Викторины по истории для младших школьников. Занимательные задания по истории

Задачи:

  • актуализировать приобретенные знания, умения и навыки по курсу “Введение в историю”;
  • прививать интерес к науке – истории, к прошлому своего народа, Родины;
  • формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

Подготовкой к викторине является решение организационных вопросов: дети сами определяют, кто в какой команде будет выступать, выбирают капитана команды.

“Домашней заготовкой” является задание творческого характера, связанное с программой курса “Введение в историю”: придумать название своей команде как самостоятельному государству со своей государственной символикой (герб, девиз команды-государства); начертить карту своего “государства”, отразив на ней особенности природных условий, дав названия географическим и историческим объектам, используя условные знаки.

На урок приглашаются родители учащихся, из числа которых выбирается жюри.

Оформлением класса становятся плакаты-карты трех команд, украшенные гербами и девизами. На доску выносится название викторины “Знаешь ли ты историю?”.Команды размещаются за специально приготовленными столами, на которых лежат чистые листы бумаги и ручки. Все задания ребята получают по ходу викторины. За отдельным столом располагается жюри. Сбоку от жюри ставится стол, за которым будут выполнять задание капитаны (блицтурнир).

Результаты конкурсов оцениваются по 5-балльной системе. Время на выполнение заданий не превышает трех минут, кроме выполнения домашнего задания – представления команд-государств, отгадывания кроссвордов и блицтурнира капитанов.

Ход урока-викторины

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проводим игру-викторину “Знаешь ли ты историю?”. Мы с вами не только изучали, какие бывают исторические науки и как они помогают узнать прошлое человечества, но и много читали исторических рассказов, в том числе книгу Н. Головина “Моя первая русская история”, ходили на экскурсии, связанные с историей нашей страны, города, науки и техники. Ваши знания помогут вам успешно выполнить задания викторины. У нас в классе сегодня присутствуют гости – ваши родители, которые по достоинству оценят не только ваши познания в истории, но и ваше умение работать в единой сплоченной команде, умение быть внимательными и чуткими друг к другу.

Желаю всем командам удачи!

2. Представление жюри и ознакомление с условиями викторины.

3. Интеллектуальная разминка (беседа). Звучит музыкальный отрывок из оперы М. Глинки “Иван Сусанин” “Славься”.

– Кто из вас знает, из какого музыкального произведения этот отрывок, кто его написал? Как называется эта торжественная песня?
– К кому обращены слова: “Славься!”? (К России, ее народу, героически защищавшему родину от польских захватчиков.)
– Как вы думаете, почему именно эту музыку хотели сделать гимном России?
– Приведите примеры мужества и героизма народов России в защите Отечества.
– Для чего надо знать историю?
– Читая исторические рассказы, узнавая прошлое нашей страны, какие чувства вы испытывали?
– Александр Сергеевич Пушкин написал: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!” И сегодня мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашего народа.

4. Представление команд (“домашнее задание”).

Один из членов команды рассказывает о своем вымышленном государстве, расшифровывая легенду карты, объясняя символику герба и девиз своей команды-государства, раскрывает особенности занятий населения и законы, по которым живут и работают свободные граждане этого государства. Жюри учитывает полноту ответа и богатство фантазии ребят.

5. Конкурс капитанов. Блицтурнир.

Учитывается скорость и правильность выполнения заданий. Каждый капитан получает тест на отдельном листе, выполняет его за отдельным от команды столом.

Вопросы блицтурнира.

1. Как переводится с греческого слово “история”:
а) раскапывать, б) расследовать, в) рассказывать

2. Кто сказал о героизме русских воинов слова: “Здесь я увидел, что русские непобедимы”:
а) хан Мамай, б) Наполеон, в) Карл XII

3. Какой город назван “городом русской славы”:
а) Киев, б) Рязань, в) Севастополь

4. Как называется наука, изучающая историю родов:
а) геральдика, б) генеалогия, в) геометрия

5. Как называется многочисленный коллектив родственников:
а) племя, б) дружина, в) род

6. В каком году началась Великая Отечественная война:
а) 1941, б) 1812, в) 1939

7. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”:
а) М.И. Кутузову, б) В.Г. Клочкову, в) Наполеону

8. Герб Москвы – это изображение:
а) медведя, б) льва, в) всадника, поражающего копьем змея

9. Как называется принудительная обязанность побежденного народа платить дань государству-захватчику:
а) оккупация, б) рабство, в) иго

10. Как звали славянских просветителей, создателей славянской письменности:
а) Кирилл и Мефодий, б) Борис и Глеб, в) Петр и Павел

6. Командный конкурс. Отгадывание исторического кроссворда.

Конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов. На его проведение дается время в ходе выполнения задания одной из команд, но не больше 10 минут. Учитываются время, полнота и правильность решения кроссворда.

По горизонтали:

1. Материал, на котором писали в старину (пергамент) .
2. Наука, изучающая историю общества по остаткам древних предметов, открываемых на раскопках (археология) .
3. Наука, изучающая историю родов (генеалогия) .
4. “Второй день рожденья” (именины) .
5. Первый российский император (Пётр) .
6. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук).
7. Самый большой период летоисчисления (эра) .

