Когда появилось огэ. Что такое ГИА, ЕГЭ, ОГЭ: разбираемся в школьных экзаменах

Л.А. СТАХНЕВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета

Тел. 89616222826

ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

К настоящему времени в компонентах категорий качественного анализа феномена человека появились дополнительные характеристики: понятие «человечность» рассматривается как система ценностей и как источник новых ценностей, «целостность» человека - как критерий зрелости личности, «субъект» как ядро структуры человека, «субъектность» - как способность личности к са-модетерминации.

Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, субъективность, активность, развитие, самодетерминация.

Проблема субъекта и субъектности в современной психологии занимает особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире. Субъект - одно из центральных понятий современной психологии, категориальный статус которого является в настоящее время наиболее дискуссионным. Трудности психологического определения понятия «субъект» обусловлены как недостаточной разработанностью данного понятия, так и его многозначностью. На недостаточность методологической разработки данного понятия указывают многие психологи: К.А. Абульханова-Слав-ская, А.Л. Журавлев, Б.А. Сосновский и др.

Категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самоде-терминации, самоопределению и развитию. Введение категории субъекта в психологию способствовало рассмотрению человека в новой плоскости: в единстве его природного, социального, духовного начал.

В работах К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинского предпринята философско-методологическая интерпретация рубинштейновской категории субъекта и обозначен общеметодологический принцип изучения субъектности. Рассмотрим подробнее своеобразие авторских интерпретаций данного понятия, которое трактуется как в широком, так и в узком смысле.

К.А. Абульханова-Славская предложила различать общее, идущее от философии понимание субъекта, связываемое с активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией, и специальное - дифференциальное, когда понятие «субъект» употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специфика морального субъекта, субъекта психической деятельности, субъекта общения, деятельности, познания). Исследователь отмечает, что психологическая операционализация понятия «субъект» вызывает определенные трудности в связи с постановкой следующих проблем: всегда или при определенных условиях личность является субъектом, насколько понятие, относящееся и к обществу в целом, и к группе, может относиться к личности и какое качество личности оно тогда образует, относится ли понятие субъекта к идеальному, желательному, в этом смысле совершенному качеству человека, личности или оно может вскрывать его реальное состояние, проблема субъекта - это только проблема мировоззренческая, духовная (и в этом смысле идеальная) или одновременно реальная, жизненная? .

© Л.А. Стахнева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В узком психологическом смысле данное понятие означает:

- «качество личности, связанное с возможностью целостной организации деятельности, доступностью субъекту его целостного контура, возможностью самому определить этот контур»;

- «интегральные способности, которые проявляются в направленности(способности ставить разумные, реальные, достижимые данной личностью при данной совокупности обстоятельств цели); построении и организации личной жизни; выборе альтернатив, адекватном принятии решения; умении мобилизовать свои возможности, концентрировать свои природные и психологические силы; умении вырабатывать социально зрелое решение, реалистическом понимании хода жизни; умении не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни»;

- «способности к осознанной регуляции человеком своей произвольной активности, необходимой для конструктивного разрешения противоречий, поскольку «масштаб противоречий и конструктивность их решения определяют уровень, достигнутый личностью как субъектом. Способность к координации событий жизни, к ее организации и, главное, решению конкретных противоречий - такова характеристика личности как субъекта жизни».

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что смысловая нагрузка психологического понятия «субъект», в отличие от философского как идеальной структуры, предполагает наличие внутренней дисгармоничности; «Субъект не есть эталон и предел совершенствования, он постоянно решает задачу совершенствования.... и в этом смысле состоит его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся жизненная задача» . В данной трактовке акцент делается на определении субъекта не как идеала, а лишь постоянного движения к нему личности путем разрешения противоречий, поскольку только в процессе приобретения опыта конструктивного разрешения противоречий человек становится субъектом.

Понятие «субъект» включает в себя не только психологическую активность, но и социально-психологическую представленность личности в жизненном пространстве. На этом основании субъект определяется как «совокупность познавательных, деятельно-практических, содержательно-этических отношений к миру». В обобщающем анализе,

касающемся определения понятия «субъект», автор делает следующие выводы:

во-первых, это понятие предполагает определенную индивидуализацию, которая и проявляется в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями;

во-вторых, применительно к разным личностям можно говорить о разной мере их становления как субъектов в соответствии с общим определением, что субъект - это не вершина совершенства, а постоянное движение к нему;

в-третьих, в качестве субъекта личность изменяет объективное течение своей жизни, создает своими поступками новые, отсутствовавшие до того условия, вторичные детерминанты жизни.

Согласно А.В. Брушлинскому, «субъект» есть «все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом» . В узком смысле субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические качества, виды активности и т.д., сам человек - общающийся, деятельностный. «Субъект» - это:

Человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;

Творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т.д.;

Качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т.д.;

Высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного.

