подобная закономерность оставалась стабильной на протяжении 40 лет (т.е. с 1957-1997 гг.).

Источник : Greg Stevens and James Burley, 3,000 Raw Ideas = 1 Commercial Success, Research Technology Management, 40(3), May-June 1997, 16-27.

Рис. 1. Формула Г. Стивенса и Дж. Берли «3000 сырых идей – 1 коммерческий успех»

Как оказалось, подобная закономерность сохранилась вплоть до настоящего времени, но с незначительными изменениями – упрощениями (всего выделено 5 этапов). Сегодня формула Г. Стивенса и Дж. Берли выглядит так: «3000 сырых идей (1-ый этап) – 100 опробованных идей (2-ой этап) – 10 идей в разработке (3-ий этап) – 2 запущенных проекта (4-ый этап) = 1 коммерчески успешная идея (5-ый этап)» или проще «из 10 инновационных проектов реализуется 1 проект» . Ознакомившись с подобной информацией среднестатистический предприниматель вряд ли предпочтет столь рискованную кампанию (инновационный проект) реализации инвестиционного проекта. Но, тем не менее, предприятия различных стран, осознавая, что без инноваций невозможно значительно повысить конкурентные преимущества перед иностранными конкурентами, активно генерируют и внедряют инновации. Но все ли зависит лишь от сознательности предприятий и желания преуспеть в инновативности? В какой-то степени, возможно. Но в настоящей статье мы будем рассматривать инновационную среду, в которой функционирует предприятия, насколько комфортные условия может она обеспечить им для реализации инновационных проектов. В роли подобной среды выступает инновационная система государства или национальная инновационная система. Классическая схема инновационного процесса представлена на рис.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ…

Естественно, что становление национальных инновационных систем, учитывающих особенности исторического, культурного, социального развития государств, вносит изменения в количественные характеристики типовой схемы инновационного процесса. Так, если обратиться к годовым отчетам, опубликованным за последние пять лет (включая текущий) ведущей международной бизнес-школой INSEAD и специализированным агентством ООН «Всемирная организация интеллектуальной собственности» (World Intellectual Property Organization, WIPO), то можно увидеть, что последние три года Швейцария и Швеция остаются неизменными лидерами .

Таблица 1

Значения Глобального инновационного индекса стран-лидеров

за 2008-2013 гг.

№ п/п The Global Innovation Index 2008-2009 The Global Innovation Index 2009-2010 The Global Innovation Index 2011 Accelerating Growth and Development The Global Innovation Index 2012

Stronger Innovation Linkages for Global Growth

The Global Innovation Index 2013

The Local Dynamics of Innovation

1 США Исландия Швейцария Швейцария Швейцария
2 Германия Швеция Швеция Швеция Швеция
3 Швеция Гонконг Сингапур Сингапур Великобритания
4 Великобритания Швейцария Гонконг Финляндия Нидерланды
5 Сингапур Дания Финляндия Великобритания США
6 Юж. Корея Финляндия Дания Нидерланды Финляндия
7 Швейцария Сингапур США Дания Гонконг
8 Германия Нидерланды Канада Гонконг Сингапур
9 Япония Новая Зеландия Нидерланды Ирландия Германия
10 Нидерланды Норвегия Великобритания США Ирландия

68. Россия

64. Россия

56. Россия

51. Россия

62. Россия

Источник: Материалы из Годовых отчетов INSEAD и WIPO за период 2008-2013 гг. Режим доступа: http :// www . globalinnovationindex . org / content . aspx ? page = past - reports

Модели инновационных систем Швейцарии и Швеции отличаются друг от друга, но при этом позволяют этим странам оставаться в ряду наиболее инновативных уже в течение ряда лет. Сегодня швейцарская инновационная система представлена следующим образом: это множество развитых центров инновационного развития, функционирующих в кантонах, между которыми существует сильная конкуренция по привлечению старт-апов в области медицины и биотехнологий, в сфере разработки экологически чистых технологий добычи энергии. 2/3 суммарных расходов на НИОКР в Швейцарии поступает из предпринимательского сектора, а не от государства . Это также характерно и для Швеции, в которой научные разработки производятся в также частном секторе, но в рамках крупных многонациональных корпораций (75 % всех расходов). Большая роль в инновационной системе принадлежит Королевской академии наук Швеции (она присваивает нобелевские премии через Нобелевский комитет, тем самым определяет вектор развития науки в мире). Этим обосновывается акцентирование блока генерации знаний на фундаментальных науках и финансирование его государством. Прикладные же исследования обеспечиваются за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными компаниями. Реализацией инновационной политики на местах занимаются специально созданные агентства (их уже более 600) .

Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал, в образование (особенно пост-высшее). Долгое время инновационное развитие экономики страны сводилось к заимствованию передовых технологий, в настоящее время же Сингапур ориентирован на генерирование инноваций, чем и обусловлен интерес к академическим исследованиям: реализует программы, ориентированные на «импорт умов» и поиск одаренной молодежи (гранты, субсидии, премии, конкурсы, ярмарки, стипендии). Под выполнение этих задач адаптирована и сингапурская инновационная инфраструктура, представленная многочисленными фондами посевного финансирования и государственными агентствами, объединениями исследовательских учреждений в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский). Государство играет большую роль в развитии инновационной системы (сохранение планирования по пятилеткам, координация действий участников инновационного процесса, значительная финансовая поддержка). Бизнес в свою очередь диктует инновации .

Несмотря на отличия становления НИС (в первых двух случаях-историческое зарождение НИС, в третьем-искусственное создание), общими чертами для национальных инновационных систем этих стран являются активное инвестирование в образование (в человеческий капитал) и активное участие частного сектора в финансировании НИОКР. Эта закономерность свойственна и для других инновационно развитых стран. Так, в Великобритании около 2/3 финансирования НИОКР производится бизнесом, в Финляндии – более 70% . В целом, это характерно для всех стран, фирмы которых успешно конкурируют на международных рынках (они заинтересованы в инновациях как инструменте повышения конкурентоспособности).

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ: ЕВРОСТАТ И РОССТАТ

В онлайн-версии «Ежегодника Евростатата 2012» (от Января 2013 г.) опубликованы результаты исследования инновационной активности предприятий стран-членов ЕС за период 2008-2010 гг. Приводятся следующие статистические данные: самые высокие доли инновационно активных предприятий на протяжении этого отрезка времени были обнаружены в Германии (79,3% от всех предприятий), Люксембурге (68,1%) и Бельгии (60,9%). Также отмечено, что более половины общего числа предприятий на территории ЕС характеризщауются как инновационные. Самые низкие значения были выявлены в Болгарии, Польше и Латвии (27,1%, 28,1% и 29,9% соответственно) . Если сопоставить эти значения со значениями инновационной активности организаций России, опубликованными Госкомстатом за такой же период, то максимальная инновационная активность (согласно методике Госкомстата – удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации в отчетном году) была отмечена в 2010 году и составила 9,5%. В рамках страны вариация от субъекта РФ к субъекту происходила от 0,8% (в Чеченской республике) до 34,3% (в Магаданской области). В 2011 году было отмечено повышение доли инновационно активных предприятий в целом по России до 10,4% .

Остановимся подробнее на инновационной статистике в разрезе типов инноваций. Согласно методологии Евростата выделяется три категории инноваторов:

1) инновационные предприятия, осваивающие только продуктовые и/или процессные инновации;

2) инновационные предприятия, осуществляющие только организационные и/или маркетинговые инновации;

3) предприятия, развитые в обоих этих направлениях.

Из рис. 2 видно, что пропорциональные соотношения инновационных предприятий трех типов различаются от страны к стране. Но в целом по ЕС распределение предприятий-инноваторов по трем категориям следующее: 23% инновационных предприятий осваивают продуктовые и/или процессные инновации, 26,4% предприятий – маркетинговые и/или организационные инновации и чуть больше половины (50,6%) осуществляют инновации обоих типов .