По вертикали:

8. Наука, изучающая гербы.
9. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси.
10. Историческая наука, изучающая старинные монеты.

7. Конкурс “Кто правил на Руси?”.

Вступительное слово учителя:

– Кто такой правитель? Замените это слово другим, сходным по значению. (Князь, государь, царь…)
– Вспомните, за что восхваляли летописцы русских князей. (За то, что те оберегали Русь от вражеских набегов, сохраняли мир.)
– Каждый правитель имел свое прозвище, данное ему народом за его дела.

Команды должны в течение одной минуты на карточке линиями соединить имена русских князей с их прозвищами. (Все прозвища даны в начальной форме).

“Кто правил на Руси?”

7. Конкурс эрудитов – общекомандный.

Проводится в форме беседы, за каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

– Кто сказал эти слова, по какому поводу?

8. Общекомандный конкурс “Продолжи цепочку”. Установить взаимосвязь и продолжить цепочку.

Время выполнения 1 минута.

9. Конкурс эрудитов “След в истории”.

Можно провести (как общекомандный) в форме беседы, а можно для разнообразия в форме индивидуального опроса, выбрав по одному представителю от каждой команды.

– Не все имена остаются в народной памяти, сохраняются историей. Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы его имя, дела остались в истории страны, человечества?

“След в истории”

а) Первым открыл путь человечеству в космос, свой полет сопроводил шутливым: “Поехали!”. (Ю.А. Гагарин.)

б) Ученик А.В. Суворова, талантливый полководец, в одном из боев был ранен в голову и ослеп на один глаз, в преклонном возрасте принял командование русской армией ради спасения России, одержал победу над Наполеоном. (М.И. Кутузов.)

в) Возглавили народное ополчение, отразившее польскую интервенцию и освободившее Москву от поляков; первый скульптурный памятник в Москве, установленный на Красной площади в честь защитников Отечества, изображает этих героев. (К. Минин, Д. Пожарский.)

г) Пешком пришел в Москву из Архангельска, движимый желанием учиться, талантливый ученый, сделал много открытий в разных областях науки и искусстве, создал первый российский университет – Московский государственный, носящий его имя. (М.В. Ломоносов.)

10. Подведение итогов викторины по истории.

Выступление жюри.

11. Заключительное слово учителя:

– Вы показали хорошие знания по истории нашей страны, но вам предстоит еще так много узнать об истории как о науке и о прошлом не только нашей страны, но и всего человечества. Древние говорили, что история – учительница жизни. Как вы понимаете эти слова?
– Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее развитие человеческого общества.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа»

с.Павловска Павловского района Алтайского края

Всероссийский конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений

Номинация «История государства Российского»

Викторина по истории России в форме игры

КОЛЕСО ИСТОРИИ

для учащихся 9-10 классов



Ермолаева Ирина Алексеевна

учитель информатики ИКТ

МБОУ «Павловская сош»

с. Павловск 2012

Аннотация :

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Колесо истории». Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории в рамках предметной недели, а так же на классном часе, посвящённом истории России. В игре участвуют две команды по 6 человек. Участники заранее знакомятся с правилами игры.

В ходе данного мероприятия

    актуализируются и закрепляются знания учащихся истории России;

    совершенствуются коммуникативные навыки.

Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы тура, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.

Правила игры

В игре принимают участие две команды по 6 человек.

Право первого хода разыгрывается по жеребьёвке.

Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.

Вопросы и задания имеют разную стоимость от 1 до 7 баллов, в зависимости от сложности.

Ведущие, выступающие и помощники:

На роль ведущего требуется активный, позитивный коммуникабельный человек, так как ведение игры требует импровизации, активной реакции на реп лики игроков, доскональных знаний правил игры и уме ния доступно и точно донести их до игроков и зрителей- болельщиков. Поэтому в роли ведущего может быть подходящий старшеклассник или учитель.

Для помощи ведущему и быстрого подсчёта количества набранных очков целесообразно создать счётную комиссию из 2 человек (можно из числа учащихся класса), которые периодически обновляют информацию на табло (магнитная доска), указывая общее количество набранных очков командами.

Подготовительный этап

Проведению игры-викторины «Колесо истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:

    Работу по подготовке вопросов викторины.

    Подготовку ведущего.

    Определение состав команд по 6 игроков и выбор капитанов команд.

    Выбор помощников ведущего, счётной комиссии.

    Изучение правил проведения внеклассного мероприятия в форме игры «Колесо истории».

Оформление класса: Стена оформлена в виде коллажа, отражающего основные события исторических этапов России, воздушные шары. Магнитная доска оформлена в виде игрового табло.

Цель мероприятия :

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно - патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи :

Образовательные:

    способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

  • вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

  • способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

  • вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.


Время реализации мероприятия : 60 минут

Необходимое оборудование и материалы:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    экран;

    магнитная доска;

    часы;

    звуковой сигнал;

    презентация.

План проведения :

Этапы мероприятия

Временная реализация

    Организационный этап

3 мин.

5 мин.

    Основной этап игры (47 мин)

      Первый тур «Даты и события»

6 мин

8 мин.

8 мин.

8 мин.

10 мин.

7 мин.

    Подведение итогов игры

2 мин.