Субъект как высшая целостность означает, что на качественном этапе его развития соответственно видоизменяется - постепенно или сразу-вся основная система его психических процессов и свойств.

А.В. Брушлинский подчеркивает, что субъект представляет собой общее единое основание для развития (в частности, для дифференциации через интеграцию) всех психических процессов, состояний и свойств, сознания и бессознательного.

Ряд исследователей считают, что широкое понимание понятия «субъект» неконструктивно, поскольку многоплановость содержательных аспектов, вкладываемых в понятие «субъект», - основная причина недостаточной определенности этого термина. А.К. Осницкий полагает, что при всей конструктивности и перспективности использования понятий «субъект» и «субъектность» есть опасность слишком широкого их понимания и абсолютизации .

В трактовке Л.И. Анцыферовой основная характеристика субъекта - это переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и себя . Д.А. Леонтьев также указывает, что развитие человека как субъекта предполагает быть самоинициируемым и саморегулируемым . В.В. Столин рассматривает понятие «субъект» как «сквозное» свойство человека. Субъект им понимается как интегральное свойство человека, объединяющее в себе характеристики организма, социального индивида и личности .

Сравнительный анализ дефиниций показал, что поиски по уточнению смысла данного термина еще не закончены. Активно продолжается творческий процесс уточнения параметров субъекта. Трудности операционализации обусловлены тем, что данное понятие является «многоаспектным, обобщенным, объединяющим. От «человека» сюда входит видовое, от «личности» - социальное, от «индивида» - уникальная целостность и т.д., но в конкретной своей представленности это всегда субъект как реальный носитель жизни, деятельности, переживания, общения, педагогического воздействия и т.п.» .

Итак, в психологической трактовке понятия «субъект» отмечается деятельная, активная природа человека, которая проявляется в способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект в психологии - это прежде всего носитель активности, носитель всего субъективного и объективного в человеке (отражения, деятельности, сознания и т.д.). В отличие от понятия «активность» субъект есть интегральная характеристика человека, претендующая на системность (целостность и неразрывность, несво-димость к более простым свойствам). В отличие от таких понятий, как «индивид» и «личность», понятие «субъект» отражает специфичес-

кое (функциональное) качество человека, проявляющееся в способности к самодетерминации, саморазвитию.

В целом в современной психологии понятие субъекта конструктивно в следующих значениях: для обозначения оптимальных уровней, стадий совершенствования и развития личности. Понятие «субъект», раскрывая определенное качество активности человека, связано с представлением о высшей структуре личности, обеспечивающей самоде-терминацию. Рассматриваемое понятие является достаточно высоким обобщением, включающим в себя различные уровни проявления активного, инициативного, интегративного, системного начал.

Проблема субъекта является чрезвычайно сложной. Какова необходимость и целесообразность использования понятия «субъект» в современной психологии? Авторы субъектного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова и др.) полагают, что эвристический потенциал использования понятия «субъект» заключается в том, что задается единое основание для описания психических процессов, свойств, состояний, реализуется возможность для четкого определения предмета психологии, ее места среди других наук о человеке. Предметом психологии становится субъект в непрерывном процессе функционирования и развития его психики. Перемещение акцента на субъект позволяет сместить исследования с отдельных психических явлений на более высокий уровень - целостное изучение человека (А.В. Брушлинский).

Методологическое значение категории «субъект» в том, что она раскрывает, переводя ее из чисто философской в контекст логики и методологии науки (гуманитарного знания). Категория субъекта задала методологические ориентиры для дифференциации различных психологических понятий субъектов и их синтеза на особой системной основе.

Трудности в определении смысловой нагрузки понятия «субъектность» обусловлены тем, что оно практически отсутствует в философских и психологических словарях, за исключением краткого психологического словаря, в котором поясняется: «Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании» .

Обратимся к авторским интерпретациям анализируемого понятия. Субъектность в понимании К.А. Абульхановой-Славской проявляется в способе интерпретации действительности, а также в диспозиционности, поскольку особым качеством субъекта является его отношение к жизни как к личной проблеме. О.А. Конопкин рассматривает субъектность как особое свойство и способность

человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которая выступает характеристикой личности, конституирующей ее . А.К. Осницкий под субъектностью понимает целостную характеристику активности человека, обнаруживаемой в деятельности и поведении . Разводя понятия «субъектный» и «субъективный», он отмечает, что субъективное представляет целостную онтологическую характеристику бытия человека, а понятие «субъектность» является содержательно-действенной характеристикой активности, подчеркивающей интенциональность субъекта, поэтому может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности. Гносеологически понятие «субъективное» чаще соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Субъективность в деятельности и поведении, в процессах восприятия, принятия решений связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач.