Источник : Innovation Statistic // Eurostat Yearbook online (Data from January 2013 ). – Date Views 07.07.2013 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/

Рис. 2. Соотношения инновационных предприятий по типам инноваций в странах ЕС-27 (за исключением Греции) за период 2008-2010 гг.

Комиссией обследования инноваций (Community Innovation Survey) было обнаружена следующая закономерность: в тех странах (членах ЕС), в которых наблюдается высокая инновационная активность предприятий, удельный вес предприятий 3)-его типа также высок. В Германии, Люксембурге и Бельгии доля таких предприятий заметно выше (58,7%, 61,5% и 55,4% от общего числа инновационных предприятий соответственно). А в странах с низкой инновационной активностью отмечается пропорционально меньшее число предприятий 3)-его типа: в Румынии только 32,3% предприятий-инноваторов осваивают инновации обоих категорий, в Латвии – 34,5%, в Польше – 33,3% и в Болгарии – 29,5% .

В свою очередь, согласно методологии Госкомстата России, инновационно активные предприятия подразделяются на четыре категории:

1) организации, осуществляющие технологические инновации;

2) организации, осуществляющие маркетинговые инновации;

3) организации, осуществляющие организационные инновации;

4) организации, осуществляющие экологические инновации.

В табл. 2 приводится удельный вес этих организаций от общего числа.

Таблица 2

Удельный вес организаций, осуществляющих технологиечкие, маркетинговые и организационные инновации в отдельности за период 2009-2011 гг., в % от общего числа исследованных предприятий

2009 2010 2011
Технологические инновации 7,7 7,9 8,9
Маркетинговые инновации 2,1 2,2 2,3
Организационные инновации 3,2 3,2 3,3
Экологические инновации 1,5 4,7 5,7
* Составлено автором по данным Госкомстата РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

Из табл. 2 видно, что большая часть инновационно активных предприятий, осуществляют именно технологические. Следует отметить значительный рост предприятий-инноваторов, осваивающих экологические инновации. В рамках исследования инновационной активности предприятий России (в результате перекоса в сторону технологических инноваций) остановимся на опыте ЕС по осваиванию продуктовых и/или процессных инноваций (речь идет о предприятиях первого типа согласно Евростату).

Среди предприятий 1)-ого типа в ЕС более чем ¼ инноваторов (25,5%) активно сотрудничают в области инновационной деятельности: сотудничество между предприятиями, поставщиками, коммерческими лабораториями, университетами и общественными исследовательскими институтами. Остальные 74,5% полагаются только на свои собственные ресурсы. Наиболее высокий уровень инновационной кооперации был обнаружен на Кипре (62,3%), в Австрии (51,0%), Словении, Литве и Венгрии (44,7%, 43,3%, 43,2% соответственно). Самый же низкий уровень инновационного сотрудничества был обозначен в Италии (12,1%), Великобритании (13,7%), Мальте (18,5%) , Испании (22,3%) и Болгарии (22,4%) .

Кроме того, Комиссией обследования инноваций была исследована зависимость между размером предприятий, осуществляющих продуктовые и/или процессные инновации и их количеством. Было установлено, что малые, средние и крупные предприятия ведут себя по-разному: чем крупнее предприятие, тем быстрее и легче оно идет на инновационное сотрудничество. Эта закономерность исполняется в отношении всех стран-членов ЕС, за исключением Латвии, Люксембурга и Исландии, где средние предприятии (согласно методике Евростата к ним относят предприятия с численность работников от 50 до 249 чел.) сотрудничают меньше, чем малые (10-49 чел.) .

К российской практике. Вопрос включения крупного бизнеса России в инновационное сотрудничество остается открытым. По итогам исследовательского коммуникационного проекта рейтингового агенства «Эксперт РА» заключено: наименее заинтересованным участником инновационных процессов является крупный бизнес. За счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР, а удельный вес затрат на НИОКР в выручке отечественных корпораций в 4-6 раз ниже, чем у иностранных конкурентов. Общий же объем затрат всего крупного бизнеса больше чем в 2 раза уступает расходам корпорации Volkswagen на научно-исследовательские разработки. Также в сборнике аналитических материалов «Эксперт-инновации» отмечается, что большая часть проектов, реализуемых крупным бизнесом, направлена на усиление конкурентных преимуществ перед зарубежными конкурентами .