    Рефлексия

3 мин.

Ход мероприятия

Этап мероприятия

Использование мультимедийного компонента

Деятельность участников мероприятия

    Организационный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости. Мы рады приветствовать вас на игре-викторине « Колесо истории ».

В игре-викторине участвуют две игровые команды по 6 участников:

    «Историки»

    «Патриоты»

Ведущий представляет команды и капитанов команд.

Во время игры вы внимательно должны следить за ответами и ходом обсуждения, а в конце игры назвать имя лучшего игрока.

    Этап мотивации учебно-познавательной деятельности

Слайд2

Ведущий. Каждый человек – участник истории. И потому, что живет в определенное историческое время. И потому, что хочет знать историю своих предков, своей страны, своего народа. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу», - сказал великий наш современник А. Твардовский. Прошлое - это жизнь наших дедов и прадедов. Их кровь, боль, радость и горе. Сегодняшний день России - наше настоящее. Настоящее, от которого зависит будущее.

Демонстрируется слайд 2 с музыкальным сопровождением)

Ведущий . История не терпит суесловия,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Уважаемые игроки и зрители!

Приглашаю капитанов команд для жеребьёвки.

Первой начинает игру команда «Патриоты».

    Основной игровой этап

Слайд 3

Ведущий.

Итак, мы начинаем игру! ГОНГ!

Запускаем КОЛЕСО ИСТОРИИ.

В первом туре участвуют вопросы и задания категории «Даты и события».

Первый тур «Даты и события»

Слайд 7

Ведущий. Уважаемые игроки, вам предстоит по очереди называть дату и соответствующее историческое событие , которое произошло в нашей стране в указанный срок.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимально допустимое время для обсуждения ответа – 30 секунд. В случае неправильного ответа ход передаётся другой команде.

Игроки называют дату и соответствующее историческое события.

Проверка каждого ответа проводится сразу с помощью слайда с установленными триггерами на область записи даты:

988 г. Крещение Руси . Киевская Русь принимает православное христианство.

1242 г. Битва на Чудском озере - сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как Ледовое побоище.

1380 г. Куликовская битва , сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

1480 г. окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

1612 г. освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского .

1700-1721 г.г. Северная война - боевые действия между Россией и Швецией.

1755 г. – по инициативе Н.В. Ломоносова создан Московский университет.

1812 г. Бородинская битва - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1825 г. Восстание декабристов - вооруженный антиправительственный мятеж офицеров русской армии.

1861 г. отмена крепостного права в России .

1905-1907 г.г. – первая русская революция

1914 г. начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

1917 г. революция в России (Февральская и Октябрьская). В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

1918-1922 г. Гражданская война в России .

1922 г. образование СССР (с оюза Советских Социалистических Республик).

1941 – 1945 г.г. – Великая Отечественная война.

1949 г. Создание и испытание первой атомной бомбы в СССР.

1961 г. Первый полёт человека в Космос.

1980 г. – Олимпиада в Москве.

1991 г. Распад СССР и падение социализма.

Слайд 3

Ведущий. Для выбора темы второго тура приведём в движение Колесо.

Внимание на экран! Во втором туре играют вопросы и задания по теме «История в лицах».

Второй тур «История в лицах»

Слайд 4

Правильный ответ:

Ведущий. На экране первое задание второго тура. В течение одной минуты установите соответствие между настоящими именами государей с именами, данными им народом.

В случае правильного указания всех соответствий команда получает 6 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждое правильно установленное соответствие.

Внимание, правильный ответ!

Михаил Фёдорович – Кроткий

Иван IV – Грозный

Фёдор Иоаннович – Блаженный

Пётр 1 – Великий

Алексей Михайлович – Тишайший

Василий Шуйский – Несчастливый.

Слайд 5

Правильный ответ:

Ведущий. Второе задание тура «История в лицах» заключается в том, чтобы указать имена руководителей государства в хронологическом порядке .

Время выполнения задания – одна минута. Цена правильного ответа - 3 балла. Если отвечающая команда ошибается, то право ответа передаётся другой команде.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ!

    Владимир Ильич Ленин

    Сталин Иосиф Виссарионович

    Хрущёв Никита Сергеевич

    Брежнев Леонид Ильич

    Горбачёв Михаил Сергеевич

    Ельцин Борис Николаевич

    Путин Владимир Владимирович

    Медведев Дмитрий Анатольевич

Слайд 6

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В третьем задании тура «История в лицах» вам предстоит в филлворде найти имена и фамилии выдающихся людей, которые оставили яркий след в истории государства на разных исторических этапах.

Слова в сетке филлворда расположены по вертикали и горизонтали змейкой. За одну минуту вы должны назвать знаменитых людей России, чьи имена или фамилии представлены в сетке филлворда. За каждое имя (или фамилию) команда получает 1 балл.

Для выполнения задания командам лучше раздать распечатанный вариант филлворда.

В случае, если отвечающая команда назовёт не все возможные имена и фамилии, вторая команда дополняет ответы соперников, зарабатывая в свою копилку баллы.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Суворов, Екатерина, Сталин, Долгорукий, Брежнев, Ленин, Ломоносов, Хрущёв, Жуков.