Е.А. Волкова рассматривает понятие «субъектность» через категорию «отношение». На этом основании субъектность определяется как отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность как отношение включает в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого человека. Она существует на осознанном и неосознанном уровнях. Степень осознания изменений, происходящих с человеком и производимых им, определяет уровень развития субъектности. Субъектность связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека. Вместе с тем Е.А. Волкова подчеркивает, что субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту, поскольку человек не может один быть носителем своей субъектности. Субъектность как свойство личности проявляется в способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, и его внутренний мир.

Отметим, что близкими, но не тождественными по значению являются понятия «субъективность» и «субъектность». Субъективность в отличие от субъектности является более широким, поскольку, во-первых, представляет сущностный предикат человека, то, что принадлежит субъекту; во-вторых, онтологическую характеристику бытия человека, интегральную форму бытия. Разверну-

тая характеристика дефиниций «субъективность» и «субъектность» представлена В.И. Слободчико-вым и Е.И. Исаевым: «Субъективность - базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии». Субъектность же, по мнению авторов, представляет «социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма само-бытия человека» . И далее: «Субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реакциях, как разум, чувства, побуждения, воля, способность, характер человека. Субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, центральная категория психологии человека. Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.» [там же, с. 253]. Такого же взгляда придерживается В.А. Татенко, полагая, что под субъективным может пониматься все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту, производится субъектом или проистекает из него, и в этом не противостоит представлению об объективной реальности. Понятие «субъектный» отражает прежде всего авторский характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях, как «свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный» .

Субъектность в современной психологии понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворче-ству, способность производить изменения в мире и в самом себе. В качестве интегрирующих характеристик субъектности можно выделить следующий инвариант определений:

Свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования;

Специфичность субъектного - авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе;

Есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.);

Высокий уровень функционального развития.

Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность («целостная характеристика активности человека», «активная сторона психической организации челове-

ка», «активно-преобразующая функция личности», «авторский характер активности», «деятельностно-преобразующий способ бытия»); диспозицион-ность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. И, наконец, еще одно важное отличие: если субъективность как онтологическая характеристика бытия человека представляет данное свойство, то субъектность - приобретаемое, формируемое и проявляющееся в деятельности, общении, самосознании.

В психолого-педагогических исследованиях субъектность рассматривается как детерминанта и условие успешного профессионального развития. Cyбъeктнocть как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от дезинтеграции, профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.

Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. - 224 с.

Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъектно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции. - М., 1999. - С. 17-19.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М., 2003. - 272 с.

Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. - М., 1998. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности//Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.148-150.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - Ростов-на-Дону, 1998. - 512 с.

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологи-ческий журнал. - 2000. - Т. 21. - С. 15-25.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-9.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 284 с.

12. Татенко ВЛ. Психология в субъектном измерении: Монография. - ^ев, 199б. - 403 с.

UNDERSTANDING OF SUBJECT AND SUBJECTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY

In the article are observed “Subject” and “Subjectivity” notions in the connection with the anthropological topic’s revival in psychology, determinism principles’ recomprehension, new view at human’s nature and development. The given notion reflects a specific human’s feature displayed in self-determination and self-development abilities. The subjectivity is regarded as an initiating creative principle of a personality interacting with a society, world, himself. The article represents philosophical and psychological approaches to the study of a “Subject” category and different psychological interpretations of the notion under analysis. The methodological importance of “Subject” category introduction into modern psychology notion apparatus is revealed.

Key words: personality, subject, subjectivity, activity, development, self-determination.

Cтраница 1


Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда редактируется, чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.  

В ходе исторического развития углубляется процесс индивидуализации личности и осознание ею своей социальной значимости, что приводит к возрастанию роли человеческой субъективности в решении задач социального управления.  

Задачу феноменологической философии он видел в том, чтобы охватить интегральную реальность, все виды жизнедеятельности и восстановить попранные рационалистической наукой достоинства творческой человеческой субъективности.  

Когда мы обращаемся к образам эроса в культуре, мы видим, что его универсальность обусловлена в конечном счете человеческой природой, многообразием душевных порывов, глубиной человеческой субъективности. Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни. Он, по сути дела, определяет фундаментальные основы бытия. И в то же время проявляет себя как глубоко индивидуальное, сугубо личностное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и неповторима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, ему.  

Специфику социума как социальной системы, возникшей в результате эволюции живой природы на основе диалектически взаимосвязанных процессов антропосоциогенеза и коллективной трудовой деятельности людей, благодаря которой создавались социальные условия их бытия и одновременно формировалась их человеческая субъективность, а также специфику социальных организаций как структурных элементов социума, в условиях которых непосредственно осуществляется управленческая деятельность.  