В качестве первой следует назвать увеличение доли новых товаров, продвигаемых на рынки, в общем их объеме, в связи с чем отмечается переход от сосредоточения организации маркетинга в специальном отделе или службе компании к ориентации на маркетинговые стратегии в деятельности всей фирмы или предприятия и утверждение инновационного маркетинга и менеджмента в его единстве.

Теперь в компаниях понимают, что маркетингом должны заниматься не только маркетологи, торговый персонал и работники отдела обслуживания; каждый работник компании может повлиять на покупателей при продаже товаров-новинок. Как следствие - современные компании в управлении ключевыми процессами начинают делать акцент на междисциплинарной командной работе.

Вторая тенденция развития современного маркетинга состоит в переходе компаний, банков и других бизнес-структур в своей маркетинговой деятельности, основанной на инновациях, от организации маркетинга по товарам и услугам к маркетингу по покупательским сегментам. Например, такой стратегии придерживается ростовская риэлтерская компания "Нирлан", сочетающая в своей деятельности активную куплю-продажу квартир и домов (с чего они начинали в 90-х годах), с продажей жилья в рассрочку, в сочетании с ипотекой и другими новыми схемами продаж и оплаты через кооператив "Новосел", а также с работой на целевом сегменте деловой недвижимости.

Третья тенденция состоит в растущей значимости для компаний-инноваторов стратегического маркетинга. Именно он нацеливает компанию на новационные и привлекательные экономические возможности и направления, адаптированные к ее ресурсам и преимуществам, обеспечивающие потенциал для роста рентабельности.

Как показал анализ, достаточно эффективный стратегический маркетинг, ориентированный на производство и реализацию товаров инновационного характера, реализуется компанией "Регата", одним из лидеров ростовского рынка водочных изделий. ТПА "Регата" освоила не только российский, но и ряд зарубежных рынков водки. Компания производит 29 марок водки и настоек, из которых за рубеж экспортируются "Белая березка" и "Red Army", относящиеся к классам премиум и суперпремиум соответственно. Продукция "Регаты" достаточно успешно продается в странах ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Казахстан, Украина). Постоянный экспорт водки "Red Army" налажен в два штата США, где она пользуется, по выводам маркетологов компании, устойчивым спросом.

Реализуя инновационную стратегию, компания объединила два стратегических подхода: стратегию глобального маркетинга товаров класса "люкс" и стратегию технологической инновации (очистка водки проходит тройной путь на четырех фильтрах, в результате чего "Red Army", является единственной водкой в мире, которая готовится приблизительно две недели).

Четвертая тенденция современного маркетинга инноваций - переход от сохранения устойчивых и малоизменяющихся в течение ряда лет рыночных позиций к постоянному поиску новых. Реальное проявление этой тенденции можно проиллюстрировать весьма динамичным поведением на рынках ростовской компании "Атлантис-Пак", созданной в 90-х годах, но уже занимающей лидирующее положение в России и СНГ по продажам полиамидных колбасных оболочек. В 2004 г. по объемам производства этой продукции "Атлантис-Пак" вышел на первое место в мире.

Пятую выявленную тенденцию представляется правомерным сформулировать как все более расширяющееся ведение инновационного маркетинга в рамках Интернет-пространства. При этом проникновение данных технологий характерно практически для всех корпораций, предприятий и даже небольших фирмочек. Каждый из рыночных субъектов считает непременным атрибутом успешности маркетинга своей компании использование Интернет-технологий.

Такие технологии обусловили появление совершенно нового подхода к ведению бизнеса - электронной коммерции.

Приобретение товаров, услуг и информации у различных онлайновых поставщиков представляют собой е-закупки. При умелом подходе компании по всему миру сегодня экономят на этом миллионы долларов. Е-маркетинг развивается в направлении информирования покупателей, совершенствовании коммуникаций, продвижения и продажи товаров и услуг через Интернет. "Е" теперь присутствует в таких понятиях, е-финансирование, е-обучение, е-сервис. Как заметил известный маркетолог К. Келлер, "е" в конечном итоге исчезнет, так как практически весь бизнес станет онлайновым.