Третий тур «Впервые в России»

Слайд 3

Ведущий. Для выбора категории вопросов третьего тура приведём колесо в движение.

Внимание, в третьем туре играют вопросы и задания по теме «Впервые в России».

В мире всё когда-нибудь происходит в первый раз. И это первое рождение обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте проверим, знаете ли вы, что, где, когда в России происходило впервые.

Слайд 8

Правильный ответ:

Ведущий. Итак, первый вопрос из категории «Впервые в России». А знаете ли вы, кто был первым в России царём?

Цена полного ответа на вопрос – 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Иван Грозный.

Слайд 9

Правильный ответ:

Ведущий. Вопрос второй из категории «Впервые в России» : Как называлось первое в России учебное заведение?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1682 г.

Слайд 10

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, третий вопрос третьего игрового тура посвящён образованию первых российских губерний: Когда были образованы первые в России губернии?

Полный правильный ответ на вопрос увеличит ваш счёт на 3 балла, за неполный ответ команда получает 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

А в действительности было так: Указом Петра I, подписанным 18 декабря 1708 года, все земли Российской державы были поделены на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 года Санкт-Петербургскую), Архангельскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Слайд 11

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос из категории «Впервые в России»: Когда в России было впервые учреждено патриаршество?

Кто был первым русским патриархом?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: В России впервые учреждено патриаршество в 1589 г. Иов – первый русский патриарх.

Слайд 12

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, пятый вопрос тура «Впервые в России»: Когда в России возникли первые мануфактуры?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Первые мануфактуры в России возникли в 30-е годы 17 века.

Слайд 13

Правильный ответ:

Ведущий. Шестой вопрос тура «Впервые в России: Когда и где в России было построено первое метро?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: 15 мая 1935 года открылась первая станция Московского метро – «Парк Культуры».

Слайд 14

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В седьмом вопросе из серии «Впервые в России» вам нужно вспомнить историю освоения Космоса. Внимание, вопрос: Однажды весь мир впервые услышал «Полёт нормальный!». Кто и когда докладывал с околоземной орбиты?

Цена полного правильного ответа 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: 12 апреля 2961 года весь мир услышал голос Юрия Алексеевича Гагарина с околоземной орбиты: «Полёт нормальный! Чувствую себя хорошо!»

Слайд 3

Ведущий. Уважаемые игроки! Это был последний вопрос третьего тура «Впервые в России» игры «Колесо истории».

Для выбора темы следующего тура запустим в движение колесо…

Итак, тема вопросов четвёртого тура «Символы России».

Четвёртый тур «Символы России»

Слайд 20

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос!

Назовите порядок расположения полос Государственного флага Российской Федерации и значение цветов на флаге.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, порядок цветов государственного флага Росси сверху вниз: Белый, синий, красный.

Белый – мир, чистота, непорочность.

Синий – вера, постоянство.

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Слайд 21

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос тура «Символы России» посвящён гербу страны: Назовите основные элементы государственного герба России.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Основными элементами герба России являются двуглавый орёл и всадник.

Слайд 22

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос из серии «Символы России» посвящён гимну страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты вам предстоит вспомнить и назвать авторов музыки и слов гимна России и дату Указа президента страны, которым был утверждён ныне действующий гимн государства.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Ныне действующий гимн России у тверждён Указом президента в декабре 2000 г. Композитор – Георгий Александров, автор слов – Сергей Михалков.

Слайд 23

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос тура «Символы России»: В некоторых особых случаях в России наряду с Государственным флагом допускается использование ещё одного знамени. Внимание вопрос! Какой флаг используется наряду с Государственным флагом РФ?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, правильный ответ: Знамя Победы.

Слайд 24

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос четвёртого тура из серии «Символы России» посвящён гербу страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты, вы должны вспомнить – чей образ запечатлён на российском гербе в виде всадника?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: На гербе России в виде всадника запечатлён образ святого Георгия Победоносца.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос четвёртого тура.

Итак, тема вопросов пятого тура «Города и памятники».

Пятый тур «Города и памятники»

Слайд 25

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, первый вопрос тура «Города и памятники»: Какой город на реке Яхроме в 1154 году основал князь Юрий Долгорукий и назвал его церковным именем своего сына Всеволода?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Город Дмитров Московской области

Слайд 26

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос из серии «Города и памятники»: В Костроме на берегу Волги воздвигнут памятник крестьянину-герою. Назовите его имя. Уважаемые игроки, у вас одна минута.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, какому крестьянину-герою воздвигнут памятник в Костроме на берегу Волги?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Памятник Ивану Сусанину.

Слайд 27

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос пятого тура игры из серии «Города и памятники». Уважаемые игроки, вспомните в течение одной минуты и назовите город, который прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790, сейчас этот город находится на территории Украины.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, о каком городе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Город Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».

Слайд 28

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, оказывается, самая высокая статуя в мире находится на территории нашей страны. Внимание, вопрос!

Назовите самую высокую статую в мире.

Где она находится?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, о какой статуе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Статуя «Родина-мать» высотой 82 метра в Волгограде на мемориальном комплексе Мамаев курган.

