Когда возникли григорианский и юлианский календарь. Разница между юлианским и григорианским календарем

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.

Календарь — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь , в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Он составляет приблизительно 365,2422 суток.

История развития солнечного календаря — это установление чередования календарных лет разной продолжительности (365 и 366 суток).

В юлианском календаре, предложенном Юлием Цезарем, три года подряд содержали по 365 суток , а четвертый (високосный) — 366 суток. Високосными являлись все годы, порядковые номера которых делились на четыре.

В юлианском календаре средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по нему приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году нашей эры Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 года буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымались 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого "новым стилем" .

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Россия перешла на григорианский календарь в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года "О введении западно-европейского календаря". Поскольку к моменту принятия документа разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, было решено день после 31 января 1918 года считать не первым, а 14 февраля.

Декрет предписывал до 1 июля 1918 года после числа по новому (григорианскому) стилю в скобках указывать число по старому (юлианскому) стилю. Впоследствии эта практика сохранилась, но в скобки стали помещать дату по новому стилю.

14 февраля 1918 года стал первым днем в истории России, официально прошедшим по "новому стилю". К середине XX века григорианским календарем пользовались практически все страны мира.

Русская Православная церковь, сохраняя традиции, продолжает следовать юлианскому календарю, в то время как в XX веке некоторые поместные православные церкви перешли на т.н. новоюлианский календарь. В настоящее время кроме Русской еще только три православные церкви — Грузинская, Сербская и Иерусалимская — продолжают целиком придерживаться юлианского календаря .

Хотя григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в нем на 0,003 суток (26 секунд) длиннее тропического года. Ошибка в одни сутки накапливается примерно за 3300 лет.

Григорианский календарь также , в результате которого продолжительность суток на планете растет на 1,8 миллисекунды каждое столетие.

Современная структура календаря не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий .

Вопрос об улучшении календаря поднимался неоднократно и достаточно давно. В XX веке он был поднят на международный уровень. В 1923 году в Женеве при Лиге наций был создан Международный комитет по реформе календаря. За время своего существования этот комитет рассмотрел и опубликовал несколько сотен проектов, поступивших от разных стран. В 1954 году и в 1956 году проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН, однако окончательное решение было отложено .

Новый календарь можно ввести только после одобрения его всеми странами по общеобязательному международному соглашению, которое пока не достигнуто .

В России в 2007 году в Государственную думу был внесен законопроект , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. В нем было предложено установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект .

Летом 2017 года в Госдуму опять о переходе России на юлианский календарь вместо григорианского. В настоящее время он находится на стадии рассмотрения .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

На пороге новолетия , когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю .

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский .

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь .

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium , что означает «долговая книжка» . Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ , так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием .

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток , а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев , отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле , он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем , составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток . Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря . Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э . Начало года по этому календарю начиналось 1 января .



Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)


Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения :

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе - год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте , но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре , по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы - весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени . Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый , стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января .



Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь , принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года , после переворота, вся Россия перешла на новый стиль , теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю . Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе . Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви , тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским .

Юлианский календарь В Древнем Риме с 7 в. до н. э. употреблялся лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Суеверные римляне боялись четных чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. Новый год начинался 1 марта.

В целях максимального приближения года к тропическому (365 и ¼ суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц – марцедоний (от лат. "марцес" – плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчиваться все денежные расчеты прошлого года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось. Поэтому в 5 в. до н. э. марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на ¾ суток. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, римские жрецы – понтифики (одна из жреческих коллегий) настолько запутали календарь, что в 1 в. до н. э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Для создания нового календаря был приглашен александрийский астроном Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача – максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года.

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Число месяцев и их названия остались прежними, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался "бис сектус" – второй шестой ("бис" – дважды, еще "сексто" – шесть). В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово "високос", а удлиненный год стал называться високосным годом.

В Древнем Риме, кроме календ, специальные названия имели пятые числа каждого короткого (30 день) месяца или седьмые длинного (31 день) месяца – ноны и тринадцатые короткого или пятнадцатые длинного месяца – иды.

Началом нового года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы и другие римские магистраты. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис (пятый месяц) в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н. э. секстилис (шестой месяц) – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц ("децембер" – декабрь) стал двенадцатым.

Новый Юлианский календарь приобрел следующий вид: январь ("януарис" – назван в честь двуликого бога Януса); февраль ("фебруариус" – месяц очищения); март ("мартиус" – назван в честь бога войны Марса); апрель ("априлис" – вероятно, получил название от слова "априкус" – согреваемый солнцем); май ("майус" – назван в честь богини Майи); июнь ("юниус" – назван в честь богини Юноны); июль ("юлиус" – назван в честь Юлия Цезаря); август ("аугустус" – назван в честь императора Августа); сентябрь ("септембер" – седьмой); октябрь ("октобер" – восьмой); ноябрь ("новембер" – девятый); декабрь ("децембер" – десятый).