Конец XX-начало XXI веков отмечены созданием специализированных Интернет-компаний, реализующих новые товары и услуги исключительно через Интернет. Их цели : реализация в Интернете полного бизнес-цикла, ориентированного на получение прибыли от торгово-закупочной деятельности или от оказания услуг. Концепция: создание интерактивного сайта, обеспечивающего работу с клиентами (online-заказы, каталоги товаров и услуг, прайс-листы, информация и т.п.); налаживание системы поставок и складской системы, если это необходимо; организация системы доставки заказов; подключение к системам приема платежей через Интернет.

Подобные Интернет-магазины появились в конце 90-х годов и в России. Город Ростов-на-Дону также имеет данные бизнес-структуры (около 1% от общего их числа в общем количестве представленных), которые перманентно появляются и исчезают.

В связи с деятельностью таких компаний возникла проблема "мыльного пузыря" электронной коммерции. В конце 1990-х годов капитализация виртуальных фирм достигла астрономических величин. В некоторых случаях она даже превысила капитализацию таких компаний, как United Airlines и PepsiCo. Виртуальные фирмы считались основной угрозой традиционным организациям. Так было вплоть до 2000 года, когда инвестиционное безумие прекратилось так же резко, как и началось.

В настоящее время имевшее в 90-е годы представление о супервозможностях электронной коммерции и всесильности виртуальных компаний, таких как Интернет-провайдеры, коммерческие web-сайты, поисковые системы, транзакционные, информационные и прикладные web-сайты существенно трансформировалось в убеждение, что и в этих компаниях должен быть собственный хороший маркетинг и менеджмент, а сами они с успехом могут обслуживать как потребительские рынки, так и деловые.

Именно в сфере В 2В (бизнес-ту-бизнес), развитие рынков для которого является еще одной существенной тенденцией современной рыночной системы, такие компании делают наиболее значимые успехи. Деловые сайты (business-to- business, В 2В) по объемам коммерческих операций не только не уступают, но и опережают потребительские. С развитием таких сайтов во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями происходят кардинальные перемены. Компании пользуются деловыми аукционами, баннерными механизмами, онлайновыми каталогами товаров, бартерными сайтами и другими онлайновыми ресурсами.

В Канаде, например, именно через интернет-компании проходит значительная часть предоставляемых розничных кредитов. Эффективность совместной работы финансовых институтов с такими компаниями с использованием электронной подписи, обусловлена тем, что розничные кредиты - идеальный товар для Интернета: они стандартизированы, эта сфера различается разнообразием "покупателей", а объем транзакций велик, что позволяет зарабатывать на большом объеме операций.

Расширение Интернет-технологий способствовало формированию шестой тенденции в маркетинге - появлению и диверсификации сетевой экономики, обеспечивающей ускорение разработки и продаж на рынках новых товаров.

В новых условиях делового мира - при обострении конкурентной борьбы, когда увеличиваются объемы предложения и появляются новые виды товаров, - альянс является не просто одной из возможных форм развития, а, скорее, необходимостью. Как говорит Джим Келли, директор по маркетингу корпорации Coca-Cola, заключившей целый ряд глобальных партнерских соглашений, "на смену старой истине "не способен победить - присоединяйся" приходит "присоединяйся - и ты непобедим". Фактически все занимающиеся разработкой новых технологий программного обеспечения, телекоммуникаций, биотехнологий компании уже рождаются "глобальными".

Альянсы формируют даже гигантские транснациональные корпорации. Весьма активно сетевая экономика развивается в сфере торговли. Осуществляемый нашей кафедрой мониторинг и пилотные обследования позволяют сделать вывод о том, что более трети торгового оборота по продовольственным товарам, обуви и тканям в Ростове-на-Дону обеспечивается через сети появившихся в последние годы супермаркетов и специализированных магазинов довольно известных фирм. Именно в них реализуется значительная часть товаров-новинок.