Слайд 29

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Города и памятники». Один из российских городов выдержал 900-дневную блокаду. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

Из дневника 11 летней девочки Сидякиной Эльзы – записки блокадного Ленинграда: « Однажды меня на улице один дяденька окликнул – он полулежал в снегу и попросил у меня кипятка. Я сбегала домой, мама разрешила. И я бегу обратно, такая радостная, к этому дедушке. А он уже мертвый лежит, облокотившись на сугроб….»

Слайд 30

Правильный ответ:

Ведущий. О героических подвигах русских солдат в период Второй мировой войны знает практически весь мир. Внимание, вопрос!

Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Сталинградская битва, бесспорно, стала самым важным событием Второй мировой войны. Именно здесь решилась дальнейшая судьба всей планеты. А подвиг защитников Сталинграда оставил свой след не только в душах и сердцах людей, но и на политической карте мира.

В честь победы советских войск под Сталинградом в разных европейских городах появились улицы, скверы, проспекты с героическим названием. Так, в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и станция метро.

Слайд 31

Правильный ответ:

Ведущий. Победа советских солдат в Великой Отечественной войне ковалась в тылу. Рабочие самоотверженно трудились на военных заводах. Внимание, вопрос! Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем Танкоград?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями – ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным – огромное производство переключилось на выпуск танков.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос пятого тура.

Для выбора темы следующего тура запустим в движение Колесо истории.

Итак, тема вопросов шестого тура – «Народная мудрость», в котором играют вопросы и задания об истории появления известных фраз, выражений и пословиц.

Шестой тур «Народная мудрость»

Слайд 15

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос тура «Народная мудрость»:

«Береги пулю на три дня.

Стреляй редко, да метко.

Штыком коли крепко.

Пуля - дура, а штык – молодец».

Уважаемые игроки! Через одну минуту вы должны назвать автора фраз и произведение, в котором они написаны.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Александр Васильевич Суворов,

книга «Наука побеждать»

Слайд 16

Ведущий. Второй вопрос из серии «Народная мудрость»: Какое выражение на Руси означало «одержать полную победу», «доказать своё бесспорное преимущество»?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Заткнуть за пояс.

Слайд 17

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание! Следующее задание. Многие слова не утеряли своей актуальности и широко используются в наши дни. Уважаемые игроки через одну минуту скажите, как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? Часто этим словом называют недисциплинированных людей в настоящее время.

Правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Разгильдяи.

Слайд 18

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, корни этой известной фразы уходят в далёкие времена царствования Ивана Грозного.

Митрополит Филипп неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал Ивану Грозному с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, произнося каждый раз одну и ту же фразу. Внимание, вопрос!

Как Иван Грозный называл послания митрополита Филиппа?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, минута обсуждения закончилась. Ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Филькина грамота.

Слайд 19

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Народная мудрость» – продолжить пословицы:

Родина – мать, …

Нет ничего краше, чем …

Русский солдат …

Если по-русски скроен, то …

Кто за Родину горой, тот …

Если народ един, …

Сыновья русских матерей славятся …

В случае правильного указания всех пословиц команда получает 7 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждую правильно названную пословицу.

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Русский солдат не знает преград.

Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Слайд 32

Ведущий. Уважаемые игроки, это был последний тур нашей игры. Пора подводить итоги.

Члены счётной комиссии озвучивают счёт игры и называют команду-победителя.

Наступило время назвать лучшего игрока своей команды.

Капитаны озвучивают мнение игроков команды.

Какое из заданий вам показалось самым интересным? Самым трудным?

Участники игры называют самый трудный вопрос и самое интересное задание викторины.

Уважаемые зрители и болельщики! Вы внимательно следили за ходом игры и обсуждением ответов на вопросы. Кого, по вашему мнению, можно сегодня назвать лучшим знатоком истории России?

Награждение победителей и лучших игроков.

Слайд 33

Ведущий. Уважаемые игроки! Сегодня вы работали в дружных командах, и, наверное, поняли, что успех зависит не только от запаса знаний, но и от того, насколько дружной и сплочённой была ваша команда. Сейчас я попрошу выйти на центр обе команды, встать по кругу и сказать своему соседу справа, взяв его за руку, фразу, начало которой вы можете посмотреть на экране:

Каждый ученик по очереди берет руку соседа, стоящего справа, и высказывает свое мнение, продолжая фразы:

    Хочу отметить …

    Мне было интересно …

    Меня удивило ….

    Мне удалось …

    Хочу похвалить …

    Показалось странным …

    Я для себя сделал выводы ….

(пока круг не замкнётся

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.

    Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

    История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: Просвещение, 1991.

    Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: Наука, 1991.

    Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.

    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: Книга, 1991.

    http://www.goldenkorona.ru/simvol_gimn.html - Гимн России

    http://wip.4ik.ru/music/?nid=173558 - песня «Моя Россия» в исполнении группы «Непоседы»

«Интеллектуальный лабиринт». Викторина по истории.

(для учащихся 8 классов)

«Не зная прошлого, истории, трудно

знать настоящее время,

предположить будущее».

Абу Насыр аль-Фараби

Цель:

Выявление интеллектуального потенциала по предмету;

Способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и уважение к обычаям и традициям предков.

Форма: Интеллектуально-познавательная игра.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут проявить свой интеллектуальный потенциал и знания по истории Казахстана.