Итак, в Юлианском календаре год стал длиннее тропического, но на величину значительно меньшую, чем египетский год, и был короче тропического года. Если египетский год опережал тропический на одни сутки каждые четыре года, то юлианский отставал от тропического на одни сутки через каждые 128 лет.

В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь лежит в основе календарной системы, которой пользуются сейчас большинство стран мира.

На практике високосный год в Юлианском календаре определяется признаком делимости последних двух цифр обозначения года на четыре. Високосными в этом календаре являются и годы, обозначения которых имеют последними двумя цифрами нули. Например, среди 1900, 1919, 1945 и 1956 високосными являлись 1900 и 1956 гг.

Григорианский календарь В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, весеннее равноденствие (21 марта) в конце 16 в. приходилось уже на 11 марта, а это грозило в будущем, при условии сохранения равноденствия 21 марта, перемещением главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето. По церковным же правилам Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, приходящегося на период между 21 марта и 18 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории XIII, по имени которого новый календарь и получил свое название.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых-астрономов. Автором проекта был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами, во-вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года, а именно те, которыми заканчивались столетия, при условии, что первые две цифры обозначения года не делятся без остатка на четыре. Таким образом, 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми, так как 17, 18 и 19 не делятся без остатка на четыре.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года.

Так как в разных учебных пособиях приводятся различные цифры, характеризующие расхождение в одни сутки между Григорианским и тропическим годами, можно привести соответствующие расчеты. Сутки содержат 86 400 секунд. Разница между Юлианским и тропическим календарями в трое суток накапливается через 384 года и составляет 259 200 секунд (86400*3=259 200). Каждые 400 лет из григорианского календаря выбрасываются трое суток, т. е. можно считать, что год в Григорианском календаре уменьшается на 648 секунд (259200:400=648) или 10 минут 48 секунд. Средняя продолжительность Григорианского года составляет таким образом 365 суток 5 часов 49 минут 12 секунд (365 суток 6 часов – 10 минут 48 секунд = 365 суток 5 часов 48 минут 12 секунд), что лишь на 26 секунд больше тропического года (365 суток 5 часов 49 минут 12 секунд – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд = 26 секунд). При такой разнице расхождение между Григорианским календарем и тропическим годами в одни сутки наступит только через 3323 года, так как 86400:26 = 3323.

Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г. В 20 в. разница между Юлианским и Григорианским календарями достигла уже 13 суток, поэтому в 1918 г. предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.

До перехода на григорианский календарь, который в разных странах произошел в разное время, повсеместно использовался календарь юлианский. Назван он так в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, проведшего, как считается, в 46 году до нашей эры, календарную реформу.

В основу юлианского календаря, судя по всему, положен египетский солнечный календарь. Год по юлианскому равнялся 365,25 суток. Но в году может быть только целое число суток. Поэтому полагалось: три года считать равными 365 суткам, а следующий за ними четвертый год равным 366 суткам. Этот год с дополнительным днем .

В 1582 году римский папа Григорий XIII издал буллу предписывающую «вернуть весеннего равноденствия на 21 марта». Оно к тому времени ушло от обозначенной даты на десять дней, которые были изъяты из того 1582 года. А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, из каждых 400 лет предписывалось выбрасывать трое суток. Не високосными стали года, числа которых кратны 100, но не кратны 400.

Папа угрожал отлучением от церкви каждому, кто не перейдет на «григорианский календарь». Почти сразу на него перешли католические страны. Через некоторое время их примеру последовали протестантские государства. В православных России и Греции юлианского календаря придерживались до первой половины XX века.

Какой из календарей точнее

Споры, какой из календарей - григорианский или юлианский, точнее, не утихают по сию пору. С одной стороны, год григорианского календаря ближе к так называемому тропическому году - промежутку, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. По современным данным, тропический год составляет 365,2422 суток. С другой стороны, ученые при астрономических расчетах и в настоящее время пользуются юлианским календарем.

Целью календарной реформы Григория XIII не было приблизить длительность календарного года к величине тропического года. В его времена такого понятия как тропический год еще не существовало. Целью реформы было соблюсти решения древних христианских соборов о сроках празднования Пасхи. Однако поставленной задачи полностью не решил.

Широко распространенное мнение, что григорианский календарь «правильнее» и «продвинутее» юлианского календаря - всего лишь пропагандистский штамп. Григорианский календарь, по мнению ряда ученых, астрономически не обоснован и является искажением юлианского календаря.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...