С данной особенностью организации торговой сети связана и седьмая тенденция современного маркетинга , такая как ориентация на продажу товаров-новинок или традиционных их видов и марок, но существенно лучшего качества, с большим числом функций.

Для увеличения дохода для компаний все более актуализируется ориентир на новые товары и выход с ними на новые рынки. Инновационные разработки предопределяют будущее компании; новинки, приходящие на смену старым, или улучшенные версии товаров позволяют поддерживать или увеличивать объем продаж. Некоторые компании ставят разработку новых товаров превыше всего остального. 3M Company, одна из самых инновационных компаний в США, уделяет новым товарам огромное внимание. 3М выпускает более 50 тыс. наименований товаров, включая наждачную бумагу, клейкие ленты, фотопленки, волоконно-оптические соединители. В год компания вкладывает в исследования и разработки свыше $ 1 млрд. В мире на нее работают более 6 тыс. ученых, ежегодно предлагающих великое множество новых идей. В 2005 году выручка 3М составила $ 18 млрд. В компании действует правило: любой работник может до 15 % рабочего времени тратить на свои личные проекты. Благодаря этому на рынке появились такие товары, как клейкие листочки "Post-it", лента-корректор и фирменная технология микрорепликации. Помимо собственно научного процесса в компании следят за тем, чтобы разработки имели коммерческий потенциал. Для этого уже на ранних стадиях создания товаров и обеспечивается взаимодействие ученых и маркетологов, под наиболее вероятных "победителей" выделяется больше ресурсов.

Российские, в частности ростовские компании, насколько позволяют им обстоятельства с точки зрения конкурентоспособности предлагаемой ими на рынки продукции, стремятся также утвердиться с товарами или технологиями - новинками. Так, достаточно перспективной с этой точки зрения является винтокрылая техника ОАО "Роствертол". Сотрудничество с этой компанией в сфере маркетинга позволило в одном из наших проектов сформулировать рекомендации по использованию некоторых технологий из международного маркетинга.

С инновациями в реализуемых товарах связаны и инновации собственно в маркетинге. Часть из них уже была представлена в изложенной выше информации: интегрированный, социально-ориентированный, целевой, сетевой маркетинг, Интернет-маркетинг, включенный в глобальные сети.

Еще одна из тенденций современного маркетинга инноваций , относящихся к числу новых технологий - развитие прямого маркетинга. Данный вид маркетинга представляет собой использование каналов, напрямую связывающих поставщика с потребителем, с целью охвата потенциальных потребителей или представления им товаров и услуг без использования маркетинговых посредников. К этим каналам относятся прямая почтовая (адресная) рассылка, каталоги, телемаркетинг, интерактивное телевидение, web-сайты, мобильные устройства.

Прямой маркетинг, как инновационная технология, обеспечивающая успешную продажу товаров-новинок, направлен на получение некоторого измеримого отклика, которым обычно является заказ со стороны потребителя. Поэтому прямой маркетинг еще иногда называют маркетингом прямых заказов. В настоящее время многие специалисты прямого маркетинга используют его как инструмент установления долгосрочных взаимоотношений с покупателями. Они рассылают поздравления с днем рождения, различные информационные материалы, небольшие подарки отдельным клиентам. Авиакомпании, гостиницы и другие организации устанавливают тесные взаимоотношения с клиентами посредством так называемых наград за частоту покупок и создания клубов потребителей.

Прямой маркетинг является одним из наиболее быстро развивающихся путей обслуживания покупателей. Это особенно характерно для деловых рынков, где содержание торгового персонала обходится все дороже, и поэтому адресная рассылка и телемаркетинг применяются все чаще.