Мероприятие даст возможность учащимся осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство.

Результаты мероприятия дадут возможность выявить учение выражать свою точку зрения, мысли, по необходимости отстаивать ее.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование», «рассказ о прошлых событиях». Историческая наука - очень важный и интересный предмет. Потому что она – краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Поэтому эпиграфом нашего мероприятия «Путешествие в историю» стало высказывание величайшего ученого средневековья Абу Насыр аль-Фараби: «Не зная прошлого,истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее». В нашей игре принимают участие учащиеся 8 класса. Цель нашего мероприятия выявить интеллектуальный потенциал у учащихся в области исторической науки.

Наши участники заняли свои игровые места. Поэтому ознакомлю с этапами игры;

    «Визитная карточка»

    «Портреты заговорили»

    «Что находится в шкатулке»

    «Практический»

    «Блиц-турнир»

После каждого тура жюри оценивает ваши ответы и озвучивает итоги каждого этапа.

История – это память народа. Она сочетает в себе триумфальные и трагические, жестокие и героические страницы. И какими бы они не были, их надо знать, уважать личности, которые жили в разные исторические эпохи.

Итак, первый тур «Визитная карточка»

Каждая команда представляет свою команду. Жюри оценивает соответствие названия, девиза и эмблемы команды с тематикой мероприятия. Максимальный балл оценивания – 5 баллов.

Второй тур: «Портреты заговорили»

Конкурс капитанов.

Перед вами четыре портрета: Абылай хана, Тимура, аль-Фараби, Толе-би. Свою закладку вы должны прикрепить к портрету исторической личности, к которому относится мой рассказ.

    Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросиди: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо». (Толе би)

    «Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается». (Абылай хан)

    Его называли сыном своего времени, фигура глубоко противоречивая. Он в молодости был вхож во дворец, рос и возмужал в атмосфере отчаянной борьбы за власть и трон, стал свидетелем многочисленных фактов предательства и коварства, измены и продажности. В молодости сказал «Если на то воля божья, я тоже постараюсь стать ханом, буду властелином аулов, городов и дворцов». (Тимур)

    Даже Абу Али ибн Сина при написании своих произведений использовал его труды. (аль-Фараби)

    В русских летописях его называли царевичем сибирским. (Абылай)

    Слава пришла к нему в 25 лет. Он говорил: «Соберешь вокруг себя болтунов, - опозорят. Обманешь друга единожды – потеряешь его доверие навсегда». Особенно возрос его авторитет при хане Тауке. (Толе би)

    Он был высокого роста, обладал большой головой и густыми бровями, имел длинные ноги, длинные руки, носил большую бороду. На правую ногу он был хромой. Глаза его были подобно свечам. Отличался большой храбростью, смерти не боялся, до конца жизни сохранил ясную память, не любил шуток и лжи» - писал сирийский историк Ибн Арабшах. (Тимур)

    «Я понял Аристотеля, когда прочитал его труды». (аль-Фараби)

Ведущий:

Третий тур: «Что находится в шкатулке»

    Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Что в шкатулке? (Земля)

Подсказка: За нее боролись наши предки.

    В старину, на Руси это считалось символом мудрости. Газета «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале XVIII века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что этот такое?

    Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находиться в шкатулке? (Перстень)

Подсказка: Он не только украшение, но и символизирует богатство, достаток, власть.

    Этот закон был принят в США в 1787 году, во Франции – в 1791 году, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция)

    Французского пирата Сюркуфа схватили. Он предстал перед королевским судом. На вопрос с месте хранения награбленных сокровищ пират упорно отвечал, что возил их с собой. Ему не поверили, думая, что сокровища на далеком острове. В наше время доказано, что Сюркуф был прав. В шкатулке рисунок того предмета, который возил с собой Сюркуф. (Якорь из сплава золота и серебра)

Подсказка: Этот предмет необходим особенно для кораблей.

    Его завез в Россию Петр Великий.

Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)

Ведущий:

Четвертый тур: «Практический»

Перед вами предметы: сосуд с водой, нож, книга, соль, платок и другие предметы, не имеющего отношения к версии ответа. Используя их, нужно разрешить конкретную ситуацию. В случае неправильного ответа у одного участника есть возможность дать свой вариант ответа.

Каждой команде вопросы задаются поочередно:

    В обычаях казахского народа при рождении ребенка до сорока дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд укладывания в колыбаль называют «бесикке салу».Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (Соль)

    Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл решения доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявите войну. (Нож в книге)

    Особое место занимает в жизни казахов свадебный обряд. По традиции он длится долго и проходит в несколько этапов. В средневековье, вплоть до конца XVIII века, девушка бывало, и не видела своего жениха, так как родители уже принимали решения за нее. В знак своего согласия девушка должна была подарить своему жениху подарок. Как вы думаете, что это за вещь или предмет ее дарения? (Платок)

Пятый тур. «Блиц-турнир»

Каждая группа должна быстро ответить на 20 вопросов.

Если не знаете ответа на вопрос, переходим к следующему. Принцип этого тура: «Говори редко, но метко». Принимается только первый ответ. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1 группа.