С позиций социальной антропологии фундаментом творческого потенциала современного инженера, в котором должны интегрироваться профессионализм, способность к творчеству, организаторские способности и морально-нравственные качества, является его субъективность, которая и должна быть, в первую очередь, объектом пристального внимания педагогов высшей школы, формирующих учебно-образовательный процесс в техническом вузе. Человеческая субъективность - это духовность человека, понимание им свободы и возможностей ее использования, мотивация своего поведения и нравственный выбор, который он делает, выбирая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, свою судьбу. Следовательно, в системе высшего технического образования должен присутствовать мощный аксиологический (ценностный) потенциал, формирующий морально-нравственные мотивы профессиональной деятельности будущего инженера. В формировании ценностных ориентации современного специалиста определяющая роль принадлежит философии, которая является одним из базовых социально-гуманитарных предметов учебной программы отечественной высшей технической школы.  

Человеческая субъективность выражает сущностные стороны человеческой индивидуальности, однако сама она формируется благодаря развитию в процессе самореализации человека как социального субъекта его природных сущностных сил. Именно человеческая субъективность является определяющим фактором, инициирующим творческую активность человека в системе управленческих отношений, вследствие чего она должна рассматриваться как исходная позиция при моделировании механизмов социального управления. Соответственно, при формировании этих механизмов возникает проблема приоритета организации или личности. Западный (американский) менеджмент решает эту проблему в интересах организации, приспосабливая человека к организации. Японский менеджмент отдает приоритет личности работника, одновременно целеориентируя его деятельность на интересы организации.  

В то же время, как и всякая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением.  

Рефлексивность - основополагающее свойство социального процесса потому, что она конституирует обстоятельства и вырабатывается ими. В силу этого социальный мир предстает как утверждение человеческой субъективности таким, каким его воспринимает живущий и действующий в этом мире человек. Социология обращает свое внимание к объекту, который уже каким-то образом определен в повседневной жизни и обыденном языке.  

Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением феноменологически ориентированной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности.  

Общество как социально-технологическая реальность обретает жизненные формы качественно нового уровня, благодаря научным идеям и тем возможностям, постоянно расширяющимся в результате развития технологии, которыми обладают субъекты деятельности. Философией этого общества будет выступать философия постмодернизма, в которой приоритет принадлежит человеческой субъективности, определяющей мотивацию и выбор человека в осуществляемой им деятельности. Возможности выбора раскрываются перед человеком благодаря освоению им богатств духовной и технологической культуры, которые сами находятся в состоянии постоянного развития. Действие этих новых закономерностей социального развитая, уже осмысленных в западной философии, с необходимостью должно проявиться и в образовательной системе российского общества на всех уровнях ее организации. Будучи осмыслены применительно к высшей технической школе, они могут получить практическую реализацию на основе принципов развивающего обучения и инновационной направленности учебно-образовательного процесса.  

Вебер отвергает также психологически ориентированную ницшеанскую версию религиозного чувства. Вместе с тем немецкий социолог обращается к напряженной мотивации человеческого поведения, вытекающей из всей человеческой субъективности. По его мнению, растущая рациональность в осмыслении мира углубила потребность в постижении этического смысла разделения благ и счастья между людьми.  

Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установление, будь то закон, традиция или социальный институт, должно поверяться интересами личности. Идеальное человеческое общежитие может создаваться, судя по всему, на предельном учете особости каждого индивида, его разума, воли и чувств, всей человеческой субъективности.  

Человек организации, будучи ее системоорганизующим элементом, также выступает как система, которой присущи фундаментальные признаки его организации. Его социальное качество как личности определяется, во-первых, структурой социального пространства той организации, элементом которой он является и выполняемыми им социальными ролями, и во-вторых, его человеческой субъективностью. Однако именно человеческая субъективность является основанием их различия.  

8.1. Понятие о субъекте и его психологической организации

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил. Целостность психологической организации субъекта. Три стороны душевной жизни человека: желания, чувства, разум.

В чем состоит психологический смысл понятия «субъект»? Что значит быть распорядителем душевных сил? Каково психологическое строение субъектности?

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил

Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению основополагающих проблем психологии человека. Определяя предмет антропологической психологии, мы указали на субъективность как на ее основной предмет. По самой своей семантике «субъективность» - двусложное слово, которое можно представить как субъ=ективность . И если вторая часть слова - это в общем смысле «активность, действие», то первая - это то, что лежит «под», или «перед», или «до» - некоторый источник, первопричина активности. Иными словами, уже на уровне субъективности обнаруживается первичное расщепление, а, следовательно, и различение самой активности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектного бытия человека, где субъективность и ее источник не только различены, но и противопоставлены как разные реальности и где источник активности становится ее своеобразным Хозяином, распорядителем, а сама активность перестает быть формальным определителем субъекта и наполняется предметным содержанием.

Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект . «Человек, - пишет А.В.Брушлинский, - объективно выступает (и следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психо­логии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте - как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. «Человек как субъект, - пишет А.В.Брушлинский, - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении у человека есть два пути в мире: или полностью совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или же быть в отношении к этим условиям, к своей природе . Первый способ - это есть животно-подобный способ жизни. Для этого способа жизни вполне достаточно филогенетически заданных, природных способностей (органов чувств, передвижения, питания и т.д.). Для второго способа (собственно человеческого) только этих природных, индивидных способностей недостаточно.

Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.

Чтобы стать человеком, он должен постоянно превращать саму природу (в первую очередь, свою природу, свой организм, свое тело) в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней; превращать также природные условия жизни во «вторую природу». Мир «второй природы», культуры, способов деятельности и составляет предметное содержание субъектности человека; совокупность же функциональных органов субъектности есть ее психологическое содержание.

Поведение животного - это приспособление к имеющимся условиям существования; оно может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Человеческая деятельность в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой самой жизнедеятельности человека в ее родовом и индивидуальном выражении.

Деятельностно-преобразовательный способ существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания. Индивидуальное сознание - это не лько знание, но и отношение к миру и в мире, что осуще­ствимо только субъектом.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. Превращение индивида в субъект происходит в раннем дошкольном периоде, когда у ребенка складывается множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий Формирование этих действий, их интеграция в образе Я приводит к своеобразному одушевлению всей жизнедеятельности ребенка . Наиболее явно это обнаруживается в кризисе трех лет, феноменально выражаемом в знаменитом «Я сам!». Поведение ребенка все более освобождается от непосредственной зависимости от взрослых. Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость : в целостности «я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.

В энциклопедическом словаре субъект (от лат. subjectus -лежащий внизу, находящийся в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект.

В философском словаре субъект (от лат. subjectum -подлежащее) определяется как активно действующий и познающий, обладающий сознанием или волей индивид или социальная группа. Отмечается, что первоначально, например, у Аристотеля понятие «субъект» обозначало носителя свойств, состояний и действий. Очевидно, в него должны входить и его свойства и состояния, и источник активности, направленности на объект.

Рассматривая понятие «субъект», мы не можем обойти вниманием термины «субъектность» и «субъективность».

Субъективное есть то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Когда мы определяем субъективное как то, что свойственно субъекту, мы фактически даем характеристику субъекту, описываем субъекта через его свойства и состояние (Аристотель). Когда же мы определяем субъективное как производное от деятельности субъекта, мы даем характеристику результату деятельности субъекта со стороны индивидуальных характеристик этого результата, обусловленных качествами субъекта.

Интересным в рассматриваемом аспекте нам представляется определение субъекта и субъективности, даваемые в словаре иностранных слов12. Субъект определяется как:
человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;
человек - носитель каких-либо свойств, личность;
субъект права - человек наделенный правами и обязанностями.

Субъективность - отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности.

Субъективный:
свойственный только данному лицу, субъекту, личный;
односторонний, лишенный объективности, пристрастный.
Попробуем свести приведенные выше определения в систему.

Будем исходить из того, что в действительности существуют люди, которые проявляют активность (действуют), обеспечивая этим свое бытие. Отдельного человека назовем индивидом. Если рассматривать его с позиций источника активности, деятельности и отношений, то индивид будет выступать субъектом жизнедеятельности. Каждый индивид характеризуется набором индивидуальных качеств, которые в своей совокупности и характеризуют его как индивидуальность. Если рассматривать индивидуальность с позиций ее проявления в отношениях и деятельности, то мы получим субъективность как свойственную данному субъекту деятельности систему отношений, индивидуальных характеристик и результата.

Субъективность есть выражение индивидуальности в системе отношений, характеристик деятельности и ее результата.

Становление личности субъектом деятельности происходит в процессе организации своей деятельности. Организация личностью своей активности предполагает мобилизацию ресурсов в соответствии с мотивацией и целью деятельности. «Саморегуляция - это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Саморегуляция заключается в направленной активизации психических процессов, в поддержании их определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активности на протяжении единой личностно значимой линии деятельности».

Системный характер активности субъекта в его целостном отношении с требованиями деятельности, отмечает К.А. Абульханова, реализуется через механизмы оценки, контроля и принятия решений.

Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи.

Сознание отражает мир через мотивацию субъекта. «Человек воспринимает не только то, что есть в мире в целом, но прежде всего то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание - это отражающая способность действующего, деятельного субъекта. Субъект, по-видимому, отражает причинную связь своих действий с изменением действительности (что позволяет ему осмыслить способ, характер, причину своих действий). Способность к отражению связана с изменением позиции субъекта в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является значимым на другом. Именно поэтому надо говорить об условиях, которые в деятельности постоянно изменяются, обновляются».