Данная тенденция является отражением перехода от массового маркетинга к персональному. Именно персонификация маркетинга является его наиболее существенной чертой в XXI веке. Основные принципы такого маркетинга инноваций следующие:

  • · Направление основных усилий на обслуживание наиболее ценных клиентов.
  • · Определение существующих и потенциальных покупателей. Не следует гнаться за всеми.
  • · Дифференциация покупателей по: 1) потребностям в товарах-новинках и 2) прибыльности для компании. На обслуживание наиболее прибыльных покупателей (НПП) фирма должна тратить в пропорции больше денег.
  • · Общение с индивидуальными покупателями для получения дополнительных знаний об их потребностях в новых товарах и формирование более тесных взаимоотношений.
  • · Кастомизация новых товаров, услуг и сообщений для каждого покупателя.
1

Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания. Педагогическая инновация в отличие инновации в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы – материально-технические, экономические и др.

инновация

инновационные образовательные системы

инновации в системе образования

классификация инноваций

национальные образовательные модели

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000.

3. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 96.

4. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. – 2006. – № 3. – С. 93.

5. Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования // Педагогика. – 1996. – №1.

6. http://human.snauka.ru/2012/01/567.

В современном обществе образование имеет огромное значение, поэтому особо актуальным становится поиск перспективных направлений его развития. Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований.

Большим прорывом в инновационном развитии системы образования явилось создание в Астане престижного высшего учебного заведения мирового уровня - «Назарбаев Университета», который обеспечит качественный прорыв в подготовке отечественных инженерно-технических и научных кадров и формировании современной научно-исследовательской инфраструктуры .

Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений (таблица).

Инновации в системе образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

В Казахстане реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями .

Университет инновационного типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности. Инновационная деятельность в сфере образования - это, прежде всего, повышение качества образования, а следовательно, и повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

Можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество образования:

1. Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава.

2. Используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с инновационными.

3. Научные исследования в вузе, их влияние на качество образования.

4. Ресурсное обеспечение вуза.

5. Наличие автономной структуры, управляющей качеством образования.

Нельзя перевести систему образования на инновационный путь развития, не привнося новшеств в подготовку высококвалифицированных кадров нового поколения, востребованных современным обществом в условиях развивающейся экономики. Подготовку кадров вуз должен вести с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе компетентностного подхода, многоуровневости образования, вариативности и преемственности образовательных программ, интеграции науки и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности), использования современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования .

Необходимо дальнейшее углубление фундаментальных научных основ подготовки специалистов, способствующих развитию базовых профессиональных компетенций; сформировать актуальные компетенции, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и процессами вхождения Казахстана в единое образовательное пространство; создать современную информационную среду вуза как технологическую базу, обеспечивающую переход университета в режим инновационного развития и формирующую условия для качественного обновления образовательной системы, обновить воспитывающую среду университета для усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников .

Казахстанское образование, к сожалению, не полностью отражает потребности современного общества. Формы организации получения и обновления знаний практически не изменились: система централизованного планирования приема студентов и выпуска специалистов; объемы финансирования; «курсовая» система обучения (перевода с «курса» на «курс». Менталитет основной массы ППС сформирован предыдущим социально-экономическим строем. Законы рыночной экономики, включая формирование рынка труда, не привели к адекватным изменениям места и роли университетов, особенно профильных: рост выпуска кадров во многих вузах идет по одним и тем же специальностям; наблюдается дробление специальностей; отсутствие прикладного характера образования и т.д. Большинство работодателей не удовлетворены качеством специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики.

Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для проведения и коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых созданием и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Примерная структура национальной инноваций представлена на рисунке.

Инфраструктура инноваций

Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, представлена комплексом институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы. На формы и характер национальной инновационной системы в наибольшей степени влияют государственное регулирование, размер страны и особенности исторического развития, обеспеченность природными ресурсами, доминирующие формы предпринимательской деятельности.

Стратегические цели, стоящие перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях, тесно связаны с проблемами развития казахстанского общества, включая обеспечение устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни народа, укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества, кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство. Результатом нашей инновационной деятельности должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов .

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

Новых образовательных технологий - технологических инноваций;

Новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций;

Новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций;

Новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Библиографическая ссылка

Мырзаханова И.А., Усейн Г.А., Садыкова А.Е. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 137-139;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32522 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...