2.С какого возраста ты становишься гражданином РК?(с рождения)

3.Богиня правосудия (Фемида)

4.Из какого сословия избирались ханы в XVI – XVIII века? (Султанов)

5. Кем был убит Кенесары Касымулы? (Киргизскими манапами)

6. Годы жизни Абылай хана? (1711 – 1781 гг)

7. Кого называли «вторым Аристотелем»? (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Кем был Ходжа Ахмед Ясауи? (Праповедником ислама)

9. Где расположен мавзолейный комплекс Ходжа Ахмед Ясауи (г.Туркестан)

10. Что такое курултай (всенародное собрание или съезд)

11. Годы жизни выдающегося казахского ученого, путешественника Шокана Уалиханова? (1835-1865 гг.)

13. Что означает «шаруа»? (крестьяне)

14.Кому из биев принадлежит знаменитое высказывание: «В единстве – сила» (Толе би)

15. Когда был принят «Устав о сибирских киргизах» (1822 г)

16.Что означает слово «трактат» (научная работа, труд)

17. При каком хане был систематизирован и составлен свод законов, известный под названием «Жеті Жарғы»

18. Назовите казахские национальные головные уборы мужчин? (тымак, борик, такия)

19. Цветок, символ Наурыза. (тюльпан)

20. Столица Казахстана. (Астана).

2 группа.

2. Основной закон РК (Конституция)

3. Кто возглавил восстание 1837-1847 гг.(Кенесары Касымов)

4. Что означает «барымта» (Угон скота).

5. Какого древнегреческого ученого называли «Отцом истории»? (Геродота)

6. Назовите имя первого хана Внутренненй орды? (Хан Бокей)

7.Кому принадлежит высказывание: «Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее» (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Основные части юрты. (шанырак, кереге, уык, сыкырлаук)

9.Какого средневекового ученого называли «Отцом алгоритма». (аль-Хорезми)

10. Какое наказание полагалось по ханскому суду за предательство? (смерть)

11. Назовите город, который считается религиозным центром? (г. Туркестан)

12. По приказу кого было начато строительство мавзолейного комплекса Ходжа Ахмада Яссауи? (Тимур)

13.На берегу какой реки находится Астана? (Ишим)

14. Назовите казахские национальные головные уборы женщин? (кимешек, саукеле, орамал)

15. Животное из вида кошачьих, эмблема Казахстана, занесено в Красную книгу? (Барс)

16. Какого хана в детстве и в юношестве называли «Сабалак» (Абылай хан)

17.Что означает приставка аль-? (Из)

18. Назовите имена предводителей народного восстания 1836-1838 гг. в Букеевской орде? (Исатай Таймаеулы и Махамбет Утемисов)

19. Основное жилище казахов в прошлом? (Юрта)

Жюри подводит итоги игры.

Награждение победителя игры и участников.

Заключительная часть.

И это мероприятие мне хотелось бы закончить стихотворением:

Есть страна, где предки и потомки

В разных измерениях зовут

Ход времен часы не становят,

Ту страну «Историей» зовут

Труд и дерзость, мир, война и тайна

Каждый вечер, каждый день и час,

Череда неслыханных событий

Пусть постоянно окружает нас.

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Игровой конкурс «Историческая викторина»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели истории, 9-11 класс



Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Игровой конкурс «Историческая викторина» представляет собой внеклассное мероприятие, в рамках предметной недели истории для учащихся 9 - 11-х классов. Предметная область: история. Данный материал представляет интерес для учителей-предметников указанной области. Игра поможет в комфортной форме вспомнить либо узнать многие события и факты из истории.

Самой игре предшествует отборочной этап, в котором определяются 8 участников очного состязания.
В очной игре предусматривается 7 туров по два вопроса каждому игроку. Время на обдумывания ответа – 10 секунд.
После каждого тура игроки голосуют за удаление одного участника. Голосование происходит путём публичного озвучивания голосующим имени того участника, которого каждый конкретный игрок удаляет из игры. Из голосования на удаление исключаются участники, верно ответившие на оба вопроса. В случае если все ответят правильно или неправильно, на голосование выносятся все участники. В последнем туре, когда останется два участника, победителем признается тот, кто даст больше правильных ответов, чем её оппонент. В случае если оба игрока в последнем туре набирают одинаковое количество очков, вопрос о победителе выносится на голосование, в котором принимают участие все участвовавшие в игре.
Примерное время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут.
Цель: воспитание чувства патриотизма и развитие исторического кругозора.
Задачи:
- воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности;
- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Отборочный тур

Данное состязание формирует состав участников игры. С течение 1 минуты нужно написать имена как можно большего количества правителей Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской федерации. 8 человек, написавшие наибольшее количество правильных ответов, выходят в финал для участия в очной игре. Остальные являются зрителями.
После подведения итогов отборочного тура, ведущий представляет всех участников. Очередность выступления в очной игре участники выбирают сами.

Очная игра

1. Назовите столицу Российской Федерации (Москва)

2. Назовите столицу России в 1912г. (Санкт-Петербург)

3. Назовите фамилию первого президента Российской Федерации (Б. Ельцин)

4. Какой цвет присутствует в Российском флаге, помимо белого и синего? (красный)

5. В какой части света, помимо Европы, находится Россия? (Азия)

6.Как называлось самое крупное животное, на которые охотились древнейшие люди? (Мамонт)

7. Именно этот сказочный персонаж мог учуять «русский дух» (Баба-Яга).