Таким образом, делает заключение К.А. Абульхано-ва, «в сознании субъекта отражается способ его действия, но особым образом - на основе динамики деятельности, изменения ее задач, событий. Для понимания сущности деятельности мы предложили в качестве единиц ее анализа понятие «задачи деятельности». Оно, на наш взгляд, более адекватно отражает тот факт, что не всякая деятельность и не на каждом этапе имеет результат в виде предмета или продукта. Результатом может быть решение разного рода задач, которые ставятся самим субъектом (или перед ним) в профессиональной деятельности. При решении задачи и проявляется способность субъекта к целостной организации деятельности, к оптимальной комбинации ее условий и требований».

Прекрасную характеристику проявления индивидуальности в деятельности дает Е.А. Климов.

«Психика - объект в высшей степени не стандартный, имеющий огромное количество неповторимо своеобразных вариантов, признаков, различных проявлений у разных людей (в зависимости от возраста, пола, типа нервной системы, условий среды и воспитания, накопленного опыта, конкретной жизненной ситуации и множества других возможных факторов, не поддающихся полному учету и счету). При этом индивидуальные различия тем значительнее, чем более сложные психические проявления мы наблюдаем и чем выше, в частности, уровень профессионального мастерства человека. Так, если на уровне простейших реакций на сигналы, эмоциональных переживаний соответствующие показатели имеют все же более или менее четкие пределы варьирования, то на уровне характера, направленности личности, высших чувств и опыта личности закономерно возникает не "стандарт" (чего бы хотелось исследователю, стоящему на позициях естественнонаучного мышления), а множество неповторимых индивидуальностей (композитор П.И. Чайковский - один на весь мир, математик Н.И. Лобачевский - один, полководец М.И. Кутузов - один, механик-самоучка И.П. Ку-либин - один, биолог-селекционер И.В. Мичурин - один, и так без конца). Приходится принять не как помеху, а как норму положение о том, что человек принципиально не стандартен. Более того, тенденция стандартизации (уместная и рациональная по отношению к техническим объектам) по отношению к "человеческому фактору" труда оборачивается тенденцией обезличивания, бюрократизации, неуважения к личности, бестактности, подавления личности. Идея множества одинаковых людей противоестественна, поскольку противоречит идее кооперации, взаимодополнения людей в ходе социальных взаимодействий и делает непонятным факт существования самого общества.

Человеку, умонастроение которого сложилось в преобладающем опыте взаимодействия с "холодными" объектами - природными неживыми, техническими, математическими, абстрактно-теоретическими, важно помнить, где стандарт - благо, а где - несообразность и даже зло. Обсуждаемое обстоятельство порождает перед специалистом в области "человеческого фактора" производства ряд непростых проблем, поскольку важнейшая профессиональная цель такого специалиста - обеспечить оптимальное соответствие техники и человека; т.е. систем стандартизуемых и нестандартизуемых.

Предрассудок душеведческой "слепоты" обнаруживается самым различным образом в "честном" (непредумышленном) игнорировании замыслов, интересов, потребностей других людей, в отсутствии сочувствия к ним, непонимании того, что для них сейчас крайне важно, в неспособности взглянуть на ситуацию их глазами, в неприятии чьих-либо мнений, кроме своего, в раздражении или злобном отношении к тому, что люди имеют свои цели и интересы и в связи с этим "не слушаются" и пр. И наоборот, если человек имеет в сознании четкую и истинную мысленную модель психики тех, с кем взаимодействует, это позволяет ему строить данное взаимодействие наилучшим образом.

Заметим, что интерес человека к вопросам психологической теории или к некоторым частным и общим психологическим проблемам, сопровождаемый соответствующей эрудицией, или интерес к психологии, подкрепленный особым вниманием человека к его собственному внутреннему миру, не гарантирует ни его интереса к "живой" личности, ни желания понять и принять ее своеобразие. Нужно специально культивировать в себе особое отношение именно к личности (а не просто к "сенсомоторике", "оперативной памяти" и т.п.) стороннего человека.

Задачи психологии труда не сводятся, конечно, только к личностному уровню анализа психики. В исторической традиции этой отрасли знания скорее преобладал отнюдь не личностный, а дробно-функциональный подход к трудящемуся. Но важно помнить, что трудится не "восприятие", не "память", не "мышление" или "психомоторика", а человек, которому свойственны подобного рода явления, процессы. Задача психологии в связи со сказанным - разрабатывать научно-психологическую картину труда во всех его проявлениях и обусловленностях, т.е. картину системную; а это обязательно предполагает некоторое "душелюбие", ибо, как справедливо говорят, то, что "открыто сердцу", не составит тайны для ума».

В лице субъекта деятельность приобретает индивидуальное выражение, характеризующееся как «индивидуальный стиль деятельности». Поэтому, рассматривая теоретические вопросы деятельности, мы, в первую очередь, сталкиваемся с методическими проблемами индивидуальности и субъекта деятельности, в котором эта индивидуальность проявляется.

Успешность, эффективность деятельности воспитанника зависит, с одной стороны, от его собственных позиции, активности, сознательности, ответственности, творчества, с другой – от того, насколько сам он без чьей либо помощи может создать условия своего развития, своей деятельности, позаботится о своем личностном и профессиональном росте. Иными словами, она зависит от субъектности.

Субъектность является сегодня:

Условием и средством его собственного развития

Основополагающим условием проявления, развития субъектности педагога.

Целью системы образования

Важнейшим ориентиром и условием реформирования общеобразовательной школы и вуза

Фактором развития демократического гражданского общества.

Понятие субъектности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что по своей семантике субъектность является двусложным словом, слагаемыми которого являются «суб-», и «ектность». Вторая часть слова означает активность, действие. Первая – то, что лежит «под», или «перед», или «до».

Таким образом, субъектность можно трактовать как некоторый источник, первопричину активности.

Субъект рассматривается психологами как носитель активности. Субъект – это тот, кто способен вступить в особые отношения с самим собой, обратиться к самому себе. Субъект – человек рефлексирующий.

Довольно часто понятие Субъект употребляется в сочетании спонятиям «деятельность» - «субъект деятельности» - как ведущая характеристика «личности».

Став субъектом определенной деятельности значит:

Освоить эту деятельность;

Быть способным к ее осуществлению;

Ее творческому преобразованию.

Субъектность – качественное состояние субъекта, личности, выражающееся в высокой степени активности. Это подлинная «самость» человека, характеристиками которого являются: самосознание,самостоятельность, самодеятельность, открытость к самосовершенствованию, саморазвитие, саморегуляция, самоидентификация, самовоспитание, самообразование и т.д.

Словарь:

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий;

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.

Самосовершенствование - (самовоспитание) - сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (преимущественных нравственных) качеств, способностей, уменья.


Саморазвитие – развитие собственных сил, физических и умственных на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; развитие происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение. Самодеятельность - деятельность определенного качества, осознанной, свободной, эмоционально переживаемой, порождаемой внутренними сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека.

Саморегуляция - умение человека приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности, способность противоречиво соединять все уровни регуляции деятельности.

С одной стороны, саморегуляция заключается в обращении сознания вовне, в способности осознанного целеполагания, детерминирующего способ и направленность действий субъекта на объект, а с другой – в обращении сознания внутрь, к самому действующему субъекту, к его способности самосознания, т.е. самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, самодвижения в процессе деятельности.

Самоидентификация - процесс соотнесения себя с собой, в результате которого формируются представления о себе как о самотождественной, цельной и уникальной личности.

Признаки субъекта

По своей главной сути природа человеческой субъектности находит свое выражение в способности к рефлексии. Субъектность человека – это его постоянная потребность и готовность к рефлексии своей жизнедеятельности.

Активность является одним из главных признаков субъектности, отличающих его от объекта. Активность характеризуется как интегративное свойство человека, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально измененных условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.

Субъектный опыт – опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, в которых он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет.

5 основных компонентов субъектного опыта : ценностный опыт (ориентирует усилия человека); опыт рефлексии (помогает соотносить ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта); опыт привычной активизации (ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач); операционный опыт (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей); опыт сотрудничества (способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество).

Таким образом, субъектный опыт является условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности.

Творчество является способом жизнедеятельности субъекта. Т - деятельность, направленная на решение проблем, нестандартных задач. Творчество ка форма самоутверждения, самореализация.

Свобода – это целеполагающая избирательная активность субъекта, решающий признак, отличающий творческую форму активности от той, которая есть, когда деятельность человека происходит при отсутствии выбора, по авторитарному признаку, внешнему или внутреннему принуждению.

Уникальность – свойство субъекта, которое характеризуется индивидуально выраженной активностью в свободной деятельности

27. 28. Сущность ценностно-ориентационной деятельности и ее место в структуре целостной деятельности человека. Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников.

Человек, как субъект труда, познания формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую осознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б. Ительсон)

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которых они входят. Сущность технологии осуществления педпроцесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельности учащихся.

Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.

В.В. Давыдов отмечает, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный характер. Все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама деятельность направлена на творческое созидание определенного материала или духовного продукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преобладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей на основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, предложена Н.Е. Щурковой:

Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда;

Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;

Спортивная – культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;

Общественная – содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к адаптивному преобразованию действительности;

Ценностно-ориентационная – направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;

Коммуникативная – осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

Все виды деятельности, имеющие собственные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитательными возможностями. Однако, каждая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем более все остальные. Поэтому при организации педпроцесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.