8. Какой русский писатель принял активное участие в переписи Сахалина? (А.П. Чехов)

9. Первые Олимпийские игры были в 776г-до нашей эры. В каком году были вторые Олимпийские игры?(778г до нашей эры)

10. Какой титул был у владыки Древнего Египта? (Фараон)

11. Назовите территорию, проданную Россией США в 1867г. (Аляска)

12. Назовите океан, омывающий северное побережье России?

13. Именно эта область является самой западной части России. (Калининград)

14. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)

15. Крещение на Руси прошло при князе Владимире или при князе Святославе. (Владимир)

16. Именно эти горы отделяют Европу от Азии? (Урал)

1. Первооткрывателями этого континента относятся русские мореплаватели (Антарктида)

2. Назовите русского царя, прорубившего окно в Европу? (Пётр I)

3. Великая Отечественная война является второй или третьей «Отечественной войной» (третьей).

4. Кто первым изобрёл ядерное оружие США или СССР? (США)

5. Кто первым изобрёл термоядерное оружие США или СССР? (СССР)

6. Именно эта река является символом ГУЛАГА сталинских лагерей? (Калыма)

7. В каком году Гагарин полетел в космос? (1961)

8. Какой из 2-х городов был основан раньше Москва или Рим? (Рим)

9. Именно этот человек ходил за три моря (А. Никитин)

10. Вторым космонавтом СССР был? (Г. Титов).

11. Именно эта страна является самым северным соседом России? (Норвегия)

12. Любимым развлечением римлян были бои людей называвшихся? (Гладиаторские бои)

13. Из какой страны на Русь пришло христианство? (Из Византии)

14. Что изучает нумизматика? (Монеты)

1. В каком году была Курская битва? (1943)

2. Татаро-монгольское иго закончилось в 1380 или в 1480г? (1480)

3. Назовите прозвище царя внушавшего ужас? (И.Грозный)

4. 100-летие этой битвы отмечали в Российской империи и в 200-летие в Российской федерации (Бородинская битва)

5. За победу над немцами и шведами А. Невский получил своё орудие (шведами).

6. Фамилия этого «правителя» переводится с древнегрузинского как «сталь» (Сталин).

7. Именно эта река является символом России (Волга).
8.Назовите фамилию советского военачальника, которого Сталин всегда называл «Константин Константинович» (Рокоссовский)

9. Как нравится сооружение, где похоронен В. И Ленин? (Мавзолей).

10. Назовите последнюю крупную военную операцию в годы великой отечественной войны (пражская наступательная операция)

11.Как назывались письменные источники, в которых записывались все события истории Древней Руси? (летописи)

12. В результате Первой мировой войны в России произошли две революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти революции (Февральская и Октябрьская революции).

1.Первое знакомство русичей с татаро-монголами произошло именно на этой реке…(на р. Калке)

2.В какую организацию входит РФ, в НАТО или ООН?(ООН)

3.Какое «цветное» море, помимо Черного, омывает берега России? (Белое)

5.В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (в 1897)

6.Назовите фамилию первой женщины – космонавта? (В. Терешкова)

7.В 1613 году в России утверждалась династия, фамилия которых… (Романовы)

8. В какой океан, помимо Индийского, Россия не имеет выхода? (В Южный)

9. Кого в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты называли «черная смерть»? (советских морских пехотинцев)

10.На каком острове расположен самый известный лабиринт? (Крит)

1.Кто написал роман «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

2.Кто написал поэму «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)

3. В каком веке жил М.И. Ломоносов? (в XVIII в.)

4. Назовите прозвище русского императора Николая II (Кровавый)

5. Именно этот человек сказал «У России есть два союзника – её армия и флот» (Александр III)

6. В каком году Россия перешла на григорианский календарь? (В 1918 г.)

7.Чайковский-композитор или художник? (композитор)

8.На каком инструменте играл М.Ростропович (Виолончель)

1. Войска какой страны, помимо СССР участвовали в штурме Берлина в 1945 г? (Польши)

2. В Европе их называли «норманнами», на Руси – «варягами», а сами они себя называли… (викингами)

3. Именно этот человек совершил переворот в геометрии, открыв одну из неевклидовых геометрий? (Лобачевский)

4. Именно на этой реке встретились советские и американские войска во время Второй Мировой войны…(на р. Эльбе)

5. Именно этот человек считается покорителем Сибири (Ермак)

6. Это продолжалось с 1649 г. по 1861 г. (Крепостное право)

1. Этого князя считают «Александром Македонским» древней Руси… (Князя Святослава)

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (900)

3. При каком русском царе был построен первый военный корабль «Орёл»? (При царе Алексее Михайловиче Романове «Тишайшем»)

4. Как назывался первый гимн СССР? («Интернационал»).

Список использованной литературы.

1. Вигасин А.А. История Древнего Мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с. ил., карт.

2. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.: ил., карт.

4. Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с., л. Ил., карт. : ил.

5. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 383 с., л. ил., карт. : ил.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

7. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

8. Левандовский А.А. История России XX-начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

10.

11.

12.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...