Выделим ряд требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности:

· При организации такой деятельности необходимо исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности.это требование может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, природе, науке, искусству и т.д.);

· Создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности. Не менее важно так инструментировать деятельность, чтобы она способствовала планомерному «сдвигу мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности.

· Организация каждого вида деятельности должна подчинятся обусловленным его специфической организационным правилам, касающихся объема, места. Времени и т.п.

Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

Преподавание как вид педагогической деятельности своим предметом имеет организацию учебно-познавательной деятельности, а воспитание связано с организацией других видов деятельности детей.

Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значение для себя. Именно это определяет различие познавательной и оценочной деятельности сознания. Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые бы направляли его поведение. Так складывается ЦОД человеческого сознания, вырабатывающая представления о «социально полезном», идеальном, должном, к чему следует стремится, а чего следует избегать.

Своеобразие ЦОД поэтому состоит в том, что оно направлено на установление отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, но объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.

Большое значение ЦОД придавали и придают психологи. В.Н. Мясищев, видел ее назначение в исследовании сознания как отношения личности к действительности, которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся «внутренним потенциалом» ее деятельности.

А.Н. Леонтьев – предложил различать «объективные значения» вещей «личностные смыслы». Значение – «ставшее достоянием моего сознания…обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умений»; смысл же «выражает именно его (субъект АЛ,) отношение к осознаваемым объективным явлениям»,

В чистом виде ЦОД не существует. Но не один вид деятельности без нее не обходится. Она не только присутствует объективно в каждом виде деятельности, но и специально организуется.

Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников

Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Поскольку личностный смысл есть отражение свободы личности в ее оценках, привязанностях, симпатиях и антипатиях, то назначение ценностно-ориентационной деятельности, понимаемое довольно широко, заключается в формировании интеллектуально-нравственной свободы личности, т.е. в развитии ее как субъекта познания, труда и общения - полноправного гражданина общества. Если употребить образное выражение, то ценностно-ориентационная деятельность - это работа души, сердца и разума в их единстве.

В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова . Дело в том, что оно меняется в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность или неценность. Надо заметить, что не только дети, но и взрослые зачастую принимают за ценность то, что таковой на самом деле не является, и, наоборот, не видят ценности в том, что действительно ею является.

Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение , являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее защита, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.).

Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне.

Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны, начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.

Практически бесконечное многообразие внешнего оформления ценностно-ориентационной деятельности требует и столь же многообразных вариантов ее атрибутики. Естественно, что она изначально определяется темой мероприятия, которая, в свою очередь, отражает основную ценность как предмет разговора и оценочной деятельности. Так, встреча с ветераном войны и труда требует одной атрибутики, а встреча с известным киноактером - другой; рассказ предъявляет одни требования к участникам встречи, а беседа - другие. Мероприятия типа "Что? Где? Когда?" и конференция по проблемам охраны окружающей среды точно так же требуют разного оформления. Следует отметить, что как в выборе форм ценностно-ориентационной деятельности, так и в вопросе о ее атрибутике имеется большой простор для фантазии и творчества педагогов и воспитанников.

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема . Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она так же, как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников.

В то же время отсроченно проявляющиеся результаты настолько очевидны и значимы, что это дает основание говорить о продуктивности или непродуктивности деятельности отдельного педагога и всей школы. Дело в том, что обыденные явления окружающей жизни посредством ценностно-ориентационной деятельности поднимаются на уровень философско-мировоззренческих обобщений, которые, становясь убеждениями, жизненными принципами, определяют поведение и характер деятельности личности.

К специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относится также и то, что в ней, как ни в одном другом виде деятельности воспитанников, предоставляется максимальная свобода выбора. Насильственно, т.е. без внутреннего принятия, ни одна идея не может быть внедрена в сознание личности.

Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой, и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать факт свободы выбора. Отсюда, особенно когда речь идет о младших школьниках, ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной. Каждый воспитанник должен уходить с мероприятия с вопросами, на которые он получит ответы, разобравшись сам, обращаясь ко всевозможным "чистым" источникам, или с помощью педагога, который, в свою очередь, готовясь к встрече с детьми, обязательно обращается к научной литературе.

Ценностно-ориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и организуется педагогом с учетом потребностей школьников получить ответы на возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования адекватных отношений к основным жизненным ценностям. Основу ценностно-ориентационной деятельности, как и других, составляет общение, которое, по определению Х.И.Лийметса, является "обменом ценностями". Естественной следует рассматривать и связь ценностно-ориентационной деятельности с общественной, которая, какой бы скромный характер она ни имела, всегда оказывает на человека сильное влияние. Общественная деятельность, как и ценностно-ориентационная, не ведет к чисто внешним результатам - она изменяет внутренний облик воспитанника, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...